Сочинение на тему был ли выход у екатерины кабановой

Пьеса александра николаевича островского гроза вышла в 1860 году, в период общественного подъема. сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина — натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти» любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. В народной поэзии птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Хочется поставить вопрос: «А могло бы быть по-другому?» Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины — это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.

В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как «грозу господню », «страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную», — все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это бы дало Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами », которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства». Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что «что домой, что в могилу».

Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы — Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак.

В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

Императрица Екатерина II Сегодня день памяти Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, скончавшейся 6 ноября 1796 года. Она, урожденная принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. Получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. В 1744 г. Императрицей Елизаветой Петровной была вызвана в Россию с матерью, крещена по православному обряду с именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой Великого Князя Петра Федоровича (будущий Император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. родила сына, будущего Императора Павла I. Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 г. совершила переворот и стала Императрицей.

В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; ликвидировала гетманство на Украине для унификации управления на территории Империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. Она провела в 1764 г. секуляризацию церковных земель, чем значительно пополнила государственную казну. Секуляризация и заточение владыки Арсения (Мацеевича) дали повод говорить о недоброжелательной политике Императрицы в отношении Церкви. Однако известно, что Екатерина соблюдала посты, ежегодно говела и заставляла говеть двор, почтительно относилась к духовенству, но считала скорее вредным экономическое могущество Церкви, боясь проявления папского властолюбия. При ней было определено денежное содержание всем епархиям и монастырям. Вместе с тем, почти все обер-прокуроры Святейшего Синода ее царствования были людьми либо маловерующими, либо откровенными атеистами.

В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище), открыты кадетские корпуса. В 1767 г. она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В конце 1768 г. под предлогом начавшейся войны с Турцией Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

После окончания русско-турецкой войны 1768−74 гг. и подавления восстания Емельяна Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 г. был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны: были учреждены 50 губерний с населением в 300−400 тыс. в каждой, губернии на уезды по 20−30 тыс. жителей. В 1785 г. Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — Жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Этими грамотами в России были созданы сословия западноевропейского типа, городам даровано самоуправление, за дворянством были юридически закреплены почти все имевшиеся у него привилегии. В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. Екатерина ввела для евреев черту оседлости, т. е. определила места, где им разрешалось проживать.

Больших успехов добилась Императрица Екатерина II и во внешней политике. Вступив на престол, она разорвала заключенный Петром III союзный договор с Пруссией. В 1763 г. Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Российской империей. Русско-турецкая война 1768−74 гг. была успешной для России, был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. Были восстановлены отношения с Австрией, результатом стал первый раздел Польши в 1772 г. между Россией, Пруссией и Австрией. В войне Англии с ее северо-американскими колониями Россия заняла нейтральную позицию и выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединился ряд европейских государств, что объективно способствовало победе колонистов. Укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершилось в 1782 г. включением Крыма в состав Российской империи и подписанием в 1783 г. Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии ее присоединение к России.

Во второй половине 1770-х гг. появился «Греческий проект» — восстановление Греческой (Византийской) империи со столицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внуком Екатерины, в качестве Императора. В 1787 г. Екатерина Великая, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором и польским королем совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией (1788−90), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Война с Турцией закончилась в 1791 г. Ясским миром, закрепившем влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 гг. произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью. Современники называли годы царствования Екатерины Великой «золотым веком».

Русская линия

Дроздовцы отмечают свой полковой праздник
21 ноября, в день Архистратига Божия Михаила, во многих храмах Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей пройдут панихиды…

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Императрицы Екатерины Великой…

Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.
Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.
Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.
И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.
У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.
После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо­гилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вы­растет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Не дело — между бабами
Счастливую искать.
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается.
Н. А. Некрасов
Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него “веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
Катерина — натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые “до смерти” любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. В народной поэзии птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, “…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “темного царства” Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой “темного царства” и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.
Хочется поставить вопрос: “А могло бы быть по-другому?” Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины — это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. “Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю”. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.
В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как “грозу господню “, “страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая “геенну огненную”, — все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев “темного царства”. Это бы дало Кабанихе право торжествовать: “Куда вона-то ведет!” Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над “темными силами “, которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против “темного царства”. Сегодня можно задать вопрос: “Зачем она это сделала?” Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что “что домой, что в могилу”.
Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы — Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, который на миг осветил его беспробудный мрак.
В 1864 году А. И. Герцен писал о “Грозе”: “В этой драме автор проник в глубочайшие тайники русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи”.
Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

На чтение 18 мин. Просмотров 42 Опубликовано

Женские образы в пьесах Н. Островского – это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову – героинь из пьес Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза”. Обе героини несчастны, их судьбы завершаются трагически, а чистые души остаются непонятыми и не востребованными.

Любовь в судьбах героинь

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Семья и окружение

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Отношение к жизни

Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограниченность, обусловленная обществом и временем, давит на неё не меньше. Героини живут в разные временные отрезки, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру – сильна у обеих девушек.

И Екатерину и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь – оказалась не спасением, а проклятием. Будущее превратилось в тупик, а чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть – спасение и, по-видимому, единственно возможный достойный выход из ситуации в рамках мировосприятия героинь.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?</h3>

    • <label>1872 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1878;</label>
    • <label>1876 – 1880.</label>

(новая вкладка)

Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?» по творчеству А. Н. Островского, которое представляет собой сравнительную характеристику главных персонажей пьес «Гроза» и «Бесприданница».

 Пьесы А. Н. Островского поднимают вечные проблемы и по-прежнему современны, пережив столетие. Его герои остаются людьми своей эпохи и в то же время близки и понятны современному читателю. Произведения драматурга вывели на сцену купцов, их детей, слуг. Каждое действующее лицо имеет свой характер, язык, несет в себе черты эпохи. Из ста сорока семи пьес Островского всего две относятся к драме.  В обеих представлены яркие женские характеры.

Героиня пьесы «Гроза» Катерина – молодая женщина, жена купца Тихона Кабанова. Ее выдали замуж за него родители, когда она повзрослела. Катерина вместе с мужем живет в доме свекрови. За годы жизни с мужем она так и не смогла его полюбить, он остался ей чужим человеком. Свекровь, Марфа Игнатьевна, ревнует сына к молодой невестке. Она всегда найдет повод, за что ее отчитать. В доме свекровь требует соблюдения всех старых домостроевских порядков. Она старается в глазах людей выглядеть благопристойно, за высоким забором своего дома Марфа Игнатьевна домашних «ест поедом».  Тихон так и норовит улизнуть из дома, подальше от маменьки. Катерина не привыкла таиться, лицемерить, лгать. По ее словам, в доме Кабановых все как будто из-под неволи делается. Она задыхается от такой жизни.

Лариса Огудалова, героиня пьесы «Бесприданница», девушка на выданье, живет с матерью Харитой Игнатьевной. В доме ее матери собирается высокое общество, богатые люди. Им нравится обхождение и непринужденная обстановка. Обеспеченные мужчины оказывают за это Харите Игнатьевне материальную поддержку. В начале драмы читатель узнает, что Лариса собирается выйти замуж за чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. Она не от хорошей жизни выходит замуж за Карандышева, к которому не испытывает любви. Харита Игнатьевна не смогла найти ей богатую партию, как другим дочерям. Ларисе надоело, что мать предлагает ее, словно товар, «а любезничать надо, маменька приказывает». К тому же случилась скандальная история с кассиром, который сорил деньгами, а потом в доме Огудаловых его и арестовали. После этого Лариса поклялась выйти замуж за первого, кто посватается. Повезло Карандышеву.

У этих двух героинь, Катерины и Ларисы, много общего. Они обе молоды, красивы, искренни в своих чувствах и обе несчастны. Героини подвергаются искушению, и эта тема объединяет «Грозу» и «Бесприданницу». Замужняя Катерина влюбляется в племянника Дикого Бориса, красивого внешне, но совершенно безвольного человека. Несмотря на свою религиозность, она не может справиться со своим чувством.

Катерина изменяет мужу, пока он в отъезде. Она надеется, что Борис ее тоже любит, и готова идти за ним на край света. К сожалению, героиня жестоко ошибается в своих ожиданиях. Борис оказался еще более зависимым человеком, чем Тихон. Его бабушка оставила им с сестрой наследство, но при условии, что они будут почтительны с дядей. Борис понимает, что наследства ему не видать. И все же он во всем подчиняется Савелу Прокофьевичу. Всего скорее он не хочет быть самостоятельным. Гораздо легче жить чужой волей, когда за тебя все решают, а ты не несешь никакой ответственности. Катерина слишком поздно поняла свою ошибку. В самоубийстве она видит единственный выход.

Лариса так же, как и Катерина, собирается выйти замуж без любви. У нее была любовная история, которая разбила ей сердце. Она очень любила Сергея Сергеевича Паратова, но он наобещал ей золотые горы, «разогнал» всех женихов и исчез. Лариса тогда «чуть не умерла с горя». Ее нынешний жених – чиновник среднего звена. Ему льстит, что такая девушка, как Лариса, согласилась стать его женой. Он хочет порисоваться перед богатыми друзьями невесты и собирается дать для них обед. Лариса уговаривает его не делать этого, но тщеславного Карандышева распирает от гордости за себя. Он не хочет считаться с чувствами невесты. В это время приезжает Паратов. Он узнает о том, что Лариса выходит замуж, и решает продемонстрировать свою власть над ней. У него это получается. Лариса так же, как Катерина, поддается искушению. Примечательно, что по просьбе Паратова она исполняет романс «Не искушай». Девушка обращается к нему с этой музыкальной просьбой, но Паратов не слышит ее. Он, вообще, склонен думать больше о себе, чем о других. В этом он похож на Бориса. Они оба не думают о последствиях своих желаний.

Лариса едет с Паратовым на пароходе, после чего узнает, что он обручен. Она понимает, что обратной дороги нет. Два богача, Кнуров и Вожеватов, разыгрывают, кому она теперь достанется, кто станет ее «спасителем». Лариса с горечью произносит: «Они правы, я вещь, а не человек».

Таким образом, у Катерины и Ларисы обнаруживается еще одна точка соприкосновения. Их обеих предали люди, которых они любят, ради которых они пошли на грех.

Их жизни трагически обрываются. Катерина, поговорив с Борисом, решает покончить жизнь самоубийством и бросается с обрыва. Лариса отвергает одумавшегося Карандышева, тот вне себя от огорчения. Он понимает, что теряет Ларису навсегда. С криком «Так не доставайся ж ты никому!» он стреляет в нее. Героиня воспринимает его поступок как избавление и благодарит его.

Катерину и Ларису объединяет эмоциональность, непосредственность. Им тяжело жить в мире, где все построено на лжи, на придуманных условностях. Обе женщины, гордые, волевые, одухотворенные, оказываются запертыми в тесном мире, где правят деньги. Островский наделяет героинь таким качеством характера, как неумение мириться с обстоятельствами. Катерина говорит о том, что если ей станет невыносимо жить в доме Кабановых, то ее не удержат «никакой силой». Она лучше умрет, но не смириться. Лариса готова совершать безумства ради любви. Они обе искали любви, но не получили взаимности. Женщины способны на большое чувство, они любят глубоко и самозабвенно и остаются верны себе, своему чувству.

Несмотря на схожесть образов, реакция героинь на происходящее выражается по-разному. Катерина реагирует более эмоционально. Это объясняется тем, что она уродилась такой горячей. Ее поступки импульсивны, в том числе и самоубийство. Лариса раздавлена предательством Паратова. Если бы Карандышев не убил ее, она стала бы любовницей Кнурова. На самоубийство у нее сил бы не хватило.

Внутренний конфликт героинь превращается в своеобразный протест. Катерина выступает против неволи, тирании, домашнего гнета и ханжества. Жизнь Ларисы – это иллюстрация торговли человеческими чувствами, отношениями. Ее смерть – результат безысходности.

В пьесах Островского образы девушек являются собирательным образом русских женщин. Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой поможет написать сочинение. Любой человек, который прочитал пьесы, согласится, что героини до конца остаются непонятыми и одинокими в мировоззрениях, а их души не находят покоя в мире, как бы они к нему не тянулись.

Содержание

Роль любви в жизни героинь

Катерина — главная героиня пьесы «Гроза», а Лариса — «Бесприданницы». В них автор рисует жизнь двух разных слоев общества — купечества и дворянства. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы доказывает это.

По внешности женские персонажи близки: они обе хороши собой, требовательны и строги, до определенного момента придерживаются строгой морали, не позволяют чувствам завладеть разумом. Это поначалу уберегает их до судьбоносной ошибки.

Обе девушки вынуждены выйти замуж за нелюбимого человека. Если Катерине приходится это делать по настоянию родителей, то Лариса все-таки избегает этой участи, но в силу серьезных обстоятельств, которые приводят к трагическому итогу. В этом различие в судьбах девушек.

neschastnaya_lyubov_kateriny.jpg

Сравнение Катерины и Ларисы дает понять, что поворотным моментом в жизнях становится несчастная любовь. Они отдаются не тем людям, а те предают их чувства. Борис оказывается мягкотелым и не встает на защиту любимой, а Паратов — просто подлец, который использовал привязанность Ларисы для собственной выгоды. Родители ничего не делают для дочерей, хотя обе героини косвенно погибают от их рук — непредусмотрительности и невнимательности.

Тихон, муж Катерины, после ее самоубийства кается, что не постоял за жену, а Карандышев оказывается слабовольным, он понимает, что никак не удержит Ларису и убивает ее. События символичны, потому что, если бы мужчины были сильнее обстоятельств, обе женщины оказались живы.


Семья и окружение

То, в какой обстановке росли героини, тоже немаловажно при сравнении Катерины и Ларисы. Островский намеренно показывает, каким было детство девушек, и почему характеры сложились таким образом.

Становится понятно, почему Лариса так отчаянно тянется к подлецу Паратову, ведь он всем поведением показывает, как девушка ему дорога. Мужчина намекает на свои чувства и влюбленность, чтобы овладеть ей. Героиня, с рождения не знавшая материнской любви, тянется к этой фальшивке, уверенная, что чувства Паратова настоящие.

larisa_tyanetsya_paratovu.jpg

Лариса находится под гнетом семьи, ее пытаются «продать», основываясь на внешних данных. Мать преподносит дочь как товар на витрине и забывает, что у девушки тоже есть достоинство. Ей даже не приходит в голову, что Лариса чувствует, поэтому бедная девушка тянется к Паратову, а он показывает ей другую, свободную жизнь.

Катерина рождается в семье любящей, относящейся к ней с трепетом. Но это не мешает выдать ее замуж за нелюбимого человека. Девушка попадает в семью, прочно скованную древними законами и предрассудками. Катерина с раннего детства была свободна в поступках, а в доме мужа она чувствует себя, как в темнице, потому вся ее воля теперь под надзором свекрови. Помогает почувствовать состояние героини цитата из пьесы: «…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…».

При всей разнице судеб обе литературные героини являются близкими друг другу душами. Д

ве судьбы похожи между собой гораздо больше, чем кажется: Лариса и Катерина остаются непонятыми окружением, обе оказываются в ситуациях, из которых нет выхода, потому что они опозорили поступками себя и семью, обе доверились не тем мужчинам.

Отношение к жизни

Несмотря на то что живут обе девушки в разное время, их взгляды на жизнь во многом схожи. Они стремятся к внутренней свободе, не любят, когда волю ограничивают.

Катерина, до замужества делавшая все, что хотела, теперь чувствует себя пленницей. Она обязана всему семье нелюбимого мужа. Об этом ей напоминают каждый день. Девушка через силу прислуживает свекрови и Тихону, хотя в душе рвется из оков навстречу светлым чувствам в лице Бориса. Катерина свободолюбива: «Отчего люди не летают, как птицы?..».

Лариса еще не успела выйти замуж. Может показаться, что у нее больше свободы, но она скована общественными предрассудками, на нее давит мать, отчаянно желавшая выдать дочь замуж. Девушка стремится вырваться из-под гнета, но все ее попытки так же заканчиваются трагедией.

До самого конца героини остаются верны себе, своей внутренней силе, что в результате губит их и оставляет непонятыми для окружения.

Сравнение героинь

Удобно сравнивать главные женские образы островских пьес, наглядно сопоставляя их между собой, поэтому целесообразно использовать для сравнительной характеристики Ларисы и Катерины таблицу:

Катерина Лариса
Время 60-е годы 19 века 70-е годы 19 века
Место действия Калинов, берег Волги Бряхимов, берег Волги
Спутники жизни Кабанов, слабовольный человек Карандышев, похож во многом на Кабанова
Детство, мечты «Я жила, точно птичка на воле» «…надо бежать из дому, и даже из городу»
Любовь Как наивысшее выражение ее свободолюбивого характера: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» «Я делю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя»

Можно выделить общие сходства героинь пьес. Они состоят в следующем:

  1. Давление общества на жизнь.
  2. Внутреннее стремление к свободе, нравственно чистые души.
  3. Жертвенность.
  4. Удел — несчастливая любовь.
  5. Одиночество.
  6. Островский описывает их как «не от мира сего».
  7. Жизнь, окончившаяся трагедией.

Кажется, что у Ларисы и Катерины нет никаких различий, они похожи на сестер, которые родились в разное время, но с одинаковой судьбой. Однако при достоверном противопоставлении возникает ряд их отличий:

  1. По разным причинам не обретают счастье и лишены надежды на него. Екатерина из-за непохожести на остальных, Лариса из-за социального статуса.
  2. Героиня «Грозы» сама лишает себя жизни, проиграв в борьбе с «жестокими нравами», а героиня «Бесприданницы» погибает от рук жениха, как символа общества, в котором она не может быть счастливой.
  3. Если говорить об итоге смерти, финал пьес тоже различается. Лариса остается поверженной, а Тихон, муж Катерины, обрушивается на мать и все население Калинова с обвинениями, что они погубили его жену.

Непонятость главных героинь семьей и обществом делает их судьбы несчастными. У них обеих нет выхода, им не дают никакого выбора и свободы решать собственную жизнь. Это делает островских героинь похожими друг на друга.

Сочинения по литературе: Катерина и лариса кто сильнее

Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она сама его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины). Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой. Лариса, после того как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства.

Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы, и освобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь.

Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели.

Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна.

Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места. Лариса же — дитя большого города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вместе с этим слабее волевое начало.

»crosslinked«

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/chto-sblizhaet-larisu-ogudalovu-i-katerinu-kabanovu-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-chto-sblizhaet-larisu-ogudalovu-i-katerinu-kabanovu.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/groza/sravnitelnaya-harakteristika-larisy-ogudalovoj-i-kateriny-kabanovoj.html
  • http://ruslit.biz/katerina-i-larisa-kto-silnee/

  • Сочинение на тему был ли другой путь у катерины из пьесы гроза
  • Сочинение на тему буря у мыса айя 9 класс по плану
  • Сочинение на тему был ли иной выход у катерины
  • Сочинение на тему бывает ли общественное мнение ошибочным горе от ума
  • Сочинение на тему был ли у екатерины другой выход