Сочинение на тему быт и нравы города калинова в пьесе гроза островского

Сравнение произведений а. н. островского бесприданница и гроза1. вступление. прочитав пьесы а. н. островского гроза и бесприданница, я решил сопоставить

Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»

1. Вступление. Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие. 2. Сходства и различия. 2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам. 2.2. По времени написания «Гроза» – это главное произведение дореформенной драматургии Островского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; «Бесприданница» является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален. 2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. 2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца». Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться. 2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…» Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение. Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности. 2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни. 2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. 2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. 2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”). Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом). Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото. Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий — “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным. Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец). 3. Выводы 3.1. «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя. Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе. 3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни. 3.3. Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора. 3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.

Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского

Главная / Учебные материалы / Литература и русский язык

Узнать стоимость написания работы

Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс

Кажется, что два произведения, написанные одним и тем же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально различные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютным деспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в новом обществе также.

Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – «жалкие, ничтожные люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному, о чем скажу дальше.

Действие обоих произведений происходит на берегу Волги, – очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини. Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор, приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.

Катерина высоко стоит над скучной однообразностью быта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу к прекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И больше всего восхищения вызывает сила характера Катерины – она все-таки решилась на такой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучи настолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такой поступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то, что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на столь решительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют, но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – такой же эгоист, как и остальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается лишь жаждой самоутверждения. Карандышев – типичный «маленький человек с большими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистью богатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобы стать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми, побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завести никудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который так позорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно не имея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ей кажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будет чувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет, похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные – когда измена выходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину на произвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этот идеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться на Ларисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» — приданое его интересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней – жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.

Современная Островскому критика нередко упрекала драматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, не играющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенные персонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, на котором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, к примеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью того мира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» — настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж «Грозы» — полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она, как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую. Появляется она всего два раза: первый – после признания Катерины Варваре в своей любви к Борису, второй – в конце IV действия, фактически побуждая Катерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба появления старухи сопровождаются грозой – в первый раз гроза только собирается, во второй – уже разразилась. В «Бесприданнице» Робинзон – такая же «вещь», как и Лариса. Не случайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика, и он назван прозвищем, придуманным Паратовым.

Конфликты в произведениях одинаковые – Катерина и Лариса, не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют — одна мужу, другая – жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертью главных героев – Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.

В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти – деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель в жизни – богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.

Список литературы

Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы», «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».

Вступительные статьи к пьесам.

Биография А. Н. Островского.

Другие материалы

  • Александр Островский
  • … объективным для того, чтобы понять рождение нового таланта. «Читал ли ты, — писал он одному из своих друзей, — комедию, или лучше сказать трагедию Островского: „Свои люди — сочтемся“, и которой настоящее название „Банкрот“? Пора было вывести на свежую воду самый развращенный духом класс людей. Если …

  • Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
  • … , она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и …

  • Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского
  • … глубокий вздох, на весь театр, нужны непритворные, теплые слёзы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу».[20] Спустя 20 лет в драме «Пучина» А.Н.Островский изобразит гуляние в Нескучном саду, знакомое ему не понаслышке, и вложит в уста прогуливающихся купцов и студентов бурное одобрение игре …

  • Сравнение Катерины и Ларисы в «Грозе» и «Бесприданнице» Островского
  • … и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице …

  • Реализм пьес А.Н. Островского
  • … на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни”. Эта “общая обстановка жизни” обнаруживается пьесах Островского в самых повседневных, обычных фактах жизни, в мельчайших изменениях души человека. Говоря о “быте этого темного царства”, который стал …

  • Героиня пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
  • … уходить свобода, т.е. сама жизнь. В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини — любящие, страдающие души. Катерина Кабанова — лишь …

  • Героиня пьес А. Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка”
  • … от социальной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет в представлениях Островского о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. В “Снегурочке” две героини, обе испытывают любовные муки, но по-разному, потому что …

  • Понятие комического в пьесе Островского
  • … не обладают отрицательными свойствами, но которые, тем не менее, комичны. Таким образом, мы понимаем, что положительный комический герой или комический характер все же возможны. Глава 2. Понятие комического в пьесе А.Н. Островского «Не в свои сани не садись» 2.1 Комизм и мораль в …

  • Характеристики героинь Островского
  • … проходит образ великой рус­ской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», …

  • На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • … природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что автор на стороне Катерины. Почему же произошел конфликт Катерины с Кабановой? На этот вопрос, считаю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает. Катерина не может принять воззрений и наклонностей той среды, в которую …

  • Тема «отцов и детей» в русской классике
  • … презрение к истине. Лермонтов, таким образом, не дал единого решения в теме отцов и детей. Преобладающий его пафос, специфически лермонтовский ракурс станет знаком самой ожесточенной для русской классики картины вражды отца и сына, перечнем всевозможных упреков и сыновних претензий. Мотив убийства …

  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
  • … тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности. Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время …

  • Сочинение на тему был ли иной путь у катерины в пьесе гроза островский 300 слов
  • Сочинение на тему бывшие люди в пьесе горького на дне
  • Сочинение на тему был ли выход у екатерины кабановой
  • Сочинение на тему бывает ли общественное мнение ошибочным формате итогового сочинения
  • Сочинение на тему был ли другой путь у катерины из пьесы гроза