Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

Дата публикации: 14.09.2021 14:19 прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для

Дата публикации:

sochinenie tema miniПрежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький

Два важнейших аспекта, о которых задумывается не только начинающий автор, но и маститый литератор, поскольку если нет темы и идеи в произведении любого жанра, то нет смысла и в его создании. Но оставим в покое мэтров, они и сами во всём этом разберутся, а вот делающему первые шаги в литературном творчестве юному автору советы будут явно не бесполезны. Итак, прежде чем перемалывать сотни тонн словесной руды, следуя словам поэта, обратимся к основным аспектам в создании сочинения (произведения) – теме и идее. Это продолжение предыдущего материала в Школе юных публицистов «Дневник памяти» и другие приёмы из копилки учителей».

Нередко за грамотно и образно написанное сочинение учитель литературы снижает оценку. Почему? Потому что написано оно не по теме. Скажем, сочинение на тему «Приёмы в характеристике героев романа «Евгений Онегин» учащийся свёл лишь к раскрытию жизненного пути главного героя, а не выявил приёмы, которые применялись в раскрытии образов героев произведения. Это – серьёзная ошибка, свидетельствующая о том, что учащийся не вдумался в тему сочинения.

Из вышесказанного следует, что первый шаг в работе над сочинением – изучение, анализ его темы. То есть, если дана тема «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»», это значит, нужно ограничиться рамками только этого произведения. Тогда как сочинение на более объёмную тему «Любовная лирика Н.А. Некрасова» предполагает исследование этого жанра на протяжении всей творческой жизни великого поэта.

В методических рекомендациях существуют приёмы, которые помогают научить учащихся различать широкую и узкую тематику, а также правильно формулировать тему сочинения. Так, учащимся предлагается самостоятельно выбрать темы сочинений после того, как закончено изучение, скажем, произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Темы – на выбор: «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д. При этом учащимся нужно суметь самостоятельно определить – широкая эта тема или узкая. Проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно, дать толкование слова). Например, в теме «Жизненный путь Печорина» ключевое слово – «путь» или цепь событий в жизни героя. А в сочинении на тему «Чтение – вот лучшее учение» ключевыми словами являются «чтение» и «учение». Следовательно, в сочинении необходимо раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.

Один из действенных приёмов в методической практике учителей называется «Редактор». Учащимся раздаются готовые сочинения, написанные не по теме, а они должны самостоятельно или в группах определить: в чём заключается несоответствие тематики, и как должна формулироваться тема данного сочинения.

sochinenie tema2 miniНесомненно, помимо наработанных методик и приёмов, огромную роль играет личностное отношение автора: интерес к теме и её понимание, знание материала и, несомненно – опыт в выборе темы, пусть и небольшой. Подспорьем послужит и профессиональный «ликбез», который поможет каждому автору, несколько растерявшимся перед «белым листом». Советуем взвесить каждое слово в формулировке темы; определить, какое из них содержит в себе основное зерно; продумать, в какой форме изложить мысли в сочинении – повествовании, описании и рассуждениях или в различных сочетаниях этих форм. Нелишне сопроводить сочинение эпиграфом, который обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, и каково его отношение к тематике изложенного. Естественно, в этой связи у каждого из авторов в сочинении может быть свой эпиграф.

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – свидетельство не только уровня общего развития подрастающего поколения, но и овладения учащимися определённых навыков. Изучение методической литературы, анализ школьных сочинений, а также принятие во внимание типичных недочётов в них показывают, что основными из этих навыков являются: вдумчивое отношение к выбору темы, определение её границ (отбор фактов, отвечающих теме); подчинение сочинения определённой (основной) мысли; умелый подбор материала для сочинения и его систематизация; владение композиционной формой; изложение мыслей в соответствии с нормами литературного языка; способность совершенствовать уже написанное, находить в сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, непоследовательность в изложении мыслей. Всё перечисленное – залог успеха в литературном творчестве.

Но без идеи творческого процесса не существует. Как подчеркнул французский классик Виктор Гюго: «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и всё остановилось. Цель утрачена, и сил как небывало». Определение идеи сочинения, которая нередко переплетается с его темой – следующий логический этап сочинения. Конечная цель обдумывания темы – чёткое представление о чём писать, а идея сочинения – что именно автор стремится доказать в нём. Поэтому идея, как правило, афористична – в одной фразе.

sochinenie tema3 miniНахождение идеи – процесс неоднозначный. Как правило, выбор направления, которое станет для автора путеводителем в раскрытии темы, поможет не только определить границы сочинения, но и более чётко, конкретно сформулировать его идею. Это – рекомендация, испытанная временем и не одним поколением литераторов.

Но сочинение потому-то и названо так, что оно даёт простор авторскому творчеству, не предполагает давления на его индивидуальную палитру, даже с учётом вышеизложенных требований. Так, при создании сочинения по уже составленному плану, в памяти автора может всплыть какая-то удачная фраза, фрагмент стихотворения. Конечно же, от таких находок «по пути» не надо отказываться, всё это обогатит сочинение. Но, тем не менее, работа над темой и идеей излагаемого материала – ключевая задача для автора в творческом процессе.

По материалам методических рекомендаций
подготовила Татьяна Лимпиас Чавес
Фото: из свободного доступа в Интернете

Родительское
собрание на тему

«Чтение
– вот лучшее учение»

(диалог
с элементами тренинга)

Цель: создание
условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в
частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении
приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи: 1.
Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление
проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение
родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Форма
проведения
:
диалог с элементами тренинга.

Этап
подготовки
.

1.     «Параллельное»
анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребёнок читать?»

2.     Подготовка
эвристической  мотивирующей информации для родителей «о чтении языкам
статистики»

3.     Разработка
памяток для родителей:

3.1.         
«Как
воспитать книгочея?»

3.2.         
«Литература
для родителей по семейному чтению»

4.     Формирование
текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему:

4.1.         
«Пословицы».

4.2.         
«Слова
на тему».

5.     Подготовка
вопросов для обсуждения на родительском собрании:

5.1.         
Чтение
– это важно.

5.2.         
Как
воспитать книгочея?

5.3.         
Учимся
читать рационально и осмысленно.

5.4.         
Что
читают наши дети.

Учитель:
Дорогие друзья! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской
мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать
удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и
перестанет быть голодным». (Слайд № 2)

         В основе современного образования
лежит системно-деятельностный  подход. Давать знания сейчас уже неактуально.
Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Ученик из объекта обучения
становится субъектом.

         Современный мир – это огромный
поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию
от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо
хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и
осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе
разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и
в начальной школе, и при переходе в основную школу.  А чтобы чтение было именно
таким, ребёнок должен любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что заявленная
тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека
настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок
любил читать.

 В. Сухомлинский в период исследования причин
умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало
уделяли времени процессу чтения и обработки информации, то у них складывалась
структура малодеятельности мозга. (Слайд №3)

         Хочется, чтобы интерес к
семейному чтению начал  возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги»
способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших,
взаимопониманию и общению. (Слайд №4).

Однако многие полагают, что книги сегодня
вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе
серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для
здоровья ребёнка, но и для его психического развития. 

Но я хочу сказать, что у книг не может
быть  конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру,
справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни,
радость познания.

И поскольку объём информации, которую
должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным
в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно
возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных
примерах. (О чтении языком статистики). (Слайд № 5 -8)

·       
Человек воспринимает глазами 20% 
информации, из них 70% — посредством чтения.

·       
К 1980 году объём информации удваивался 
каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.

·       
К 2013 году объём информации по сравнению
с 1990 годом возрас в 4 раза, к 2040 году возрастёт в 32 раза.

·       
Утверждается, что наш современник, для
того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько,
сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.

·       
95% людей читают очень медленно 180-200
слов  в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

·       
Средняя скорость чтения старшеклассников –
90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием –
200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).

·       
Глаза человека со средними навыками чтения
делают на одной книжной странице 12-16 остановок.

·       
У традиционно читающего человека объём одномоментной
фиксации  составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова  одной строки.

·       
Потрясающе
быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский,
Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.

·       
Наполеон
читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.

·       
О.
де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

·       
М.Горький
читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.

·       
Просветитель
Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более  200 тыс. книг (по 2 750 в год).

·       
И.
Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться
читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

·       
Н.Амосов:
«Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при
напряжении возрастают».

Учитель: Первый
вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, — «Чтение – это важно».

 Действительно, в
истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно
в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг
участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской
литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Фёдоров,
«Азбука»; 1634 год – В.Ф. Бурцов, «Букварь»;
XIX век  — К.Д.
Ушинский, «Детский мир»).  (Слайды № 11-13). С детства памятны нам сказки В.А
Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина -Сибиряка.
Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли
интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости
зависит во многом от родителей.(слайд 9-10)

         Книга
будит эмоции.
(Слайд № 11-12)

Ещё И.П. Павлов
утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным  и весьма сильным
энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает,
удивляется,  сострадает, и всё это – эмоции, они нужны.  Если нет положительных
«зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там,
глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется
не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического
эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция.
Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и
страха. «Со скуки», — говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального
«голода».  (Слайд № 13)

         Чтение
повышает интеллект.
(Слайд № 14)

Вспомните
статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством
чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около
14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных
новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек
прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать
времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень
восприятия чтения нужно всё время повышать. В подтверждение этой мысли приведу
известные слова И. Гёте «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени
стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,
что достиг цели».

         Чтение
помогает в учёбе.
(Слайд № 15)

Действительно,
хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное.
Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи,
чтобы вникнуть в его суть. Тот,  кто читает свободно, обычно лучше отвечает на
вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец,
высокая техника чтения способствует его эмоциональной  выразительности и
повышает степень восприятия и глубину понимания.  И, безусловно, если ребёнок 
читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во
всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

         Книги
формируют самообразовательные навыки.
(Слайд № 16)

Приобщившись к
чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать,
что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать
бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги,
пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в
учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно
найти в волшебнице – книге.

         Чтение
побуждает к нравственным поступкам. 
( Слайд № 17).

К сожалению, жизнь
окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности.
И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых
хочется походить, поступки которых восхищают.

         Книги –
ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто,
«Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, — это своеобразные и остроумные
учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил
медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю
пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к
двери.

         А сейчас
зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?».(Слайд
№ 21).

         К
сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со
стороны ребёнка. В чём дело?  (Родителям предлагается дать свою версию ответа
на этот вопрос).

Цепочка
мнений родителей.

         Предлагаю
объединиться «четвёрками» и попытаться  предложить присутствующим свой
(возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные
варианты «советов» родителей.

1 группа. На
ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую
часть времени проводят на кухне или у телевизора, или  того хуже, за
компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий
учителя

.Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности
чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно
относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как
подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.  Есть
дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются
лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких
условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные
безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

          Конечно,
есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто
видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, 
радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо
поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он
читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий
учителя.
Действительно,
ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.  Однако нельзя и
переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы
пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут
помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня,
пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий
учителя.
Хороший
приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В
предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает
что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите
ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и
ненавязчиво.

4  группа.
Надо
дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить
с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы
и иллюстрации к «мультикам».

Комментарий
учителя.

Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит
очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их
своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с
ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа. Надо
запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго»,
ободрить его, хвалить за маленькие  «шажки»

 Вперёд. Помните,
сто и у вас не сразу получалось.

Комментарий
учителя.
Самый
антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не
можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой,  вы
кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что
бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо
и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен
работать продуктивно.

6 группа. Иногда
родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и
заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше
хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский
интерес.

Комментарий
учителя.

В подобных ситуациях ребёнок  обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я
вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его
выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая
человеку.

         Конечно,
«копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. А пока хочу предложить вам
памятки, в которых немало полезных советов. (Памятка  «Как воспитать книгочея?»
в приложении).

         Как
воспитать читателя? (слайд 18)

Учитель.  (Слайд № 19).
Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия,
воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем
ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою
жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт
к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом
мире. (Родителям раздаётся список литературы о чтении, о семейном чтении).

Список
литературы.

1.     Саляхова
Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения.
1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.

2.     Козловский
О.В. Скорочтение. – М.: АСТ. Донецк. – Сталкер, 2006.

3.     Лучина
Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание
школьников. 2002. — №9. С. 15-17.

Чтение -лучшее учение
статья по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Название статьи «Чтение – лучшее учение» говорит само за себя. Речь в ней идет о роли чтения в жизни ребенка, о необходимости возрождения культуры семейного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_chtenie_-vot_luchshee_uchenie.docx 17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение – вот лучшее учение!

(или роль семьи в воспитании у детей культуры чтения).

«Чтение – вот лучшее учение», — сказал наш великий поэт А.С. Пушкин. Может показаться, что это его наставление настолько несовременно, избито, затерто, повторено тысячи и тысячи раз, что уже не имеет своего первоначального значения и звучит как анахронизм. Но это совсем не так! В этом высказывании таится глубокий смысл, это мудрая мысль на века. Сегодня, когда растет количество учеников со скудным словарным запасом, не понимающих самого простого текста, читающих в 5 классе по слогам, не умеющих ответить на вопросы по прочитанному, и этот список «неумений» можно продолжать, мы вынуждены задаться вопросом: что делать?

Ответ прост – привить любовь к чтению! Понятно, что эта задача не из легких, но ее надо решать. Сегодня в тренде образованность. Современные родители стараются, чтобы их ребенок с самого раннего детства знал языки, посещал различные развивающие кружки и спортивные секции. Но не всем родителям они по карману, не везде есть такая доступная образовательная среда.

А между тем чтение — это самый действенный, доступный и бесплатный способ развития ребенка, упускаемый родителями из поля зрения кажущейся своей доступностью. Многие родители считают, что любовь к чтению привьется их детям само собой в школе. И место книги занимают мультфильмы и компьютерные игры. И такая позиция родителей – большое заблуждение! Тяга ребенка к книге начинается в семье. Родителям своим примером нужно воспитывать любовь к книге. Нужно читать самим и читать своим детям книжки, подходящие им по возрасту. Когда-то в нашей стране были сильны традиции семейного чтения, и мы были самой читающей страной. И сегодня нужны конкретные шаги по восстановлению утраченного, и одной из инициатив должна быть планомерная работа с родительской общественностью.

Общеизвестно, что хорошо читающий ученик учится на порядок лучше по всем предметам, чем его плохо читающий товарищ. Почему, тоже все знают, теоретической литературы по этой теме очень много. Главный вопрос: когда надо приобщать ребенка к литературе? Мы, учителя русского языка, встречаем ребенка в 5 классе, когда ему уже 10 лет! Когда упущено драгоценное время! Он может хорошо читать, (очень часто умение читать оценивается по количеству прочитанных слов), но при этом у него может быть не сформирована читательская грамотность, включающая в себя умения читать осознанно и размышлять над прочитанным. Отсутствие читательской грамотности приводит к проблемам в понимании текста, к отсутствию осмысленного чтения, и надо приложить очень много усилий, чтобы такой ученик научился смысловому чтению. А если он еще и плохо читает или совсем не читает? Сегодня таких учащихся, к сожалению, стало намного больше, чем, например, лет 10 назад. И задача учителя развить в ученике потребность читать хорошую литературу. (подчеркнуто мною). Я считаю, что решать эту проблему надо, как говорится, всем миром.

А начинать надо с работы с родителями. И тогда ответ на вопрос, когда надо начинать прививать любовь к книге — с младенчества! С ребенком до года уже надо разговаривать, комментировать свои действия: ребенок начнет рано говорить. Проверено на собственном опыте. С 1 года надо показывать картинки из детских книжек, четко проговаривая, кто изображен или что. С 1,5 — 3 лет надо читать ребенку красочные книжки-малышки с доступным сюжетом. Книг в этом возрасте не должно быть много, достаточно 3-5. Они должны быть добрыми и красочными. Часто дети просят прочитать одну и ту же книгу, тогда как родителям хочется перейти к другой. Надо слушать детей! Просьба, перечитывать одно и то же, говорит о том, что в нем совершается серьезная мыслительная работа, он «переваривает» сюжет, запоминает, ребенок учится выбирать, отдавать предпочтение.

Чтение книг должно быть регулярным до той поры, пока ребенок не научится читать сам. Наряду с чтением необходимо делиться с ребенком своими чувствами и мыслями по прочитанному, просить его поделиться своими ощущениями, пересказать какие-то эпизоды. И это не должно быть некой проверкой, а должно стать душевной потребностью – делиться своими эмоциями после прочитанного. Когда ребенок научиться читать сам, продолжаем воспитывать в нем талантливого читателя, о котором говорил С.Я. Маршак, мечтал И. Сельвинский «… немало я сил затратил,
Чтоб стать доступным сердцу, как стон. Но только и ты поработай, читатель: Тоннель-то роется с двух сторон.!»

Чтение, действительно, является учением. Оно расширяет кругозор, пополняет словарный запас, воспитывает нравственность. В борьбе за читающее поколение должна выстроиться цепочка: семья, детсад, начальная школа, средняя и основная. Семья должна быть на всех этапах привития любви к книге. Только вместе мы можем поставить заслон засилью гаджетов и низкопробной литературы и претворить в жизнь мудрое наставление гения.

Значение и смысл пословицы «Чтение — вот лучшее учение»

Значение и смысл пословицы "Чтение - вот лучшее учение"

Смысл пословицы

О пословице «Чтение – вот лучшее учение» многие из нас слышали с детства. Но задумывался ли кто-то об истинном значении фразы и том, как она возникла?

Что означает пословица (ее смысл)

Основной смысл фразы лежит на поверхности. В ней говорится, что человек, который умеет читать, учится лучше всего. Действительно, это имеет место – тот, кто хорошо и бегло читает, быстрее усваивает информацию, что значит, что он имеет преимущество перед теми, кто более медлительный.

Особенное значение имеет эта пословица для детей – вспомните, при обучении в первых классах на уроках русского языка или литературы вам, скорее всего, измеряли скорость чтения на отрывке из книги. Этот параметр имеет значение для оценки готовности детей к обучению. Чем быстрее читает ребёнок, тем больше шансов на то, что он полностью готов к обучению и может правильно воспринимать не только то, что говорит ему учитель, но и то, что написано в книге, так как это может быть важно для успешного выполнения классной работы и домашнего задания.

Кроме того, можно воспринимать пословицу как указание на важность чтения в жизни. Чтение важно не только для понимания наук и обучения чему-то новому, но и для восприятия того, что написано другими людьми, знакомыми с вами.

Еще одно значение, которое может вкладываться в пословицу – духовное обогащение через книги. Человек, читающий литературу, в особенности – классическую, духовно обогащается, учится сопереживать героям и впоследствии может перенести обретенные таким образом чувства на реальных людей. Кроме того, читающий человек имеет более высокий уровень интеллектуального развития.

Где может применяться пословица

Она часто используется в обучении детей русскому языку и литературе. Её можно встретить в названии уроков, названии информационных поводов, связанных с чтением книг, конкурсами, связанными со чтением.

Достаточно часто ее можно встретить в учебниках русского языка – там могут просить расшифровать пословицу или рассказать, как ее понимает сам ребенок. В результате при выполнении такого задания пословица ложится в основу небольшого сочинения.

В современной речи данная фраза практически не встречается, однако вы можете встретить ее в разговорах старшего поколения (дедушек, бабушек). На письме может использоваться, как уже было сказано, в заданиях по русскому языку и литературе – встречается не только написание сочинения, но и подбор пословиц, связанных со чтением. Кроме того, допустимо использование в прозе в речи возрастного, мудрого персонажа, на плакатах в кабинетах русского языка и литературы.

Что известно о происхождении пословицы (исторический аспект)

Точное время возникновения пословицы неизвестно. Вероятно, ее появление связано с распространением в России грамотности (как минимум среди дворянского слоя общества). Привязка к дворянам связана с тем, что значительное количество времени свободный доступ к литературе (как научной, так и художественной) имели представители дворянского сословия.

Массовое распространение чтения среди всего населения началось после 1917 года, когда была проведена перепись населения и исследован общий уровень его грамотности. Тогда же началось активное применение фразы – сначала в избах-читальнях, затем в школах, хотя и до советского периода можно встретить упоминание этой пословицы.

Чтение — вот лучшее учение

Чтение — вот лучшее учение
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799—1837) к брату. Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855 г., полностью — в 1858 г.
В оригинале: «. Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи — учение не пропадет. Чтение — вот лучшее учение — знаю, что теперь не то у тебя на уме, но всё к лучшему».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Чтение — вот лучшее учение» в других словарях:

Чтение – вот лучшее учение — Цитат из письма А.С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью – в 1858 г. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Чтение — вот лучшее учение — крыл. сл. Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью в 1858 г … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Александр Сергеевич Пушкин — (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Жуковский, Василий Андреевич — — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

Кавелин, Константин Дмитриевич — русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель, род. 4 ноября 1818 г. в С. Петербурге, ум. там же 3 мая 1885 г. Происходя из старинного русского дворянского рода, началом своим восходящего к ХVII в., К. Д. Кавелин принадлежал… … Большая биографическая энциклопедия

Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Чтение – вот лучшее учение?

Эти слова в наши дни правильнее писать именно так — с вопросительным знаком вместо восклицательного. Чтение для многих уже не является жизненной необходимостью, книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию.

Чтение – вот лучшее учение?

В старину книги бережно хранили, передавали от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.

То, что в современном мире появляются всё новые носители информации, эволюция которых идёт семимильными шагами, — это факт, и эти технологии стали неотъемлемой и естественной частью жизни наших детей с самого раннего возраста. Но роль чтения как источника развития личности и фактора её социализации, безусловно, никуда не исчезнет, она признаётся во всём мире.

  • Необходима более активная информационная поддержка воспитания привычки к чтению.
  • Нужна социальная реклама, которая формировала бы моду на чтение и была адресована детям, подросткам и юношеству.
  • Нужна господдержка малого и среднего предпринимательства в области книгопечатания и книготорговли, введение льготной аренды для книжной торговли в учреждениях культуры и субсидирование книготорговых компаний, это особенно поможет книжным магазинам в малых городах.

В 90-е годы прошлого века казалось, что все рухнуло, на помойки выносили целые семейные библиотеки. Тем не менее интерес к чтению опять растет, в этом велика заслуга библиотекарей и библиотек. И это правильно. Именно школьная библиотека может и должна способствовать развитию интереса к чтению.

Чтение – вот лучшее учение?

Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

В стране есть библиотеки, которые стали очагами культуры, они используют IT-возможности для привлечения читателей, что позитивно сказывается на популяризации чтения. В большинстве же библиотек — особенно в школьных — сейчас, к сожалению, проблемы с пополнением новыми книгами. И этому вопросу нужно уделять особое внимание.

Чтение книги воспитывает у детей гуманность, формирует ум, память, воображение и речь, учит творчеству. Если ребенок постоянно видит родителей с книгой, он потянется к чтению сам. Задача семьи — внимательно относиться к интересам и увлечениям ребенка, своевременно подбирая ему соответствующие книги. Сейчас чтение ассоциируется с уроком литературы, к нему должны призывать и учителя истории, географии, физики, химии. Потому что всегда есть что почитать по любому предмету, в том числе и художественную литературу.
Чтение – вот лучшее учение?

Фото: Источник

Читая, человек познает мир, становится умнее и духовно богаче, развивается и учится применять прочитанное на практике. Литература — наследие веков, а через слово в наше время передается информация, развиваются моральные качества, человек познает мир во всем его разнообразии.

Проголосовали 2 человека

Комментарии (11):

Войти через социальные сети:

Опять двадцать пять. «Чтение — прекрасное учение». Сколько можно уже повторять то, что нисколько не ваше, а вложено, вбито вам в голову?
Прекрасное, но если вы всю жизнь будете ориентироваться на чтение чужих книг, вы так и останетесь вместилищем чужих опытов, мыслей, предрассудков.

О каком чтение речь? О чтении учебника физики, «Мира, как воли и представлении» А.Шопенгауэра, о том, как построить скворечник своими руками? Или обо всей это художественной литературе, в которой что ни слово, то вымысел, что ни предложение, то авторский невроз?

1) если есть в природе явление, оно всегда будет иметь как положительные, так и отрицательные качества. И наоборот. Только нужно мыслить критически и аналитически, а не принимать на веру то, что вам дается в готов виде.
Про чтение, кажется, никто не может сказать ничего дурного — все убеждены в его только положительном воздействии-);
2)остановиться, начать контролировать качество и количество читаемого контента, стоит уже годам к 16-ти. Начать развивать в себе свои мысли, а не принимать на веру мысли авторов, как бы имениты они ни были;
3) чтение в неограниченном количестве и без особого разбора чревато тем, что вы будете оторваны от реальности. Разовьете в себе чужие неврозы, уверитесь в чужих фантазиях, поверите в чужие иллюзии.

У нас idee fixe, что начитанный человек — обязательно умный, образованный человек и что чтение всенепременно прекрасно. Но так мы проживаем не свои жизни — мы живем жизнями и мыслями любимых авторов, повторяя за ними их фикции, их бредни.
Для нас какой туземец или индеец, никогда не прочитавший ни единой книжки, глупая, необразованная скотина, в отличие от нас, начитанных. Но именно он живет своей, настоящей жизнью, в то время как нам мешает весь тот литературный хлам, который мы насобирали в своей голове за долгие годы «книжных дрессировок».

Большинство начитанных и образованных людей напоминает мне образованных зомби, ходящих с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой. Они часто не богаты, а ущербны, но этого даже не допускают.

Игорь Ткачев,
«Большинство начитанных и образованных людей напоминает мне образованных зомби, ходящих с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой. Они часто не богаты, а ущербны, но этого даже не допускают.»
Промолчу. Просто приведу заголовки Ваших недавних статей:
» Устами великих. »
» Что хотели сказать выдающиеся люди. »

Татьяна Пучкова, под «великими» и «выдающимися» вы обязательно понимаете «начитанных и образованных»?
Это, первое.

Второе, у меня был призыв на них как-то равняться?
Или я заявлял, что они парадигма ума и «как жизнь прожить»?
Что они исключительны, а мысли их совершенны?

Многие начитанные и образованные в наше время и некоторые думающие люди ранних времен — не одно и то же.
Одни начитанные и образованные и другие начитанные и образованные могут быть как земля и небо.
Начитанные какой литературой? Чем?

Здесь очень много нюансов, Таня: например, начитанная ВЫ и начитанный я. Мыслящие по-разному.
А вы пытаетесь меня поймать на каких-то заголовках-)))

Игорь Ткачев,
Не надо за меня домысливать. Если Вы не заметили, я промолчала. Просто привела Ваши слова и написанные Вами заголовки. Без комментариев. Поэтому Вы оппонируете сам себе. Вам лучше знать, кого вы имели в виду, когда писали про «начитанных людей, которые как образованные зомби, ходят с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой».
И насколько это утверждение соотносится с вашими статьями, в которых приведены мысли великих и не очень из разных книг.

Я вовсе не пыталась вас поймать. Просто интересно было, что вы сам себе ответите.
Оказывается, думающие люди ранних времен не одно и то же, что наши образованные современники. Высказывания их устарели, мысли не так уж и совершенны, да и ум не парадигма. Значит, и пример с них брать не обязательно. Ну и Вы, соотаетственно, не зомби. Не то , что другие, которые с вытянутыми руками от мысли к мысли. )
Только о чем и к чему были те статьи?

Татьяна Пучкова, а вот в этом и интрига.
Думающий, может, поймет. А начитанный зомби вряд ли.
-)

ПС Попробуйте поразмыслить над следующим:

1) в статьях не так много «великих» мыслей. Там только некоторые выдержки, иногда они просто мои, под чужими именами, чтобы читатель проще задумался. А развитие мысли — точно не «великих»;
2) начитанный начитанному — рознь. Образованный образованному.
Смотря что читали и как поняли. А еще важнее — над чем думали и что надумали-)
3) ни у «великих», ни у скромного меня, нет намека на истину в последней инстанции. Все открыто просто для движения мысли. Своей собственной. Которое, по привычке, здесь превращается в защиту своих бастионов-стереотипов — и не больше;

Вот вы мыслите, вернее так стандартно повторяете за остальными, что есть некое противоречие в раннем, нынешнем и будет в будущем. Что одна мысль де-противоречит новой мысли. И т.д. Но вы попробуйте понять, что одно противоречие не нивелирует всех остальных мыслей — великие люди с их великими мыслями были велики не потому что себе никогда не противоречили, а потому что среди руды противоречий и мусора у них встречали жемчужины, или алмазы мыслей.

К сожалению, вы стандартно пускаете все свои силы не на попытку что-то понять иное для вас, а на защиту уже принятого, сто лет тому, и на противодействие всему, что вам чуждо. Примерно как я бросаю их здесь на то, чтобы вам что-то, в большинстве случаев, совершенно безнадежно объяснить.

А главное я ВАМ дал мысль: чтение не так полезно, как ВЫ думаете (оно вредно, не очень, очень не полезно, в чем-то бесполезно и т.д. — как можно попугаем повторять то, что талдычат все и не уметь посмотреть под другими углами?) Люди не читающие книги порой живут более полной, своей жизнью. А не проживают чужие жизни и не повторяют чужие мысли.

Игорь Ткачев, я стандартно повторяю?
Вообще то я просто резюмировала Ваш ответ самому себе. Выходит, это Ваши мысли стандартны?

Разве вы не замечаете противоречивости своих утверждений?
Я честно пыталась вас понять. Но как? Если из комментария в комментарий Ваша точка зрения существенно изменяется.

Татьяна Пучкова, Вам доставляет такое удовольствие разбирать и подлавливать меня на чем-то?
Будьте уже предметны и точны: ваши повторения, что я противоречив, даром провидения меня не наделяют-)

Во многом, мысли мысли также стандартны, как и ваши. И я не рвусь в оригиналы. Не при этих лицах-)
То, что вы не поняли меня, не означает, чтобы я полон противоречий. Это во-1-х.
И во-вторых, я уже стандартно замечал, чем плохи противоречия? Они исключаются ту немногую мысль, которая в них может быть? Одно противоречие исключает то, чему оно противоречит и нивелирует обе мысли до нуля?

Татьяна, представьте, что вчера Вы полюбили меня. И находили интересным, остроумным, с «кудрями черными до плеч». А сегодня Вы видите во мне подлеца, негодяя и скотину.
Разве «скотина» полностью исключает — отменяет — меня вчерашнего?

ПС Я вам признателен за разборы моих комментарием — не статей. Попытки постичь, или позабавиться (вы ведь не считаете себя глупее меня — вы уверены, что это я противоречив = заблуждаюсь). Но у вас вряд ли получится. Не потому что вы какая- то плохая. А просто потому, что вы изначально ищите эти противоречия, с целью защиты своих «бастионов»-жизненных принципов, стереотипов.

Я ВАМ уже неоднократно давал здесь мысль. Не новую. Но не популярную. Про чтение. Попробуйте вернутся к этой мысли и ее раскритиковать. Пока же ВЫ пытаетесь критиковать только меня, причем очень дувусмысленно.
Но и это не нужно: я несовершенен, противоречив и даже глуп для некоторых.

Мысль 2 ( и не моя, и не нова): «мысли» и принципы не меняются не у порядочных и неглупых — то, чем гордятся многие. Они не меняются у неразвивающихся.
Попробуйте «подумать» ее тоже-)

«Татьяна Пучкова, Вам доставляет такое удовольствие разбирать и подлавливать меня на чем-то? »
Нет, не подлавливать. Я просто получаю удовольствие, читая Ваши статьи и комментарии.)

«. просто потому, что вы изначально ищите эти противоречия,»
А вот здесь да, есть доля правды. Но не для защиты «бастионов». И лично Вас это тоже не касается. Я отношусь так к любой информации. Так читаю не только ваши, все статьи и комментарии. Что поделаешь, склад ума + побочка, оставшаяся от работы. Но другая побочка моей работы — понимание, что люди не идеальны, ошибаться могут все. Но признавать свои ошибки дано, увы, немногим.

Вообще то я вас не критиковала. Совсем. В комментариях воздержалась от высказывания своего мнения, потому что примерно представляла, каков будет ответ. И чтоб избежать обвинений в провокациях, я просто привела Вам Ваши же слова. Самому себе вы отвечали еще интереснее. )

Мысль про чтение? Которую из многих вы имеете в виду? Возможно, я что то упустила. Но если найду, обязательно ее подумаю. Обещаю.)
А со второй мыслью полностью согласна. Хотя, темпы Вашего развития иногда удивляют.(Это шутка )

Игорь Ткачев, чтобы «контролировать качество и количество читаемого контента» необходимо, чтобы этот контент был. А молодежь сейчас в абсолютном большинстве своём не читает. Вообще.

Если есть привычка к чтению — человек сам начнёт выборку, в соответствии со своими вкусами и пристрастиями. При этом хотелось бы вынести за скобки псевдолитератуту всяких разных донцовых-устиновых-робски и иже с ними. Это не литература, а макулатура. Думающий человек будет читать умные книги.

Дмитрий Самойленко, согласен во многом («чтобы этот контент был»).
Насчет молодежи — это зависит от того, в каких кругах вы нарезаете круги: я вот в кругах, где читают. Но , скорее, проф. литературу.

Вообще, все так. Но беда в том, что многие, полюбив чтение, не умеют ни фильтровать его, ни останавливаться, чтобы свои мысли, чувства и переживания не заменять чужими.

«Думающих» лично я вижу не много. Скорее, повторяющих именно чужое.

ПС В свое время, «начитавшись донельзя», я отчасти сбросил с себя эти старческие стенания великих невротиков от литературы. Во-первых, поняв их малую реалистичность, во-вторых, устав подпитываться чужими «несварениями желудка» и предпочитая сосредоточиться уже на своих.
Все-таки «Братья Карамазовы» и «Война и мир» — это не только мировая литература. Это еще и нагромождение фантасмагорических, не из жизни этой переживаний и мыслей бедных героев — а на самом деле, заумных болезненных авторов, рассуждающих на пять страниц «о слезинке ребенка» или на три о смысле жизни перед вращающимся ядром.

Кстати, и «умные книги» могут оказаться «макулатурой.
Отчего Вы так уверены, что знаете, что они «умные»?

Игорь Ткачев, «рассуждающих на пять страниц» — сейчас, конечно, так так не пишут, интенсивность, темп жизни неимоверно возросли. Но классика позволяет «почувствовать» то время.
Нравится /не нравится, сбросить стенания или окунуться в них — дело вкуса. Каждый читает, что ему хочется, а я уж воздержусь от категорических суждений.
Многие мои знакомые читают, но я также знаю множество людей, равнодушных к литературе или читающих время от времени. В большинстве своём это люди моего, зрелого возраста. А у молодёжи сейчас, в основном, другие интересы.

Сочинение на тему Чтение — вот лучшее учение! рассуждение

Первый раз эта фраза была высказана А.С. Пушкиным по отношению к младшему брату, который сам много читал и хотел привить любовь к книгам и близким. Александр Сергеевич считал, что из книг можно познать настоящий мир, и чтение является прекрасным увлечением дл уважающего себя человека.

Почему важно много читать? Чтение учит человека мыслить, выделять, что важно в жизни, а что нет. Позволяет учиться жизни и правильным поступкам благодаря главным героям, прочитанных произведений. Чтение увеличивает словарный запас, что позволяет разговаривать складно и грамотно, с использованием множества синонимов. Человек, который много читает – тем самым развивает свое воображение, так как во время чтения нужно уметь представить картину действия в голове, нарисовать образы героев.

Книга развивает в человеке все его способности: культурные, духовные, умственные, вдохновляет и мотивирует на улучшение себя, ума, тем самым открывает новые возможности. Очень часто в качестве подарка на какой-то праздник преподносят книгу, это считается хорошим подарком не только ребенку, но и взрослому. Если книгу читает ребенок, то для него она будет в качестве учителя, поможет сформировать представления о мире, о том, что хорошо и что плохо, о честности и чести.

С древних времен книги очень ценились, передавались из поколения в поколение, хранились в особых бережных условиях. Во время войн и пожаров всегда стремились в первую очередь сохранить книги, так как это культурная ценность народа. В книгах содержится вся человеческая мудрость, информация, копившаяся столетиями.

В век современных технологий может показаться, что чтение книг ушло на второй план, но это не так. Интерес к книгам пропал в период перестройки, книги мешками сдавали на макулатуру, чтобы получить хоть немного денег. В наше время ситуация начинает исправляться, в библиотеки ходит много читателей, и они пользуются популярностью. Это так приятно держать книгу в руках, ощущать её страницы, запах бумаги, делать свои пометки на полях. Электронная книга никогда не сможет заменить бумажную.

В моем доме много книг, целый стеллаж, мама собирала их с самого своего детства, некоторые достались ещё от бабушки и дедушки. Мой дедушка очень любил читать исторические романы, и я разделяю его увлечение, эти книги всегда имеют и сухие факты и интересный захватывающий сюжет. Они рассказывают об интересных хитросплетениях жизни известных людей и целых стран.

Время, потраченное на чтение книги – потрачено не зря. Я бы рекомендовала каждому вне зависимости от возраста увлечься чтением, погрузиться в новый интересный мир.

2 вариант

В нашем современном мире редко можно встретить подростка, читающего книгу. Зато, все чаще встречаются молодые люди, активно использующие социальные сети для общения и просмотры фильмов, вместо классического чтения. В связи с этим появляются сокращения всем известных слов, переходя в «сленг», а так же люди допускают все больше грамматических ошибок в письменной и устной речи. Размышляя над этой проблемой, встает вопрос «Способен ли человек стать образованным и «нужным» обществу без чтения?»

На мой взгляд, прочтение книг, дает человеку больше знаний, расширяет кругозор и развивает фантазию. Открыв книгу и начав читать, мы легко можем погрузиться в атмосферу рассказа, понять, что автор хотел донести до нас и даже встать на место главного героя. Поэтому, выбрав подходящую книгу, я сажусь поудобнее и «переношусь» в мир, полный таинственности.

Во все времена были выдающиеся писатели и поэты, оставившие после себя то великое наследие, которое многие из нас попросту не ценят. А если хорошо задуматься, можно сделать вывод о том, что книги несут в себе не только развлекательный, но и поучительный характер.

Так например, А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» учит нас ценить именно то, что у тебя есть, то, что находится рядом. Я считаю, что на примере главного героя, писатель так же пытался донести до читателя мысль о том, что нельзя «растрачивать» себя так бесцельно и тратить слишком много времени на развлечения.

А вот немецкий писатель Э.М. Ремарк в своем романе «Три товарища» дает понять нам, как важна дружба и на что способен человек ради своей любви. И если взять время, в которое был написан этот роман, нельзя сказать, что для нашего современного мира эти темы не являются такими острыми и «живыми», точно так же, как проблемы отцов и детей в одноименном романе И.С. Тургенева. Актуальность каждого произведения сохраняется и по сей день, неся в себе именно тот смысл, который каждый из нас способен раскрыть для себя лишь начав читать.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется добавить, что человек не может быть успешным и состоявшимся в жизни, не читая книг, ведь именно чтение делает нас богатыми духовно, а это, на мой взгляд, гораздо важнее многих материальных ценностей нашего современного века. Больше читайте, станете счастливее.

5, 6, 7, 8, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Чтение — вот лучшее учение!

Популярные сегодня темы

Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.

Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Как прекрасна ранняя осень! Солнце уже не обжигает знойными лучами землю, но днем все еще тепло. Осень медленно вступает в свои права. Ее приход чувствуется уже в конце августа по появившейся золотой ряби

В хронологической таблице можно ознакомиться с главными событиями произошедшими в жизни и творчества писателя Шолохова. В таблице указаны места и годы учебы, работы, творческой жизни. Даны даты выхода в свет его произведений.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к внеклассному мероприятию «Чтение — вот лучшее учение».docx

Внеклассное мероприятие«Чтение – вот лучшее учение»Подготовил учитель русс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Внеклассное мероприятие«Чтение – вот лучшее учение»Подготовил учитель русс

    Описание слайда:

    Внеклассное мероприятие
    «Чтение – вот лучшее учение»

    Подготовил
    учитель русского языка и литературы
    Ковалинская И.М.
    МОУ «Гимназия №33 города Донецка»

  • 2 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 3 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 4 слайд

    Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и по

    Описание слайда:

    Ученая литература спасает людей
    от невежества, а изящная —
    от грубости и пошлости.
    Николай Гаврилович Чернышевский
    Послушаем мудрецов

  • 5 слайд

    Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал,

    Описание слайда:

    Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
    Виссарион Григорьевич Белинский

  • 6 слайд

    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Фё

    Описание слайда:

    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
    Фёдор Михайлович Достоевский

  • 7 слайд

    Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен,

    Описание слайда:

    Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
    Декарт

  • 8 слайд

    Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

    Описание слайда:

    Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя
    Василий Александрович Сухомлинский

  • 9 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 10 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 11 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 12 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 13 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 14 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 15 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 16 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 17 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 18 слайд

    О славе, доблести, товариществеИстинная слава не может быть отыскана: она про

    Описание слайда:

    О славе, доблести, товариществе
    Истинная слава не может быть отыскана: она проистекает из самопожертвований на пользу блага общего!
    Александр Суворов

  • 19 слайд

    Слава не в том чтоб пользоваться почестями, а в том, чтобы их заслужить. Сене

    Описание слайда:

    Слава не в том чтоб пользоваться почестями, а в том, чтобы их заслужить.
    Сенека
    римский писатель, поэт, философ
     

  • 20 слайд

    Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

    Описание слайда:

    Николай Васильевич Гоголь.
    Повесть «Тарас Бульба»

  • 21 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 22 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 23 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 24 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 25 слайд

    О ложных убеждениях и христианских истинах Всякое преступление вульгарно, а

    Описание слайда:

    О ложных убеждениях и
    христианских истинах
     
    Всякое преступление вульгарно, а всякая вульгарность — преступление.
    Оскар Уайльд

  • 26 слайд

    В самом преступлении уже заключено наказание. Пелагий

    Описание слайда:

    В самом преступлении уже заключено наказание.
    Пелагий

  • 27 слайд

    Фёдор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание»Читать «Престу

    Описание слайда:

    Фёдор Михайлович Достоевский.
    Роман «Преступление и наказание»
    Читать «Преступление и наказание» — наказание, а не читать –преступление!

  • 28 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 29 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 30 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 31 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 32 слайд

    Эдуард Асадов «Пока мы живы, можно все исправить»

    Описание слайда:

    Эдуард Асадов
    «Пока мы живы, можно все исправить»

  • 33 слайд

    О взаимоотношениях с окружающими О «лишнем человеке» и его судьбеКаждый твой

    Описание слайда:

    О взаимоотношениях с окружающими
    О «лишнем человеке» и его судьбе
    Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. 
    В. А. Сухомлинский

  • 34 слайд

    Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. А.

    Описание слайда:

    Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
    А. Н.Радищев

  • 35 слайд

    Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»

    Описание слайда:

    Михаил Юрьевич Лермонтов
    Роман «Герой нашего времени»

  • 36 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 37 слайд

    «Не оставляйте на потом дела» Владимира Кобец

    Описание слайда:

    «Не оставляйте на потом дела»
    Владимира Кобец

  • 38 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 39 слайд

    Судьбы и времени седого Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, Но

    Описание слайда:

    Судьбы и времени седого
    Не бойся, молодой певец!
    Следы исчезнут поколений,
    Но жив талант, бессмертен гений.

  • 40 слайд

    Сочинение на тему чтение вот лучшее учение

  • 41 слайд

    Интернет-источникиhttps://img11.postila.ru/data/0c/b5/63/a4/0cb563a4d42ce926a

    Описание слайда:

    Интернет-источники
    https://img11.postila.ru/data/0c/b5/63/a4/0cb563a4d42ce926af86b2129055df6aef6e546d1bb9c9f8807514f1355d5e45.png — фон
    https://img-fotki.yandex.ru/get/9105/39663434.7d4/0_a6550_b484a81b_XL.png

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Герой литературного произведения (литературный герой) 

Похожие материалы

  • Внеклассное мероприятие Чтение — вот лучшее учение.docx

  • Презентация опыта работы по литературе на тему «Роль учителя в формировании читательского интереса школьников »

  • Контрольная работа по литературе на тему: «Из литературы XX века» (5 класс)

  • Презентация по литературе «Лагерная проза»(11 класс)

  • Урок-практикум «Подготовка к итоговому сочинению 2020-2021″( 11 класс)

  • Литературная композиция, посвящённая творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

  • Занятие на тему: «»

  • Презентация по произведению «Мёртвые души»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455788 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

 Чтение – вот главное учение.

        Художественная литература – это разновидность искусства, являющаяся самым мощным средством познания человека, инструментом, который влияет на происходящую действительность. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и характер, а именно – формирует личность человека.

        Именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте. Она способна очень серьезно влиять на своего читателя. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее.

       Ещё  М. Горький писал: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

       Книги — наши замечательные и верные друзья, которые способны обогатить наш внутренний мир, развеять тревоги, сомнения и обиды. Для некоторых гораздо проще посмотреть фильм, снятый по интересующей книге, однако там может не оказаться интересных, смешных и остроумных выражений, которые бы вам понравились, запомнились, рассмешили и заставили задуматься.

       Какую книгу можно назвать «хорошей» и полезной для чтения? Во-первых, книга должна вас заинтересовать и увлечь, во-вторых, она должна нести глубокий смысл, а не быть поверхностной.

       Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать. Неслучайно 2015 год объявлен годом литературы.

       Это очень хорошо, что старшеклассники будут снова писать итоговое сочинение. Большинство учеников совсем забросили литературу и перестали читать книги,  многие  не способны нормально излагать даже самые простые мысли, сильно упала грамотность молодых людей.  Я уверена, что никому  умение хорошо формулировать собственные мысли еще никогда  не мешало.

       Сочинение — это способ для учащихся выразить себя, свою точку зрения относительно какого-либо вопроса. Чаще всего сочинения пишутся на тему произведений литературы, но бывают и на свободные темы. Сочинение учит понимать общественную жизнь. Оно может воспитать любовь к людям, к природе, позволят учащимся глубже чувствовать, приучает к последовательности, усиливает интерес к литературному творчеству и языку, к тому, что сделано человеческим трудом. Воспитательная функция сочинения заключается в том, что оно прививает ребенку самостоятельность. Чем больше самостоятельность учащегося, тем больше своих интересов и мыслей может выразить ребенок в сочинении. Такая работа улучшает активность школьника. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.

        Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
           Научить детей написать сочинение – работа не одного дня. Это целенаправленная, кропотливая и творческая работа учителя с учащимися. На первом месте – научить детей мыслить, выражать свое мнение, отстаивать его аргументировать примерами не только примерами из литературных источников, но использовать жизненный опыт.

Так какую же роль играет литература в жизни человека? Самую главную роль. Книжные страницы хранят знания, мечты, секреты, тайны, иллюзии. Книги помогают понять себя и понять мир вокруг. Книги связывают нас с прошлым, предвидят будущее и делают лучше настоящее. Книги – бумажные двери в огромные новые миры, которые умещаются на маленькой книжной полке.

  • Сочинение на тему чем современна литература 18 века 9 класс на примере 2 произведений
  • Сочинение на тему чему нас учат басни крылова
  • Сочинение на тему чередование гласных в корне слова
  • Сочинение на тему чтение вот лучшее чтение
  • Сочинение на тему чему и как я научился этим летом 6 класс