Сочинение на тему чередование гласных в корне слова

31.12.2020 - на форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к огэ 2020 года под редакцией

31.12.2020
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

10.11.2019
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019
— За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019
— Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019
— На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019
— На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019
— Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017
— Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017
— Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017
— В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017
— На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017
— На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017
— На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

462921

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:

462923

Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

462922

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода — воды — вод;
  • уходить — уходит — ход;
  • чародей — чары;
  • символический — символ;
  • леса — лес;
  • лиса — лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

462924

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» — «о»).

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне
, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА
-):

хор
О
ший – прихор
А
ш
ИВА
ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в
ОРО
та – прив
РА
тник,

х
ОРО
нить – ох
РА
на,

з
ОЛО
то – з
ЛА
то,

х
ОЛО
дный – прох
ЛА
да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ.
Если в проверяемом -оро-/-оло
(русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло.
Таким же образом поступайте со словами на —ра—ла-
(старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны
знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются
непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных –
одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

A13 2
Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом,
правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни
. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни!
Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное –
все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст
ительный, переск…ч
ил, вн…м
ал

2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать

3) ст…р
еть, закл…н
аю, пон…м
ать

4) тв…р
чество, расст…л
ать, нач…н
ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст

ительный
, переск…ч
ил
, вн…м

ал

2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать

3) ст…р
еть
, закл…н
аю, пон…м
ать

4) тв…р
чество, расст…л
ать
, нач…н
ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит,
правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание!
Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование
в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения.
    Запоминайте безударный вариант:-ГОР-
    гор

    елый, загор
    еть
    (-ГАР- под ударением загар
    )

    -ЗАР
    зар

    ница, зар
    я
    (-ЗОР- под ударением зорька
    ) Исключение: зоревать

    -КЛОН
    преклон
    ение, склон
    иться
    (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР
    — притвор
    иться, столпотвор
    ение
    (под ударением –ТВАР-ТВОР)
    Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-
    полаг
    ать – полож
    ение
    Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС-
    раст

    ение, выращ
    енный, подрос
    ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток,
    где О под ударением. На вырост –
    приставка вы
    оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ
    скак

    ать – вскоч
    ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ-
    сним
    ать — сня
    ть

    -ЖИМ – ЖА-
    сжим
    ать — сжа
    ть

    -ЧИН – ЧА-
    начин
    ать – нача
    ть

    -КЛИН – КЛЯ-
    проклин
    ать — проклят
    ие

    -НИМ – НЯ-
    поним
    ать – поня
    ть

    примин
    ать — примя
    ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А
    :-БЕР – БИРА-
    убер
    у — убир
    аю

    -ДЕР – ДИРА-
    удер
    ет — удир
    аю

    -ПЕР – ПИРА-
    запер
    — запир
    ать

    -ТЕР – ТИРА-
    вытер
    — протир
    ать

    -МЕР – МИРА-
    замер
    еть — замир
    ать

    -СТЕЛ – СТИЛА-
    постел
    ить — застил
    ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА-
    заблест
    еть — блист
    ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА-
    выжег
    — прижиг
    ать

    -ЧЕТ – ЧИТА-
    вычет
    ы — вычит
    ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА-
    кос

    нулся – кас
    ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от
    смысла слова
    -МАК – МОК-
    мак

    ать, обмак
    нуть
    («погрузить в жидкость»)

    промоч
    ить, вымок
    нуть
    («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН-
    уравн
    ение, сравн
    ить
    («одинаковый, равный»)

    заровн
    ять яму, разровн
    ять грядку
    («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ — ПЛАВ
    — «О» только в словах плов

    ец, плов
    чиха

    «А» в остальных словах поплав
    ок, жук-плав
    унец и др.

    (Но: плыв

    уны
    – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА
      — (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц
      ающий –мерк
      нет, просвещ
      ение – свет.

    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм
      . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный
      словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия
      не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион
      – словарное слово.
    4. Слова аква
      рель, моно
      графия, хроно
      логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир
      ять (мир
      ный) врагов; пример
      ять (пример
      ка) платье.
      В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер — замирать
      .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный
    (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник
    нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ
    генту
    необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание
:

Слово с чередующейся гласной – коснулся

(-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама
– непроверяемые, словарные слова.

Утопия
— разновидность фантастики, но фантастики
особого рода, которая была связана с
прогнозированием развития общества,
поскольку включала в себя ответ не
только на вопрос, каким должен быть мир
и как его изменить, основы ее социальной
совершенства. Поэтому утопия представляла
собой или альтернативные настоящему
идеальные модели общества, или показывала
перспективы развития тех или иных идей
и теорий. Кроме того, специфика утопии
заключалась в том, что писатель
сосредоточивал внимание не на
фантастическом описании технических
изобретений новейшей цивилизации и т.
д., а на картинке общества как социальной
системы, которая соответствовала идеалам
художника. Утопия — абстрактная модель
идеальной социальной системы, которая
соответствовала представлениям писателя
о гармонии человека и мира.

В
утопиях изображался мир, который
споглядався с безопасной дистанции и
был населен «чем-то нереальным, далеким».
В антиутопіях свет подавался с середины,
через видение его отдельными обитателями,
что чувствовали на себе его законы и
представляли себя в качестве «ближних».

Классическая
антиутопия характеризовалась
абстрактністю, художественной моделью
идеального общества, установкой на
результат социального развития, принципом
пространственно-временной символичности,
повышенной эмоциональностью стиля. В
отличие от утопии, антиутопия была
больше связана с действительностью, в
изображении которой прослеживались
социальные и хронологические приметы.
Мир будущего в антиутопии был представлен
хуже, чем настоящий, тот, который
критиковали. Антиутопия показала картину
трагической реальности, апокалиптического
бытия, поэтому если утопия представляла
собой позитивную модель социальной
системы, то антиутопия подала тотальное
отрицание и действительного и возможного
варианта будущего.

Фантастика
составляла основу поэтики антиутопии,
но не любое фантастическое произведение
считался антиутопией. Фантастика
выполняла в антиутопии две функции:
помогала раскрыть несовершенство
существующего порядка и отрицательные
последствия тех или иных общественных
процессов.

Антиутопия
была антиутопией вне связи с реальностью
и социальной проблематикой, поскольку
критиковала изображения государственной
системы, которая противоречила принципам
подлинного гуманизма. В ней выражался
протест против насилия, абсурдного
социального устройства, бесправного
положения личности. Авторы анти — утопий,
опираясь на анализ реальных общественных
процессов, с помощью фантастики пытались
предсказать их развитие в будущем,
предупреждая тем самым об опасных
последствиях существующего порядка.

Таким
образом, утопия и антиутопия имели
общность прежде всего в своем генезисе.
Они появились в связи с необходимостью
осознания существующего общественного
устройства и прогнозирования его в
будущем. их объединял комплекс
социально-политических проблем, среди
которых были такие: человек и общество,
личность и государство, свобода и насилие
и другие, которые имели философский
характер. Писателей волновал вопрос
общего порядка: могла или не могла другая
система предоставить человеку возможность
для достижения свободы, счастья,
плодотворного труда, какими были принципы
ее организации, отвечала она гуманистическим
идеалам. Существенной особенностью
утопии и антиутопии стало то, что они
смоделировали определенный тип
государственного устройства. Эта
художественная реальность была наделена
собственной ценностью, завершенностью,
системностью. Утопия и антиутопия как
художественные модели ориентировались
на исследования социальной системы
государственного устройства, на изучение
состояния людей и взаимоотношений между
ними в тех или иных условиях.

Важным
признаком утопии и антиутопии был их
прогнозируя характер. Они нацеливали
на реальность, которую необходимо было
менять, указывали, как проводить эти
изменения. Однако утопия и антиутопия
отличались целевой установкой, характером
заложенных в них конфликтов, соотношением
реального и фантастического, своеобразием
поэтики.

Утопия
всегда была связана с вымыслом, мифами
разного рода, поскольку она выражала
мечту, надежду на лучшее будущее. Целью
антиутопии было раскрытие настоящих
противоречий жизни, освобождения от
ложных мифов.

Антиутопия
— это антижанр, особый вид литературного
жанра, или, как его иногда называли,
«пародийный жанр, который характеризуется
соответствием его образцов определенной
традиции, набором конвенциональных
способов и интерпретаций». Специфика
антижанрів установила пародийное
отношение между антижанровими
произведениями и произведениями, которые
высмеивали традиции другого жанра. В
классическом варианте антижанрові
произведения были созданы по традициям
предыдущих образцов антижанру. Они
имели классические тексты и образцы
(например, пародии на эпос «Дунціада»
— это сатира на ничтожность и глупость
английского поэта А. Пона). Но эти
произведения не обязательно последовали
эти образцы. Антижанри могли развиваться
в традициях иллюзии к пародийного
текста, но который принадлежал к данному
жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М.
Сервантеса был образцом антиутопии.

Если
к утопии обращались в сравнительно
мирный, предкризисное время в ожидании
будущего, то антиутопии писали в сложный
период неудач. Антиутопического роман
— это роман, в котором было раскрыто
абсурдность и нелепость нового порядка.
Роман-антиутопия показал несостоятельность
идей утопистов. Нельзя построить
идеальное общество, где бы было счастье
для всех.

Признаки
антиутопии:

Изображения
определенного общества или государства,
их политической структуры;

Изображение
действия в далеком будущем (предполагалось
будущее);

Раскрытие
мира с середины, через видение его
отдельными обитателями, что чувствовали
на себе его законы и были представлены
в качестве ближних;

Показ
негативных явлений в жизни социалистического
общества, классовой морали, невелювання
личности;

Рассказ
от лица героев в форме дневника, заметок;

Отсутствие
описания домашнего жилья и семьи как
места, где царили свои принципы и духовная
атмосфера;

Присущие
жителям антиутопічних городов рис
рационализма и запрограммированности.

Антиутопия
— это очевидная современность часто
карикатурно заостренных идей, критический
пафос в оценке негативных тенденций
действительности. Это и элемент
фантастического, что вырастал из
реальности, из современных авторам
фактов, событий, процессов общественной,
политической, духовной жизни; это и
ироническое пародирование нежиттєвих
и угрожающие, по мнению авторов, идей и
представлений об идеальном обществе и
идеально счастливого человека. Вместе
с тем это и сила пророческого и
универсального понимания главных
тенденций развития общества, эволюции
человека и всего человечества; это вера
в то, что человек может развиваться
только свободно, естественно, путем
эволюции, а не по теориям, пусть самых
светлых умов, тем более не по приказам
всесильных тиранов; что в конечном итоге
должна была победить не универсальная
умственная конструкция идеальной жизни,
а здравый смысл и естественные человеческие
чувства и потребности.

Художественные
утопии и антиутопии обращались прежде
всего к разуму, а не к душе читателей.
Однако это не их недостаток, а жанровая
особенность, заложенный в них жизненный
план, основной принцип.

Философ
Леонид Ионин точно определил одну из
главных черт антиутопии: «Железную
логику утопий они «наваяли» на человеческую
психологию. И оказалось, что эта логика
нечеловеческая, или, если хотите,
античеловечная. По точно рассчитанным
орбитам в прекрасном будущем мире должны
механически двигаться безликие
человеческие единицы, унифицированные
существа, бессодержательные «функции»
социологических изменений. В старых
утопиях — у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у
Кампанеллы — живых людей не было».

Если
для утопии был характерен утверждающий
пафос, то для антиутопии определяющим
стал отрицающий. Устанавливая общие,
типовые черты антиутопии, нельзя не
отметить замечательное жанрово-стилевое
разнообразие произведений этого рода.

Если
взять за основу классификации своеобразие
фантастики, которая была основным
средством, отрицал утопическую мечту,
абсурдную действительность и доминанту
поэтики антиутопии, то можно условно
выделить такие разновидности жанра:

а)
социально-фантастическая антиутопия
(Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер
и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и
«Чевенгур»);

б)
научно — фантастическая антиутопия (Г.
Булгаков «Роковые яйца»);

в)
антиутопия — аллегория (Г. Булгаков
«Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики
и удавы»);

г)
историко — фантастическая антиутопия
(В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін
«Репетиция в пятницу»);

д)
антиутопия — пародия (В. Войнович «Москва
2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);

е)
роман — предупреждение (П. Буль «Планета
Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Эта
классификация достаточно условна,
поскольку в рамках одного произведения
нередко присутствовали элементы всех
других видов. Вместе с тем указанные
виды антиутопии дали возможность выявить
некоторые тенденции в развитии жанра,
возможно, они стали более устойчивыми
и привели к созданию новых жанровых
разновидностей в дальнейшем.

Рабочий лист по теме: «Корни с чередованием». ОГЭ 5

Теория

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Чередующиеся гласные в корне

Зависят от суффикса а

от ударения

от последующей согласной

от значения корня

1. А//О

Кас А – кос (нет а)

Лаг А – лож (нет а)

Например:

полОжить, полАгать

исключение:полог

1. гАр (под ударением) – гОр

зАр – зОр (под ударением)

Например:

заря, зорька

исключение:

выгарки, пригарь, изгарь, зоревать

1.растащ) -рос

Например:

растение, росли

исключение:

Ростов, росток, отрасль, на вырост, подросток, Ростислав, ростовщик, выростковый

1. мак = погрузить

в жидкость

мок = пропускать

жидкость,

впитывать в себя

Например:

макать в молоко,

сапоги промокли

2.И//Е

Бира – бер (нет суффикса а )

Пира– пер (запирать)

Мира – мер (замирать)

Тира – тер (оттирать)

Стила – стел (расстилать)

Блиста – блест (блистать)

Чита– чет (вычитать)

Жига – жеч (зажигать)

Дира – дер (придираться)

исключение:

сочетание, сочетать

2.

клан-клон

твар-твор

под ударением пишется

то, что слышим,

без ударения толькоО

Например:

Поклониться, кланяться

Затвор, сотворить

исключение:утварь

2. скак – скоч

вскочить, вскакивать

исключение:

скачи

скачок

скачу

2. равн = равный, одинаковый, сходный

ровн= ровный, гладкий, прямой

подровнять клумбы,

сравнить

исключение:

равнина, равнение

равняйся, равняться ровесник, уровень

ровня, поровну

3.им, ин//а, я

начинать – начать

внимание – внять

снимать – снять

сжимать – сжать

В корне плав пишется а(плавучий, поплавок)

исключение: пловец, пловчиха, пловцы, плывун (=насыщенный водой грунт).

Запомни: плавунец (=жук, живущий в стоячей воде)


Чередующиеся гласные в корне слова

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар-/-гор- под ударением пишется А, без ударения — О.
Например: зага́р — загора́ть.

2. В корнях -зар-/-зор- в безударном положении пишется А, под ударением пишутся А или О в соответствии с произношением.
Например: заря́, зарни́ца, озаря́ть, озаре́ние, но; зо́ри, за́рево.
Исключение: зорева́ть.

3. В корнях -клан-/-клон--твар-/-твор- в безударном положении пишется О, под ударением пишутся А или О в соответствии с произношением.
Например: поклони́ться, кла́няться, покло́нтвори́ть, затво́р.
Исключение: у́тварь.

4. В корнях -плав-/-плов- в безударном положении буква О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется А.
Например: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий. В слове плыву̀н пишется Ы в соответствии с произношением.

 Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир-/-бер-, -блист-/-блест-, -дир-/-дер-, -жиг-/-жег-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -стил-/-стел-, -тир-/-тер-, -чит-/-чет-) пишется И, если за корнем следует суффикс -А-, в остальных случаях — Е.
Например: соберу—собираю, блестеть—блистать, сдеру—сдираю, обжечь—обжигать, умереть—умирать, запереть—запирать, постелю—постилаю, тереть—стирать, прочесть—прочитать.
Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -А-.
Например: занимать — занять, сжимать — сжать.

3. В корнях -кас-/-кос--лаг-/-лож- пишется А, если за корнем следует суффикс -А-, в остальных случаях — О.
Например: каса́ться — косну́ться, каса́тельная — прикоснове́ние, излага́ть — изложи́ть, слага́ть — сложи́ть.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст-(-ращ-)/-рос- пишется А перед СТ, Щ, в остальных случаях — О.
Например:  расти, вырастить, возраст, нарастание, взращённый, сращение, вырос, выросший, водоросль, недоросль.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

2. В корнях -скак-/-скоч- пишется А перед К; пишется О перед Ч в безударных корнях.
Например: скакать — вскочить, наскочить — на скаку, заскочить, выскочка.
Исключения: скачок, скачу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак-/-мок- пишется А в словах со значением «погрузить в жидкость», О — со значением «пропускать жидкость, мокнуть».
Например: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); промокают (сапоги), вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

2. В корнях -равн-/-ровн- пишется А в словах со значением «равный, одинаковый», О — со значением «ровный, прямой, гладкий».
Например: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся; ровнять (дорожки), подровнять (клумбы), ровня.
Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

Практическая часть

Задание 1.

Вставить пропущенные буквы:

1. 3..ревой, з..ря, з..ревать, з..рница.

2. Г..релки, заг..рать, подг..рел.

3. К..саться, прик..снулся, касательная, прик..сание.

4. Пл..вец, пл..вники.

5. Утв..рь, тв..рил, стихотв..рение, притв..рил.

6. Кл..нялся, накл..нился, скл..няемся.

7. Обм..кнул, пром..кнул, непром..каемый, пром„кашка.

8.Подр..внял, р..внина, р..весник, ур..вень, пор..вну.

9. Предл..жение, пол..г, прил..гательное, сл..жение.

10. Водор..сли, р..стовский, подр..стковый, р…стение.

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы

Г..рь, г..релка, з..рница, соприк..саться, ур..вень, натв…рить, взр..слеть, выр..внивать, пром…чить, тв..рец, заг…р, уг..реть, тв…рительный, м…кание, взм..кнуть, ур…внение, уск…кать, доск…чить, нам…ченный, выр…внивать, отр…слевой, см…чить, разг..реться, пог…релец, отм…кать.

Задание 3

«Третье лишнее»

Изл..гать пл…вательный выск…чка
Прик…снуться пл…вчиха оз..рять
З..рька непром..каемый ск..куны
Отр..сль покл..н возр..ст
Р..вномерный приг..релый тв..рчество

Задание 4. Гласные е-и в корне слова.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

Задание 5. Гласные о-а в коне слова.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали.

Задание 6

Тестирование онлайн:

https://onlinetestpad.com/ru/test/5335-cheredovanie-glasnykh-v-korne

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test9.xml

https://banktestov.ru/test/59510

https://videouroki.net/tests/pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-v-korniakh-slov.html

Тривиум (форма ОГЭ): https://gordeevaln.ru/type_task/огэ-2020-задание-5

Решу ОГЭ:https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=132

Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

Морфема – это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части – минимальная и значимая: морфема – наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова. В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена. В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем. Чередования гласных (символом # здесь и далее в тексте обозначается морфологический ноль, определение понятия “морфологического ноля” см. ниже): о / # (беглый гласный): сон – сна; е / #(беглый гласный): день – дня; е / о: бреду – бродить; о / а: смотреть – посматривать; е / о /# / и : соберу – сбор – собрать – собирать; о / у / ы: сох – сухой – высыхать; Чередования согласных и их сочетаний: 1) чередование парных твердых с парными мягкими: [б] – [б’]: моль[б]а – моль[б’]е; [в] – [в’]: тра[в]а – тра[в’]е; [г] – [г’]: но[г]а – но[г’]е и т. д. 2) чередование заднеязычных с шипящими: г / ж: нога – ножка; к / ч: рука – ручка; х / ш: муха – мушка; 3) чередование зубных с шипящими: д / ж / жд: водить – вожу – вождение; т / ч / щ: светить – свечу – освещение; з / ж: возить – вожу; с / ш: носить – ношу; ц / ч: огурец – огурчик; ст / щ: грустить – грущу; 4) черередование губных с сочетанием губной + [л’]: б / бл: любить – люблю; п / пл: купить – куплю; в / вл: ловить – ловлю; ф / фл: графить – графлю; м / мл: кормить – кормлю. В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак – казацкий, друг – друзья. Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а – ру[к’]е. Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например: [с] / [с’] / [ш]: нёс – носить – ноша; [в] / [в’] / [вл’]: лов – ловить – ловлю. Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным: а (я) / им: снять – снимать; а (я) / ин: жать – пожинать; и / ой: бить – бой; е / ой: петь – пой. В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход – хожу – хаживать – хождение (о / а, д / ж / жд).

помогите написать краткое сочинение на тему суффикс

1. Что такое “суффикс”?

Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый» ) в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.

2. Каковы функции суффиксов?

Функция №1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ.

Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др. )

Например, с помощью суффикса – ИЗН – от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс – ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.

Функция № 2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.

Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т. д. )

Например, суффикс – ЕНЬК – (тоненький, светленький, толстенький и др. ) – имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы – ИЩ – (иглища) и – ЕНН – (толстенный) – увеличительно-неодобрительное.

Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.

Например, суффикс – ЁНК – в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.

Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего.

Функция № 3 – ЗНАКОВАЯ.

Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка, придавая им понятную нам физиономию. Ведь если к чужому корню добавить знакомый суффикс, слово становится близким, домашним и понятным.

Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР, которое, в свою очередь, образовалось от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: «связи с общественностью» . Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу – ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.

Источник статьи: https://otvet.mail.ru/question/85994741

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень – единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам. Приставка – словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать, не-раз-борчивый). Словообразующий суффикс – словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик, красн-е-ть); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а. Постфикс – словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов. В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Морфема

Морфема (от греч. morphe ‘форма’)

1. Минимальная значимая еди­ница языка. Термин морфема был введен в лингвистический обиход в 1881 г. И. А. Бодуэном де Куртенэ. В речи морфема может быть пред­ставлена различными вариантами, или морфами. Морфы, принадлежащие одной морфеме, как правило, имеют одно и то же значение, но различаются звуковым составом. Например, в словах сёла — сельский корень представлен морфами [с’ол] и [с’эл’]; в паре словоформ спро­сит — спрашивать встречаются два разных морфа корневой морфе­мы [спрос’] и [спраш]; суффиксы -ок или -ец могут реализовываться в морфах из двух звуков и из одного (с отсутствующим гласным) — как в словоформах прыжок — прыжка, борец — борца и т.п.

По своей роли в слове морфемы подразделяются на корни и аф­фиксы. В корне заключается основное лексическое значение слова, в аффиксах же — дополнительные значения, как лексические, так и грамматические. Значения аффиксов, как правило, более абстрак­тны, чем значения корневых морфем. Корень, в отличие от аффикса, является обязательной частью слова.

2. Морфема и слово — основные единицы морфологии (морфема — минимальная, а слово — максимальная единица). При таком широком понимании морфологии в её состав могут включаться также морфеми­ка и словообразование. Однако ядром морфологии традиционно счи­тается описание грамматических (морфологических) характеристик слов и морфем.

Морфология представляет классификацию слов с точки зрения их грамматических признаков, то есть на основе одинакового набора грам­матических категорий. Например, имя существительное как часть речи имеет общий набор таких грамматических категорий; род, число, падеж, одушевленность — неодушевленность. Глагол как часть речи имеет свой набор грамматических категорий: вид, время, наклонение, лицо, залог и т.д. Таким образом, части речи — это классы слов, имеющих сходные грамматические (морфологические) характеристики (см. Части речи).

Внутри каждой части речи имеются грамматические основания для частных классификаций. Имена и глаголы распределяются по ти­пам склонения и спряжения, то есть устанавливаются разряды слов в зависимости от изменения формы слова при выражении различных грамматических значений. Материал с сайта //iEssay.ru

Грамматические значения слова, которые выражаются посредством изменения формы слова, представляют собой четко организованную систему. Однородные грамматические значения, объединяясь в кате­гории, характеризуют слово как абстрактную грамматическую (мор­фологическую) единицу.

Изменение формы слова (словоформы) происходит при помощи различных аффиксальных морфем. В русском языке это, как прави­ло, флексии (окончания). Поэтому система флексий, четко струк­турированных, противопоставленных друг другу и объединенных в парадигмы, представляет собой центр морфологической системы русского языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • характеристика морфем
  • марфема сочинение
  • сочинение на тему роль морфем в русском языке
  • сочинение на тему морфемика
  • роль морфем по розенталю

Основа и формообразующие морфемы (флексии)

В словах выделяют основу и формообразующие морфемы (флексии). Основа – это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение. Основой является часть слова без флексий. Основа может состоять только из корня (пе-ть) или из корня и аффиксов (подпева-ть). Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы выражают грамматические значения слова – отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения, имеющие типизированное формальное выражение (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.). Различие между окончаниями и формообразующими суффиксами заключается в характере выражаемого ими грамматического значения и их роли в синтаксической связи слов в предложении (см. далее разделы “Окончание”, “Формообразующий суффикс”). У изменяемых слов может быть представлено только окончание (парт-а, сто-ит), только формообразующий суффикс (стоя-ть, красив-ее) или и окончание, и формообразующий суффикс (стоя-л-а, красив-ейш-ий). В последнем случае формообразующий суффикс стоит перед окончанием. Обычно флексии располагаются в конце слова, но в некоторых словах основа может быть прервана флексиями. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразовательный постфикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), неопределенных местооимений, содержащих постфиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), которых сложных существительных (диван-а-кроват-и) и числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми. Помимо окончаний и формообразующих суффиксов непостоянные грамматические признаки слов могут передаваться морфемами других типов: формообразующими постфиксами, формообразующими приставками и морфемами, традиционно обозначаемыми термином “формообразующие частицы”. Формообразующими постфиксами принято считать морфему -ся со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах (дом строит-ся рабочими), так и в изучаемых причастных (строящий-ся рабочими дом), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. (пойдем-те). Формообразующими приставками являются приставки по- и наи-, факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по- , также и наречия (по-выше, наи-высочайший). Ряд форм глагола образуется с помощью вспомогательных компонентов бы, пусть, пускай (прочитал бы, пусть прочитает), которые входят в состав глагольной формы, выражая непостоянные признаки наклонения, и, следовательно, по своей функции являются флексиями. У изменяемых слов часто бывает несколько различающихся модификаций основы. Так, в разных формах существительного мать представлены основы мат’- и матер’-, у прилагательного высокий – основы высок-, высоч- (высоч-айш-ий) и выш- (выш-е). Несколько модификаций основы представлено почти у всех глаголов. Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы – инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида – будущего). Кроме них можно говорить иногда и об отдельной основе прошедшего времени. Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь- #). Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего / простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат. Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразующий суффикс прошедшего времени -л- или – # – и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а. У большинства глаголов – два разных вида основы: одна – основа настоящего / простого будущего, и другая – основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а). Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут. Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут. Разные глагольные формы образуются от разных основ. От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения. От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения. инфинитивная основа прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл. основа наст. / буд. вр. наст. вр. (личн. и прич. формы) / буд. вр. (личн.), повелит. накл. У одних глаголов основы различаются за счет чередований: писа-ть – писа-л (бы) – писа-вш-ий пиш-у – пиш-ущ-ий – пиш-и. У других глаголов основы различаются усечением или наращением, представленным в основе настоящего / простого будущего времени: чита-ть – чита-л (бы) – чита-нн-ый читаj-ю – читаj-ющ-ий – читай; говори-ть – говори-л (бы) – говори-вш-ий говор-ю – говор-ящ-ий – говор- и. У единичных глаголов представлены супплетивные основы: ид-ти – ше-л.

Обучающее сочинение на лингвистическую тему


Обучающее сочинение на лингвистическую тему

Урок русского языка в 6 классе

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

Давайте найдем тезис в тексте.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

Языковые средства, которые можно использовать в сочинении-рассуждении:

Вводные слова: на мой взгляд, я думаю, мне кажется, во-первых, например, итак, таким образом и т.п.

Союзы: так как, потому что, хотя, если и т.п.

Готовые выражения: докажем это, это можно доказать так (следующим образом), обобщим всё сказанное, таким образом, это объясняется следующим, следовательно и т.п.

Окончание

Окончание – формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения. Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени. Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов (если), наречий (весьма), неизменяемых существительных (такси) и прилагательных (хаки). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени. У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-…, диван-… – кровать-…, диван-а-кроват-и. Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание – это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, – неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания. Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях: 1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик-#… – И.п., стол-#… – И./В.п. 2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь-#…. 3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран-#…, солдат-#…, болот-#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей – стат-ей. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей-… – стать[й’-а] – стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, “спрятан” в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], “спрятанный” в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями. Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним: гений-…, гениj-я, гениj-ю – участков-ый, участков-ого, участков-ому армиj-я, армиj-ей – столов-ая, столов-ой и т. д. 4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив-…, умен-…. 5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах: ед. число И.п. син-ий лисий-… Р.п. син-его лисьj-его Д.п. син-ему лисьj-ему В.п. = И.п./В.п. Т.п. син-им лисьj-им П.п. (о) син-ем (о) лисьj-ем Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин-…, лиса / лис-ий-…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который “спрятан” в йотированной гласной букве. 6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-… (бы) – ср.: дела-л-а, дела-л-и. 7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-#…, пиш-и-те. 8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-#….

Формообразующий суффикс

Другим видом флексий является формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии – это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным (читавший мальчик – И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку – В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс -вш-, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании. В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия. В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы. 1. Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # – нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель). В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив – неизменяемую глагольную форму. 2. Прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-…) и -#-: нёс- # , ср.: нес-л-а. 3. Эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л-#… бы, нёс- # -… бы. 4. Повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-…) и -#- (делай-#-…), (сядь-#-…). Для понимания того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у – пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю – читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема – нулевой формообразующий суффикс: читай-#-… (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа – ср.: читай-#-те). 5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту – чередующиеся суффиксы). 6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи. 7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее/-ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же). 8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий). Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов: а) суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-#-…). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а); б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай- # -…, вынь-#-…).

  • Сочинение на тему чтение вот лучшее чтение
  • Сочинение на тему чему и как я научился этим летом 6 класс
  • Сочинение на тему чем привлекает меня чацкий
  • Сочинение на тему чем мне близок базаров
  • Сочинение на тему человек путешествующий горе от ума