Сочинение на тему кто такой патриот

Сочинениясочинение на тему: я патриот своей страны заставляет задуматься и поразмыслить над тем, кто же такой истинный патриот своей страны

Сочинения

Сочинение на тему: «Я патриот своей страны» заставляет задуматься и поразмыслить над тем, кто же такой истинный патриот своей страны и что значит быть патриотом своей страны. Например, наших прадедов, дедов, всех тех, кто отстаивал честь Родины, кто воевал за свободу, отдавая свои жизни за наше светлое будущее, можно без зазрения совести назвать настоящими патриотами. Они, независимо от возраста шли на поле боя, ведь для них было важно остаться независимыми, они хотели счастливой жизни для страны, в которой они родились и выросли. Вот здесь было понятно, кто такой патриот и как им стать.

Что значит быть патриотом своей страны?

А ведь патриоты, независимо от того, в какое время они живут, в военное или мирное, это те люди, кто не просто любит Родину, Отчизну в мыслях, а тот, кто старается делать все возможное, чтобы страна процветала, чтобы у страны и у ее жителей было будущее. Патриот, это тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни, чтобы страна была независимой. Это тот, кто готов всегда стать на защиту границ страны, если это будет нужно. Патриот – это тот, кто интересуется историей страны, в которой он живет, знает традиции, культуру, родной язык. Это люди, кто знает свои корни, кто чтит память тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье. Вот эти люди действительно достойны называться патриотами.

Да, мы не выбираем Родину, но уже с самого детства мы к ней прикипаем душой и телом, мы любим город, в котором началась наша жизнь, нас тянет домой, на родную землю, на малую Родину, а все потому, что мы любим свою Отчизну.

Тема: «Я патриот своей страны» часто затрагивается и в школе, и дома, о патриотизме говорят в СМИ, но это чувство индивидуально, а значит, и проявляется оно по-разному у всех людей. Однако есть общее, то, что объединяет всех – это стремление сохранить и укрепить свою страну, сделать ее богаче.

Истинный патриот своей страны

О своем патриотизме не обязательно кричать на весь мир, мало того, настоящие патриоты этого и не делают, они молча, не разговорами, а делами, показывают свой патриотизм. Что сегодня можем сделать мы, будучи школьниками, для своей страны? Можно начать с малого, например, активно принимать участие в организованных субботниках, мы можем не сорить по подъездам и на улицах. Мы можем наводить порядки в своих дворах, парках и скверах, следить за памятниками истории, за братскими и солдатскими могилами, мы можем стать добрее, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте – мечте сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас скажут: «Это патриоты своей страны».

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Сочинение: «Я – патриот России»!

Сочинение: «Я – патриот России»!

Высочайший патриотизм заключён в страстном

беспредельном желании блага своей родины.

Чернышевский

Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мама любит своего ребенка? А за что мы любим своих мам? Почему люди любят свою Родину?

Родину, как и родителей, не выбирают. Поэтому нам надо всегда помнить: хороша она или плоха, но это моя Родина и другой у меня не будет. А любовь к Родине есть, так как есть страна, в которой родила меня мама, где родились и покоятся с миром на кладбищах мои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают меня с моим родом, следовательно и с родиной. Поэтому мы и любим её той любовью, которую не можем объяснить: видим все её недостатки и всё-таки любим. Любим родной язык, который мы слышим с детства, на котором говорят все вокруг в моей стране, на котором пела мне песни мама. И родное слово, родной язык — это тоже часть моей Родины.

В наше время наверно нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма у молодёжи. Но ведь это не означает невозможно. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Патриотизм- это благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…». Поэтому старшие поколения должны помочь нам пробудить в себе горделивое, сострадательное чувство любви к своей Родине.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Если бы людям не было присуще чувство патриотизма, то многие исторические события в истории нашей России имели другое завершение.

Мне очень хочется рассказать вам о свой прабабушке – Банниковой Тамаре Васильевне. И вы сейчас поймёте почему.

Ушла в историю самая страшная и тяжёлая война прошедшего столетия, но память жива. Важно, что не забывают о пережитой трагедии не только участники событий, но и мы – их правнуки, не видевшие войны.

22 июня 1941 года был воскресный день. Страна ещё не знала, какая гроза надвигается. Никто ещё не догадывался, что кончился мир и покой. Бабушка Тамара (ей было 17 лет) вместе с подругами только в шесть часов утра пришли домой с танцев. А в девять часов их разбудил крик соседки Ирины, что началась война. К двум часам дня посёлок Лоухи в Карелии опустел, почти всех мужчин забрали в армию. Начальник милиции майор Николай Дроздов, из оставшихся в посёлке людей, стал организовывать отряд народных мстителей (из 20 человек живым никто не вернулся), но бабуля отказалась, потому что пошла уже на краткосрочные курсы медсестёр.

В августе 1941 года, секретарь райкома партии Ситников Павел Федосеевич вызвал к себе свободных от работы людей и сказал: «На фронте надо освободить писарей и медбратьев, а заменить их можете только вы». Из 60-ти человек, хоть и страшно было идти на фронт, но никто не сказал «нет».

Из посёлка Лоухи их отправили в деревню Парфеевка, там формировалась 80-ая отдельная морская бригада. Сразу повзрослев, столкнулась она с настоящей жестокостью войны. Бабуля попала в санитарную роту хирургической сестрой.

Много раз бабушке вместе с врачами приходилось по многу часов подряд стоять у операционного стола, отнимая раненых из рук смерти. От усталости темнело в глазах и подгибались ноги и казалось не хватит сил всё это вынести, но приносили другого бойца и опять начиналась борьба за его жизнь.

Было всё:

Горечь бессилия от того, что не успевали спасти, выходить, от того, что умирают на руках молодые парни, её ровесники, которые только начинали жить.

Была радость, что сумели спасти, смогли выходить и вернуть в строй солдат. Это придавало новые силы и на какое-то время забывались тяготы лишения, бессонные ночи…

Много слов благодарности довелось услышать сестричке Тамаре от бойцов, которые выздоровели и уходили на фронт. Сестричка – так ласково называли медсестёр и санитарок раненые.

С 26 сентября по 21 октября 1942 года бабушка вместе с однополчанами попала в окружение. Был у них при штабе мальчик Миша девяти лет — сын полка. Его садили на высокие сосны и оттуда он давал сведения: где большое скопление фашистов, где не стреляют и где тихо. Благодаря этим сведения удалось бойцам выйти к своим.

После окружения 80-ая отдельная морская бригада была разбита и её остатки соединили с 176-ой стрелковой дивизией 31 армии 3-его Белорусского фронта.

Часто операции проводили под свист пуль и звуки взрывов. При одном таком обстреле в медсанбат попала бомба и бабушку контузило, месяц пролежала она в своём медсанбате.

За всю войну бабушка сдала 16 литров крови для раненых. А однажды дала свою кровь немецкому генералу, которого взяли в плен: он обладал ценными сведениями, но из-за ранения не мог говорить.

Прошла фронтовыми дорогами бабушка Тамара в составе родной 31 армии Польшу, Чехословакию, Венгрию. Австрию и Германию. Победу встретила моя бабушка на подходе к Берлину, до которого оставалось 120 километров.

9 мая 1945 года в медсанбате был банно-прачечный день. Неожиданно замполит полковник Петухов собрал всех на вольное построение и сказал: «Сегодня война закончилась! Немцы капитулировали! Мы победили!». Рядом с бабулей стоял пожилой солдат, он поднял её на руки, поцеловал и крикнул: «Дочка, мы выжили…». Радость и ликование людей заглушили выстрелы. Это салютовали солдаты долгожданной Победе из пистолетов и автоматов.

Мобилизовалась бабушка в июне 1945 года.

У бабули много наград: во время войны она была награждена двумя медалями «За боевые заслуги», есть у неё медаль «За победу над Германией», орден Отечественной войны, медаль Жукова и другие.

Я очень люблю и горжусь моей бабулечкой!

Мы привезли бабулечку в Ноябрьск из Набережных Челнов четыре года назад. Там она была председателем Совета ветеранов. Но и по приезду на Ямал, она не оставила свою работу. Участники войны из ветеранского совета ходят по школам и рассказывают детям о своей нелёгкой жизни и службе во время войны, делятся с молодым поколением горькими воспоминаниями. И на всех выступлениях молодёжь с большим уважением относится к бывшим участникам страшных событий. А когда, при воспоминаниях о своей боевой юности и своих товарищах, оставшихся навсегда молодыми, ветераны утирают слёзы, нам тоже хочется заплакать и прижаться к ним, чтобы хоть немного отвлечь этих милых старичков от страшных воспоминаний, чтобы хоть немножко облегчить их боль утраты. Значит и нам, детям, уже знакомо чувство патриотизма, пусть ещё слабое, пока еле заметное, но уже теплящееся в наших маленьких сердечках.

Мои одноклассники вместе с нашей учительницей Светланой Владимировной, приходили в гости к бабушке. Она рассказывала нам о войне, о людях-героях, которые не жалели своей жизни для защиты нашей Родины. Очень много рассказала она о медалях и орденах. Мы затаив дыхание слушали её рассказы о том трудном для нашей страны времени. И я считаю, что именно во время таких бесед в наших молодых сердцах появляется гордость за тех людей, которые ценой своей жизни, своего здоровья служили нашему Отечеству. Для нас они навсегда останутся наглядным примером патриотов своей Отчизны.

У нас в Ноябрьске есть музей воинской Славы. Мы уже не один раз ходили туда на экскурсии. В музее мы увидели фотографии всех ветеранов войны, которые живут в нашем городе Ноябрьске; посмотрели винтовки, автоматы и снаряды; услышали очень хорошие стихи о военном времени, которые написал и прочитал нам ветеран войны.

Василий Михайлович Григора – председатель Совета ветеранов нашего города Ноябрьска, всегда очень много времени и сил отдаёт подрастающему поколению, патриотическому воспитанию молодёжи и готов всегда к встрече с нами, юными жителями Ноябрьска, чтобы ответить на все наши «Почему?».

Я очень горжусь тем, что в нашем молодом городе Ноябрьске есть люди, с которых надо хочется брать пример, которыми мы гордимся и на которых хотим быть похожи. Люди – которые учат нас любви к своему краю, учат гордости за свою страну и прививают нам чувство патриотизма по отношению к нашей Родине.

Хочется быть похожими на них и с честью пронести через свою жизнь чувство верности, преданности и поклонения нашей милой России, нашему маленькому, но такому родному Ямалу.

Плиева Полина

4б класс

МОУ СОШ № 12

2011 год

Сочинение на тему я патриот своей страны

Сочинение: «Я – патриот России»! Высочайший патриотизм заключён в страстном беспредельном желании блага своей родины. Чернышевский Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мама любит своего ребенка? А за что мы любим своих мам? Почему люди любят свою Родину? Родину, как и родителей, не выбирают. Поэтому нам надо всегда помнить: хороша она или плоха, но это моя Родина и другой у меня не будет. А любовь к Родине есть, так как есть страна, в которой родила меня мама, где родились и покоятся с миром на кладбищах мои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают меня с моим родом, следовательно и с родиной. Поэтому мы и любим её той любовью, которую не можем объяснить: видим все её недостатки и всё-таки любим. Любим родной язык, который мы слышим с детства, на котором говорят все вокруг в моей стране, на котором пела мне песни мама. И родное слово, родной язык – это тоже часть моей Родины. В наше время наверно нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма у молодёжи. Но ведь это не означает невозможно. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Патриотизм- это благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…». Поэтому старшие поколения должны помочь нам пробудить в себе горделивое, сострадательное чувство любви к своей Родине. Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Если бы людям не было присуще чувство патриотизма, то многие исторические события в истории нашей России имели другое завершение. Мне очень хочется рассказать вам о свой прабабушке – Банниковой Тамаре Васильевне. И вы сейчас поймёте почему. Ушла в историю самая страшная и тяжёлая война прошедшего столетия, но память жива. Важно, что не забывают о пережитой трагедии не только участники событий, но и мы – их правнуки, не видевшие войны. 22 июня 1941 года был воскресный день. Страна ещё не знала, какая гроза надвигается. Никто ещё не догадывался, что кончился мир и покой. Бабушка Тамара (ей было 17 лет) вместе с подругами только в шесть часов утра пришли домой с танцев. А в девять часов их разбудил крик соседки Ирины, что началась война. К двум часам дня посёлок Лоухи в Карелии опустел, почти всех мужчин забрали в армию. Начальник милиции майор Николай Дроздов, из оставшихся в посёлке людей, стал организовывать отряд народных мстителей (из 20 человек живым никто не вернулся), но бабуля отказалась, потому что пошла уже на краткосрочные курсы медсестёр. В августе 1941 года, секретарь райкома партии Ситников Павел Федосеевич вызвал к себе свободных от работы людей и сказал: «На фронте надо освободить писарей и медбратьев, а заменить их можете только вы». Из 60-ти человек, хоть и страшно было идти на фронт, но никто не сказал «нет». Из посёлка Лоухи их отправили в деревню Парфеевка, там формировалась 80-ая отдельная морская бригада. Сразу повзрослев, столкнулась она с настоящей жестокостью войны. Бабуля попала в санитарную роту хирургической сестрой. Много раз бабушке вместе с врачами приходилось по многу часов подряд стоять у операционного стола, отнимая раненых из рук смерти. От усталости темнело в глазах и подгибались ноги и казалось не хватит сил всё это вынести, но приносили другого бойца и опять начиналась борьба за его жизнь. Было всё: Горечь бессилия от того, что не успевали спасти, выходить, от того, что умирают на руках молодые парни, её ровесники, которые только начинали жить. Была радость, что сумели спасти, смогли выходить и вернуть в строй солдат. Это придавало новые силы и на какое-то время забывались тяготы лишения, бессонные ночи… Много слов благодарности довелось услышать сестричке Тамаре от бойцов, которые выздоровели и уходили на фронт. Сестричка – так ласково называли медсестёр и санитарок раненые. С 26 сентября по 21 октября 1942 года бабушка вместе с однополчанами попала в окружение. Был у них при штабе мальчик Миша девяти лет – сын полка. Его садили на высокие сосны и оттуда он давал сведения: где большое скопление фашистов, где не стреляют и где тихо. Благодаря этим сведения удалось бойцам выйти к своим. После окружения 80-ая отдельная морская бригада была разбита и её остатки соединили с 176-ой стрелковой дивизией 31 армии 3-его Белорусского фронта. Часто операции проводили под свист пуль и звуки взрывов. При одном таком обстреле в медсанбат попала бомба и бабушку контузило, месяц пролежала она в своём медсанбате. За всю войну бабушка сдала 16 литров крови для раненых. А однажды дала свою кровь немецкому генералу, которого взяли в плен: он обладал ценными сведениями, но из-за ранения не мог говорить. Прошла фронтовыми дорогами бабушка Тамара в составе родной 31 армии Польшу, Чехословакию, Венгрию. Австрию и Германию. Победу встретила моя бабушка на подходе к Берлину, до которого оставалось 120 километров. 9 мая 1945 года в медсанбате был банно-прачечный день. Неожиданно замполит полковник Петухов собрал всех на вольное построение и сказал: «Сегодня война закончилась! Немцы капитулировали! Мы победили!». Рядом с бабулей стоял пожилой солдат, он поднял её на руки, поцеловал и крикнул: «Дочка, мы выжили…». Радость и ликование людей заглушили выстрелы. Это салютовали солдаты долгожданной Победе из пистолетов и автоматов. Мобилизовалась бабушка в июне 1945 года. У бабули много наград: во время войны она была награждена двумя медалями «За боевые заслуги», есть у неё медаль «За победу над Германией», орден Отечественной войны, медаль Жукова и другие. Я очень люблю и горжусь моей бабулечкой! Мы привезли бабулечку в Ноябрьск из Набережных Челнов четыре года назад. Там она была председателем Совета ветеранов. Но и по приезду на Ямал, она не оставила свою работу. Участники войны из ветеранского совета ходят по школам и рассказывают детям о своей нелёгкой жизни и службе во время войны, делятся с молодым поколением горькими воспоминаниями. И на всех выступлениях молодёжь с большим уважением относится к бывшим участникам страшных событий. А когда, при воспоминаниях о своей боевой юности и своих товарищах, оставшихся навсегда молодыми, ветераны утирают слёзы, нам тоже хочется заплакать и прижаться к ним, чтобы хоть немного отвлечь этих милых старичков от страшных воспоминаний, чтобы хоть немножко облегчить их боль утраты. Значит и нам, детям, уже знакомо чувство патриотизма, пусть ещё слабое, пока еле заметное, но уже теплящееся в наших маленьких сердечках. Мои одноклассники вместе с нашей учительницей Светланой Владимировной, приходили в гости к бабушке. Она рассказывала нам о войне, о людях-героях, которые не жалели своей жизни для защиты нашей Родины. Очень много рассказала она о медалях и орденах. Мы затаив дыхание слушали её рассказы о том трудном для нашей страны времени. И я считаю, что именно во время таких бесед в наших молодых сердцах появляется гордость за тех людей, которые ценой своей жизни, своего здоровья служили нашему Отечеству. Для нас они навсегда останутся наглядным примером патриотов своей Отчизны. У нас в Ноябрьске есть музей воинской Славы. Мы уже не один раз ходили туда на экскурсии. В музее мы увидели фотографии всех ветеранов войны, которые живут в нашем городе Ноябрьске; посмотрели винтовки, автоматы и снаряды; услышали очень хорошие стихи о военном времени, которые написал и прочитал нам ветеран войны. Василий Михайлович Григора – председатель Совета ветеранов нашего города Ноябрьска, всегда очень много времени и сил отдаёт подрастающему поколению, патриотическому воспитанию молодёжи и готов всегда к встрече с нами, юными жителями Ноябрьска, чтобы ответить на все наши «Почему?». Я очень горжусь тем, что в нашем молодом городе Ноябрьске есть люди, с которых надо хочется брать пример, которыми мы гордимся и на которых хотим быть похожи. Люди – которые учат нас любви к своему краю, учат гордости за свою страну и прививают нам чувство патриотизма по отношению к нашей Родине. Хочется быть похожими на них и с честью пронести через свою жизнь чувство верности, преданности и поклонения нашей милой России, нашему маленькому, но такому родному Ямалу. Плиева Полина 4б класс МОУ СОШ № 12 2011 год

Сочинение на тему «Кто такой лирический герой?»

Доклад 7 класс.

При анализе лирического произведения важная роль при­надлежит выявлению особенностей лирического героя произ­ведения, характеристике его чувств, эмоций, переживаний. Необходимо понять, как через изображение внутреннего мира лирического персонажа объясняются позиция поэта, особен­ности его мировоззрения.

Лирический герой — образ в лирическом произведении, пе­редающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Лирик, в отличие от эпического и драматического писателя, является не только субъектом, но и объектом своего творчества. При анализе лирического произведения иногда специально под­черкивается то обстоятельство, что мы имеем дело не с эмпири­ческими фактами (например, фактами биографии поэта), а с эсте­тическим отражением, с художественным инобытием авторского «я». Этой цели служит употребление термина лирический герой.

Термин лирический герой условен и начал широко употреблять­ся в критике с конца 40-х годов XX века. Многие критики в ходе дискуссий, развернутых на страницах журналов «Звезда», «На рубеже» в 1953 году и на страницах «Литературной газеты» в 1963 году, высказывались против использования термина лири­ческий герой, так как, по их мнению, он как бы узаконивает не­кий разрыв между реальной жизненной практикой поэта и его творчеством, рождает неверное представление о поэте как о ли­цедее, скрывающем свое истинное лицо под серией вымышлен­ных «лирических масок». Но при современном анализе лириче­ского произведения употребление термина лирический герой обязательно. Образ поэта в лирике условен и заключает в себе элемент вымысла в той же мере, в какой условен любой художе­ственный образ, но эта условность вовсе не вступает в противо­речие ни с правдивостью образа, ни с искренностью поэта. Как всякий художественный образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты личности поэта, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо отождествлять его с конкрет­ным автором. Часто лирический герой близок автору по складу личности, характеру переживаний, испытываемых чувств, но различие между ними носит принципиальный характер и всегда сохраняется. В каждом конкретном произведении поэт актуали­зирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типи­зирует лирическое переживание. Благодаря этому и сам читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Лирический ге­рой, как правило, не имеет бытийных черт: портрета, у него нет имени, возраста, иногда даже непонятно, к какому полу он отно­сится — к мужскому или женскому. Лирический герой практи­чески всегда существует вне времени и пространства: его пере­живания, чувства, эмоции протекают «всегда» и «везде».

Одна из первых попыток конкретизации термина лириче­ский герой была сделана Л.Я. Гинзбург в ее-книге «О лирике». Она указывает на то, что термин ввел Ю.Н. Тынянов приме­нительно к лирике А.А. Блока потому, что в стихах Блока личность поэта ощущается не просто как единство отношения к миру, как призма авторского сознания, а наполняется неки­ми устойчивыми чертами — биографическими, психологиче­скими, сюжетными, выступает как фигура. Лирический ге­рой — единство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной цель­ной характеристикой. Это особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с лирикой романтизма. Открытие лирической личности в этом специфическом смысле принад­лежит в русской поэзии М.Ю. Лермонтову.

Лирике как особому роду литературы свойственен опреде­ленный тип построения художественного образа, представ­ляющий собой образ-переживание, тогда как в эпосе и драме в основе образа лежат многостороннее изображение человека в его деятельности, сложные взаимоотношения между людьми в жизненном процессе. Лирика не связана с сюжетностью как конструктивным признаком, хотя не исключает в отдельных случаях наличие простейшего сюжета. Развитие переживания предполагает обращение ко времени. В лирическом стихотво­рении передано мгновение человеческой внутренней жизни. Здесь важно, что именно данный поэт испытал подобное пе­реживание, а также то, что вообще такое переживание могло быть испытано в подобных обстоятельствах.

Лирический герой — посредник между поэтом и его лири­ческим произведением, делающий лирику поэта его художни­ческой автобиографией. Литературовед Н.Л. Степанов, говоря о широте понятия «лирический герой», предупреждает от формалистического понимания лирического героя как «чего- то противостоящего автору, обладающего полной самостоя­тельностью». «Но в то же время, — пишет он, — следует от­казаться и от наивного биографизма в истолковании авторской личности в лирике. Ведь даже самая личность автора в лири­ческом стихотворении выступает как поэтический образ, как художественное обобщение, а не только как биографическое изображение самого писателя». Специфика лирического про­изведения подмечена В. Вересаевым применительно к худо­жественным произведениям А.С. Пушкина: «увидим, что в подавляющем большинстве их изображается не непосредст­венное переживание, а воспоминание».

Поэт вдумывается в жизнь свою и других людей, оценива­ет. Сочувствует, страдает, проверяет прошлым, обращается к будущему, полнее других при этом выражая смысл человече­ского существования. Через своего лирического героя поэт умеет говорить за других людей.

В большинстве случаев лирическое произведение построе­но как монолог лирического героя («Я вас любил. », «Я помню чудное мгновенье. » А.С. Пушкина). Но некоторые стихотво­рения построены в форме диалога «действующих лиц» («Разго­вор книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина, «Поэт и гражда­нин» Н.А. Некрасова). В данном случае вступающие в диалог «герои» воплощают разные стороны лирического сознания, по­этому также не имеют своей собственной речевой манеры. Принцип монологизма и здесь выдерживается. Обычно речь лирического героя характеризуется правильностью, поэтому ее не надо анализировать с точки зрения особой речевой манеры.

Вопросы по докладу:

1) Кто такой лирический герой?

2) Когда термин лирический герой стал использоваться при анализе лирического произведения?

Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Фото Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Лирический герой — это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Поэт и лирический герой не тождественны: между ними всегда есть дистанция. Литератор может наделить своего героя особыми чертами. Так, лирический герой Владимира Маяковского — несгибаемый «агитатор, горлан-главарь», хотя сам поэт в жизни мог быть и нежным, и стеснительным человеком.

Первым понятие «лирический герой» ввел литературовед Юрий Тынянов в статье «Блок» в 1921 году. Считается, что подобные образы появились в литературе эпохи романтизма — в творчестве Джорджа Гордона Байрона и Генриха Гейне.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где — его альтер эго.

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения — реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.

Лирический герой — художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Такой жизнью живет лирический герой стихотворения — поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах — рыцаря, монаха-инока и других.

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

А бывает «ролевая лирика» — стихотворения, написанные от имени вымышленного или исторического персонажа. Яркий пример — «Черная шаль» Пушкина, написанная от имени убийцы-ревнивца:

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья. текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Михаила Юрьевича Лермонтова — это лирический герой европейского романтизма. Он отражает личность автора на глубинном, «задушевном» уровне, но при этом из образа сознательно исключается все лишнее, не связанное с «участью» поэта, отмечала литературовед Ирина Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии».

Для Лермонтова как для поэта-романтика лирический герой — это способ самопрезентации, «игры в себя». «Это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру», — объясняла Роднянская.

Функцию авторской самоподачи выполняют и трагические персонажи Лермонтова — Печорин , Демон, Мцыри . Внутренний мир «лермонтовского героя» един, но в различных произведениях доминируют разные его черты: вольнолюбие Мцыри, эгоцентризм Демона, рефлексия Печорина.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями

Он ищет и не может найти свое предназначение

Разочарован в жизни

Мечтает о свободе и покое

Вечный странник, свободолюбивый сын природы

Одинокий и гордый

Спорит с роком, сам создает свою судьбу

Чувствует в себе энергию, которой нужен выход

Предчувствует раннюю и трагическую гибель

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)

В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:

Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они:
Лиют без слов язык богов.

«Портреты» (1829)

Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише — к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.

Расставшись с надеждами юности, автор устами лирического героя начинает размышлять о судьбе «лишнего» поколения, к которому относит и себя. С одной стороны, в этом проявляется его трагизм, с другой — он находит свое предназначение в обращении к обществу:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

«Дума» (1838)

В итоге лирический герой Лермонтова отходит от «сверхчеловеческой» героики отрицания, становится сопричастен людям. Он выходит за рамки «человека своего поколения», обращается ко всему челочеству — и ни к кому конкретно:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу» (1841)

Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.

Характеристика лирического героя стихотворения И. А. Бунина «Как в апреле по ночам в аллее…»

При анализе лирического произведения важная роль при­надлежит выявлению особенностей лирического героя произ­ведения, характеристике его чувств, эмоций, переживаний. Необходимо понять, как через изображение внутреннего мира лирического персонажа объясняются позиция поэта, особен­ности его мировоззрения.

Лирический герой — образ в лирическом произведении, пе­редающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Лирик, в отличие от эпического и драматического писателя, является не только субъектом, но и объектом своего творчества. При анализе лирического произведения иногда специально под­черкивается то обстоятельство, что мы имеем дело не с эмпири­ческими фактами (например, фактами биографии поэта), а с эсте­тическим отражением, с художественным инобытием авторского «я». Этой цели служит употребление термина лирический герой.

Термин лирический герой условен и начал широко употреблять­ся в критике с конца 40-х годов XX века. Многие критики в ходе дискуссий, развернутых на страницах журналов «Звезда», «На рубеже» в 1953 году и на страницах «Литературной газеты» в 1963 году, высказывались против использования термина лири­ческий герой, так как, по их мнению, он как бы узаконивает не­кий разрыв между реальной жизненной практикой поэта и его творчеством, рождает неверное представление о поэте как о ли­цедее, скрывающем свое истинное лицо под серией вымышлен­ных «лирических масок». Но при современном анализе лириче­ского произведения употребление термина лирический герой обязательно. Образ поэта в лирике условен и заключает в себе элемент вымысла в той же мере, в какой условен любой художе­ственный образ, но эта условность вовсе не вступает в противо­речие ни с правдивостью образа, ни с искренностью поэта. Как всякий художественный образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты личности поэта, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо отождествлять его с конкрет­ным автором. Часто лирический герой близок автору по складу личности, характеру переживаний, испытываемых чувств, но различие между ними носит принципиальный характер и всегда сохраняется. В каждом конкретном произведении поэт актуали­зирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типи­зирует лирическое переживание. Благодаря этому и сам читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Лирический ге­рой, как правило, не имеет бытийных черт: портрета, у него нет имени, возраста, иногда даже непонятно, к какому полу он отно­сится — к мужскому или женскому. Лирический герой практи­чески всегда существует вне времени и пространства: его пере­живания, чувства, эмоции протекают «всегда» и «везде».

Одна из первых попыток конкретизации термина лириче­ский герой была сделана Л.Я. Гинзбург в ее-книге «О лирике». Она указывает на то, что термин ввел Ю.Н. Тынянов приме­нительно к лирике А.А. Блока потому, что в стихах Блока личность поэта ощущается не просто как единство отношения к миру, как призма авторского сознания, а наполняется неки­ми устойчивыми чертами — биографическими, психологиче­скими, сюжетными, выступает как фигура. Лирический ге­рой — единство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной цель­ной характеристикой. Это особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с лирикой романтизма. Открытие лирической личности в этом специфическом смысле принад­лежит в русской поэзии М.Ю. Лермонтову.

Лирике как особому роду литературы свойственен опреде­ленный тип построения художественного образа, представ­ляющий собой образ-переживание, тогда как в эпосе и драме в основе образа лежат многостороннее изображение человека в его деятельности, сложные взаимоотношения между людьми в жизненном процессе. Лирика не связана с сюжетностью как конструктивным признаком, хотя не исключает в отдельных случаях наличие простейшего сюжета. Развитие переживания предполагает обращение ко времени. В лирическом стихотво­рении передано мгновение человеческой внутренней жизни. Здесь важно, что именно данный поэт испытал подобное пе­реживание, а также то, что вообще такое переживание могло быть испытано в подобных обстоятельствах.

Лирический герой — посредник между поэтом и его лири­ческим произведением, делающий лирику поэта его художни­ческой автобиографией. Литературовед Н.Л. Степанов, говоря о широте понятия «лирический герой», предупреждает от формалистического понимания лирического героя как «чего- то противостоящего автору, обладающего полной самостоя­тельностью». «Но в то же время, — пишет он, — следует от­казаться и от наивного биографизма в истолковании авторской личности в лирике. Ведь даже самая личность автора в лири­ческом стихотворении выступает как поэтический образ, как художественное обобщение, а не только как биографическое изображение самого писателя». Специфика лирического про­изведения подмечена В. Вересаевым применительно к худо­жественным произведениям А.С. Пушкина: «увидим, что в подавляющем большинстве их изображается не непосредст­венное переживание, а воспоминание».

Поэт вдумывается в жизнь свою и других людей, оценива­ет. Сочувствует, страдает, проверяет прошлым, обращается к будущему, полнее других при этом выражая смысл человече­ского существования. Через своего лирического героя поэт умеет говорить за других людей.

В большинстве случаев лирическое произведение построе­но как монолог лирического героя («Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина). Но некоторые стихотво­рения построены в форме диалога «действующих лиц» («Разго­вор книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина, «Поэт и гражда­нин» Н.А. Некрасова). В данном случае вступающие в диалог «герои» воплощают разные стороны лирического сознания, по­этому также не имеют своей собственной речевой манеры. Принцип монологизма и здесь выдерживается. Обычно речь лирического героя характеризуется правильностью, поэтому ее не надо анализировать с точки зрения особой речевой манеры.

Вопросы по докладу:

1) Кто такой лирический герой?

2) Когда термин лирический герой стал использоваться при анализе лирического произведения?

3) Как поэтом создается образ лирического героя?

4) В чем особенности лирики как рода литературы?

Характеристика лирического героя в стихотворении желание жуковского

Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта — романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы.

«Очарованное Там», которое в «Желании» именуется «волшебным краем чудес», составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются «дол туманный» и «мрак густой». Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, унылый и неинтересный пейзаж. Характерно, что стихотворение начинается с призыва. Два глагола в повелительном наклонении передают пожелание лирического субъекта: он хотел бы рассеять зыбкую мглу, выйти за границы темного и нудного пространства.

Что привлекает героя, томимого жаждой духовного обновления? Сквозь туман ему удается заметить «красные холмы». Яркий визуальный ориентир начинает характеристику идеального мира. Здесь же возникает мотив препятствия: желанный край недосягаем, доступен лишь окрыленным существам.

Вторая строфа продолжает описание «предела очарования». В нем задействован комплекс образов разного типа: звуковые посвящены изображению гармоничной музыки и тишины, обонятельный говорит о «благовонии» весенних ароматов, визуальный — о блеске «плодов златых». Описание завершается отрицательной конструкцией, несущей положительное значение: в идеальном мире нет места «вихрям злым».

Восхищение героя, вызванное созерцанием прекрасного пейзажа, отражено в третьей строфе. Лирического субъекта привлекает не только внешняя красота идеальной природы, но и возможность духовного исцеления, которую дарует «волшебный край». Положительные эмоции передаются и на уровне синтаксиса: в этой части содержатся четыре восклицательных предложения. Мотив препятствия проявляется с новой силой: «нет путей», героя и желанный берег разделяет водный поток, грозный и «ужасный».

Разрешает конфликт появление чудесного проводника, управляющего необыкновенной лодкой с «крылатыми» парусами и «оживленными» веслами. Условно-фантастическая фигура «вожатого» — сквозной образ в лирике Жуковского. Загадочный персонаж способен доставить героя в идеальное пространство, подарить душевное равновесие, помочь в поисках смысла жизни.

Философское осмысление лирической ситуации «Желания» завершает произведение. Обретение счастья невозможно без искренней веры и бесхитростной надежды на чудо.

Краткая характеристика

Образ лирического героя Лермонтова кратко можно охарактеризовать так: вначале подросток-мятежник с горящими глазами размахивает идеалами и тычет в лицо миру несовершенством, постепенно понимает и принимает это несовершенство и невозможность всё исправить, а, переболев этим и срастив «переломы» мировоззрения, начинает искать совершенный мир внутри, а не снаружи.

Своеобразие лермонтовского образа в том, что он растёт и развивается вместе с самим поэтом, он — не просто характеристика для определённого произведения, а единый целостный психологически выверенный персонаж.

Понятно, почему лирик не даёт ответа, какой же путь к идеалу. Если бы не безвременная гибель Михаила Юрьевича, лирический герой поэзии Лермонтова, безусловно, развивался бы дальше, найдя, наконец, внутреннюю гармонию, позволяющую увидеть и оценить гармонию окружающего несовершенного мира.

Зрелость персонажа

Каков же поздний лермонтовский герой? Он продолжает противопоставляться современникам, влачащими покорное пустое существование. Они чужды друг другу, но, как и свойственно повзрослевшему человеку, герой становится мягче, его уже можно описать как либерала. Он всё ещё не разделяет ценности общества, но более не борется за справедливость. Одиночество всё ещё делает ему больно, но принятие этой боли стало привычным спутником жизни, платой за иное мышление.

Лирический персонаж не забыл о своих идеалах, он всё ещё не принимает общество, а оно — его. Он по-прежнему одинок. Всё ещё бессмысленны стяжательство и социальные отношения, зачем размениваться на непостоянное.

Приходит смирение с тем, что конфликт с миром в принципе неразрешим и теперь существует лишь жажда покоя.

Черты раннего героя

Особенности лирического героя Лермонтова выражались в его целостности и постепенном взрослении, что сближает его с автором. Ранний лирический персонаж вдохновляется своими «музами», при этом переосмысляя их, внося своё виденье:

  • конфликт духовных и мирских идеалов романтизма Байрона;
  • противостоянием героя миру в его обобщённом значении в творчестве Жуковского;
  • раннее творчество Пушкина.

Черты лирического героя в ранних произведениях Михаила Юрьевича типичны для характера классических представителей романтизма. Среди них можно назвать:

  • верность возвышенным идеалам и их предпочтение обыденному;
  • идейный максимализм во всём: стремление к идеалу и жёсткое порицание несовершенства, от общества до Бога;
  • непонятый и непринятый одиночка: сближение с обществом неинтересно, как недостойное и поверхностное;
  • бунтарь и завоеватель жаждет дать бой и победить, отстаивать свои идеалы и менять мир к лучшему, искореняя несовершенство.

Постепенно, не находя совершенства и поддержки, он выгорает до безразличия, теряя смысл ко всему и вдохновение. Тема смерти звучит своеобразно: она представляется, как избавление от пустоты и одиночества, но не от апатии, которая неизлечима. Умирая, тело лишь догоняет давно умершую душу. Даже желания становятся бессмысленными, ничто не вечно. При этом осознанный отказ от всего вышеперечисленного не означает наслаждения им. Скорее, невозможность увидеть другой исход.

Отрицание и осмеивание романтической любви оказывается печалью по ней. Да, она бессмысленна и глупа, мимолётна, но в этом чувстве лирический персонаж очень жаждет познать взаимность. При этом лирик признаёт, что без негативных эмоций жизнь поверхностна, это много хуже уединения, но испытать их не может.

С течением времени максимализм продолжает обостряться — теперь персонаж становится везде чужим. Сверхъестественные убеждения, характерные для романтизма, находят выражение в образе демона, появившемся в соответствующей поэме и стихотворении. Демона не трогают земные горести и радости, а внеземные ему недоступны.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему кто такой ответственный человек
  • Сочинение на тему кто такой добрый человек
  • Сочинение на тему кто тебе нравится
  • Сочинение на тему кто такой дубровский разбойник или жертва
  • Сочинение на тему кто такой герой 4 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии