Сочинение на тему былинные богатыри защитники земли русской

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение дс 6 буратиноконсультация для родителейистоки представлений о героических подвигах воинов - богатырейистоки представлений о героических подвигахвоинов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Консультация для родителей

«Истоки представлений

о героических подвигах

воинов — богатырей»

Сочинение на тему былинные богатыри защитники земли русской

Истоки представлений о героических подвигах

воинов — богатырей

Русский   героический   эпос (былины)   –   замечательное    наследие прошлого,  свидетельство   древней   культуры   и   искусства   народа.   Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном   виде сюжетного содержания и  главных  принципов  формы.  Свое название  былина получила от близкого по  смыслу  слова  «быль».  Это означает,  что  былина рассказывает о том, что  некогда происходило на самом деле, хотя и не все  в былине  правда.  Былины   записаны   от   сказителей  (часто   неграмотных), воспринявших  их  по  традиции  от  прежних поколений. Зафиксированы  былины только  на  территории  России, главным образом  на  Севере  и   в   Сибири.

В  южных  областях – в  Поволжье  и  на  Дону – они   оказались   в   сильно измененном  и  полуразрушенном  виде. А  между  тем, следует   предположить, что  основное  количество   сюжетов   было   создано  в  пределах  Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на  территории Украины былины не обнаружены. Нет  в  их  языке  и  украинизмов.  Источником каждой героической песни был  какой-то исторический факт. В былине, как и  в народной сказке, много выдумки. Богатыри –  люди  необыкновенной  силы,  они скачут на могучих конях через реки  и  леса,  поднимают  на  плечи  тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается   богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

          Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

           Никого-то Святогор он не нахаживал,

           С кем бы силой богатырскою помериться;

           А сам чует в себе силу он великую,

           Чует – живчиком по жилкам разливается…

Вот  как  описывает  Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:

           Он подобен мирту нежному:

            Тонок, прям и величав собой.

            Взор его быстрей орлиного,

            И светлее ясна месяца.

            Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает  понятно,  рассказывается она неторопливым, торжественным тоном.  Многие  русские   былины  говорят  о героических  подвигах  народных  богатырей.  Например,  былины    о   Вольге Буслаевиче,   победителе  царя  Салтана  Бекетовича;   о    герое   Сухмане, победившем  врагов  –  кочевников;  о  Добрыне  Никитиче.  Русские  богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли,  они  почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают  не доверяющие им  князья.  Рассказанные  детям  былины  учат  их  уважать  труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Однако   не   всегда   былины   рассказывают   о    богатырях.   Очень интересна  былина «Об  Авдотье Рязаночке»,  не   побоявшейся   самого   хана Золотой Орды и вызволившей  из  плена не только своих родных – мужа, сына  и брата, но и весь рязанский полон.

Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам,  ни  Дианам,  которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых  ими  вещей.

Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то  говорили,  что у ней:

            Очи соколиные,

            Брови соболиные,

            Походка павлиная;

            По двору идет,

            Как лебедь плывет.

Отдельным   жанром   фольклора   являются   исторические   песни.   Их художественное    своеобразие   остается    недостаточно     изученным.    В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией   героического эпоса, сколком с былин  и  в  этой связи их  достоинством  считали  общие  с былинами  мотивы, образы  и  стилевые приемы (как бы  остаточные  явления).

«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей   Пугачева» и   другими историческими произведениями.  Они также   представляют   собой   огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.

Русский народ в своих исторических песнях осознал свое   историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени.  Сознание   исторической   ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.

Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.

Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна

Обновлено: 3 месяца

Всем привет. Сегодня новая тема. Пишем сочинение по картине Богатыри. Мне нравится писать что-то для начальных классов. Эти сочинения подойдут для 2 или 3 классов, хотя я знаю, что подобные работы задают и в 4-7 классах. Там уже придется посидеть над ним чуть подольше. Если во втором и третьем классах основной упор идет на то, что изображено на картине и этого достаточно, то по мере перехода ребенка в старшие классы будут просить описать его чувства и мысли. Это не сложно и даже интересно.

Скажу честно, план сочинения я не составляла, поскольку в нем будет всего 2 пункта – описание картины и наши мысли, возникающие при ее просмотре. Собственно, это и есть весь план.

В этой статье будет, как минимум, 6 сочинений-описаний. Особого разнообразия не гарантирую, но буду стараться.

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

Передо мной картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Название картины «Богатыри» полностью соответствует сюжету

Я вижу троих сильных и могучих русских воинов, которых мы знаем с самого раннего детства: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Все три богатыря сидят верхом таких же сильных конях.

Действие на картине происходит, скорее всего, осенью, так как трава уже желтеет, а погода хмурая. Позади главных героев можно видны холмы и деревья. Над ними тучи, кажется, что скоро начнется дождь.

Когда я смотрю на эту картину, я чувствую напряженность, как будто что-то опасное рядом. Илья Муромец высматривает что-то вдали, а Добрыня Никитич уже готовится к бою.

По-моему мнению, данная картина хорошо передает жизнь в России – суровая и хмурая погода, напряженность на лицах людей и мало радости.

Описание картины Три Богатыря № 2

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими мыслями о картине «Три богатыря»

Я восхищаюсь персонажами данной картины. Есть много былин об их подвигах. Это не просто три воина на границе, это богатыри. Образ, который передает  автор, совпадает с моими представлениями о том времени и самих героях.

Еще я вижу желто-зеленую траву, которая занимает основную часть пейзажа. Холмы и деревья расположены на заднем плане. Темно-серое небо над головами воинов. В центре я вижу главных героев на их боевых конях.

Каждый из них испытывает разные эмоции. Слева находится Добрыня Никитич, он напряжен и достает свой меч. Взгляд его удивленно недобрый.  Похоже, он готовится к бою. Посередине — Илья Муромец, он встревожен и всматривается вдаль. Тяжелое боевое копье лежит поперек седла, наконечник обращен в сторону врага. Он чувствует опасность. Справа на картине, на рыжем коне сидит  Алеша Попович. Он расслаблен и спокоен. Он самый молодой из них, наверное, он еще не осознает всю серьезность положения, однако он тоже готов к бою. В руках у него лук с наложенной стрелой.

Когда я смотрю на это полотно, я каждый раз думаю о том, что на ней изображены 3 самых известных богатыря, а сколько их еще на земле русской? Много. Я не знаю их имен, но знаю, что ни один их них не отступит перед врагами. Мне становится спокойнее. Я уверен, враг не пройдет!

Богатыри — сочинение по картине №3

Все знают знаменитых героев русских былин и сказаний Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Именно они изображены на картине В.М. Васнецова «Три Богатыря».

Самый молодой персонаж этой картины – Алеша Попович. Он сидит на коричневом коне и в руках держит лук. В седле белого коня сидит Добрыня Никитич. В руках он держит меч. На черном коне, гордо и уверенно, сидит Илья Муромец. Он снаряжен копьем и щитом.

Пейзаж этой картины, однако, не внушает радости. Этим мне и не нравится данная картина. От нее веет опасностью, она предвещает беду. Художнику хорошо удалось передать напряженную атмосферу. Погода ненастная, темные тучи над головами героев, желтеющая трава под ногами. А где-то вдалеке видны горы и такой спокойный, уютный лес, где бы мне хотелось спрятаться. Не каждому же быть богатырем.

Еще одно описание трех богатырей

Я хочу описать картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». По центру изображены главные герои – Добрыня Никитич с мечом и щитом, Илья Муромец с копьем в руках и щитом, и Алеша Попович с луком, стрелами и тоже со щитом. Рыжий конь Алеши Поповича выглядит совсем уставший. Самый бодрый и полный сил – белый конь – это конь Добрыни Никитича. Черный конь, на котором сидит Илья Муромец, тоже нуждается в отдыхе. Думаю, все уже устали.

Пейзаж грустный и унылый. С одной стороны, он мне нравится, потому что сильно напоминает обычные дни в нашем городе. А с другой стороны — не нравится тем, что от него навевает грустью. А ведь хочется больше радости в жизни. Перейдем к более подробному описанию. Большую часть картины занимает желтая трава. Местами есть и зеленая, но ее осталось совсем мало. Я вижу маленькие ёлочки на переднем плане. А на заднем плане видны красивые зеленые горы. Представляется, что эти горы уходят на много километров вдаль, назад. Небо с тучками, но, мне кажется, что более светлые краски на небе показывают нам, что уже скоро выглянет солнышко.

Богатыри — сочинение №5

Работа великого русского художника В.М. Васнецова «Богатыри» известна всем. На ней изображены три богатыря верхом на своих конях: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У каждого героя есть снаряжение. У Ильи Муромца есть копье и тяжелая боевая булава, у Добрыни Никитича меч, у Алеши Поповича лук и стрелы. А также, у каждого из воинов есть щит. Под копытами коней я вижу желтеющую траву. Скорее всего наступает осень, или долго была засуха и трава пожелтела. На переднем плане стоят маленькие ёлочки. На их фоне богатыри выглядят еще более большими и грозными. На заднем плане виден лес, который расположен на холмистой местности. Сверху небо, покрытое тучами.

Мне нравится эта картина. Она передает нам русскую мощь и силу, которая видна в Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Взгляд Алеши Поповича хитрый. Но он лучник, ему больше важна ловкость и смекалка, у него эти качества есть.

Сочинение по картине «Богатыри»

Я вижу картину В.М. Васнецова «Богатыри». На ней изображены три известных нам богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Они стоят на страже земли русской и смотрят вдаль. Если там притаился враг, то богатыри всегда готовы к бою. У них при себе щиты и оружие. У Алеши Поповича лук и стрелы. У Ильи Муромца копье. У Добрыни Никитича меч. С ними их сильные и красивые кони.

Пейзаж картины немного расстраивает, напоминает осень. Небо с темными тучами и желтая трава. Но позади вдалеке виднеются зеленые горы.

Картина мне понравилась. Она полностью передает русских дух. Это необъятные просторы – от густых лесов до голых степей и пустошей. Погода, которая быстро меняется, но чаще хмурая, чем солнечная. Сила русских людей, в лице Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. И, конечно напряженность и хмурость людей, которую мы, к сожалению, видим ежедневно.

Описание богатырей

Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Сейчас это монументальное произведение занимает почетное место в Третьяковской галерее.

На холсте изображены 3 всадника. Это могучие былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они в дозор в дозор, а сейчас остановились в поле, чтобы осмотреться, все ли хорошо на границах русских, нет ли где поблизости врагов. Небо пасмурное: облака видны и белые, и серые. За спинами богатырей видны холмы, покрытые зеленью, густой лес. Все они все сидят на конях в доспехах. На каждом одета кольчуга, шлем с бармицей, на ногах штаны и сапоги.

По центру сидит Илья Муромец. Он широк в плечах, серьезен. С таким лучше не шутить. Он приложил к глазам руку, чтобы увидеть вдалеке врагов. Вооружен Муромец копьем, щитом и палицей. Его вороной конь стоит на небольшом возвышении, что указывает на Илью как на командира дозора. Конь под ним очень красивый, с густой гривой, закинутой на один бок. По правую руку на белом коне сидит его друг и соратник Добрыня Никитич. Может он не так широк в плечах, как Илья, но настроен решительно. В одной руке он держит щит, во второй наполовину вынутый из ножен меч. Смотрит он в ту же сторону, что и Илья. Слева на рыжем коне сидит Алеша Попович. Он моложе своих товарищей, стройней, у него нет бороды. Его взгляд тоже направлен вдаль, но выглядит он более неуверенно. Вооружен он луком и стрелами, но также можно заметить прикрепленные сбоку гусли. На мой взгляд, художник таким образом хотел подчеркнуть молодость и возможно не такой серьезный характер этого персонажа. На привале Алеша будет развлекать своих старших товарищей музыкой и забавными историями.

Данная картина изображает не просто богатырей, защитников земли русской, но и олицетворяет черты русского характера. Образ Ильи Муромца говорит об основательности, опыте, мудрости, дальновидности. В образе Добрыни Никитича преобладает стремление защищать родные земли от неприятеля, готовность дать отпор. Алеша Попович олицетворяет поэтическое, творческое начало в русском характере, мягкость и чуткость.

На сегодня это все. Как я уже говорила раньше – не берите полностью готовые описания. Не знаю, проверяют ли в начальной школе домашние сочинения на всяких Антиплагиатах, но если проверяют, ничего хорошего вы не получите (в старших классах и дальше в колледжах и институтах такая проверка есть 100%).

Я только подсказываю вам идеи для написания работы, но будет лучше, вы что-то измените или добавите от себя. Тогда и оценка будет выше.

Удачи!

Разделы:
Работа с дошкольниками
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.
Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.
Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.
У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина – Россия – называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.
Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.
Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.
Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:
— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы…
Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.
Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
— Встань, Илья, отвори калиточку.
— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
— А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
— Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
— Принеси-ка, Илюша, студеной воды.
Принес Илья студеной воды ведро.
Налил странник воды в ковшичек.
— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
Выпил Илья и остаточек.
— А теперь много в тебе силушки?
— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.
— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.
Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.
— Пей, Илья!
Выпил Илья воду колодезную.
— Сколько теперь в тебе силушки?
— Во мне силушки половинушка.
— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое — только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.
А Илья пошел себе коня искать.
Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся.
— Добрый конь, — говорит Илья. — Будет он мне верным товарищем.
Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Иван Тимофеевич:
— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.
Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой — железной, не для красы, а для крепости.
Захотелось Илье свою силу попробовать.
Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.
Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой…
Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Упражнение «Кто угадает?»

(Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)
Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
Какое оружие выковал себе богатырь? ( три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо(руки на поясе, наклон влево – вправо)
Получается на славу!

Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

Упражнение «Кто есть кто?»

(Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)

Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

(Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)
мудрый,
хитрый,
благородный,
сильный,
справедливый,
бесстрашный,
смелый,
храбрый…

Упражнение-игра «Да – нет»

(Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Упражнение «Богатырь и верный конь»

(Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

5.10.2018

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Истоки литературного творчества»

1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?

Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.

В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.

В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.

2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?

Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.

Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни. 

Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.

3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:

Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса

Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.

До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.

Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.

В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.

Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.

Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.

4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?

Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.

Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.

Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.

5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».

На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса

Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.

В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.

Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».

В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.

Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.

По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.

По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.

Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.

6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?

Миф — это народное предание о богах и героях.

Я знаю многих героев древнегреческих мифов.

Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.

Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.

Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.

Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.

Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.

7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.

Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.

Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.

В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.

Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.

В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.

В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.

Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.

1

Краткое описание документа:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. » Былинные герои Богатыри – защитники земли Русской». Цели:Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Материалы: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина. Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире. Восп. А всегда ли наша Родина была такой? Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей. Восп. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков — славян это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки? Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Восп.Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? Дети. «Славяне» похоже на слово «слава». Восп. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние русичи? Дети. Славяне были , голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом. Восп. Хорошо вы сказали. Молодцы! Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. В книге «Слове о полку Игореве». написано обо всем этом? Восп. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской? Дети. Богатыри. Кто такие богатыри?Дети. Силачи, воины, борцы. Восп. А какие они были?Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные. Дети.русских народных сказок. Восп. А что такое былина? От какого слова оно происходит? Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей. Восп. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине. Восп. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине? Дети: Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли – умри, не сходи! За край свой насмерть стой! За правое дело стой смело! Жить – Родине служить. Счастье Родины – дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет! Восп. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга ) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем ) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч ) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит ) Восп.. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной. На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Восп. Может, кто-то знает, как она называется?Ответы детей.Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри». Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? Дети. Русские богатыри. Восп. Кто назовет их имена? Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Восп. Как изображены богатыри? Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев. Восп.. Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены? Ответы детей. Восп. Какой пейзаж окружает богатырей? Дети. Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее. Восп. Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? Дети. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники. Что делают в поле богатыри? На заставе охраняют Русь от врагов.Кто из богатырей вам больше нравится? Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.. Чем схожи и чем отличаются богатыри? Дети. Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие. У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению . Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым. На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину. А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила». Звучит песня.Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Дети. Гордость, решительность. Восп. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

  • Сочинение на тему быть грамотным значит быть
  • Сочинение на тему быт и нравы героев пьесы гроза сочинение
  • Сочинение на тему был ли у екатерины другой путь
  • Сочинение на тему быстротечность времени
  • Сочинение на тему быт и нравы героев пьесы гроза 10 класс