Сочинение по заданию «Пальчики оближешь!», 4 класс
Сочинение «Пальчики оближешь!». Задание: использовать несклоняемые слова.
4а классМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91», 2014-2015 уч.год.
Моя бабушка печёт очень вкусные торты. Взрослые лакомятся тортами с кофе, а я и Даша – с какао.
Мама готовит вкусные котлеты. Мы уплетаем за обе щёки! А ещё я люблю лакомиться конфетами с разными начинками: с суфле, с фруктовым желе и другими.
Мы всей семьёй любим стряпать и готовить разные вкусняшки, например, запеканку с рыбным или куриным филе.
Мы любим вкусно кушать! Виталий Селин
У меня много кукол. И у всех разные вкусовые предпочтения: Барби любит суп-пюре, Гарри предпочитает котлеты из рыбного филе, Герлиона любит ореховое безе. А Винкс не могут ни дня прожить без своих любимых конфет-суфле «Птичье молоко». Рон по утрам пьёт какао. Джейд, как настоящая леди, ест на десерт желе. Катя любит кофе, фруктовое пюре из манго и шоколад. В общем, пальчики оближешь! Даша Рыжкова
Мои родители готовят очень вкусные блюда. У папы есть своё фирменное блюдо: мясо по-французски. Он готовит его так: отбивает филе свинины, чистит и нарезает лук, перец, помидор. А сверху посыпает тёртым сыром. Кушать это блюдо – просто объеденье.
Я люблю лакомиться десертом, который готовит мама. Это фрукты в желе. Она мелко режет фрукты и заливает их разноцветным желе. Это желе мы кушаем с ароматным кофе или вкусным какао. Настя Лыкова
Я люблю полакомиться вкусностями, которые готовят мои бабушка и мама.
Особенно мне нравится вкусный, румяный, сладкий бабушкин яблочный пирог. Я люблю уплетать его и запивать горячим какао. А мама готовит поджаристое, сочное куриное филе с картошечкой. А ещё мама готовит сочное, ароматное овощное рагу.
Это всё так вкусно, пальчики оближешь! Соня Наумова
В нашей семье очень любят готовить разнообразные блюда. У каждого члена семьи свои предпочтения.
Папа любит мясо и различные запеканки. Мама любит лакомиться фруктовым йогуртом и горячим кофе. Младший брат Дима всей душой любит ароматное какао и клубничное желе. Сестра Олеся очень любит вкусный борщ и куриное филе. А сестра Юля любит уплетать ореховое печенье и апельсиновые леденцы. Ну, а я люблю фруктовый салат и картофельное пюре.
Просто пальчики оближешь! Полина Антропова
Моя мама очень вкусно готовит, у нас всегда разнообразное меню. Например, на завтрак я кушаю свежий омлет и пью сладкий кофе. В обед мама приготовила картофельное пюре с куриным филе и вкусное какао. На ужин я кушаю печёное суфле с овощами. Пальчики оближешь! Вера Симарева
В нашей семье мама и бабушка готовят очень вкусно. Но, к сожалению, они не умеют готовить вкусный кофе, фруктовое желе, рыбное фил, воздушное суфле. Зато бабушка хорошо стряпает калачики, блины, пирожки с творогом, вареньем и капустой. А мама замечательно готовит запеканки и салаты «Цезарь», «Подсолнух» и другие.
С утра мы обычно подкрепляемся мюслями или овсяной, рисовой, пшённой кашами.
Наша семья любит полакомиться конфетами и шоколадом. Арина Ноговицин
Мама вчера готовила куриное филе, мне оно очень понравилось.
Папа любит готовить разные супы, а по утрам пьёт ароматный кофе.
Мне не нравится желе, особенно фруктовое.
Жаль, что в нашей семье не готовят, я не знаю, какое оно на вкус – суфле, но я обязательно научусь. Эльдар Федотовский
Мы с мамой часто едим в кафе. Моё любимое блюдо – это панини. Это два горячих кусочка белого хлеба, между которыми нарезанная курочка с майонезом и сыром.
Ещё я люблю вишнёвое желе с ягодами внутри. Обожаю макароны с куриным филе!
Мама зимой любит заказывать ароматный горячий кофе или сладкое какао, а я не люблю эти напитки, поэтому я беру апельсиновый сок.
Название этому кафе – «Кофетаун»! Ариша Смоленцева
Сочинение на тему Пальчики оближешь со словами: кофе, какао, желе, филе, суфле
Каждый человек очень любит сладости не может представить свой рацион без сладкого. В основном десерты подают в завершении торжества. Но и в обычный день можно порадовать себя сладостями. Десерты бывают разные легкий и ситный калорийный. В день съесть одно пирожное не вредно, а необходимо сладкое тоже необходимо, просто нужно знать меру. Десертом можно считать не только кексы, торты, пироги и конфеты, а и блюдо из взбитых сливок, напитки, мороженое, фруктовые кремы, желе также какао и обыкновенный чай. Перед этими всеми вкусностями не могут устоять много людей. Особенно после сладкой ваты, хочется запить вкусным напитком.
Десерты по температуре подачи можно поделить на горячие и холодные. Из горячих я очень люблю какао, кофе перед школой обязательно выпиваю один из этих напитков. Самый любимый напиток, без которого не могу обойтись какао. Оно очень полезно для организма его можно пить много раз за день. Повышает настроение, очень полезно и является сытным в нем около 300 ккал. Какао увеличивает работоспособность, поэтому рекомендуется по утрам пить взрослым, хорошо бодрит и улучшает память, чтобы лучше думалось мне на уроках.
Я так люблю этот напиток, что вычитал в интернете много информации, что какао натуральный антидепрессант он способствует выработке эндорфин а, который называют гормоном радости. Данный напиток употреблять нужно и взрослым и детям. Кофе считается не совсем полезным напитком, но в нем содержаться витамин группы РР в состав которого входит железо, калий, все это необходимо нашему организму. У кофе своя большая история, столько в мире вкусных сортов этого ароматного напитка, что хочется попробовать все, но сильно увлекаться не стоит нагрузка на сердце.
Нравится французские десерты у них не просто интересное название и цвет яркий, а смешанный оригинально смотрится. Итак, желе представляет собой застывшую консистенцию приготовить можно из фруктового сока добавленный в него желатин – это главный компонент, и сахар по вкусу. В наше время существует много рецептов желе, мы дома всей семьей готовим обычный рецепт, затем садимся перед телевизором и наслаждаемся прекрасным вкусом этого десерта. А теперь поговорим об одном из капризных десертов, на мое усмотрение он сложен в приготовлении при его виде такой красоты начинают литься слюнки.
Элегантный шедевр суфле, его хрупкая корочка и нежная воздушная начинка, этот десерт можно кушать утром и завершить праздник. Оно легкое и порция у него не большая, осилит даже четырех летний ребенок. Я пробовал классическое суфле, есть запеченное и даже замороженное. Обязательно попробую все виды этого изумительного десерта, а если его украсить свежими ягодами вообще не смогу сдержать свои вкусовые ощущения.
А что касаемо вторых блюд люблю кушать сочное и нежное филе. Употребляю в пищу в любом виде. Очень люблю жареное филе, и в запеченном виде, даже пробивал на костре. Этот ингредиент хорошо сосчитается со всеми видами гарнира. Из всего сочинения сделать можно вывод я очень люблю вкусно и сытно покушать. Возможно — я стану шеф-поваром или дегустатором вина, скорее выберу будущею профессию с пищевыми технологиями.
Популярные сочинения
- Сочинение Моя любимая сказка (Золушка, Сказка о рыбаке и рыбке)
Моя любимая сказка – сказка «Золушка» Шарля Перро. И любовь к этой сказке усилилась в несколько раз после просмотра мультфильма Уолта Диснея и, особенно, старого отечественного фильма «Золушка» - Анализ басни Ларчик (с моралью) Крылова
Ларчик — знаменитая басня Ивана Андреевича Крылова. На первый взгляд сюжет басни прост и комичен. К кому-то принесли чудесный ларец, которым любовались как его обладатель - Сочинение Фразеологизмы
Из века в век наша речь претерпевает некоторые изменения. С давних времен люди делали ее краше с помощью крылатых выражений и пословиц. В настоящее время большинство людей используют в своей речи устойчивые выражения
Наверное, каждый человек любит хорошо покушать. Я не исключение. Сегодня так много вкусного можно купить в любом магазине. Как только заходишь внутрь, сразу видишь перед собой огромные полки с шоколадками и конфетами. Аж глаза разбегаются! Но для меня нет ничего лучше, чем то, что приготовит мама.
Каждый раз, когда я прихожу домой, сразу чувствую аромат чего-то очень вкусного. Весь дом наполняется таким изумительным запахом, что еле сдерживаешь себя, чтобы сразу не сьесть все, а сначала вымыть руки и переодеться.
Как только я захожу на кухню, меня всегда встречает мама. Обычно, она в своем белом фартуке и с обмазанными мукой руками. Да, она устала от того, что долго стояла у плиты, но это не мешает ей улыбаться мне и подавать все новые и новые порции вкуснятины.
Я часто слышу от друзей, как они стараются сбежать с кухни, чтобы не обедать, или не ужинать. Я их не понимаю. Я всегда бегу домой, зная, что сейчас буду кушать борщ или суп, потом мама обязательно подаст вкусную кашу с чем-нибудь мясным, а далее достанет из духовки домашнее печенье. Наверное, я буду очень крупным, раз столько кушаю. Но что поделать, когда мама так вкусно готовит?
А еще, я очень люблю ей помогать на кухне. Меня всегда удивляло, как мама может из таких простых продуктов сделать что-то очень вкусное. Она научила меня чистить картошку и резать овощи, так что теперь это моя миссия. Во время готовки мы постоянно болтаем о чем-то веселом. Иногда, даже подъедаем.
Когда задают много домашнего задания, я люблю делать его за столом на кухне. На самом деле, писать за таким столом не очень удобно, но зато всегда можно стянуть что-то вкусное, пока мама занята приготовлением чего-то другого.
Я смело могу сказать, что моя мама готовит лучше всех. И это не пустые слова. Она нигде этому не училась. Наверное, ее секрет в том, что она готовит для любимых людей и это придает ее блюдам особого вкуса и аромата. В этом особенность любой мамы. Они готовы на все, чтобы их семьи были сытыми и счастливыми.
Также, мне мама рассказывала, что ее мама превосходно готовила. И правда, бабушка всегда угощала меня чем-то удивительным. Именно она научила маму не только готовить, но и любить это дело. Она показала, насколько это важно. И теперь, наша мама – это действительно сердце нашей семьи.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.23 [614 Голоса (ов)]
В нашей семье любят вкусно покушать. Главный наш кулинар – это папа. Он умеет приготовить такую вкуснятину, что хочется съесть ее вместе с тарелкой. Главное его блюдо – это, конечно, шашлык. Папа маринует мясо с луком, специями и белым вином всю ночь, а потом на углях жарит, получается очень вкусно.
Но папа готовит только по праздникам, в остальные дни готовит мама. Она тоже готовит вкусно. Я, например, очень люблю ее суфле из куриного филе. Мама взбивает мясо со специями, солью и сливками и готовит его на пару. Блюдо выходит очень нежным и ароматным. А еще у нее получаются вкусные котлеты. Иногда мама делает для меня ягодный морс, в нем много витаминов.
По утрам на завтрак мы готовим омлет или сэндвичи, я люблю запивать их какао, а родители — кофе.
Иногда к нам приезжает бабушка. Я очень радуюсь ее приезду, потому что бабушка добрая и веселая. А еще она печет очень вкусные пироги с разными начинками. Мне больше всего нравятся с вишней. Ох, и вкуснятина! В прошлый свой приезд бабушка начала учить меня понемногу готовить: разрешала резать овощи на салат, лепить вместе с ней пельмени и вареники, а еще раскрыла секрет вкуснейшего ягодного желе, которое получается не только вкусным, а еще и очень красивым. Мы заливали его слоями и у нас получилась радуга. Когда мама попробовала, она сказала, что у меня есть талант. С тех пор я решил обучаться премудростям кулинарии. Я смотрю на своих близких, как они готовят, и запоминаю. Потом угощу своих друзей.
Иногда в выходные мы ходим в итальянскую пиццерию и едим там пиццу на тонком тесте. Папа любит с мясом, а мне нравится с салями. Во всех видах пиццы вкусный томатный соус, повар говорит, что это секретный итальянский рецепт. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся приготовить такую же вкусную пиццу. А еще у них очень вкусные молочные коктейли. Повар взбивает молоко с бананом, мороженным и фруктовым или шоколадным сиропом, просто пальчики оближешь!
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
- Сочинение-описание действий
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Ученье — свет, а неученье — тьма 5 класс
- Характеристика и образ Ромео в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира сочинение
Жили в Италии две славных дворянских семьи. В одной росла красавица дочь Джульетта, в другой – сын. По имени Ромео. Семьи враждовали между собой. И как водится, судьбе было угодно свести детей вместе. - Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение
Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства» - Анализ произведения Доктор Живаго Пастернака 11 класс
Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» имеет известность во всем мире. Стоит упомянуть и то, что именно за это произведение Борис Леонидович получил «Нобелевскую премию». Пастернак не старался написать художественный роман, он писал историю России. - Сочинение Аленький цветочек (по сказке Аксакова) 3, 4, 5 класс
Самый главный вопрос, который у меня возникает от этой сказки: почему она так похожа на «Красавицу и чудовище»? Это прямо тот же сюжет, но только стилизация под русскую-народную сказку с купцом, тремя сестрами
Сочинение на тему “Пальчики оближешь”
Сочинение “Пальчики оближешь”
Моя семья очень любит вкусные блюда. Папа как глава семьи занимает почетное место главного кулинара, потому что может приготовить такие вкусности, попробовав которые хочется съесть и тарелку тоже. Конечно же, самое главное блюдо – это шашлык. У папы свои секреты. Чтобы мясо получилось нежным, нужно приготовить маринад из лука, специй и белого вина, положить туда мясо и оставить на целую ночь. Жареный на углях шашлык получается невероятно вкусным, просто пальчики оближешь
!
Полезные блюда от мамы
Папа любит готовить, когда у нас праздники, а в будние дни наш главный повар – мама. Ее блюда тоже очень вкусные, а еще полезные. Я очень люблю и часто ее прошу приготовить мне суфле из куриного филе. Мамин фирменный рецепт
заключается в том, что куриное мясо необходимо взбить со специями, добавить соль и сливки. Готовиться суфле на пару. Получается настоящая вкуснятина – блюдо выходит такое нежное и ароматное. Еще мне нравится, как мама жарит котлеты. А еще мама варит для меня полезный витаминный ягодный морс.
На завтрак чаще всего мы кушаем омлет или бутерброды, для меня готовят какао, а мама и папа любят пить кофе.
Кулинарный секрет от бабушки
К нам в гости иногда приезжает моя бабушка, она добрая и веселая, я так рад ее визитам. Она умеет печь такие вкусные пироги! С самыми разнообразными начинками. Мои самые любимые с вишней. Когда бабуля гостила у нас прошлый раз, она понемногу начала учить меня готовить тоже. Я нарезал овощной салат, помогал лепить пельмени и вареники. А еще бабушка раскрыла мне свой фирменный рецепт
желе из ягод. Десерт получается не только очень вкусным, но и невероятно красивым. Желе нужно заливать слоями, чтобы получилась радуга. Мама первой попробовала мой десерт и сказала, что большей вкуснятины не пробовала, и у меня есть талант. Это вдохновило меня и теперь я хочу научиться вкусно готовить. Я внимательно слежу за тем, как готовят мои мама, папа и бабушка. Потом я обязательно что-нибудь приготовлю и угощу своих друзей.
По выходным мы иногда ходим в пиццерию, где готовят настоящую итальянскую пиццу на тоненьком тесте. Папина любимая пицца с мясом, я больше люблю с колбасой салями. В каждую пиццу повар добавляет такой вкусный томатный соус, что невозможно оторваться. Говорят, что его готовят по секретному итальянскому рецепту. В будущем я тоже хочу научиться печь такую восхитительную пиццу. На десерт я пью вкусный молочный коктейль. Несмотря на то, что его рецепт прост – молоко, банан, мороженное и сироп, коктейль получается такой, что просто пальчики оближешь
!
Так же вы можете прочитать сочинения на темы
“Как я провел лето у бабушки” – сочинение
Весна пришла
Сочинения 5 класс
Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.
Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.
Требования к оформлению сочинения-рассуждения
Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:
-
Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).
-
Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.
-
Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение
Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:
- Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
- Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
- Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
- Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
- Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
- Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.
Как написать сочинение-рассуждение
Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.
Например:
- Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
- Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
- В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.
Пример заключения в сочинении-рассуждении
Этапы написания сочинения-расссуждения
-
В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.
-
Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.
-
Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.
-
Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.
Вступление в сочинении-рассуждении
Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров. Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.
Пример вступления в сочинении-рассуждении
Основная часть сочинения-рассуждения
Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы. Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.
Пример основной части
Заключение в сочинении-рассуждении
Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.
Как комиссия оценивает сочинение
- Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).
Пример проблемы в сочинении-рассуждении
- Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
- Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
- Рассматриваются аргументы автора.
На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:
Полезные советы
- Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
- Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
- Старайтесь не дробить текст сильно.
- Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.
Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.
Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!
Скачать пример сочинения-рассуждения
Цели урока:
- Дать понятие о тексте-рассуждении;
Научить видеть в данном типе текста тезис,
доказательства и вывод;
Научить включать в рассуждение специальные
слова (во-первых, во-вторых, значит,
следовательно…) - Развивать внимание, логическое мышление
школьников, устную и письменную речь. - ривить вкус к языку, пристальное внимание к
художественному слову.
Ход урока
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Актуализацию знаний проводим по схеме из
книги Г.И.Канакина “Уроки русского языка. 5
класс”.
П | повествование |
О | описание |
Р | рассуждение |
Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о
последовательных действиях. Что было вначале?
Как дальше развивались события? Все это можно
запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут
отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются
глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства
предмета (Какой он). Это можно отразить в одном
рисунке.
Для передачи описания используются
прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий,
их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении
должно быть высказано то, что потом объясняется,
доказывается и приведены объяснения,
доказательства, подтверждающие тезис. Показать в
рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу
нужно отнести данный текст?
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал
все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот
попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз
старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда
Ленька схватил кота и поднял над землей, мы
рассмотрели негодника. Он оказался тощим
беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим.
“Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся
к коту, погладил по худенькой спинке и придумал:
“Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин.
Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и
прекратил воровать.
3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный
ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными
лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое –
по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять
ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые,
крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
Зато обратно – только немного наклонишь, так и
летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть
всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на
камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Попутно проводится работа по орфографии и
пунктуации (простые и сложные предложения,
предложения с прямой речью, обобщающие слова при
однородных членах).
Обращаем внимание на
изобразительно-выразительные средства
художественной речи: сравнения, эпитеты,
переносное значение слов, олицетворение.
Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более
подробно с признаками текста рассуждения.
– Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем,
что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в
логически последовательной форме.
2 – Ввысказываеие, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
– В каких жизненных ситуациях человеку
необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная
книга очень интересная; прошедшее мероприятие
было скучным; товарищ поступил неправильно; на
уроках постоянно приходится рассуждать,
доказывать свою мысль, используя правила,
приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо
истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение
повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии;
описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее
очень важно соблюдать при создании текста
определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре
определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис,
доказательства, вывод. ( ТДВ)
– Что такое тезис?
Работа с толковым словарем.
Тезис – основное положение, мысль, которую надо
доказать.
– Что такое доказательства?
Работа с толковым словарем.
Доказательства – основные доводы, факты,
используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
4. Закрепление материала.
Работа выполняется под руководством учителя.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в
данном тексте?
Анализ текстов, нахождение структурных
элементов текста рассуждения.
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в
грамматическом смысле этого слова, к нему можно
задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех
родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый
бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется
по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего
является подлежащим и дополнением. Например:
Красив бег этого спортсмена! Здесь
бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя
существительное, потому что оно обладает всеми
признаками данной части речи.
– Работа с учебником: упражнением под
звездочкой стр.159.
“Изучать строение слова – увлекательное
занятие.” Ребята самостоятельно находят тезис,
доказательства, вывод.
– Упражнения № 385.
Как семилетний Колька догадался, почему среда
называется средой?
Какая часть слова помогла ему это сделать?
Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его
разъясняет? Как вы назовете эту часть
повествовательного текста?
– Упражнение № 386 предполагает сформулировать
тезис, привести свои доказательства и
самостоятельно сделать вывод.
Каково ваше мнение: действительно ли все равно,
как писать слова. Выскажите его устно. Докажите
ваш тезис, сделайте вывод.
– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте
рассуждении?
(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы
строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается
структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие
рассуждения называются неполными.)
– Существуют в языке слова-конструкторы,
которые очень помогут вам создавать текст
рассуждение.
Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.
Когда формулируем тезис, можно использовать
выражения: я считаю, по-моему, мне кажется,
на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов,
примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая
причина, другим доказательством является,
в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к
примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать
слова-конструкторы: таким образом, вот
почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в
том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными
словами и выделяются знаками препинания.
Практическая отработка:
– По заданному тезису составить текст
рассуждение, сохраняя все структурные
элементы рассуждения и используя
слова-помощники. (тезис на выбор)
– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.
– Друзья всегда помогают друг другу.
– Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются,
корректируются.
– Игра-соревнование “Лучший редактор”.
Учащиеся должны письменно исправить ошибки и
недочеты в структуре, содержании и языковом
оформлении текста. Особый интерес создается
установкой: “Вы редактируете в детском журнале
страницу “Дружный класс”. Помогите автору
сделать его письмо более убедительным и
грамотным”.
Дружный ли наш класс?
1.Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы
вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых,
всегда помогаем друг другу. В– третьих, все
дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых
делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся,
помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы
дружные ребята! А вы как думаете?
2. Все классы должны быть дружными. А наш класс
недружный. Попробую вам доказать.
Во-первых, наш класс недружный потому, что на
каждой перемене спорят, обзываются и даже
дерутся.
Во-вторых, не в полном составе участвует в
трудовых делах, многие не являются без
уважительных причин.
В-третьих, ребята плохо выполняют свои
поручения.
А самое главное, наш класс не всегда
здоровается с учителями и директором.
Значит, наш класс недружный.
3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг
другу. Когда в классе уборка, мы все приходим.
Допустим, если бы мы были недружными, то никогда
не победили бы другие классы в спортивных
состязаниях. Значит, наш класс дружный. На
переменке мы играем. Не правда ли, наш класс
дружный? Надеюсь, я убедила вас?
– Рассуждение может быть самостоятельным
типом текста и может входить как необходимая
часть в другие типы текстов (описание,
повествование)
В тексте (чаще художественном) могут быть
использованы различные типы речи. Преобладает,
как правило, какой-то один тип.
– Является ли данный текст рассуждением?
(Обычно ребята смешивают повествовательные
тексты с рассуждением, не замечая, что в них
отсутствует какой-то элемент рассуждения).
1. Кого можно назвать воспитанным человеком?
Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На
одной из остановок вошла старушка. Коля быстро
встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!”
А когда мы вышли, помог старушке донести до дому
тяжелую сумку. Вот что значит вежливый,
воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование,
так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я
считаю, что воспитанный человек должен быть
заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”
Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о
старших”)
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я
заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг
Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки,
чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух
книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово
поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка
вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг
шеи серые перышки, будто она серым платочком
повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое,
черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста –
раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание
ученики обычно не смешивают с рассуждением, но
сравнительное описание встречается редко и
иногда вызывает затруднение в определение типа.)
Вывод по уроку.
Мы познакомились с новым для нас типом текста –
рассуждением.
- Какова основная задача текста рассуждения?
- Назовите структурные элементы рассуждения?
- Какие слова-помощники нужно использовать при
создании рассуждения?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по любой теме:
Хорошо быть взрослым, грамотным, шофером…
№ 389 “Дни недели рассказывают о себе”.
Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-
рассуждению по данному началу: «Бабушка заставляет меня по утрам есть
кашу. Она говорит, что…»
Тип урока: урок-проект.
Вид урока: развитие речи.
Основной подход: системно-деятельностный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая.
Образовательные технологии: технологии личностно
ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-
исследовательская.
Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,
А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение,
Цель: формирование умения создавать текст-рассуждение в процессе
речевого развития.
Задачи:
1. Усвоить структуру сочинения-рассуждения; совершенствовать
умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных
результатов);
2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации
материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в
процессе поиска (достижение метапредметных результатов);
3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на
основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных
результатов).
Планируемые результаты:
— личностный: социальная активность и ответственность,
готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.
— предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную
тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою;
способность применять знания и умения на практике;
— метапредметный: умение планировать, корректировать и
контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с
другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки
текстов.
1. «Каша — (какой?)
… завтрак, если к его
приготовлению подойти
творчески».
2. «Каша – не просто
пища, но и неотъемлемая
часть русской (чего?)…».
3 «Каша – полезный
завтрак с высоким
содержанием минералов и
(чего?) …».
4. «Возможно, благодаря
овсяной каше в качестве
завтрака (имя
литературного героя)…
всегда рассуждал четко и
действовал правильно,
столь блестяще раскрывая
самые запутанные дела» .
5. «По одной из легенд,
Воронежский край
отмечен Петром Первым
родиной (какой?)…
каши».
Одноклассники, заслуживающие высший балл за подготовку и
«защиту» проекта ______________________________________________
Оценка работы вашей группы______ Самооценка (Себе я ставлю…)_______
Домашнее задание: Упр. 93. Написать сочинение-рассуждение по данному
началу.
Оценка учителя ученику (за д/з)_____________________
1. Индукция. (На данном этапе вводится материал, вызывающий
личностное отношение к предмету обсуждения, положительный
эмоциональный настрой.)
— Друзья, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Одна из моих
копилок – блокнот, в который я записываю интересные цитаты, фразы,
которые произносят дети на уроке, пишут в своих сочинениях. Сейчас я
раздам вам листочки — «копилки» и мы наполним эту «копилку». Как вы
думаете – чем? Верно, словами, мыслями.
Мы должны опустить в копилку первое слово, которое является
ключевым в теме нашей мастерской. А чтобы найти его, внимательно
прослушайте песню.
II. Самоконструкция. (Прослушивание песни «Ода каше», слова и
музыка Е. Александровой; ответы на вопросы).
Вы прослушали песню Е. Александровой «Ода каше». Определите тему
нашей мастерской. А что такое каша? (Блюдо из сваренных круп, крупа –
продукт питания из зерновых культур). «Опустите» первое слово в
«копилку».
Ода – это торжественное стихотворение, посвященное какому-либо
событию или герою. Чем же заслуживает каша то, что о ней слагают оды?
Попробуем выдвинуть гипотезу и запишем ее в лист-«копилку». (Каша очень
полезна)
Какой может быть каша? Подберите несколько прилагательных
(крутая, горячая, вкусная, рассыпчатая…).
Анализ и запись эпиграфа в «копилку» (пословица «Если про кашу не
забудешь, здоровым будешь»).
III. Мобилизующий этап.
1.Обращение к учебнику: Упр. 93. Фронтальная беседа.
2.Что такое рассуждение?
3.Какими признаками отличается данный тип речи?
4.Что значит рассуждать на заданную тему? Что называют темой
текста?
5. Какова будет тема нашего сочинения, если начало текста звучит так:
«Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…» (Упр. 93
с. 45). Найдите ключевое слово в первом предложении (заставляет)
6.Обозначьте проблему (Если бабушка заставляет, значит, дети без
желания едят кашу, не все ее любят). И это действительно так.
7.Какова основная мысль нашего сочинения?
8.Сколько абзацев должно быть в нашем сочинении? Почему?
9.Как можно озаглавить сочинение?
10.Можно ли пословицу, которая является эпиграфом нашего урока,
включить в вывод? Постройте предложение, включив в него эту пословицу.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
ТЕЗИС
«Бабушка Во-первых, … Народная
заставляет меня по Во-вторых, … . мудрость гласит:
утрам есть кашу. Она «…».
говорит, что…».
VI. Социоконструкция: работа в парах. Беседа, ответы учащихся
— Как объяснила бабушка необходимость есть кашу по утрам?
(Бабушка сказала, что…).
— Что мог (могла) ответить внук (внучка) бабушке? (Наверное, ты
права, но…; Спасибо, что ты заботишься обо мне…).
— Кто прав, по вашему мнению?
— Как лучше поступить, чтобы не обидеть бабушку?
V. Актуализация знаний с реализацией метапредметных связей. Поиск и
интерпретация информации для продолжения текста; работа в группах по
интересам.
Группа 1 «Кулинары»
Задание:
— Проанализируйте материалы кулинарного ежедневника.
Контрольные вопросы:
— Какой вывод вы сделали, пролистав страницы кулинарного
ежедневника? (Например, работать с такими книгами «на голодный
желудок» сложно. Я никогда не ел(а) поджаренную манную кашу и рисовую
кашу с сыром).
— Просмотрев рецепты каш, можете ли вы подобрать аргументы,
доказывающие их полезность? (в их составе фрукты, масло и т.п., т.е.
продукты, богатые витаминами, углеводами).
— Чем же можно разнообразить каши, чтобы они не казались детям
скучными, невкусными? (орехами, сухофруктами, сиропом, джемом; подать
вместе с вкусным напитком).
!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам
исследований: «Каша — … завтрак, если к его приготовлению подойти
творчески» («вкусный») – вывешивается на доске в конце отчета группы).
Группа 2 «Фольклористы»
Задания:
— Впишите номера ответов напротив фольклорного жанра (работа со
справочной литературой и ссылками в Интернете с целью отбора и
классификации пословиц и поговорок для сочинения; закрепление материала
по УНТ (жанры фольклорных произведений) – выполнение теста и
коллективная проверка с выразительным чтением произведения каждого
жанра):
1. Крупу в кастрюлю насыпают, 5. «И упало то зернышко в землю, а
Водой холодной заливают из зернышка выросла греча,
И ставят на плиту вариться . о семидесяти семи зернах…»
И что тут может получиться?
2. Кашица в печи румянится: летом — 6. Дали Паше кашу с простоквашей,
к дождю, зимой – к снегу. Каша не хотел он каши с простоквашей.
из горшка вылезет из печи – к худу, Дайте мне обычной каши.
в печь – к добру.
3. Маше каша не дается, 7. Сорока-ворона Этому –
В рот из ложки не кладется, Кашу варила на тарелочке,
А конфеты без хлопот На порог скакала, Этому –
Сами так и лезут в рот. Гостей созывала. на ложечке,
Раз, два, три, четыре, пять – Этому дала
Этому –
Я иду искать на блюдечке
поскребышки
А этому –
ничего не дала
4. Гречневая каша — матушка наша, Скороговорка –
а хлебец ржаной — отец наш родной. потешка –
Кашу маслом не испортишь. загадка –
народная примета –
считалочка –
сказка –
пословица или поговорка –
— Перечислите русские традиции (обряды), связанные с кашами
(обратите внимание на иллюстрации). (У славян каша была ритуальным
блюдом на поминках и праздниках (кутья), родинах (бабья каша),
обязательно — при свадебном обряде (даже свадебный пир называли
«кашею»), при именинах, крестинах, на пирах, каша в качестве
жертвоприношения богам земледелия; гадания и т.п.).
!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам
исследований: «Каша – не просто пища, но и неотъемлемая часть русской
… . (культуры)
(Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых
разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого
самовыражения и самопознания, накопление человеком и навыков и умений).
Группа 4 «Здоровячок»
Задания:
— Обобщите и представьте материал о пользе каш,
— Систематизируйте данные о полезных свойствах каш
— Создайте диаграмму по результатам опроса педагогов
!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам
исследований: «Каша – полезный завтрак с высоким содержанием
минералов и …». (витаминов).
Группа 5 «Филологи»
Задача:
— Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, соберите
легенды о кашах; перескажите одну из них (заблаговременно).
— С помощью этимологического словаря выясните историю
возникновения названия каш (пшено, гречка, перловка, манка, овсянка);
— Что такое пшено? (Крупа из очищенного проса (хлебного злака)).
— Из чего получают перловку? (Из ячменя (хлебного ярового злака).
— Что такое манка? (Крупа из пшеницы).
— Как правильно говорить: гречка, греча или гречиха? (Все три слова
существуют. Гречка (разг). Так называют посевное травянистое растение
и гречневую крупу).
— Бывает ли ячневая каша? (Существует ячневая крупа, изготовленная
из зерен ячменя).
— Что такое овсянка? (Овсяная каша, а также крупа из ярового злака).
А еще овсянкой называют маленькую перелетную птицу отряда
воробьиных. Как такое явление называется в русском языке? (Омонимы).
— По имени какого мифологического героя назван сорт овсяной крупы?
Почему? (Геркулеса, геркулесовая каша).
— Для кого из литературных героев овсянка – любимое блюдо на
завтрак? Кто автор детективных историй с этим героем? (Шерлок Холмс;
Артур Конан Дойл). (Здесь возможна демонстрация фрагмента худ. фильма
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980)).
— Назовите авторов произведений, темой которых является каша
(учащимся предлагаются иллюстрации-подсказки).
!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам
исследований: «Возможно, благодаря овсяной каше в качестве завтрака …
(имя литературного героя) всегда рассуждал четко и действовал правильно,
столь блестяще раскрывая самые запутанные дела».
— По словам краеведа В.Л. Елецких, изучающего историю
Воронежского края уже более 30 лет, город Воронеж отмечен как родина
манной каши благодаря легенде о мельнике Остапе. Однажды заехал к нему
сам царь Петр I, который в то время в Воронеже корабли строил. А у
мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя
манной кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего
яства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и
расцеловал мельника! «Сроду такого кушанья не едал! Торговать тебе
беспошлинно во веки веков!»
!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам
исследований: «По одной из легенд, Воронежский край отмечен Петром I
как родина … (какой?) каши» (манной).
VI. Релаксация (Озвучивание фрагмента мультфильма «Каша из топора»
с помощью субтитров, остальные учащиеся играют на деревянных ложках и
произвольно двигаются; фрагмент подготовлен учащимися на внеурочных
занятиях («В стране книг», «Компьютерная грамотность).
ИЛИ
Физкультминутка. (Проводят 2 подготовленных ученика)
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Повороты туловища влево и
вправо)
Молоко мы нальем, до кипенья доведем. (Имитация наливания
молока)
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Круговые движения руками)
Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Имитация движения
левой и правой рукой)
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на
месте)
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на
месте)
Каша преет «пых-пых-пых» (Дети произносят)
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим
И гостей всех угостим. (Имитация движения)
Каша вышла-то у нас —
Просто класс! (Показывают)
VII. Социализация (каждая группа представляет свою работу на
обсуждение класса). Обмен информацией. Выступление групп.
VIII. Подведение итогов. Оценка работы групп. Приглашение гостей к
столу для дегустации каш, приготовленных бабушками пятиклассников по
рецептам, отобранным их внуками и внучками.
VIII. Рефлексия.
— Что вы нового сегодня узнали по теме мастерской?
— Назовите ключевые слова занятия.
— Что нового вы узнали о себе?
— Какая работа (задания) вам показалась новой, сложной? Какая
интересной? Скучной?
— Какой информацией вы поделитесь сегодня с родными? Изменилось
ли ваше отношение к каше?
Учитель: Я тоже хочу похвалить вас, поблагодарить Ваших бабушек
IX. Домашнее задание. Упр. 93. Написать сочинение-рассуждение по
данному началу.
Городская научно-практическая конференция школьников
«Влияние качества питания на здоровье человека»
Почему полезна каша?
Автор: Горбунов Олег,
2 «Б» класс, МБОУ
г. Мурманска СОШ № 31
Научный руководитель:
Крупина Нина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
Мурманск
2012
Научная статья
Оглавление
1. Введение
3
2. Основная часть
3-4
2.1. История и причины возникновения данного исследования
4
2.2. Что такое каша?
4
2.3. Какая бывает каша?
5
2.4. Чем полезна каша?
5-6
2.5. Когда у каши праздник?
6-7
2.6. Проведение анкетного опроса
7
2.7. Результаты анкетного опроса
7-9
3. Заключение
9
4. Список использованной литературы и других источников
10
5. Приложения
11
Введение
Я заметил, что в наше время многие дети предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтраке в школе большинство детей отказываются есть кашу. А каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков. В связи с этим я определил проблему своего исследования: нежелание многих детей кушать кашу, незнание их о полезных свойствах каши.
Цель: доказать, что каша сытное и полезное блюдо и разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей.
Объектом исследования являются меню семей моих одноклассников.
Предметом исследования – каша как продукт питания.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:
предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
изучить литературу по теме;
проанализировать понятия каша;
узнать какая бывает каша и чем она полезна;
выяснить, есть ли праздник у каши;
провести изучение семейного меню на завтрак и мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса;
разработать рекомендации, повышающие популярность каши как продукта питания современного человека.
Практическая значимость моего исследования заключается в разработке рекомендаций повышающих популярность каши как качественного и полезного продукта питания. Данные рекомендации могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении города.
Предполагаемые результаты:
если дети будут больше знать про кашу, знать о её пользе, то, возможно, полюбят кашу или хотя бы изменят своё отношение к каше в лучшую сторону;
в семьях, в меню которых часто бывает каша, и где дети принимают участие в её приготовлении, они привыкают к этому блюду и любят его; в школе эти дети тоже с удовольствием едят кашу на завтрак, меньше болеют, следовательно, растёт здоровое поколение нашей страны.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
из теоретических методов – анализ литературы, анализ понятий;
из общенаучных социологических методов – анкетирование (или анкетный опрос);
из эмпирических методов исследования – наблюдения.
2. Основная часть
2. 1. История и причины возникновения данного исследования.
Когда я был младше, я не понимал, почему мама иногда просто заставляет меня есть кашу. Она говорила мне, что кашу есть полезно, что каша помогает вырасти сильным и здоровым. Но иногда мне каша казалась не аппетитной, и даже не попробовав её, я уже говорил, что не хочу её есть. Мама шла на всякие хитрости: когда готовила кашу, звала меня и я смотрел, как она варит кашу и из чего, а потом мы вместе придумывали, какие ягоды или фрукты можно добавить в кашу. И я полюбил кашу. Став школьником, я обратил внимание, что в школьной столовой в дни, когда нас кормили на завтрак кашей, многие дети не хотели её кушать и не слушали учительницу, говорившую, что каша полезна. В наше время каша считается пищей стариков, детей и больных людей. Но так ли это на самом деле? Почему многие дети часто отказываются есть кашу?
Я задумался – действительно ли каша полезна, почему я с удовольствием ем кашу, особенно люблю овсяную и манную кашу, а многие дети её не хотят есть? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?
2.2 Что такое каша?
Из литературы я узнал, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова даётся такое толкование этого слова: КА?ША, каши, ·жен.
1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша.
2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; ·разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу.
3. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг. ·фам.). У него каша в голове.
4. Раздавленная неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни один городок, ни одна кегля не выбита из черты (спорт.). Сделать кашу.[2]
Из разных источников я узнал, что кашей считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные – из сухарей, а также рыбные, гороховые, морковные, репные.
2. 3. Какие бывают каши?
Из книг я узнал, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая. А почему «перловая»? Перл – жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые), размазни (вязкие) и кашицы (жидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов. В народе сохранилась поговорка: «Кашу заварили» [1] (т.е. затеяли пиршество). Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину.
2.4. Чем полезна каша?
Из разных источников я узнал, что каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши – вы насыщаете организм полезными веществами.
В кашах содержится в необходимом количестве и нужном для человека соотношении железо, медь, цинк, белки, а также витамины группы В, РР. Каши из разных круп также богаты клетчаткой. Клетчатка оказывает положительное воздействие на желудочно-кишечный тракт, она улучшает работу кишечника, способствует выведению ненужных веществ из организма, нормализует обмен веществ. Клетчатка способствует снижению уровня холестерина, уменьшая риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Регулярное употребление пищи, богатой клетчаткой, снижает риск появления некоторых раковых заболеваний. Клетчатка также способствует росту полезных бифидобактерий.
Каша помогает быть в хорошем настроении. Согласно результатам проведенных исследований, люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме в сравнении с теми, кто кашу не ест.
Приведу примеры полезных свойств некоторых каш.
Манная каша обладает высокой калорийностью, питательной ценностью и высокой усвояемостью. Манная каша практически не содержит клетчатки, поэтому рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационный период. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1.
Овсяная каша – самая питательная из каш. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина, повышает иммунитет, очищает организм от солей и шлаков.
Пшенная каша оказывает на организм общеукрепляющее воздействие, способствует выведению из организма антибиотиков. Содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец. Кашу рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, потому что в ней содержится никотиновая кислота.
Рисовая каша помогает при болезнях желудка. Рис укрепляют нервную систему. В рисе много углеводов. Японские учёные сделали открытие – чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.
Гречневая каша содержит – кальций, железо, цинк, медь, витамины В1, В2, Е. Полезна при болезнях сердца, ожирении.
Перловая каша богата лизином – это аминокислота, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами. Каша отлично спасает при запорах. В перловке много витаминов группы В, белков и минералов, особенно селена, известного антиоксиданта, укрепляющего сосуды. Эту кашу особенно любил царь Петр Первый.
2.5. Когда у каши праздник?
Из научной литературы я узнал, что находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню наших предков еще тысячу лет назад. Для того чтобы узнать, какое значение имела каша для русского народа, я обратился к русским народным пословицам и поговоркам:
«Филат и каше рад. Бабка с кашкой, а дед с ложкой. Ешь кашу, да говори нашу. Мал горшок, да кашу варит. Хороша кашка, да мала чашка. Заварил кашу — не жалей масла. Быть без каши, коли масла нет. Где щи да каша – там место наше. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». [1]
Я пришёл к выводу, что многие пословицы и поговорки объединяет мысль о том, что русские люди любили кашу, особенно с маслом: «Кашу маслом не испортишь». [1] Человек благодаря каше обретал силу и здоровье, хорошо работал. «Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши». [1]
Каша подавалась в будни, в праздники, была обрядовым блюдом, даже царский стол без каши не обходился.
Из разных источников я узнал, что у каши есть свой народный праздник – он так и называется – Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. За неделю до этого дня или через неделю после него по народным приметам нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрым. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Кашу варили в котлах, на улице. А после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу. Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу. Она – знак сытой жизни и достатка в семье. Эта особая кукла, имеет несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка.
Каша на Руси была в почёте и о ней с любовью говорили: «Каша – матушка наша!» [1]
2.6. Проведение анкетного опроса
Чтобы провести исследование, выбран социологический метод – групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.
Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса.
Добрый день! Я провожу исследование, которое помогло бы определить, полезна ли каша и стоит ли её есть. В связи с этим, прошу ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитай вопрос, в графе «да/нет», напиши нужное слово, или слово, соответствующее твоему ответу). Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде. Спасибо!
Анкета состояла из 7 вопросов:
Ответь на вопросы
Да
Нет
1. Ты часто ешь кашу?
2. Ты редко ешь кашу?
3. Ты не ешь кашу?
4. Полезно ли есть кашу?
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши?
6. Напиши название своей любимой каши
7. Какая каша самая полезная?
В анкетирование приняли участие 26 учащихся 2 «Б» класса, в возрасте от 7 до 9 лет.
2.7. Результаты анкетного опроса
Результаты проведенного анкетного опроса среди учеников 2 «Б» класса представлены в таблицах.
Таблице №1
Ответь на вопросы
Да
Нет
1. Ты часто ешь кашу?
7
2. Ты редко ешь кашу?
11
3. Ты не ешь кашу?
8
4. Полезно ли есть кашу?
14
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши?
6
20
6. Напиши название своей любимой каши
Манная – 8. Гречневая -7
Таблица №2
Какая каша самая любимая?
Название каши
Люблю
Не люблю
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Овсяная каша
3
1
13
9
Гречневая каша
3
3
13
7
Манная каша
6
4
10
6
Пшённая каша
1
1
15
9
Перловая каша
1
15
10
Рисовая каша
2
1
14
9
Таблица № 3
Какая каша самая полезная?
Название каши
Полезная каша
Мальчики
Девочки
Овсяная каша
3
2
Гречневая каша
4
3
Манная каша
5
3
Пшённая каша
3
2
Перловая каша
1
Рисовая каша
1
2
Данные анкетного опроса детей показывают: мальчики и девочки проявляют по-разному отношение к кашам.
Самой полезной кашей ребятами признана манная каша, её выбрали 5 мальчиков и 3 девочки (8 ч.) О том, что каша полезна знают всего 6 человек.
Самой популярной кашей и у мальчиков (6ч.) и у девочек (4 ч.) стала манная каша, всего манную кашу выбрало – 10 человек. На втором месте гречневая каша – мальчики (3 ч.), девочки (3 ч.), всего – 6 человек. Третье место по популярности заняла овсяная каша – мальчики (3 ч.), девочки (1 ч.), всего – 4 человека. Ребята не любят перловую кашу, из 26 учеников только 1 мальчик любит перловую кашу.
Из своих наблюдений я заметил, что ребята, которые дома не едят кашу, в школе тоже отказываются от неё. Ребята, которые едят кашу дома иногда, в школе тоже выборочно относятся к каше. А вот ребята, которые дома часто едят кашу, в школе с желанием едят каши почти всех видов.
3. Заключение
1. Моя гипотеза, что мои одноклассники мало знают о полезных свойствах каши, и поэтому не едят её, подтвердилась. В своём исследовании я доказал, что каша сытное и полезное блюдо – это идеальный здоровый завтрак, потому что:
во-первых, каша не способствуют ожирению;
во-вторых, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день;
в-третьих люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.
в-четвертых, каши сытны и недороги.
2. Необходимо, чтобы родители приучали детей к каше. Чаще вместе с ребёнком варили кашу и придумывали различные рецепты, как сделать кашу вкуснее.
Полученная в ходе исследования информация так же позволяет сделать выводы о том, что необходимо:
Использовать полученные в ходе анкетирования данные учащихся для проведения информационных бесед на встречах (классных собраниях) с родителями учеников класса.
Убедить родителей привлекать детей к приготовлению каши. Ведь то, что сварил сам, хочется съесть.
Выдвинуть предложение о целесообразности проведения конкурса рецептов среди обучающихся «Моя любимая каша! Как её варить?».
Привлечь классный актив 1-4 классов для организации и проведения бесед с учащимися 1, 2, 3 и 4 классов по темам: «Почему полезна каша?», «Какая каша лучше?», «Пословицы о русской каше» и т.д. Такие беседы помогут ребятам понять ценность каши для человека.
4. Список использованной литературы:
Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО, 2009
Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова, – М.
Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006
Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010
Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009
Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, – М.: Издательский дом Вече, 2005
Интернет-ресурсы:
http://www.kashafest.ru/folklor.html
http://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.html
http://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
http://www.kulina.ru/articles/rec/molkz_kyxny/kasa/
http://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus
http://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/
http://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/…
http://pinigina.livejournal.com/27146.html
5. Приложения