Сочинение на тему бетховен

Автор: самый зелный 01.09.2021 о, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных звучит

Автор:
Самый Зелёный
·

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.

  1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
  2. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
  3. Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
  4. Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
  5. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 
  6. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.   
  7. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
  8. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
  9. Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
  10. Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
  11. Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
  12. Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость. 
  13. Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
  14. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
  15. Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.

Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·

Что такое искусство? Темы сочинений, связанные с искусством, являются довольно сложными и могут многих поставить в тупик, потому что сложно понять смысл этого понятия, трудно вспомнить подходящие аргументы. Но как говорил Карлосон: «Спокойствие! Только спокойствие!  Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь с самыми подходящими литературными аргументами для сочинений! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы роли искусства в жизни людей. Главной героиней произведения является Татьяна Ларина. Девушка с детства отличалась от других детей, вместо активных игр она предпочитала чтение. Татьяна не обладала внешней красотой, но внутренний мир героини был по-настоящему богат. Девушка любила романы, написанные в жанре сентиментализма. Из книг она узнавала о настоящей любви, глубоких, искренних чувствах людей. И мечтала испытать то, что чувствовали герои её любимых произведений. Так, прочитанные книги являлись настоящим искусством для Татьяны, они оказали сильное влияние на формирование её личности, помогли девушке определить её собственные ценности, убеждения и взгляды на мир.
  2. И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства затрагивается в рассказе И. С. Тургенева «Певцы». В деревне Котловке, в кабаке, решили провести соревнование между Яшкой-турком и городским рядчиком. С помощью жребия решили, что первым петь будет рядчик. Он исполнил весёлую песню, которая понравилась всем. Никто уже не сомневался в его триумфе, ведь голос был чистый и звонкий. Яшка же начал неуверенно, хрипло, но его песня становилась всё пронзительнее и трогательнее. Находящиеся в кабаке люди: Дикий Барин, Моргач, Обалдуй – все были поражены его выступлением, у многих на глазах выступили слёзы. Когда Яков закончил, все были согласны с тем, что именно он выиграл в соревновании. Так, пение Яшки является настоящим искусством, потому что его голос смог вызвать такие искренние и сильные эмоции у людей.
  3. О. Генри «Последний лист». О. Генри касается темы искусства в рассказе «Последний лист». Молодые девушки, Джонси и Сью, жили вместе. Джонси заболела пневмонией, и Сью вызывала врача. Он сказал, что человек всегда выздоравливает тогда, когда сам этого хочет, а больная девушка совсем потеряла веру в своё выздоровление и знала, что, когда с плюща, растущего под её окном, упадёт последний лист, она умрёт. Сью рисовала картину и в качестве натурщика позвала Бермена. Он, узнав о мыслях больной Джонси, ночью, во время проливного дождя пробрался к плющу и нарисовал лист, ставший его настоящим шедевром, о котором он так мечтал. Утром Джонси проснулась и увидела, что на плюще остался один единственный лист, уцелевший после сильного дождя и ветра. Тогда она поняла насколько важно держаться за возможность жить и начала выздоравливать. Именно настоящее искусство, шедевр Бермана, помог Сью поверить в свои силы и сохранило жизнь девушки.
  4. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы искусства. Главный герой произведения, Евгений, является образованным человеком. Во время его отсутствия дома, к нему приехала Татьяна Ларина. Молодую девушку в доме уже знали, поэтому впустили. Татьяна прошла в кабинет Онегина, начинала пересматривать книги, который читал её любимый человек. Он предпочитал серьезные произведения по экономике и философии, из-за чего был разносторонне развит. Именно по заметкам, которые оставлял Онегин, Татьяна смогла ближе познакомится с его внутренним миром. Книги в кабинете Онегина сформировали его отношение к окружающему миру, его убеждения и взгляды. Они открыли героине мысли и чувства Онегина. Этот пример доказывает, что настоящим искусством можно считать то, что сильно влияет на становление характера и мировоззрения людей. Поэтому книги Джорджа Гордона Байрона «Гуяр» и «Дон Жуан», которые читал и любил Евгений, можно причислить к настоящему искусству.
  5. Л. Н. Толстой «Война и Мир». Л. Н. Толстой затрагивает тему искусства в романе-эпопее «Война и Мир». Николай Ростов вернулся домой расстроенным: он проиграл крупную денежную сумму. Войдя в комнату, он думает о том, что самоубийство станет лучшим выходом из тупика, в котором он оказался. Он прекрасно знал, что семья и так находится в затруднительном положении, а его проигрыш нанесет ужасный удар по состоянию отца. Конечно, в таком настроении его раздражает все, даже пение сестры, Наташи Ростовой. Он не понимает, как все могут быть такими весёлыми, когда он испытывает столько грусти и обиды. Николай начинает прислушиваться к пению сестры и постепенно приходит к определённой гармонии, наслаждается и восхищается её прекрасным голосом и умением. После того как песня закончилась, Николай почувствовал себя спокойнее, нашёл в себе силы признаться отцу в своём неправильном поступке. Так, именно искусство, пение Наташи, помогло Николаю отстраниться от неприятных чувств, принять решение рассказать отцу об участии в азартных играх и попросить его помощи. Настоящее искусство подарило Николаю надежду и веру в свои силы.
  6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает тему искусства. Желтков влюблён в княгиню Веру Шеину, замужнюю женщину, и на протяжении семи лет пишет ей письма. На именины он передал Вере гранатовый браслет и записку, этот подарок возмутил Николая Николаевича, брата княгини. Тогда Николай и Василий, муж Веры, решили лично встретиться с Желковым, чтобы прекратить эту переписку. Василий позволил Желткову написать последнее письмо его жене, потому что видел, насколько сильно он был влюблён. На следующее утро из газеты они узнали о смерти Желкова. В последнем письме он просил Веру прослушать сонату Бетховена, но она проигнорировала эту просьбу. Только вернувшись домой, после визита в квартиру Желткова, она услышала эту сонату в исполнении Жени Райтер. Произведение Бетховена является настоящим искусством, оно показало Вере те глубокие и трагичные чувства, которые испытывал Желтков. Лишь настоящие произведения искусства способны в точности передать эмоциональное состояние человека.
  7. И. С. Тургенев «Отцы и Дети». И. С. Тургенев в произведении «Отцы и Дети» затрагивает тему искусства. Главным героем является Евгений Базаров, учёный, нигилист, отрицающий любые чувства человека. Он живёт с такими убеждениями, распространяет их. Также Базаров не признаёт искусства, говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — однако Евгений хорошо знаком со многими литературными произведениями. Автор таким образом показывает, что общество во время написания романа нуждалось именно в деятелях науки, а не искусства. Но роль искусства в жизни человека действительно значительна. Базаров не осознавал того, что настоящее искусство способно влиять на отношение человека к миру, формирование его убеждений и принципов. Он считал, что каждый человек обязан внести вклад в развитие производительных сил страны, совершить научное открытие, которое способно повлиять на совершенствование России. Однако именно творчество помогало другим героям пережит тяжелые моменты и двигаться дальше. Так, Николая Петровича, отца Аркадия, вдохновляла и поддерживала поэзия А.С. Пушкина. Поэтому он смог пережить потерю любимой жены, матери Аркадия, а Евгений, столкнувшись с личной трагедией, а именно отказом Анны, не смог устоять и махнул на свою жизнь рукой. Этот пример говорит о том, что не стоит отказываться от настоящего искусства, ведь оно всегда может исцелить израненную душу и дать человеку надежду на лучшее будущее.
  8. А. С Пушкин «Моцарт и Сальери». А. С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери» затрагивает тему искусства. Моцарт – добрый, невероятно талантливый человек, его друг – Сальери является полной противоположностью музыканта. Он представляет собой завистливого, жестокого и высокомерного человека, способного из зависти отравить по-настоящему одарённого композитора, своего друга. Сальери занятия музыкой давались нелегко и требовали больших усилий. Он считал, что цель его жизни – это стать знаменитым, в то время как Моцарт стремился создать неповторимую мелодию. Он испытывал радость и наслаждение от самой игры на фортепиано, сочинения новой музыки. Был влюблён в своё занятие, и его музыкой восхищались все. Произведения Моцарта являются настоящим искусством, выражающим чистые и искренние чувства автора.
  9. В.Г. Короленко, «Слепой музыкант». О настоящем искусстве писал В.Г. Короленко. Слепой мальчик Петр очень тяготится своим недугом. Ему тяжело смириться с тем, что он никогда не увидит белый свет и все его богатства. Но однажды мальчик услышал игру Иохима на дудке. Волшебные звуки создают в его воображении целый мир. Он считает мелодию настоящей магией. Семья поддержала это увлечение Петра. Слуги стали исполнять для него народные песни, в которых было столько подлинного чувства, что Петр завороженно слушал и познавал таинственную силу музыки. Эти мелодии вдохновили мальчика всерьёз заняться творчеством. Спустя годы он стал известным музыкантом и реализовал себя в любимом деле. Настоящее искусство дало герою силы для преодоления препятствий и личностного роста.
  10. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящее искусство не может оставить человека равнодушным. Оно тянет нас к развитию, просвещению, лучшему будущему. Его целебный эффект для души описал И.А. Гончаров. Илья Ильич в гостях услышал пение Ольги Ильинской. Красивое исполнение песни «Casta diva» вдохновило героя на самосовершенствование. Он был потрясен этим творческим порывом и действительно изменился к лучшему под его влиянием. Тот самый ленивый и апатичный Обломов стал читать книги, посещать театры и искать в искусстве силы для перевоплощения. Теперь он уже с увлечением рассуждал о новых постановках и публикациях. Да, герою не хватило воли довести этот процесс до конца, но он хотя бы пережил короткий ренессанс в своей пустой жизни благодаря настоящему искусству, которое нашло свое выражение в пении Ольги.
  11. К.Г. Паустовский, «Старый повар». Настоящее искусство всегда приносит человеку утешение и радость. Это доказывает пример, описанный К.Г. Паустовским. Главный герой находился при смерти и сожалел, что не может исповедаться перед смертью. Тогда его дочь привела с улицы первого встречного. Им оказался сам Моцарт. Чтобы принести старику облегчение, музыкант сыграл трогательную песню на клавесине. Повар получил удовольствие и теперь пребывал в гармонии. Он высказал все, что хотел, и эта прекрасная музыка стала его лебединой песнью. После его кончины Моцарт написал прекрасную мелодию, которая стала одной из лучших его работ и понравилась многим людям. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство всегда поддерживает и воодушевляет тех, кто обращается к нему за утешением.
  12. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». В настоящем искусстве находят свое отражение вечные темы и новаторство творчества. Оно всегда раздражает, выводит из зоны комфорта, противоречит устоявшимся шаблонам восприятия мира. Это доказывает пример из романа Булгакова. Мастер написал роман о Понтии Пилате, который не понравился советским цензорам. В существующей политической повестке ему не было места. Кроме того, он идеологически противоречил линии партии в литературе. Зато в нем было достаточно идейно-тематического своеобразия и творческой свободы, чтобы вдохновить искушенного читателя на самые светлые порывы и поступки. Такие книги заставляют думать, сопереживать и решаться на что-то. Потому роману Мастеру было суждено провалить проверку цензуры, но остаться в веках шедевром, который воодушевит тысячи людей.

Другие аргументы на эту тему Вы можете найти в следующей подборке.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 11 классаргумент из литературыдля итогового сочиненияЕГЭ по литературепример из литературы

Читайте также:

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven). Родился 16 декабря 1770 года в Бонне (Кельнское курфюршество, Священная Римская Империя) — умер 26 марта 1827 года в Вене (Эрцгерцогство Австрия, Австрийская империя). Немецкий композитор, пианист, дирижер. Один из наиболее исполняемых композиторов в мире.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне.

Отец — Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле.

Мать — Мария-Магдалина (в девичестве Кеверих; 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце.

Дед — Людвиг Бетховен (1712-1773), родом из Мехелена (Южные Нидерланды), служил в придворной капелле сначала певцом (бас), а затем капельмейстером.

Отец Людвига уже в ранние годы обнаружил в сыне большой музыкальный потенциал и решил сделать из него второго Моцарта, поэтому стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кельне состоялось первое выступление Людвига. Однако чудо-ребенком Бетховен так и не стал. Отец перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

В 1782 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе, который стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с клавиром Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой других современников, в т.ч. Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, итальянский и французский, много читал, среди его любимых писателей были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гете и Шиллер.

Тогда же Бетховен начал сочинять музыку, хотя и не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

Людвиг ван Бетховен в детстве

Людвиг ван Бетховен в детстве

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!».

Моцарт хотел дать ему несколько уроков, но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн (умерла 17 июля 1787). Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издает сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».

Проездом из Англии в Бонне остановился Йозеф Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится еще известнее. Осенью 1792 года, когда юный Бетховен собирается покинуть Бонн, он встречает Гайдна, и Гайдн после их знакомства, увидев талант еще юного Бетховена, решается учить его.

Творчество Бетховена

С 1792 по 1802 год он провел в Вене. Сразу по приезде, он начал занятия с Гайдном. Впоследствии Людвиг утверждал, что тот ничему его не научил, занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям, а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространенным. Так, Гайдн как-то писал Бетховену: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».

Затем Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («Почти Фантазия»). Сонату № 14 поэт Л. Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричесанным.

Он отличался крайней резкостью суждений и поведения. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли. В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Князь очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущенный композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!».

Несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Сам он говорил: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелек мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды».

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведенных в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

Людвиг ван Бетховен в молодости

Людвиг ван Бетховен в молодости

В 1796 году Бетховен начал терять слух: у него развивался тиннитус — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединился в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшили его самочувствия. Бетховен начал понимать, что глухота неизлечима.

В эти трагические дни он написал письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказал в нем о своих переживаниях и признался, что был близок к самоубийству: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным».

Его друг И. Н. Мельцель, механик, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки (сейчас они хранятся в музее Бетховена в Бонне), которыми Бетховен стал пользоваться наряду с записями разговоров.

В Хайлигенштадте композитор приступил к работе над новой Третьей симфонией, которую назвал Героической.

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы — «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжег их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточенные выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это была излюбленная тема Бетховена, в разговоре он постоянно возмущался властями предержащими, их законами и постановлениями».

Однажды Бетховен и Гете, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гете, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон объявил себя императором. И Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создает свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришел лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех».

Музыкальные инструменты Бетховена

Одним из инструментов Бетховена было фортепиано от венской фирмы «Брат и сестра Штайн», которой управляла его близкий друг Нанетта Штрейхер. 19 ноября 1796 года Бетховен написал в письме Андреасу Штрейхеру, одному из основателей компании, следующее: «Я получил твой инструмент позавчера. И он действительно изумителен, каждый бы хотел иметь у себя подобный рояль».

Карл Черни в своих записях упоминал, что в 1801-м в доме у Бетховена стоял инструмент от Вальтера. В 1802-м Бетховен также просил своего друга Змескалла обратиться к Вальтеру для изготовления для него однострунного инструмента. В 1803 году Бетховен получил инструмент от французской фирмы Эрар. Но, по словам Ньюмана, «Бетховен был недоволен инструментом с самого начала, частично из-за того, что английский механизм рояля был неисправимо тяжелым».

Еще одним инструментом Бетховена был рояль «Бродвуд» – подарок композитору от английского мастера в 1817 году. Бетховен хранил его в Шварцшпаниерхаусе вплоть до своей смерти.

Последним инструментом композитора был четырехструнный рояль Конрада Графа. Граф сам передал Бетховену в аренду 6,5-октавный инструмент и позже, после его смерти, продал рояль семье Виммер. В 1889 году инструмент был приобретен Бетховенхаусом и перевезен в Бонн.

Ученики Бетховена

Давать уроки музыки он начал еще в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио».

В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди.

Ученицей Бетховена была Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одаренностью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей.

Ученицей Бетховена была Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребенок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил ее наизусть. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему: «Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!».

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлеченный, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».

У Бетховена начал заниматься Карл Черни, который был единственным ребенком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Карл Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Черни знал наизусть все фортепианные сочинения учителя. Позже у Черни занимался Ференц Лист.

Учеником Бетховена являлся также кардинал Рудольф Австрийский.

композитор Людвиг ван Бетховен

Смерть Бетховена

После 1812 года творческая активность композитора на время падает, однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали ее прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!».

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал ученым или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось.

У композитора развивается тяжелое заболевание печени.

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года.

Уже на следующий день после смерти судмедэксперты вскрыли его череп, чтобы выяснить причину его глухоты, но поставить диагноз так и не удалось. 29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведенные Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон на Верингском кладбище была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного».

В 1862 году останки композитора были эксгумированы для исследования, а в 1888 году перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

После смерти композитора осталось несколько заметок в тетради, которые позже получили название «Неоконченная Десятая симфония Бетховена». В конце 2010-х годов у команды музыковедов и программистов появилась идея завершить это музыкальное произведение при помощи искусственного интеллекта и приурочить это событие к 250-летию со дня рождения композитора в 2020 году.

Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене — городе, тесно связанном с творчеством музыканта. По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников.

К 250-летию композитора немецким скульптором-концептуалистом Оттмаром Херлем были установлены 700 пластиковых статуй на Родине Бетховена в Бонне на площади Мюнстерплац. Концептуальная инсталляция, имеющая название «Наш Людвиг. Граждане для Бетховена», заняла более 1000 квадратных метров.

Бетховен — Лунная соната

Бетховен — К Элизе

Личная жизнь Людвига ван Бетховена:

Никогда не был женат.

По воспоминаниям современников, он был робок с женщинами. В его жизни было несколько романов, но до брака ни один не дошел. Часто дамы видели в нем лишь средство для достижения своих корыстных целей, а замуж выходили за другого.

Тереза фон Брунсвик де Коромпа (нем. Therese von Brunsvik de Korompa, венг. Brunszvik Teréz; 27 июля 1775, Прессбург — 23 сентября 1861, Пешт) — австрийская и венгерская воспитательница, педагог, основательница ряда детских садов в Венгрии.

Тереза Брунсвик и Людвиг ван Бетховен познакомились в Вене между 1796 и 1799 годами. Тереза стала ученицей Людвига ван Бетховена в игре на фортепиано, в течение 16 дней она брала уроки у Бетховена. Сам композитор был очень доволен своей ученицей, несколько раз он приезжал в поместье Брунсвиков и подружился с братом Терезы Францем. Долгое время Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена, который увлекался сначала ее кузиной Джульеттой, а потом и сестрой Жозефиной (есть версия, что он был отцом девочки по имени Минона, которая родилась у Жозефины в 1813 году). Тереза писала в своих дневниках о многочисленных встречах с Бетховеном, а в мае 1806 года якобы стала невестой, получив согласие только от брата Франца. По каким причинам брак так и не был заключен, до сих пор неизвестно — по одной версии, Бетховен сам разорвал союз из-за своего характера и невозможности скрывать правду о встречах; по другой версии, сама семья выступила против.

По слухам, они были тайно помолвлены.

По легенде, 27 марта 1827 года на следующий день после смерти Бетховена во время осмотра комнаты композитора в шкафу был найден портрет Терезы Брунсвик и некое письмо с признанием в любви. В письме Бетховен обращался к некоей «бессмертной возлюбленной», и многие исследователи творчества и жизни Бетховена полагают, что возлюбленной была Тереза Брунсвик, но конкретных подтверждений этому нет. Портрет Терезы был подарен Бетховену самой графиней, а на портрете была подпись «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку».

Тереза фон Брунсвик — возлюбленная Людвига ван Бетховена

Тереза фон Брунсвик

Графиня Джульетта Гвиччарди (нем. Julie Guicciardi, итал. Giulietta Guicciardi; 23 ноября 1784, Премзель, — 22 марта 1856, Вена), в замужестве графиня Галленберг (Gallenberg) — австрийская пианистка и певица итальянского происхождения.

В возрасте семнадцати лет Джульетта переехала из родной Галиции в Вену, где жили родственники ее матери — семья венгерских графов Брунсвиков. Вслед за своими кузинами, Терезой и Жозефиной фон Брунсвик, Джульетта начала брать уроки музыки у Бетховена, который не взимал с нее денег за занятия. Вместо этого она дарила ему вышитые ею самой сорочки.

В биографиях Бетховена описывается как бойкая, кокетливая и пустая женщина. Возможно, она и есть та «очаровательная девушка» из высшего общества, о женитьбе на которой мечтал композитор в письме к Вегелеру (ноябрь 1801 г.).

В том же 1801 году была написана «Лунная соната», посвященная Джульетте. Время, проведенное влюбленными вместе, было самым счастливым в жизни композитора. Из их переписки отчетливо прослеживаются терзания Бетховена, его страсть, но все мечты о счастливом браке были разрушены романом Джульетты с графом Робертом фон Галленбергом, ставшего в последствии ее мужем.

Спустя несколько лет Джульетта с мужем и детьми возвращается в Вену и обращается за помощью к Бетховену. Позже, через много лет после этого события Бетховен пишет письмо своему другу Шиндлеру: «Джульетта, возвратившись в Вену, домогалась меня в слезах, но я презрел ее. Если бы я хотел отдаться этой любви целиком, то чтобы осталось от меня Высшего? Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии».

Джульетта Гвиччарди — возлюбленная Людвига ван Бетховена

Джульетта Гвиччарди

Одно время он был увлечен Элизабет Рекель, считается, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Произведения Людвига ван Бетховена:

симфония № 1 (1799-1800)
симфония № 2 (1803)
симфония № 3 «Героическая» (1803-1804)
симфония № 4 (1806)
симфония № 5 (1804-1808)
симфония № 6 «Пасторальная» (1808)
симфония № 7 (1812)
симфония № 8 (1812)
симфония № 9 (1824)
Opus 2: Три сонаты для фортепиано
№1: Соната №1 f-moll
№2: Соната №2 A-dur
№3: Соната №3 C-dur
Opus 7: Соната №4 Es-dur
Opus 10: 3 сонаты для фортепиано
№1: Соната №5 C-moll
№2: Соната №6 F-dur
№3: Соната №7 D-dur
Opus 13: Соната №8 C-moll («Патетическая»)
Opus 14: 2 сонаты для фортепиано
№1: Соната №9 E-dur
№2: Соната №10 G-dur
Opus 22: Соната №11 B-dur
Opus 26: Соната №12 As-dur («С Похоронным маршем»)
Opus 27: Две сонаты для фортепиано
№1: Соната №13 Es-dur Sonata quasi una fantasia
№2: Соната №14 Cis-moll Sonata quasi una fantasia («Лунная»)
Opus 28: Соната №15 D-dur («Пасторальная»)
Opus 31: 3 сонаты для фортепиано
№1: Соната №16 G-dur
№2: Соната №17 D-moll («Буря»)
№3: Соната №18 Es-dur («Охота»)
Opus 49: 2 сонаты для фортепиано
№1: Соната №19 G-moll
№2: Соната №20 G-dur
Opus 53: Соната №21 C-dur («Вальдштейн» или «Аврора»)
WoO 57: Andante Favori
Opus 54: Соната №22 F-dur
Opus 57: Соната №23 F-moll («Appassionata»)
Opus 78: Соната №24 Fis-dur («A Thérèse»)
Opus 79: Соната №25 G-dur
Opus 81a: Соната №26 Es-dur («Прощальная/Les adieux/Lebewohl»)
Opus 90: Соната №27 E-moll
Opus 101: Соната №28 A-dur
Opus 106: Соната №29 in B-dur («Хаммерклавир»)
Opus 109: Соната №30 E-dur
Opus 110: Соната №31 As-dur
Opus 111: Соната №32 C-moll
8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3
5 концертов для фортепиано с оркестром
музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»
6 юношеских сонат для фортепиано
«32 вариации до-минор»
60 пьес для фортепиано
10 сонат для скрипки и фортепиано
концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»)
5 сонат для виолончели и фортепиано
соната для валторны и фортепиано
16 струнных квартетов
балет «Творения Прометея»
опера «Фиделио»
Торжественная месса
вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

Образ Людвига ван Бетховена в кино:

1936 — Великая любовь Бетховена (Un grand amour de Beethoven) — в роли Бетховена актер Арри Бор;
1949 — Героическая симфония — в роли Бетховена актер Эвальд Бальзер;
1955 — Наполеон: путь к вершине — в роли Бетховена актер Эрих фон Штрогейм;
1976 — Бетховен. Дни жизни — в роли Бетховена актер Донатас Банионис;

Донатас Банионис в роли Бетховена

Донатас Банионис в роли Бетховена

1978 — Жизнь Бетховена;
1989 — Невероятные приключения Билла и Теда — в роли Бетховена актер Клиффорд Дэйвид;
1994 — Бессмертная возлюбленная — в роли Бетховена актер Гэри Олдмен;

Гэри Олдмен в роли Бетховена

Гэри Олдмен в роли Бетховена

2003 — Героическая симфония — в роли Бетховена актер Ян Харт;
2006 — Переписывая Бетховена — в роли Бетховена актер Эд Харрис;
2020 — Людвиг ван Бетховен — в роли Бетховена актер Тобиас Моретти

последнее обновление информации: 30.04.2021

  • Для меня классическая музыка — это высшая степень искусства. Не так часто ее можно услышать на волнах современного радио, хотя существуют и специальные программы, где эта музыка звучит. Но все-таки для общего слушателя чаще передают поп-музыку.
    Классическая музыка — это нежность и печаль раздумий, это исповедь страдающего человека. Шум весенних ручейков слышим в “Подснежнике” Чайковского. Вместе с Мусоргским можно прогуляться по картинной галерее — “Картинки с выставки” как будто сопровождают нас от одного живописного полотна к другому, создавая дополнительные впечатления.
    Но особенно мне нравится музыка Штрауса. Композитор написал много оперетт, но вальс был его стихией. “Венский вальс”, “Голубой Дунай” не сразу завоевали себе признание у современников, но без этих произведений я не представляю себе настоящей, радостной классической музыки. Музыка Штрауса наполняет человека ощущением праздника жизни. Штраус писал музыку и дома, и в дороге, и во время дружеской пирушки и неожиданно проснувшись ночью. Если ничего не было под рукой, он записывал музыку на манжетах или на подушке.
    Вена — родной город музыканта — всегда с благоговением слушала его произведения, которые он любил исполнять в кафе, в парках.
    Кто-то из классиков сказал: “Музыка заставляет сверкать наши души”. И с этим трудно не согласиться. Музыка, особенно классическая, делает нас возвышеннее, благороднее и мудрее.

  • Моё любимое классическое произведение В.А. Моцарта – реквием по мечте. С детства родители привили во мне любовь к классической музыке, и я всегда с особым воодушевлением её слушала. Звуки величественно-горестного произведения, над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью работал в последние дни своей жизни, пронзают сердце слушателя со своей необыкновенной силой. Реквием Моцарта – одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу.Оно завершает творческий путь композитора,будучи последним произведением.Одно это заставляет воспринимать эту великую музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Реквием пронизывает мысль о смерти, её трагической неотвратимости. В этом произведении широко показана тема безысходной боли прощания с жизнью, понятая каждому человеку, и раскрытая с потрясающей искренностью. При этом тон моцартавского Реквиема очень далёк от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки. В трогательной и гениальной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Именно классические произведения, по моему мнению, учат нас глубокомыслию и развитию духовности, влияют на эмоциональное состояние, помогают развить чувство прекрасного и поднять культурный уровень.

  • Классическая музыка – это вид искусства, который отображает всю нашу жизнь с помощью звуков. Она помогает наладить взаимопонимание людей, понять смысл жизни, пробудить в них чувство единения и поддерживает человека в горе и радости.
    Классическую музыку относят к разряду серьезных. Ее исполняют целые оркестры, ансамбли, солисты. Эта музыка отличается от других разнообразием художественных приемов и глубиной передаваемых переживаний. Свое развитие она начала с давних времен и развивается до сих пор, занимая одно из первых мест в мировой культуре.
    Классическая музыка имеет особую притягательность. Она собирает огромные залы слушателей. Люди на протяжении многих лет вслушиваются в гармонию доносящихся звуков, в которой каждый находит свое, видит мир в красках, приобретает веру, надежду.
    Этот вид музыки – это бесценный дар, который дали человечеству гении, которые смогли увидеть все и передать звуками. Классическая музыка играет огромную роль в формировании эстетических вкусов человека, помогает мыслить образно и шире понимать этот мир. Она врачует душу и тело, ее используют в некоторых отраслях сельского хозяйства.
    Конечно, все это очень тяжело отнести к современной музыке. Она не всегда профессиональна. Такая музыка гонится за спросом и модой. Современная музыка иногда является просто средством для обогащения продающих ее групп. И уже говорить о чем-то глубоком, высоком – не приходится. Не говоря даже о том, что исполнители этой музыки не всегда имеют профессиональное образование.

  • При прослушивании музыкальных произведений у многих людей рисуются определённые образы, я не исключение. Эти образы в голове не зависят от окружения человека или его состояния, они как бы рисуются с помощью нажатия клавиш или дёрганием за струну и т.д.
    Недавно я прослушала музыкальную композицию Вольфанга Моцарта «Рондо в турецком стиле». И вот, что я представляю у себя в голове: Вечер. Тихая спокойная улица, кругом ни души. Вдруг игривые капли дождя одна за другой падают на землю. Всё быстрее и быстрее эти капельки- подружки превращаются в сильный ливень. Дождь, капая и стуча по крыше, создаёт не самое приятное ощущение. Все люди вмиг погасили окна в домах. Озорной дождь шёл всю ночь. Наступило утро. Величественное солнце выкатилось на горизонт. Оно только-только поднялось, а люди уже раскрыли настежь все окна и двери. Дети радостно выбежали на улицу. Взрослые тоже наслаждаются лучами солнышка.
    В ходе произведения я чётко слышу меняющиеся звуки фортепиано. В частых нажатиях клавиш – игривые капельки, а в торжественной игре после затишья – величественное солнце.
    Думаю, что любой, прослушав данную композицию, сможет насладиться игрой клавиш и поймёт, что не стоит переживать из-за жизненных неурядиц, ведь утром всё равно взойдёт солнце.
    Смирнова Валерия
    Когда я переслушиваю музыкальное произведение «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта, то чувствую наслаждение. Картина в моей голове заставляет меня задуматься о жизни.
    Мне представляется ручей, стекающий по небольшому склону. Капельки переливаются на свету и мигают под тёплыми лучами весеннего солнца. В кристально чистой воде плескается рыба с ярким окрасом чешуи. Ручеёк как бы набирает обороты и бежит всё быстрее и быстрее.
    И я задумываюсь о том, как быстротечна наша жизнь. Какая она чудесная!
    Карамнова Арина 8 Б класс.
    Музыкальное произведение «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта мне очень понравилось. Я закрыла глаза и погрузилась в её образы. Мне представилась маленькая, неуверенная в себе девочка, которая ,стесняясь, робко танцует в саду.
    Музыка становится быстрее, торжественнее. Девочка постепенно перестаёт стесняться, её движения открыты. Она представляет себя балериной на сцене театра.
    В заключительной части мелодия становится тише, лиричнее. Девочка устала, её танец подходит к концу.
    Мне кажется, главная идея композиции, в том, чтобы каждый из нас наслаждался жизнью, ведь она так быстротечна.
    Смирнова Дарья 8 Г класс.
    Во время прослушивания музыкальной композиции Вольфанга Моцарта «Рондо в турецком стиле», я закрыла глаза и увидела…
    Лето. Вечер. Одинокая беседка в саду. Вокруг растут розы. Внутри – фонарь, к которому слетаются мотыльки. Кусты с чудесным ароматом колышутся на ветру. Возле беседки протоптанная тропинка, быстро убегающая вдаль. Я бегу по ней и оказываюсь вблизи большого дома, похожего на средневековые замки. Оттуда слышится музыка. Заглядываю внутрь через окно и вижу величественных дам и кавалеров, вальсирующих в центре зала. Вдруг мелодия обрывается, и я открываю глаза.
    Оказывается, всего из семи нот композиторы создают целый мир для слушателя. Прекрасный, необыкновенный и необъятный. И не существует преград для наслаждения им.
    Гребенникова Алёна 8 Г класс.
    Когда я закрываю глаза и даю волю воображению при прослушивании музыкальной композиции Вольфанга Моцарта «Рондо в турецком стиле», то моё сознание рисует занятную картину.
    Я вижу придворных дам, их кавалеров, множество слуг. Они все погрязли в суете, видимо, ждут прибытия каких- то очень важных и дорогих гостей. В центре комнаты находится огромный дубовый стол с массивными ножками. На нём всевозможные угощения, и кажется, что всё идеально, но всё равно дамы в пышных платьях неуклюже бегают и передвигают всё с места на место.
    Вдруг все  неожиданно замерли. И вот, в зал вошли долгожданные гости. Начался великий пир на весь мир.
    Думаю, что каждый, независимо от самочувствия или времени года, почувствует, благодаря Моцарту, комичность повседневной суеты людей перед приходом Бога.
    Пятницкова Елизаветта 8 Г класс.

  • Конечно, и сейчас создаются произведения, которые заставляют слушателей плакать и переживать вместе с автором, завораживают красотой мелодии или поражают тем, как точно передано наше настроение, чувства, мечты, обиды и радости. Но чаще все эти чувства и переживания все-таки передаются с помощью слов, усиливаются эмоциональным состоянием исполнителя, подчеркиваются сюжетами клипов.
    Совсем иначе воспринимаются классические произведения. Там не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость. Не случайно О. Бальзак говорил: “Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн”. Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений.
    Из наслаждений жизни
    Одной любви музыка уступает,
    Но и любовь — мелодия… —
    писал А.С. Пушкин.
    М. Ю. Лермонтов восторженно восклицал:
    Что за звуки! Неподвижно внемлю
    Сладким звукам я;
    Забываю вечность, небо, землю.
    Самого себя.
    Всемогущий! Что за звуки! жадно
    Сердце ловит их,
    Как в пустыне путник безотрадный
    Каплю вод живых!..
    Под классическую музыку не станешь заниматься уборкой, не поболтаешь с подругой за чашкой кофе. Классическая музыка заставляет погрузиться в нее целиком, овладевает всеми твоими мыслями.
    На мой взгляд, только к классическим произведениям в полной мере можно отнести слова Стендаля: “Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ… Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…”
    Меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь. Конечно же, меняется и искусство, и, в первую очередь, — музыка. Но мне очень хочется, чтобы и в наше время композиторы сочиняли великие произведения, которые и через века будут с замиранием сердца и слезами восторга на глазах слушать люди во всех уголках нашей огромной планеты!

  • Сочинение по музыкальной литературе на тему
    «Мой любимый композитор»
    учащегося 4класса
    выездного класса Камышловский
    Мочалова Ивана
    Моим любимым композитором является Людвиг ванн Бетховен – гениальный немецкий музыкант, представитель венской классической школы.
    Начальное музыкальное образование композитор получил под руководством своего отца. Затем, переехав в 1792 году в столицу европейского музыкального искусства – Вену, стал одним из самых модных пианистов в конце XVIII века.
    Ранний период творчества Бетховена ознаменовался появлением целого ряда сонат, в том числе, знаменитых «Патетической» и так называемой «Лунной», а также рядом камерно-ансамблевых сочинений. Послушав однажды на уроке музыкальной литературы «Лунную» сонату, я был под глубоким впечатлением. До сих пор это одно из моих любимых сочинений Бетховена.
    В конце 1700-х годов у композитора начала развиваться прогрессирующая глухота. Однако же, он сумел преодолеть душевный кризис и продолжал творить. Произведения начала XIX века пронизаны драматическими и героическими мотивами. Среди них мне особенно нравится «Аппассионата», которую, увлекшись творчеством Бетховена, я послушал дома.
    В творчестве позднего Бетховена снова на передний план выходит богатство контрастов. Он пишет музыку драматическую и ликующую, лирическую и молитвенную, гармонично сочетая классические традиции и современный стиль.
    Одним из величайших вкладов Бетховена в развитие классической музыки стало то, что он впервые осуществил синтез симфонического и ораториального жанров, о чем ярко свидетельствует его девятая симфония.
    Я восхищаюсь произведениями Людвига ванн Бетховена и его характером – мужеством, целеустремленностью, работоспособностью. Его гениальные творения вошли в сокровищницу мировой культуры и до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.

  • Сочинение на тему берегите чистоту языка как святыню сочинение
  • Сочинение на тему береста
  • Сочинение на тему берегите русский язык
  • Сочинение на тему береза символ россии
  • Сочинение на тему бережливость большой доход