Сочинение на тему был ли иной путь у катерины в пьесе гроза островский 300 слов

У островского существует огромное количество разных произведений. но одним из популярных из них является произведение гроза. одной из главных героинь

У Островского существует огромное количество разных произведений. Но одним из популярных из них является произведение «Гроза». Одной из главных героинь является Екатерина. С детства родители старались сделать все для того чтобы она была обделена всем что необходимо ребенку. Кроме этого они постоянно окружали ее любовью и теплотой.

Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.

Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.

Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.

И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.

У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.

После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.

Сочинение 2

В своей пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский постарался раскрыть проблему семейных отношений, и ему это удалось. Уж очень все реалистично, пьеса переполнена драматизмом.

Главной героиней произведения является Катерина – глубоко верующая девушка, ее вера неподдельна, в душе разгорается теплым огоньком. Ее свекровь, мать Тихона, хоть и ходила в церковь, но должного смысла в это не вкладывала, слишком все было наигранно. Катерина, находясь под постоянным натиском жестокосердной Кабанихи, не могла ей перечить, молча терпела все колкие слова, замечания, которые летели в сторону безвольной девушки. Тихону было не до жены, ему хотелось вольных гуляний, потому как тоже страдал от излишнего властолюбия матери. Он пытался защитить свою супругу, так как любил ее, но смелости не хватило – противостоять тотальному контролю, выглядел беспомощным.

Но что уж говорить о Катерине? Каково ей было справляться в одиночку с несправедливыми укорами свекрови? Старшая Кабанова все держала в своих руках, вводя в мрак светлую душу Катерины. Девушка очень устала от постоянных обвинений, острых взглядов своей свекрови. Единственная ее отрада – Борис Григорьевич, воспылала к нему любовью, как только впервые его увидела. Он также горячо ее любил, прятал чувства в душе, чтобы не заподозрили окружающие. Но ноги его не слушали, постоянно вели к дому Кабановых, хотел увидеть свою возлюбленную. И вот Варвара, с которой Катерина делилась переживаниями, решила двум любящим сердцам помочь – устроила им встречу, влюбленные признались друг другу в чувствах, и провели вместе десять дней. По приезду супруга Катерина не смогла сохранить в себе эту тайну, и рассказала Тихону о том, что в первую же ночь, в его отсутствие, покинула дом и позволила себе смотреть на другого мужчину. За этим последовала трагедия. Девушка не могла жить в постоянном осуждении свекрови, Тихон готов был Катерину простить, но снова боялся пойти против матери. Однажды, не выдержав напора резких слов, страдалица бежит к Волге и сбрасывается насмерть в реку.

Могла ли она поступить иначе? Безусловно, могла. Другое дело, что ее довели до уныния и крайнего отчаяния, она решила прекратить свои земные страдания, но подвергла себя – вечным. Да, свекровь буквально съедала ее, не давала спокойной жизни, но это несравнимо с вечной гибелью, которая следует после страшного греха – самоубийства. Катерина могла вымолить прощение у Господа, так как Он видит внутреннюю степень покаяния каждого. Господь знал ее чистый образ жизни, насколько сокрушалось и каялось ее хрупкое сердце. Иконам она молилась с благоговением, это подметил ее возлюбленный Борис Григорьевич, Господь принял бы ее слезы и несомненно очистил бы ее грех.

Нет такого греха, который Всевышний не может простить, но если человек сам себя лишает жизни, спасти его от гиены огненной уже не удастся. Не нужно прибегать к самому страшному, чтобы не упасть в ров, где не бывает ни одного луча света.

`

Был ли иной путь у Катерины?

Популярные сочинения

  • Сочинение Радда в рассказе Макар Чудра (образ и характеристика)

    Радда с лёгкостью разбивает мужские сердца. Ведь все поддаются харизме красивой цыганки. Гордость и свободолюбие являются основными качествами главной героини.

  • Сочинение про Воду

    Все знают, что жить без воды не сможет ни одно живое существо. Она нужна для того, чтобы утолить жажду. Вода – есть сама жизнь. Но сложно ли ее добывать? Об этом мы сейчас и узнаем.

  • Что такое тургеневская девушка? сочинение

    Понятие и термин «тургеневская девушка» широко используется не только в литературных произведениях, а также в реальной, нынешней жизни. Этот собирательный образ воплотил в своих героинях писатель И.С. Тургенев

Урок № 5

Тема: Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза»

Цели: выяснить основные этапы развития внешнего конфлик­та «Грозы», моти­вацию действую­щих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различ­ные сценические интерпретации ро­ли Катерины, срав­нивать и сопостав­лять их.

Оборудование: тексты, тетради

Методические приёмы: беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления уч-ся.

ВИДЕОУРОК «КАТЕРИНА»

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Работа с текстом.

  • Какие проблемы раскрывает Островский в своём произведении?

  • Дайте определение слову «конфликт».

  • Удалось ли Катерине вырваться из этого «тёмного царства»? Был ли другой выход?

В «Грозе» Островский, с незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем.

Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни.

Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом.

Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе.

Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших.

Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду.

Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо

«Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом , где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу.

Вывод: такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

  1. Тестовая работа по творчеству Островского. «Гроза».

1 ВАРИАНТ

1) Имя Островского

а) Николай Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Александр Николаевич

г) Николай Александрович

2) Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»

3) Островский учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Гроза»

а) комедия б) трагедия

в) драма г) роман

5) Какое произведение не принадлежит перу Островского:

а) «Снегурочка» б) «Волки и овцы»

в) «Обломов» г) «Свои люди – сочтемся»

6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в

а) 1852 б) 1859

в) 1860 г) 1861

7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф б) печатный станок

в) громоотвод г) микроскоп

8) Определите кульминацию драмы «Гроза»

а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

б) сцена с ключом

в) встреча Катерины с Борисом у калитки

г) раскаяние Катерины перед жителями города

9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

а) реализм б) романтизм

в) классицизм г) сентиментализм

10) Действие драмы «Гроза» происходит

а) в Москве б) в Нижнем Новгороде

в) в Калинове г) в Петербурге

11) Определите основной конфликт драмы «Гроза»

а) история любви Катерины и Бориса

б) столкновение самодуров и их жертв

в) история любви Тихона и Катерины

г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

12) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

а) Борис б) Кулигин

в) Варвара г) Тихон

13) Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?

а) Кулигин б) Тихон

в) Борис г) Кудряш

14) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

а) «лишний человек»

б) герой-резонер

в) «маленький человек»

г) «самодур»

15) Кто может «усмирить» Дикого?
а) Его жена б) Кабаниха
в) Феклуша г) Варвара д) Кулигин
16) О каком персонаже идет речь?

У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, — говорит, — почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

а) Дикой б) Борис

в) Кудряш г) Тихон

17) Чьи слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

а) Кудряш б) Кулигин

в) Борис Григорьевич г) Дикой

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни А. Островского:

а) 1823 – 1886 б) 1809 — 1852

в) 1812 – 1891 г) 1799 — 1837

2) Островский учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

3) Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»

4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в

а) 1852 б) 1859

в) 1860 г) 1861

5) Какое призведение не принадлежит Островскому:

а) «Снегурочка» б) «Бедность не порок»

в) «Обломов» г) «Свои люди – сочтемся»

6) Произведение «Гроза»

а) комедия б) трагедия

в) драма г) повесть

7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?

а) купцы б) мещане

в) дворяне г) разночинцы

8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса?

а) Кудряш б) Кулигин

в) Варвара г) Глаша

9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

10) Как звали возлюбленного Катерины

а) Кулигин б) Тихон

в) Борис г) Кудряш

11) В каком городе происходит действие пьесы?

а) в Нижнем Новгороде б) в Торжке

в) в Москве г) в Калинове

12) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

а) Кудряшу б) Катерине

в) Варваре г) Кабанихе

13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф б) перпетуум-мобиле

в) солнечные часы г) громоотвод

14) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,

который милосерднее вас!

в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

15) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой

а) «лишний человек» б) «самодур»

в) «маленький человек» г) герой-любовник

16) Кому принадлежат слова: «Вот вам ваша Катерина. Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который помилосерднее вас!»?
а) Тихону б) Борису
в) Кулигину г) Кудряшу
17) Кто сказал: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…»

а) Тихон б) Борис

в) Дикой г) Кудряш

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание. Подумать над вопроса­ми «В чём заключается символика названия драмы «Гро­за»?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Познакомиться с высказываниями о Катерине критиков (Добролюбов «Луч света в темном царстве», Писарев «Мотивы русской драмы»); определиться, точка зрения какого критика вам ближе;

    • а) продолжить цитату(обязательно):

Образование 27 марта 2016

Катерина – центральный образ в пьесе «Гроза». Судьба этой героини трагична. А потому сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» является одной из самых распространенных письменных работ по произведению Островского. В чем заключался конфликт этой героини с прочими персонажами пьесы?

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Детство и отрочество

Для того чтобы понять, в чем заключался конфликт Катерины с так называемым темным царством, следует знать ее общие представления о жизни.

Чтобы продемонстрировать особенности ее характера, Островский представил некоторые сведения о ее детстве и отрочестве. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» следует, безусловно, начинать с характеристики этой героини.

А понять внутренний мир человека можно, имея представление о его воспитании и обществе, в котором он провел ранние годы.

В некоторых эпизодах Катерина вспоминает о своем отчем доме. Главной особенностью ее детства была полная свобода. Ее нельзя назвать вседозволенностью. Скорее, такая свобода была обусловлена любовью и заботой со стороны родителей.

Атмосфера, в котором провела первые годы своей жизни Катерина – образец патриархального образа жизни, в лучшем смысле этого словосочетания. В сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно добавить некоторые цитаты из воспоминаний главной героини.

Так, например, Катерина вспоминает, что в родительском доме она любил вставать рано, затем умывала водой из родника и ходила по воскресеньям вместе с матерью в церковь.

В образе жизни, который девушка вела в родительском доме, нет существенного отличия от того, который она ведет в доме мужа. Радость, с которой она предается воспоминаниям, говорит, скорее об ее одиночестве.

В мире, в котором пребывала героиня до замужества, отсутствовали принуждение и насилие. А потому именно идиллической картиной такой патриархальной жизни стал ее нравственный идеал. В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину удручающее давление. И противостоять ему у молодой женщины сил нет.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Мир Кабанихи

Катерина вышла замуж, будучи очень молодой. Будущего мужа ей подыскали родители. Она не противилась, потому как в патриархальном мире так было заведено. Катерина готова почитать свекровь. Муж в ее понимании – наставник и опора. Но Тихон не способен стать главой семьи.

Эту роль играет его мать. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно начать с характеристики Кабанихи. Именно этот образ создает противоположность главному. И именно свекровь со своими устаревшими и излишне властными воззрениями оказывает на Катерину губительное действие.

Борис

Как бы ни стремилась Катерина любить и уважать своего мужа, ей это не удается. Он вызывает в ее душе лишь жалость. Когда героиня встречает приезжего молодого человека, сердце открывается для чувства, которое ранее было ей неведомо. Могла ли она поступить иначе? Был ли иной путь у Катерины? Сочинение по пьесе Островского призвано давать ответы на эти вопросы.

Характеристика Бориса в написании письменной работы на тему, которой посвящена эта статья, не играет важной роли. Существенное значение имеет образ мужа. Тихон – человек бесхарактерный, мягкотелый.

Даже после того, как произошла трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он опасается перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается намного слабее, нежели страх перед Кабанихой.

Впрочем, трепещут перед этой дамой многие в небольшом провинциальном городе.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Религиозность

В начале пьесы, вспоминая о своем детстве, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является ее характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее в страх и ощущения безысходности. Но в то же время вера в бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.

«Был ли иной путь у Катерины?» – сочинение, в которое непременно нужно включить описание мира Кабанихи. С тех пор как Катерина переступила порог ее дома, гармония в ее душе стала разрушаться. А потому ей стало все сложнее заниматься повседневными делами и посещать церковь.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Обман и лицемерие

Был ли иной путь у Катерины? Сочинение «Гроза» представляет собой трагическую историю девушки, которая не смогла приспособиться к нравам и укладу, господствовавшими в доме ее мужа. По природе своей эта молодая женщина не умеет лгать.

Жить в обмане и лицемерии она не способна. Но по-другому существовать в доме Кабанихи невозможно. Она терпит из последних сил, находит спасение в грезах и мечтах. Но пошлая и грубая действительность снова возвращает ее на землю.

А там – унижение и страдание.

Грех и признание

Катерина совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины из пьесы «Гроза»» – письменная работа, план которой может выгладить таким образом:

  • Образ Катерины.
  • Характеристика Кабанихи.
  • Противопоставление Бориса Тихону.
  • Неотвратимая трагедия.

После того как становится ясно, что собой представляет Кабаниха и какая обстановка царит в ее доме, становятся понятны и чувства главной героини. Девушка, которая выросла в любви и ласке, никогда бы не смогла ужиться в этом доме.

Она не привыкла в жестокости и лицемерию и чувствует себя не только несчастной, но и чрезвычайно одинокой в мире Кабанихи. Борис – человек, который произвел на нее впечатление лишь потому, что не был похож ни на одного представителя «темного царства».

Если бы в жизни Катерины присутствовала хотя бы слабая надежда на счастье, она бы не совершила измены.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» (Островский, «Гроза») – задание, которое требует самостоятельного размышления. Может ли честный человек привыкнуть к миру лжи? Способен ли он скрывать свои проступки и жить дальше после совершения греха? В случае героини пьесы Островского ответ однозначен. У Катерины не было иного выхода.

Ее убили лживый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она бы смогла преодолеть все это, если бы была более опытной. Но особенность патриархального уклада такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет никакого представления о жизни. А потому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежной.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/182982/

Сочинение «Был ли иной путь у Катерины»: могла ли она поступить иначе? :: SYL.ru

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини.

Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о «темном царстве»? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение «Был ли иной путь у Катерины», где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения «Был ли иной путь у Катерины», будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. «Гроза» была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную.

Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем.

«Гроза» удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Краткое содержание

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара.

Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой.

Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, «домостроевском» обществе. К Дикому приезжает племянник Борис — образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга.

Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку.

Поэтому и было включено сочинение «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» в школьную программу.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно.

Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли.

Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный — это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины» можно упомянуть, что связь можно было скрыть — Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины — она не смогла бы никого обманывать.

Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении «Был ли иной путь у Катерины» нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.

Был ли иной путь у Катерины? - сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

Вот и получается, что броситься в Волгу — было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.

Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Источник: https://www.syl.ru/article/335905/sochinenie-byil-li-inoy-put-u-katerinyi-mogla-li-ona-postupit-inache

Сочинение на тему рассуждение «Был ли иной путь у Катерины?» (по пьесе Гроза : Островский А. Н.)

В драматической пьесе Островского «Гроза» Катерина выступает как главный протагонист. Её милый, скромный, романтичный, но уверенный характер говорит о воспитании в родительском доме, где она провела своё детство и отрочество.

Но ситуация изменилась и жизнь обернулась другой стороной, когда Катерина вышла замуж за Тихона. Она попала в другую семью и совершенно новую, буйную и странную для нее атмосферу, как она говорит: «Да здесь все как будто из-под неволи».Катерина совершенно не принадлежит и является «антонимом» к «темному царству», к разрушающей и агрессивной моральной силе жителей ее нового дома.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Стены давят на неё, новоявленная, неизвестная доселе любовь к Борису еще больше распаляет её. Автор описывает нам страдания замужней девушки, влюбившейся в другого мужчину.

Катерина берет на душу тяжкий грех, от которого не может избавиться: изменяет Тихону с Борисом, и не в силах пойти на нравственные компромиссы, начинает испытывать отвращение ко лжи и обману и задыхается чувством вины, так как, в дополнение ко всему, её понятия о морали имеют и религиозный характер.

Череда событий приводит её к самоубийству. Но могло ли случиться так, чтобы этого не произошло? Был ли иной путь у Катерины?

Я считаю, что её суицид не был спланированным и осознанным решением, наоборот, это, скорее, был спонтанный и идеальный выход из цикличных страданий Катерины, мягкой и сердечной, что видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да что домой, что в могилу!..

что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду!».

Любые выходы из данной ситуации кажутся Катерине бессмысленными и тупиковыми, а дальнейшая жизнь в доме Кабановых видится ей сущим адом, поэтому такая молодая девушка, как Катерина, просто не смогла найти другого выхода, нежели самоубийство.

Возможно, если бы у Катерины были дети, то она бы просто не смогла пойти на такой шаг, потому что её жизнь бы имела смысл. Но, возможно, она бы закончила жизнь самоубийством в любом случае, потому что просто бы не смогла вынести жизни в доме «темного царства».

Катерина изначально не считает суицид грехом. После признания в измене ситуация в в доме становится еще более натянутой настолько, что Катерина и смерти уже не боится. Она представляет смерть как избавление и освобождение.

В любом случае, в характере главной героини прослеживаются как положительные, так и отрицательные стороны. Катерину нельзя осудить или пожалеть, я считаю. Только учиться мужеству и трагизму героической воли. Ничто не благоволило Катерине в ее жизни после замужества. Я думаю, что любая развилка событий в доме Кабановых привела бы к ее самоубийству.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id43572

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=43572

Сочинение на тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский

Главная>Сочинения по произведению Гроза

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной.

Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом.

Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины.

Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­

Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом.

Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник.

В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­

Еще один вариант — это уйти от Тихона.

Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения.

Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.

Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант — это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.

  • см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский
  • Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
  • Краткое содержание Гроза, Островский
  • Краткая биография Александра Островского

Источник: https://www.sdamna5.ru/byl_li_inoj_putj_groza

Был ли иной путь у Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения.

Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России.

Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью…

Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют…

Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н.

Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало…

Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину.

Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…».

Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда».

Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»

Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления…

к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя.

Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо­гилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется.

Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама…

а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой.

Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их.

Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится.

Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вы­растет, мягкая такая…

птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Источник: http://5litra.ru/soch/215-byl-li-inoy-put-u-kateriny-po-drame-a-n-ostrovskogo-groza.html

Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (По драме А. Островского «Гроза»)

Перед каждым человеком стоит выбор жизненного пути, и каждый решает эту проблему по-своему. Герои литературных произведений довольно часто выбирают свой путь. В драме А.

Островского «Гроза» мы наблюдаем очень серьезный и сложный конфликт главной героини (Катерины) с самой собой. Пожалуй, именно подобная борьба является одной из тяжелейших.

К сожалению, в данной драме, этот конфликт заканчивается самоубийством Катерины.

Был ли иной путь у нашей героини?

С точки зрения, например, религии, этот путь естественно был, т.к. любому религиозному человеку известно, что самоубийство- один из самых страшных и тяжких грехов. По законам религии Катерина должна была со смирением принять свой «крест» — пребывание в «темном царстве».

Также, у Катерины мог быть и другой путь. Она могла последовать примеру Варвары, для которой главное, чтобы все было «шито крыто»: жить в доме Кабанихи и при этом тайно дальше встречаться с Борисом. Но в чем же была проблема? А проблема вся в том, что Катерина- «светлый луч в темном царстве», для нее эти пути были неприемлемы.

Безусловно, у любого человека есть право выбора, которое в последствии повлияет на его будущее.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но имеет ли смысл пытаться разобраться в «чужих» конфликтах и искать какие-то пути, если не разрешен главный конфликт — конфликт с самим собой? Наша героиня так и не сумела с этим справиться, за что мы не имеем право ее осуждать.

Катя осознавала сильный разрыв между своими представлениями и реальностью. Именно эта реальность (дом Кабанихи, нелюбимый муж, и сам город Калинов в целом) душила ее. Учитывая сильный характер Катерины, ей нужна была свобода, свобода чувств.

Единственный человек, рядом с которым она могла почувствовать себя счастливой, забывая обо всем, был Борис. Но любовь к нему так же приносила ей и страдания. Катерина ведь была религиозна (ее религиозность нарастает в течение всей пьесы), совесть в ней не «засыпала» ни на минуту.

Поэтому хоть она и совершила грех (изменила мужу), смириться с этим так и не сумела. Ее угнетали собственные чувства, ведь Катя понимала, что влечение к Борису настолько сильно, что она не в силах этому противостоять (она даже призналась Тихону в измене).

Так же понимала, что и не в силах противостоять Кабанихе, лишению свободы и бесправию, которое царило вокруг. А помощи ей тоже было ждать не от кого (Тихон слова против маменьки в жизни не сказал, Борис тоже никак не защитил ее).

Я не могу знать, что чувствовала Катерина в данной ситуации. Но точно знаю, что ее самоубийство лишь необдуманный, спонтанный, вызванный сильнейшим угнетением и отчаянием способ «освободиться» от своих тяжких мук совести. Поэтому нельзя дать точного ответа на вопрос: «Был ли иной путь у Катерины?»

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/byl-li-inoj-put-u-kateriny-po-drame-a-ostrovskogo-groza

Сочинение на тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной.

Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом.

Все дело в том, что “темное

царство” (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины.

Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­ ­ ­ Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­ ­­­­ ­

Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации

был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­ ­ Еще один вариант – это уйти от Тихона.

Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок.

Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом. ­­ ­

Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант – это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-byl-li-inoj-put-u-kateriny-v-pese-groza-ostrovskij/

1. Выберите вариант ответа, где находится предложение с несогласованным определением:
а) По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
б) Люблю дымок спалённой жнивы.
в) Пряди различной длины торчали из-под его берета) +

2. Выберите вариант ответа, где находится предложение с обстоятельством цели:
а) Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
б) Вадим часто заезжал сюда послушать музыку. +
в) Ветер постепенно стихает.

3. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
а) Птицы добрались до воды.
б) Мы с сестрой уселись на передние сиденья. +
в) Чуть порошит пушок летучий.

4. Определите тип односоставных предложений.

Интервью с ветераном войны поместили в газете.
Сценарий праздника готовили сообща.
Его срочно вызвали на работу.
Ему посоветовали обратиться к учителю.

а) определенно- личные.
б) Неопределенно- личные+
в) Безличные.
г) Обобщенно- личные.

5. Выберите тип односоставных предложений.

На дворе вечереет.
В горле у разведчика перехватило.
Матвею страсть как спать не хотелось
Быть грозе великой.

а) определенно- личные.
б) Неопределенно- личные
в) Безличные.+
г) Обобщенно- личные.

6. Выберите односоставное предложение:
а) Гроза разыгралась.
б) Вспыхивало и гремело со всех сторон. +
в) Прилетели редкие капли.
г) И вскоре пошел сильный дождь.

7. Отметьте предложение с составным именным сказуемым:
а) Старая Катерина в меру сил помчалась проверять свои запоры да живность.
б) Она держала цыплёнка в ладонях, отогревая.
в) Кошка смежила глаза, наслаждаясь своим счастливым материнством.
г) Она хорошая, наша Мурка.+

8. Выберите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Всё было ясно.
б) А с птенцом ничего не случилось.+
в) Сосед Володя стал приходить на дню три раза.
г) Она у нас умная.

9. Отметьте дополнение в предложении: Пальма от удивления пасть разинула и сразу замерла.
а) от удивления;
б) Пальма;
в) пасть; +
г) сразу.

10. Выберите двусоставное предложение:

1. Ясный морозный денек!
2. Хочется встать на лыжи и податься в ближний лес.
3. И вот я уже мчусь на лыжах по заснеженному полю.
4. Замедляю свой бег только у леса.

а) 1.
б) 3. +
в) 2.
г) 4.

11. Выберите, какое предложение является обобщенно- личным?
а) На свою глупость жалобы не подашь.+
б) В лесу было тихо.
в) Дождем смочило землю.
г) В это время позвонили в дверь.

12. Отметьте сложное предложение, где оба простых предложения – двусоставные:
а) Светло на улице, и виден сад насквозь.
б) Природа весной наполняется жизнью, и все свое благоухание она отдает цветам и травам.+
в) Печь накалилась докрасна, и в палатке стало невыносимо жарко.
г) На небе начинало сереть, и по воде заклубился легкий парок.

13. Отметьте сложное предложение, в котором одно из простых предложений – безличное:
А.Туч на небе не было, но и солнце не выглядывало.
б) Поезд мчался в неясную даль, и я вспомнил зимнюю ночь в горах.
в) В саду было тихо, и темные тени лежали на траве.+
г) Её провожают березы, и ясень встречает в пути.

14. Выберите тип односоставных предложений:

Брошу в море сети частые, белый парус подыму.
Выйду в лес, поставлю крест.
Предчувствую отрадное свиданье.
Жалею потерянное время.

а) определенно- личные.+
б) Неопределенно- личные
в) Безличные.
г) Обобщенно- личные.

15. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором выделенное слово является дополнением:
а) Часовой стережёт объект.
б) Ветер кружит опавшие листья. +
в) Море посылало на берег влажность.

16. Выберите вариант ответа, где находится предложение с косвенным дополнением:
а) Морячок играл старинный вальс.
б) Я окно распахнул.
в) Слепит глаза реки далёкой дрожь. +

17. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме:
а) Николай надеялся успеть к обеду домой. +
б) Он приезжал домой пообедать.
в) Любить природу – значит любить Родину.

18. Выберите вариант ответа, где находится предложение с простыми глагольными сказуемым:
а) Синичка села у моих ног и пропищала что-то. +
б) Мы будем трактористами.
в) Морячок продолжал играть старинный вальс.

19. Выберите вариант ответа, где находится предложение с простыми глагольными сказуемым:
а) Мы будем трактористами.
б) Морячок продолжал играть старинный вальс.
в) Трепещет озябшая за ночь осинка) +

20. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Цветы символ любви и воспоминаний. +
б) Бедность не порок.
в) Воля как полёт, соединённый с восторгом.

21. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором выделенное слово является дополнением:
а) Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает.
б) А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая. +
в) Я спешу туда, в лесное царство.

22. Определите словосочетание, в котором вид связи определён верно:
а) родительский дом – управление;
б) строилось надёжно – согласование;
в) в город не возьмёшь – примыкание;
г) плохо живём – примыкание.+

23. Отметьте тип сказуемого в данном предложении: Летом в этой кухне любят жить городские внуки.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое; +
в) составное именное сказуемое;
г) сказуемое отсутствует.

24. Выберите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) В подземной глубине было холодно.
б) Хозяин хотел проводить меня до ворот.+
в) На воле полыхало жаркое лето.
г) Тревога старой Катерины напрасной не была.

25. Определите предложение, в котором есть определение:
а) В полуденный час порою там и здесь зыбится марево.+
б) Он любит рассказывать.
в) Гость улыбкой сиял, словами сыпал, убеждая.
г) Даже здесь жарко.

26. Определите предложение, в котором есть обстоятельство:
а) В пухлой горячей пыли тонет нога) +
б) Слепит глаза белая меловая дорога.
в) Жена его занималась нехитрым хозяйством.
г) Ни единого стеколка не вынули, листа шифера не сняли, не оторвали доски.

27. Определите предложение, где есть прямое дополнение:
а) Но всё равно этому будет конец.
б) Ударит молния или чьи-нибудь городские внуки в затишке костерок запалят. +
в) Новым летом на пепелище лесом поднимутся конопля, крапива, дурнишник.
г) Тополя да берёзы в осеннем наряде.

28. Определите предложение с несогласованным определением:
а) В день приезда лишь подошёл к окну, глянул и сразу – вниз.+
б) Янтарно светит листва, радуя глаз.
в) Но чего-то душе не хватает.
г) Прошёлся по скверу и повернул домой.

29. Выберите, какое предложение является неопределенно- личным:
а) Сказку легко выделить среди других произведений.
б) Построили редут.+
в) Люблю тебя, Петра творенье.
г) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.

30. Определите, какое предложение является неопределенно- личным:
а) Вилку держим в левой руке, нож – в правой.
б) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.+
в) Мне направо.
г) Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«БУТУРЛИНОВСКИЙ
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая
разработка урока по литературе

А.Н.
Островский. Драма «Гроза».

Урок
— семинар

Подготовила
преподаватель

русского
языка и литературы

Селиванова
И. Г.

2021

Тема: А.Н.
Островский. Драма «Гроза». Урок – семинар.

Цели урока:

Образовательная: 

·       
совершенствовать  знания обучающихся о
жизни и творчестве писателя,  вклад А.Н. Островского в развитие драматургии;

·       
формировать
навыки научного исследования по проблеме нравственного выбора героев в пьесе
«Гроза»;

·       
формировать
личное отношение к общечеловеческим проблемам, обозначенным в драме.

Развивающая: 

·       
развивать умение выделять главное в
изучаемом материале, отвечать на вопросы ;

·       
развивать
умение работать с информацией из дополнительной и учебной литературы;

·       
формировать
умение вести дискуссию, рецензировать ответы отвечающих.

Воспитательная: 

·       
воспитывать у обучающихся стремление
достойно противостоять жизненным ситуациям,

·       
воспитывать уважение и интерес к русской
литературе.

Оборудование: портрет
писателя, текст пьесы, обобщающая таблица «Жизнь и творчество А.Н. Островского,
презентация с иллюстрациями к каждому этапу семинара.

Ход
урока

1.Оргмомент.

I этап. Вступительное слово учителя о целях и
задачах семинара.

1. 
Дискуссия:
Можно ли мириться с «тёмным царством»?

2. 
Выступления докладчиков и оппонентов.

3. 
Практическая часть. Работа с текстом.

II этап. Дискуссия «Можно ли мириться с «тёмным
царством»?

                  
Необходимо отметить  те стороны жизни города Калинова, которые при чтении
произведения читатели  не приемлют. Важно указать и позицию драматурга,
осуждающего нравы диких и кабаних. Это власть сильных и бессловесность
зависимых, самоуверенная наглость и попрание человеческого достоинства. Это
бездуховность и темнота, готовность принять нелепые слухи за просвещение, это
античеловеческие правила жизни, основанные на лжи и лицемерии, где нет места
живой душе. Самое страшное, отмечают ребята, что такой порядок жизни устраивает
всех, и власть имеющих, и жителей города.

       
Но Островский нам рисует героиню, не похожую на остальных: в детстве её любили,
но замуж выдали за нелюбимого, но Катерина не растратила своей душевной
теплоты, она жаждет любви и уважения, открыто показывать свои чувства, т. к.
обманывать и скрывать она не умеет, поскольку высоко нравственна. Учитель,
направляя мыслительную деятельность учащихся, задает вопрос: «Может ли человек,
духовно не похожий на остальных, победить духовное невежество, изменить строй
жизни»?

      
Мнения читателей могут  разделиться. Одни говорят, что жители, несмотря на то,
что они духовно убогие, имеют душу, и высокий душевный полёт героини,
безусловно, оценят: ведь упрекает Кабаниху Тихон в смерти жены, уходит Варвара
из дома, не желающая больше мириться с тупой властью своей матери и т. д..
Другие, наоборот, категорично заявляют, что душевная неразвитость – это
навсегда и никакие «высокие» поступки духовно чёрствых людей не трогают.

Так возникает проблема, чрезвычайно
актуальная в наши дни и обозначенная в теме семинара.

III этап. Выступления
докладчиков.

Темы докладов посвящены характеристикам
главных героев драмы.

Задача
докладчиков
– выразить собственное отношение к
позиции героев, показать общечеловеческое значение их выбора.

          
Обучающиеся выступают в роли оппонентов, уточняя суждения докладчиков. Как
показывает практика, наибольшее количество вопросов вызывает последний доклад:
по сути, образ Кулигина не несет никакой сюжетной функции, и при чтении драмы
мало кто обращает на этого героя внимание. В процессе беседы учащиеся приходят
к выводам о том, что для города Калинова и его жителей он делает значительно
больше, чем другие герои, хотя его роль незаметна. В ущерб себе Кулигин
пытается построить громоотвод, чтобы калиновцы не боялись грозы и избавились от
многих предрассудков, стали духовно светлее. Его судьба – судьба многих великих
людей России, оставшихся не понятыми и невостребованными. Ребята проникаются
уважением к этому персонажу.

          
Обсуждая доклады, оппоненты и вся учебная группа оценивают все позиции, их
конкретно – историческое и общечеловеческое значение. Затем преподаватель или
сами обучающиеся говорят о значении нравственного выбора для каждого из нас в
наше время. Речь идет не о том, чтобы перенести в наши дни пути, выбранные
героями, а об ответственности человека, об его активности в отстаивании своего
права на истинно человеческую жизнь, о величии тех, кто идёт до конца в борьбе
за свой идеал. Конкретные пути всегда остаются в прошлом, а вот духовные
достижения служат вечным ориентиром людям.

IV этап. Практическая
часть. Работа с текстом.

Цель: определить
уровень овладения приёмами филологического исследования, уровень развития
творческих способностей.

·       
Какие проблемы раскрывает Островский в
своём произведении?

·       
Дайте определение слову «конфликт».

·       
Найдите и прочитайте отрывки из
произведения, изображающие «жестокие нравы» «темного царства».

·       
Удалось ли Катерине вырваться из этого
«тёмного царства»? Был ли другой выход?

https://pbs.twimg.com/media/EVZuz_uX0AA6yhS.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-yjREgI7ak0c/VG-AfV-pK3I/AAAAAAAACTk/r9f2zvjMHm8/s1600/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%2B2.jpg

       
В «Грозе» Островский
, оперируя незначительным
количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем.

Во-первых,
это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек
зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).

К
старшему поколению
, активно выражающему свое мнение,
принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон,
Варвара, Кудряш и Борис
.

Кабанова
уверена
, что порядок в доме, контроль за всем,
что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее
понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и
беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит
другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования
выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир
рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми
силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может;
поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок.

У
Дикого
же, напротив, нет и намека на
трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят
только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что
представляет собой типичное самодурство.

Младшее
поколение
смотрит на вещи немного иначе. Все они,
за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той
или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш
бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от
матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как
уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то
неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная
зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то
обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее
и трагичнее всего судьба-протест Катерины
.
Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она
часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей
становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из
самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины
вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова,
для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку,
но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо
уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой
свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В
течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы»
Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло
нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала
20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины –
беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над
Волгой. Показывали и дом , где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда
«Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под
Клыковых».

Костромские
краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с
документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал
Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные.
А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью,
состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома,
суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху
она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться
с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в
любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной,
живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее,
Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений
свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути
молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе.
Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года
тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший
широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей
не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло
много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно
установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова
бросилась в Волгу.

        
Вывод:
 такие случаи в купеческой среде
случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно,
независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет,
выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

V этап. Подведение
итогов семинара.

Литература:

1. Искусство
драматургии Островского. – М. – 2019

2.Русские писатели
19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. –
М. – 2018

3.Золотарёва И.В.,
Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века.

10 класс 1-е
полугодие. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» — 2018

Интернет
– ресурсы:

·       
https://reshator.com/sprav/literatura/biografija/ostrovskij/chronology/

·       
https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/istoriya-sozdaniya-pesy-ostrovskogo.html

·        
https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html

  • Сочинение на тему был ли выход у екатерины кабановой
  • Сочинение на тему бывает ли общественное мнение ошибочным формате итогового сочинения
  • Сочинение на тему был ли другой путь у катерины из пьесы гроза
  • Сочинение на тему буря у мыса айя 9 класс по плану
  • Сочинение на тему был ли иной выход у катерины