Сочинение на тему чацкий и фамусовское общество с цитатами

В произведении горе от ума грибоедов описывает события, которые происходят в россии после разгрома наполеоновской армии. в эту эпоху взаимоотношения

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит  в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе.  Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу.  Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

Рассуждение

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.

Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», — отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», — полагает главный герой.

Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», — в отчаянии восклицает герой.

Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.

`

Чацкий и Фамусовское общество

Популярные сочинения

  • Николай Иванович в рассказе Крыжовник (Образ и характеристика)

    Замысел о написании рассказа о человеке, спрятавшемся от мира за забором своей усадьбы, возникла у Чехова после услышанной истории об одном чиновнике.

  • В чем смысл жизни? — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)

    В чём смысл жизни? Этот вопрос задавало такое количество людей, что не хватило бы количество ячеек для цифр на калькуляторе. В самом деле, его кто только не задавал. Учёные, философы, психологи, профессора на кафедрах

  • Сочинение Евгений в поэме Медный всадник (Образ и характеристика)

    Евгений – один из главных героев поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ главного героя является собирательным образом русского народа. В поэме показан конфликт между безграничной властью

(706 слов) Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прогрессивный человек нового времени. Действие комедии начинается с того, что Чацкий возвращается из трехлетнего путешествия в свой родной город, в Москву, и замечает, что все сильно изменилось: он совершенно отделен от того общества, в котором он вырос, от тех людей, которые ему когда-то были очень близки. Все дело в том, что нравственные запросы Чацкого несоизмеримо выше тех проблем, которыми заинтересована фамусовская Москва. Герою чужды лесть, кумовство, чинопочитание. Ему не важно мнение некой Марьи Алексеевны, которое авторитетно для Фамусова. Чацкий не принадлежит к числу тех молодых людей, которые появляются в обществе, чтобы сделать себе блистательную карьеру, которые юлят, улыбаются тем, кому надо, и говорят ровно столько, сколько следует сказать. Героя можно по праву назвать проповедником новых идей. Именно из его уст исходит сравнение «века нынешнего» и «века минувшего». Герой отмечает, что «нынче свет уж не таков… вольнее всякий дышит …». Чацкого по праву можно сравнить со Стародумом из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», так как оба героя отказались от службы по одной и той же причине: «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». 

В знаменитом монологе «А судьи кто?» герой вскрывает все язвы «века нынешнего». Чацкий возмущенно говорит о том, что дожившие до седин пресекают стремление к наукам и искусству и в то же время поощряют отсутствие собственных мыслей. Героя так же волнует, что многие прислушиваются к «французику из Бордо» и внимают его речам, словно он какой-то идеал, а речь его – чарующая песнь, хотя, по правде сказать, он из себя ничего не представляет. Галломания – одна из проблем фамуского общества, с которой следовало бы бороться: Чацкий активно пропагандирует идею национальной самобытности, отрицает крепостное право, рабскую психологию. Морали Москвы старается противопоставить понятия о чести и добре. Но напрасно герой пытается изменить общество. Как было сказано в том же «Недоросле» устами Стародума: 

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». 

Чацкий понимает это, когда сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина, молодых и, казалось бы, прогрессивных, но утонувших в фамусовском обществе людей. Скалозуб – прекрасная партия для дочери Фамусова Софьи, так как он «метит в генералы». Только этим герой и отмечен в комедии. Намного интереснее личность Алексея Степановича Молчалина. Герой «уступчив, скромен, тих», но в то же время коварен и расчетлив. Он решил приволокнуться за Софьей, не испытывая к ней никаких чувств, чтобы быть ближе к Фамусову. В отношениях с Лизой, служанкой Софьи и возлюбленной героя, Молчалин настойчив и ради любовного успеха выказывает пренебрежительное отношение к дочери Фамусова: «Пойдем делить любовь плачевной нашей крали». Молчалин признает, что необходимо быть зависимым от других, ведь только так можно продвинуться по карьерной лестнице: 

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» — заключает герой. 

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов – поклонник старины и дворянских традиций. В комедии он выступает главным антиподом Чацкого. Фамусов одобряет крепостное право и, чувствуя свое превосходство над крепостными, обращается с ними как его душе угодно. Он называет их «чурбанами» и «ослами», считает, что они совершенно не достойны уважения за свой труд. Более того, по его мнению, крестьяне не люди, и с ними можно обращаться как со скотом, продавая и покупая их. Фамусов занимает высокую должность по службе. Его обязанности заключаются в подписи бумаг, заблаговременно подготовленных Молчалиным. Героя совершенно не заботит содержание бумаг, он следует одному только правилу: «Подписано, и с плеч долой!». Кроме того, благодаря Фамусову в Москве процветает кумовство: на службе герой окружил себя родственниками. Фамусов считает себя образцом, и поэтому отрицает любую критику в свой адрес. 

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к московскому обществу, ни к новым, прогрессивным людям. Героиня безусловно умна, и обладает она сильным характером, но выращенная в фамусовской среде, Софья не может полноценно отделиться от нее. Начитавшись французских романов, она влюбляется в Молчалина, не понимая, кто он на самом деле. Но когда ей открылось истинное лицо героя, она сумела признать свою ошибку, обличить подлость и безнравственность Молчалина, назвав его «подлецом». Софья также способна сформировать свое собственное мнение и благодаря этому активно противоречит отцу по поводу Скалозуба, что безусловно выделяет ее среди остальных героев комедии. 

Чацкий, видя низость и подлость московского общества, решает уехать. Герой не может смириться с откровенным бездельем и равнодушием общества, которое только «шуметь» и может. Более того, его оклеветали сумасшедшим, что было последней каплей. Обманутый и оскорбленный, Чацкий понимает, что фамусовское общество не для него, и покидает Москву. 

Автор: Полина Болондь

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром  Андреевичем  Чацким и московским, «фамусовским» обществом.

Круг знакомых Фамусова широк и демократичен. При выборе круга общения Павел Афанасьевич руководствуется сугубо личными принципами, потому среди его знакомых находятся вельможи и бедняки, люди без чина и не относящиеся к знати.  К обществу Фамусова также относятся его секретарь Молчалин и полковник Скалозуб. Все эти люди представляют собой «век минувший»

Это общество поддерживает традиции и нравы Москвы.  Люди, относящиеся к «фамусовской Москве» крайне недовольны модой на все иностранное, однако недовольство выражают лишь в состоянии раздражения. Для большей части общества Фамусова главное в жизни – завоевание хорошей репутации, ради которой они  способны пойти на любые жертвы. Служба для людей Фамусова это способ удовлетворить собственные интересы.

Мнение Александра Андреевича Чацкого в корне расходится с мнением Фамусова. По возвращению в Москву Чацкий опечален тем, что город остался таким же, как и три года назад. Александр Андреевич любит службу и считает ее важной, однако лишь в том случае, когда служба касается дел, а не лиц.  Чацкий считает унизительным  и неприемлемым прислуживание другим. Это подтверждается знаменитой фразой героя: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».  В данной комедии герой представляет нам «век нынешний».

Конфликт берет начало с того момента, когда Чацкий возвращается домой после трех лет, проведенных за границей.  В доме Фамусова берет начало любовный конфликт комедии, который перерастает в социальный, заставляя Чацкого выступить против «фамусовского» общества.  Чацкий негативно относится к обществу Фамусова и его принципам. В таком обществе  высот достигают те, кто прислуживают другим. Чацкий же дорожит своей свободой.

Общество дворян, изображенное  в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», боится перемен и всего нового. Общество Фамусова ужасается словам Чацкого, ведь он указывает на их пороки без страха,  считает перемены необходимыми для Москвы, что равноценно потере комфорта и благополучия дворянского общества. В этом и заключается конфликт Чацкого с «фамусовским» обществом. Общество Москвы, в итоге, одерживает победу над идеалами Александра Андреевича, но лишь по тому, что в данной комедии у Чацкого нет последователей, которые могли бы поддержать его.

Вариант 2

Автор в комедии «Горе от ума» разделяет всех действующих лиц на положительных и отрицательных. Чацкий выступает персонажем полностью положительным, а вот Фамусов и общество, которое его окружает – персонажами полностью отрицательными, у которых нет даже качеств положительных, заложенных природой.

Да и сам Грибоедов считал Чацкого человеком передовым, таким которого постоянно будут помнить, а его образ будет в сердцах людей вечно. При этом фамусовсое общество станет прототипом всего дворянства в то время. Именно поэтому Чацкий всегда противостоит существующему в то время обществу.

При этом Фамусов, как самый яркий представитель того обществе, является человеком неразвитым, поэтому в его доме всегда царит неуважение и невежество, которое пропитывает буквально все.

Чацкий же полная противоположность данному герою, он привык мыслить и чувствовать, анализировать, с широко открытыми глазами смотреть на происходящее вокруг. Когда он возвращается на территорию Москвы, то сразу бросается в объятия своей возлюбленной, которая за это время совершенно изменилась. У нее уже не было той прежней любви, на нее воздействовало воспитание Фамусова. В этом проявляется его эгоистичность.

При этом Фамусов впускает его в собственный круг, стараясь показать, что он до сих пор остается с ним друзьями. А сам Чацкий до последнего надеется, что любовь Софии вернется, он сразу говорит о том, насколько она красива, но вот девушка никак не реагирует на его высказывания в ее адрес.

Чацкому тяжело в фамусовском обществе, которое не может его принять полностью. Оно понимает, что он достаточно умный человек, с которым нужно находить общий язык, но само общество не хочет меняться, оно намерено поменять Чацкого под себя, но вот молодой человек не согласен на такие изменения. Он привык мыслить и размышлять, его ум находится в постоянном поиске информации, он анализирует ее, старается применить на практике, но вот общество, в котором он живет, совершенно не в восторге от подобных движений, поэтому всячески старается заглушить имеющиеся в нем мотивы и порывы.

Противостояние человека и общества, которое его окружает – вот ключевая идея повествования и произведения в целом.

Сочинение Конфликт Чацкого и фамусовского общества

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой общественную сатиру на московское дворянское сословие начала XIX века. В произведении описывается раскол в упомянутой среде, который заключается в разных точках зрения на многие проблемы, происходящие в обществе. Автор сталкивает молодого и амбициозного Чацкого с представителями фамусовского общества, то есть взгляды «века нынешнего» с  взглядами «века минувшего».

Лагерь консерваторов представляет Фамусов, занимающий должность управляющего в казенном доме, его помощник Молчалин, военный Скалозуб и ряд второстепенных героев. Всему многочисленному московскому сообществу аристократов противостоит только Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии.

Разногласия молодого человека и представителей фамусовского общества зарождаются после возвращения Александра Андреевича в столицу, где его не было примерно три года. До отъезда Чацкий и дочь Фамусова – Софья росли вместе. Между молодыми людьми зародились нежные чувства, до сих пор пылающие в сердце главного героя. Но он, несмотря на это, отправился за пределы страны «ума искать». Влюбленность Софьи и Чацкому угасла, и девушка теперь симпатизирует отцовскому секретарю – Молчалину.

Любовное столкновение постепенно перерастает в социальное. Александр выступает против Фамусова и его круга по самым актуальным и злободневным вопросам: отношения в семье, крепостное право, служение в государстве, взяточничество, казнокрадство, чинопоклонничество.

Дворянское общество не приемлет перемен и всего, что с ними связано. Консерваторы все же одерживают победу над Александром Андреевичем только благодаря численному преимуществу. Но они неподдельно боятся пламенных и непривычных речей героя, ведь именно ими обличаются пороки общества и выражается перспективность перемен, что, несомненно, угрожает, их привычному и комфортному укладу жизни. 

Свет пытается найти выход из неприятной ситуации. Во время бала Софья, разговаривая с одним из приглашенных, утверждает, что молодой человек «не в своем уме». Девушку нельзя отнести к сторонникам «века минувшего», но бывший возлюбленный косвенно угрожает ее личному счастью. Эти слова с мгновенной скоростью расходятся среди фамусовских гостей.  Что неудивительно, ведь сошедший с ума Чацкий для них совершенно не опасен.

В конце дня, в котором разворачиваются все события в комедии, развеялись все ожидания юноши – он «отрезвился сполна». После того как Чацкий испытал на себе все бессердечие Фамусова и его союзников, герой осознает что их пути окончательно и бесповоротно расходятся.

Молодой человек отступает перед «веком минувшим», потому что одиночество во взглядах не оставляет Александру шансов на победу. Но со временем все станет на свои места, и сторонники Чацкого внедрят в дворянскую среду непривычный дух свободы.

Также читают:

Картинка к сочинению Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мой дедушка (с описанием)

    У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.

  • Характеристика и образы чиновников в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс

    В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.

  • Рецензия о пьесе Гроза Островского

    Почти все ставшие классикой произведения через некоторое время остаются невостребованными. Только вот не пьеса Островского «Гроза». Ее можно встретить в театральных подмостках нашей страны в любой время года

  • План рассказа Фотография на которой меня нет Астафьева

    Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку.

  • Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова сочинение

    «Мцыри» — поэма, написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Для Лермонтова, тема свободы, была одной из главных во многих его произведениях. Эта поэма не исключение. Я предлагаю разобрать более

(727 слов) Главным литературным достижением Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума«. Работу над ее созданием писатель завершил в 1824 году. В пьесе автор отобразил борьбу представителей консервативного и прогрессивного дворянства. Александр Сергеевич вместе с читателем смеётся над порядками светского общества начала девятнадцатого столетия. Создание данной комедии является очень смелым шагом в этот период. Само название произведения уже отражает его идею. Главный герой испытывает горе от своего ума. Из-за того, что Чацкий имел собственное мнение и был сторонником прогресса, его отвергло общество. В произведении автор показал противостояние представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Московское аристократическое общество, представленное в пьесе, составляют Фамусов и его окружение — полковник Скалозуб, секретарь Молчалин, а также внесценические и второстепенные персонажи. Только Александр Чацкий противостоит этому большому лагерю. 

Главный персонаж произведения жил за границей на протяжении трех лет. Когда он возвращается в столицу, то начинается конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Главный герой рос и воспитывался вместе с дочерью Павла Фамусова Софьей. Со временем дружба переросла в юношескую влюблённость. Чувства Александра к Софье до сих пор не остыли. Однажды персонаж принял решение уехать за границу, чтобы «ума искать». Софья за это время забыла его и теперь любит Молчалина, который живёт в их доме. Однако главный герой комедии даже не догадывается об этом. Постепенно любовный конфликт превращается в социальный, когда Александр, отстаивая свои взгляды и убеждения, вступает в противостояние с фамусовским обществом. Они обсуждают вопросы семейных ценностей, воспитания, крепостной зависимости, службы, просвещения, чинопочитания и взяточничества.

Рассмотрим все противоречия между этими двумя сторонами подробнее. Итак, главная причина споров героев — это разные жизненные ценности. «Кто беден, тот тебе не пара» — говорит Фамусов, который в этой простой фразе выразил все то, чем живет его окружение. Богатство и почет — вот самые важные составляющие бытия фамусовского общества. Без них человек — уже не человек, а «осел» или «чурбан» — именно так Фамусов называет крестьян. Из-за этих специфических ценностей московское дворянство одобряет крепостное право, ведь на нем зиждется их благосостояние. Совсем другие взгляды у Чацкого. Для него важнее всего моральные и духовные ценности: любовь, патриотизм, просвещение. «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед» — говорит он Софье, которую искренне любит. Для него на первом месте чувства, а не выгода. Ему противопоставлен Молчалин, который делает карьеру, используя привязанность Софьи. 

Отношение к крепостному праву у фамусовского общества одобрительное: Хлестова сравнивает собаку и арапку, не видя особой разницы, и все ей поддакивают. Но Чацкий возмущен таким отношением к людям. Он выступает против крепостного права: 

Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали : вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Для окружения Фамусова превыше всего было общественное мнение. Поэтому вся их жизнь строится на двойных стандартах: одни напоказ, другие под тенью тайны. Так, Фамусов старается читать мораль Софье, однако это понятие ему самому неизвестно. Он пристает к служанке, пока никто не видит, хотя «монашеским известен поведеньем». «Грех не беда, молва не хороша», — один из главных жизненных принципов Фамусова. А вот Чацкий равнодушен к мнению окружения, он во всем противоречит ему, потому что опирается на логику и честность:

Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?

Отношение фамусовского общества к службе тоже весьма своебразное: «Подписано, и с плеч долой!» — говорит Фамусов о своих обязанностях, которым он совсем не уделяет внимания. Он советует Александру послужить и приводит в пример Максима Петровича, который вовремя поскользнулся и получил выгодное место. Но, по мнению Александра Чацкого, умение «прислуживаться» является унизительным. Фамусов же искреннее восхищается этой способностью и сам становится ее жертвой. Ведь Молчалин обманул его дочь, «прислуживаясь» и идя по стопам Максима Петровича.

Расходятся герои и в обсуждении просвещения. Чацкий является сторонником образования и развития. Он пытается привнести в общество что-то новое, однако его не понимают. Дворянство никогда не приемлет его взглядов, потому что оно невежественно, а меняться и трудиться не хочет. Фамусов проявляет нетерпимость к учености и призывает сжечь книги: 

«уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Достойно внимания и отношение Чацкого к галломании. 

Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев.

Но Фамусов и его окружение помешаны на французиках из Бордо и их моде. Они говорят на иностранном языке (помеси французского с нижегородским), копируют одежду и стиль, меню и повадки, как будто живут не в России. Это слепое подражание чужестранцам возмущает патриота Чацкого.

Таким образом, в произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал борьбу между представителями «века минувшего» и «века нынешнего».

Критерий оценки Фамусовское общество Александр Чацкий
Отношение к службе «подписано, так с плеч долой». «Как станешь представлять к крестишкули, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!» «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к галломании «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба  Старинный, верный член до гроба?..» Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Отношение к просвещению «Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»   «В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар! »
Отношение к общественному мнению «Ах! боже мой! что станет говорить  Княгиня Марья Алексевна!..»  «Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к авторитету прошлого Вот то‑то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя… «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…» 

Автор: Виктория Комарова

На чтение 5 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»

Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого. Александр Андреевич Чацкий показан А. С. Грибоедовым как передовой человек “века нынешнего”. Он зло высмеивает пороки московского общества, характерным представителем которого является Фамусов. Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам “матушки Екатерины” и являются ярыми сторонниками существующего режима. Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, “веком минувшим”. Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву, которое калечит судьбы и души людей. Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, “дичатся, как чужого”. На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контраст во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, “век нынешний”, “век минувший”, иностранцев, просвещение, народ, нравы. Александр Андреевич — умный, серьезный, образованный человек (“он славно пишет, славно переводит”, “он малый с головой”). Он презирает низкопоклонство, лживость, притворство. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает защитником прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого. Рассказывая о своем идеале, воплощенном в Максиме Петровиче (вельможе времени Екатерины), который не видел ничего зазорного и постыдного в лести и низкопоклонстве, Фамусов убеждает Чацкого учиться на этом примере. Это возмущает Чацкого, так как он стремится служить делу, а не лицам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. В ответ Фамусову и всему его окружению звучит страстный монолог, в котором грибоедовский герой сопоставляет “век нынешний” и “век минувший”, старается говорить конкретно и в то же время твердо отстаивает свои жизненные принципы.
Эпоха Екатерины, которая так по сердцу Фамусову, в глазах Чацкого является “веком покорности и страха”. Он утверждает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих “смешить народ, отважно жертвовать затылком”, а причину объясняет следующим:
Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Приводя примеры жестокого обращения дворян с крепостными, Александр Андреевич протестует против царящего в стране беззакония, осуждает помещиков-крепостников, один из которых обменивает своих верных слуг на “борзые три собаки”, а они “в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали”. А другой барин продает актеров своего театра, крепостных “Амуров и Зефиров”, поодиночке из-за того, что “должников не согласил к отсрочке”.
Уже в этом обнаруживается несовместимость взглядов Чацкого с взглядами не только Фамусова, но и всего представленного в комедии московского дворянства. Для примера можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, “созвездие маневров и мазурки”. Этот человек глуп, он “слова умного не выговорил сроду”, рассуждает только о “фрунте и рядах”. А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею не служили.
Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”.
Мечта этого человека — стать генералом, что очень возможно, так как “вакансии как раз открыты”:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Молчалин, еще один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а когда погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках и небогат словами”, — говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, — лишь маска, которая служит для достиженияжизненной цели, а именно, — блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”. Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”, — презрительно бросает Чацкий. Молча-лин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяйку, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Низкопоклонство и угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. “С тех пор как числюсь по архивам, три награжденья получил”, — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: “умеренность и аккуратность”.
Внутренний мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают в противоречие с сутью фамусовского общества. Этот человек не вписывается в него, поэтому неудивительно, что его в конце комедии объявляют сумасшедшим. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему “веку минувшему”:
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Главный герой покидает дом Фамусова. В этом обществе ему нет места.
Гончаров в статье “Мильон терзаний” так сказал об этом: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение на тему хезмэт иясе хормэт иясе
  • Сочинение на тему тешам на чеченском языке
  • Сочинение на тему учимся дружить
  • Сочинение на тему уральские горы
  • Сочинение на тему устарел ли максим горький по литературе