Сочинение на тему культура византии 6 класс по истории

Доклады история культура византии на сегодняшний день такой страны как византия не существует. таков ход истории: империи появляются и исчезают
  • Доклады
  • История
  • Культура Византии

На сегодняшний день такой страны как Византия не существует. Таков ход истории: империи появляются и исчезают и нередко одни являются преемницами других.

Византийская история именно такая и эта страна стала преемницей Великой Римской империи, которая занимала огромные территории. Тем не менее, нашествия варваров, упадок культуры и другие факторы в итоге разделили эти пространства на Восточную и Западную Римскую и империи и Восточная стала Византией со столицей в городе Константинополь.

Существенное значение во всех этих процессах имело христианство и распространение религии по планете. Западная империя образовалась на территории современной Италии и стала колыбелью для католичества. Византия в свою очередь – родина православного христианства и именно оттуда пошел русский православный канон, которому Русская церковь следует (или как минимум старается следовать в лице своих наиболее искренних и благонадежных представителей) до сих пор.

Византийская культура – сочетание Востока и Запада. Сейчас Стамбул, то есть бывший Константинополь тоже стоит на Босфоре, где восточная и западная цивилизации имеют физическую границу.

Конечно, культура Византии – культура христианства и православия в частности. Именно тут зарождается иконопись православного канона, который расцветет в России, именно тут появляются традиции православной аскетики. Конечно, базовая религиозная традиция также имела воздействие и на другие области искусства такие как архитектура, литература и многое другое.

Помимо этого следует отметить воздействие античности и развитых цивилизаций. Если на Руси просто переняли византийско-христианскую культуру и на этой основе сделали нечто уникальное, то Византия являлась как бы продолжательницей традиций и Древней Греции и Рима и восточных цивилизаций. Поэтому эта культура невероятно богата и прогрессивна для своего времени, этот факт легко увидеть на примере архитектуры, к примеру, некоторые стамбульские соборы оставшиеся от византийской эпохи, восхищают своим величием до сих пор.

Для России Византия во многом является источником собственной культуры. Поэтому, если мы хотим лучше понять русскую культуру средневековья следует в том числе обратить свой взор и на эту страну.

Вариант 2

Традиционная наука считает, что Византийская империя существовала с 395 по 1453 год. Не будем отходить от официальной версии, хотя хронологию событий в любом подобном случае можно поставить под сомнение.

Ни первая, ни вторая даты взяты не случайно – в 395 году Великая Римская империя распалась на две части – Восточную (собственно, Византия) и Западную Римскую империю. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь.

1453 год – год падения Византии под напором турок.

Культура Византии стала буквально первой в своём роде. До неё действительно христианских культур не существовало.. Там же завершилось и становление христианства в своей ортодоксальной форме. Культура Византии того времени изобилует великими христианскими мыслителями – например, Иоанн Златоуст или Иоанн Дамаскин. Большинство из этих мыслителей теперь почитаются святыми.

Что касается законодательства, то закономерным продолжением знаменитого римского права стало так называемое византийское право. Впоследствии оно распространилось и на другие страны, существовавшие в одну эпоху с Византией.

Эпохой первого расцвета византийской культуры традиционно считается 5-6 вв. Именно тогда произошёл переход от рабовладельческого строя к феодальному.

История Византии изобилует волнообразными взлётами и падениями. После первого расцвета наступили самые настоящие тёмные, смутные времена (8-9 вв.). После них Византия снова пережила расцвет. Примерно на это время приходится установление тесных дипломатических связей с Киевской Русью. В художественной культуре начинает наблюдаться чёткий оттенок Средневековья.

Затем – нападение крестоносцев и жуткое разграбление империи. Более или менее восстановиться ей удалось лишь к середине 13 века. Следующий – и последний – свой взлёт империя переживает в 14-15 вв. Что касается культуры, то этот расцвет был, пожалуй, самым ярким. И недолгим – в 1453 году Византия пала, чтобы больше уже не возродиться.

Византийская культура оказывает своё влияние и по сей день. И пусть сквозь время это влияние не могло пройти неискажённым, только подумайте – сколько времени прошло со времени существования этого государства? А влияние всё ещё сохраняется.

6 класс

Картинка к сообщению Культура Византии

Культура Византии

Популярные сегодня темы

  • Геродот отец истории

    Геродот по праву является отцом истории. Именно он создал первый в мире трактат, в котором описал обычаи народов, а также события греко-персидских сражений. Этот и многие другие труды сделали

  • История создания «Тараса Бульбы»

    Николай Гоголь – всемирно известный русский писатель, детство и юность которого прошли в Полтавской губернии. Несмотря на переезд в Петербург, творец сохранил свою любовь к культуре и традици

  • Природа Самарского края

    Природа Самарского края богата и уникальна. Наряду с типично среднерусскими компонентами среды здесь можно обнаружить элементы, присущие практически всем регионам России

  • Лиственница

    Лиственница является одним из самых распространенных пород деревьев в России. Это дерево видел каждый проживающий в средней полосе. Лиственница – красивое дерево, которое широко используют в

  • Культура древнего Китая

    Китайская цивилизация является одной из самых древнейших в мире и существует по меньшей мере уже пять тысяч лет. Несмотря на то, что культура Древнего Китая берет своё начало далеко

  • Вельможи в древнем Египте

    Вельможи и состоятельные люди древнего Египта находились на самом верху социальных слоев. Их жизнь была тесно связана с царями и фараонами. Египтяне боготворили царей

Византия – наиболее «долгоживущая» из средневековых империй. В этом государстве сходились многочисленные торговые пути, оно имело связи со многими странами разных регионов. Внешнее влияние накладывалось на собственные культурные традиции, которые в Византии сохранялись на протяжении многих веков. В результате сложилась самобытная, имеющая существенные отличия от западной, культурная традиция, оказавшая влияние на многие народы, в том числе и на Русь.

Общие особенности византийской культуры

Византия – Восточная Римская империя, осколок крупнейшей и сильнейшей державы древнего мира. В отличие от Западной империи, она не была завоевана варварами в эпоху Великого переселения народов. Поэтому в Византии не наблюдалось периода культурного упадка, какой имел место в Западной Европе. Здесь также успешно сохранилось то, что сейчас принято именовать исторической памятью – осознание своей древней истории и наличия в ней существенных достижений, заслуживающих сохранения.

Вместе с тем, Византия была родиной поголовной христианизации Римской империи (ее столица Константинополь как раз построена Константином Великим, навязавшим новую веру всем своим подданным императорской волей). Соответственно, на ее культуру не могло не оказывать влияние христианство и связанные с ним традиции.

Географическое же положение Византии (а империя эта имела владения на трех континентах) неминуемо делало ее своеобразным перекрестком древних дорог. По территории Византии проходили важнейшие торговые пути, и уже по этой причине в этом государстве постоянно находилось значительное количество иностранцев, знакомивших ее с культурными традициями и достижениями своих народов. Эти же купцы и послы способствовали распространению и византийских достижений.

Соответственно для культуры Византии характерна эклектика, смешение влияний. Здесь помнили о своем античном происхождении и гордились им, но жили по христианским нормам и представлениям. Византия была хорошо знакома с культурными традициями других народов, в том числе достаточно отдаленных. Она испытала влияние как Европы (в основном Западной, но не только), так и Азии со свойственными этому региону специфическими эстетическими представлениями. В результате получилась культура, существенно отличающаяся от всех современных аналогов.

Византийская наука и образование

Византийцы помнили о своем происхождении от Римской империи и сами себя именовали ромеями (т.е. римлянами). Однако официальным языком империи был греческий, им пользовались в государственной жизни, а также в науке и образовании. Эта особенность отражена в русском понятии «путь из варяг в греки», где византийцев именовали именно греками, а не ромеями.

Византия не знала периода культурного упадка начала средневековья, и падения образования в ней тоже не было. В отличие от Западной Европы, вся византийская верхушка (чиновники, деятели церкви, крупнейшие военные, богатые купцы) были не просто грамотны, но достаточно хорошо образованны. Средневековых университетов в Византии не было, школы имелись при монастырях, а богатые люди чаще учились дома, нанимая учителей. Знание латинского и еще какого-нибудь языка, знакомство с историей и церковной литературой, правом и географией были для богатого византийца скорее нормой.

Византийские философы (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Лествичник, Михаил Пселл) были в большинстве своем богословами и рассматривали вопросы бытия с христианской точки зрения. Однако немалое воздействие на них оказали неоплатонизм и стоицизм античного образца. Византийское богословие оказало огромное влияние на русскую средневековую философию.

Математика в Византии находилась в некотором упадке. Но все же состояние этой науки позволяло византийцам проводить сложные вычисления, необходимые при сооружении дворцов и храмов.

Зато византийская медицина достигла в своем развитии немалых высот. Византия была первым средневековым государством, где появились больницы. Трактат Николая Мирепсоса по фармацевтике (XIII век) использовался для обучения этой науке парижских студентов-медиков до середины XVII века. Медицинский сборник в семи книгах, составленный Павлом Эгинским в VII веке, использовался в качестве учебника для врачей около 800 лет. Этот медик был также специалистом в области хирургии. Придворный врач Иоанн Актуарий оставил несколько трактатов по диагностике, а Александр Траллийский (VI век) – по фармакологии, описав около 600 видов применявшихся византийскими врачами лекарств.

Немалое развитие получила и история. Конечно, она существовала в виде хроник, однако византийские хронисты оставили как подробное описание истории собственной страны, так и достоверные рассказы о событиях у соседей и их жизни. Византийские источники имеют огромное значение при изучении древнерусской истории. Ценные сведения содержатся в работах Прокопия Кесарийского, Георгия Амартола, Льва Грамматика, Льва Диакона, Никиты Хониата, Михаила Пселла (этот византийский придворный по широте интересов может сравниться с титанами Возрождения).

Значительный вклад в историческую науку внесли даже византийские императоры. Константин Багрянородный сам делал хронические записи и способствовал сбору и сохранению хроник. Дочь императора Алексея Комнина Анна составила хронику царствования своего отца, а император Иоанн Кантакузин описал собственное правление в автобиографических записках.

Достижения византийского искусства

Византийское искусство было достаточно специфичным. Его традиции отличались и от античности, и от западного средневековья. Византия оказала огромное влияние на Русь и южнославянские земли.

Весьма ярко проявились византийские культурные вкусы в архитектуре. Под влиянием Востока местные правители и церковные иерархи тяготели к масштабности и роскоши. Строительство во многих византийских городах шло из камня (ради защиты от врагов и просто по причине доступности материала), поэтому сохранилось довольно много памятников византийской архитектуры.

Самыми известными из них являются церкви Святой Софии и Святой Ирины в Стамбуле (бывший Константинополь). Однако византийские строения сохранились в Сербии, Греции и даже на Сицилии.

Характерной особенностью византийских храмов является большой центральный купол, лежащий на «барабане» (круглом основании) или на основании в форме параллелепипеда, углы которого изнутри сглажены арками. Такая конструкция именуется «парусом» и делает византийские постройки особенно воздушными. Эти приемы были потом переняты русским зодчеством.

В Византии строили также богатые, сложной конструкции дворцы для императоров и знати. Они имели большое количество помещений и переходов и щедро украшались резьбой, настенной живописью и мозаикой.

В живописи византийцы разработали особые каноны изображения человека, указывающие, какие пропорции следует соблюдать и какими атрибутами снабжать изображаемого. Прежде всего это проявилось в византийской иконописи (эти традиции тоже перешли на Русь). Однако изображения императоров, придворных и церковных иерархов тоже делались сходим образом.

Кроме живописи по сырой штукатурке (фрески), в Византии была распространена мозаика. Из небольших кусочков смальты выкладывали изображения святых, сцены из Библии и дворцовой жизни, портреты императоров. Византийские мозаики следует разглядывать с достаточного расстояния – тогда игра света делает фигуры объемными.

О византийской музыке известно относительно мало, ибо систем нотной записи в стране не было. Однако считается, что в Византии зародились традиции хорового многоголосого пения, свойственные ныне православной традиции богослужений.

Богатой была византийская литература. Значительная ее часть относилась к религиозной – жития святых, религиозные гимны, рассуждения по разным богословским вопросам. Но существовали и дидактические произведения (так называемые увещевания), и светская поэзия (включая сатирические эпиграммы). В Византии создавались произведения не только на греческом, но и на еврейском, армянском и некоторых других языках.

Развиты были в Византии и декоративно-прикладные искусства. Одежда и церковное облачение украшались вышивками, мастерство ювелиров славилось во многих странах. Уникальной была византийская техника перегородчатой эмали.

Бытовая культура Византии

В бытовой культуре Византии особенно заметны были античные традиции. В сравнении с западноевропейскими городами, здесь жили комфортней и чище (на это обратили внимание уже первые крестоносцы). Центральные улицы городов были достаточно широкими. Имелась центральная площадь (аналог традиционной агоры), где могли собираться жители для разных мероприятий.

Византийцы оказались менее подвержены идее отвержения телесных радостей и потребностей, распространенной в средневековой Европе и приведшей к отказу от соблюдения элементарной гигиены. Здесь следили за собой, регулярно мылись, пользовались косметикой – сказывалось античное наследие. При этом византийцы никогда не забывали напоказ связать каждое свое действие с религией, ибо христианство также было чрезвычайно важно для их мировоззрения.

Хотя церковь осуждала светские развлечения, в Византии долгое время сохранялись ипподромы, выступавшие в роли аналогов римских амфитеатров. Вместо гладиаторских боев в них проводились соревнования в гонках на колесницах, и даже существовал тотализатор.

В Византии на бытовом уровне была распространена тяга к роскоши; те, кто имел возможность, украшали жилища колоннами и росписью, распространены были яркие одежды. Возможно, это связано с большой пышностью, свойственной византийским богослужениям (отсюда известная историческая легенда о том, как князь Владимир Великий решил сделать византийское христианство общей религией Руси из-за роскоши его обрядов).

Значение византийской культуры

В период средневековья Византия продолжила на христианской основе эллинистическую традицию взаимодействия и взаимопроникновения культур. Здесь сумели сохранить немало из научных и философских достижений античности и даже успешно соединить некоторые из них с новыми христианскими традициями.

Благодаря особенностям своего расположения, Византия оказалась в роли «просветителя» своих соседей, чей культурный уровень был заметно ниже. В значительной степени это относится и к средневековой Руси. На Руси четко осознавали свою связь с Византией, что отразилось позже в понятии «третий Рим» (Византия считалась вторым), используемым для своей страны Иваном Грозным.

В Византии были созданы исторические хроники, философские и богословские трактаты, архитектурные сооружения и мозаичные полотна, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. «Кодекс Юстиниана» стал не только памятникам развития юридической мысли, но и одной из основ для формирования современных представлений о законодательстве.

Таким образом, византийская культура – важнейшая составляющая в истории развития культуры мировой. Некоторые ее достижения используются до сих пор, особенно в России и странах Южной Европы.

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.


Иконы в византийском стиле

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.


Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.

Культура Византии краткое сообщение

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.


Икона-покровитель и Михаил

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.


Сербское подворье в Москве

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.


Керченский историко-археологический музей

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.


Храм Христа Спасителя в Москве

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.


Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.


Воскресенский Новодевичий монастырь

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Изобразительное искусство и архитектура Византии

Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.

Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-купольного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры. После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.


Базилика Сан-Витале

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.


Церковь Сан-Витале

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

В
Византии с наступлением Средневековья не произошло такого упадка культуры как в
Западной Европе.

Она
успешно продолжила развитие достижений римской цивилизации. Стала достойной
наследницей античной культуры.

В
Византии в начале Средних Веков было больше образованных людей, чем в Западной
Европе
. Для управления обширными землями требовалось большое
количество грамотных чиновников.

Разрушение
Рима

image001

Также
развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных
заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли
занять высокое положение в обществе.

Полный
курс обучения состоял из трёх этапов:
подготовительного,
среднего, высшего.

Образование

image002

В
начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали
церковное пение
. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому
приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной
или частной.

В
средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию,
музыку, геометрию, астрономию
.

В
некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и
платными.

Высшее
образование
включало в себя знание филосо̀фии,
которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие,
математику, медицину, музыку
. Ко второй – этику, политику, историю.

Высшее
образование

image003

В
IX веке в Константинополе была открыта
первая в Европе
вы̀сшая школа
. Здесь же было создано высшее медицинское училище.

В
ранний период в Византии ещё сохранялись старые центры античной
образованности: Афѝны, Александрѝя, Бейру̀т, Га̀за
.

Однако
борьба с язычеством привела к упадку некоторых из них. Исчез научный центр в
Александрии. При Юстиниа̀не была закрыта высшая школа в Афинах.

Постепенно
центром научных знаний становится Константино̀поль.

Византийцы
сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также
пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об
этих трудах узнали и в Западной Европе
.

Одним
из ярких представителей византийских учёных был Лев Матема̀тик
(790–870 годы).

Приёмный
зал резиденции византийских императоров украшали изобретённые им механизмы:
статуи рычащих львов, поющих и порхающих птиц и другие механические фигуры.

Они
должны были изумлять иноземных послов, показывать могущество Византии.

Также
он изобрёл «светово̀й телегра̀ф», представлявший собой систему
сигнальных башен, которая позволяла в течение часа передать нужное сообщение от
границы империи в Константинополь.

Византийцы
накопили много знаний по географии. Известный труд Стѐфана Византѝйского
«Э̀тника»
в алфавитном порядке описывает все известные на то время
народы мира.

Содержит
цитаты античных авторов, объясняет названия местностей и народов. В нём
присутствуют сведения исторического и мифологического характера, прорицания,
описания чудес, пословицы.

Успехов
в Византии достигла и историческая наука
. Сочинения создавались
на основе античных документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Одним
из выдающихся историков был Проко̀пий Кесарѝйский.  В
своём сочинении «История войн Юстиниа̀на с пѐрсами,
ванда̀лами и го̀тами»
он ярко и доходчиво описал современную ему
жизнь.

Прокопий
Кесарийский

image005

Потребности
ремесла и медицины стимулировали развитие химии.

В
Византии сохранялись рецепты производства стекла, керамики, смальты, эмалей и
красок
.

Ремесло
в Византии

image006

Был
изобретён «грѐческий огонь», который на длительное время обеспечил
Византии перевес в морских сражениях.

Христианская
религия изменила назначение и устройство храма. Христианский храм существенно
отличался от античного. Последний выступал как обитель бога, все обряды
происходили снаружи храма. Поэтому главным в храме был его внешний вид.

Христианская
церковь строилась как место, где собираются верующие
.
Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя
и внешний вид не теряет своего значения.

Христианская
церковь

image007

Именно
в таком ключе построен храм Святой Софии в Константинополе, ставший
самым знаменитым памятником византийской архитектуры.

Его
отличают строгость, стройность и великолепие форм. Внутри он кажется
необъятным.

Эффект
безграничного пространства создаёт купол диаметром 31 метр. Он имеет 40 окон, и
когда солнечный свет заливает подку̀польное пространство – он как бы парит
в воздухе.

Храм
Святой Софии

image008

Византийские
храмы и постройки украшались моза̀икамиизображениями из
разноцветных камней, укреплённых в сырой штукатурке
. Фрѐсками
картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

Получила
развитие ѝконопись. Популярностью пользовалась и кнѝжная
миниатю̀ра
.

Книжная
миниатюра

image009

Высокого
уровня в Византии достигло прикладно̀е искусство. Византийские
изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и
ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за
пределами страны.

Быт
населения Византии во многом отличался от такового в Западной Европе
.

Несмотря
на большую роль христианства, античные влияния оставались значительными в
течение всего существования Византийской империи. Также в формировании
византийского быта немаловажным было влияние Востока.

Жизнь
в Византии строилась вокруг семьи и церкви
. Византийцы
считали семью своей главной опорой в мирской жизни. Церковь – в духовной.

Жильё
византийцев зависело в первую очередь от их социального статуса и материального
положения
.

Дома
знати отличались роскошью и красотой. Они сохраняли многие черты римских жилищ.

Жилища
бедняков и простых крестьян были достаточно простыми. В сёлах дома были
одноэтажными и строились из камня или тростника, обмазанного глиной. В
городах дома часто были многоэтажными
.

Знатные
византийцы

image010

В
Византии были распространены разнообразные развлечения. Возможность участвовать
в развлечениях во многом зависела от социального и материального положения
человека.

Но
самым любимым всенародным развлечением были соревнования на константинопольском
ипподро̀ме
.

Такие
соревнования сопровождали различные праздники и торжества. Вход на Ипподром был
свободен. Посетители делились, в зависимости от того, какую партию они
поддерживали, на зелёных, голубых, красных или белых. Каждый возница
одевался в одежду цвета своей партии.       

На
ипподроме

image011

Соревнования
начинались лишь после появления самого императора. Публика награждала
победителей соревнований аплодисментами, а император золотом.

В
начале Средних Веков Византия оставалась наиболее культурной страной Европы
.

Правители
европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам.
Константинополь стал центром науки и образования, в котором обучались многие
европейцы.

Сильным
было византийское культурное влияние в славянских землях. Русь,
Болга̀рия и Сѐрбия приняли христианство из Византии
.

Славянскую
азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. Первые каменные храмы Руси
были построены мастерами из Византии.

Византия
и Русь

image012

В
то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны
соседних восточных стран. Это влияние сказалось практически на всех областях
общественной и культурной жизни.  

Культура
Византии была перекрёстком западной и восточной культур, своеобразным мостом
между Востоком и Западом
.

Подведём
итоги.

Византия
сохранила античное культурное наследие, развила образование и науку,
архитектуру и искусство.

Ромѐйская
империя повлияла на культурное развитие своих соседей.

План.

Введение.

Основная часть.

  1. Византийская история и ее основные этапы.

  2. Место церкви в византийском обществе.

  3. Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.

  4. Россия и Византия.

Заключение.

Литература.

Введение.

Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.

Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок.

Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.

В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.

Основная часть.

  1. Византийская история и ее основные этапы.

Византия – это государство 4- 15 веков, образованное при распаде римской империи, в ее восточной части. Столица – Константинополь. Население – греки, сирийцы, конты, армяне и др. Основной язык – греческий.

В 4 – начале 7 веках в Византии стал складываться феодализм ( при сохранении до 7 века рабовладения).

К особенностям византийского феодализма можно отнести: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальской системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городской коммуны.

Наибольшего территориального расширения Византия достигла в 6 веке при Юстиниане, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания 7 – середины 9 веков арабов, славян свели ее территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию латинской империи, а не на завоеванной крестоносцами территории – греческих государств — Микейской, Трапезундской империи, Эпирского государства.

Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 г., взятие в 1453 г. Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

В истории византийской империи четко вырисовываются три периода в соответствии с ее внутренним развитием и той ролью, которое это государство играло в международной жизни средневековья.

Первый период охватывает три с половиной столетья с 4-го до середины 7 века. В эту эпоху Византия преемница римской империи, изживала рабовладельческие античные порядки.

Второй период начинался с середины 7 века и продолжался до начала 13 века. Византия в это время стала по преимуществу греческим, а в 11-12 вв. греко-славянским государством. Для социально-экономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни в жизни общества. Идет процесс укрепления уже сформировавшихся феодальных институтов.

Последний период истории Византии связан с латинским завоеванием и раздроблением империи на отдельные государства, он отмечен неравной борьбой с могучей Османской империей, трагически завершившийся в середине 15 столетия.

  1. Место церкви в византийском обществе.

Особый облик общественной и культурной жизни в Византии придавали своеобразные черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между восточно-православной и западно-католической церквями уже давно наметились существенные различия. Окончательны раскол произошел после завоевания Византии крестоносцами, когда католическая церковь попыталась провозгласить папскую супремацию на Востоке, но натолкнулось на решительное сопротивление как греческого духовенства, так и широких масс населения. В последующие столетия церковные разногласия переросли в открытую вражду.

В Византии церковь не имела той экономической и административной авторитарии, какая сложилась в западной Европе. Православная церковь и экономически и политически в большей степени чем католическая, зависела от государства, от имперских пожалований, теснее была связана с централизованной государственной системой. В Византийской империи православные иерархи не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Если на Западе папа пользовался непререкаемым моральным авторитетом и огромной реальной властью, то на Востоке церковные соборы стояли выше патриархов и лишь они являлись создателями церковных канонов, да и сами они подчинялись светской власти. В Византии грань между духовенством и мирянами не была столь резкой, как на Западе.

На Западе господствовало учение о том, что спасение человека зависит от деятельности особой организации – церкви, в руках которой находится и оценка заслуг верующего, и отпущение его грехов. Восточное христианство отличалось большим индивидуализмом, отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве, и через ее посредство допускало мистическое слияние с Божеством.

Между восточной и западной церквями довольно резко обозначились расхождения, касающиеся церковной обрядности. Эти различия складывались в течении веков и явились не только результатом догматических несогласий, но символическим выражением церковных традиций, на которые оказывали воздействия локальные обычаи, принятые в церковном ритуале той или иной местности. Языковые различия и территориальная разобщенность усугубляли эти расхождения.

Византийский монастырь как особая социальная группа в отличие от западноевропейского предоставлял монаху больше свободы в выборе образа жизни, вида аскезы и индивидуального пути спасения, что не исключало хозяйственной и административной зависимости монастырей от государства.

  1. Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.

Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI— VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование системы Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика. В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).

Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.

Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.

Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.

Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Дигенисе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.

Период VII—IX вв. характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только богословская литература. Ее представляли: Косма Магомский (VIII в.) — один из крупнейших церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, приобретший также славу канонами. Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759—826) — автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн сменился каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от языка и ритма народных песен.

Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. «Мириобиблон» — своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820—890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената, покровителя наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры. «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее от целиком богословской литературы Запада.

Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.

Искусство Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю.

Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.

Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483—565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана — это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.

К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу — мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест, на стенах — фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были преодолены.

В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города — храм святой Софии(строился в 532—537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.

Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма — сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. Поражает храм Софии и художественным совершенством — слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры — купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии.

Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные традиции, благодаря чему находили выражение национальные особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии, Египта.

Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.

Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой — жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных — выразительны их портреты. И если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.

Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской власти.

В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед нами образ ангела — полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчевые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом, симметричны — это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти — епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.

Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества — социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII—IX вв., направленного против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.

Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Только в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. — мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.

Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V— VI вв. из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены цирковые сцены.

Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо «Обручение Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с классическими. Построение отличается торжественным спокойствием и симметрией. В центре — священник, слева — Давид, справа — его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое обрамление. На фоне группы — портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.

Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.

  1. Россия и Византия.

Одной из важных характерных черт византийской культуры была ее способность воздействовать на молодые народы, вышедшие в начале средневековья на историческую арену. Она передала им опят предшествующих поколений, позволила приобщиться к важнейшим достижениям древнего мира, сделала непрерывным процесс мирового культурного развития.

Опят Византии сыграл существенную роль в выборе направления художественного творчества в древней Руси. Культурны связи с Византией во многом определили культурный облик древнерусского искусства.

Например, это влияние ощущается в градостроительстве, строительстве храмов. Особенно это влияние ощущается в живописи. Например, живописное украшение храма святой Софии в целом следует византийским образцам. Авторами мозаики и росписей, покрывающих сверху до низу своды, стены, столбы, были греки, хотя несомненно участие в работе по украшению собора и русских мастеров.

От Византии изобразительное искусство Киева восприняло не только живописное украшение храмов, но и миниатюру.

Особенно велико влияние Византии было в иконописи. Можно сказать, что искусство иконописи на Руси пришло из Константинополя. Древняя Русь этого искусства не знала.

Высший расцвет иконописи на Руси связан с именем Феофана Грека, выходца из Византии, который появился в Новгороде, потом работал в Москве, Нижнем Новгороде. Его росписи, фрески и особенно иконы по праву считаются шедеврами средневекового искусства.

Заключение.

Говорить о Византии как о мощном государстве, объединившем множество народов и территорий, во многих случаях проще, нем о византийской культуре, напоминающей фантом. Она есть и ее нет: в каждом явлении византийской культуры мы находим греко-римскую античность, иудейские, арабские, персидские и многие другие влияния, которые затрудняют выделение в ней специфического начала, а иногда просто затемняют его.

Кроме того, ей не пришлось проходить путь от становления к расцвету, как многим другим культурам. Она не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве, она многократно переживала периоды расцвета и упадка. Со всей определенностью можно связать течение византийской культурной действительности лишь с историческими границами существования государства и его блестящей столицы — Константинополя.

Литература.

  1. Культура Византии. – М.: Высш.шк., 1994.

  2. Каждан А.П. Византийская культура. – СПб.:Алетейя, 2000.

  3. Уральцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988.

  4. Советский энциклопедический справочник. – М.: Сов.энцикл., 1981.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему культура дагестана
  • Сочинение на тему культура народов россии
  • Сочинение на тему куда я хочу поехать летом и почему
  • Сочинение на тему кубады коста хетагурова
  • Сочинение на тему куда человека могут привести мечты
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии