Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.
Итоговое сочинение
Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.
Сроки проведения
Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:
01.11.2021 — основной поток;
02.02.2022 — первый резерв;
04.05.2022 — второй резерв.
В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.
Из-за чего может быть пересдача
1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.
2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.
3. Ученик получил «незачёт».
При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.
Направления и темы 2022 года
В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:
Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина…
Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Темы:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Темы:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Направление: Преступление и наказание — вечная тема
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Темы:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг. В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть? Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Темы:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине? Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Критерии оценивая
При написании работы будет 2 основных требования:
Требование №1. «Объём итогового сочинения»
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Критерии оценки:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»»;
- «Грамотность».
Следует обратить внимание, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Источник: Подробнее ➤
Читайте также
Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …
17.11.2021, 21:17
—
1 847
просмотров
Подробнее
В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году.
25.11.2021, 17:49
—
1 979
просмотров
Подробнее
Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
19.11.2021, 23:02
—
1 375
просмотров
Подробнее
Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …
17.11.2021, 16:42
—
411
просмотров
Подробнее
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.
19.11.2021, 22:40
—
606
просмотров
Подробнее
Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …
06.09.2021, 17:30
—
791
просмотр
Подробнее
Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …
17.11.2021, 15:53
—
469
просмотров
Подробнее
Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …
04.09.2021, 16:34
—
381
просмотр
Подробнее
Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
17.11.2021, 20:25
—
530
просмотров
Подробнее
В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …
05.10.2021, 07:32
—
138
просмотров
Подробнее
Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.
30.08.2021, 18:49
—
59
просмотров
Подробнее
25 ноября 1971 года родился Андрей Кивинов, российский писатель и сценарист. Широкую …
25.11.2021, 20:06
—
16
просмотров
Подробнее
Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…
28.01.2021, 10:49
—
2 013
просмотров
Подробнее
Что будет с ЕГЭ в 2022 году: могут ли вовсе отменить главный экзамен школьников …
26.11.2021, 09:10
—
819
просмотров
Подробнее
Все темы дополнительного периода итогового сочинения.
Забвению не подлежит
142. Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
143. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
144. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
145. Герои и антигерои в отечественной истории.
146. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
147. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
148. Почему важно знать историю своей семьи?
149. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
150. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
152. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
153. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
Я и другие
241. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
242. Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими?
243. Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
244. Может ли личность подняться над средой?
245. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
246. Важен ли для человека опыт других людей?
248. Обида – это проявление слабости?
249. Почему важно уметь прощать?
251. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
252. Согласны ли Вы с утверждением лермонтовского Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
253. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
Время перемен
341. Эпоха перемен: потери и обретения.
343. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
345. Люди, опередившие своё время, какие они?
346. Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
347. Когда обществу становятся необходимы перемены?
348. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
349. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
351. Стоит ли бояться изменений в своей жизни?
352. Плохо ли быть несовременным?
353. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
Разговор с собой
441. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
442. Что значит изменить себе?
443. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
444. Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
445. Чем опасна заниженная самооценка?
446. Когда важно забыть о себе и о своём?
447. Всегда ли человек применяет к другим и к себе одинаковые правила?
448. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
450. Нужно ли современному человеку вести дневник?
452. Возможно ли всегда поступать по совести?
453. Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
541. К чему стремятся мои сверстники?
543. Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?
544. Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?
545. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
546. Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему?
547. Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
549. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
550. Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
552. Кумиры моего поколения: какие они?
553. В какой книге изображён портрет современного поколения?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
142. Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
253. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
341. Эпоха перемен: потери и обретения.
445. Чем опасна заниженная самооценка?
550. Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям?
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
144. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
251. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
345. Люди, опередившие своё время, какие они?
452. Возможно ли всегда поступать по совести?
541. К чему стремятся мои сверстники?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
150. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
248. Обида – это проявление слабости?
343. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
441. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
549. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
Уральский федеральный округ
152. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
244. Может ли личность подняться над средой?
346. Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
442. Что значит изменить себе?
547. Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
148. Почему важно знать историю своей семьи?
245. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
351. Стоит ли бояться изменений в своей жизни?
453. Что значит «быть в ладу с самим собой»?
544. Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?
Омская область
146. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
249. Почему важно уметь прощать?
353. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
450. Нужно ли современному человеку вести дневник?
543. Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?
Иркутская область
147. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
252. Согласны ли Вы с утверждением лермонтовского Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
448. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
546. Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
143. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
246. Важен ли для человека опыт других людей?
349. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
447. Всегда ли человек применяет к другим и к себе одинаковые правила?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
Магаданская область
153. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
242. Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими?
352. Плохо ли быть несовременным?
443. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
545. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
145. Герои и антигерои в отечественной истории.
241. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
348. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
446. Когда важно забыть о себе и о своём?
552. Кумиры моего поколения: какие они?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
149. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
243. Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
347. Когда обществу становятся необходимы перемены?
444. Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
553. В какой книге изображён портрет современного поколения?
→ Как выглядит задание: temi-19-may.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года
Многомудрый Литрекон считает, что людей объединяют общие ценности и цели. Свою позицию он выразил, написав итоговое сочинение на тему: Что объединяет людей? Аргументы он взял из книг «На дне», «Улыбка», «Капитанская дочка», «Война и мир».
Вариант 1
(409 слов) В современном мире людям важно уметь объединяться, чтобы защитить свои интересы. Но что может сблизить всех нас? Главным фактором консолидации можно назвать общие цели и интересы. Если все мы стремимся достичь одного и того же, то почему бы нам не действовать сообща? Эти доводы не раз становились движущей силой объединения народных масс. Рассмотрим характерные примеры.
Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как разрозненные и совсем далекие друг от друга жители России образовали «дубину народной войны». Их объединила общая цель — изгнать Наполеона и его войска с оккупированных земель. Тогда почти все, как один, встали на защиту своих границ. Люди бросали и сжигали все накопленное достояние, чтобы врагу ничего не досталось. Они покидали дома и уходили в леса, чтобы оттуда разить солдат французской армии и делать засады. Когда Наполеон занял Москву, все окрестные торговцы договорились не торговать с французами. Во время спешного бегства из города москвичи поддерживали и спасали друг друга. Очень интересен пример, когда богатые и знатные Ростовы бросили значительную часть своего имущества и отдали подводы для раненых. В их числе были и простые солдаты, получившие травмы на Бородинском поле. Но Наташа решительно выступила за то, чтобы родители пожертвовали ее же наследством и протянули руку помощи бойцам. Освобождение Родины стало общей целью, которая сблизила людей.
Вспомним и другой пример из литературы — произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил крупнейшее крестьянское восстание в царской России. Тысячи людей были объединены одной целью — улучшением условий жизни. Во времена правления Екатерины Второй усилилась тенденция закрепощения крестьян. Были ужесточены законы, согласно которым простой люд стал товаром и собственностью без прав, но зато с обязанностями. Увеличились рекрутские наборы и налоги, ведь страна вела бои, а у вельмож росли аппетиты. Народ не выдержал этого давления и взбунтовался. За Пугачевым он пошел не потому, что тот представился царем, а потому, что его направление совпало с тем, чего хотело большинство. Люди потянулись к справедливости и отмщению за свой рабский удел. Конечно, даже сам вожак действовал на удачу и не был уверен в успехе мятежа: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» — отвечает он на прямой вопрос. Но идея, которая легла в основу этого движения, объединила крестьян и заставила их бороться за свои права вместе.
Таким образом, общие цели и интересы — вот сила, способная сблизить людей и направить их по одному курсу. Если все мы стремимся к одному и тому же, то объединение будет логичным продолжением нашего дела. Вместе с единомышленниками человек чувствует себя уверенно и работает более эффективно.
Вариант 2
(368 слов) Ничто так не сближает людей, как общие трудности. Если человек имеет проблему, которая есть и у других, он легко найдет понимание и даже поддержку. Проблемы объединяют нас, ведь вместе проще с ними бороться и выстоять под ударами судьбы. Подтверждение этому мы находим как в жизни, так и в литературе.
Например, М. Горький в пьесе «На дне» показал читателю, как нищета сплачивает людей и заставляет их стать опорой друг для друга. Бедность смывает все знаки различия, все формальности и бывшие заслуги. Она уровняла помещика и торговку пельменями, артиста и продажную женщину. Так, Барон помогает Квашне торговать пельменями на рынке, за что получает помощь от нее. Сама Квашня из сострадания дает еду Анне — смертельно больной жене слесаря. Актер тоже не отказывает Анне и проявляет сострадание, выводя ее на свежий воздух и развлекая беседой. Настя, промышляющая проституцией, дает в долг то Барону, то Актеру. Вор Васька Пепел вступается за Наташу, сестру хозяйки ночлежки, когда сестра бьет ее. Все обитатели подвала общаются и кое-как поддерживают друг друга, ведь только общими усилиями они могут выжить. Бедняк всегда поймет бедняка, в то время как сытый человек пройдет мимо его беды. Общие невзгоды, общая безнадежность — вот что объединяет героев пьесы «На дне».
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка». Жители нового мира, уцелевшие в развалинах цивилизации, держались вместе и были объединены общими трудностями. В нищете и разрухе никто не мог бы выжить в одиночку. Чтобы консолидироваться и нащупать общее направление, люди собирались в толпы и ходили на своеобразные ритуалы. Они рвали, оплевывали и уничтожали последние памятники старины, которые напоминали им о прежней благоустроенной жизни. Они считали, что именно неразумные предки довели их до такого униженного состояния и нищенского существования. Чтобы выразить свой протест против прошлого, они не жалели сил и выстраивались в очередь, обсуждая свое житье с такими же несчастными глупцами, как они сами. Это общение в рамках одних и тех тем, одних и тех же проблем объединяло толпу, как и надругательство над картиной Да Винчи «Мона Лиза». В порыве мести за свои неудачи герои сближались и находили опору для новой надежды.
Таким образом, общие беды и злоключения способствуют объединению людей. Тот, кто страдал, способен на сострадание и понимание. Поэтому человеку, претерпевшему невзгоды и лишения, легко найти поддержку среди товарищей по несчастью.
На мой взгляд, одна из главных способностей хорошего писателя — умение запечатлеть элементы реальной жизни на бумаге. Для создания живого, правдоподобного образа литераторы нередко обращаются к реально существующим личностям, обдумывая и анализируя их поведение, а иногда и вовсе используя их в качестве прототипов собственных персонажей. Именно поэтому, читая книги, погружаясь в миры, созданные умелой рукой писателя, многие находят себя в героях произведений: сравнивают их и свои поступки, проводят параллели в характерах, повадках и привычках. Как и многие другие, я тоже нахожу присущие мне черты в некоторых персонажах.
Одним из таких героев является Варвара из драмы А. Н. Островского «Гроза». Умная и хитрая, она, как и Катерина, вынуждена терпеть жестокость Кабанихи, но не падает духом, приспосабливаясь к деспотизму матери. Сильная и вольная, она учится избегать неприятные ситуации и не вступать в бесполезные конфликты. Вместо этого, героиня А. Н. Островского самостоятельно борется с несправедливостью и тиранией, в конце произведения сбегая со своим возлюбленным. Варвара — один из немногих персонажей пьесы, кто не ломается под гнётом Кабанихи и устраивает свою жизнь. Я понимаю действия и характер девушки — на её месте я бы тоже всеми силами старалась достичь счастья, даже если бы для этого пришлось прибегнуть ко лжи.
Далее я вспоминаю Анну Одинцову из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Образованная, вольная и решительная, она глубоко заботится о комфорте и спокойствии, а потому предпочитает неспешную и размеренную жизнь пылкости Базарова. Отказывая Евгению, она жертвует чувствами ради собственного покоя. Мне кажется, я похожа на эту героиню, потому что тоже готова пойти на многое, чтобы устроить свою жизнь так, как хотелось бы мне самой.
Таким образом, во время чтения мы часто ассоциируем себя с теми или иными литературными героями. Сравнивая себя с ними, мы не только быстрее проникаемся произведением, но и начинаем лучше понимать себя. Что касается меня, я нахожу связь с вольными, решительными персонажами, готовыми пойти на жертвы для достижения собственных целей.
Здравствуйте, Ева!
Вам удалось создать работу, отвечающую требованиям ИС: сочинение грамотное, логически выстроенное, знание произведений литературы видно. Обратите внимание на рекомендацию ФИПИ к объёму- стремитесь к 350 словам.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.
Подача смелая, чувствуется Ваш характер, увлечённость темой передаётся проверяющему.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Аргументы представлены в аналитическом ключе, иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.
Анализ произведений лаконичный, но самостоятельный и убедительный.
Не согласна с Вашей трактовкой образа Варвары в драме А.Н.Островского «Гроза». Эта героиня бойкая, но хитрая и изворотливая- она не борется, а приспосабливается, внешне потакая самодурству матери. Вспомните, именно Варвара провоцирует Катерину на первое свидание с Борисом, во время предложив ключ от калитки. А выглядело всё как забота о несчастной родственнице.
Далее я вспоминаю Анну Одинцову из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Неудачный мостик-переход ко второму аргументу. Подумайте, как можно «оправдать» появлении этойгероини в Вашей работе. Проверяющему должно быть понятно, почему именно Одинцову Вы выбираете.
Анализ романа «Отцы и дети» надо углубить- обратитесь к эпизоду (хотя бы одному).
Так Вы будете более убедительной и сможете нарастить объём сочинения.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД выдержана. Микровыводы сделаны верно.
Обратите внимание на композиционный перекос: аргументы отличаются друг от друга по объёму. Постарайтесь выстроить так, чтобы внешне абзацы с литературными примерами были примерно равны.
Что касается меня, я нахожу связь с вольными, решительными персонажами, готовыми пойти на жертвы для достижения собственных целей.
Эгоистами?
К 4 (речь)+ 1 балл
Вы владеете речью, поэтому неточности словоупотребления и шероховатости отчётливо видны.
Ошибки
умение запечатлеть элементы реальной жизни на бумаге.
Неудачный выбор слов.
1. Если будут запечатлены только ЭЛЕМЕНТЫ, читатель не поверит автору. Задача писателя- показать ЦЕЛОСТНЫЕ характеры, жизнь, а не её элементы, часть.
2. А если не на бумаге написано? А вордовском или гугловском документе? Засчитываем за произведение?
Аккуратнее с выбором слов, точнее.
Для создания живого, правдоподобного образа литераторы нередко обращаются к реально существующим личностям, обдумывая и анализируя их поведение, а иногда и вовсе используя их в качестве прототипов собственных персонажей.
Вы пишете так, словно ПРОТИП- это что-то из ряда вон выходящее.
И ВОВСЕ -лишние слова.
СОБСТВЕННЫХ- лишнее слово. А можно использовать протипы для создания ЧУЖИХ персонажей?
Одним из таких героев является Варвара из драмы А. Н. Островского «Гроза».
КАКИХ? На что указывает местоимение?
в конце произведения сбегая со своим возлюбленным
В произведении автор пишет, использует выразительные средства.
А вот СБЕЖАТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ нельзя
Я понимаю действия и характер девушки — на её месте я бы тоже всеми силами старалась достичь счастья
повтор слова Я
Образованная, вольная и решительная, она глубоко заботится о комфорте и спокойствии, а потому предпочитает неспешную и размеренную жизнь пылкости Базарова. Отказывая Евгению, она жертвует чувствами ради собственного покоя.
ОНА — повтор
глубоко заботится о комфорте и спокойствии
Как это? Неудачно подобранный эпитет ГЛУБОКО. Можно или удалить это слово, или заменить другим- наречием меры и степени ОЧЕНЬ, например.
во время чтения мы часто ассоциируем себя с теми или иными литературными героями. Сравнивая себя с ними, мы не только быстрее проникаемся произведением, но и начинаем лучше понимать себя.
МЫ- повтор
МЫ- кто? Кого Вы имеете в виду? Это лишнее слово. Замените, например, на ПРОИСХОДИТ АССИЦИАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК АССОЦИИРУЕТ.
Что касается меня, я нахожу связь с вольными, решительными персонажами
Шероховатости:
Вводная конструкция ЧТО КАСЕТСЯ МЕНЯ звучит стилистически чужеродно.
НАХОЖУ СВЯЗЬ С…
Замените, например, на Я НАХОЖУ СВОЁ СХОДСТВО С…
Мне кажется, я похожа на эту героиню, потому что тоже готова пойти на многое, чтобы устроить свою жизнь так, как хотелось бы мне самой.
повтор
К5 (грамотность) + 1 балл
Орфография-0
Пунктуация-1
Вместо этого, ЛИШНЯЯ ЗПТ героиня А. Н. Островского самостоятельно борется с несправедливостью и тиранией
Грамматика-0
Общий вывод по работе
Ева, Ваше сочинение самостоятельное, написанное по законам логики и композиции. Проанализируйте отмеченные мной речевые ошибки и шероховатости, обратите внимание на точность словоупотребления. Хотя Ваше ИС требует доработки, с удовольствием отмечаю его как лучшее.
Удачи на экзамене!
Сочинение.
Почему я люблю А.Куприна
Мне очень нравятся произведения Александра Куприна. Открыв прошлым летом один из томов собрания его сочинений, я окунулся в удивительный мир его героев. Пахнуло соленым морским ветром Балаклавы, зашумел колдовской полесский лес. Я увидел, именно увидел, очень разных людей, живущих на страницах его повестей и рассказов. Меня поразила живость созданных писателем образов. Во всех героях Куприна есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Я читал и не мог оторваться. Мне захотелось побольше узнать об этом писателе, и я с удивлением обнаружил, каким интересным он был человеком. Особое впечатление на меня произвел список профессий, которые он перепробовал, расставшись с военной службой. Куприн был репортером, строителем, выращивал табак и изучал зубоврачебное дело, был псаломщиком и грузчиком, вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре и опускался в водолазном костюме на морское дно. В силу стечения обстоятельств писатель оказался в эмиграции после революции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию. Куприн был неисправимым оптимистом и жизнелюбом. И, наверное, поэтому в его произведениях, несмотря на множество драматических ситуаций, жизнь бьет ключом. Мне нравятся герои Куприна. Это люди с открытой душой и чистым сердцем. Закрываешь книгу, и еще долго остается впечатление чего-то светлого. Хочется поподробнее написать о близких мне темах в произведениях Куприна. Говоря словами Высоцкого, “я не люблю насилья и бессилья”, “не выношу, когда невинных бьют”. А в жизни, к сожалению, приходится сталкиваться с такими явлениями. Поэтому мне особенно близки те герои писатели, которые восстают против унижения человека, пытаются отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Это, например, подпоручик Ромашов из “Поединка”, который выступает против царящего в армии произвола, издевательства офицеров над солдатами. Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, что от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, жалеет и утешает его. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что “серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины…”. Мне кажется, что и князь Шеин, муж героини “Гранатового браслета”, — добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в Веру Николаевну. Он понимает, что на его глазах развернулась “громадная трагедия души”, и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам “маленького человека”. Одна из центральных тем в творениях Куприна — тема любви. Многие его герои яснее всего раскрываются, освещенные любовным чувством. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною раньше литературных произведений тема любви не звучала так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской “ведьмы” Олеси, которая полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича. “Чистый и добрый” Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: “Да святится имя Твое”. Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Суламифь благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье. Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было. В рассказах и повестях Куприна мне импонирует поразительная точность в описании бытовых подробностей, воссоздание жизни во всех ее незаметных мелочах. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, подпоручик Ромашов думает о себе в третьем лице. Читаешь, и возникает образ молодого, немного смешного, неуверенного в себе человека, который хочет казаться значительным. У Куприна есть замечательные описания природы. Фон создает определенную атмосферу, в которой разворачивается дальнейшее действие. Описание чудесного виноградника и восхода солнца в “Суламифи” предваряет появление самой красивой девушки, ее звонкий голос вплетается в утренний хор природы. На фоне таинственного леса мы встретились с полесской колдуньей Олесей. Пейзаж создает впечатление необычности всего происходящего. Картины пробуждающейся весенней природы сопровождают зарождение любви Олеси и Ивана Тимофеевича, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии. Ароматами Черного моря пронизаны очерки “Листригоны”. Со страниц книги запахло водорослями, свежей и жареной рыбой, заблестела на солнце рыбья чешуя. На этом фоне мы знакомимся с бесшабашными и мужественными балаклавскими рыбаками и их жизнью.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать об Александре Ивановиче Куприне. Таким я его представляю и люблю. Гуманизм, доброта, душевная мудрость — вот чему можно учиться у этого писателя.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ