Сочинения по направлению Преступление и Наказание — вечная тема
Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению
Сочинение на тему:
Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Сочинение на тему: В чём различие между ошибкой и преступлением?
Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.
Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.
Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.
Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.
У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.
Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».
Сочинение на тему: Всегда ли можно оправдать преступление
Сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Война и мир».
Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника?
Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.
Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей.
Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.
В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.
Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.
Сочинение на тему: Проблема ответственности человека за свои проступки
Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.
Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся к басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.
Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они «Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет».
Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.
Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот — человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.
Сочинение на тему: Совместимы ли гений и злодейство
Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина?
Могут ли гении совершать злодейские поступки?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.
Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.
Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.
В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.
В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.
Примеры итоговых сочинений на тему
Преступление и Наказание — вечная тема
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
ЧÑо можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением? Ðа мой взглÑд, опÑеделение данного понÑÑÐ¸Ñ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ñеловека ÑвоÑ. Ðо Ñ ÑÑиÑÐ°Ñ ÑÑо «пÑеÑÑÑпление» — ÑÑо поÑÑÑпки, коÑоÑÑй пÑоÑивоÑеÑÐ°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°Ð¼ и пÑеÑÑÑпаÑÑ ÑеÑÑÑ Ð½ÑавÑÑвенноÑÑи, вÑзÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑеобÑÑÑ ÐºÑиÑикÑ. Ðаже без кÑиÑики, Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑийÑи к ÑомÑ, ÑÑо Ñам Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑибкÑ, за коÑоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ. Ðак минимÑм, Ñвоим дÑÑевнÑм покоем, Ñо еÑÑÑ Ñеловека бÑÐ´ÐµÑ Ð¼ÑÑаÑÑ ÑовеÑÑÑ. Ðо не вÑегда ÑовеÑÑÑ Ð¿ÑиводиÑÑ Ðº ÑаÑкаÑниÑ. ÐбÑаÑимÑÑ Ðº Ñ
ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ Ð¼Ð¾Ð¸ вÑÑказÑваниÑ.
РпÑавилÑноÑÑи ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± оÑÑÑÑÑÑвии ÑаÑкаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐ±ÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ñоизведение ÐлекÑандÑа СеÑгеевиÑа ÐÑÑкина, «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка». ÐÑди ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо война позволÑÐµÑ Ð²ÐµÑÑи ÑÐµÐ±Ñ Ñак, как ÑÑебÑÐµÑ Ñого «военное вÑемÑ». Ðднако, иÑ
дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ пеÑеÑÑаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑми, Ñо еÑÑÑ Ð½ÐµÑÑÑ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и пÑоÑивопÑавнÑми Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи. ÐапÑимеÑ, ÐлекÑей ШвабÑин, пÑикÑÑваÑÑÑ Ð±ÑнÑом, ÑанÑажиÑÑÐµÑ Ð¸ ÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑоÑив воли ÐаÑÑÑ ÐиÑоновÑ. Ðока в кÑепоÑÑи ÑаÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÑазбеÑиÑ
а новой влаÑÑи, ÐлекÑей пÑиÑÐ²Ð°Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñебе пÑаво ÑаÑпоÑÑжаÑÑÑÑ ÑÑжими ÑÑдÑбами. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐаÑÑи взаимноÑÑи, геÑой Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÐ¹ ÑолÑко Ñ
леб и Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ заÑоÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ в полноÑеннÑÑ ÑÑÑÑмÑ. Ðн ÑгÑÐ¾Ð¶Ð°ÐµÑ ÐµÐ¹, ÑÑо вÑдаÑÑ ÑÐ°Ð¹Ð½Ñ ÐµÐµ пÑоиÑÑ
Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обÑеÑÐµÑ ÐµÐµ на Ð¿Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ Ð² ÑÑкаÑ
мÑÑежников. ÐаÑÑÑ Ð½Ðµ ÑдаеÑÑÑ Ð¸ ÑеÑÐ¿Ð¸Ñ Ð¶ÐµÑÑокое оÑноÑение, пока ее не оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐеÑÑ. Ðа пÑоÑÑжении вÑего пÑоизведениÑ, ШвабÑин и не дÑмал о Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑаÑкаÑÑÑÑÑ Ð¾ ÑодеÑнном. ÐоÑÑÑпок ÐлекÑÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ в ÑÑловиÑÑ
воÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑежников оÑениваеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñно: геÑой Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð² пÑеÑÑÑплении, и в Ñинале он поплаÑилÑÑ Ð·Ð° него.
ÐамеÑаÑелÑнÑм пÑимеÑом, иллÑÑÑÑиÑÑÑÑим пÑоÑивоположное пÑедÑдÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоизведениÑ, ÑвлÑеÑÑÑ Ñоман ФÑдоÑа ÐиÑ
айловиÑа ÐоÑÑоевÑкого, «ÐÑеÑÑÑпление и наказание». ÐлавнÑй геÑой â Родион РаÑколÑников ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление, ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑаÑÑÑ
Ñ-пÑоÑенÑÑиÑÑ. Ðлавной пÑиÑиной ÑÑого ÑбийÑÑва ÑÑала ÑеоÑиÑ, коÑоÑÑÑ Ð²Ñдвигал РаÑколÑников. СÑÑÑ ÑеоÑии в Ñом, ÑÑо еÑÑÑ Ð»Ñди, коÑоÑÑе Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñаво ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾ Ð¸Ð¼Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ
Ñелей, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ они и менÑÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¸Ñ. ÐÑÑÐ³Ð°Ñ Ð¶Ðµ каÑегоÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей — Ñе кÑо Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑинÑÑÑÑÑ. РаÑколÑников оÑибоÑно оÑÐ½ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ðº ÑазÑÑÐ´Ñ Â«Ð¿Ñаво имеÑÑиÑ
» и ÑовеÑÑил пÑеÑÑÑпление, за коÑоÑое ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñли ÑгоÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¸ мÑки ÑовеÑÑи, и оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÐµÑед законом. ÐÑа оÑибка ÑÑала Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ñоковой, к пÑежней жизни он вÑÑд ли Ð±Ñ Ñже веÑнÑлÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÑепеÑÑ Ð²ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾ бÑдÑÑ Ð¿ÑеÑледоваÑÑ Ð¼ÑÑли о ÑодеÑнном.
Таким обÑазом можно ÑказаÑÑ, ÑÑо лÑбое пÑеÑÑÑпление понеÑÑÑ Ð·Ð° Ñобой оÑÐµÐ½Ñ Ð¶ÐµÑÑкое наказание и без ÑазниÑÑ, какое бÑло ÑовеÑÑено злодеÑние, ÑбийÑÑво или же пÑедаÑелÑÑÑво, вÑе полÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ заÑлÑгам. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¿ÑизÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑеÑ
жиÑÑ Ð² гаÑмонии и не пÑиÑинÑÑ Ð²Ñед ни Ñебе, ни окÑÑжаÑÑим.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑÑÑ.
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении оÑвеÑиÑÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, заÑвленнÑй в Ñеме, показаÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑÑ ÑекÑÑов и пÑимениÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñе Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°ÑгÑменÑов ÑÐ¿Ð¸Ð·Ð¾Ð´Ñ Ð² каÑеÑÑве пÑимеÑов.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
попÑÑка пÑоанализиÑоваÑÑ ÑпизодÑ, важнÑе Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии, ÑдалаÑÑ
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
обÑаÑайÑе внимание на Ñо, кÑда Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ пÑедложениÑ, не вÑÑÑаивайÑе в ÑÑÑÑкÑÑÑÑ ÑекÑÑа пÑедложениÑ, не оÑноÑÑÑиеÑÑ Ðº ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑемÑ, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвеÑÑи Ð²Ð°Ñ Ð² дÑÑгÑÑ Ð¿ÑоблемÑ.
Ðо не вÑегда ÑовеÑÑÑ Ð¿ÑиводиÑÑ Ðº ÑаÑкаÑниÑ.
пÑедложение лиÑнее, оно ÑÐ²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ ÑемÑ.
ÐÑди ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо война позволÑеÑ
ÑлиÑком каÑегоÑиÑное заÑвление, бÑдÑо вÑе лÑди. УÑоÑнÑйÑе: некоÑоÑÑе лÑди
ÐамеÑаÑелÑнÑм пÑимеÑом, иллÑÑÑÑиÑÑÑÑим пÑоÑивоположное пÑедÑдÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоизведениÑ
еÑли оно пÑоÑивоположно, Ñо надо пÑиводиÑÑ Ð¿ÑимеÑ, где геÑой не ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ не ÑаÑплаÑиваеÑÑÑ Ð·Ð° него
вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾ бÑдÑÑ Ð¿ÑеÑледоваÑÑ Ð¼ÑÑли о ÑодеÑнном.
Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð½Ðµ Ñами мÑÑли как воÑпоминаниÑ, а ÑгÑÑÐ·ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовеÑÑи или ÑаÑкаÑние
Ð4 (ÑеÑÑ) + 1 балл
опÑеделение данного понÑÑиÑ
пÑиÑаÑÑие неÑмеÑÑно, вÑегда иÑполÑзÑем вмеÑÑо него ÑказаÑелÑное меÑÑоимение ÑÑоÑ: ÑÑого понÑÑиÑ
Ñеловека бÑÐ´ÐµÑ Ð¼ÑÑаÑÑ ÑовеÑÑÑ
пÑоÑÑоÑеÑное Ñлово, д.б. мÑÑиÑÑ
РпÑавилÑноÑÑи ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± оÑÑÑÑÑÑвии ÑаÑкаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐ±ÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ñоизведение
ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²ÐµÑÑенноÑÑÑ: оÑÑÑÑÑÑвие ÑаÑкаÑÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾?
ÐÑди ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо война позволÑÐµÑ Ð²ÐµÑÑи ÑÐµÐ±Ñ Ñак, как ÑÑебÑÐµÑ Ñого «военное вÑемÑ».
не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ ÑÑоÑнениÑ, а как именно ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑÑи в военное вÑемÑ? бÑÑÑ ÑеÑÑезнÑми, бÑÑÑ Ð²ÐµÑнÑми пÑиÑÑге и пÑоÑ.
Ðднако, Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ пеÑеÑÑаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑми, Ñо еÑÑÑ Ð½ÐµÑÑÑ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и пÑоÑивопÑавнÑми Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи.
не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ ÑÑоÑнениÑ: даже в ÑÑо вÑемÑ
пÑоÑивопÑавнÑми Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи.
неÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ð¸Ð·-за неÑооÑвеÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑопоÑÑавлениÑ: Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑгиÑ
неÑÑÑ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва
неÑоÑеÑаемоÑÑÑ: неÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ñ? ÑемÑ? обÑеÑÑвÑ
заÑоÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ в полноÑеннÑÑ ÑÑÑÑмÑ
неÑоÑеÑаемоÑÑÑ, Ð²Ñ Ñ Ð¾Ñели ÑказаÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑалÑнÑÑ
пÑимеÑом, иллÑÑÑÑиÑÑÑÑим пÑоÑивоположное пÑедÑдÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоизведениÑ
ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñа и неÑоÑеÑаемоÑÑÑ: иллÑÑÑÑиÑÑÑÑим ÑÑо? мÑÑÐ»Ñ ÐºÐ°ÐºÑÑ? пÑоÑивоположнÑÑ Ð¿ÑедÑдÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоизведениÑ
ÐлавнÑй геÑой â Родион РаÑколÑников ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление, ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑаÑÑÑ Ñ-пÑоÑенÑÑиÑÑ. Ðлавной пÑиÑиной
ÑеÑевой повÑоÑ
пÑеÑÑÑпление понеÑÑÑ Ð·Ð° Ñобой наказание
ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ: пÑеÑÑÑпление повлеÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ, пÑеÑÑÑпник понеÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ
поÑÑÑпки, коÑоÑÑй пÑоÑивоÑеÑÐ°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°Ð¼ и пÑеÑÑÑпаÑÑ
неÑоÑеÑаемоÑÑÑ: поÑÑÑпок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÐµÑеÑÑÑпиÑÑ, пеÑеÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ñеловек
ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑибкÑ, за коÑоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ. Ðак минимÑм, Ñвоим дÑÑевнÑм покоем
ÑеÑевой повÑоÑ
Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑийÑи к ÑомÑ, ÑÑо Ñам Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑибкÑ, за коÑоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ. Ðак минимÑм, Ñвоим дÑÑевнÑм покоем, Ñо еÑÑÑ Ñеловека
ÑеÑевой повÑоÑ
вÑдаÑÑ ÑÐ°Ð¹Ð½Ñ ÐµÐµ пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
неполноÑа: вÑдаÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ñ? ÐÑгаÑевÑ
Ð¿Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ Ð² ÑÑкаÑ
неÑоÑеÑаемоÑÑÑ: Ð¿Ð¾Ð·Ð¾Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÑк мÑÑежников
ее не оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐеÑÑ.
неполноÑа: какой ÐеÑÑ? ÐÑинев
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 16
ÐÑÑогÑаÑиÑ
Ñ ÑÑиÑÐ°Ñ ÑÑо «пÑеÑÑÑпление»
ÑÑебÑÐµÑ Ñого «военное вÑемÑ»
кавÑÑки не нÑжнÑ
ÑовеÑÑÑ Ð¿ÑиводиÑÑ Ðº ÑаÑкаÑниÑ
опеÑаÑка: пÑиводиÑ
коÑоÑÑе Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñаво
опеÑаÑка: имеÑÑ
не пÑиÑинÑÑÑ Ð²Ñед
опеÑаÑка: пÑиÑинÑÑ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Ñ ÑÑиÑÐ°Ñ ÑÑо «пÑеÑÑÑпление»
запÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед пÑидаÑоÑной ÑаÑÑÑÑ Ð¡ÐÐ
Ðаже без кÑиÑики, Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑийÑи
запÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ нÑжна
пÑоизведение ÐлекÑандÑа СеÑгеевиÑа ÐÑÑкина, «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка».
запÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ нÑжна
Ðднако, Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ пеÑеÑÑаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑми
запÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ нÑжна, здеÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð°ÐºÐ¾ — ÑоÑз, ÑинонимиÑнÑй но
Ðднако, Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ðµ пеÑеÑÑаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑми, Ñо еÑÑÑ Ð½ÐµÑÑÑ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и пÑоÑивопÑавнÑми Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи.
не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пÑи вÑÑавной конÑÑÑÑкÑии. Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ ее лÑÑÑе заклÑÑиÑÑ Ð² Ñкобки, Ñ.к. ее гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑоÑма оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð³ÑаммаÑики пÑедложениÑ
Ðа пÑоÑÑжении вÑего пÑоизведениÑ, ШвабÑин и не дÑмал
не нÑжна запÑÑаÑ
ÐлавнÑй геÑой â Родион РаÑколÑников ÑовеÑÑаеÑ
ÑиÑе не нÑжно
Ñе кÑо Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑинÑÑÑÑÑ
не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед пÑидаÑоÑной ÑаÑÑÑÑ Ð¡ÐÐ
Таким обÑазом можно ÑказаÑÑ
обоÑоблÑем вводное Ñлово запÑÑой
пÑеÑÑÑпление понеÑÑÑ Ð·Ð° Ñобой оÑÐµÐ½Ñ Ð¶ÐµÑÑкое наказание и без ÑазниÑÑ
нÑжна запÑÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑаÑÑÑми ССРпеÑед ÑоÑзом Ð
ÐÑаммаÑика
«пÑеÑÑÑпление» — ÑÑо поÑÑÑпки,
неÑооÑвеÑÑÑвие ÑиÑла подлежаÑего и ÑказÑемого: пÑеÑÑÑпление — ÑÑо поÑÑÑпок, коÑоÑÑй пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°Ð¼ и пÑеÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ …
Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑийÑи к ÑомÑ, ÑÑо Ñам Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑибкÑ, за коÑоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ
неÑооÑвеÑÑÑвие вÑемени в пÑедложении: Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑийÑи к ÑомÑ, ÑÑо Ñам Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑибкÑ, за коÑоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ
должен бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑплаÑиÑÑÑÑ. Ðак минимÑм, Ñвоим дÑÑевнÑм покоем
неопÑавданное паÑÑеллиÑование: ÑоÑка не нÑжна, вмеÑÑо нее д.б. запÑÑаÑ, вÑделÑÑÑÐ°Ñ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð½ÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑиÑ
ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± оÑÑÑÑÑÑвии ÑаÑкаÑниÑ
невеÑное ÑпÑавление: ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÑо?
ÑаÑкаÑÑÑÑÑ Ð¾ ÑодеÑнном.
невеÑное ÑпÑавление: ÑаÑкаÑÑÑÑÑ Ð² Ñем? в ÑодеÑнном
не пÑиÑинÑÑ Ð²Ñед
оÑÑиÑаÑелÑнÑй глагол ÑÑебÑÐµÑ ÑодиÑ. падежа: не пÑиÑинÑÑÑ Ñего? вÑеда
ÐÑак, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑÑÑ Ð¸ повÑоÑиÑÑ Ð¿Ñавила пÑнкÑÑаÑии. РекомендÑÑ Ð½Ðµ иÑполÑзоваÑÑ Ð¼ÑдÑенÑÑ ÑинÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑий, а пеÑейÑи к пÑоÑÑÑм понÑÑнÑм пÑедложениÑм — Ñогда и каÑеÑÑво ÑеÑи повÑÑиÑÑÑ, и пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð¾Ñибок ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑе.
УÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð²!
УдаÑи!
Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
→ Сочинения по этим темам.
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?
Уральский федеральный округ
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Омская область
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
Иркутская область
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
Магаданская область
101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?
→ Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года