-
Скачать презентацию (2.98 Мб)
-
378 загрузок -
4.4 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «30 октября — День памяти жертв политических репрессий» по истории, включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 2.98 Мб. Средняя оценка: 4.4 балла из 5. Для учеников 8-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории
Содержание
-
Слайд 1
30 октября —
День памяти жертв
политических репрессий -
Слайд 2
Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября. Мы расскажем об истории появления этой даты, о людях, связанных с ней.
Наше выступление мы бы хотели начать со стихотворения Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, переводчика и литературного деятеля, отбывавшей срок в Воркутлаге: -
Слайд 3
О, моя беспечальная,
Безоглядная Русь!
Про дорогу кандальную
Рассказать не берусь…
Так уж было положено,
Ни за что нас губили.
Но не можем, не можем мы,
Чтоб о нас позабыли!
Нас этапами пешими,
Эшелонами длинными
Гнали в дали кромешные,
Разлучали с любимыми.
До кровавого пота мы
День и ночь чуть не до свету
Безотказно работали,
Ели пайку не досыта.
Нас потоком зловещим
Настигала пурга,
Как ненужные вещи
Заметая в снега.
В безымянных могилах
Мы окончили век…
Кто забыть о нас в силах,
Если он — человек? -
Слайд 4
Клеймо «врагов народа» и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.
День памяти жертв политических репрессий должен быть днем всеобщего траура, потому что жители нашей страны пережили национальную трагедию, которая началась сразу после октября 1917 года. -
Слайд 5
Дата этого дня была избрана в связи с тем, что 30 октября 1974 года по инициативе участника правозащитного движения в Советском Союзе, политзаключенного Кронида Любарского и узников мордовских и пермских лагерей была объявлена голодовка в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенным в тюрьмах и лагерях, и
с тех пор советские политзаключенные ежегодно отмечали голодовкой этот день, называя его Днем политзаключенного. В тот же день советский диссидент, российский правозащитник, политик Сергей Ковалёв собрал в квартире Андрея Дмитриевича Сахарова в Москве пресс-конференцию, на которой было объявлено о проходящей акции.
Кронид Любарский -
Слайд 6
На слайде, который вы видите, фотография не этой конференции, но здесь запечатлен Андрей Дмитриевич Сахаров (в центре) и его единомышленники.
А на пресс-конференции были показаны документы из лагерей, прозвучали заявления московских диссидентов (в советское время — это тот, кто не разделял коммунистической идеологии и преследовался за это), был продемонстрирован свежий выпуск «Хроники текущих событий». -
Слайд 7
Хроники текущих событий» — подпольный правозащитный бюллетень, выходивший в 1968-1983гг. Через несколько месяцев организация этой пресс-конференции станет одним из пунктов обвинения в адрес уже самого Сергея Ковалёва.
С 1987 г. День политзаключенного отмечался демонстрациями, проходившими в Москве и других городах СССР. В частности 30 октября 1989 г. демонстрации прошли в десятках городов от Калининграда до Хабаровска, около 3 тысяч человек со свечами в руках выстроились в виде «живой цепочки», вокруг здания КГБ СССР. Когда участники этой акции отправились шествием на Пушкинскую площадь с целью проведения митинга, они были жестоко разогнаны ОМОНом.
Но уже спустя четыре года Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года
этот день 30 октября был официально установлен как День памяти жертв политических репрессий. -
Слайд 8
Валерий Абрамкин, бывший политзаключенный, ныне известный правозащитник, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, считает, что 30-е октября правильнее было бы называть Днем узника совести, т.к. «при Сталине в политические лагеря отправляли, по большей части, не тех, кто занимался политикой, не тех, скажем, кто боролся за власть или против власти. Это были обычные люди, попавшие в тюрьму просто за то, что хотели жить по правде, по совести.
-
Слайд 9
Или тех, кто, умирая от голода, после уборки урожая тайком выкапывал оставшуюся картошку или подбирал колоски на колхозных полях. Для наших властителей все они были преступниками, т.к. покушались на государственную собственность», так говорил он в одном из интервью.
Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 80-х годов.
Рисунки художника
К. Иванова -
Слайд 10
На сегодняшний день в России приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных. 18 октября 1991 года был принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР с 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба. Закон о реабилитации жертв политических репрессий оправдал более 600 000 политических заключенных из 800 000.
-
Слайд 11
Василий Налимов
Лев Разгон
Виктор Савин
Александр Солженицын
В число реабилитированных вошли и такие известные личности, как писатель Лев Разгон, Коми национальный драматург Виктор Савин, русско-коми философ Василий Налимов, писатель Александр Солженицин и многие другие.
30 октября в нашей стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, возле мемориалов посвященных жертвам политических репрессий. Участие в этих митингах принимают политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях. -
Слайд 12
В Москве траурный митинг ежегодно проходит у Соловецкого камня — гранитного валуна, который привезли с Соловецких островов, из тех мест, где некогда был знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения, и установили 30 октября 1990 на Лубянской площади перед зданием, которое в разное время называлось: ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ.
-
Слайд 13
В Самаре установлен Знак памяти в парке им. Гагарина (при производстве земляных работ в этом парке обнаружено одно из мест массовых захоронений расстрелянных репрессированных).
-
Слайд 14
В Екатеринбурге в 1996 году открыт Мемориал памяти жертв политических репрессий на 12 км Московского тракта.
-
Слайд 15
Санкт-Петербург: Левашовское мемориальное кладбище — место массовых захоронений погибших в годы репрессий.
-
Слайд 16
И много других памятников и памятных знаков в России и странах СНГ, как напоминание о тех трагических событиях.
Установлены такие памятные знаки и на территории Койгородского района. -
Слайд 17
За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Но закончить выступление мы хотим словами Генриетты Дерман — латышской революционерки, политзаключенной, отбывавшей свой срок в Воркутлаге:
Никогда не стареть духом,
Не становиться мелочным.
Что бы ни произошло,
Будь мужественным
И в беде
И в трудностях.
По-настоящему нравственный человек
Не поддается никаким
Обстоятельствам
И не дает себя подавить.
Эти слова звучат как призыв всем людям и жизненное напутствие Вам, молодым.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
23 сентября 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословить на территории России 30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». В соответствии с постановлением, сегодня в храмах Русской Православной Церкви по всему миру совершаются заупокойные поминовения, а в храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных.
Мы публикуем фрагменты из новой книги митрополита Волоколамского Илариона «Святые наших дней», посвященные репрессиям против Церкви в 1920-х и 30-х годах.
20-е годы были временем разгула воинствующего атеизма. Священников арестовывали и расстреливали, храмы закрывали. Репрессии в отношении духовенства начались сразу после октябрьской революции, и уже в ленинскую эпоху российская земля обагрилась кровью многих мучеников.
В 1922 году основатель советского государства писал в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей: «…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
При Сталине гонения на Церковь только ужесточились. Несмотря на декларацию о лояльности, подписанную митрополитом Сергием от лица Русской Церкви в 1927 году, Сталин настаивал на том, что «партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков потому, что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам». Сталин считал, что меры по ликвидации духовенства, принятые при Ленине, были недостаточны:
Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано.
Борьба с религией велась на всех фронтах. Огромными тиражами печаталась и распространялась антирелигиозная литература. Священнослужителей обвиняли в том, что они являются эксплуататорами народных масс, приспешниками мирового империализма, выразителями интересов кулачества, противниками коллективизации и других проектов советской власти.
От своих соратников по партии Сталин требовал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами». Но поскольку массы не спешили оказывать поддержку воинствующему атеизму, были изобретены разнообразные карательные меры, применявшиеся и к духовенству, и к простым верующим.
Мемориальное кладбище на территории расстрельного полигона НКВД СССР «Коммунарка» в Москве
Источник: Евгений Биятов / РИА Новости
Детям в школе внушали, что Бога нет, а человек произошел от обезьяны. Религиозные предрассудки объявлялись несовместимыми с советским строем, детей заставляли писать сочинения на антирелигиозные темы. В декабре 1928 года газета «Правда» публиковала следующие директивы: «Школа должна пропитать всё воспитание детей элементами антирелигиозности, помогая ребенку освобождать себя от влияния церкви, которое проводится через семью, и теми многочисленными средствами, которые находятся в распоряжении религиозных организаций».
Для борьбы с религией была создана всероссийская организация — Союз воинствующих безбожников. В сентябре 1929 года газета «Безбожник» по итогам второго съезда этой организации писала:
Не должно быть ни одного предприятия, ни одного совхоза, колхоза и части Красной Армии без ячейки Союза воинствующих безбожников, не должно быть ни одной школы без такой ячейки, не должно быть ни одного пионерского отряда без детской группы безбожников.
В соответствии с постановлением советского правительства от 15 февраля 1930 года «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» местным органам власти было предписано усилить контроль за руководителями религиозных общин, выявлять в этих общинах лиц, «враждебных советскому строю». По всей стране прокатилась очередная волна закрытия храмов, арестов духовенства. Многих приговаривали к двум-трем годам лишения свободы или высылки в «места отдаленные», в частности, в Казахстан.
Но самые массовые репрессии постигли Церковь в годы Большого террора 1937–38 годов. 30 июля 1937 году вышел оперативный приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». В преамбуле документа говорится: «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне… осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений…» В число категорий, подлежащих репрессиям, приказ включает «наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу», а также «все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне». Приказ устанавливает две категории репрессируемых: подлежащие расстрелу и подлежащие заключению на срок от восьми до десяти лет. Приказом также устанавливается конкретное количество лиц, подлежащих репрессии, для каждой республики СССР и для каждой области внутри РСФСР. В частности, для Московской области (включая Москву) установлена квота в 5 тысяч лиц первой категории и 30 тысяч второй, итого 35 тысяч. Операция, согласно приказу, должна была начаться 5 августа и завершиться в четырехмесячный срок. В общей сложности репрессии подлежало 266 230 человек.
Читайте также: «Последний день приговоренного к смерти». Рассказ митрополита Илариона о жизни и мученичестве священника Константина Любомудрова
Расстрелы и репрессии по разнарядкам, в соответствии с заранее прописанными цифрами — до такого еще не додумался ни один диктаторский режим. По сравнению с ленинскими неконкретными указаниями («чем большее число удастся нам расстрелять, тем лучше») это был несомненный и значительный шаг вперед в конкретизации задач, стоящих перед карательной системой, аналогов которой по жестокости и масштабу репрессий не было в предшествующей мировой истории.
Установление квот на количество репрессируемых заставляло карательные органы работать с утроенной энергией, так как недобор мог привести к репрессированию самих исполнителей. Антисоветские элементы выискивались повсюду, в том числе, конечно, в среде духовенства, и не только в деревнях, но и в городах. Следственные дела при этом фабриковались «на коленке», свидетельские показания собирали с крайней поспешностью, никакой видимости судебного процесса не было, приговор выносился «тройкой» НКВД и сразу же приводился в исполнение.
На пленуме ЦК ВКП(б) в октябре 1937 года был поднят вопрос об опасности религиозных организаций для предстоящих выборов в Верховный Совет СССР. В связи с этим пленум предписал НКВД «в ближайшие дни обеспечить оперативный разгром церковного и сектантского контрреволюционного актива». Работа по выявлению антисоветского элемента среди духовенства стала еще более интенсивной.
Акция «Колокол памяти» у мемориала «Стена скорби» на проспекте Сахарова в Москве в День памяти жертв политических репрессий
Источник: Григорий Сысоев / РИА Новости
Репрессии против верующих, как и против других категорий граждан, контролировались лично Сталиным. Так, например, получив копию письма редактора газеты «Звезда» о деятельности Церкви в Белоруссии, Сталин написал резолюцию наркому внутренних дел Ежову: «Надо бы поприжать господ церковников». Вскоре вождь получил от наркома отчет о проделанной работе, согласно которому в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31 359 «церковников и сектантов», из них митрополитов и епископов — 166, «попов» — 9116, монахов — 2173, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 19 904. Из их числа приговорено к расстрелу 13 671 человек, из них епископов — 81, «попов» — 4629, монахов — 934, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 7004.
Комментируя эти цифры, Ежов писал Сталину:
В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь… Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов.
Но операция, на реализацию которой отводилось четыре месяца, была продлена еще на год. Первоначально намеченные квоты при этом были многократно превышены, карательные органы работали ударными темпами. Точное число репрессированных в 1937–38 годах остается неизвестным, и подлинные масштабы сталинского геноцида против собственного народа, включая духовенство, можно понять лишь по отдельным фактам.
Так, например, на одном только Бутовском полигоне с августа 1937 по октябрь 1938 года расстреляли 20 761 человека. Но расстреливали и в Коммунарке, и в других местах. Всего за этот период в Москве, по данным НКВД, расстреляли не менее 29 200 человек, то есть в шесть раз больше намеченной в приказе № 00447 квоты по Москве и области.
Священнослужители составляли заметную часть приговоренных к «высшей мере социальной защиты», как тогда официально именовался расстрел. В одном только Бутово было расстреляно 374 священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви.
Под конец карательной операции НКВД Русская Церковь была практически полностью разгромлена. На всей территории СССР оставалось около ста действующих храмов и всего четыре правящих архиерея. Монастыри и духовные школы были закрыты, большинство храмов либо ликвидировано, либо отдано под нужды светских организаций.
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион, «Святые наших дней» (С. 22–26, 111–116).
30 октября 2021 г. 18:48
В календаре Русской Православной Церкви появилась новая памятная дата — день особого поминовения православных христиан, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в советские времена. Заупокойные богослужения по ним теперь будут совершаться повсеместно в российских храмах 30 октября, когда в стране на государственном уровне отмечается День памяти жертв политических репрессий. Решение об этом было принято на прошедшем 23-24 сентября заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. О том, для чего нужно хранить память о людях, которые в XX веке стали жертвами массовых репрессий, в прямом эфире радио Sputnik рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
— Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Владыка, в чем отличие этой новой памятной даты — дня особого поминовения православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении в советские времена? Разве прежде Церковь не поминала пострадавших в годы гонений, в частности, в советские времена?
— Конечно, Церковь поминала жертв политических репрессий и раньше. Есть день — воскресенье, следующее за 25 января по старому стилю, — когда совершается поминовение всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. Совершается такое поминовение в соответствии с определением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Вместе с новомучениками и исповедниками мы поминаем и всех безвинно пострадавших.
Так как сейчас в Российской Федерации на государственном уровне существует день поминовения жертв репрессий, то Священный Синод Русской Православной Церкви по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, который является председателем Церковно-общественного совета при Патриархе по увековечению памяти новомучеников и исповедников, принял решение установить еще один ежегодный день совершения заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. То есть речь идет не только о тех, которые почитаются как новомученики и исповедники, но и о всех невинно пострадавших. Иначе говоря, речь идет о миллионах людей.
Синод определил, чтобы в этот день в Патриаршем кафедральном соборе Храма Христа Спасителя совершалась Божественная литургия и панихида архиерейским чином, во всех епархиях совершались заупокойные богослужения, а в храме на Бутовском полигоне, который является одним из главных центров хранения памяти о новомучениках и исповедниках и о всех безвинно убиенных, также в этот день совершалась Божественная литургия и панихида. Заупокойные богослужения должны совершаться и в духовных академиях и семинариях с участием учащихся, и в приходских храмах, и в монастырях.
— Важно ли поминать жертв других эпох? Или Церковь это и так делает?
— Церковь поминает всех безвинно пострадавших и вообще всех усопших. Но когда мы говорим о поминовении жертв репрессий, то здесь речь идет о конкретной и весьма многочисленной категории наших граждан, которые пострадали. Ведь эти репрессии часто замалчиваются, а количество пострадавших и погибших существенно преуменьшается. Вообще, если сейчас спросить молодежь, студенчество, знают ли они что-нибудь о репрессиях, то немногие смогут сказать о том, что происходило у нас в 20-е, 30-е, 40-е и в 50-е годы. А ведь репрессии продолжались от начала революции 1917 года и вплоть до смерти Сталина.
— С христианской точки зрения, насколько важно установление справедливости, то есть наказание или порицание виновных в этих репрессиях? Или все же главное — это прощение и примирение?
— Понятия «прощение» и «примирение» вовсе не означают забвение, согласие с ложью, или то, что мы не должны называть вещи своими именами. Когда в 2000 году Церковь канонизировала новомучеников и исповедников, она назвала своими именами и гонителей, и гонимых. Причислив к лику святых сразу большое количество людей, которые были известны по именам, мы сказали и о том, что очень много остается и, наверное, останется неизвестных людей, ибо точную цифру пострадавших сегодня не знает никто. Поэтому мы приняли решение о том, чтобы причислить к лику святых всех — и тех, чьи имена мы знаем, и тех неизвестных людям, но ведомых Богу, которые пострадали как мученики и как исповедники, до конца сохранив верность Христу.
В 90-е годы была проделана огромная работа (которая продолжилась в 2000-е годы) по сбору материалов по канонизации новомучеников. Ведь важно понимать, что не все, ставшие жертвами репрессий, совершили мученический или исповеднический подвиги. Были и те, кто отрекся от веры, на допросах выдавал других людей. Поэтому следственные дела необходимо было изучить очень тщательно. Причем иногда оказывалось, что следственное дело одного человека не выявляло за ним каких-то нравственных пороков или того, чтобы он, например, доносил на других людей, но позже это выяснялось из следственных дел других людей.
Поименно почти две тысячи человек были причислены к лику святых, а тех, чьи имена неизвестны людям, но они известны Богу как мученики и исповедники, мы тоже почитаем в этом качестве.
Что же касается особого поминовения православных христиан, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в советские времена, которое установлено сейчас, то оно, прежде всего, направлено на заупокойное поминовение людей, не причисленных к лику святых, но ставших жертвами репрессий. В Церкви мы молимся святым, а людей неканонизированных — поминаем за упокой. И сегодня — день заупокойного поминовения всех безвинно пострадавших.
— Почти 70 лет прошло со смерти Иосифа Сталина, но его имя до сих пор порождает множество дискуссий. У Русской Православной Церкви есть однозначная позиция по личности Иосифа Сталина?
— Есть, конечно, официальная позиция Церкви, которая была выражена на Архиерейском Соборе 2000 года, когда были названы своими именами и гонители, и гонимые. Считаю, на этой позиции мы и должны основываться. Но, к сожалению, люди у нас зачастую склонны больше верить мифам, чем цифрам и фактам.
Распространяются всевозможные мифы, в том числе и в церковной среде, о том, что Сталин якобы покаялся, что он вообще был тайным христианином, ходил к блаженной Матронушке, что у него была чуть ли не домовая церковь, где он каждый день молился.
Но ведь есть факты. И эти факты известны. Они опубликованы. А есть и всякая мифология. Например, говорят, что Сталин не знал о репрессиях против Церкви и что их совершали якобы другие люди от его имени. В это очень многие продолжают верить. Поэтому вокруг личности Сталина так много мифов. Его героизировали, особенно в связи с победой в Великой Отечественной войне. Мы не должны умалять значение этой победы, но мы не можем закрывать глаза на чудовищные репрессии, которые, конечно же, проводились по прямому указанию этого человека.
Могу привести пример. Это репрессии 1937-38 годов. В 1937 году был издан особый приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Среди «других антисоветских элементов» были упомянуты «церковники». Кто такие «церковники»? Прежде всего, это представители духовенства, в основном православного, но не только.
Каждому региональному управлению НКВД предписывалось репрессировать определенное количество человек. Были установлены квоты на репрессии, но они определяли не число репрессированных, которое нельзя превысить, а, наоборот, число, которое надо достичь. Квоты были установлены в Москве, Московской области, в других регионах.
План предписывал арестовать в общей сложности около 250 тысяч человек, но в результате карательные органы значительно превысили первоначальные квоты на репрессии. Есть конкретные цифры: только с августа по ноябрь 1937 года было репрессировано 31 359 «церковников и сектантов», в том числе митрополитов и епископов — 166, «попов» — 9 116, монахов — 2 137, «церковно-сектантского кулацкого актива» почти 20 тысяч. Из этого числа приговорено к расстрелу свыше 13 тысяч. Из них епископов 81, священников 4 629 и так далее.
Эти цифры фигурируют в документах НКВД. Вопрос: знал об этом Сталин или нет? Ежов докладывал Сталину: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат Православной Церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало Церковь». Неужели этот доклад не дошел до Сталина? Ведь он сам писал резолюции. «Надо бы поприжать господ церковников», — писал Сталин Ежову. Поэтому совершенно очевидно, что Сталин был в курсе дел и знал о том, что происходило — знал об этих квотах, ибо лично их утверждал. Поэтому ответственность Сталина за репрессии совершенно очевидна. Она может быть неочевидна только для тех, которые хотят верить мифам, а не цифрам и фактам.
— Владыка, скажите, а как Церковь относится к людям, которые причисляют себя к православным христианам, но одновременно исповедуют коммунистические взгляды? Считает ли Церковь, что одно исключает другое или же допускает подобное?
— В Церкви должно быть место для людей самых разных политических ориентаций, взглядов. Было бы неправильно, если бы мы ассоциировались с конкретной политической программой или говорили, что та или иная идеология не позволяет людям быть в Церкви.
Среди современных членов коммунистической партии есть люди, которые ходят в церковь, участвуют в богослужениях. В этом нет ничего плохого. Наоборот, мы это всячески приветствуем. У нас каждый год проходит Всемирный русский народный собор под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На Соборе выступают члены всех политических фракций Государственной Думы. Это не только представители «Единой России», но и коммунисты, и ЛДПР, и другие партии, то есть возможность высказаться предоставляется каждому.
При входе в храм никто ни у кого не спрашивает: ты коммунист или беспартийный, ты признаёшь сталинские репрессии или не признаёшь? Другое дело, конечно, что необходимо вести просветительскую работу, потому что люди должны знать о том, что реально происходило в нашей стране. Думаю, что решение Синода, которое мы приняли в сентябре, как раз на это и направлено, чтобы память о безвинно пострадавших сохранялась в нашей Церкви.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Сегодня в России отмечается День памяти жертв политических репрессий, утвержденный Указом президента в 1991 году. Нынешнее поколение, возможно, не знает о нем или воспринимает как нечто архаичное. Между тем для очень многих людей, чьи семьи попали под машину репрессий, этот день – единственная горькая память о пережитом.
Прерванный полёт
Бронзовая птица с подбитым крылом, опутанная колючей проволокой, уже никогда не взлетит. Этот памятник в центре города, установленный в 1995 году, многие из астраханцев видели, но далеко не все могут сказать, кому и зачем он поставлен.
Ежегодно 30 октября к нему привлекают внимание местное телевидение и пресса. Авторы памятника — члены союза архитекторов России А. И. Федорченко и В. В. Христофоров, скульптор — член Союза художников России Г. И. Потапов. Памятник был установлен на средства администраций Астраханской области и города Астрахани, а также председателя правления Облрыболовпотребсоюза В. И. Глазова и личные пожертвования.
Страшные цифры, несчастные судьбы
Сегодня рассекречено множество архивов, в открытом доступе – тысячи документов, и можно без труда ознакомиться со страшными цифрами террора против собственного народа. «Годами и десятилетиями репрессивная коса государства выкашивала из жизни, калечила и губила рабочих, крестьян, рыбаков, домохозяек, уборщиц контор, сторожей баз и складов, секретарей-машинисток, портовых и пристанских грузчиков, извозчиков, фельдшеров, кустарей-ремесленников, путевых обходчиков, студентов, учащихся школ и техникумов, сельских учителей, библиотекарей, — тех, кого называют простым народом», — говорится в предисловии к первому из четырех томов Книги памяти жертв политических репрессий Астраханской области.
Мы зачастую вспоминаем о «большом терроре» 1937 года, но репрессии начались гораздо раньше. В 1918-1922 гг. тысячи людей обвинялись в преступлениях против революции; в 1930-33 гг. 9 тысяч крепких работящих крестьянских семей, примерно 60 тысяч человек, от младенцев до стариков, прошли через «ликвидацию кулачества как класса». Комиссиями сельских советов были определены контрольные цифры хозяйств, подлежащих раскулачиванию в Астраханском крае. Планировалось раскулачить примерно 5-6% всех ловецких и земледельческих хозяйств, всего 5491, на каждый район расписывались собственные плановые цифры. В 1941 г., руководствуясь национальным признаком, выселению подвергли семьи немцев. Одновременно с ними через те же лишения прошли тысячи астраханцев, признанные «социально опасными». В 1943 году насильственно, в течение одного-двух дней были выселены тысячи калмыцких семей, проживавших на территории нашей области.
ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ
За несколько десятилетий Советской власти на территории Астраханской губернии (1918 — 1928 гг.), Астраханского округа (1928 — 1943 гг.), Астраханской области (с 27 декабря 1943 г.) были подвергнуты политическим репрессиям 51275 человек.
Жернова карательного механизма без устали перемалывали жизнь людей. Некоторые исчезли бесследно. Другие возвращались через много лет с подорванным здоровьем, сломленными на всю жизнь и умирали, не успев дождаться официального документа о реабилитации.
ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ
В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. С этого времени расстрелы «врагов народа» в нашем крае прекратились, исчезли из приговоров 10-, 15-, 20-, 25-летние лагерные сроки. Социализм постепенно начал приобретать «человеческое лицо», но без преследования инакомыслящих обойтись все-таки не мог. В этот период (1953 — 1986 гг.) у нас был репрессирован 71 человек.
Репрессии в нашем крае начались в 1918-м и закончились в 1986-м, т. е. длились 68 лет.
Без предъявления конкретного обвинения
Работу над созданием Книги памяти жертв политических репрессии вели на протяжении многих лет члены Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Администрации Астраханской области, группа архивной службы Управления ФСБ РФ по Астраханской области, члены региональной общественной организации «Мемориал». Несколько лет шла оцифровка материала сотрудниками областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, и сегодня на сайте библиотеки можно ознакомиться с четырьмя томами, объединенными одной темой: «Из тьмы забвения». Из этой тьмы на свет вышли не просто 50 тысяч имен – 50 тысяч разных судеб.
Кто-то из потомков, возможно, именно в этой книге нашел родное имя и впервые узнал о судьбе дорогого человека.
Я открыла ее навскидку: ЯНВАРЕВ Василий Андреевич. Проживал в Астрахани. Арестован в связи с выступлением рабочих города против Советской власти в марте 1919 г. Без предъявления конкретного обвинения расстрелян 13 марта 1919 г. по списку, утвержденному начальником Особого отдела при Реввоенсовете Каспийско-Кавказского фронта. Реабилитирован в 1996 г.
Без предъявления конкретного обвинения! А это — с конкретным обвинением:
ШУБА Андрей Зиновьевич. Родился в 1897 г., украинец, образование высшее, член ВКП(б), директор РыбВТУЗ’а, проживал в Астрахани. Арестован и обвинен как организатор и руководитель антисоветской организации. Военной коллегией Верховного Суда СССР 27 июля 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован в 1957 г.
В феврале 1938 года было арестовано 18 человек из Астрыбвтуза. По данным следствия, организация «правых троцкистских диверсантов-вредителей» с центром в рыбвтузе насчитывала около 70 человек. Астраханским окружным отделом НКВД были привлечены к уголовной ответственности 24 человека. Девять приговорены к расстрелу. Ещё девять арестованных получили различные сроки наказания от 15 до 3 лет. Два профессора — Киселевич и Архипов умерли в ходе следствия в 1938 году.
Несколько лет назад на территории Астрыбвтуза, нынешнего АГТУ, был открыт памятный знак репрессированным преподавателям и студентам.
Прошлое рядом
Прошлое живет в названиях астраханских улиц, до сих пор носящих имена тех, кто одним росчерком пера подписывал расстрельные списки, напоминает о себе историями старых домов.
В этом доме на улице Советской какое-то время жили семьи «врагов народа», легендарных военачальников Ионы Якира и Яна Гамарника, застрелившегося накануне ожидаемого ареста. Его смерть не избавила семью от наказания. В Астрахань были сосланы также семьи Тухачевского, Уборевича, жена Бухарина, в то время еще не осужденного, дочь знаменитого большевика Юрия Ларина, захороненного у Кремлевской стены, жена Карла Радека…
В 1935 году, после убийства Кирова, в астраханскую ссылку прибыло около четырех тысяч семей из Ленинграда, среди них было немало бывших дворян, купцов, священников. Жилось им трудно. На работу их не брали, а жить на что? Устраивались кто куда. Продавали уцелевшие ценности. Сын Якира, Петя, был счастлив, когда удалось выручить сто рублей за редкое издание книги «Слово о полку Игореве» — захватил ее в ссылку наверняка не для продажи, но пришлось…
Детей размещали в детприемнике НКВД, здание которого на ул. Казанской сохранилось как страшное напоминание о репрессиях.
Жизнь ЧСИР («член семьи изменника Родины») с ужасающими подробностями описал в своей книге «Детство в тюрьме» Пётр Якир, ставший впоследствии историком, участником правозащитного движения.
До боли знакомые лица
Елена Дмитриевна Жукова, дочь репрессированного в 1938 году Дмитрия Поликарповича Зарубея, работавшего главным инженером завода им. Карла Маркса, и сосланного на 20 лет в Магадан. Ей было 17 лет, когда отцу позволили спецпоселение на Колыме же. Уже умер Сталин, но Дмитрий Зарубей, как и тысячи других осужденных, продолжал отбывать срок. Что такое спецпоселение? Он продолжал жить под присмотром, но не за колючей проволокой. Ему позволили вызвать семью. И тогда мама с двумя уже взрослыми дочками поехала в Магадан.
Вот так они и встретились. По сути, впервые. Ведь Лене было всего восемь месяцев, когда арестовали отца.
Спустя годы, переехав на родину в Астрахань, Елена Дмитриевна стала координатором регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений школьников «Человек в истории. Россия, ХХ век». Этот конкурс проходит в России уже 20 лет.
Ей хотелось, чтобы старшеклассники не просто знали прошлое, но понимали, что семейная история – это их участие в сохранении памяти поколений. У каждого региона страны оказались свои болевые точки. Юг России, Поволжье – это две доминирующие темы: голод и раскулачивание. Эти темы, конечно, присутствовали и в работах юных историков нашей области. Рассказывая о трагических и сложных страницах истории, их авторы достигли главного: обрели внутреннюю свободу. Астраханские школьники не раз побеждали в престижном конкурсе.
«Историю невозможно переписать набело, — считала Елена Дмитриевна. — Но есть один способ избежать новых трагических ошибок – стараться по возможности честно и беспристрастно говорить о пережитом».
Лидию Андреевну Логачёву и Веру Аркадьевну Брусарска тоже объединяли общие воспоминания. Веру, дочь сосланного на Соловки дьякона, разлучили не только с матерью (ее позже тоже сослали), но и с сестрой. Родителей своих она больше так и не увидела, а сестру нашла через 42 года! Тяжелая судьба была и у Логачевой. Но обеих женщин спасла и объединила работа в городской общественной организации Память сердца». Они много делали для того, чтобы облегчить жизнь «товарищей по несчастью». И в том, что в Астраханской области существуют, пусть и незначительные, льготы для переживших репрессии, есть и их заслуга.
Память сердца
Чем дальше от нас прошлое, тем больше у кого-то соблазн забыть его трагические страницы. Сейчас то и дело возникают споры по поводу роли Сталина в судьбе нашей страны. Многие с восторгом говорят о «крепкой руке», и как-то забывается, что тоталитарный режим власти принес страшную беду тысячам астраханских семей. Об этом документально и поименно свидетельствует скорбная статистика Книги памяти.
А ведь ещё открыты не все архивы. И кому-то важно знать, ЧТО и КАК было с родными людьми и родной страной. Без гнева и пристрастия люди хотят вглядеться в прошлое, чтобы жить без страха в настоящем. Чтобы больше никогда не повторялось то, что до сих пор откликается болью в сердце.
Внеклассное мероприятие.
Лекторий на тему:
«30 октября – День памяти жертв политических репрессий»
Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера со стороны государственных органов (тюремное заключение, ссылка, расстрел).
Учитель:
День 30 октября – это не праздник, а День памяти и скорби, так как в годы тоталитарной системы в СССР было уничтожено миллионы советских граждан. Исследователи выделяют несколько этапов репрессии:
1 волна — уничтожение крестьянства ( процесс раскулачивания).
1927-1928 годы в стране продовольственный кризис, предстояло перестроить сельское хозяйство. Этот процесс в истории получил название коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». С января 1930года комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) разделила всех кулаков на три категории:
1- «контрреволюционный кулацкий актив», их надо было немедленно изолировать в исправительно – трудовые лагеря (высшая мера наказания);
2 — лояльные к Советской власти, самые богатые – высылались в отдаленные местности с конфискацией имущества;
3 — попадала любая зажиточная семья, их переселяли на необработанные участки земель.
Число ликвидированных кулацких хозяйств – 15-20% ( на Украине в 1930г. было ликвидировано 200 тыс. кулацких хозяйств).
Первая волна – уничтожение кулачества закончилась.
СПРАВКА: кулачество – деревенская буржуазия, использовавшая в хозяйстве чужой труд, возникло при расслоении крестьянства после реформы 1861года.
При коллективизации были допущены ошибки и пострадали середняки.
1932год – неурожай, власти обвинили крестьян в укрывательстве зерна, в подрыве советского строя, в саботаже хлебозаготовок. Смещали председателей правления колхозов, отправляли их на несколько лет в ссылку.
1932-1933годы — массовый голод (Украина, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан) — умерло 7-8миллионов человек.
Власти скрывали этот факт от народа. В прессе не было сообщений о голоде.
Таким образом в основе репрессий по отношению к крестьянству лежали идеологические соображения. Советская власть рассчитывала освоить малообжитые районы страны, 50% кулаков «спецпереселенцев» направлены на работы в лесную и горнорудную промышленность, на первые стройки пятилетки.
БОЛЬШОЙ ТЕРРОР
1934г. – объявлено «искоренение пережитков капитализма в сознании людей». Применяли систему принудительного труда: лагеря, расстрелы, раскулачивание – тысячи людей соприкасались с этой системой, верили в ее необходимость, так как уничтожался «классовый враг».
Вторая волна – «чистка» партий, с лета 1933года, она нацелена на выявление скрытых врагов. Партия становилась непогрешимой, а любое невыполнение приказов – объявлялось саботажем. Поводом к террору стало убийство Кирова (руководителя Ленинградской партийной организации). Разрешили сокращать срок следствия до 10 дней, рассматривать их в отсутствие обвиняемых и выносить смертный приговор. Во все парторганизации было распространено мнение о существовании заговора троцкистов, зиновьевцев. Началась очередная чистка (борьба с контрреволюцией).
Январь 1937год — происходил второй открытый Московский процесс против троцкистов. Всего с января 1937 по декабрь 1938гг. было арестовано 7 миллионов человек. К январю 1937года в тюрьмах и лагерях находилось около 5 миллионов человек, это время начала массовых расстрелов
(за 2года умерло и расстелено около 3миллионов человек;
за 1938год – 8миллионов человек).
Массовое уничтожение людей, особенно специалистов, привело к печальным результатам. 1937-38гг. — высший и средний комсостав практически истреблен (Справка: из 16генералов – осталось 2; 80тысяч красных комиссаров – осталось 35тысяч).
8декабря 1938года Ежов смещен, пришел на смену его Берия, размах репрессий сократился, но система осталась незыблемой. С этого времени лагерная экономика стала неотъемлемой частью экономики страны. Заключенный должен был производительно трудиться.
Репрессии 1937-38гг. В Европе расценили как проявление внутреннего кризиса в СССР.
Третья волна:
Во время Великой Отечественной войны гонения продолжались. После освобождения Северного Кавказа виновными в пособничестве захватчикам объявлены народы, к ним применили испытанное наказание – выселение. Начали готовиться осенью 1943г., определили места выселения. В конце 1943-44гг. в Сибирь были высланы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, в ноябре 1944года – из Грузии турок – месхетинцев.
С 1944года началась массовая волна репрессий: по классовому и национальному признакам. Затронули народы Крыма, Северного Кавказа. Всего выселено 700тысяч человек в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан.
ДЕПОРТАЦИЯ проводилась самым жестоким образом: на сборы людям иногда давали считанные минуты, бесконечно долго везли в товарных вагонах к месту назначения и выбрасывали практически на голой земле.
Определение: депортация — (лат. — вывоз) – принудительное перемещение лица за пределы государства. Применяется по отношению к иностранцам находящимся на территории государства без соответствующего разрешения или к «категориям нежелательных лиц».
После присоединения к СССР Западной Украины и Прибалтики (1939год) там начались те же процессы: коллективизация, террор, массовые высылки.
Расцвел русский национализм в послевоенные годы. Он нужен был еще и как оправдание политики изоляционизма, т.к. советское руководство не желало распространения «тлетворного влияния Запада», ведь любому солдату было очевидно, что в Западной Европе простые люди жили богаче.
В Советском Союзе зародились надежды у народа о роспуске колхозов. Выиграв войну, народ надеялся, что отныне государство будет с ним считаться. Но всякий либерализм угрожал личному режиму Сталина.
В 40- х годах началу 50-х годов – мрачное время в истории СССР: установлен жесткий идеологический контроль. Партийная идеология сочетала великодержавие, национализм и приверженность к марксизму – ленинизму. В ее основе — культ Вождя.
После войны из села выжимали все, ничего не давая взамен, в 1946году-неурожай и голод. В 1947году началась кампания против «формализма» – осмеянию и осуждению подвергались все деятели искусства и литературы, отклоняющиеся в своем творчестве от примитивного жизнелюбия (они изгонялись из союза писателей, художников, музыкантов). Ученых тоже репрессировали. В августе 1948г. жесткая чистка в партии. Делается все, чтобы вытравился из памяти героизм. Развернулась травля еврейской интеллигенции, проводили сотни арестов, накала кампания достигла в 1952году, обвинили еврейских деятелей культуры в попытке организовать саботаж. В январе 1953года расследуется «дело врачей — убийц», которые якобы настроены против высшего руководства страны.
Возможно, готовились и новые репрессии, но умирает Сталин 5марта 1953года, последующий политический режим характеризуется как «оттепель».
Вывод – за годы сталинского режима и репрессий миллионы граждан нашей страны умерли от голода, стали заключенными лагерей, умерли, были депортированы, их просто лишали человеческих прав, однако люди верили в светлое будущее, не осознавая порой, что стоят его на костях миллионов таких же несчастных, как они сами.
Зав.библиотекой Жердевского колледжа сахарной промышленности Морякина О.А.(г.Жердевка)