Многомудрый Литрекон представляет три варианта итогового сочинения на тему: Какого человека можно по праву назвать героем? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Василий Теркин», «Старуха Изергиль», «Капитанская дочка», «Обелиск» и «Сотников».
Вариант 1
(408 слов) Герой — это человек, который защищает свои идеалы, жертвуя своими интересами. Такие люди способны на самоотречение во имя благой цели. Чаща всего героизм проявляется в добровольной и бескорыстной помощи ближнему. Таких персонажей мы нередко встречаем на страницах любимых книг и восхищаемся ими.
Например, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» мы знакомимся с Андреем Соколовым — защитником Родины. Он воплотил в себе черты всего советского народа, который боролся против иностранного захватчика. Как и многие люди, Андрей пошел на фронт добровольцем, хоть и не был связан с армией. Дома он оставил большую семью, любимую жену. Именно ради них он рискнул жизнью. Судьба не была благосклонна к воину: после контузии его взяли в плен. Но даже в таких условиях Андрей проявил настоящее великодушие и бесстрашие: он убил предателя, который хотел выдать врагу всех пленных коммунистов и командиров. Так он спас других, подвергнув опасности свою жизнь. Героизм Соколова поразил даже лагерное начальство: он отказался выпить за победу Германии и предпочел позору смерть. За это решение его пощадили. Но поблажка не притупила жажду свободы, и Андрей бежал из плена, прихватив важного немецкого инженера. Дома его ожидал еще один страшный удар — погибла вся его семья! И все же Андрей смог это пережить и открыть свое сердце сироте Ванюше. Все эти поступки говорят о героизме Андрея, ведь он всегда жертвовал собой ради наивысшей цели и помогал людям, не щадя себя.
Не менее подходящий герой для примера — это Василий Теркин, герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Василий тоже пошел на передовую добровольцем. В отличие от Андрея, он был еще совсем молод, и ему было страшнее идти под пули, так и не оставив на свете своих детей. Но это не подорвало решимость Василия воевать до конца. Он совершал подвиги, но не придавал им особой ценности. Главной его целью было освобождение Родины, и ради этого он не жалел себя. Самым запоминающимся эпизодом в его биографии является переправа, когда солдат переплыл ледяную реку, чтобы вовремя донести до командования важные сведения о высадке бойцов на занятый врагами берег. Теркин пересилил страх смерти, пошел на большой риск, но в ответ на похвалы лишь отшучивался и просил выпить. Василий проявляет одну из главных черт настоящего героя — скромность. Тот, кто искренно защищает свои идеалы и помогает людям, никогда не кичится этим. Герой — это призвание, а не признание.
Таким образом, настоящие герои — это люди, способные на самоотречение ради великой и благой цели. Они спасают других, рискуя собой. Они считают себя частью большой и великой миссии, поэтому готовы сделать все возможное ради того, чтобы помочь другим.
Вариант 2
(456 слов) Настоящий герой — это человек, который совершает общественно значимые поступки, рискуя самым дорогим — здоровьем, благополучием, жизнью. Самым главным критерием в оценке героизма является степень важности подвига для людей. Стремление помочь всем, пренебрегая собой, всегда ставилось высоко, потому что на такое самоотречение способен далеко не каждый. Но в нашей истории есть место многочисленным примерам, когда героями становились многие.
Каждый из нас знает о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945. Тогда-то и выяснилось, что среди обычных людей есть много героев, достойных уважения и вечной благодарности потомков. Их в своем творчестве описывал В. Быков — участник войны. Например, в повести «Сотников» мы знакомимся с человеком, который пожертвовал собой, стремясь помочь другим и не выдать своих товарищей. Сотников попал в плен, но, отличие от своего напарника, не побоялся пыток. Он выдержал испытание с достоинством и не назвал координат партизан. Более того, он пытался спасти всех, кто был задержан вместе с ним, дав ложные показания и взяв вину на себя. Совсем по-иному ведет себя Рыбак — тот, кто так нетерпимо относился ко всем предателям. Он испугался боли и смерти, предал товарищей и свою Родину. Сравнивая поведение двух персонажей в столь непростой ситуации, мы понимаем, кто из них герой, а кто — нет. Сотников сохранил тайну партизан и сделал свой вклад в великое дело — освобождение страны. А Рыбак имеет только мелкие эгоистические интересы и ставит их выше всего остального. Именно Сотников отличается героизмом, ведь смог победить свой страх и сделать правильный выбор.
Не менее мужественного и самоотверженного человека мы встречаем в повести Быкова «Обелиск». Алесь Мороз, как и Сотников, не был профессиональным военным и не прославился на поле боя. Но его вклад в общее дело не менее значимым. Оставшись в оккупированном поселении, он выполнял такие задания партизан, которые никто не мог выполнить. Кроме того, он следил за детьми, которые оказались в таких сложных условиях. Но подростки не спешили докладывать учителю о своих планах. Они организовали провалившуюся диверсию и попались. Но полицаи винили во всем их педагога, ведь не могли же сами дети пойти на такой шаг. Узнав об условиях освобождения детей (подростки в обмен на зачинщика диверсии), Алесь добровольно сдался. Он понимал, что его, скорее всего, обманут, но не хотел бросать учеников на произвол судьбы. И не бросил! Рискуя собой, он отвлек охранника и помог одному из мальчиков спастись. Остальные были казнены, как и он. Это самопожертвование — проявление героизма, ведь Алесь поставил интересы общества выше своих собственных и внес свой вклад в значимое дело — Победу над фашизмом. Этот подвиг говорит об исключительной силе духа и великодушии героя.
Таким образом, настоящими героями мы можем назвать ветеранов Великой Отечественной войны. Они пожертвовали всем ради нашего мирного неба над головой. Патриоты, которые сейчас берут пример с освободителей и ставят интересы народа выше своих собственных, тоже могут стать теми, кем будут гордиться потомки, кого будут вспоминать с благоговением.
Вариант 3
(459 слов) Героем можно назвать человека, который совершает добрые поступки вопреки всему — обстоятельствам, соображениям выгоды и даже своим интересам. Иногда это может привести к самопожертвованию, однако герой не будет сдаваться, продолжит делать то, что считает правильным, отстаивать свои идеалы. Его героизм заключается в преодолении всех препятствий на пути к благой цели. Какого же человека можно назвать настоящим героем? На эту тему задумывались многие писатели.
Данко, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради окружающих отдал жизнь, не ожидая наград и даже благодарности. Он повел за собой общество, стал лидером именно в тот момент, когда люди отчаялись и поникли. Только благодаря Данко они преодолели себя и двинулись в путь. Но когда возникла кризисная ситуация (они потеряли дорогу), Данко же и оказался виноват. Но герой хотел помочь людям, пусть даже ценой жизни. И он вырвал свое горящее сердце и осветил им выход из чащи. Данко погиб, но все остальные были спасены. Перед смертью он испытал блаженство, осознавая то, что люди выбрались на свободу. Конечно, это история далека от реальности, это метафора. Быть лидером сложно, потому что власть дает большую ответственность. И часто нет другого пути, кроме того, чтобы пожертвовать собой. Герой – это тот, кто ради других готов отдать всего себя, пусть даже ему это не принесет славы, богатства или каких-нибудь регалий. Есть и более реалистичный пример.
Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», совсем не приукрашивается автором. Это молодой человек, который не знал проблем, а потому и жизни не знал. В начале повествования он легко поддается чужому влиянию и видит лишь свои интересы. Он проигрывает деньги в карты, грубит своему воспитателю Савельичу, пытается самоутвердиться за счет других. Однако в нем есть честь, доброта и стойкость. И они проявляются в экстремальных обстоятельствах. Когда крепость, где он служил, захватил бунтовщик Емельян Пугачев, Гринев не предал свою офицерскую честь и самозванцу не присягнул. Он до последнего сражался и был готов отдать жизнь за идеалы, которые он защищал. Прямота и простота героя вызвали у Пугачева уважение (тем более, Петр помог Емельяну задолго до этого, подарив тулуп). Пугачев отпустил Гринева, а потом помог вызволить из плена возлюбленную, Машу Миронову. Петра делают героем его честность, доброта, желание защитить и помочь слабым, способность сильно любить. Пусть Гринев был сначала на краю гибели, а потом на краю виселицы (когда его подозревали в пособничестве Пугачеву), он всегда оставался честным и отзывчивым человеком, готовым постоять за правду и заслонить собой слабого. Это и есть проявления героизма.
Таким образом, герой – это человек, у которого есть свои идеалы и твердые взгляды на мир. Он совершает поступки не для своей выгоды, а иногда и вопреки. Его главная цель — принести пользу другим, тем, кто не может сам за себе постоять. Он честен, добр, у него нет высокомерия и тщеславия. Героем может быть каждый, нужно только начинать делать что-то общественно полезное, пусть даже и небольшое.
Многомудрый Литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: «Может ли преступление быть оправдано?». Та Вы получите аргументы «за» и «против». Приятного просвещения!
Вариант 1: За
(401 слово) Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, может ли преступление быть оправдано? Судя по статистике оправдательных приговоров в России, судьи очень редко отвечают утвердительно. Но мы не обременены такой ответственностью и можем сказать, что по совести многие правонарушения не заслуживают строгого наказания, ведь они обусловлены бессилием закона, сложными обстоятельствами или даже жизненной необходимостью. Чтобы доказать это, проанализируем примеры из литературы.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показал другу стихотворение, посвященное его возлюбленной, а тот пренебрежительно отозвался о девушке. Швабрин нанес Марье оскорбление, фактически назвав ее продажной женщиной, которая уделит внимание любому офицеру в обмен на дорогие серьги. Петр не мог этого стерпеть и бросил вызов обидчику. Они договорились драться, что противоречило запрету коменданта крепости. В ту пору дуэли порицались в обществе, и оба участника могли быть серьезно наказаны. Но Петр и Алексей нарушили устав. Швабрин ранил Гринева в спину и был заключен под стражу после поединка. Формально Петр совершил преступление, ослушавшись начальника и командира, но разве нельзя оправдать его поступок? Он защитил честь девушки, не уронил свое офицерское достоинство, а значит, по совести он был прав. Если бы Петр стерпел оскорбление, то был бы виноват по-настоящему, ведь его честь была бы замарана этим молчаливым согласием с подлецом. Так что даже повод для военного трибунала может быть обусловлен и оправдан, но с точки зрения морали.
Не менее показательный пример можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан вышел на кулачный бой против Кирибеевича, который опозорил его жену. Царский любимец приставал к Алене прямо на улице, сорвал с нее платок и даже целовал против ее воли. Такой стыд можно было смыть только кровью в те времена. И Степан убил обидчика. Если бы он не сделал этого, то ему пришлось бы терпеть новые оскорбления и вольности со стороны опричника. Ради жены, детей и чести семьи он пошел на это преступление. За него царь Иван Грозный велел отрубить купцу голову. Однако он взял на себя обязательство опекать вдову и детей, защищая их от всяких посягательств. Поступок Степана можно оправдать, потому что справедливость на его стороне: он отомстил за попранную честь единственным методом, который можно было применить в ту эпоху.
Таким образом, если закон слеп и нем, если обстоятельства вынуждают, если есть жизненная необходимость, то преступление человека может быть оправдано. Важно смотреть на правонарушение не только с позиции кодексов, но и по справедливости, по совести, по нравственному убеждению. Только так можно вынести решение, которое будет истинным в данной ситуации.
Вариант 2: Против
(532 слова) Как часто мы слышим о том, что преступление можно оправдать. Целые правозащитные движения посвящают все силы реабилитации тех, по ком тюрьма плачет. Все мы помним, например, акции в защиту Флойда и истерическое желание сделать его национальным героем. Однако этот человек, не раз осужденный за грабежи, насилие, хранение наркотиков, не похож на жертву несправедливости, скорее, наоборот. Он и есть главная угроза, но как модно теперь ее превозносить! Ему ставят памятники, его именем чуть ли не называют университеты. Однако в попытке всех пожалеть мы забываем о необходимости охранять интересы добропорядочных людей от рецидива общественных болезней. Безнаказанность, порожденная оправданием, поощряет новые преступления. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из литературы.
Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На уроках мы называем Тараса «народным героем», который не жалеет себя в борьбе за интересы Родины и веры. Он и смел, и решителен, и самоотвержен. Однако мы, как и его товарищи, бесконечно оправдывали бесчеловечное насилие атамана. После гибели Остапа и поражения в Дубно казак обезумел от личных обид и стал вымещать свою злость на невиновных людей. Набегая подробно вору на польские деревни, Тарас убивал не только воинов. Он издевался над женщинами и детьми, пытал и истязал их. Он отрезал груди девушек — это же звериная жестокость! Никакой патриотизм не может обусловить такое поведение. Однако товарищи, которых тоже поражало насилие, произведенное Бульбой, ничего не делали, чтобы его остановить. Они оправдывали его военные преступления, а именно геноцид поляков, тем, что ему довелось пережить. К чему привела эта мягкость? К вопиющей несправедливости, которая продолжалась вплоть до гибели садиста. Ничем и никогда нельзя будет объяснить его поведение. Попытка сделать это — реабилитация настоящего маньяка.
Не менее парадоксальный пример описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником, на его счету уже не один десяток загубленных душ. Всю жизнь он посвятил преступлениям, которые нельзя объяснить никакими обстоятельствами или благовидными предлогами. Герой воровал, убивал, насиловал только потому, что это легко, выгодно и приятно для него. Но вдруг совесть дала о себе знать, и бандит раскаялся. Он обратился к Богу за прощением, и тот сказал ему спилить огромное дерево ножичком. Делать нечего, пришлось Кудеяру взяться за безнадежный и каторжный труд. Но вот однажды он встретил пана Глуховского, который делал все то же самое, что и Кудеяр в разбойные годы, но при этом не испытывал мук совести. И раскаявшийся герой убил его. И упал дуб. То есть Кудеяр получил прощение, когда вновь совершил преступление. Как так? Конечно, это притча, ее нельзя воспринимать буквально, но ее логика искажена. Получается, одних преступников оправдать можно, а других нужно просто убить. Одному мы прощение даем, а другому отказываем, хотя он, как и Кудеяр, в любой момент может прозреть и раскаяться. Более того, мы вознаграждаем убийство. Вот к чему ведет попытка реабилитировать оступившегося — к логическому тупику. Делать этого нельзя, ведь наша гуманность поощряет новые преступления.
Таким образом, преступление должно быть наказано в любом случае. Мы заботимся не об интересах оступившегося в данном случае, а о судьбах других людей, которые смотрят на него и думают, что им все можно, ведь их пожалеют, им дадут второй шанс. Формируется правовой нигилизм, порождающий сотни правонарушений. Все-таки закон должен защищать интересы добропорядочных граждан, а не тех, кто сначала его преступает, а потом просит о снисхождении. Тут уж надо выбирать: либо дудочка, либо кувшинчик.
1
«… не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок литературы по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»
2
Борис Екимов родился в 1938 году на севере Красноярского края, живет в Волгоградской области в городе Калач-на-Дону. Сменил несколько рабочих профессий в молодости, затем работал в газете «Волгоградская правда». Печатается с 1965 года. Написал около двух сотен рассказов, десятки повестей, несколько романов. Среди книг Екимова последних лет – сборники «Пиночет», «Ночь проходит», «Набег». Лауреат различных профессиональных наград, в том числе Государственной премии и премии Солженицына.
3
Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем
4
Эпиграфы к уроку А говорили: всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны жива в народе И бродит, как в березе сок. В.Селезнев «Вопрос о самоопределении в жизни – центральный в творчестве Б. Екимова. По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов». Виталий Васильев
5
И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина. Она идет. Переступая рвы, – Ей не нужны ни визы, ни прописки, В глазах – то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. Она идет, Покинув свой уют, Не о себе – о мире беспокоясь. И памятники честь ей отдают. И обелиски кланяются в пояс. Егор Исаев «Суд памяти»
6
Как важно… Как важно вовремя успеть Сказать кому – то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло!- Ведь всё нарушить может смерть.
Извечный спор: « Кто лучше? Кто сильнее?» И вот разгораются войнымежду странами, народами, континентами. Именно в условиях самой жестокойформы силового соперничества – войны – нарушается право человека нажизнь. Часто удары войны обрушиваются на тех, кто не участвует илиперестал участвовать непосредственно в боевых действиях: на мирныхжителей, раненых пленных. Война убивает и калечит людей, лишает ихнадежды. Она разрушает и материальные ценности: жилища становятсянепригодными для жизни, уничтожаются целые города.
Немогут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляютсясельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могутпользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войныбеспредельна.
Непосредственными последствиями военныхдействий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежноепродовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутыелюдьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, тоедва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватаетмедикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенныхавтомобильных и железных дорог раненым невозможно оказыватьсвоевременную помощь. Война способна принести гражданскому населениюстрадания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановкенеопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасностинарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, невозделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец,люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения,даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военныхопераций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливоезаключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирныежители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слоиобщества.
Извечный спор: « Кто лучше? Кто сильнее?» И вот разгораются войны между странами, народами, континентами. Именно в условиях самой жестокой формы силового соперничества – войны – нарушается право человека на жизнь. Часто удары войны обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно в боевых действиях: на мирных жителей, раненых пленных. Война убивает и калечит людей, лишает их надежды. Она разрушает и материальные ценности: жилища становятся непригодными для жизни, уничтожаются целые города.
Не могут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляются сельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могут пользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войны беспредельна.
Непосредственными последствиями военных действий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежное продовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутые людьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, то едва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватает медикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенных автомобильных и железных дорог раненым невозможно оказывать своевременную помощь. Война способна принести гражданскому населению страдания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановке неопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасности нарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, не возделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец, люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения, даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военных операций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливое заключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирные жители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слои общества.
Заслуживает ли человек уважения только потому, что он стар? Этот вопрос звучит не менее кощунственно и провокационно, чем тот, который стоит в заголовке моего сочинения. Но так только кажется…
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что война – это всегда несчастье. При этом слове всегда приходят на ум сожженные города и деревни, кровь и пепел, сотни и даже тысячи убитых. Хотя, честно признаться, сознание нормального человека не может вместить такие цифры. Мы, в лучшем случае, видели мертвым кого-то одного, близкого родственника. Некоторые, может быть, видели место автомобильной аварии, где погибла целая семья. Но когда мы слышим о миллионах погибших – представить их всех вместе, сразу, невозможно. Этому противится сам здравый смысл и чувство самосохранения.
На Западе до сих пор недоумевают – почему в нашей стране так обостренно воспринимают ту войну? А как же иначе, если она вошла почти в каждый дом, если почти в каждой семье есть либо погибшие, либо раненые. Война коснулась всех. Только очень по-разному. Об этом не слишком приятно и принято говорить, но это так.
Что означает «пострадать от войны»? Лишиться дома, потерять родных и близких. Но экономические потери не в счет, потому что подняться заново всегда можно, а вот вернуть к жизни близкого человека – нет. «Навсегда» — это когда уже ничего невозможно исправить, когда комья мерзлой глины стучат по крышке гроба…
Мы много знаем о тех, кто не щадил своих жизней на поле боя. С некоторых пор не меньше знаем о тех, кто работал в тылу. И нельзя сравнивать тех и других – дескать, кому было труднее? Всем было одинаково тяжело. И все они по-своему приближали нашу Победу. Но была и другая категория «персонажей»…
Например, те, кого презрительно именовали «штабными» (или тыловыми) крысами». Они не нюхали пороха, не были на передовой, благополучно провели всю войну в тылу и даже успели сделать неплохую карьеру. Например, в не самой известной ранней песне Владимира Высоцкого «Про Сережку Фомина» описан один такой «кадр», которого спас от армии отец-профессор, а в конце войны герой песни встречает старого приятеля, который самым непостижимым образом оказывается Героем Советского Союза. Горько и обидно, мерзко и противно. Но такие случаи, действительно, были.
На войне наживаются, делают бизнес. Ведь оружие, как и наркотики, — одна из самых прибыльных статей «теневой» коммерции. Об этом тоже не слишком принято распространяться, хотя знают об этом все. Есть и более прозаическая сторона войны – мародерство. Она описана в «современной пасторали» писателя В.Астафьева «Пастух и пастушка». Старшина Мохнаков – один из тех, кто искалечен войной. Он умеет только убивать. Он неизлечимо болен. Поэтому его подвиг – это самоубийство.
А были и те, кто распоряжался чужими жизнями в годы войны. Один такой персонаж выведен в романе американского писателя Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол». Это Андре Марти. Он никому не доверяет, но подозревает в измене всех окружающих. Посреди грохота орудий и гибели боевых товарищей он чувствует себя, как рыба в воде. Рядовые солдаты воюют, а решать их судьбы уполномочен он. Правда, здорово и безопасно?
Таким образом, как ни кощунственно и цинично об этом писать, от войны не только не страдают – на войне наживаются и благодаря ей делают успешную карьеру. Не каждому это дано. Но кому дано – «выжимают» из ситуации все возможные преимущества для себя.
Из коллекции П.Н. Малофеева
CH3-CH(CH3)-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2-CH3 Сжечь вещество и назвать его
Какими видами памяти вы пользуетесь в учёбе? Приведите примеры и запишите их в тетрадь. 2. Объясните, почему И. Сеченов писал, что человек, лишённый памяти, будто находится в состоянии новорождённого.
Составьте предложения,в одном из которых наречие используется как обстоятельство,а в другом – как определение : Свитер, наизнанку; город, ночью; трижды, герой; взгляд, исподлобья; чай, вприкуску; поворот, направо
На стороні АВ ромба АВСD як на діаметрі побудовано коло, яке перетинає сторону АDу точці M. Відстані від точки M до вершин A і B дорівнюють 5 i 12 cм відповідно. Знайти площу та периметр ромба
какие права имеет ребенок
в каких словах ударение падает на второй слог :1 здравствуй 2 свёкла 3 портфель 4 брала.Сомнения по слову брала???
Заполните схему,,Причины потери плодородия почвы”
Вышли одновременно оля и таня навстречу друг другу
1.Новый театр еще не построили, не так ли?
2.Когда будет опубликована ваша книга?
3.Такие открытки обычно посылают ко дню рождения.
4.Такую же мелодию исполняли, когда я вернулась с работы.
5.Ваши вещи вовремя упаковали? – Да,спасибо.
6.В доме был идеальный порядок. Все было расставлено по местам, пол вымыт, а занавески выстираны.
7.Чей доклад сейчас обсуждается?
8.Ника давно не видели.
9.Фрукты едят перед едой.
10.Мы попали в театр, так как билеты давно были заказаны.
2
1.Тихо! Сообщают важные новости.
2.Как давно ремонтируется эта квартира?
3.Это было сказано специально для тебя.
4.Его не вылечат, если он не ляжет в больницу.
5.Этот пирог легко готовится.
6.Мне это не показалось. – Ну, неужели за тобой действительно следили?
7.Не было потеряно ни минуты. Были сделаны все необходимые приготовления.
8.Машину не красят. Ее уже сушат.
9.Имя уже выбрали к тому времени, как родился ребенок?
10.Я боялась, что ошибку все равно заметят.
При нагріванні повітря розжирюється, а при охолодженні стискається?
Несколько советов, как стать добрым человеком
Чтобы стать добрее, начинайте с самого простого. Научитесь просить прощения. Если вы заметили, что ваши действия или слова негативно повлияли на других людей, они расстроены – возможно, вы поступили неправильно. Запишите эту ситуацию на бумагу во всех подробностях и проанализируйте. Сделайте вывод о мотивах своего поведения, которое принесло ущерб другим.
Представьте себя в качестве жертвы такого поведения и постарайтесь понять чувства другого человека. Чаще всего неправильные поступки люди совершают в моменты личностной слабости: из страха, тревоги, в агрессивном состоянии и т.д. Признайте, что эти состояния вас не оправдывают, а выставляют в невыгодном свете.
2. Извиняться
Когда вы поняли, что повели себя неправильно, найдите возможность сделать это в любой форме, письменной или устной, лично или косвенно. Здесь все зависит от степени важности сохранения дальнейших отношений с человеком. Даже если он был случайным лицом в вашей жизни, все равно найдите способ извиниться, и вам станет легче от осознания того, что вы поступили правильно. Если задеты оба, извинитесь первым. Введите это в привычку, чтобы избавиться от излишней гордости.
В отношениях в паре доброе отношение – основа всего. Что делать, если негатив преобладает? Смотрим видео!
Подавайте другим правильный пример. В свою очередь, научитесь прощать. Если обидели вас, не таите зла, даже если обидчик не спешит с извинениями. Помните о том, что каждый видит ситуацию со своей стороны. При этом можно не понимать, что извиняться стоит порой не столько за сам поступок, а за то, что этот поступок вызвал негативные эмоции. Если такое понимание наступит – хорошо. Если нет – что же, возможно, такой человек полон слепой гордыни и общение с ним стоит избегать.
3. Совершать бескорыстные поступки
Критерии бескорыстия довольно относительны, потому как моральное удовлетворение также может служить мотивом для совершения того или иного действия. Главное – не поступайте из соображений откровенной выгоды для себя.
Например, предложите человеку свою помощь, не требуя от него ответных действий в качестве благодарности. Сделайте что-нибудь, что раньше бы не сделали, возмутившись, «больше делать что ли нечего? А что за это будет?». Возьмите и пожертвуйте на кого-то свое свободное время, которое вы планировали уделить себе и своим интересам. Просто перестаньте во всем искать корысть и наживу.
4. Больше внимания уделять другим
Проявляйте искреннее участие, научитесь слушать. Найдите удовольствие в познании природы окружающих. Учитесь ставить себя на место других, сопереживать. Для этого, когда кто-то рассказывает вам свою ситуацию, мысленно представляйте все происходящее с собой в главной роли.
Проанализируйте возникающие при этом чувства. Доверяйте людям, потому что без этого вы не сможете строить подлинно близких отношений. Перестаньте искать во всем подвох, делать самостоятельные выводы о мотивах других людей. Вы не можете знать их наверняка. Скорее всего, вы окажетесь не правы, но зато накрутите себя и начнете срываться на окружающих.
Сочинение: Согласны ли Вы с утверждением, что делать добро легче, чем быть добрым?
Итоговое сочинение на тему: Делать добро легче, чем быть добрым
Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО
Тема сочинения.
Как вы понимаете высказывание: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
Казалось бы, совершать добрые поступки могут только добрые люди. Однако это не так. Нередко человек делает добро потому, что того требует общество. Также сделать что-то доброе можно под влиянием порыва или даже для того, чтобы в итоге достичь какой-то своей цели. Например, если человек помогает своему соседу занести диван на 12 этаж, то он совершает доброе дело. Но делает он это потому, что добр, или потому, что так принято в обществе и в будущем ему может также понадобиться помощь соседа? «Делать добро легче, чем быть добрым» — эти слова Жоржа Вольфрома я понимаю так: совершить добрый поступок может любой человек, а быть по-настоящему добрым – отнюдь нет. Быть добрым – это состояние души, это искреннее желанием помогать и невозможность пройти мимо чужой беды.
Размышляя над поднятой темой, я сразу вспомнила один из самых ярких эпизодов романа Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип во время пожара спасает кошку. Он рискует своей жизнью, но снимает с пылающей крыши несчастное животное. Это, несомненно, добро. Но позволяет ли этот поступок назвать Архипа добрым? Нет, ведь в этом же доме горели живые люди, которых кузнец специально запер перед началом пожара. Он не просто считал справедливым убить слуг Троекурова, в которых видел врагов для себя и своих господ. Он «со злобной улыбкой взирал на пожар», наслаждался своей местью! Спасение кошки – это порыв. Архип счел, что животное ни в чем не виновато и не должно погибнуть. Но почему он решил, что вправе отнимать жизни людей? Добрый человек не совершил бы на такой поступок, не причинил бы такое ужасное зло.
Есть добрые поступки на счету главного героя произведения Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и пытается помочь ему. Ему жаль несчастного человека и его семью, он провожает его домой, дает ему немного денег. Но доброе отношение к Мармеладову не затмит то зло, которое причинил Родион Раскольников окружающим. Он поставил себя выше других, решил, что он «не тварь дрожащая, а право имеющий» и убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Нельзя назвать Родиона Раскольникова добрым только потому, что порой в нем просыпалось желание сделать что-то хорошее.
Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь.
Автор сочинения:
Татьяна Городецкая
Эссе на тему: «Важно ли быть добрым?»
Образовательная организация: МБОУ Донская СОШ
Куропятник Анна Николаевна,11 класс.
Тематическое направление: Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин).
Жанр сочинения: эссе.
Тема сочинения: Важно ли быть добрым?
Время неумолимо движется вперед, и научно-технический прогресс не стоит на месте. Многое, о чем еще двадцать или тридцать лет назад люди боялись даже мечтать, сейчас стало неотъемлемой частью современной действительности. Жажда познания, стремление к открытию нового лежит в основе человеческого разума. Благодаря этой черте человеческой натуры мы с раннего детства начинаем постигать этот мир, изо дня в день узнаем что-то новое, совершаем новые открытия, постепенно собирая свой жизненный багаж знаний и опыта. Одновременно мы развиваем и свою чувственную палитру: впервые испытываем страх, радость, грусть и любовь, учимся проявлять милосердие и сострадание, сдерживать гнев и злобу.
Вооружившись накопленными знаниями и опытом, люди постепенно присоединяются к всеобщей погоне за успехом, без которого для большинства моих сверстников невозможно счастье. У каждого современного человека есть все возможности, для того чтобы стать успешным. Человечество не испытывает недостатка в знаниях. Развивающиеся стремительными темпами высокие технологии дают возможность получать знания где угодно и когда угодно, а не только в школе и университете. Безграничные возможности для этого открывает нам телевидение, Интернет, средства массовой информации. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Уже никто не удивляется тому, как виртуозно разбираются в компьютерах и мобильных телефонах совсем маленькие дети. Скорее недоумение и удивление вызовет отсутствие личной страницы в социальных сетях всемирной паутины Интернета у взрослого. Стремясь к достижению успеха, а значит и к материальному благополучию, мы, сами того не замечая, настраиваем свою жизнь на режим многозадачности. И это становится нормой даже для детей. Нужно успеть всё и вся. Среди всей этой суеты и спешки, люди забывают о том, что значит быть людьми, забывают о таких, казалось бы, простых вещах, как доброта, милосердие, человечность и порядочность. Нам некогда встретиться с друзьями и поговорить, потому что нужно бежать за прогрессом. Мы можем пройти мимо попавшего в беду человека, не потому, что злы от рождения, а потому, что не замечаем чужого горя за своими делами. Увлеченные бесконечными «лайками» и переписками, мы забываем встретиться с близкими и родными и сказать им важные слова. И постепенно привыкаем к жизни без живого общения, без сочувствия, без участия, без доброты.
Людям важно шагать в ногу со временем, быть образованными, продвинутыми, популярными. А важно ли быть … добрыми? Именно быть, а не казаться. Люди давно спорят о необходимости доброты, рассуждают нужна она или нет, полезна она или вредна. Проходят годы, споры не утихают, а люди страдают от того, что истинной доброты, милосердия и сострадания в их жизни не хватает. Не в чести нынче эти нравственные качества. Гораздо важнее креативность, конкурентноспособность, коммуникабельность. В суете повседневной жизни, в ее быстротечности я все острее ощущаю дефицит настоящего, истинного, чаще встречаю фальшивое и неискреннее. Красивая внешняя картинка ценится дороже внутреннего мира. Душевность уходит на второй план. В погоне за иллюзией успеха мы перестаем замечать реальность. Меня пугает перспектива развития цинизма и бессердечия в нашем обществе. Я уверена, что владение знаниями накладывает на человечество ответственность за сохранение основ нравственности, духовности. Блага цивилизации, приобретенные людьми благодаря развитию науки и техники, призваны лишь обеспечить нам удобство и комфорт в повседневной жизни, их достижение не должно становиться самоцелью.
Добрым быть важно и нужно! Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны развивать в себе это качество. В Толковом словаре С.И. Ожегова доброта определяется как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Именно поэтому вопреки эгоистичной натуре современности важным признаком доброты является отсутствие корысти. Когда она искренняя, то совершается без суеты и шума, не требует взамен услуг или благодарности, общественного одобрения, не выставляется напоказ. Доброта обладает одной уникальной способностью: чем больше мы отдаем другим, тем больше ее становится. Ее никогда не бывает в избытке, она может быть большой или маленькой, незаметной на первый взгляд, может выражаться в разных поступках: участии в волонтерском движении и благотворительности, помощи близким, добросердечном отношении к окружающим. Сегодня в дефиците активная, действенная доброта. В моем понимании, это ежедневное следование по пути, указанному нашим личным нравственным компасом. Главное помнить, что доброе дело-это не показательное действие, оно должно идти от сердца. Не надо ждать одобрения, если уступил место в транспорте или помог пожилому человеку. Гораздо важнее самому быть благодарным людям, делающим добро вам. Порой искренняя улыбка и привычное слово «спасибо» могут творить чудеса.
Добрым быть жизненно необходимо! Прежде всего для сохранения в человеке человека. Известный педагог Ш.А. Амонашвили сказал: «Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его — твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его — твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром». Доброта не может совсем исчезнуть из нашего общества, человечество не должно испытывать недостаток отзывчивости и гуманности.
Уроки доброты: как стать добрым человеком?
В нашей жизни так мало доброты. С разрушением Советского Союза, и падением «железного» занавеса, многие понятия и жизненные принципы размылись. Люди стали думать, как заработать денег и выжить в условиях жесткой конкуренции, стали более жестокими и озлобленными. Такие негативные черты присущи как мужчинам, так и женщинам. Агрессивные порывы стали присущи даже маленьким детям, которые не понимают, почему родители не могут купить ему конкретную игрушку и т.д. Поэтому проблема как стать спокойнее и добрее становится максимально актуальной.
Доброта людей
О том, кто такой человек и какая его часть сильнее – дьявольская или божественная, что в нем побеждает – добро или зло, на протяжении многих веков спорили философы и ученые. По своей природе человек существо безобидное, которое отвечает агрессией только на агрессию, когда угроза создается его жизни и жизни близких ему людей. Так, в принципе было всегда. Не стоит путать отсутствие доброты и зло с близкими, но немного иными понятиями, щедрость и жадность, зависть и радость, сострадание и злорадство, искренность и корысть. Но сегодня не хватает именно доброты, которая идет от сердца и не прикрывает собой какие–то намерения и цели.
Как стать добрее: в чем преимущества
Бытует мнение, что быть добрым не выгодно и бессмысленно. Корыстные люди не оценят этого и воспользуются в своих целях. Доброта сродни мягкотелости, а это значит, что каждый, кто чуть понаглее и погрубее, перешагнёт через дорого человека, загубив на корню даже самые чудесные начинания. Но наглости и хамства и так слишком много вокруг: кто–то пытается нажиться за счет других, устанавливая поборы в садиках, предлагая платные услуги, пациентам бесплатных заведений, обозначая стоимость оценок на экзаменах и цену поступления на бюджетное отделение государственного вуза.
Таковы законы современной жизни, но если бы мы не вводили их в определённый ранг и дали отпор грубости и корысти, то все сложилось бы иначе. Но почему сложилось бы?, все в наших руках. И только сами люди смогут изменить все то, что вызывает недовольство и душевные страдания.
Как стать добрей?
Так как стать добрее? Как развить в себе это положительное и редкое качество? Начните с того, что уясните одну простую истину, доброта ценилась, ценится и будет цениться во все времен и во всех обществах. Не стоит недооценивать это качество, попробуйте его развить как в самом себе, так и в своих детях. Для начала можно почитать религиозную литературу. Любая религия учит любви и доброте к окружающим людям. Вспомните, чему вас учили в детском саду и школе. Ведь основы всех прекрасных качеств и понятий, таких как дружба, верность, помощь, любовь, уважение, воспитание доброты, закладываются именно там. В младших классах и в учреждениях дошкольного образования учат быть добрым и отзывчивым, хорошим учеником и товарищем.
Хорошие уроки доброты описаны в книжках, которые в раннем детстве читают нам родители и которые, повзрослев, читаем мы уже своим деткам. Яркими примерами для подрастающих детей могут стать советские мультики, светлые и добрые, и такие любимые миллионами людей различного возраста. Весьма важно сохранить все то, что было заложено в человеке в детстве, не растерять и приумножить.
Но к сожалению, много из того хорошего что было заложено в нас в детстве, подрастая мы считаем чем–то немодным и несовременном, навязанным родителями и учителями. И в знак протеста, чтобы проявить свою индивидуальность, делаем все наоборот: грубим старшим, обижаем младших. Издеваемся над животными и приобретаем вредные привычки. Знакомо? А как же! Пройдя сложный и противоречивый этап переходного возраста, и становясь взрослыми и самостоятельными людьми, мы переосмысливаем многие жизненные ценности и нередко понимаем, как были неправы, как важна и необходима каждому доброта в жизни. И мы снова и снова задаемся вопросами: как стать добрее? Как измениться в лучшую сторону? Как стать более чутким к людям? Как научиться делать добрые дела бескорыстно?
Как стать добрее и спокойнее?
Для начала попробуйте разобраться в себе и понять, чего вам не хватает в жизни, определить свои хорошие и откровенно гадкие черты характера, попробовать найти внутренний баланс, обрести гармонию. Подумайте, возможно, вы стали более жёстким из–за тех ситуаций, которые случались в жизни или из–за тех людей, которые наносили вам обиды? Что вы чувствовали в этот момент и чем ответили обидчику? Смогли ли вы простить его или до сих пор таите зло в сердце? Удовлетворены ли вы своей жизнью сейчас? Разберитесь во всем этом с холодной головой и чистым сердцем. Может быть, неудачи научили вас чему–то ценному? Ведь благодаря многочисленным обидам, у вас сформировался определённый жизненный опыт. Согласитесь, любые обиды с годами становят менее острыми. Любая боль, даже та, которую вы думали, не сможете забыть никогда, утихает. И некогда яркие краски тускнеют. Возможно, то, что вызывало у вас слезы и злость теперь вспоминается с улыбкой? Если это так, то хорошо. Если же все еще больно и неприятно, постарайтесь, простить обидчика. Поблагодарите его и судьбу за то, что вы получили бесценные уроки, из которых в итоге складывается жизненный опыт и которые делают людей более устойчивыми к новым проблемам и испытаниям. Поверьте, наше восприятие той или иной ситуации зависит только от нас. И возможно за темными красками мы не видим радуги.
После того, как вы разберетесь в причинах вашей черствости и озлобленности на жизнь и на людей, как обретете внутреннюю гармонию, сами ощутите, как жизнь распускается в новых красках и просто хочется творить добрые дела каждый день.
Как стать добрым человеком?
Если вы все еще хотите знать, как стать добрее, то полюбите жизнь во всех ее проявлениях, станьте оптимистом. Не тем, кто говорит «У меня все хорошо», чтобы не прослыть неудачником, а тем, кто действительно видит во всем нечто позитивное и верит в успех своих начинаний. Жить в хорошем настроении и легче, и веселее. Поверьте в то, что и на вашей улице обязательно будет свой праздник. Можно попробовать позаниматься аутотренингом, каждый вечер проговаривая, что у вас все будет хорошо. Но делать это нужно не на автомате, а мысленно представляя, как вы найдете хорошую работу, свою любовь, поедите в отпуск или выиграете приз. Именно так советуют делать психологи: визуализация желаний, положительный настрой и вера в свои силы – вот залог успеха. Осознавая себя на уровне подсознания успешным и счастливым человеком, вы не только станете действительно удачливее, но и увидите доброту глаз.
Доброта в жизни помогает
Тем, кто думает, как стать спокойнее и добрее, рекомендуется проще относиться к жизни, к словам и поступкам окружающих. Не мучайте себя вопросом, «Почему он так сказал?» или «Почему она так поступила?». Воспринимайте это как данность. Также просто относитесь и к своим словам.
Если вы оказали кому-либо услугу, то не считайте это чем–то выдающимся, тем, что должны заметить и оценить все. Довольствуйтесь устной благодарностью. Не преувеличивайте свою важность и ценность, и если вам захочется возгордиться, то вспомните то хорошее, что сделали для вас другие люди. Однако, несмотря на простое отношение к жизни, стоит более серьёзно подходить к тому, кому вы собираетесь помочь. Важно, чтобы ваше доброе дело приняли и оценили, но не использовали вас. Не тратьте время на тех, кто не нуждается в помощи, только для того, чтобы быть хорошим, подарите свое время и силы тем, нуждается и ценит ваши благородные душевные порывы.
Будьте благодарны и появится доброта глаз
Психологи рекомендуют каждый день уделять несколько минут для размышлений о том, что есть у человека, чем это ценно и кого можно поблагодарить. Это необходимо для оценки ценности собственной жизни, и того, что в ней есть. Бывает, что задумавшись, вы поймете, как многое вам дано от природы, от родителей, от Бога и от людей. Подумайте, кому вы должны быть благодарны за это. Не стесняйтесь в выражении чувства благодарности и сами почувствуете, как вам становится светлее и теплее от каждого доброго слова, сказанного в адрес другого человека.
Не суди, да не судим будешь
Человек, существо глубоко социальное и без общения не может прожить ни дня. Человеку свойственно перебирать сплетни и осуждать других людей за плохие, по его мнению, поступки. Но зачем лезть в чужую жизнь? Не лучше ли разобраться в своей. Да и без сплетен, вы сразу станете чувствовать себя лучше и намного чище. Разве по–настоящему добрый человек станет осуждать кого–либо? И если вы не хотите получать осуждения и негатив в ответ, то лучше воздержитесь от этого пустого занятия.
Доброта к другим людям
Всем хочется быть принятыми и понятыми со всеми достоинствами и недостатками. Но готовы ли вы принять другого человека, такого несовершенного и противоречивого? Если да, то на пути к доброте сделаны уверенные шаги. Восприятие другого человека как равного, умение выслушать, понять и принять его точку зрения помогут избежать возникновения конфликтов.
Избегайте конфликтов и будьте добрее к другим
Именно возникновения ссор и конфликтов, умело избегает добрый человек, а точнее, он их не провоцирует. В любом случае они не приведут ни к чему хорошему. Если же в вашем окружении есть конфликтные люди, то либо прекратите с ними общаться, либо примите такими, какие они есть. Не позволяйте нарушить ваше равновесие.
Активная жизненная позиция
Как ни странно, но доброта людей заметна окружающим, занимающих активную жизненную позицию. Поэтому если вы хотите стать добрее, то подружитесь со спортом. Хорошая физическая форма подарит хорошее настроение и желание творить добро, помогать людям. Ну а если вы приложите немного усилий и начнете совершенствовать окружающий мир, например, оказывая адресную помощь нуждающимся, очищая парки и леса от мусора, займетесь волонтерством или благотворительностью, то не заметите, как станете светиться изнутри и излучать доброту. Для этого не нужны большие деньги, но потребуется желание и отсутствие лени. Наверняка у вас дома есть куча ненужных вещей, которые годами пылятся на полках и в кладовках, но выкинуть как–то жалко. Отнесите их в пункт приема вещей и продуктов для бездомных людей. Подарите игрушки детям из детских домов. Помогите старушке перейти улицу и поднять сумки на пятый этаж. Делайте все от чистого сердца, не занимайтесь подсчетом добрых дел и тем более не хвалитесь ими. Главное, чтобы вам на душе было хорошо и комфортно.
Учимся у животных как быть добрее
Если вы хотите решить проблему доброты, а точнее ее нехватки в собственной семье, то заведите домашнее животное. Конечно, это возможно, если у вас нет аллергии, и позволяют жилищные условия. Если в вашей семье есть дети, то учитесь вместе с ними ухаживать за питомцем. Ежедневные процедуры, прогулки, кормежка и игры помогут вам не только стать добрее и спокойнее, но и разовьют такие черты как ответственность, любовь к животным и терпеливость.
Ни в коем случае не бейте животных и не проявляйте агрессию по отношению к ним, а лучше загляните в их глаза и постарайтесь понять, как ему сложно, такому маленькому и беспомощному жить в современном мире.
Если вы живете один, то впустив животное в свою жизнь, обретёте новый смысл существования. Вы будете знать, что нужны ему, что дома вас ждет с нетерпением самый верный друг. Кроме того, животные хорошо снимают негатив и боль, чувствуя, когда это необходимо хозяину или хозяйке.
Пытаясь стать добрым и спокойным человеком, поймите, что доброта – это понятие цельное и неделимое, поэтому начните с самого себя. Будьте добры и терпимы к себе, к своим близким, к друзьям и малознакомым людям. И вы не заметите, как мир ответит тем же. Ведь главная библейская заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя», здесь уместна, как никогда.
Для того чтобы был допуск к ЕГЭ выпускникам 11 класса необходимо написать итоговое сочинение по литературе 11 класс 2022. Еще 7 лет назад итоговую аттестацию можно было пройти без сочинения. В настоящее время все поменялось и поэтому, старшеклассники стараются заранее подготовиться к новому тестированию.
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Как оценивается сочинение
С помощью этого экзамена оцениваются знания школьников по литературе. К сочинению предъявляют определенные требования:
- текст не должен содержать меньше 250 слов;
- также текст не может быть чужим;
- не разрешается использование даже частично заимствованного текста.
Если членами комиссии будет замечен плагиат или сочинение будет неполным, рассчитывать на успешную сдачу экзамена невозможно.
Формат итогового сочинения в 11 классе отличается от ЕГЭ. Учащиеся получают 5 тем для каждого направления. Они становятся известными за 15 минут до сочинения.
Лучше готовиться сразу к темам по нескольким направлениям. Может случиться так, что на экзамене темы по вашему любимому направлению окажутся слишком сложными.
Экзамен оценивается по пяти критериям, которые предполагают «зачет» или «незачет»:
Соответствие теме: | Школьники должны придерживаться выбранной темы. Важно соотнести с тезисом и вывод и доказательства. Подмена понятий не разрешается. |
Привлечение литературного материала: | В сочинении необходим хотя бы один аргумент, который подтверждает ваше мнение. Он может быть взят из любого литературного произведения русской классики или мировой литературы. Можно даже написать развернутый аргумент, используя современные произведения, например, «Гарри Поттер» или «Голодные игры». |
Композиция и логика рассуждения: | Чтобы был зачет по этому критерию, лучше включить в сочинение 5 абзацев. В первом следует написать вступление, изложив тезис.Во втором абзаце необходимо выразить свое мнение с использованием аргументов. В качестве первого аргумента могут быть доказательство с микровыводом. Второй аргумент можно использовать для доказательства или в качестве контраргумента. В выводе должен содержаться итог рассуждений. Логически построенное сочинение с абзацным членением обязательно получит «зачет». |
Качество письменной речи: | Если мысль в сочинении изложена ясно, то ставится «зачет». Если речевые ошибки не позволяют понимать смысл, то будет «незачет». |
Грамотность: | Если в 100 словах допущено свыше 5 грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, то следует ожидать «незачет» по этому критерию. Использование орфографических словарей во время сочинения могут уменьшить количество ошибок. Надо учащимся помнить об этом. |
Итак, как уже упоминалось выше, сочинение оценивается по 5 критериям. По ним можно получить «зачет» или «незачет».
Первые два критерия считаются основными. Если по одному из них «незачет», то сочинение тоже получает «незачет».
Для того, чтобы вся работа была оценена положительно, нужно получить «зачет» по двум первым критериям и «зачет» еще хотя бы по одному критерию.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
- «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерные темы:
- Какого человека можно назвать гражданином?
- Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
- Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
- Что делает граждан одной страны счастливыми?
- Может ли один человек повлиять на общество?
- Чего не хватает нашему государству?
- За что вы любите Россию?
- Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Подготовка к итоговому сочинению
Подготовительный этап начинается с подачи заявки. Ее надо оформить за две недели до начала экзамена.
В 2021 году итоговое сочинение будет проводиться по всей России 1 декабря. Для учащихся, которые получат отрицательный результат или тех, кто по уважительной причине отсутствовал или не завершил написание сочинения в декабре, пройдет повторное тестирование. Дополнительные даты для итогового сочинения выбраны:
- 2 февраля 2022 года;
- 4 мая 2022 года.
Для дополнительного тестирования нужно также написать соответствующее заявление у администрации школы.
Ученики с ограниченными возможностями и инвалиды могут заменить сочинение на изложение. При этом темы и направления остаются неизменными.
Какое время отводиться на итоговое сочинение
Для итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут. Инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями могут делать работу на 1,5 часа больше. Для этого должны быть соответствующие справки от врачей.
Условия выполнения работы
При написании сочинения разрешено использование толковых и орфографических словарей. Однако их нельзя приносить из дома. Также запрещена коммуникационная техника: смартфоны, планшеты, аппаратура, воспроизводящая аудио, фото и видео. Не разрешается пользоваться всевозможными заметками, личной литературой и т. п.
Если преподавателями будет замечено использование посторонних предметов, учащиеся удаляются из класса.