Введение
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
Положительные сторона характера Обломова
Национальный характер в романе «Обломов»
Заключение
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него.
Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом.
С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
Национальный характер в романе «Обломов»
Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.
Заключение
Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.
Положительные и отрицательные черты характера Обломова, его противоречивость в романе Гончарова | источник
Обломов, обломовщина — сегодня трудно встретить человека, которому был бы незнаком смысл этих слов. Что же несет в себе образ героя, который пролежал на диване большую часть своей жизни, только иногда отлучаясь в “большое кресло”, в котором тоже располагался полулежа? Что означает само понятие “обломовщина”, которое известный критик Н.А. Добролюбов определил как национальную черту русского характера? Действительно ли среди нас так много Обломовых?
Обломовщина, по словам критика, — это разлад между человеком и обществом, между “великими силами”, заложенными в человеке, и его “ничтожными делами”. Это магический круг, страшная сила, “окаменелое царство”, порожденное реальной жизнью российского помещика. И все обломовцы твердо убеждены в безусловном совершенстве этого царства, своего образа жизни, главные принципы которого — ничегонеделание, праздность, лень, меланхоличные рассуждения о какой-то иной жизни и непонимание, неприятие этой, иной, жизни. Все беспокойные, тревожащие душу, нарушающие их безмятежный покой вопросы чужды натуре этих людей, их воспитанию, обстоятельствам и всему укладу их жизни.
Обломовщина — это целое мировоззрение, способ существования людей, которым не нужно каждый день суетиться, трудиться во имя, “хлеба насущного” — у них и так все есть. Идеалом таких людей является безмятежная жизнь, безграничный, “вселенский” покой. И они уверены, что все другие люди вынуждены суетиться и что-то делать только с одной целью — достичь в конечном итоге этого самого покоя. Но было бы не совсем правильным утверждать, что обломовщина — это тупое, бездумное, абсолютно “растительное” существование. Обломов и ему подобные все же к чему-то стремятся, ими иногда овладевают романтические порывы, порывы к деятельности. Хотя даже при этом они остаются довольно “земными”.
Обломов, например, хочет работать в кабинете, проводить дорогу в деревне, прочесть новую книгу и прочее, но, как правило, дело дальше желаний не идет. Фантазии так и остаются фантазиями. Воплотить их в, жизнь обломовцы не могут (да и хотят ли на самом деле?), так как это нарушило бы привычное течение их жизни, их покой. Поэтому они продолжают только мечтать.
Не случайно Н.А. Добролюбов говорил: “В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и рано еще писать нам надгробное слово”. Разница, по словам критика, “только в том, до какого момента вы доходите в вашем развитии. Илья Ильич доходил до того, что привставал с постели, протягивал руку и озирался вокруг. Иные так далеко не заходят; у них только мысли гуляют в голове, как волны в море (таких большая часть); у других мысли вырастают в намерения, но не доходят до степени стремлений (таких меньше); у третьих даже стремления являются (этих уж совсем мало)…” Пожалуй, лучше и не скажешь!
Обломовщина как явление русской жизни может принимать разные формы. Зараженный этой болезнью не обязательно целыми днями лежит на диване, закутавшись в уютный халат и предаваясь сладким мечтам. “Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых его слов знаю, что это Обломов,— писал Н.А. Добролюбов, — если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов… Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих нее те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую, Обломовку… Остановите этих людей в их шумном разглагольствовании и скажите; “Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать? Они не знают… Предложите им самое простое средство, — они скажут: “Да как: же это вдруг?” Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут… Продолжайте, разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? — Они вам ответят… “Что делать? Разумеется, покориться судьбе. Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо, но…”
Таких Обломовых встречали раньше в среде крестьян, интеллигентов, рабочих. А многие писатели находят истоки обломовщины в русских сказках: мудрый Иванушка-дурачок; богатырь Илья Муромец, который “сиднем сидел тридцать лет и три года”. Но присмотримся к нашей, современной действительности. Разве не встречаются нам сейчас люди, подобные Обломову? К сожалению, сейчас мало что изменилось. Обломовы, конечно же, существуют в наши дни. Я, например, часто замечаю проявления обломовщины среди современной молодежи. Не хочу сказать, что все они окончательные лентяи, не ищущие и не находящие стебе применения. Но часто молодые люди просиживают целыми днями перед телевизором или в Интернете. Или с отсутствием всякой мысли на лице круглосуточно слушают музыку (которую часто и. музыкой не назовешь — так, просто “фон”). “А что, — рассуждают они, у меня есть все, что мне необходимо, ну или почти все. Если захочу еще что-нибудь — родители купят (дадут, достанут), мне самому к делать ничего не придется. Да и зачем? Родители все решат за меня, все устроят наилучшим образом: выберут “правильный” институт, оплатят учебу, найдут какую-то “не пыльную” работу, постараются: обеспечить жильем, может, и машину подарят…” Согласитесь, как же это похоже на рассуждения барина Ильи Ильича Обломова: “Разве недостает мне что-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому!.. Стану ли я беспокоиться, из чего мне? ” И действительно, чего ему беспокоиться — ведь “у него есть Захар и еще триста Захаров”, так и у современных Обломовых есть родители, друзья в знакомые, готовые прийти на помощь, подставить плечо, оказать услугу.
Беда в том, что у всех современных Обломовых нет в жизни дела, которое бы занимало их полностью, которое стало бы для них необходимостью. Дела, потеряв которое, они потеряли бы смысл жизни. Иногда мы встречаем людей, которые не довольны своим положением, которые говорят о стремлении к лучшей жизни, но как часто все это остается только словами, мечтами! Это все у них чужое, наносное, временное. А в глубине души каждый из них мечтает об одном — о невозмутимом покое, праздности, ничегонеделании. Это ли ее обломовщина?! Как много людей, к сожалению, с радостью оставили бы все дела, если бы блага доставались им не трудом, а за счет кого-то, просто были даны ям, как неотъемлемая часть их существования. Это значит, что в жизни они не нашли себе применения, по-настоящему своего дела.
Действительно ли это только русская черта? Не знаю. Возможно, и даже скорее всего, Обломовы встречаются и за рубежом, во всем мире.
Человек, не пораженный этой болезнью, сознательно идущий по своей дороге, не только понимает, что ему дано много сил, но знает и то, что у него есть определенная цель. Эта цель не обязательно великая, но человек точно знает, какая это цель и что ему необходимо сделать для ее достижения, а главное, делает это.
Если мы понимаем, что обломовщина глубоко укоренялась в нашей жизни, понимаем, что это болезнь, то нужно вовремя вспомнить, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Профилактика — залог здоровья, а значит, нельзя допустить, чтобы желание лежать на диване, укутавшись в мягкий халат и предаваясь сладким грезам, ваяло над нами верх. Думаю, в этом нет ничего сложного. Нам не нужно ничего изобретать, все рецепты уже готовы: “не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”, “не позволяй душе лениться”… Все эти прописные истины знакомы нам с детства, но, может бить, стоит серьезнее отнестись к тому, что заложено в этих словах? Нужно найти свою цель в жизни, любимое дело, занятие которым станет потребностью души, нужно не бояться преодолевать трудности, ведь они непременно встретятся на жизненном пути, и нужно быть к этому готовыми. Чтобы жизнь не стояла на месте, чтобы общество наше развивалось, мы должны, наконец, прислушаться к мудрому совету Добролюбова и объявить войну Обломовым в себе и в окружающих и сказать “всемогущее слово “вперед!”… которого так давно и томительно ожидает Русь”.
Вершиной творчества И. А. Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Это произведение необыкновенно богато по содержанию. В нем передана вся жизнь России середины 19 века. На мой взгляд, можно сказать, что это энциклопедия внутреннего мира дворянства 19 века.
Благодаря этому роману и его центральному персонажу в наш обиход вошло выражение «обломовщина». Что же оно обозначает? Главный герой романа — ленивый Илья Ильич Обломов. Он целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже его внешность подчеркивает лень и безвольность героя: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Ильи Ильича — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который только и делает, что обманывает своего хозяина.
Идеал жизни Ильи Ильича — это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Он мечтает проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов лишний человек в своем времени, в своей эпохе, вообще, в жизни. Иногда кажется, что любое движение, духовное или физическое, у этого героя полностью отсутствует.
Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе неслучайно. Можно сказать, что это его нравственный выбор. Просто Обломов не хотел жить так, как живет окружающее его светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе.
И, на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается смысл его жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Все его интересы сузились до бумажной работы, дальше которой он не видит и не хочет видеть. Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет роковую роль в судьбе Ильи Ильича.
Именно от такой жизни и отказался Обломов. Этот герой по своей сути — добрый и благородный человек. Недаром Штольц называет его «золотым сердцем». Кроме того, Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. Поэтому я считаю, что в нем изначально очень много хороших качеств. Об этом говорит и то, что когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с физическим «замиранием», Илья Ильич останавился и в своем духовном движении.
Причина того, что Обломов стал лишним человеком, не только в черствости и бездуховности окружающего его мира. Главная причина смерти Ильи Ильича — его страх перед жизнью, безволие и беспомощность, которые герою привила его Обломовка. Именно из-за нее жизнь Обломова можно назвать никчемной и даже трагической.
Я считаю, что наше время, как и в любое другое, черты обломовщины встречаются очень часто. Можно сказать, что это исконная человеческая, даже общемировая, черта. Мало кто из людей полностью повторяет судьбу героя романа: лежит на диване и совершенно ничего не делает. Хотя немного раньше, в годы существования Советского Союза, «обломовский» образ жизни вели люди, протестовавшие против тоталитарного режима. Таким образом они выражали свое недовольство господствующем строем, режимом «совка». Сейчас же среди молодежи бездействие не в моде. В наше время популярна мысль о том, что судьба человека в его руках. Поэтому можно сказать, что современная эпоха — это скорее время Штольцев, а не Обломовых.
Но во многом это касается людей молодого поколения. Среди людей среднего возраста, а, тем более, пожилых, много таких, кто не сумел приспособиться к условиям «дикого капитализма». Многие люди просто не могут принять моральных и нравственных устоев нового времени, часто ставящих во главу угла не духовное, а материальное. Поэтому такие «обломовщики» замыкаются, никак не проявляют себя в новых условиях. Эти люди видят в теперешней России только плохое. С утра до вечера они ругают правительство и не хотят найти в существующей жизни ничего положительного. Мне кажется, что существовать так почти невыносимо. Теряется смысл жизни. Поэтому можно сказать, что, как и Обломов, эти люди прозябают, постепенно умирая и духовно, и физически.
В любое время существовали люди безвольные, боящиеся жизни, самостоятельных решений. Это тоже одно из проявлений «обломовщины», может быть, самое страшное. Патологически безвольных людей мало, но похожие черты можно встретить почти у каждого человека, стоит лишь оглянуться вокруг.
Зная о судьбе героя романа «Обломов», невольно начинаешь задумываться, как найти «золотую середину» в своей жизненной позиции? Как, не черствея душой, не забывая о самом главном, быть успешным в жизни, действовать и быть счастливым? Думаю, это возможно. Всего лишь стоит попытаться перенять «золотое сердце» Обломова и неуемную энергию и рациональность Штольца.
Не буду обращать внимание на “срочнА” и попробую написать.
В современном мире мы нередко слышим такое словосочетание как “человек-Обломов”. Но что же это значит? Обломов-это главный герой произведения “Обломов”. В первую очередь, Обломова как человека характеризуют такие слова : пассивность, лень, чревоугодие. У этого человека нет целей в жизни, он не живет, а существует, лежа на диване. Значит “Обломовым” называют того человека, который ничего не требует от жизни, живет, “плывя по течению”. Обломов в свое время был очень умным человеком(это мы видим из разговора со Штольцем), но постепенно он терял все свои знания, потому что они были ему не нужны. Ведь где они ему могли пригодится, если всё время он лежал на диване, никуда не выходил, даже газеты не читал, а в случаи какого-либо затруднения Илья звал Захара. Лично меня, пассивность и лень Обломова порой удивляла. Но самое интересно заключается в том, что Илья Ильич даже не хотел ничего менять, ему нравилось так жить в стороне от мира, от всех событий. Но есть ли среди нас Обломовы? По моему мнению такие люди есть и всегда будут. Меняется время, но не люди. Да, пусть кто-то говорит, что мы не стоим на месте, развиваемся, но это развитие не помогает человеку развиваться духовно. Наверно, Обломов живет в каждом из нас. Мы иногда позволяем себе немного полениться, перенося планы на следующий день, полежать на диване, ничего не делая. Самое главное не поддаваться соблазнам пассивной жизни, в которой ничего не надо делать, потому что от такой жизни не будет никакого положительного результата, наступает деградация, которая не позволяет вылезти из ямы “обломовщины”.
Там потом сам(а) что-нибудь допишешь
Сочинение по роману «Обломов»
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
И. А. Гончаров.
Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
“Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.
Гончаров создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера. Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России. И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.
Обломов и обломовщина сочинение
Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя — это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни. Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс. Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.
Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения. Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни. А далее мы знакомимся с «обломовщиной».
Илья Ильич – потомственный дворянин, в его распоряжении имеется огромное поместье, но он им не занимается. Староста, назначенный управлять имением, ворует и даже не скрывает этого. Хотя, и до этого Обломову нет никакого дела. Финансовые вопросы не трогают его мечтательную душу.
Главный герой находится в облаке фантазий, воспоминаний о детстве, о жизни в деревне под названием Обломовка. А еще Илья Ильич, строит грандиозные планы на будущее, хотя реализовывать их не собирается.
Каждый день друзья, знакомые наведываются в гости к Обломову, пытаясь хоть что – то изменить в его жизни. В числе прочих и лучший друг главного героя – Андрей Штольц. Кое – что у него получается. Илья появляется несколько раз в обществе, начинает интересоваться новостями, окружающими людьми. Самое главное – он снимает свой поношенный халат и меняет его на нормальную одежду. Речь даже заходит о браке с энергичной, веселой, задорной девушкой Ольгой Ильинской.
К сожалению, порывы Ильи Ильича недолги, в скором времени персонаж вновь оказывается в том самом халате, на свое любимом диване. Мысли о надвигающейся женитьбе начинают приводить в его неописуемый ужас. Героя пугает вся эта свадебная возня, суета, прочие ненужные хлопоты. Спустя время, Обломов просто забывает о невесте, а Ольга, полностью разочаровавшись – уходит.
Со временем в жизнь главного героя все же проникает женщина – экономка Агафья. Она потакает Илье, не тревожит его сон, печет блины и пироги. Агафья Матвеевна женит на себе Обломова и рожает ему сына, хотя это также мало его беспокоит. Он продолжает жить затворником и все реже выходит в реальный мир.
Напоследок мне хочется сказать, что мне очень жаль главного героя. Он не сумел справиться со скукой, не смог побороть себя и сгубившую его Обломовщину. Хотя Илья Ильич, как человек и персонаж, мне крайне симпатичен.
Вершиной творчества И. А.Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Это произведение необыкновенно богато по содержанию. В нем передана вся жизнь России середины 19 века. На мой взгляд, можно сказать, что это энциклопедия внутреннего мира дворянства 19 века.
Благодаря этому роману и его центральному персонажу в наш обиход вошло выражение «обломовщина». Что же оно обозначает? Главный герой романа – ленивый Илья Ильич Обломов. Он целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже его внешность подчеркивает лень и безвольность героя: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Ильи Ильича – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который только и делает, что обманывает своего хозяина.
Идеал жизни Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Он мечтает проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов лишний человек в своем времени, в своей эпохе, вообще, в жизни. Иногда кажется, что любое движение, духовное или физическое, у этого героя полностью отсутствует.
Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе неслучайно. Можно сказать, что это его нравственный выбор. Просто Обломов не хотел жить так, как живет окружающее его светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе.
И, на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается смысл его жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Все его интересы сузились до бумажной работы, дальше которой он не видит и не хочет видеть. Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет роковую роль в судьбе Ильи Ильича.
Именно от такой жизни и отказался Обломов. Этот герой по своей сути – добрый и благородный человек. Недаром Штольц называет его «золотым сердцем». Кроме того, Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. Поэтому я считаю, что в нем изначально очень много хороших качеств. Об этом говорит и то, что когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с физическим «замиранием», Илья Ильич останавился и в своем духовном движении.
Причина того, что Обломов стал лишним человеком, не только в черствости и бездуховности окружающего его мира. Главная причина смерти Ильи Ильича – его страх перед жизнью, безволие и беспомощность, которые герою привила его Обломовка. Именно из-за нее жизнь Обломова можно назвать никчемной и даже трагической.
Я считаю, что наше время, как и в любое другое, черты обломовщины встречаются очень часто. Можно сказать, что это исконная человеческая, даже общемировая, черта. Мало кто из людей полностью повторяет судьбу героя романа: лежит на диване и совершенно ничего не делает. Хотя немного раньше, в годы существования Советского Союза, «обломовский» образ жизни вели люди, протестовавшие против тоталитарного режима. Таким образом они выражали свое недовольство господствующем строем, режимом «совка». Сейчас же среди молодежи бездействие не в моде. В наше время популярна мысль о том, что судьба человека в его руках. Поэтому можно сказать, что современная эпоха – это скорее время Штольцев, а не Обломовых.
Но во многом это касается людей молодого поколения. Среди людей среднего возраста, а, тем более, пожилых, много таких, кто не сумел приспособиться к условиям «дикого капитализма». Многие люди просто не могут принять моральных и нравственных устоев нового времени, часто ставящих во главу угла не духовное, а материальное. Поэтому такие «обломовщики» замыкаются, никак не проявляют себя в новых условиях. Эти люди видят в теперешней России только плохое. С утра до вечера они ругают правительство и не хотят найти в существующей жизни ничего положительного. Мне кажется, что существовать так почти невыносимо. Теряется смысл жизни. Поэтому можно сказать, что, как и Обломов, эти люди прозябают, постепенно умирая и духовно, и физически.
В любое время существовали люди безвольные, боящиеся жизни, самостоятельных решений. Это тоже одно из проявлений «обломовщины», может быть, самое страшное. Патологически безвольных людей мало, но похожие черты можно встретить почти у каждого человека, стоит лишь оглянуться вокруг.
Зная о судьбе героя романа «Обломов», невольно начинаешь задумываться, как найти «золотую середину» в своей жизненной позиции? Как, не черствея душой, не забывая о самом главном, быть успешным в жизни, действовать и быть счастливым ? Думаю, это возможно. Всего лишь стоит попытаться перенять «золотое сердце» Обломова и неуемную энергию и рациональность Штольца.
Роман “Обломов” является вершиной творчества И. А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни “честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие”.
Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40-50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.
Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек “лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица … мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы “Сон Обломова”, а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как “идеал покоя и бездействия”, а труд считали наказанием.
Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: “Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!”
Срочна! Сочинение!! Даю 90 баллов
Тема: “Есть ли среди нас Обломовы” формат 400 слов! Заранее спасибо) 10 класс
Ответы:
Не буду обращать внимание на “срочнА” и попробую написать.
В современном мире мы нередко слышим такое словосочетание как “человек-Обломов”. Но что же это значит? Обломов-это главный герой произведения “Обломов”. В первую очередь, Обломова как человека характеризуют такие слова : пассивность, лень, чревоугодие. У этого человека нет целей в жизни, он не живет, а существует, лежа на диване. Значит “Обломовым” называют того человека, который ничего не требует от жизни, живет, “плывя по течению”. Обломов в свое время был очень умным человеком(это мы видим из разговора со Штольцем), но постепенно он терял все свои знания, потому что они были ему не нужны. Ведь где они ему могли пригодится, если всё время он лежал на диване, никуда не выходил, даже газеты не читал, а в случаи какого-либо затруднения Илья звал Захара. Лично меня, пассивность и лень Обломова порой удивляла. Но самое интересно заключается в том, что Илья Ильич даже не хотел ничего менять, ему нравилось так жить в стороне от мира, от всех событий. Но есть ли среди нас Обломовы? По моему мнению такие люди есть и всегда будут. Меняется время, но не люди. Да, пусть кто-то говорит, что мы не стоим на месте, развиваемся, но это развитие не помогает человеку развиваться духовно. Наверно, Обломов живет в каждом из нас. Мы иногда позволяем себе немного полениться, перенося планы на следующий день, полежать на диване, ничего не делая. Самое главное не поддаваться соблазнам пассивной жизни, в которой ничего не надо делать, потому что от такой жизни не будет никакого положительного результата, наступает деградация, которая не позволяет вылезти из ямы “обломовщины”.
Там потом сам(а) что-нибудь допишешь
Сочинение на тему: “Что я думаю об Обломове и обломовщине. Обломовы среди нас”
Ответы:
Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».
Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.
Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.
Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»
Обломовщина стала проклятием Ильи Ильича Обломова — главного героя романа И. Гончарова «Обломов». Несамостоятельность, безволие, неспособность отвечать за свою судьбу, нерешительность, нежелание трудиться, боязнь нового — это багаж, принесенный им из детства в сознательную жизнь, искалечивший умную, добрую, чувствительную натуру Ильи Ильича.
Добролюбов после выхода романа в свет расширил трактовку обломовщины: «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он Обломов».
Со времени выхода романа прошло почти полтора века, но прочитав его с бесконечным интересом и волнением, я поняла, насколько он актуален сегодня. Как часто мы слышим истории «трагической» любви людей, не умеющих пожертвовать своей ленью и душевной заторможенностью, но кричащих на весь мир, что «их не поняли», не приняли такими, какие они есть! Но ведь и в любви, и в дружбе нужно жертвовать, а не только принимать знаки внимания.
Сталкиваемся мы и с другими проявлениями обломовщины. Среди моих товарищей по школе есть и такие, которые предпочитают слова действию. Они замечательно рассуждают о том, что бы они могли сделать, строят чудесные воздушные замки, но лишь дело касается их непосредственного участия, они куда-то внезапно исчезают или «заболевают». Разве можно положиться на такого человека в трудную минуту?! Материал с сайта //iEssay.ru
«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!
Вариант 1
(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.
Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.
Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.
Вариант 2
(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше.
Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.
Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.
Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.
Автор Дарина Донецкая На чтение 6 мин Просмотров 3.4к.
Обновлено
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Путешествовать – значит жить». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: И.А. Бунин, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Антуан де Сент-Экзюпери.
Вариант 1
«Путешествовать – значит жить» — правильно ли подобное утверждение? На этот вопрос ответ однозначный – конечно же, да! Ведь отправляясь в путешествие, мы знакомимся с новыми людьми, посещаем новые места, а так же узнаем огромное количество информации, которую не знали до этого. Что может быть дороже эмоций, которые мы получаем благодаря путешествиям?
Но не всегда люди, отправляясь в путешествие, планируют узнавать что-то новое. Для многих отдых ассоциируется с постоянным лежанием на пляже, лениво переворачиваясь с бока на бок. Так же есть категория людей, которая на отдыхе старается потратить все свои накопления, чтобы получить массу удовольствий, которые не могут позволить себе в повседневной жизни. Им поездка вряд ли запомнится на многие годы, поскольку совершенно никакой пользы она не принесла. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить известные примеры из литературы.
Взять хотя-бы рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В этом произведении главный герой отправляется на долгожданный отдых с дочерью и супругой. Но эта поездка не приносит им никакого удовлетворения, и тем более пользы. Главный герой ни в чем себе не отказывает, роскошно питается, после чего долго валяется в постели. Так же он тратит немыслимые деньги и время на азартные игры, и развлечения. Господин так же не брезгует притонами, в которые с удовольствием отправляется. Когда же на его пути к увеселительным программам становилась его супруга, то это непременно заканчивалось скандалом, а настроение Господина в тот же час портилось.
Такое путешествие нельзя назвать положительным, а для главного героя оно и вовсе закончилось прискорбно. Будучи еще совсем не старым мужчиной, его здоровье оставляло желать лучшего. При этом всем он постоянно употреблял различного рода излишества, которые заметно подорвали его физическое состояние, а после и вовсе привели к смерти.
Что же касается познанием чего-то нового, то тут и говорить не о чем. Господина намного больше привлекали кулинарные шедевры и азарт, нежели экскурсии и тому подобное. Достопримечательности, впрочем, как и местный контингент, интересовали его мало. Из подобного отдыха невозможно привезти что-то положительное, или же эмоциональное.
А вот Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов» предпочитал совершенно другой отдых. Это был весьма эрудированный, любознательный и активный человек. Отправившись в путешествие, он очень много времени посвящает местным обычаям, а так же культурно просвещается. Андрея привлекают не только местные достопримечательности, он так же с большим интересом рассматривает те диковинные товары, которые здесь продавались. Ведь Россия не могла похвастаться таким шикарным выбором, и подобные вещи были в диковинку.
В конечном итоге у Андрея появляется потрясающая идея по созданию собственного дела, благодаря которому вся страна сделала огромный шаг в развитии. Спустя время Штольц становится владельцем немаленькой компании, работа которой была направлена на международную торговлю. Благодаря своей невероятной идее, он сумел заработать немалые деньги, а так же обрести статус в обществе.
Андрею удалось успешно вести свои собственные дела, а так же оказывать помощь большому количеству людей, которых он обеспечил рабочими местами.
Все идеи героя появились благодаря его любознательности, целеустремленности, а главное – путешествиям. Именно на примере Андрея Штольца можно смело сказать, что путешествия не только приносят потрясающие эмоции, а так же помогают развить свою собственную личность. Путешествия вдохновляют, и открывают глаза на новые вещи.
Можно смело сказать, именно благодаря путешествиям человек начинает жить полной жизнью. Потому что именно в путешествиях мы видим жизнь и обычаи других людей, которые вдохновляют нас. От жизни нужно брать все, а эмоций не бывает много, поэтому отправляясь в путешествие, необходимо не упустить ни одной минутки своей прекрасной жизни!
Вариант 2
Путешествия всегда приносят что-то новое в нашу жизнь, именно по этой причине большинство людей так любят в них отправляться. Не удивительно, ведь именно в путешествиях мы начинаем жить по-настоящему. Мы знакомимся с новыми людьми, получаем новые эмоции, которых не испытывали ранее, посещаем новые места и развиваемся духовно. Приезжая с путешествия, друзья всегда с интересом слушают о том, как мы отдохнули и что увидели. А что можно рассказать, если весь отдых мы провалялись на пляже или не покидали стены отеля?
Путешествия привлекают не только нас, но и многих героев отечественной и мировой литературы. Они отправлялись в странствия, когда хотели что-то изменить в своей жизни, начать все с чистого листа, или же усовершенствовать себя как личность. Взять хотя бы Александра Чацкого из бессмертной пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Когда он отправился за границу, он сумел получить огромный опыт, узнал много нового, благодаря чему смог выявить все пробелы и недостатки в существующем в России укладе жизни.
Он первый стал задумываться о губительности крепостного права. Когда герой приехал домой, то он с нетерпением ждал того момента, когда сможет поделиться своими мыслями с другими, тем самым призывая их стать на путь исправления.
Но Россия была не готова к зарубежному образованию Чацкого, его новым и смелым мыслям, и к той новой жизни, которую он так хотел внедрить в массы. Они никогда не выезжали за пределы своей страны, поэтому не понимали, что жизнь может быть совершенно другой. Жалкое подражание иностранной моде и преклонение перед ней разрушало собственную культуру страны.
Чацкий пытался донести, что там, за пределами страны, существует совершенно другая жизнь.
Своим взглядам на жизнь, первоклассному развитию, новым, свежим мыслям Чацкий был обязан путешествиям. Ведь именно благодаря им он узнал, что такое жить по-настоящему.
Если же обратиться к зарубежной литературе, то хорошим примером может стать произведение «Маленький принц», которое написал Антуан де Сент-Экзюпери. Он делает акцент на том, что благодаря путешествиям, человеку выпадает возможность разобраться в собственной жизни, сделать её лучше.
Переняв у других народов их мудрость. Опыт. Обычаи, ты сам того не замечая, поднимаешься на новый уровень, который раскрывает перед тобой совершенно другие возможности. Так и Маленький принц, пока он находился у себя дома, то постоянно выслушивал капризы Розы, а рутинное состояние губительно сказывалось на его личности. Ему наскучила подобная жизнь, потому что она не приносила никакой пользы. Отправившись посмотреть, как живут его соседи по космосу, Маленький принц не только разнообразил свою жизнь, но и научился любить, дружить. Так же он открыл для себя истину того, что большинство людей тратят свою жизнь впустую.
Когда он набрался новых знаний, эмоций и опыта, он возвратился к себе домой, чтобы начать совершенно другую жизнь. К капризам Розы он так же стал относиться иначе, потому что сумел понять её поведение. Иногда, чтобы начать жизнь с чистого листа, необходимо выйти с привычной среды обитания, и отправиться в путешествие, которое сумеет вдохнуть в нас новые силы и желание жить.
Из этого можно сделать вывод, что благодаря путешествиям человек начинает жить, развиваться и стремиться к великим свершениям.
Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Обломов и обломовщина в романе Гончарова «Обломов», в котором раскроем образ главного героя произведения и дадим определение термину «обломовщина».
Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в пору острейшего кризиса крепостничества. Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, в котором автор изобразил ленивого, апатичного, не способного к деятельности помещика, воспитанного в обстановке барской усадьбы, где господам жилось безмятежно и счастливо, был актуален для современников.
И.А. Гончаров с первых строчек романа окунает читателей в атмосферу быта и порядка в доме Ильи Обломова. Мы видим тридцатитрехлетнего барина лежащим на широком диване в четырехкомнатной квартире на Гороховой улице Петербурга. Описывая портрет героя, писатель отмечает мягкость в чертах Обломова, излишнюю изнеженность, округлость. Он был не по годам обрюзгшим. На его приятном лице с темно-серыми глазами и бледной кожей не задерживалась надолго ни одна мысль. Она «гуляла вольной птицей по лицу», порхала по его губам, глазам, по лбу и наконец пропадала, оставляя после себя след беспечности. Одет Обломов в любимый домашний халат, мягкий и гибкий. Как только он опускал ноги, они сразу попадали в широкие и уютные домашние туфли.
Илья Ильич практически не выходит из дома. Никакие просьбы и уговоры приятелей, которые иногда посещают его, не могут заставить барина оставить уютное гнездышко и окунуться в атмосферу городского шума и суеты, светских мероприятий и развлечений. Он придумывал десятки причин, чтобы отказать им и остаться дома, ведь для выхода в свет нужно было переодеться, а это уже представляло для Обломова большую проблему, решать которые он не умел и не мог. Илья Ильич никак не мог ответить на письмо старосты, полученное из Обломовки. Несколько лет назад он начал обдумывать проект по улучшению управления имением, но проект так и остался только проектом, так как до конца обдумать Обломов никак его не мог.
Состояние полусна-полудремы подобно болоту все больше и больше затягивало Илью Ильича в течение нескольких лет, с тех самых пор как оставил службу в одном из департаментов. Когда Обломов приехал в Петербург, он был полон планов и надежд. Устроившись на службу, он желал видеть в сослуживцах членов большой и дружной семьи, а начальника – отцом семейства. Однако вскоре он понял, что среди чиновников нет и не может быть теплых семейных отношений. Обломов, никогда до приезда в Петербург не утруждавший себя никакой работой, после двух лет службы вышел в отставку, облегченно вздохнул и спокойно зажил, не заставляя себя ежедневно по утрам идти в департамент.
Так прошло чуть более десяти лет. Обломов превратился в обрюзгшего, пополневшего, лысеющего барина. Все труднее ему было вставать с постели, поэтому, когда заходили гости, он даже не менял своего положения, а так и оставался лежать на широком диване. Книг он не читал, только строил мечты, витал в облаках, не желая понять и принять реальную действительность. Часто Илья Ильич грезил о счастливой семейной жизни в любимой Обломовке, однако для создания семьи ничего не предпринимал. Его отношения с Ольгой Ильинской, с которой барина познакомил Андрей Штольц и которую Обломов полюбил, не сложились, так как любовь – это тоже работа, а работать Обломов не умел. Жизненные обстоятельства заставили его переехать на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, которая смогла окружить его заботой и любовью, однако расшевелить и вытащить из болота лени и апатии не смогла, и через несколько лет после переезда Обломов умер. Что же унесло жизнь еще не старого человека? Что погубило его? На эти вопросы автор отвечает устами Андрея Штольца – обломовщина. Она, как болезнь, поражает русское дворянство, выросшее и воспитанное в тысячах таких же усадеб, как Обломовка. Именно оттуда берет свое начало обломовщина – состояние ничегонеделания, лени, апатии, отсутствие всякой высокой жизненной цели. Она лишает человека желания двигаться вперед, к чему-то стремиться.
Когда-то Илья Обломов был маленьким любознательным мальчиком. Утром няня умывала его, причесывала, натягивала чулочки и вела к маменьке, которая, осыпав сына страстными поцелуями, спрашивала у няни о состоянии Илюши. Он был единственным ребенком в семье, поэтому мальчика все обожали, часто его ласкали, обнимали. Когда Обломова отпускали гулять в сад, он с интересом наблюдал за всем вокруг. Ему хотелось взобраться на висячую галерею, чтобы посмотреть сверху на речку, но подниматься туда мальчику запрещают. Ему хочется выбежать за ворота, добежать до оврага, посмотреть, что там делается, однако и это запрещают ему. С детства Обломов видел, что Обломовка чаще всего погружена в сон и покой. О труде здесь отзываются как о тяжком наказании, поэтому, если есть возможность, то больше отдыхают.
Няня часто в детстве рассказывает ему сказки о неведомых и чудесных странах, в которых молочные реки с кисельными берегами, где нет ни холода, ни ночей, где целый год никто ничего не делает. В этой удивительной волшебной стране только целыми днями гуляют и веселятся добрые молодцы, подобные Илье Ильичу, и красные девицы, а щука исполняет все желания. Обломовка была для Обломовых той самой волшебной страной, где они праздно проводили свои дни, не заботясь о хлебе насущном. «Триста Захаров» всегда были готовы к их услугам, исполняли их желания, а господам оставалось только бездельничать.
Повзрослевшего Илюшу умывал, причесывал и одевал слуга Захар. Родители отправили сына учиться в школу Ивана Штольца, но мальчик учиться не хотел, поэтому, начиная с понедельника, когда нужно было ехать в Верхлево, начинал искать причины, чтобы отменить поездку. Родители, горячо любя своего Илюшеньку, потакали его желаниям и с радостью оставляли его дома на несколько денечков или на целую неделю. Своим излишним вниманием, опекой, заботой, образом жизни родители избаловали единственного сына. Привычка жить чужим трудом, которая была заложена с детства, привела Обломова к гибели. Она была настолько сильна, что, даже попав в другие условия, Обломов не смог адаптироваться к ним, а продолжать следовать тем же традициям, которые он усвоил еще в детском возрасте.
И.А. Гончаров в романе «Обломов» реалистично изобразил картины жизни русского дворянства, а также рассказал об условиях, которые порождают обломовщину, подавившую лучшие начала не одной личности и погубившую не одного человека. Эти страшные условия писатель видел в крепостном праве.