Компьютерная
игровая зависимость несовершеннолетних
В настоящее время большинство детей,
начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят в интернете.
Обучение школьной программы тоже тесно связано с информационно — компьютерными
технологиями. В их повседневную жизнь внедряются игры . Особенно популярны в
среде подростков салоны игровых автоматов. Произошел резкий скачок числа лиц с
неконтролируемым влечением к азартным играм. Это уже игровая зависимость —
игромания, или, как ее еще называют, — лудомания (с латинского «ludus»
— игра), или патологический гемблинг( с английского «gambling» — игра на деньги)
Проблема чаще всего произрастает из
неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности
самореализации, невозможности достижения определенных целей. Это своего рода
неэффективная защита от жизни: от неурядиц, от трудностей, от сложностей. И
очень важно уберечь от игровой зависимости именно детский и подростковый
возраст, поскольку это будущее нации. В связи с этим особое значение
приобретает изучение компьютеромании, как игровой зависимости, наиболее широко
распространенной среди несовершеннолетних.
Вместе с появлением компьютеров
появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С
совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше
и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня
развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с
хорошим графическим и звуковым оформлением. Растет количество людей, которых в
народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами».
Основной деятельностью этих
подростков является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень
узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение
физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре
на компьютере. В полной мере эта характеристика подходит лишь для подростков на
самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность
близка к патологии. Учитывая то, что количество детей, попадающих в эту
зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует углубленного изучения.
Особенности игровой зависимости несовершеннолетних
Компьютеромания — это уже непреложный факт
существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только
психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от
действительности. Перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в
детском периоде, влечет за собой снижение школьной успеваемости, это
невозможность получения минимума знаний с проводкой в будущее, в перспективе
это невозможность социализации, невозможность стать полноправным членом
общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и
не быть. Просиживание долгими часами около компьютера разрушает не только психическую,
но и физическую сферы. Нарушается зрение, влияет на нервную систему,
вызывает дисбаланс нервных процессов, нарушение костно-мышечной системы. Если
алкоголь, наркотики наполнены негативным содержанием, всем понятно, что это
плохо, что это вредно, что это подчас смертельно, то компьютер зачастую символ
престижности, моды, современности. Поэтому зависимость подкрадывается исподволь,
в чем еще заключается опасность.
В обществе формируется целый класс
людей-фанатов компьютерных игр. Большинство из них — люди с известными
психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность
собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.
Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.
Компьютерные игры в наибольшей мере
позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться (минимум на
время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые
компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность: решая проблемы
«спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает
проблемы в реальной жизни.
Компьютерная
игровая зависимость
как специфика игровой зависимости несовершеннолетних
Теоретические выкладки, излагаемые
здесь, основаны на беседе, проведенной с 15 компьютерными игроками, имеющими
большой игровой «стаж» (от 5 до 10 лет). Применение более серьезного
метода, способного дать объективное и подтвержденное научное знание, например,
лонгитюдного исследования, в данном случае весьма затруднительно. Это связано
не столько с длительным временем проведения исследования, сколько с высокими
темпами развития игровых компьютерных технологий, а следовательно с постоянным
появлением игр качественно нового уровня, в связи с чем такое исследование не
даст желаемой объективности и истинности результата.
По субъективному мнению 80%
исследуемых, они прошли «пик» увлеченности компьютерными играми,
однако продолжают увлекаться ими в настоящее время. Если несколько лет назад, в
период максимальной увлеченности, они могли играть по 30-50 часов в неделю, а продолжительность
до 14-18 часов. В настоящее время они играют 20-30 часов в неделю, а
продолжительность игры длится не более 4-5 часов. 88% испытуемых также
утверждают, что в настоящее время они стали более избирательными в играх, а не
играют в любую игру, как раньше; у 66% испытуемых есть особая привязанность к
какой-то конкретной игре, в основном из «старых», выход которой
пришелся на «пик» из увлеченности.
Исходя из этих результатов, есть
основание предположить, что динамика развития компьютерной зависимости имеет
следующие этапы: с начала увлечения идет этап своего рода адаптации, человек
«входит во вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого
формирования зависимости. В результате роста, величина зависимости достигает
некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных
особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то
время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном
уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.
Убывание степени зависимости может
быть связано с различными факторами. Сами игроки расценивают это как нечто
связанное с процессом созревания, становления как личности, повышением
образовательного уровня и жизненного опыта (возраст испытуемых 18-23 года). Большинство
этих опытных игроков говорят, что вместе с взрослением произошел некий
внутренний перелом, переоценка ценностей. Как можно понять из их слов,
компьютер помог им противопоставить виртуальный мир, где «все дозволено»,
реальному, в котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в
котором придется жить и работать им самим. Однако интересным является тот факт,
что даже после осознания практической бесполезности игровой деятельности,
человек не может полностью отказаться от нее, что говорит в пользу довольно
высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя ее
«глубина» и сила влияния на человека после прохождения «кризиса»
уже не так существенны.
Таким образом мы можем сравнивать механизм
формирования наркотической и игровой зависимости только на определенных стадиях.
В период своего возрастания и состояния устойчивости игровая зависимость по
своим психологическим аспектам весьма близка к наркотической. Однако, в случае
с игровой зависимостью, за кризисом наступает спад, что никак не свойственно
динамике наркозависимости.
На основании предложенной динамики игровой
зависимости можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости
от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как
ребенок один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает
«чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук,
сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то
всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то — посидеть за рулем
Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с
довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает
реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Ребенок получает
удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции.
Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие
удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает
играть уже не случайным образом, очутившись за компьютером, стремление к
игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика
этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный,
нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на
этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Фактором,
свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости,
является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в
компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается
ими как потребность в компьютерной игре. Стремление к игре — это, скорее,
мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия
роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.
Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение
потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению
фрустрирующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля,
всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно
находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
Эта стадия характеризуется не только
сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и
другими, не менее серьезными изменениями — в ценностносмысловой сфере личности.
По данным А.Г. Шмелева происходит изменение самооценки и самосознания. Зависимость
может оформляться в одной из двух форм: социализированной и
индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается
поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же
игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью
компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит
соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии
на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди
не отрываются от социума, не уходят «в себя»; социальное окружение,
хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку
полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и
довести себя до психических и соматических нарушений.
Для людей с индивидуализированной формой
зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости,
когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения,
но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она
начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти
люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на
одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная
игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не
играют, то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные
эмоции, впадают в депрессию.
4. Стадия привязанности. Эта стадия
характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического
содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию»
с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к
компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может
длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные
игры имеют небольшую историю, однако, случаев полного угасания зависимости единицы.
Есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но
мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой
факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие
появления новых интересных игр. После того, как игра «постигается» человеком,
сила зависимости возвращается на исходный уровень.
Изучение игровой зависимости методом
построения аналогий с наркотической зависимостью эффективно, поскольку
аналогии действительно имеют место. Однако при этом подходе необходимо
учитывать специфику игровой зависимости, связанную с неизбежностью ее
произвольного угасания.
1.4 Предотвращающие
меры игровой зависимости несовершеннолетних
Профилактика должна учитывать следующие
особенности :
1)Преемственность. Необходимо обратиться к уже
имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в странах, давно
столкнувшимися с этой проблемой. Соблюдение этого принципа подразумевает
согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными
учреждениями.
2)Непрерывность. Профилактическая работа не
должна ограничиваться только временными рамками обучения ребенка в школе, а
максимально охватывать все аспекты его жизни. Основной профилактический упор
делается на работе с подростками и юношеством (диапазон от 12-13 до 16-17 лет).
С другими возрастными категориями работа не ведется или применяются крайне неэффективные
методы.
3)Систематичность. Работа по профилактике
должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть
сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не
противоречит ей, вытекает одна из другой. Возможно введение определенной
системы взысканий и поощрений, применение которой связано с отсутствием или
наличием желаемой формы поведения.
4)Умение выбирать главную цель. Цель
профилактической работы реализуется через множество задач, каждая из которых
может занимать первостепенное положение на определенном этапе. Здесь необходимо
обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные
меры.
5)Соответствие задач поставленным целям. Собственно
структура профилактической деятельности может быть представлена единством 3-х
компонентов: когнитивного (информационного);
эмоционального (эмоционально-оценочного) и поведенческого.
Когнитивный компонент : участники
профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим
вопросам. Если это информация запугивающего характера, то ее интенсивность не
должна быть чрезмерно сильной. Кроме того надо уметь добывать необходимую
информацию, уметь ее анализировать, выделять причинно-следственные связи,
выстраивать определенную систему проверки достоверности данных.
Эмоциональный компонент обеспечивает
формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме. Возможно
формирование антипатии к данному явлению, построенное не на иррациональных
убеждениях и догадках, а подкрепленное достоверными данными.
Поведенческий компонент интегрирует
знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся реализованной
целью деятельности профилактической системы.
Для того, чтобы результативность
деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализация
следующих принципов:
-универсальность, т.е. модифицированность
системы профилактических действий. Например, единство факторов риска всех видов
девиантного поведения предусматривает создание условий предупреждения
девиантного поведения вообще, независимо от того, какую форму (аддиктивного или
суицидального поведения) оно примет;
-конструктивность, т.е. отсутствие
узконаправленности разворачивания профилактической системы. Конструктивная
превентивная система строится не по принципу: «Не делай плохо», а по
принципу: «Делай хорошо»;
-опережающий характер воздействия, т.е. предвосхищение
негативных установок, что позволит развивать позитивные (желаемые) особенности
поведения.
Хочется видеть , как молодые люди
становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих
молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных
отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного
перехода от детства к взрослой жизни.
Заключение
Одной из самых актуальных задач в работе с
молодежью становится сейчас работа по профилактике различного рода зависимостей.
Что такое негативная зависимость? Откуда
берется? Можно ли от нее освободиться? Если можно, то как? Кто профессионально
не только должен, но и сможет заниматься профилактикой этого явления?
Вопрос о том, как предотвратить возникновение
зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как «застраховать»
от попадания в ту или иную зависимость — это, на наш взгляд, вопрос
эффективного воспитания и общественного доверия. Создание системы личностно
ориентированных воздействий на объект профилактики и организация активного (субъектного)
участия в этом процессе самого объекта и есть психологический аспект в решении
проблем профилактики негативных зависимостей.
Создание такого рода системы возможно лишь при
ясном понимании самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее
возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов
современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости и главное — субъекта
профилактики. Учитель, который сам не обучен, приносит больше вреда, чем пользы.
Те, кто в большинстве своем, занимаются решением данной проблемы сегодня, судя
по результатам их работы, катастрофически некомпетентны. Это касается
учреждений образования, и органов здравоохранения. Их отчеты, как ни странно,
переполнены победными достижениями.
Негативные зависимости, при всем их
многообразии, имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму
ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и
трудность безущербного для личности освобождения из-под ее «ловушек».
Самая надежная защита личности — защита ее изнутри, внутренняя психологическая
устойчивость.
Часто встает вопрос: «Кто должен
заниматься профилактикой?» И обнаруживается, что никто ей всерьез не
занимается или что предпринимаемые усилия оказываются бесплодными. Причинами
этого являются не какие-то организационные ошибки или чья-то недобросовестность.
Трудно назвать какой-то социальный институт, ставящий своей задачей защиту,
поддержание и развитие свободы личности. В этой ситуации любые успехи в
профилактике — скорее случайности, отклонение от правил.
По-прежнему неопределенным является вопрос
о том, усилиями каких специалистов — педагогов, врачей, психологов, должна
вестись работа с молодежью по профилактике игровой зависимости.
Очевидно одно: усилия педагогов
недостаточны с силу их низкой осведомленности в вопросах игровой зависимости, а
усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и
в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности,
сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой — запугивание
и дезинформация.
Эффектом от включения в субкультуру игровой
зависимости является переживание себя «могущим», но это одновременно
выступает условием формирования психологической зависимости. Сама по себе игровая
субкультура является «ловушкой» для подростка и непонятна для
взрослого. Взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом
разрешения определенных проблемных ситуаций.
Центральная идея профилактической программы должна
состоять в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного
на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и
стабилизацию факторов устойчивости к зависимости.
Список литературы
1.
Виртуальная реальность. Философские и психологические
проблемы. под. ред. Носова Н.А.М., 2005.
2.
Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным
играм — новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая
психиатрия. — 2000. — № 3. — С 52-58.
3.
Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики
аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск.
1998.
4.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1
5.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
1 вариант
В наше время без компьютера не обойтись. Он присутствует практически во всех сферах человеческой жизни: прокладывает курсы кораблям и самолетам, управляет космическими станциями, создает проекты различных зданий и их интерьеров, помогает рисовать чертежи, вести делопроизводство, верстать книги и журналы и даже писать музыку!
С появлением и развитием компьютерных технологий у любителей чтения отпала необходимость забивать шкафы толстыми томами, а у меломанов – громоздить на полках многочисленные кассеты. Теперь можно
просто купить несколько небольших дисков с большим объемом информации на них.
Благодаря сети Интернет компьютер стал для школьников и студентов неисчерпаемым источником знаний. Чего здесь только нет: обучающие игры, энциклопедии, словари и многое, многое другое. То есть польза от компьютера очевидна и несомненна.
Но вместе с тем необходимо знать и о вредных последствиях работы с ним: например, о таких как снижение зрения, головные боли, перенапряжение отдельных групп мышц и т. д. Избежать
Этого довольно просто, если придерживаться нескольких правил: не сидеть за компьютером сутки напролет, почаще
проветривать помещение и делать гимнастику. И тогда эта умная машина превратится в вашего настоящего друга.
2 вариант
В наш бурный век, когда все сферы жизни постоянно усовершенствуются и развиваются, трудно найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера.
Трудно найти и человека, даже среди детей дошкольного возраста, который не имел бы самых простых навыков работы с этой умной машиной. То, что еще несколько десятков лет назад казалось чем-то непонятным, неизвестным, сложным и почти фантастическим, теперь стало обычным и доступным даже ребенку. Многие уже не представляют своей работы, учебы и повседневной жизни без компьютера.
Первые электронные машины были придуманы для того, чтобы помочь человеку производить сложные математические вычисления, хранить в памяти многочисленные огромные формулы. Но со временем оказалось, что эти машины могут хранить и воспроизводить любые другие виды информации.
Много функций выполняет это полезное и необходимое устройство: и числовые расчеты, и печать книг, и создание и изменение рисунков, фотографий, кинофильмов, музыки. С помощью компьютера производится управление современными машинами, заводами, самолетами, космическими кораблями. Физика, химия, медицина, машиностроение, промышленность, торговля – какую отрасль ни возьми, все они оснащены компьютерами и работают по заранее заданным программам.
Компьютер превратился в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.
С детских лет мы привыкаем к захватывающим компьютерным играм, увлекательным “обучалкам”; мы учимся читать, писать, рисовать, не отходя от экрана; тут же смотрим фильмы, слушаем музыку. Наши родители с помощью этой машины составляют и передают документы, пишут деловые письма, общаются с коллегами по бизнесу. Современные достижения позволяют быстро связываться с помощью Интернета с любой точкой земного шара и узнавать обо всем самую новую информацию. С помощью компьютера можно разработать обстановку дома, соответствующую всем вкусам и желаниям человека, подобрать подходящий стиль в одежде, прическе, косметике и многое другое.
Конечно, все это очень важно для человека. Поэтому польза от компьютера огромна. Но в последнее время ученые и медики стали все чаще говорить о том, что это устройство не так уж безопасно для здоровья людей. Мы настолько привыкли, что многое можно сделать с помощью машины, что нам не хочется самостоятельно писать, производить даже самые простые вычисления. “Зачем же, – думаем мы, – все делать вручную, если стоит только нажать кнопку – и компьютер все сделает за нас”. А разнообразные компьютерные игры так увлекают, что мы забываем о многих других делах, заботах, обязанностях и, словно заколдованные, продолжаем смотреть на экран, сжимая в руке “мышку”. В такие минуты мы совсем не задумываемся о том, что экран компьютера – это Сильное излучение, опасное для зрения. Долгие часы, проведенные около этой машины, могут вызывать головную боль, усталость и недомогание.
Современные исследования показывают, что все это – только небольшая часть того вреда, который может принести организму человека компьютер. Именно поэтому те, кто разрабатывает последние модели этих машин, в первую очередь думают не о том, какие еще нововведения добавить в новую модель компьютера, а о том, как сделать ее менее опасной и вредной для здоровья человека.
Конечно, даже сознавая стоящую перед нами угрозу, мы уже не сможем отказаться от услуг умной техники. Но я надеюсь, что в наш развитой век ученые очень скоро найдут способ изобрести машину, которая будет совершенно безопасной для людей. И тогда компьютер будет приносить только пользу!
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
Сочинение “Польза и вред от компьютеров” Современную жизнь невозможно представить себе без компьютера. Сейчас эти технические средства можно увидеть практически в каждом доме или офисе. В некоторых семьях есть даже больше одной машины – они покупают…
Сочинение на тему: Роль компьютера в нашей жизни В современном мире многое и многие зависят от компьютера. И это в некотором роде печально, конечно хорошо, что мир не стоит на месте и Компьютеры во многом нам помогают, но…
Горе-мечтатель Горе-мечтатель Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему,…
Чтение. Что это в наши дни? План 1. Роль книги в жизни человека. 2. “Любите книгу – источник знаний”. 3. Отношение к чтению. 4. Книги и компьютер. Что победит? 5. Чтение – это труд. Читать или…
Сочинение-описание помещения классной комнаты Наша Классная комната находится на втором этаже. Высота помещения, в котором расположена наша Классная комната около трех метров. Три больших окна выходят на восточную сторону школы. Дневное освещение является достаточным…
Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Наступило третье тысячелетие, двадцать первый век. Век всеобщей компьютеризации, Приобщения всех от мала до велика к…
Как я однажды пошел к товарищу и что увидел у него в комнате Как я однажды пошел к товарищу и что увидел у него в комнате Однажды мы с Ваней решили пойти на стадион вместе. Я должен был зайти за ним в семь…
ДРУЖБА ДОРОЖЕ ЛЮБОГО ПОДАРКА Кто не любит получать подарки? Неважно, есть ли у вас повод получить подарок, или же нет. Особенно нетерпеливым становится ожидание подарка в день рождения. И когда тебе дарят не то,…
Сочинение на тему: Искусственный интеллект С момента появления первых приспособлений, которые позволяли человеку проводить сложные математические вычисления, изобретатели пытались создать универсальную машину. Шестидесятых годах прошлого столетия подобное устройство получило название компьютер. Уже сегодня оно является…
КАКИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ МНЕ НРАВЯТСЯ Я хорошо учусь в школе и обычно по всем предметам получаю высокие оценки. И все же мои любимые школьные предметы – литература и русский язык. Читать я научился еще до…
Нужная профессия Нужная профессия Очень нужная профессия – медицинская сестра. Я хочу после школы поступить в медучилище, чтобы освоить эту профессию. Мы встречаемся с этими добрыми женщинами в белых халатах уже в…
Роль автомобиля в нашей жизни Сегодня невозможно представить себе нашу Жизнь без автомобильного транспорта. Ежедневно мы едем в школу, родители на работу. Автомобиль уже очень давно стал не роскошью, а средством передвижения. Продукты в магазины…
НРАВСТВЕННОСТЬ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (по роману Е. Замятина “Мы”) НРАВСТВЕННОСТЬ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (по роману Е. Замятина “Мы”) Роман “Мы” написан Е. Замятиным в сложное для страны время – в 1920 году. В этот период Россия активно пыталась построить…
Влияние книг на наше развитие План 1. Книги – верные и умные друзья. 2. Влияние книг на духовное развитие человека: А) читательские увлечения подростков; Б) “Мой Пушкин”; В) книги и компьютер. 3. Книга – незаменимый…
Сочиненин по картине Лутфуллина Три женщины Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь…
Жизнь в городе и деревне Многие люди справедливо считают, что Жизнь в городе сильно отличается от жизни в деревне, и они абсолютно правы, потому что так оно и есть. Городской житель, проживая в многоквартирном доме,…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
Стихотворение В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся”. (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся”. (Восприятие, истолкование, оценка) Когда знакомишься со стихотворением В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся”, прежде всего обращает на себя внимание название произведения. Как и в любом художественном произведении,…
Анализ стихотворения Хлебникова “Бобэоби пелись губы Велимир Хлебников стал не только одним из основателей русского футуризма, но и привнес в это направление определенный индивидуализм. Конечно, повторять эксперименты поэта среди его современников никто не решался, однако многие…
Сочинение на тему: Роль спорта в жизни человека Спорт это главным образом здоровья человека. Человек с помощью спорта увеличивает способности, становиться сильным и выносливым. Но когда спорт влияет положительно, а в каких случаях отрицательно? Почему спортом можно сгубить…
Сочинение на тему “Мой любимый литературный образ” Немало книг прочитано, немало было раздумий по поводу той или иной прочитанной книги, опознаны множество исторических обстоятельств и различных литературных образов. Многое забывается очень быстро, а что-то врезается в сознании…
Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с…
Я очень люблю цветы Я очень люблю цветы! Я очень люблю цветы. Люблю настолько, что одно время даже мечтала работать продавцом в цветочном магазине. Я представляла, как хожу между огромными вазами с разными красивыми…
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 1 вариант День рождения – мой самый любимый праздник. Я люблю его потому, что ко мне приходят самые близкие и любимые друзья. Подготовка к этому дню начинается заранее. Мы с…
Что такое аллегория Сложно представить литературные произведения без аллегории. Чтобы высказаться корректно, этот литературный прием просто необходим. Аллегория представляет собой выражение абстрактной мысли через реальный образ. Такой способ выражения очень популярен как в…
Анализ романа Мопассана “Милый друг” Одним из лучших романов Мопассана заслуженно считается “Милый друг”. В нем на фоне приключений главного героя раскрывается глубочайшая драма обыденной жизни, дано отображение социальной среды, определяющей характер персонажей романа. В…
Шпаликов Геннадий Федорович Родился в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова. В июле 1955 окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в суворовском училище,…
ОТКРЫТИЕ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА (сочинение-репортаж) 1 вариант 29 октября 2007 года жители нашего города получили замечательный подарок. В городе открылся самый крупный торговый центр компьютерной и бытовой техники компании “Омега”. Компания реализовала этот проект при…
“Февраль. Достать чернил и плакать…” Б. Л. ПАСТЕРНАК * * * Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик…
Особенности народного характера в повести Платонова “Котлован” План 1. Противоречия эпохи “строительства светлого будущего”. 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть “Котлован” – реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов в одном из своих самых…
ПОЛЬЗА И ВРЕД ОТ КОМПЬЮТЕРА
Наша жизнь в настоящий момент проходит в эпоху информации с господством информационных технологий, именно это является причиной изучения влияния сети Интернет на наше общество, это важная задача, поскольку интернет-коммуникации имеют большое влияние на социальную реальность. Как говорится, «кто владеет информацией – тот владеет миром».
Интернет сейчас является самым объемным хранилищем информации. В настоящее время можно жить и работать, не покидая своего жилья, только имея компьютер, подключенный к сети Интернет.
Но просторы сети таят в себе опасность. Одну из них представляет интернет-зависимость, которая появляется у некоторых пользователей.
Признаками интернет-зависимости являются: нежелание отвлекаться от работы (на второй план уходят домашние дела, общение, личные встречи, обучение); значительное увеличение денежных затрат на Интернет; пренебрегается общение с друзьями; голод удовлетворяется случайной пищей перед монитором компьютера, не соблюдается личная гигиена и аддикт начинает пренебрежительно относиться к своему здоровью; не принимает критику относительно выбранного образа жизни [1 – 7]
Интернет-зависимость еще мало изучена в нашей стране; она является актуальной проблемой на сегодняшний день, требующей детального изучения и разработки профилактических и реабилитационных программ.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка) является одним из видов девиантного (отклоняющегося) поведения, в котором у индивида формируется стремление уйти от реальности при помощи искусственного изменения своего психического состояния, посредством применения некоторых веществ или постоянном фиксировании внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (В.Д. Менделевич, 2007) [7, с. 34].
Такая тенденция становится главной в сознании человека, и он предпринимает действия по поиску метода, позволяющего ему уйти от реальности. Как итог – такой человек начинает существовать в придуманном мире. Данные действия не решают проблемы, наоборот, усугубляют их, и, как следствие, человек останавливается в своем развитии, вплоть до деградации.
В 90-х годах ХХ века феномен аддикции приобретает новое направление. Британский ученый Марк Гриффитс в 1995 г. выявил, что лица, которые активно играют в игровые автоматы, имеют те же симптомы, что и лица, которые употребляют ПАВ [4, с. 15 – 16].
М. Гриффитс обнаруживает эти же признаки у людей, пользующихся разными технологическими устройствами (настольные электронные игры, телеприставки, компьютеры и т.д.) [4, с. 15 – 16]. Эти факты привели М. Гриффитса к введению нового научного термина «нехимическая (поведенческая) аддикция» [4, с. 14 – 15]. На сегодняшний день выделяется два вида аддикций – химическая (при применении ПАВ) и нехимическая (поведенческая).
М. Гриффитс при помощи наблюдения, сравнения и анализа симптомов нехимической и химической зависимостей выделил общие признаки: получение удовольствия от деятельности; повышение толерантности, требующее увеличения интенсивности и продолжительности деятельности; наличие абстинентного синдрома; появление конфликта между постоянной аддиктивной деятельностью и прежней идентичностью аддикта в его ближнем и более широком социальном окружении.
Как следствие – стремление к социальной самоизоляции; рецидивы (подобные алкогольным запоям); множественные и различные по характеру конфликты с социальным окружением в связи с деятельностью [3, с. 21 – 23].
С развитием электронных технологий М. Гриффин определил появление новой формы аддикции, связанной с сетью Интернет. Он предрек увеличение количества и видов аддиктивного поведения из-за открывающихся многочисленных возможностей глобальной информатизации [4].
Отечественный ученый Ц.П. Короленко отмечает, что элементы аддикции характерны для любой личности, уходящей от реальности при помощи изменения своего психического состояния.
Проблемой аддикция становится тогда, когда в сознание превалирует желание уйти от реальности, являясь главной целью, которая вторгается в жизнь и приводит к разрыву с реальностью [5, с. 87].
И.А. Лаврович при помощи своих исследований создал развернутую систему критериев интернет-аддикции. Он считает, что о наличии интернет-аддикции может говорить наличие трех пунктов:
- время, проведенное в сети Интернет, для достижения удовлетворения (в некоторых случаях при общении в сети чувство удовлетворения граничит с эйфорией) значительно увеличивается.При равномерном по времени пребывании человека в сети Интернет эффект значительно снижается;
- человек старается отказаться от интернета или уделять ему меньше времени;
- при прекращении или сокращении времени пребывания в сети у пользователя ухудшается самочувствие в период от нескольких дней до месяца и наблюдается два или более перечисленных фактора: эмоциональное и двигательное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в интернете; фантазии и мечты об интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре [6, c. 13].
Рассмотрим влияние интернет-аддикции на подростков. Подростки включаются в компьютерную игру настолько сильно, что их перестает интересовать реальность. Ведь в игре существуют правила и задачи, которые нужно выполнять, и если что-то пойдет не так, то не будет никаких реальных потерь, и эту ошибку можно будет исправить многократно.
Перечислим некоторые факторы, привлекающие подростка в компьютерных играх:
- малая доля ответственности либо полное ее отсутствие;
- создание собственного мира, где он главный герой;
- отвлечение от реальной жизни и проблем в ней;
- самостоятельность;
- возможность исправления ошибок, в том числе многоразовая.
Исходя из этих факторов, мы можем сделать вывод, что компьютерная зависимость начинает формироваться на эмоциональном уровне, и она возникает не мгновенно, а постепенно.
Выделим основные причины, способствующие возникновению компьютерной зависимости подростков:
- недостаток или отсутствие доверия и благоприятных эмоциональных отношений в семье;
- неимение у подростка хобби, увлечений, привязанностей, которые не связаны с компьютером;
- низкая коммуникабельность, социальность, отсутствие друзей;
- наличие тяжелой инвалидности либо серьезного заболевания [7, c. 16].
Для проведения эмпирического исследования были выбраны подростки, учащиеся в средней образовательной школе № 32 г. Таганрога.
В исследовании приняли участие школьники 7 – 9 классов в количестве 50 человек, возраст их составил 13 – 16 лет. Данная группа подходит под данные параметры исследования. Благодаря тому, что испытуемые подростки хорошо знакомы друг с другом, исследование проходило в свободной, спокойной обстановке.
В качестве методики исследования был выбран тест Кимберли Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг (Kimberley S.Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэдфорде.
Тест является инструментом для диагностики патологического пристрастия к интернету (не зависит от формы пристрастия). Тест состоит из 40 вопросов, испытуемый дает ответ в соответствии с 5-бальной шкалой Лайккерта. Затем баллы суммируются, и определяется итоговое значение. В. Лоскутова адаптировала опросник для русского языка.
Тест заполняется испытуемыми самостоятельно, также существуют онлайн-версии. Тест может служить скрининговым инструментом для выбора лиц, нуждающихся в консультации специалиста, также тестирование в динамике можно проводить для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.
Методика «Уровень социальной фрустрированности» представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в том числе социальной составляющей качества жизни. Разработана в 2004 г. в НИПНИ имени Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.
Социальная фрустрированность является следствием нереализации личностью (здоровой либо больной) своих социальных потребностей. Значения этих потребностей являются индивидуальными для каждой личности и зависят от самооценки (самосознания), жизненных ценностей и целей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций.
Социальная фрустрированность является личностной характеристикой, она определяет стрессогенность социальных фрустраторов (неудовлетворенность в семейных и рабочих отношениях, положением в обществе, социально-экономическим статусом, образованием, работоспособностью, психическим и физическим здоровьем и пр.).
Оценка определенных параметров дает возможность заполнить конкретным внутренним содержанием и понятием качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.
На заключительном этапе на основании метода математической статистики произведена обработка данных при помощи U-критерия Манна-Уитни.
В результате тестирования по методике Кимберли Янг мы выявили данные, согласно которым 48% испытуемых (24 человека) имеют интернет-зависимость, 52% (26 человек) не имеют четко выраженной проблемы с использованием Интернета. Из всех испытуемых:
- 48% не могут отстраниться от компьютера, даже если у них есть более важные дела;
- 30% стараются скрыть от родных время, которое они проводят в сети;
- 40% выбирают интернет вместо реального общения;
- 54% считают жизнь без интернета скучной и однообразной;
- 60% игнорируют время сна для того, чтобы проводить больше времени в интернет-сети;
- 84% проводят в онлайн-сети более 3-х часов в день;
- 54% легче общаться онлайн с друзьями, чем в реальности;
- 40% не могут самостоятельно ограничить время, проводимое онлайн. Из 48% с интернет-зависимостью 58,3% (14 подростков) имеют проблемы, которые связаны с избыточным временем, проведенным в сети Интернет, 41,7% (10 подростков) имеют ярко выраженную интернет-зависимость.
Результаты исследования по данной методике являются пугающими, так как почти половина испытуемых оказались интернет-зависимыми подростками.
По результатам методики «Уровень социальной фрустрированности» мы разделили испытуемых на две группы. В первую группу входят интернет-зависимые подростки, во вторую – подростки с невыраженной интернет-зависимостью.
По результатам исследования подростки группы 1 (подростки с интернет-аддикцией) более не удовлетворены своей жизнью, имеют повышений уровень фрустрации и тревожности, чем подростки группы 2 (с невыраженной интернет-аддикцией).
Мы предполагаем, что подростки с интернет-аддикцией переключаются на интернет-сети, чтобы в них чувствовать себя спокойнее и увереннее, чем в реальной жизни. Рассмотрим данные по сферам неудовлетворенности подростков с интернет-зависимостью:
- неудовлетворенность образованием выявлено у 50% респондентов;
- неудовлетворенность отношениями со сверстниками у 41,6%;
- неудовлетворенность отношениями с родителями у 54,2%;
- неудовлетворенность проведения досуга у 33,3%.
Представленные данные жизненных аспектов подростков в таком высоком значении говорят о том, что неудовлетворенность этими аспектами приводит к формированию интернет-аддикции.
На причины социальной фрустрации и неудовлетворенности могут влиять следующие факторы: низкая самооценка, социальная дезадаптация, девиантное поведение либо уже сформировавшаяся зависимость.
Отметим, что в период подросткового возраста у несовершеннолетнего меняется сознание и приоритеты, в этот период происходит взросление, и неудовлетворенность социальными достижениями является временным явлением.
По показателям статистической обработки данных U-критерия Манна-Уитни по уровню фрустрированности в группах подростков происходит статистическое различие с высоким значением, где р < 0,05.
Из этого мы делаем вывод, что подростки с интернет-зависимостью имеют более высокую социальную фрустрированность, чем группа подростков без интернет-зависимости.
На сновании проведенного исследования мы делаем вывод, что к интернет-аддикции подростков приводит социальная фрустрация, основанная на неудовлетворенности такими сферами жизни, как образование, отношения с семьей и сверстниками, нереализованность, вследствие чего подросток переключается на компьютер, чтобы чем-то себя занять, он реализовывается на просторах Интернета.
Исходя из этого, становится очевидным, что интернет-аддикция является фактором формирования девиантного поведения. Профилактические мероприятия аддиктивного поведения рекомендуется осуществлять до начала формирования девиации, объясняя подросткам причины и следствия подобного действия.
Библиографический список
- Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1: 33 – 41.
- Буров В.А., Есаулов В.И. Механизмы формирования интернет-аддикции. Материалы XIII съезда психиатров России. Москва, 2014: 290 – 291.
- Гриффитс М.Д. Поведенческая зависимость: проблемы для всех? Обучение на рабочем месте. 1996; Т. 8, № 3: 19 – 25.
- Гриффитс М.Д. Технологическая зависимость. Форум клинической психологии. 1995; Выпуск 76, № 2: 14 – 19.
- Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993; № 1: 17 – 29.
- Лаврович А.И., Попкова Т.А. Интернет-аддикция в подростковом возрасте. Вестник образования. 2013: 3 – 19.
- Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации).
Источник: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2021. №3 (88).
Об авторах
- E.A. Махрина — кандидат психологический наук, доцент, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.
- Ю.И. Тутова — магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, г. Таганрог.
Смотрите также:
- Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости
- Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков
- Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков
- Ярыгина И. И. Тренинг как форма профилактики интернет-зависимости подростков