Во время пандемии путешественники стали больше пользоваться бизнес-залами в аэропортах и на вокзалах. Рассказываем, чего хотят привилегированные пассажиры и что меняется в самих лаунжах
Что теперь нужно путешественникам
До того как индустрию путешествий парализовала пандемия, авиакомпании всего мира пытались превзойти друг друга в роскоши бизнес-залов. Соревнуясь за внимание премиальной аудитории, они предлагали все новые опции — от сигарных лаунжей и винных погребов до пространств для йоги и медитации.
Коронавирус изменил приоритеты. Теперь для путешественников на первом месте стоит собственное здоровье и хорошее самочувствие, показало исследование The Return Journey. Его в конце 2020 года провела Collinson Group, владелец Priority Pass, крупнейшей в мире программы доступа в VIP-залы ожидания и отдыха.
«74% наших респондентов отметили, что здоровье и хорошее самочувствие — это приоритетная зона их внимания», — говорит президент Collinson в регионе EMEA Кристофер Росс. Кроме того, 83% клиентов заявили, что для них важно соблюдение всех ограничительных мер, чистоты и гигиены общественных пространств. «До пандемии подобные критерии, уверен, не играли такой существенной роли», — добавляет Росс.
Из-за угрозы коронавируса сами по себе премиальные залы ожидания стали более востребованными. 48% участников исследования признались, что с большей вероятностью воспользуются залом отдыха, чем до пандемии.
Для этого есть как минимум две причины.
- Во-первых, в бизнес-залах проще контролировать окружение и избегать ненужных контактов. Поэтому здесь путешественники чувствуют себя спокойнее, чем в остальных пространствах аэропорта.
«Люди стали воспринимать путешествие как гораздо более нервное событие, чем раньше. Они начали больше волноваться о том, как оно пройдет и состоится ли вообще», — говорит Кристофер Росс из Collinson. В такой ситуации VIP-залы выполняют роль «тихой гавани».
- Во-вторых, теперь пассажиры проводят в аэропорту больше времени. Из-за пандемии все процедуры для путешественников усложнились, приходится предъявлять сертификаты и результаты тестов. Поэтому путешественники стараются прибывать заранее.
«Наши данные показывают, что люди стали приезжать в аэропорт примерно на 40 минут раньше, чем пару лет назад, — рассказывает директор розничного бизнеса и заместитель председателя правления Альфа-банка Майкл Тач. — Более 70% наших премиум-клиентов активно пользуются VIP-залами в аэропорту. И если раньше походы в бизнес-залы были актуальны, то сейчас — тем более».
Растущий запрос перехода на цифру
Желание премиум-аудитории ограничить контакты усилило запрос на цифровые сервисы. Стараясь минимизировать общение, многие бизнес-залы во время пандемии запустили бесконтактный заказ и доставку еды. По словам Росса, эта опция вскоре появится в аэропортах Москвы.
Доступ в залы тоже постепенно переходит в «цифру». Сегодня клиенты хотят решать все вопросы, не касаясь никаких физических носителей, подчеркивает Росс. Покупки, авторизации, оформление услуг — все это должно быть под рукой в телефоне.
«Раньше клиентам была важна карточка. Желательно, чтобы она была черная с золотыми буковками и выглядела статусно. Сейчас наши клиенты пользуются карточками все меньше. По крайней мере, в Москве. А тем более, в бизнес-залах», — подтверждает Тач.
Поскольку «пластик» выходит из привычки, клиенты часто оставляют дома не только кредитки, но и карточки привилегий, обеспечивающие доступ к премиум-услугам. «А если ты забывал карточку, то лишался всех своих привилегий и по пути в аэропорт, и внутри него. Это была боль для наших клиентов», — отмечает руководитель розничного бизнеса Альфа-банка.
В конце 2021-го Альфа-банк первым в России интегрировал QR-коды Priority Pass в собственное мобильное приложение. Эта опция в ближайшее время появится у всех премиальных клиентов банка. В приложении можно получить доступ без ожидания, процесс генерации кода занимает около секунды. В решение интегрировали бесплатные проходы в бизнес-зал: банк дарит их своим премиальным клиентам, как и раньше по программе «Альфа-Премиум».
В приложении можно получить доступ без предварительного ожидания, процесс генерации кода занимает около секунды. В решение интегрировали бесплатные проходы в бизнес-зал.
Что еще предложат премиальным клиентам
Несмотря на все еще действующие ограничения, премиум-аудитория готова вновь начать путешествовать. В частности, в Deloitte прогнозируют неизбежное возобновление деловых поездок.
По данным исследования Priority Pass, часто летающие пассажиры планируют совершить почти шесть перелетов в течение года. До COVID-19 средний показатель составлял около 10 перелетов в год. То есть объемы путешествий могут восстановиться примерно на 61% по сравнению с доковидным периодом.
«Однако по мере возобновления путешествий подрастет и востребованность в бизнес-залах», — отмечает Тач. Особенно это заметно во время каникул и праздников.
«Операторы залов отдыха и компании, обслуживающие премиум-клиентов, постоянно расширяют собственную инфраструктуру» — отмечает Тач. Так, Priority Pass работает над увеличением числа залов по всему миру, в том числе в российских аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
Альфа-банк будет расширять набор привилегий, говорит Майкл Тач. «Клиенты очень ценят внимание и разные полезные мелочи. Например, мы уже более трех лет даем возможность премиальным клиентам бесплатно ездить в аэропорт. Для людей, у которых на счетах в среднем от ₽5,5 млн до ₽7 млн, стоимость такой поездки — небольшие деньги. Но когда ее за тебя оплачивают, это создает приятное ощущение», — объясняет топ-менеджер.
Он уверен, что на пути клиента до аэропорта и внутри него есть много возможностей, чтобы предложить дополнительные фишки и опции. «Нужно сделать пребывание клиентов в аэропорту интересным и выгодным, даже если человек не пойдет в бизнес-зал», — говорит руководитель розничного бизнеса. По его словам, у Альфа-банка уже есть планы в этом направлении, но их детали топ-менеджер пока не раскрывает.
В будущем, когда индустрия путешествий вернется на доковидный уровень, ожидания и предпочтения клиентов снова претерпят изменения, добавляет Кристофер Росс из Collinson. «Путешествия должны стать проще, лучше, быстрее и комфортнее Мы предвидим значительный спрос на премиальный клиентский опыт благодаря цифровой трансформации индустрии», — заключает он.
Число ООО во много раз превышает число АО. Форма акционерного общества открывает для бизнеса глобальные перспективы, отметил глава компании «Евроазиатский Регистратор», которая работает на рынке ценных бумаг 20 лет
С 2020 года реестродержатели (регистраторы) получили полномочия по регистрации выпусков акций, размещаемых при создании акционерных обществ. Как рассказал в интервью РБК Татарстан Генеральный директор компании «Евроазиатский Регистратор» Артур Аптралов такая форма организации как АО позволяет не только обеспечить устойчивость бизнеса, но и открывает перспективы по выходу на мировой уровень.
— Какие услуги оказывает бизнесу компания «Евроазиатский Регистратор»?
Основная деятельность компании «Евроазиатский Регистратор» связана с ведением и хранением реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ. Дополнительно мы оказываем весь спектр консалтинговых услуг в сфере корпоративного права: сопровождение процедуры регистрации дополнительных выпусков акций, ведение проектов по выкупу ценных бумаг, содействие в раскрытии информации, организация собраний акционеров, обеспечение безопасной сделки (сделка эскроу). Кроме того, с января 2020 года регистраторы получили полномочия по регистрации выпуска акций, размещаемых при учреждении акционерного общества.
— Что значит, получили полномочия по регистрации выпусков акций? Разве не Банк России регистрирует выпуски акций?
Регистраторов наделили полномочиями, которые позволяют в режиме «единого окна» совершить действия, связанные с регистрацией выпуска акций, размещаемых среди учредителей. Клиенту не нужно обращаться в Банк России, решение о регистрации акций принимает регистратор. Мы сами готовим пакет учредительных документов, регистрируем выпуск акций, сами подаем документы на регистрацию в ФНС. При этом клиенту не нужно оплачивать государственные пошлины, не нужно ехать в ФНС или к нотариусу. Весь процесс занимает порядка 7 дней. Клиенту достаточно одного визита к регистратору.
— Насколько данный рынок является конкурентным?
Начну с того, что деятельность регистраторов регулируется Банком России. Чтобы вести реестры акционерных обществ, необходима лицензия Банка России. В России на сегодня работают порядка 30 таких компаний. На первый взгляд, количество регистраторов невелико, и на рынке есть место для новых игроков. Однако ЦБ предъявляет к регистраторам жесткие требования, которым непросто соответствовать. К примеру, собственные средства должны быть не менее 100 млн рублей, сотрудники регистратора должны соответствовать квалификационным требованиям.
Регистраторы, не выдерживая регуляторных требований и конкуренции, либо прекращают свою деятельность, либо присоединяются к более крупным игрокам. В этой связи мне особенно приятно отметить, что «Евроазиатский Регистратор» остается на рынке более 20 лет. Компания была создана в Республике Татарстан. Фактически, мы являемся единственным региональным регистратором в Приволжском ФО. Мы доказали свою надежность временем.
— Почему бизнесу важно выбрать надежного регистратора?
Регистратор для акционерных обществ — это, практически, как банк для компаний, которые, начиная свой бизнес, подбирают партнера, который будет им максимально близок, удобен и надежен – будет соответствовать требованиям компании. Защита прав собственности традиционно больной вопрос.
Для чего, собственно, нужен регистратор? Регистратор ведет реестр владельцев акций, а также учет перехода прав собственности на акции. Все акции выпущены в бездокументарной форме, поэтому реестр акционеров – это единственное подтверждение, кому и сколько акций принадлежит. Очень важным фактором является сохранность реестра, куда вписаны реальные владельцы акций компании, т.е. ее акционеры. Кроме того, в случае если акционерам будет причинен ущерб, связанный с учетом акций, то регистратор несёт солидарную ответственность вместе с АО. Именно поэтому огромное значение приобретает надежность и ответственность регистратора.
— Кто ваши клиенты?
Наши основные клиенты — это акционерные общества. Среди наших клиентов есть крупные нефтяные и нефтехимические компании, сельхозпроизводители, банки, холдинги, среди которых: АО «ТАИФ», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Татнефть», АО «Агрохолдинг Красный Восток», АО «Холдинговая компания «Ак Барс». Также нашими клиентами являются представители среднего и малого бизнеса. Среди наших клиентов есть АО с уставным капиталом 10 тыс. руб. Для нас важен каждый клиент.
Также нашими клиентами являются акционеры, владеющие акциями компаний, которые были когда-то приватизированы, либо созданы или реорганизованы. В качестве примера можно привести работу с «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и «Татнефть» – эти АО являются публичными, их акции торгуются на фондовом рынке. Следовательно, люди, которые хотят продать или купить данные акции, обращаются к нам и мы перерегистрируем право собственности в реестре.
— Внесла ли пандемия коррективы в вашу работу и работу ваших клиентов?
Пандемия многому нас научила. «Евроазиатский Регистратор», в большинстве случаев, оказывает услуги, которые подразумевают прямое общение с людьми. И медицинская маска на лице нашего клиента стала символом, который подвиг нас на ускорение внедрения новых цифровых сервисов, личных кабинетов для акционеров и эмитентов.
В качестве сравнения: сейчас для большинства людей банк – это уже не офис обслуживания и даже не банкомат, а приложение в смартфоне. Пандемия ускорила реализацию уже имевшихся у нас планов по развитию цифровых сервисов. В 2021 году решением общего собрания учредителей «Евроазиатского Регистратора» был утвержден стратегический план развития на 5 лет, предусматривающий развитие цифровых решений. Уверен, что сервисы будут востребованы нашими клиентами.
— Работая с компаниями, возникает ощущение, что основная масса хозяйствующих субъектов предпочитает форму ООО форме АО. Так ли это? В чем преимущество такой формы как акционерное общество?
По статистике, количество созданных ООО на несколько порядков превышает число акционерных обществ. Но тем не менее уровень доверия к акционерным обществам гораздо выше, чем к обществам с ограниченной ответственностью.
Преимущества АО очевидны: во-первых, активы, которые использует АО в своей деятельности, надежно защищены.
В ООО, например, в большинстве случаев участник вправе в любое время выйти из общества и потребовать выплатить ему действительную стоимость доли. В АО акционер не имеет права предъявлять аналогичное требование.
Во-вторых, в АО гарантируется конфиденциальность информации об акционерах, которая хранится в реестре. Информация об участниках ООО содержаться в ЕГРЮЛ и является общедоступной.
В-третьих, это мобильность бизнеса. В ООО при смене участников необходимо вносить изменения в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация вышеуказанных изменений может занимать до 15 дней, так как сделки, направленные на отчуждение доли участника в уставном капитале ООО требуют дополнительных документов и подлежат нотариальному удостоверению.
В случае же изменения состава акционеров максимальный срок, в течение которого в реестре переоформляется право собственности на акции, составляет 3 дня. А если клиент владеет акциями, которые торгуются на фондовом рынке, то купля-продажа акций через брокера и его мобильное приложение происходит буквально пару кликами на экране смартфона.
В целом, форма АО является признанной во всем мире. Если у предпринимателей есть планы выхода на мировой уровень и рынки, привлечения иностранных инвестиций, то это только в форме акционерного общества.
— Вы вступили в должность руководителя компании, какие основные задачи вы ставите перед собой?
Мое избрание на должность Генерального директора «Евроазиатского Регистратора» инициировано в рамках политики преемственности, реализуемой в нашей компании. Профессиональный и жизненный опыт зрелого поколения делают нашу компанию стабильной, а энергия и творческий подход молодых сотрудников способствует ее развитию. Моими предшественниками была создана клиентоориентированная культура, в центре внимания которой клиент с его насущными интересами. Считаю важным поддерживать и в дальнейшем развивать это направление, а также направить свои усилия на расширение спектра оказываемых услуг и дальнейшее развитие цифровых решений.