Цели:
- учить писать сочинение-описание помещения;
- формировать умения правильно строить предложения, используя нужную лексику; отрабатывать навыки правильного употребления глаголов, наречий в описании помещения; формировать умение строить высказывание в определенной композиционной форме; развивать наблюдательность, речь учащихся, творческие способности, расширять словарный запас;
- прививать любовь к емкому, содержательному, красивому слову, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: запись на доске опорных слов для сочинения, репродукции картин, «Русская речь» 6класс Е. И. Никитиной.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы учимся писать сочинение-описание помещения. Тема сочинения: «Моя комната».
3. Подготовка к написанию сочинения.
1. Слово учителя.
— В 5 классе мы научились с вами писать сочинение-описание предмета и сочинение-описание животного, а сегодня будем учиться писать сочинение-описание помещения.
2. Работа с репродукцией.
— Посмотрите, пожалуйста, на картину М. Финогеновой «Светлый день». Ответьте на мои вопросы:
— Что изображено на картине?
-Что находится в центре комнаты? Что рядом?
— Есть ли в комнате окна? Сколько их?
— Есть ли на окнах занавески? Какого они цвета?
— Какого цвета полы?
— Что еще вы можете сказать о хозяйке этой комнаты?
3. Беседа по вопросам.
— А у вас есть своя комната или ваши вещи находятся в проходной комнате?
-Какая ваша комната (большая, светлая, уютная)?
— Какая мебель находится в вашей комнате? Как она расположена?
— Что еще находится в вашей комнате (календари, книги, сувениры)?
4. Слово учителя.
— А теперь поговорим о том, как описывать помещение. Существует несколько вариантов: во-первых, описание помещения – указание перечня признаков этого помещения и находящихся в нем предметов. Например: небольшая светлая комната с одним, но широким окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий.
Во-вторых, перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение. Например: небольшая светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий.
В-третьих, каждый предмет можно не только назвать, но и описать. Например: справа, в углу, — книжная полка. Большую часть ее занимают учебники для 6 класса и книги о великих музыкантах мира. Здесь же – «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского, сборники песен, журнал «Костер».
В общем, этот вид описания строится по схеме:
Где? (место) — что? (предмет, расположенный на этом месте).
Но иногда, если же нужно обратить внимание на состояние помещения (на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).
5. Выполнение упр. 97.
— Общий вид комнаты, предметы, находящиеся в ней, — все это характеризует хозяина комнаты: его увлечения, интересы, чувство вкуса.
Послушайте текст. Как вы думаете, кто хозяин этой комнаты? Чем он увлекается? Обоснуйте свой ответ.
Большая светлая комната. У окна – чертежная доска с прикрепленным к ней листком ватмана. Забитая книгами полка, портрет Бетховена. В углу Связанные ремнями лыжи.
6. Работа с памяткой.
Для успешного написания сочинения вспомним памятку, которая известна вам с 5 класса.
Памятка: «Как работать над сочинением».
- Конкретизируйте тему и определите основную мысль сочинения.
- Подберите необходимый материал.
- Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
- Подумайте об особенностях стиля сочинения (художественный, официально-деловой).
- Составьте план.
- Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
7. Словарная работа.
- Орфографическая.
— Посмотрите и запомните написание опорных слов, записанных на доске. Запишите их в тетрадь.
Около нее, недалеко от, вблизи, поблизости, в нескольких шагах, здесь, рядом с ним, из-под чего-то, направо от, слева от, справа, неподалеку, напротив, посреди, посредине, с одной стороны; находится, располагается; диван-кровать, платяной шкаф, софа, ламинат, паркет, палас.
- Пунктуационная.
— Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях, записанных на доске.
Перед окном находится письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий.
8. Составление плана.
— Любое сочинение-описание пишется по плану.
- Общее впечатление.
- Описание деталей.
- Ваше отношение к описываемому.
— А теперь составим с вами план сочинения-описания «Моя комната».
- Просторная светлая комната.
- Интерьер комнаты:
- письменный стол;
- книжный шкаф;
- диван-кровать;
- мягкий серый палас.
- Моя любимая комната.
9. Чтение сочинения-образца.
Моя комната (сочинение-описание).
Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная.
От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом — делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола – стул.
В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз.
Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив – диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами.
На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги.
Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.
4. Итог урока.
— Надеюсь, вы поняли, как писать сочинение-описание комнаты и успешно справитесь с этим заданием.
5. Домашнее задание.
Написание сочинения «Моя комната».
Сочинение «Моя комната».
У меня есть своя комната. Она просторная, почти квадратной формы. Когда я вхожу в эту комнату, то в глаза сразу бросается большое металлопластиковое окно. Оно выходит во двор. На подоконнике стоят в горшках цветы. Мне нравится зимними вечерами любоваться их зеленью. В комнате светло-зеленые обои и зеленоватые шторы на окне. Потолок высокий белого цвета. К нему прикреплена небольшая яркая люстра с тремя плафонами. В комнате современная мебель светлых тонов. Справа от двери длинный компьютерный стол и стул. На столе компьютер, мои учебники, школьные тетради. Справа от двери высокая мебельная стенка. В ней хранится постельное белье, мои вещи. На полках стоят книги, фотоальбомы, сувениры. Вдоль стены располагается широкая светло-зеленая софа. Пол в моей комнате покрыт ламинатом. Он светло-коричневого оттенка. На нем лежит небольшой пушистый коврик. Мне нравится на нем иногда посидеть и полистать журналы. Моя комната светлая и уютная. Мне нравиться в ней и отдыхать, и учить уроки, и проводить свободное время с подружками.
Юля Карпец, 6 класс.
Комната моей мечты совсем небольшая, но функциональная, оформлена по моему вкусу. Стены спокойного нежно-лилового цвета, без каких-либо рисунков, специально для того, чтобы можно было повесить разные плакаты, а также грамоты, ну и конечно же фотографии мои и моих друзей. Потолок комнаты оформлен в воздушно-мечтательном стиле, а именно на нем будут красивые объемные облака от белого до светло-голубого цвета. Окно комнаты оформлено белоснежным тюлем, а возле него расположится большой письменный стол с тумбой. Я увлекаюсь всем, что связано с модой, люблю рисовать и сама придумывать новые образы. На этом столе хватит места для всех моих альбомов с эскизами, журналов. И непременно на нем должна стоять лампа с ярким светом, чтоб я могла творить в любое время суток.
В качестве основного света на потолке будет большая люстра, плафон которой выполнен в виде восьмиугольника, благодаря чему каждый сантиметр моей комнаты будет освещен.
В дальнем углу комнаты будет стоять небольшой, но вместительный угловой шкаф с дверьми, оформленными мозаикой. Солнечный свет, проходя через открытое окно, будет очень красиво раскрывать оттенки этих разноцветных стекол, что придаст некоторую сказочность той части комнаты. В шкафу будут храниться все мои наряды и другие личные вещи. Рядом со шкафом будет мой личный, небольшой туалетный столик с зеркалом, где я буду наводить красоту и готовиться к новым свершениям.
В углу, противоположном тому, где стоит шкаф, будет кресло, насыщенного вишневого цвета. В нем я буду вечерами, укрывшись пледом, читать свои любимые книжки, а может быть записывать свои сокровенные тайны в дневник. Поэтому рядом с ним должен стоять торшер, от которого будет теплый мягкий свет. В мое отсутствие на кресле будет сидеть мой друг-большой плюшевый медведь и ждать моего возвращения.
Кровать будет самой обычной, белого глянцевого цвета, без всяких украшений. Но ее изюминкой станет покрывало, зелёного цвета, похожий на травку. В свободное время можно будет прилечь на эту «травку», посмотреть на облака на моем «небе» и помечтать о будущем.
Возле кровати будет располагаться мягкий пушистый коврик. Это добавит мягкости и воздушности интерьеру. На нем будет удобно разместиться и поиграть с моим котом. Ему коврик, кстати, тоже должен будет понравиться.
Таким образом, в моей комнате будет все необходимое, но она не будет нагружена мебелью и другими предметами интерьера. Это даст возможность переставлять, изменять, комбинировать некоторые объекты, и тем самым получать все новые образы. Творческому человеку время от времени это бывает необходимо.
Сочинение 2
Все могут подумать, что я бы хотела розовую комнату. Мы тут с мамой зашли в кафе, где пончики, так оно всё розовое. И сделано, как детская комната – всюду игрушки, картинки, цветочки. Там много народу, все фоткались. А мне такое не нравится! Это слишком уж девчачье.
Я бы хотела зеленую комнату. Это мой любимый цвет! Говорят, что он успокаивает и, вообще, хорошо влияет на здоровье. Конечно, ведь это цвет природы – деревьев, кустов. Можно представить, что ты на опушке.
И не обязательно, чтобы всё одного цвета было. Разные ведь оттенки есть! Мебель может быть светлой – деревянной, чтобы точно казалось, что ты в лесу.
Очень хочется большое окно. И вид из него сделать не во двор, а на море. Но только это не обман чтобы, а настоящее море!
И я очень хочу зеркало большое, чтобы видеть себя с трех сторон. А то иногда кажется, что выглядишь хорошо, но просто обзора не хватает. И вообще, хочу как мама! Чтобы у меня тоже шкаф большой для платьев, специальный органайзер для ремешков, шарфиков… И хочу игровую приставку! И чтобы в комнате было много игрушек мягких. Но я буду их стирать каждый месяц, чтобы пыль не скапливалась.
А над кроватью пусть будет полог, как в сказках. Буду его закрывать на ночь, а утром из-за него будут пробиваться из моего большого окна лучи солнца. И балкон за этим окном тоже нужен. Смотреть закат по вечерам – могу даже подруг позвать на вечеринку. Будем там пить какао! Хочу в своей комнате плитку с кофейником – или какую-то машинку для какао.
Комната должна быть большой, уже ведь понятно, ведь там столько всего! И я бы хотела, чтобы она была, не как у нас на втором этаже, а на самом верхнем – на пятнадцатом, например. Почти что башня из сказки.
Ещё в комнате я б развела домашние растения. Они б добавили свой оттенок зелени, а ещё цвели бы постоянно. Даже зимой – одни отцветают, а другие – зацветают! И аромат в комнате будет приятный.
И если уж мечтать, то хочу ещё ванну в комнате. Чтобы не ждать, когда ванную освободят! И чтобы никто меня не ждал – купайся хоть час, хоть два!
В общем, получается у меня не комната, а целая квартира – маленькая студия, где есть всё. Но я бы хотела так! Интересно, а что на это сказали бы мои мама с папой?..
`
Комната моей мечты
Популярные сочинения
- Отзыв о пьесе Горе от ума
Мне это произведение как-то особенно откликнулось… Оно и запоминается, и главному герою очень сопереживаешь, хотя видишь, что он не совсем прав
- Образ и характеристика Тимохина в романе Война и мир Толстого
В произведении «Война и мир» очень много различный героев, одним из них является капитан по имени Прохор Тимохин, неизвестно был ли он чьим-то прототипом или же реальным персонажем.
- Сочинение про Маму
Я бы хотела рассказать про свою маму. У нее короткие темные волосы и карие глаза. Она очень красивая, вкусно готовит и никогда не ругается. Все свое время мама отдает нам, своей семье. Да она, конечно, ходит на работу