Сочинение на тему февральская лазурь по картине и э грабарь

Живописное произведение картина игоря эммануиловича грабаря февральская лазурь написанная в 1904 году обладает особой поэзией. февраль это месяц

Живописное произведение — картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.

Описание картины

Вариант 1

Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.

Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.

Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин – все говорит о скором приближении весны.

Весенних же цветов использовано много – целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над березовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию- музыку весны, и легкую грусть расставания с зимой.

Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.

На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица – русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.

Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.

Вариант 2

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза — символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых, и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» — 5 класс

Вариант 1

Когда я смотрю на эту картину, то сразу понимаю, что на ней изображена прекрасная русская природа, потому что на фоне белоснежного ковра расположилась березовая роща.  Каждая веточка березки, что располагается на переднем плане, окутана инеем, словно кружевом. Как он искрится и переливается в этот ясный, солнечный денек! Вся опушка залита светом.

Снег весело блестит и искрится в лучах последнего зимнего солнца, а сплетенные веточки берез, откидывают тени в виде причудливого узора на снежном покрывале. Над бескрайней березовой рощей раскинулось необъятное лазурное небо. Февраль – это самый удивительный месяц в году. От него так веет прохладой, но уже чувствуется свежий, теплый аромат весны, что означает, что скоро роща по-весеннему расцветет и облачится в зеленый наряд.

Главная героиня этой потрясающей картины – белоствольная березка. Ее ствол изящно и грациозно изогнут, что передает не только великолепие дерева, но и силу. Создается впечатление, что она живая и, устав от холодов, подставляет свои бока ласковому солнышку, чтобы согреться. Вдали видны ее веселые подружки, которые не менее красивы и нарядны. Как реалистично они выглядят! Кажется, протянешь руку, и вот-вот коснешься ствола.

Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» завораживает. Отдельно хочется отметить мастерство творца. Художник использовал в основном холодные цвета при создании картины. Но листва, которая осталась с прошлого года и стволы березок, утопающие в лучах солнца, приветливо сияют золотом. Как же контрастно это смотрится на фоне холодного белого снега и ясного синего неба, от которого веет свежестью. Именно это теплое излучение помогает зрителю понять, что перед ним именно последний месяц зимы.

Тишина и покой этой картины так и манят оказаться посреди прекрасной березовой рощи, изображенной на холсте, что оставляет прекрасные, радостные впечатления и вызывает самые светлые воспоминания. Невозможно не отметить тонкое чувство красоты и любовь к природе творца, приложившего руку к написанию этой картины.

Вариант 2

Перед нами картина «Февральская лазурь». На ней знаменитый русский художник И.Э. Грабарь изобразил морозное утро февраля. Картина словно переполнена голубым сиянием. Снег искрится и переливается под солнечными лучами. Береза пронизана солнечным светом.

Лазурное небо безоблачно, к горизонту цвет становится светлее и переходит к сапфировому. В феврале еще достаточно холодно, однако солнце уже хорошо прогревает воздух.

Мы видим, что вокруг лежит еще большое количество снега. На солнце чистый снег пронзает глаза светло – голубым сиянием. От берез падают тени, на снегу они становятся темно-синими и фиолетовыми.

Ствол березы слегка изогнут, словно талия молодой танцующей девушки. К низу он приобретает темный цвет, а на высоте становится белоснежным. Тонкие белоснежные ветви покрыты инеем, сияющие на солнце, словно украшенные бриллиантовой крошкой. На самой верхушке дерева все еще виднеется пожухлая прошлогодняя листва.

Художник выбрал такой ракурс, с которого дерево предстает перед зрителем снизу вверх. Словно скульптура, запечатлевшая красоту природы.

Позади главной русской красавицы, стоят еще совсем не окрепшие молодые березки. Они напоминают хоровод танцующих девушек. Художнику удалось передать танец природы, ее ликование в связи с приближающейся весной.

Ветви берез переплелись, словно тонкое кружево из шелка. Вдали виднеется густой лес, который разделяет небо и землю темной полосой. Если бы не он, то они слились бы в одно целое. Там в темном и холодном лесу все еще царствует зима. А здесь на поляне уже начинает пробуждаться весна.

Игорь Грабарь по праву считается поэтом русской зимы. Его картина настолько реалистична, что так и хочется подойти, и обнять эту тонкостволую березу, которая своими ветвями готова обнять тебя в ответ. Вдохнуть свежий морозный воздух солнечного февральского дня. Услышать скрип и хруст свежего проваливающегося под ногами снега. И самое главное насладиться тишиной природы.

Художник поделился с миром частичкой той неописуемой красоты, которая встречается в России. Картина наполнена изобилием ярких красок и режущими глаза потоками солнечного света. От полотна исходит морозная свежесть и чистота девственной природы.

Вариант 3

И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.

Зимний февральский денек играет ярким колоритом белоснежных красок, разбавленных небесной лазурью, такой глубокой и яркой. Множество оттенков голубого передают всю глубину полотна, перекликаясь и сливаясь воедино, они создают пеструю волшебную мозаику.

В еще морозном воздухе ощущается легкое дуновение ветерка, предвещающее смену сезона и грядущее тепло. Солнечный свет озаряет лесную опушку. Обычно февраль, суровый, полный вьюг и метель, сегодня кроткий и тихий, ненастье отступило, пришли ясные деньки, предвещающие рождение новой жизни, тепло, а вместе с тем, и надежду.

На переднем плане горделиво распрямившись и раскинув еще нагие раскидистые ветви, стоит молодая березка. Стан белоснежной русской красавицы восхищает и притягивает взгляд своей почти неземной красотой. Такая высокая, тянущаяся к небесам, она словно кружится в танце.

Ее подружки-березки, стоящие позади ровным строем, мелькают своими белыми стволами с черными полосами. Кажется, вот-вот они закружатся в хороводе по снежному поскрипывающему насту.

Сквозь ветви деревьев небо превращается в разноцветный калейдоскоп, здесь множество цветов и оттенков – сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, ультрамариновый. Нежные пастельные тона приятны глазу и заставляют вглядываться в детали картины снова и снова. На заднем плане видна линия леса, деревья, плотно выстроившиеся рядом с друг дружкой, образуют плотную стену, изображенную расплывчатой темной почти сливающейся полосой.

Пространство полно света и воздуха, создается впечатление открытого пространства. Контраст бирюзовых небес и белой укутанной в снежное покрывало земли создают незабываемый ни с чем несравнимый по очарованию пейзаж. Сколько радостных эмоций запечатлено в этом нежном зимнем пейзаже!

Вариант 4

Перед нами зимний пейзаж. Небольшая березовая роща, а на ее фоне березовый лес. Автор в названии картины сообщает нам, что это февраль, последний месяц зимы, когда природа начинает просыпаться от зимней спячки, – воздух начинает пахнуть по-другому, теплом, солнце начинает светить ярче.

Героиней картины становится многолетняя, широкая, не очень стройная, но по-своему изящная береза. Автор картины смотрит на нее снизу, почти с земли. Отчетливо можно разглядеть основание березы, ее шероховатый ствол с белыми прожилками бересты. Мы отчетливо можем рассмотреть каждую веточку, отходящую от ее ствола. Какие-то ветки тянутся вверх, какие-то дерево раскинуло в бока, словно хочет кого-то обнять. На верхушке дерева остались желтые сухие листья, так и не опавшие осенью. Обычно это происходит, если холода наступают слишком быстро и дерево не успевает сбросить с себя все листья.

На заднем фоне мы можем видеть остальные березки, — все они не идеальны в своих формах. Какие-то из них растут сразу по три, изогнуто и неравномерно. Какие-то деревья поломаны ветром. Автор отображает действительность пейзажа без прикрас, — таким, какой он есть. Сквозь крону деревьев виднеется прекрасное, синее, высокое, свободное небо. Чем выше небо, тем глубиннее синий цвет. Контраст белых кривых березовых веточек и синего неба поистине прекрасен.

На горизонте виднеется березовый лес, автор картины использует светло-коричневые цвета с красноватым и розовым оттенком. Белые стволы берез, обозначенные пунктиром, переплетаются друг с другом, как будто толкаются. Они выглядят как люди в коричневых пальто. Небо от горизонта плавно переходит от почти белого, светло-голубого цвета к темно-синему, глубокому, объемному.  Это голубое небо выглядит теплым, манящим, как безбрежное озеро с пресной водой, которое хочется пить и жажда эта, кажется, никогда не пройдет.

Снег выглядит ровным, сквозь него виднеется прошлогодняя сухая трава. Тени обозначены серо-голубым цветом, как будто снег отражает в себе небо, только на микроуровне. Мы не видим следов людей, птиц или животных. Вокруг художника абсолютная тишина, – возможно, это раннее утро, когда все спят, а солнце уже встало. По направлению теней подобное предположение выглядит правдиво.

Картина вызывает восторг, но не суетливый, а спокойный и размеренный. Сердце наполняется радостью, создается впечатление, как будто ты там, стоишь вместе с художником, чувствуешь запах предвесеннего воздуха, тебя обвевает прохладным, но уже не холодным ветерком.

Вариант 5

Перед нами великолепный пейзаж русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Глядя на картину, мы можем обратить внимание на талант этого пейзажиста. Привлекает в первую очередь великолепная игра и сочетание красок. Не зря картина называется «Февральская лазурь».

Хотя февраль считается последним зимним месяцем, но на его пейзаже не преобладает белый, а доминируют оттенки синего цвета.

На картине изображен солнечный февральский день, чувствуется, что весна не за горами. На переднем плане перед нами береза. Она тянется своими раскидистыми ветками к солнцу, ствол ее немного искривлен. На верхних ветках до сих пор не опала листва. Она по-своему украшает ветки, листочками цвета охры, которые уже высохли и шелестят на ветру. Рядом с центральной березой, и чуть дальше такие же красавицы, ее подружки. Скорее всего на ветках образовался иней, немного растаял, и слегка обледенелые ветки переливаются в лучах солнца.

Справа от березок видны два небольших хвойных деревца. А вдали стеной стоит зимний лес. Рассматривая картину, можно обратить внимание на то, что почти три четверти пейзажа занимает небо. Скорее всего оно больше всего и привлекло живописца, когда он прогуливался по березовой роще. Увидеть такое насыщенное синими оттенками небо удается очень редко. Поэтому художник решил запечатлеть его в своем пейзаже. Ближе к горизонту оно голубое, чуть выше становится бирюзовым, со слегка лазурным оттенком. А вот наверху картины небо окрашено в яркий синий цвет, напоминающий поле васильков. А если приглядеться на снег, то и он уже не белого цвета. Тени берез синие, а места, освещенные солнцем, окрашены сиреневыми красками.

Картина светлая и радостная, глядя на нее поднимается настроение, хочется тоже оказаться в этой березовой роще и полюбоваться наяву таким очаровательным пейзажем.

«Февральская лазурь» — сочинения для 4 класса

Вариант 1

Эту картину можно смело назвать одой весне, деревья готовые к встрече тепла, и пташек, которые прилетят из далеких теплых стран, уже в предвкушении сбрасывают с себя серебристые снежные уборы, но, несмотря на то, что сейчас февраль, все дышит весной, последние зимние деньки вот-вот канут в небытие и придет долгожданное тепло.

Живописец необычайно ярко и красочно раскрыл обыкновенный весенний сюжет, обыграв его в своей специфической манере, он показал, что в простых вещах скрывается изящество, таинство и многогранность.

Вариант 2

Когда видишь зиму, то наблюдаешь различные оттенки синевы. Лазурь – даже более оптимальное слово для описания. Этот цвет по названию намекает на минерал лазурит, но по ассоциациям связан с каким-то простором и чем-то необъятным.

К примеру, нередко говорят о лазурном просторе моря. В своей картине Грабарь пишет лазурное февральское небо, которое отражается в снегах. Между небом и землей стоят деревья, которые переливаются различными цветами самоцветов и похожи на какое-то февральское сокровище, которое хотел Грабарь запечатлеть в собственной картине и как бы поделиться со зрителями, мол: «посмотрите, какие удивительные мгновения, посмотрите, как природа пишет красоту».

На самом деле такая мысль прослеживается в этой картине, тут художник выступает только проводником красоты, сотворенной природой. Он просто рассказывает зрителю, но не придумывает ничего от себя, даже наоборот, Грабарь старается наиболее чисто, но при этом довольно ярко передать невероятность всего этого феномена. Когда смотришь на Февральскую лазурь, погружаешься в картину, начинаешь стремится охватить взглядом все эти необъятные просторы.

Хотя перспектива картины закрыта лесом и как таковой простор тут не виден, на самом деле ощущение его возникает, ведь Грабарь даже самим названием намекает на эту всеохватность. Когда мы смотрим на картину, то знаем, как лазурное небо простирается над всеми русскими лесами, как оно отражается в снежных полях, как холодом пронизан воздух, как искрятся снежинки, как цветасты деревья, как красив этот простор. Именно красота является тут превалирующим фактором.

На самом деле Грабарь, описывая конкретный феномен, пишет красоту природы. В этом задача художника – распространить и установить красоту в мире. В этой картине Грабарь со своей задачей справился.

Вариант 3

Художник Игорь Грабарь известен своими пейзажами, особенно красиво ему удавались картины, на которых изображена зимняя природа. У художника был особый взгляд на окружающий мир. Его картины не похожи на пейзажи других живописцев. И. Грабарю всегда удавалось найти уникальную палитру, чтобы показать всю красоту русской природы.

Картина “Февральская лазурь” получилась сказочной и необычной. На переднем плане изображены березы. Это достаточно символичное дерево для нашего народа. Красоту и утонченность берез воспевали в своих произведениях художники, поэты и писатели во все времена. На картине Грабаря березки пышные и нарядные. Даже зимой кроны деревьев не выглядят голыми.

Деревья покрыты тонким слоем инея, который переливается и блестит. Березки будто посыпаны золотыми лучами сонного зимнего солнца. Они надели янтарные бусы и ждут теплых весенних дней. О весне напоминает чистое, голубое небо, которое меняет цвет от нежно-голубого до насыщенно-синего.

В картине использованы теплые цвета. Несмотря на то, что произведение называется “Февральская лазурь” в нем очень мало белого цвета. Художнику удалось гармонично вписать в зимнюю картину самые неожиданные оттенки. Даже снег на картине имеет нежный фиолетовый окрас. А лес на заднем плане приобрел богатый янтарный оттенок.

На фоне голубого неба пейзаж смотрится празднично. Использование ярких красок напоминает, что скоро весна. Пейзаж получился сказочным и фантастическим. Трудно поверить, что вся эта красота окружает нас каждый день.  Картина поднимает настроение. Так и хочется оказаться в этой февральской березовой роще, пройтись по снегу и вдохнуть свежего, морозного воздуха.

Вариант 4

На этой картине изображена березовая роща в конце февраля. Небо ясное, нет ни единого облака. На ветках у берез нет снега. Когда березовая роща заканчивается, начинается большой лиственный лес.

Светит солнце, и от берез падает тень. В роще есть маленькие березки и большие, которые раскинули свои ветви, на которых еще прошлогодние листья. Наверное, это последние дни зимы. Зимой такой хорошей погоды не бывает. Наверное, дня через два снег растает.

Небо светит лазурным цветом, а вдалеке оно становится белее. Бело-синий снег покрывает землю.

От этой картины у меня остались хорошие впечатления.

Мини сочинения с планом по картине И. Грабаря

Вариант 1

План

  1. Первое впечатление от картины
  2. Главный предмет на картине
  3. Береза — символ России

Впервые взглянув на эту картину, мы видим ярко-синее небо. Художник изобразил обычный февральский день.

Березы ярко блестят, даже видно, как от них отбивается солнце. Деревья даже не белые, а какого-то оранжевого оттенка. Это показывает, что художник хотел изобразить солнечный, но в то же время холодный день. Главная береза в центре уже старая. Это видно по том что она искривленная.

Сквозь веток берез проглядывает синее небо, которое кажется далеко от нас. Ветки складываются в какой-то узор, который как мне кажется похож на морозный на стекле. Мы также видим иней, серебристого цвета, который покрывает ветки. Это придает березе красоты, будто это наряд.

Береза — наше любимое дерево, ведь оно — символ России. Наверное из-за этого художник изобразил именно его.

Вариант 2

План

  1. Зимний лес на картине
  2. Красивые узоры из веток берез
  3. Приближение весны на картине

Художник изобразил на этой картине обычный холодный февральский день. Главным на картине является старая, изогнутая береза. Ее ветки покрыты серебристого цвета инеем. Также присутствуют и другие березки. Они тоньше главной, из-за того, что более молодые. Они окружают главную, как будто танцуют вокруг нее.

Ветки старой и молодой березы переплетаются, образовывая узор. На березах сохранилась листва, яркого золотого цвета. Земля под ними как будто покрытая белым покрывалом из нетронутого снега. Сзади берез виднеется темный лес, в котором царствует холодная зима.

Вся картина как бы наполнена солнцем, хоть и холодным. Художник, наверное, хотел этим показать как природа чувствует приближение весны. Над деревьями художник нарисовал яркое небо, необычно синего цвета. Березы — символы России и наши любимые деревья. Наверное, автор хотел показать нам, что как бы холодно не бывало, все равно придет весна и солнечный свет победит холод.

Вариант 3

План

  1. Красивый пейзаж на картине
  2. Береза
  3. Весенняя надежда картины

Взглянув на картину, мы видимо зимний пейзаж — февральский день в лесу. Первое, что бросается в глаза — большая береза. Ее ствол не ровный и стройный, а изогнутый. Это значит, что береза уже немолодая, но ее красота все так же нас впечатляет. Окружают главную березу более молодые березки, так как стволы у них немного тоньше. Они составляют средний план картины. Корни всех деревьев, как будто скрыты под снежным покрывалом. Главная береза отличается тем, что у нее больше листвы чем у остальных. Все они также покрытые инеем, от чего их ветки сверкают от солнечных лучей.

На картине художник изобразил суровый холодный зимний день, однако белого, цвета снега на композиции мало, отчего кажется, что лес готовится к приходу весны. Кажется, что березы находятся в непонятном для нас танце, под только понятную им зимнею музыку. Зрителем этого представление является расположенный на заднем плане темный лес. В нем все еще правит холодная безжалостная зима.

Сверху мы видим красивое лазоревое небо, изображая которое автор использовал несколько оттенков. От картины чувствуется надежда. Автор рисуя ее, наверное хотел показать, что весна всегда побеждает зиму, какая холодная и сильная она бы не была.

Вариант 4

План

  1. И.Э. Грабарь известный пейзажист
  2. Композиция картины
  3. Береза — главный компонент на картине
  4. Борьба между зимой и весной
  5. Общее настроение картины

И.Э. Грабарь – русский художник, который жил в 20 веке. Его любимыми жанрами были пейзажи природы. На данной картине мы видим небо, снег, лес и поляну с березами. Это были любимые деревья Грабаря. Видимо потому что береза — символ России.

Картина изображает солнечный, но холодный февральский день. Земля покрыта снегом, которые художник показал в несколько оттенках: синей, белой и голубой краской. На главном плане мы видимо старую изогнутую березу. Ее нестройность не предает ей плохого вида. На среднем плане также березы, они более ровные. Их ветки переплетаются с главной березой. На все деревьях еще сохранилась листва, которая сверкает на солнце. Ветки покрыты инеем, который под лучами солнца набирает золотой оттенок.

Художник явно хотел показать контраст между зимой и наступающей весной. На заднем плане мы наблюдаем темный лес. В нем до сих пор царствует суровая зима. На картине не изображено солнце, но мы явно чувствуем его тепло. Также мы наблюдаем фиолетовые тени, которые падают от берез. Над лесом и поляной мы видим безоблачное небо, ярко-синего цвета.

Автор использовал несколько оттенков, когда его рисовал. Общее настроение картины радостное. Художник хотел показать нам, что теплая весна всегда приходит и побеждает холодную суровую зиму.

Вступление. Жанр картины и история создания.

Сочинение на тему февральская лазурь по картине и э грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь. Февральская лазурь.

Игорь Грабарь – знаменитый русский живописец, тонко чувствующий красоту природы. Картина «Февральская лазурь» признана одной из лучших его работ.  Она относится к жанру пейзажа. Будучи уже в преклонном возрасте художник с удовольствием вспоминал историю создания этой картины.

В феврале 1904 года Игорь Эммануилович находился в имении Дугино (Подмосковье) по приглашению художника Мещерина.  Одним утром он неспешно прогуливался, любуясь зимней природой, и вдруг ощутил, что его поглотило чувство необычной радости. Этим утром празднично сияло солнце, оно играло на ветвях стройных берез, на снегу. Художник наклонился за палкой и замер от восторга, взглянув на верхушки берез снизу. Ему открылся прекрасный вид лазурного неба через веточки деревьев. Художник поспешил к дому друга за холстом, чтобы потом вернуться сюда и успеть увековечить чудо природы. Он выкопал небольшую траншею в снегу, куда поместил мольберт и холст. И в течение нескольких погожих дней художник создавал картину.

Краткий сюжет (что изображено)

На картине изображен зимний пейзаж. Художник запечатлел прекрасный солнечный день. В центре внимания – березы в жемчужном инее. Вдалеке раскинулся лес. На земле еще лежит снег, на котором видны сиреневые тени берез.

Передний план

Первыми мы видим прекрасные березы, одна из которых выходит на передний план. Ее ствол изогнут, но это только придает ей очарования. Кажется, будто березка танцует, зазывая весну. Из-за того, что художник рисовал ее с нижнего ракурса, создается ощущение, что это деревце хочет укрыть нас своей кроной.

Ветви всех деревьев приподняты кверху, они тянутся к яркому солнцу. Сквозь заснеженные, словно жемчужные, веточки видна лазурь неба. На макушках берез осталась прошлогодняя листва, золото которой сковал иней.

Задний план

На заднем плане, вдалеке за березами, изображен густой лес. Благодаря этому создается впечатление бесконечности пейзажа.

Цветовая гамма и ее роль

Художник мало использует белого цвета, несмотря на зимний сюжет. На картине преобладает голубой цвет во множестве оттенков. Все оттенки гармонично перекликаются между собой и создают атмосферу праздника.

Настроение картины. Личное мнение.

Настроение картины – жизнеутверждающее. Когда смотришь на этот пейзаж, то понимаешь, насколько прекрасна жизнь, ведь в ней есть настоящая красота! Художник сумел передать праздничную атмосферу природы в преддверии весны. Деревья еще скованы инеем, кругом лежит снег, но сказочная лазурь неба и яркое солнце говорят, что совсем скоро все оживет.

По моему мнению, картину «Февральская лазурь» можно отнести к шедеврам пейзажной живописи. Когда я смотрю не нее, появляется чувство радости, хочется оказаться там, прислониться к березке и ощутить энергию природы.

Сочинение по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь»

Русский художник Игорь Грабарь написал прекрасную картину «Февральская лазурь». На ней изображена зимняя природа. Первой привлекает внимание березка с изогнутым стволом. Мне кажется, будто она тянется ко мне и хочет обнять. Немного дальше стоят ее подружки-березки. Стволы деревьев одеты в белые платьица из снега, а на их верхушках золотые шапочки — прошлогодние листики, которые не успели упасть и их сковал иней. Благодаря этому березы кажутся нарядными. Своими веточками они тянутся к солнцу, которое так необычно ярко сияет в феврале.

Вдалеке виден густой лес, который напоминает мне толпу зрителей.  Ведь  березки в центре картины – настоящие звезды. И теперь кажется, что ствол первой березы изогнут в танце.

На картине не так много белого цвета, хотя изображена зима. Я вижу здесь больше синего цвета. Особенно привлекает внимание небо, которое кажется даже не синим, а лазурным! А на снегу видны сиреневые тени от березок. Художник интересно соединил разные оттенки синего цвета в одной картине. Из-за этого зимняя природа кажется живой и яркой.

Художник рисовал картину интересным способом: выкопал ямку в снегу и оттуда смотрел на прекрасную природу. Теперь и мы видим этот пейзаж снизу, и он нам кажется фантастическим. Первая береза чудесна — ее верхушка далеко уходит в лазурь неба, а ветви будто хотят нас укрыть собой. И другие деревья тоже мне очень нравятся.

Как же приятно смотреть на эту картину! Наверное, потому что на ней изображена не обычная зима, а праздничная. Ведь природа понимает, что уже скоро придет весна. Февраль бывает разным, могут быть сильные морозы, тусклое небо. Но день, запечатленный художником на этой картине, прекрасен – лазурное небо, жемчужные березки, сиреневый снег! Думаю, в этот день было не холодно, ведь так ярко светит солнце. От увиденного на душе тоже становится тепло. Мне тоже захотелось побывать среди такой красоты – и думаю, это возможно. Художник учит нас ценить красоту рядом с нами, не проходить мимо нее. Нас  окружает такая чудесная природа!

Виктория Шерстило | Просмотров: 31.7k | Оценить:

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Канакиной 4 класс

какое впечатление произвела на вас эта картина. Каким вы увидели зимний пейзаж?

Примерный план сочинения:
1. Описание яркого февральского дня
2. Облака вверху и на горизонте
3. Изображение солнца на снегу и в тени
4. Образ белоствольной березы
5. Я рекомендую картину к просмотру

Фантастическая красота февральской лазури

Пейзажист Игорь Грабарь изобразил на полотне ясный, солнечный день в феврале. Мы видим изумительное сверкание березовой рощи. Под влиянием солнечных лучей, она приобрела сказочный и праздничный вид. На заднем плане виднеются густые ряды деревьев.

Перезвон разнообразных оттенков на полотне объединяет ярко-голубая эмаль неба. Судя по названию, художник сравнил ее с лазурью. Она изображена с помощью густых мазков в вертикальном направлении. Вверху картины небосвод выполнен в насыщенном, темно-синем цвете. На таком контрастном фоне береза, главная героиня, выглядит еще ярче.

Ближе к горизонту небо становится светлее, появляются синие, голубые, сероватые и белые полутона. Поразительно, сколько оттенков использовал автор для передачи чистого, безоблачного пространства. Вдали небосвод сливается в сплошную линию. Там он ничем не отличается от снежного покрывала в лесу.

Мы привыкли, что снег рисуют белым цветом. Он изящно укрыл кроны деревьев, плотным одеялом расположился у их подножья. Но белоснежную палитру Грабарь использует только в изображении ярко освещенных участков между деревьями, на полянке. Там, где березы отбрасывают тень, снег изображен в синем и фиолетовом цвете. На поверхности сугробов просматриваются темные узоры. Это переплетаются тени ветвей.

На переднем плане полотна мы видим белоствольную березу. Художника привлекло ритмичное расположение ветвей русской красавицы. На их верхушках еще сохранились остатки прошлогодней листвы. Солнце раскрасило их золотистыми оттенками. Они блестят, как дорогие украшения.

Коричневые ветви покрыты изморозью. Они поднимаются к небу, как человеческие руки. В компании с молодыми березками главная героиня напоминает девушку, которая ведет хоровод с подругами. Она выступает торжественно и величаво, любуется собой. Соседние деревца похожи на большую березу. Но они меньше по размеру, поэтому не привлекают внимание, не затмевают ее красоту.

Мой друг, я советую тебе лично посмотреть эту картину. Сложно передать словами красоту искристого снега и зимней природы. Это не фотография. Но создается впечатление, что ты находишься у подножия дерева и смотришь вверх. Дышишь чистым и морозным воздухом, наслаждаешься тишиной и покоем. Ты увидишь, что красками можно воссоздать чудесные переливы оттенков и передать ощущение радости, которую может вызвать обычный февральский день в лесу.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Почему картина так называется? Какой февральский день изобразил художник на картине? Опишите: небо, есть ли на нём облака, какого оно цвета в верху и на горизонте? Много ли снега, какого он цвета на солнце и в тени?

Примерный план сочинения:
1. «Февральская лазурь»: история названия
2. Описание неба вверху и на горизонте
3. Изображение снега в тени и на солнце
4. Красота березы на переднем плане
5. На линии горизонта
6. Почему я советую другу посмотреть картину

Описание зимнего пейзажа для друга

Сергей, я хочу рассказать тебе о картине, которая поразила меня во время экскурсии по Третьяковской Галерее. Это пейзаж Грабаря «Февральская лазурь». Работа называется так потому, что художник изобразил красоту природы в феврале. В последнем календарном месяце зимы зачастую устанавливается солнечная и безоблачная погода.

Снег еще не сдает позиций. Но природа уже постепенно готовится к пробуждению и празднику весны. В ясный день небо приобретает лазурный цвет. Он состоит из холодного сочетания синего и небесно-голубого оттенков. Лазоревый небосвод напоминает мне блестящую эмаль. На нем нет облаков, поэтому картина пронизана ярким солнечным светом. Вверху небо темно-синее, как сапфир.

Ближе к горизонту оно приобретает светлую голубизну. По цвету она почти сливается с плотными и высокими снежными сугробами. Хрустальный снег на освещенных участках окрашен в беловато-розоватые оттенки. В тени он становится синим или сиреневым, появляется насыщенность. Он пушистый и чистый, без проталин и следов.

Центральным образом сюжета стала классическая русская красавица – белоствольная береза. Именно ее жемчужный цвет и поразительная красота ветвей в свое время привлекли внимание художника. По его словам, ему удалось передать только десятую долю красоты. Я думаю, ты согласишься со мной, что автор скромничает.

Кажется, что дерево изгибается в танце. Его ветви-руки подняты высоко к небу. Вершину кроны украшает прошлогодняя листва. Она не осыпалась на протяжении зимы. Под влиянием солнца пожухлые листочки приобретают желтоватые и золотистые оттенки. И превращаются в красивое, нарядное украшение. Позади березы виднеются похожие деревца. Их очертания немного размыты. Создается впечатление, что это девушки взялись за руки в хороводе.

На горизонте виднеется сплошной ряд березовой рощи. Благодаря яркому освещению, она приобрела прозрачные и воздушные, светло-коричневые очертания. В правом углу ярким пятном выделяется темная зелень елей. После просмотра картины у меня создалось впечатление, что я побывал в зимней сказке. Как будто я лежу в сугробе и сквозь ветви смотрю в небо. Полотно наполнено чистым и морозным воздухом. Оно излучает живое сияние. Я знаю, что зима – это твое любимое время года. Поэтому советую обратить внимание на «Февральскую лазурь» во время экскурсии по художественному музею.

Вариант 3. Кратко для 4-5 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и авторе;
2. Описание композиции;
3. Что хотел показать нам автор;
4. Мое впечатление от произведения;

Игорь Эммануилович Грабарь — великий русский художник. Большинство своих работ он посвятил нашей невероятной природе. Любимыми жанрами живописца были пейзажи. Грабарь восхищался березами и считал их символом России. С его картиной «Февральская лазурь» знакомы многие.

На полотне изображен зимний пейзаж — февральский день в лесу. Земля покрыта снегом, который художник нарисовал в теплых оттенках. Он искрится и сверкает на солнце самими разнообразными красками. Белые, голубые и даже синие цвета снежного покрывала радуют глаз. Глядя на картину, у меня создается ощущение скорого приближения весны.

На переднем плане высокая береза с изогнутым стволом. Она выглядит довольно старой, как бы немного уставшей. На это указывает толстый ствол, ветви покрытые серебряным инеем, переливающимся в лучах солнца.

Вдалеке виднеются и другие березки, но они намного меньше и тоньше главной, изображенной на переднем плане. Все деревья отличаются друг от друга, но каждое из них по-своему красивое и необычное. Корни берёз, как будто покрыты снежным одеялом. Листва еще сохранилась на ветках, и вовсю сверкает золотыми красками. На верхушках деревьев виднеются прошлогодние сережки, которые не успели отпасть.

На заднем плане изображен темный лес. Там до сих пор царит холодная, суровая зима. Сквозь ветви проглядывает небо, необычного синего цвета. Грабарь изобразил его ясным, без единого облака. На полотне мы не видим солнца. Но зрители могут почувствовать тепло и свежесть февральского дня.

Картина «Февральская лазурь» вызывает радостные чувства. Русская природа прекрасна. Она так волшебно преображает ничем не примечательную березовую рощу в настоящий сказочный лес. Живописец донес до зрителя ощущение близкой долгожданной весны. Ведь она всегда побеждает морозную зиму и дарит людям тепло. Мне бы безумно хотелось прогуляться по этой чудной рощице, вдохнуть ароматный морозный воздух и увидеть все своими глазами.

Вариант 4. Февральская лазурь — небольшое сочинение своими словами

Примерный план сочинения:
1. История создания картины.
2. Визуальные эффекты
3. Палитра красок: кистью художника
4. Характерные особенности импрессионизма
5. Мои впечатления о картине

Сказочный пейзаж «Февральская лазурь» был написан Игорем Грабарем в 1904 году. Вдохновением для автора картины стала поездка к друзьям, в Подмосковье. Гуляя в зимнем лесу, он остановился у плакучей березы «с удивительно ритмичным строением ветвей». Взглянув вверх, художник был поражен. Голубая эмаль неба объединила палитру всех цветов радуги.

Удивительно: создается впечатление, что я смотрю на березу «снизу вверх», вдоль белоснежного ствола. От подножья до верхушки кроны. Ведь Грабарь писал полотно из траншеи, вырытой в снегу. Фантастическая красота как будто подсвечивается сияющей белизной утреннего снега. Используются эффектные, неординарные цвета. Они напоминают сверкание драгоценностей. Высокое небо в ясный день – лазурит, стволы берез – белый жемчуг, тени на сугробах – сапфир.

Благодаря солнечному сиянию и серебристому инею, прошлогодняя увядшая листва на вершинах ветвей приобрела оттенок золота. Все пространство заполнено бирюзовыми переливами и другими оттенками голубого цвета. Центральную часть полотна занимает красавица-береза, воплощение широкой русской души. За спиной героини сюжета виднеются белые стволы деревьев-подростков. Стройные и подтянутые, они словно ведут хоровод, взявшись за руки-ветви. На заднем плане горизонтальная линия коричнево-белого леса условно разделяет полотно на землю и небо.

Вибрация мелких мазков, их плотное нанесение – это классическая техника импрессионистов. Она позволяет воссоздавать объем и глубину, тщательно прорисовывать мельчайшие детали. Созерцание сюжета вызывает у меня светлую радость. Он наполнен иллюзией прохладного простора и света. В целом, картина очаровательного русского пейзажа похожа на изящное кружево. Ощущается легкая грусть от прощания с февралем. И с зимой, на смену которой приходит весенний март. Похоже на то, что сама природа старается показать художнику свои лучшие стороны.



Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Игорь Грабарь – русский художник, пейзажист первой половины 20-го века. Широкой публике он известен как мастер зимнего пейзажа. Сам художник говорил, что природа в инее и снеге способна играть множеством красок. В юности Игорь Грабарь был учеником в мастерской профессора Павла Чистякова, позднее учился у Ильи Репина. В ранних работах Грабарь был близок по своей эстетике к импрессионистам. Позднее работал в стиле реалистического пейзажа.

2. Зимний пейзаж «Февральская лазурь» написан в 1904 году. В это время художник гостил у близких знакомых в Подмосковье. Гуляя по зимнему лесу, он залюбовался красивой берёзой. Подняв глаза, живописец восхитился красотой ветвей. Они запутались в голубой эмали неба. Грабарь позднее писал, что почувствовал в природе лазоревый праздник. Он захотел запечатлеть его на холсте.

3. На картине изображено солнечное утро февраля. Мы видим прекрасную берёзовую рощу. Солнце светит уже по-весеннему. Всё вокруг играет яркими красками. Небо радует синевой. Чувствуется приближение весны, но земля ещё укрыта снегами. На ветвях деревьев лежит лёгкий иней. Он напоминает о том, что ночи ещё морозные.

4. Передний план полотна занимает берёза с изогнутым стволом. Она могучая, с раскидистыми ветвями. Вершина дерева теряется в глубокой синеве. Художник не изобразил верхние ветви. Они как бы не вошли на холст. Этим подчёркнута величина и бесконечная величественность белоствольной красавицы. За большой березой расположены другие. Они будто взбегают на заснеженный пригорок. Мне показалось, что они водят весёлый хоровод. Под ярким солнечным светом берёзы отбрасывают причудливые тени. На заднем плане картины изображена берёзовая роща. Верхняя кромка рощи образует линию горизонта. Поэтому чувствуется простор на полотне.

5. Название картины само говорит о времени года, которое изобразил художник. Именно в феврале в природе выдаются такие яркие дни с лазурным небом. Холода ещё не отступили, но чувствуется грядущее тепло. Воздух уже наполнен дыханием весны, сиянием неба. От этого пейзаж наполнен светом, свежестью и чистотой.

6. Художник так написал картину, словно мы смотрим на неё снизу-вверх. Мастер создал впечатление того, что береза раскинула объятья навстречу тебе. В то же время на картине всё устремлено вверх, к небесной лазури. Именно на неё такая композиция хочет обратить внимание зрителя. У картины богатый колорит. Белый снег имеет множество оттенков от жемчужного до сине-фиолетового. Изображая стволы берёз, мастер кисти тоже использовал множество цветов. Стволы молочно-голубые, нежно фиолетовые и чуть зеленоватые.

7. Автор дал название своей работе — «Февральская лазурь» не случайно. Без этой синевы небес берёзы смотрелись бы совсем по-другому. Не играли бы снега таким разнообразием оттенков.

8. Замысел автора был в том, чтобы показать, как небесная лазурь придаёт радостное весеннее настроение всей картине. Художник хотел, чтобы мы восхитились вместе с ним богатством красоты русского зимнего пейзажа.

9. Картина понравилась своей фантастичной красотой февральского утра, множеством оттенков снега, таинственностью дали. Меня восхищает, как Грабарь сумел сделать простенький пейзаж сказочно-волшебным.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

5 класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока.

В конце учебника открываем цветные вклейки. Находим картину «Февральская лазурь». Кто написал эту картину?  Что изображено на картине? Как одним словом мы можем обозначить изображённое? Да, это пейзаж. Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке, какую цель перед собой поставим (подготовиться к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»).

3. Работа по теме урока.

К какому типу речи относится будущее сочинение? (Описание). Что характерно для описания? (В описании говорится о признаках предметов). Чтобы описание было ярким, выразительным, точным, какую часть речи следует использовать? Почему? (Имя прилагательное) Какие средства выразительности помогут нарисовать словесный пейзаж? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

    Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях   картины природы?

Пейзажист — художник, пишущий пейзаж.

Теперь давайте вспомним, что такое пейзаж?

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

 Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями.

Рассмотрите репродукцию картины.

Что на ней изображено? Какие образы, изображённые на картине, кажутся вам центральными? Центральный художественный образ – березы.

Какой цвет преобладает? Чем вам понравилась картина?

Как называется картина, написанная И.Э. Грабарём? «Февральская лазурь». Автор в названии указал конкретный месяц. Это февраль

А почему художник назвал эту картину именно так? Что значит «февральская лазурь»? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день)

Что такое лазурь?

Лазурь (др. русск. — из греч.) — 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный — лазоревый — голубой.

Сапфировый (цвет) — (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

4. Слово о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь — тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Ясный осенний вечер», «Разъяснивается», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством, любовью к родной земле. «Февральская лазурь» — самый известный пейзаж И.Э. Грабаря. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

          В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», — вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», — подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

5. Беседа по картине.

Рассмотрим репродукцию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

– Каково общее впечатление от пейзажа? (Радостное, праздничное).

– Какие чувства вызывает у вас пейзаж?

— Каков замысел художника? О чём эта картина? (Художник передаёт красоту февральского дня). Какими именами прилагательными можно охарактеризовать этот день? (Необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный)

– Что больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).

– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза)

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные)

– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…»

–Как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый, сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный)

Теперь давайте посмотрим на небо.

– Есть ли на нём облака?

–  Есть ли на картине художник солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет)

– Какого цвета небо вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое)

– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)
– Почему автор изобразил задний план в тёмных, холодных тонах? 
(На заднем плане — царство зимы. Солнце не проникает в чащу)

На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.

6 Лексическая работа.

Подбор синонимы:

Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

7. Работа над композицией сочинения. Давайте составим примерный план сочинения.

 Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся в словесной форме передать настроение автора, его мысли.

Прежде чем начать работать, определим каков тип текста? (Описание)

Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение).

О чём можно написать во вступлении? (Немного о художнике, о его картинах, о том, какой теме посвящена картина «Февральскую лазурь»). Как можно озаглавить этот пункт плана? (Варианты предлагают обучающиеся).

Что собой представляет основная часть? О чём нужно написать в этой части? (Описание солнечного февральского утра, неба, снега, дать описание берёз).

О чём можно рассказать в заключении? (О своём отношении к картине, о том, что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы).

Попробуйте составить план сочинения.

План.

  1. Картина.
  2. Февральское утро.
  3. Красивые берёзы.
  4. Тени на снегу.
  5. Моё отношение к картине.

8. Итог урока.

Постарайтесь в своём сочинении описать картину так, чтобы можно было мысленно представить «Февральскую лазурь», почувствовать красоту русского пейзажа, ощутить ту радость, которую сумел передать художник.

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине

                        И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели: 1) систематизировать знания об  описании  как  типе  речи; познакомить с  жизнью

               и творчеством художника И.Э. Грабаря и изобразительными средствами,

               которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников

               высказывать своё отношение к художественному  произведению, правильно

               оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего

                устного выступления; подготовить учащихся к написанию сочинения; 

            2) развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи;

                развивать мышление, творческое воображение и кругозор учащихся;

            3) воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация; репродукция  картин  

                           И.Э. Грабаря  «Февральская  лазурь», «Иней», «Зимний солнечный день»;

                           учебник русского языка 5 класса Т.А. Ладыженской  и  др.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный

   урок, давайте, подарим друг другу улыбки. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

— Вы знаете, что в русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание и

   рассуждение.

— Давайте вспомним и назовём, что характерно для каждого из этих типов речи?

Типы речи

  • повествование (говорится о действиях и событиях) что произошло?
  • описание (изображаются предметы, люди, животные, природа) какой?
  • рассуждение (излагаются причины явлений, их взаимосвязь) почему?

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над репродукцией картины Игоря Эммануиловича

   Грабаря «Февральская лазурь».

— Что мы будем делать с этой репродукцией? (Мы будем её описывать).

— Следовательно, какой тип речи у нас будет основным на уроке? (Описание).

— Скажите, а какая часть речи поможет нам точно и ярко описать признаки предметов?

  (Имя прилагательное).

— На прошлом уроке мы говорили о том, что все виды искусств имеют жанры. Например, литература, как вид искусства, имеет жанры (стихотворение, басня, повесть). Живопись тоже как вид искусства имеет свои жанры. На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром живописи, как натюрморт. А сегодня мы будем вести речь о другом жанре живописи. О каком? Отгадайте?

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

— А кто знает, что такое пейзаж?

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности.

                  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в

                      литературном произведении.

Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию.

   И.Э. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Учителем И.Э. Грабаря был И.Е. Репин. С 1913 по 1925 гг. руководил Третьяковской галереей.

   Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Яркий осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др.

— Рассмотрите внимательно картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

— Что привлекает ваше внимание на этой картине? (Берёза).

Казалось бы, что может быть необычного в хорошо знакомой нам берёзе. А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно.

   Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, ч поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», — подумал я. Февраль  стал  изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около 2-х с лишком недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба».

— Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний И.Э. Грабаря (упр. 366)

IV. Беседа по картине «Февральская лазурь».

— Обратимся к картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь». Перечислите, что вы видите на

  ней.

— Что привлекает  наше внимание  на переднем плане картины? (Берёза).

— Давайте опишем её. (Берёза – белоствольная красавица. Её ствол немного искривлённый,

  молочного цвета, с чёрными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы.

— Что можем сказать о её ветвях?

— Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья).

— Что можно сказать о других берёзах? (Берёзы – стройные, тонкие, белоствольные,

  статные, ждут весны).

— Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна берёзовая роща).

— Какой день изобразил на своём полотне художник? (Солнечный, ясный).

   Глядя на картину, можно сказать, что солнышко очевидно уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть. Лес вдали, хоть и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать.

— А как выглядит снег на картине И.Э. Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце

  и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый,

  сиреневый, нежно-розовый, голубой, розовый, лазурный).

— Рассмотрите небо. Есть ли на нём облака? (Нет).

— Есть ли на нём солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный

   свет).

— Какого оно цвета вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,

  лазурное, бирюзовое, голубое).

— Давайте сейчас подберём прилагательные, которыми можно описать берёзу, снег, небо.

берёза

ветвистая, тонкая, стройная, молодая, изящная, танцующая, игривая, лёгкая

снег

алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой, сверкающий, лёгкий, рассыпчатый, жемчужный, тихий, лазурный

небо

бездонное, глубокое, грустное, бесконечное, свободное, перламутровое, безоблачное

воздух

чистый, морозный, прозрачный, бодрящий

день

морозный, солнечный, ясный

— Какие краски использовал художник для создания этой картины? Краски переднего

  плана  отличаются от тех цветов красок, которые использовал художник для

  изображения заднего плана? (Задний план картины представлен в тёмных, холодных

  цветах. На заднем плане царство зимы. Свет не проникает в чащу).

— Что такое «лазурь»? Почему картина так названа «Февральская лазурь»?

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Февраль – последний месяц зимы. Февральское солнце – предвестник весны – начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду.

— Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени

  берёз голубовато синими, даже самые стволы берёзок пропитаны голубым воздухом и

  делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны

  природой.

Вывод: на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

V. Составление плана к сочинению.

План

I. И.Э. Грабарь и его картина «Февральская лазурь».

II. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»:

     а) солнечное февральское утро;

     б) старая берёза и её подруги;

     в) описание снега, тени на снегу;

     г) композиция и колорит картины.

III. Мои впечатления от картины.

VI. Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.

— «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив

   просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.

— Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».

VII. Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Для меня было трудным…

Я научился…

Я узнал…

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

  • Сочинение на тему чацкий и фамусовское общество с цитатами
  • Сочинение на тему челкаш
  • Сочинение на тему хезмэт иясе хормэт иясе
  • Сочинение на тему тешам на чеченском языке
  • Сочинение на тему учимся дружить