Сочинение на тему борис пастернак

725 слов доктор живаго знаменитый роман бориса пастернака, за который писатель был удостоен нобелевской премии. однозначно отнести произведение к

(725 слов) «Доктор Живаго» — знаменитый роман Бориса Пастернака, за который писатель был удостоен Нобелевской премии. Однозначно отнести произведение к какому-либо жанру сложно. Но с уверенностью можно сказать, что роман представляет собой автобиографическое произведение, поскольку главный герой — мировоззренческий двойник автора. Поэт Пастернак доверил Юрию самое дорогое — свои стихотворения. Также роман можно назвать и философским. Ведь в нем поднимаются вечные проблемы бытия. Рассмотрим поподробнее, какова проблематика одного из самых известных произведений Бориса Пастернака.

Проблема взаимоотношений личности и истории является одной из главных в романе. По мнению писателя, человек не должен жертвовать собой ради внешних обстоятельств. Ему не нужно приспосабливаться к обстоятельствам, утрачивая свою индивидуальность. 

Одной из ключевых проблем произведения является и проблема определения жизненного пути. Кто-то теряет правильный путь и уходит в сторону… или обретает душевную гармонию, погружаясь в тяжёлые раздумья в одиночестве? Как трактовать правильность или неправильность пути? Кто судит? Герой был вынужден бежать из голодной Москвы на Урал. Однако Живаго вовсе не ощущает себя жертвой, отправляясь в нелёгкий путь. Он надеется, что сможет найти истину и раскрыть правду о себе. Именно это и случается. Живаго не побоялся отправиться в неизведанное, и за это получает награду: настоящую любовь и новую жизненную философию. 

Также автор не обходит стороной и проблему искренней любви. Это прекрасное чувство Пастернак показал во всех возможных проявлениях: любовь к семье, к мужчине или женщине, к родной земле, к профессии, к своему призванию. Любовь героям посылается свыше, они не могут контролировать свои чувства, поэтому автор не осуждает измену Юрия. Однако она сталкивается с трудностями и препятствиями в виде неустроенности окружающей действительности. 

Одной из центральных проблем романа «Доктор Живаго» является проблема судьбы творческой личности во время революции. Люди стремились к правде, но это привело к столкновению идеалов с действительностью. Творчество оказалось лицом к лицу с революционным временем и его законами. Людям ничего не оставалось, как отстаивать права на свою индивидуальность и неповторимость. Несмотря на это, их стремление к творческой независимости было подавлено. Вместе с тем была потеряна надежда на освобождение. 

В образе Лары воплощается проблема незащищенности красоты. В будничных заботах героиня восхищает «дух захватывающей притягательностью». Но прекрасная девушка стала жертвой похоти и разврата. Ее судьбу красота разрушила, ведь Лара привлекает опасных мужчин и не может им противостоять.

Проблема социальной несправедливости тоже поднимается автором. Писатель восхищается «людьми из народа», которые всю жизнь трудятся на родной земле. Пастернак мастерски показал истинный национальный характер персонажей. Во всех поступках этих людей прослеживается настоящий патриотизм. Но при этом они подавлены и унижены окружающей действительностью, поэтому их бунт нельзя осудить.

Создавая яркие образы, автор поставил проблему силы воли. Близкие и знакомые доктора Живаго утверждают, что у него нет никакой силы воли. Юрий обладает чувством собственного достоинства, но оно не помогает герою идти напролом к своей цели. А вот Павел Антипов, напротив, является очень волевым человеком. Несмотря на это, герой гонится за военными заслугами, из-за чего он лишается человечности и достоинства. Противопоставляя двух персонажей, писатель заставляет читателя задуматься, что же такое сила воли: благо или зло для человека? Автор утверждает, что воля не способна принести человеку добро, если он лишён человечности и чувства собственного достоинства. 

Также очень ярко в романе представлена проблема человеческой судьбы, которая тесно переплетается с проблемой выбора своего жизненного пути. Каждый персонаж поступает так, как считает нужным, пытаясь всеми силами выжить в непривычных обстоятельствах. Но правильность или неправильность этого шага мы оценить не можем, потому что критерии у каждого свои.

В образе Тони воплощена проблема милосердия и прощения. Героиня знает, что Юрий оставил ее навсегда и ушёл к Ларе. Однако Тоня не обвиняет бывшего супруга, обещая достойно воспитать их детей. Она сумела подняться выше ревности, выше обстоятельств. В ее любви нет места эгоизму и собственничеству. Но в результате своего самопожертвования она остается одна.

Также одной из основных является проблема жизни и смерти. Каждый человек обязан ценить и уважать жизнь. Автор связал тему бессмертия с проблемой искусства. По мнению писателя, искусство — высшая сила, которая способна творить жизнь. Именно благодаря стихам Юрий навсегда остается в памяти своих родных и близких. Однако для доктора Живаго творчество заключалось не только в поэзии, но и в обычном повседневном труде: быт, профессия врача и так далее. И эту жизнь тоже нужно уважать и ценить, но в революционное время ее ценность упала до нуля, и это недопустимо.

Борис Пастернак поднял в своём знаменитом произведении «Доктор Живаго» вечные проблемы, которые всегда будут интересовать читателя. Писатель показал, как люди выживали в тяжёлых условиях. Ведь на долю героев выпало немало испытаний: разруха,  революция,  война и невозможность выбрать свое направление посреди хаоса. 

Автор: Виктория Комарова

Борис Пастернак считается ярким представителем творческой элиты времен Серебряного века.

Тяга и любовь к родине у Пастернака безграничны, и это нашло свое четкое отражение в его творчестве. А то, что он отказался от Нобелевской премии, лишь доказывает, что он любил чисто и светло. Но тогдашнее правительство не тронули чувства поэта, и оно не оценило его поступок.

Разберем по плану его произведение «Зимняя ночь».

История создания стихотворения

Этот стих появляется впервые в книге Б. Пастернака «Доктор Живаго». И в романе он стоит вначале сборника стихотворений Юрия, основного героя. Достоверно невозможно указать точное время возникновения данного произведения, а сам роман писался в течение десяти лет. Критики разделились на два лагеря – первые считают, что рассматриваемый нами стих был написан к концу всего романа, а другие – что он был сочинен в начале, а в качестве довода указывают на последнюю любовь Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман на просторах Родины изначально принимался в прессе в штыки, поскольку цензура считала текст антисоветским. Однако в западных странах он снискал популярность, и поэта даже удостоили Нобелевской премии, от которой он отказался, но это, однако, его не избавило от притеснения и преследования правительством СССР. И поэтому роман увидел свет в нашей стране только в конце 80-х годов 20 века.

Жанр

Стих можно отнести к разряду философской лирики, потому что Пастернак пишет о любви и жизненных ценностях, при этом он свои раздумья перемежает с природными образами. Природа в его творчестве так же важна, поскольку именно из нее он черпал вдохновение.

Существует мнение, что стих «Зимняя ночь» написан в стиле импрессионизма. Сам по себе импрессионизм – это как смутная и расплывчатая картина, которая отражает впечатление от чего-нибудь. Отличительной чертой импрессионизма является его своеобразное и долгое как бы послевкусие, словно думы автора, которые он не описал в стихе, но о которых размышляет читатель, и в этом случае картина становится еще более неясной.

Размер стихотворения состоит из двух чередующихся ямбов – двух- и четырехстопного. Такое чередование придает стиху музыкальность. Рифмовка – перекрестная, в строках – чередующиеся мужская и женская рифмы,

Композиция

Состоит произведение из 8 строф, композиция – кольцевая, с повторением начальных и финальных строк, катрен. Построено стихотворение на антитезе, автор рисует ночную зимнюю картину, в которой холод зимней ночи переплетается с горячей страстью, олицетворяемой зажженной свечой.

Текст разделен на смысловые части, всего их 4.
В первую часть входят первые 3 катрена, в которых автор говорит о метущей по всем пределам земли метели. Эта метель еще наносила на стекла кружки и стрелы. С самого начала поэт противопоставляет холоду тепло, он сопоставляет снежинки и летнюю мошку, летящую на огонь.

Вторая часть уже горячая, в ней поэт приводит описание влюбленной пары. Описанию уделено два четверостишия, однако, оно расплывчато и неясно. Больше внимания уделено теням влюбленных.

В третьей части – соединение, в двух строфах автор объединил написанное, благодаря чему добился нечеткого и неясного образа ситуации.

Четвертая часть повторяет первое четверостишие, она заканчивает произведение, замыкая его композицию.

Образы и символы

В произведении «Доктор Живаго» главным героем выступает Юрий Живаго, и он же – лирический герой в стихах. Он заинтересован внутренним миром человека и чувствует жизнь, не особо интересуясь историческими событиями. Считается, что основой образа героя романа стал сам поэт.

Место центрального образа в произведении занимает свеча, которая символизирует собой не что иное, как защиту и жизнь, тепло и свет. И в стихотворении имеется рефрен о свече, который повторяется четырежды – с этого символа начинается произведение, им же оканчивается, на нем же писатель заостряет внимание читателя – он заменяет ее образ то образами холода и метелицы, то образом страсти, которая показана тенями от рук и ног, падающей обувью и капающим свечным воском.

Образ зимы в произведении – это образ враждебной вражеской силы. Может быть, Пастернак определил образ метели как образ правительства СССР, которое, по его мнению, сметало все к одному – «к оконной раме», «лепило кружки и стрелы». Может быть, оконная рама – тоже отдельный образ, символизирующий царивший в то время «железный занавес», который не позволял простым людям выезжать за границу.

Кроме того, явно неспроста есть в стихотворении строка о том, что в феврале мело весь месяц – вероятно, поэт имел в виду тот февраль, во время которого произошло свержение царской власти и водворение новой, советской, которая как бы нарушила мирную жизнь. Февраль является самым холодным месяцем зимы, и эта трактовка тоже имеет место быть, поскольку она не лишена обоснованности, и не противоречива по отношению к образу в стихотворении.

Антонимом образа зимы является образ страсти, выраженный любовной сценой, которую герой романа узрел сквозь окно – тени, отбрасываемые на потолок благодаря зажженному ночнику, он видит руки и ноги пары любовников. Поэт показывает, что процесс естественен и возвышен, применяя слово, производное от слова «крест» — скрещение. А предпоследняя строфа это только подтверждает, ведь в ней говорится, что жар соблазна был как ангел, и вздымал крестообразно два крыла.

Дополним образ свечи тем, что она символизирует собой и любовь. Ведь это чувство согревает и освещает своим пусть и тихим, но теплым огнем.

Темы, проблемы и настроение стиха

В произведении сплетены три извечные и насущные темы – любовь, творчество и природа. И в данном стихотворении переплетение обращено к читателям любовной темой.

Темы стихотворения отражают события, которые происходят в жизни – противостояние добра и зла, равновесие сил, любовь, которая побеждает все, возможность человека противостоять любым тяготам.
Проблематика в произведении – проблемы власти, которая оказалась нескромной, хаос, чрезмерное внимание нового строя и тотальный контроль над людьми, угнетения и гонения тех, кто неугоден той власти.

Во всем творчестве поэта прослеживается единое правило, не требующее никаких доказательств – любовь является самым чистым из всего, что есть в мире.

Настроение произведения уютное и любовное, полное надежды.

Основная тема

Смысл произведения отражает константа о свече, она символизирует поддержку человека.
Огонек, который, как бы смотрит в бурю и метель, будучи маленьким и смелым является примером отваги и стойкости. Он же символизирует и любовь, согревающую нас изнутри, и оказывающую нам поддержку. Таков смысл произведения.

Средства выразительности

При создании этого стихотворения автор использовал широкий набор выразительных средств. Отметим последовательно тропы, употребленные в тексте.

Произведение строится на антитезе, в которой противопоставлены два образа – образы тепла и холода.

Это рефрен «Свеча, горела на столе, Свеча горела».

При анализе текста мы находим инверсии – «падали два башмачка», «ложились тени», «слетались хлопья».

Аллитерации в 1-ых строфах – много звука «Л», который как бы делает происходящее более плавным и словно погружает в полет.

Эпитеты – «снежная мгла… белая», «озаренный потолок».

Сравнения – снежинки с мошкарой, жар и ангел:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме».

«И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла…».

Метафоры – скрещенье судьбы, «воск слезами с ночника.. капал», «жар соблазна».

Олицетворение – метель, лепившая на стекле, ложившиеся тени и седая мгла.

Эти и другие средства языковой выразительности делают стих «Зимняя ночь» плавным, напевным, проникновенным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Какое, милые, у нас тысячелетье
на дворе?
Б. Пастернак

$ Борису Пастернаку, в отличие от большинства его современников, которых, «дробясь» и «измельчая», стремительно нес поток времени, часы и дни были неведомы. С рождения ему была дана иная мера бытия. Он жил в едином историческом пространстве с Блоком, Маяковским, Мейерхольдом. Но ощущ$ал себя современником Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова. Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства. Несмотря ни на что поэт оставался верен себе: вслушивался в свою эпоху и не подчинялся диктату временщиков. В своем последнем стихотворении «Единственные дни» он $вновь скажет:

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
$

В представлении Пастернака лирика — это голос безгласного, голос природы:

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Его поэзия призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушать существующую гармонию. Сложность пастернаковской поэзии очевидна. Это связано,$ я думаю, с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта. Поэт — переводчик лесных слов, орган выражения безмолвного космоса. Это не только метафора, но и поэтическая задача, эстетический «манифест» Пастернака. Первые книги поэта «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» избытком энергии, метафорическим потоком$ производили на читателя ошеломляющее впечатление. Говорили о крайнем субъективизме, сложности, поэтическом аристократизме автора. В. Брюсов назвал пастернаковские образы странными, порой нелепыми, но надуманными, по его мнению, они не были: «Поэт в самом деле чувствовал и видел так…». Пройдет менее десяти лет, и Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, обновить легкие…». Это слова$ О. Мандельштама. По словам М. Цветаевой, Пастернак$ — первый поэт России. «Об этом знаю я и еще несколько человек, остальным придется подождать до смерти», — отмечала она.

Чем же он поразил своих современников, читавших Блока, Маяковского, Цветаеву, Гумилева? Новый, рождающийся мир отразился в стихотворном ритме Маяковского, лексике Хлебникова, добытой в вековечной глубине языка. Пастернак остановил мгновение метафорой$. Он неожиданно, непредсказуемо находил связи между далекими друг от друга предметами и явлениями, сближая их ритмом, звукописью «зачищал» грани, подтягивал друг к другу. Изначально субъективный выбор связи оказывался непреложно убедительным. Напряженный р$итм часто синтаксически «изуродованной» речи на огромной скорости сталкивал части метафоры — проскакивала искра, озарявшая рождение нового единства, ранее не замеченного никем.

Книга «Сестра моя — жизнь» — вторая (после «Поверх барьеров ») оформленная книга стихотворений Пастернака. Она является именно книгой, поскольку стихотворения, собранные в ней, — не просто группа циклов, они объединены общей идеей, общими образами и мыс$лями; при этом книга имеет собственную композицию, вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и «послесловье». Для данной книги характерно то, что Пастернак в ней идет от музыки, что в ней в разных стихотворениях одновременно присутствуют одни и те же образы («Девочка» и «Душистою веткою машучи…», «Балашов» и «Давай ронять слова… »), причем в первом стихотворении из такой пары образ как бы заявляется, задается, а в дальнейшем получает свое развитие и разрешение. Связь поколений и миров, присутствующая у Пастернака, оправд$ывает восприятие времени как единого для вселенной вообще. Это проявится еще в одном стихотворении книги — «Давай ронять слова». Интересно стихотворение «Сестр$а моя — жизнь», давшее название всей книге. В нем наиболее очевидно следствие восприятия истории лирическим героем — единстве всех предметов и существ вселенной:

Что в масcе, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли$ и бурь канапе.

Это стихотворение является как бы концентрацией мировосприятия лирического героя, ощущающего единство человека и жизни, человека и вселенной. В первый раз природа, как реальное проявление$ жизни мира, встречается в стихотворении «Плачущий сад». Здесь заметен очень интересный переход от сада к самому лирическому герою:

Ужасный! — Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
…………………………………..
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете…

Жизнь в природе — единственная форма сосуществования, в которой лирический герой ощущает себя способным к действию; природа становится средством$ приобщения к истории. В связи с образом сада можно рассмотреть стихотворения «Зеркало» и «Девочка ». Здесь заметно смещение, по сравнению с обычным, образного восприятия лирического героя:

$ Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо
…………………………………..
Огромный сад тор$мошится в зале
В трюмо — и не бьет стекла!

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни. Книга «Сестра моя — жизнь» — книга о любви, поэтому большинство стихотворений объединено этой темой. Очень интересно стихотворение «Ты так играла эту роль!», где выражено восприятие лирическим героем жизни как игры. Особенно характерны следующие строки:

$И, низко рея на руле
Касаткой об одном крыле,
Ты так! — ты лучше всех ролей
Играла эту роль! —

которые д$ают возможность вспомнить «Чайку» Чехова. Вообще в сти хах Пастернака ассоциации играют значительную роль. Так, например, они имеют значение в «Балашове»:

Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.

Задан вопрос, но на него не дается ответа. Здесь мы видим только возобновленное об$ращение к всеобщему тождеству мира; ответ же дан в стихотворении «Давай ронять слова». Характерно, что эпиграфом к этому стихотворению служат выше процитированные строки. Все стихотворение является приготовлением, преддверием ответа:

$Ты спросишь, кто велит?
— Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.

Это стихотворение, несмотря на то, что оно не последнее, является как бы итоговым для всей книги. Мы видим, ког$о Пастернак считает центром природы, культуры, мира; при этом подтверждается тождество всего сотворенного Богом:

Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа…

Книга «Сестра моя — жизнь» — единое произведение, где присутствуе$т достаточно много развивающихся тем, но поскольку центральная из них — тема любви, то от нее отходят и зависят вс$е остальные, сама же тема любви не может быть исчерпана, настолько полно выражена она в жизни природы и вселенной. В своих стихах Б. Пастернак размышляет о времени, жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения о природе свидетельствуют о глубоком понимании ее, о стремлении слиться с ней. Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет ее. Но, пожалуй, главное, ч$то сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, — это целостность взгляда на жизнь, на мир с общечеловеческих позиций.

Уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных средств, художественных приемов. К его стихам читателю н$еобходимо было привыкнуть. Много в них ошеломляло, ставило в тупик, особенно богата ассоциативность и метафоричность. Поэт находил едва заметные связи между далекими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность его произведений, их необычность.

Борис Леонидович Пастернак был известным русским поэтом, писателем и переводчиком. Несмотря на то, что его жизненный путь оказался долгим, Пастернак создал сравнительно небольшое количество произведений. Они умещаются всего в один большой том. Это довольно просто объяснить. Для творчества необходимо иметь много времени, а писателю его сильно не хватало. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с подборкой интересных фактов из жизни Бориса Пастернака.

Как известно, быть поэтом — это не профессия и не занятие. Поэзия — судьба, способная выбирать сама. Именно так и произошло с известным писателем. Не секрет, что Борис Леонидович появился на свет в семье творческих людей. В связи с этим поэт старался стать разносторонней личностью и состояться в искусстве. Так, Пастернак на протяжении длительного времени занимался музыкой, пробовал свои силы в живописи, а также проходил обучение на факультете философии. Однако в начале 1910-х годов Борис Леонидович принимает решение бросить все увлечения и отдаться поэзии. 

Стоит отметить, что жизненный путь Бориса Пастернака наполнен множеством удивительных фактов биографии. Когда мальчику было всего восемь лет, с ним произошёл несчастный случай. Будущий поэт упал с лошади. Конечно, все могло привести к трагическому исходу. Однако судьба благосклонно отнеслась к Пастернаку. Мальчик обошёлся только травмой ноги, которая впоследствии срослась с укорочением. В связи с этим о военной службе говорить было бессмысленно. И это несчастье спасло будущего поэта от призыва на войны, которые в те времена следовали одна за другой.

Не раз Борис Леонидович заявлял, что многим он обязан своим родителям. Его отцом был выдающийся художник, а мать была прекрасной пианисткой. Однако взгляды у обоих родителей на воспитание сына все же различались. По мнению отца семейства, Борис должен был как можно скорее стать самостоятельным в материальном плане. А мать, напротив, с поощрением относилась к увлечениям Бориса и не торопила его с выходом на работу. В 1911 году женщина передала своему сыну огромную по тем временам сумму — двести рублей. Этих денег поэту хватило на год обучения в Марбургском университете, где он изучал философию. 

Известно, что для Бориса Леонидовича были закрыты двери в различные учебные заведения из-за пресловутой графы номер пять в анкете. Пастернак переживал по поводу того, каким будет его будущее и как сложится его судьба. Философ Герман Коген однажды предложил будущему поэту остаться в Германии, ведь здесь он сможет, окончив обучение, получить престижную работу в качестве преподавателя в университете. Борис Леонидович всерьёз задумался над этим предложением, однако его манила писательская стезя. 

Когда Борис Пастернак вернулся из Марбурга, он стал работать домашним учителем в семье зажиточного коммерсанта Филиппа Морица. На протяжении двух лет жил, работал и творил юный поэт в поместье. Однако во время революционных событий оно было разрушено. В связи с этим ранние произведения Бориса Леонидовича так и не увидели свет. 

Не секрет, что Марина Цветаева, известная русская поэтесса в эпоху Серебряного века, сыграла большую роль в жизни Пастернака. Этих творческих людей многое объединяло. Так, они родились в интеллигентных профессорских семьях, смогли получить прекрасное образование. Также они были похожи своей страстной любовью к поэзии. На протяжении длительного времени Пастернак и Цветаева вращались в одной и той же среде, но, несмотря на это, существовал некий барьер, который мешал им вступить в разговор друг с другом. Все же этот барьер удалось переступить. После того, как Марина Цветаева эмигрировала в Германию, между поэтами завязалась довольно долгая переписка. Это смело можно назвать романом в письмах. 

Лишь спустя несколько лет Цветаева и Пастернак смогли увидеть друг друга в столице России. Известно, что русская поэтесса находилась в немилости у Советской власти, поэтому она испытывала крайнюю нужду. Борис Леонидович всегда старался помогать Марине. Поэт помогал ей и её семье деньгами и продуктами. Кроме того, Борис Пастернак оказывал Цветаевой помощь с эвакуацией во время военных событий. Поэт использовал очень прочную верёвку, чтобы упаковать вещи. Однако именно эта вещь сыграла роковую роль в жизни поэтессы. Спустя несколько месяцев пришло известие, что Марина Цветаева покончила с собой. Она повесилась на той верёвке, которую ей дал Борис Пастернак. Поэтессе было очень сложно преодолеть жизненные трудности. 

Личная жизнь Пастернака вообще была бурной и страстной. Отношения с первой женой были осложнены тяжелыми условиями быта, революционными потрясениями и амбициозностью влюбленных. Евгения Пастернак была талантливой художницей, но ощущала себя в тени мужа и мучалась из-за этого. Однажды она едва не эмигрировала во Францию с богатым и благородным мужчиной, который сильно полюбил ее. Но она осталась. И горько пожалела впоследствии, когда муж увлекся Зинаидой Нейгауз — замужней женщиной. Он долго не мог выбрать, метался между двумя женщинами. В конце концов, развод стал неизбежным. Вторым браком писателя стал союз с Зинаидой. Она была совсем не такой, как первая жена Пастернака. Зинаида без остатка посвящала себе семье и детям. Она создала для мужа идеальные бытовые условия. Брак с ней продлился 10 лет. Но постепенно Борис стал отдаляться от нее. Он влюбился в Ольгу Ивинскую — редактора, переводчицу, журналистку. Их сблизили профессиональные интересы. Она стала прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». Как и в случае с первым браком, Пастернак долго не мог решиться на развод и пытался прекратить любовную связь на стороне. Но фактически он жил с двумя женщинами, и обе об этом знали.

На протяжении всего своего жизненного и творческого пути Борис Леонидович очень хотел написать полноценный роман. В очередной раз, создавая повесть, знаменитый поэт, заявлял, что именно этот небольшой отрезок ждёт большая и увлекательная судьба. В итоге у писателя получилась создать грандиозный роман «Доктор Живаго«. Над этим произведением Борис Пастернак работал очень долго — десять лет. На Родине поэта данное произведение долго находилось под запретом. Роман впервые увидел свет в Италии, за него писатель был удостоен Нобелевской премии. 

После получения премии настали сложные времена в жизни Пастернака. Представители власти вынудили его отказаться от вручения и всячески травили писателя за такую буржуазную награду. Но не травля и не исключение из Союза писателей заставили Пастернака отказаться. Чиновники использовали подлый трюк: перестали давать заказы на переводы его возлюбленной — Ольге Ивинской. Тогда Пастернак понял, что давить будут на самых близких. Ольга уже пережила репрессии и боялась продолжения. Ему пришлось пойти на этот шаг. Впрочем, после смерти поэта Ольгу все равно заточили в тюрьму на 8 лет. Впоследствии обвинение было признано ложным и несостоятельным.

Его не печатают, в качестве источника дохода остаются лишь переводы. Тем временем пресса полоскает репутацию Пастернака в мутных водах политической выволочки. По этому поводу даже возникла известная шутка по мотивам письма одного рабочего: «Я Пастернака не читал, но я его не одобряю!». Такое отношение власти и народа привело поэта на больничную кушетку. Он стал плохо себя чувствовать.

В 1952 году русский поэт пережил инфаркт. Несмотря на серьёзную болезнь, Пастернак не забывал о творчестве. Цикл стихотворений «Когда разгуляется» стал последней книгой выдающегося писателя. В 1960 году Борис Леонидович умер из-за рака лёгкого. 

Таким образом, жизненный путь Бориса Пастернака оказался очень непростым. Однако он был весьма насыщенным и интересным, ведь поэт смог найти свое призвание в творчестве. 

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинение на тему боль за человека или насмешка над ним по повести шинель
  • Сочинение на тему бокс на английском
  • Сочинение на тему богатые и бедные в качестве аргументов роман бесприданница
  • Сочинение на тему большое в малом
  • Сочинение на тему блок символист