Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе А.Н. Островский драма «Гроза» (1 курс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Драма «Гроза» и её творческая история
Презентация
преподавателя литературы
Колледжа МИД России
Рябининой Е.Н. -
2 слайд
Описание слайда:
О «Грозе»
“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, — писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.
И. С. Тургенев
Н. А. Добролюбов
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
«Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» -
3 слайд
Описание слайда:
Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная сила природы, страшная и
до конца не изученная.
Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.
Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза-это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи.
Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого. -
4 слайд
Описание слайда:
Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года
(напечатана в 1860 году).
В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».История создания драмы
-
5 слайд
Описание слайда:
Драма «Гроза» и её творческая история
Созданию самого знаменитого произведения Островского –драмы «Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. «
Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.
С Переяславля начинается Меря, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уж не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «а батюшка, а батюшка…» «И все идет кресчендо, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге.
Из дневника А.Н.Островского -
6 слайд
Описание слайда:
Волжские зарисовки
К.И. Горбатов. Торжок
А.Н.Островский
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом . Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки. В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, напротив, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
А.Н.Островский. Дневник 1856 года -
7 слайд
Описание слайда:
Художник Чернецов Н.Г. Кострома
С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу три города — Торжок, Кострома и Кинешма — спорили о том, что именно их город изображен в пьесе, каждый из городов приводил свои доводы
Работу над «Грозой» Островский начал в июне — июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины.
«Грозу» не Островский написал…
«Грозу» Волга написала… »
Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме -
8 слайд
Описание слайда:
Два исконных начала русского строя, русской
жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
Написанная в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове
Головин А. Я. «Берег Волги».
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916
Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“». -
9 слайд
Описание слайда:
Домострой
Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок -
10 слайд
Описание слайда:
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям:
О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну. -
11 слайд
Описание слайда:
Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи.
В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли, здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить грибы, чинить ограду или кроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми. -
12 слайд
Описание слайда:
Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно.
Женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. -
13 слайд
Описание слайда:
Некоторые главы из «Домостроя»
От женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. -
14 слайд
Описание слайда:
Кострома
Торжок
Кинешма
С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.
Прообраз города Калинова -
15 слайд
Описание слайда:
Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся.
Это чувствуют даже его «сторонники»:
Кабанова. И хуже этого, милая будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова. Может, и доживем.
Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире -
16 слайд
Описание слайда:
1. Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл. 1-4).
2. Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
5. Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).
6. Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явл. 7).
ГРОЗА в небе над городком
Композиция драмы «Гроза» -
17 слайд
Описание слайда:
Организация пространства и времени в драме «Гроза»
Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»Дом
замкнутое
(«душное»)
безопасное
За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора
Побег из города Кудряш и Варвара
За пределами города середина 19 века
Овраг (низкое место) место свиданий=измены
«падение», грех
Волга — символ хода(тока) времени
Омут (глубокое место на реке)
Крутой берег
(высокое место)
полёт, Бог
Кулигин — представитель эпохи Просвещения 18 в.
_
+
Катерина
падение=полет
Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы. -
18 слайд
Описание слайда:
герои
Катерина
Борис (племянник Дикова)Дикой (купец)
Марфа Кабанова (Кабаниха)
Варвара
(сестра Тихона)Тихон
(сын Кабанихи)
Кудряш,
КулигинФеклуша
(странница) -
19 слайд
Описание слайда:
«тёмное царство»
«жертвы»
власть
униженные и угнетённые
Катерина
Тихон
Варвара
Кудряш
Борис
Кабаниха
Дикой -
20 слайд
Описание слайда:
Значение имён в драме
Катерина — чистая, благопристойная.
Варвара — иноземка, чужестранка.
Марфа — госпожа.
Борис — борьба.
Тихон — спокойный. -
21 слайд
Описание слайда:
«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХА
Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», — говорит она своим детям. -
22 слайд
Описание слайда:
Марфа Игнатьевна Кабанова
(Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
Кабаниха — В.Н.Пашенная в спектакле
Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г. -
23 слайд
Описание слайда:
«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙ
Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». -
24 слайд
Описание слайда:
Дикой Савёл Прокофьевич — купец, значительное лицо в городе.
Дикой — М.Жаров вспектакле Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.
Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!… Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!… Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!) -
25 слайд
Описание слайда:
Кудряш Иван —
натура песенная, одарён-
ная и талантливая.
В разговоре ведёт себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-
тается приспособиться. -
26 слайд
Описание слайда:
Тихон —
безвольное, бесхарактерное существо. По натуре — это добрый и великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-
тся ещё более безвольным и тихим. -
27 слайд
Описание слайда:
Борис –
мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-
мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-
нее, чем любовь. Борис вы-
бирает путь смирения. -
28 слайд
Описание слайда:
Варвара –
в ней есть и воля, и сме-
лость. Она не хочет тер-
петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.
Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери. -
29 слайд
Описание слайда:
Термины
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
Композиция – пространство произведения. -
30 слайд
Описание слайда:
Конфликт Катерины и
«тёмного царства»
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о городе Калинове и его жителях.
Жизнь в доме Кабанихи.
Чувство к Борису.
Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.
Гибель Катерины. -
31 слайд
Описание слайда:
Конфликт между
«тёмным царством и «жертвами»
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о городе Калинове и его жестоких нравах.
Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.
Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.
Самоубийство Катерины. -
32 слайд
Описание слайда:
Жанр пьесы
характер конфликтачувство траги-
ческой вины и
гибель героягероя с окружаю-
щим обществом
в душе героя:
между долгом
и чувством
драма
трагедия
характер конфликта -
33 слайд
Описание слайда:
самоубийство в
состоянии аффекта
вызов рабству и
произволуслабость
Катерины
сила
Катериныдрама перерастает
в трагедию -
34 слайд
Описание слайда:
Традиционный подход к изучению драмы «Гроза»
Система образов в драме А.Н.Островского «Гроза»
«самодуры русской жизни»
«Жестокие нравы ,
сударь, в нашем
городе, жестокие…»
Кабаниха
Дикой
смирившиеся
Тихон
Борис
«Где уж мне своей
волей жить…»
приспособившиеся
Варвара
Кудряш
«Лишь бы все
шито- крыто было…»
несмирившиеся
Кулигин
Катерина
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой…
«Такая я уж зародилась горячая…»
Ну, чего вы боитесь, скажите на
милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется,а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых.
Н.А. Добролюбов. «Луч света
в темном царстве»
Н.А. Добролюбов -
35 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы: Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
-
36 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 2. Заполните таблицу «Хозяева жизни и Жертвы» используя цитаты из текста.
-
37 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 3. Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
Задание 4. Каким предстает город Калинов в восприятии Феклуши?
Задание 5. Чем отличается от жителей города Кулигин?
Задание 6. В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
Задание 7. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?
-
38 слайд
Описание слайда:
1. Прочитайте внимательно статью русского критика Николая Александро-вича Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и ).
2. Докажите одно из высказываний (на выбор), ответ аргумен-тируйте примерами из текста.
Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”. -
39 слайд
Описание слайда:
Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”.
В чем, по мнению Добролюбова, драма Катерины?
Почему Тихон — “живой труп”?
Как Добролюбов оценивает трагическую развязку “Грозы”? Согласны ли вы с мнением критика.
Почему Добролюбов считал, что характер Катерины — “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”.
Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”?
Почему критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”?
Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.
Тема:
Драма «Гроза»
Похожие материалы
-
«Маяковский-человек эпоха» (литературный час)
-
Статья на тему Художественное пространство как один из аспектов анализа художественного произведения на уроках литературы в старших классах профильного обучения (на примере романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»)
-
Конспект урока «Печорин как представитель «портрета поколения»
-
Презентация по русскому языку на тему «Оратор и слушатель»
-
Контрольная работа по теме «УНТ. Древнерусская литература»
-
Презентация к интегрированному уроку по литературе и английскому языку «Том Сойер» для 6 класса
-
Сочинение на тему «Женские образы в произведениях А. П. Чехова»
-
Тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448726 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
Автор На чтение 20 мин. Просмотров 99 Опубликовано
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
+
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
План
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
- Тест по произведению
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)
Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
- характеристика хозяев жизни:
Дикого
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
Кабанихи
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
( «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);
- безволие Тихона
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
- Сведения о детстве Катерины и любви к Борису
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)
В) сведения о характере Катерины
(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(«… уж душу свою я ведь погубила»);
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
Кулигин:
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
Тихон:
«Маменька, вы ее погубили! «
Заключение
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам Добролюбова, композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Автор: · 05.04.2018
Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Смысл названия
Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.
Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.
Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.
Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.
Композиция
- Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
- Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
- После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
- Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
- Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
- Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
- С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
- Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.
Суть
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Главные герои и их характеристика
В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.
- Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
- Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
- Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
- Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.
Темы
- Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное эссе). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
- Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
- Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше сочинение о ней.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
- Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
- Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
- Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
- Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
- Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать большездесь.
- Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.
Смысл
Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.
Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.
Критика
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.
И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:
В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.
Автор: Полина Батраева
Главная / Сочинения / Островский Александр Николаевич / Гроза / Композиция драмы ‘Гроза’ А.Н. Островского
В композиции «Грозы» Островский отходит от обычных приемов. Он намеренно вводит романтические виды природы и пользуется символическими контрастами, например, описание грозы сопоставляет с ужасными нравами Калинова. Этим самым драматург раздвигал рамки своего произведения, наполнял его глубоким содержанием и смыслом и подчеркивал, что пьеса имеет общерусский социально-бытовой характер, что речь идет не о частных отдельных моментах, а о типических социальных явлениях предреформенной России.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html
- http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-kompozitsiya-dramyi-a-n-ostrovskogo-groza
- https://literaguru.ru/analiz-pesy-groza-a-ostrovskogo/
- https://biblioman.org/compositions/ostrovsky/groza/kompozitsiya-dramy-groza-ostrovskogo/
Конспект урока
Тема: Идейно-художественное
своеобразие
драмы
А.Н. Островского «Гроза».
Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы,
жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.
Методические
приемы: лекция учителя, сообщение ученика, беседа по
вопросам.
Оборудование:
тексты пьесы.
Ход урока:
1.
Проверка домашнего задания.
2.
План урока:
а) Творческая
история драмы «Гроза».
б) Тема, идея,
конфликт пьесы.
в) Композиция
пьесы, жанр.
3. Беседа по первому восприятию пьесы:
— Какое
впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?
— О чём это
произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?
— Кто из героев
заинтересовал, кто остался загадкой?
*****
Пьеса
«Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 года, в этом же
году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Этот период
общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» —
это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме
отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые
люди эпохи 50-60 годов XIX века.
*****
4. Сообщение
ученика «творческая история драмы «Гроза»».
— Какие
события, наблюдения, переживания автора отразились
в содержании
пьесы?
5. Лекция учителя
и беседа о жанре и композиции пьесы.
1. Лекция.
— Как вы
считаете, о чём эта пьеса, какова её тема? Идея?
— В чём заключается
конфликт?
Попытаемся понять, как
отвечают на эти вопросы литературоведы.
«Гроза» была разрешена
драматической цензурой к представлению в 1859 году, а напечатана в январе 1860
года. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к
драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную,
сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём рапорте ни о
Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.
В самой общей
формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между
новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между
стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных
потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и
семейно-бытовыми порядками.
Тема «Грозы»
органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета
драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми,
прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
Основной конфликт – конфликт Катерины с окружающей её средой – объединяет все
остальные конфликты. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и
Кабанихой, кудряша с Диким,
Бориса с Диким, Варвары с
Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений,
интересов и борьбы своего времени.
Общая
тема «Грозы» влечёт и ряд частных тем:
а) Рассказами
Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский
даёт подробную характеристику материально- правового положения всех слоёв
общества той эпохи.
б) Излагая
взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в
жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов.
в)
Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с
разных сторон воспроизводит общественный
и семейно-бытовой уклады
купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и
семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в
мещанско-купеческой среде.
г) Отражён
жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры
общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных
эпидемиях, о развитии
торгово-промышленной
деятельности в Москве и т. д.
д)
Наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски
нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.
И.А. Гончаров писал:
«В «Грозе» улеглась широкая
картина быта и нравов».
Таким образом,
предреформенная Россия представлена в ней
и в
социально-экономическом, и в культурно-нравственном,
и в семейно-бытовом облике.
2. Беседа.
-Какова же композиция
пьесы?
Экспозиция –
картины волжского простора и духоты Калиновских нравов (Д.1,
явл.1-4).
Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством
и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (Д.1, явл.5).
Развитие
конфликта – в
природе дважды собирается гроза (Д.1, явл.9).
Катерина
признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни,
отдалённый удар грома (конец Д.4).
Грозовая туча
ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде.
Первая
кульминация — Катерина признаётся в грехе, падает
без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только
предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог,
когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью:
«Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д.5, явл.4).
Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который завидует умершей жене:
«Хорошо тебе,
Катя! А я-то, зачем остался жить да мучиться!…»
(Д.5, явл.7).
— Каково
жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?
По всем
признакам жанра пьеса «Гроза» — трагедия, так как конфликт между героями
приводит к трагическим последствиям.
Есть в пьесе и
элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое
достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые
помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно
пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский
назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространённость конфликта пьесы,
повседневность изображённых в ней событий.
6. Домашнее
задание.
1. Пересказ лекции.
2. Прочитать материалы учебника по драме «Гроза».
3. Выучить наизусть отрывок из пьесы:
Д.1, явл.3 –
Кулигин:
«Жестокие
нравы, сударь,…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копеечку».
4. Перечитать Д.1. Знакомство с героями, городом.
5. Индивидуальное задание: Сообщение «Город Калинов и его
обитатели, острая сатира на купечество».
Творческая история пьесы «Гроза».
«По заданию
Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина
Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по
стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой
прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с
морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения,
положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому
досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода.
И он с увлечением
«взялся за дело».
«В
старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского
превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в
пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем
рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Где
написана «Гроза» — на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно не
известно, но «она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за
несколько месяцев 1859 года».
«Год 1859
скрыт от биографа Островского плотной пеленой. В тот год он не вёл дневника и,
кажется, совсем не писал писем… Но кое-что восстановить всё-таки можно. «Гроза»
начата и пишется, как видно по пометкам в первом действии черновой рукописи, 19
июля, 24 июля, 28 июля, 29 июля – в разгар лета 1859 года. В Щелыково
Островский ещё регулярно не ездит и, по некоторым данным, проводит жаркое лето
под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах
актёры Малого театра и их литературные друзья.
Друзья
Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса
Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских
народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не
только как обаятельная женщина, но и как глубокий совершенный народный
характер. Косицкая «сводила с ума» не одного Островского, когда начинала петь
задорные или лирические народные песни.
Слушая
рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на
поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её
«холопской речи» (так пренебрежительно охарактеризовала манеру говорить
Косицкой графиня Ростопчина) Островский почувствовал свежий источник для своего
творчества.
Встреча с
Островским окрылила Косицкую. Грандиозный успех первой постановки пьесы «Не в
свои сани не садись», выбранной Косицкой для бенефиса, открыл широкую дорогу
для драматургии Островского на сцену.
Из 26
оригинальных пьес, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти
Косицкой (1868), т. е. за 15 лет, она участвовала в 9.
Жизненный
путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для
создания характера Катерины.
В октябре
1859 года на квартире Л.П. Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого
театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли.
Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару
прочили Бороздину, на Дикого – Садовского. Тихона должен был играть Сергей
Васильев, Кабаниху – Рыкалова.
Но прежде,
чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в
Петербург. Нордстрем прочёл драму так, как если бы перед ним лежало не
художественное сочинение, а шифрованная прокламация.
И заподозрил,
что в Кабанихе выведен… покойный государь Николай Павлович. Островский долго
разубеждал цензора, говорил, что никак не может поступиться ролью Кабанихи…
Пьесу
получили из цензуры за неделю до премьеры. Впрочем, в те времена сыграть пьесу
с пяти репетиций никому не казалось диковинкой.
Главным
постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные
интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены.
Премьера
состоялась 16 ноября 1859 года».
«Учёный мир
России довольно быстро подтвердил высокие достоинства пьесы: 25 сентября 1860
года правление Российской академии наук присудила пьесе «Гроза» Большую
Уваровскую премию (эту премию учредил граф А.С. Уваров, основатель Московского
археологического общества, для награждения самых выдающихся исторических и
драматических произведений)».