Сочинение на тему бедная лиза как произведение сентиментализма

Сочиненияпо литературедругиесентиментализм повести бедная лиза карамзинав данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина

В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно и хорошо восприняли данную работу, и их тронула история взаимоотношений простой крестьянки и человека из дворянского рода. Стоит сказать о том, что сентиментализмом в литературе принято считать такой жанр, где на первый план ставились чувства и ощущения персонажей. Также, стоит сказать о том, что автор не смотрел на героев своего произведения исходя из того, какой социальный статус или материальное положение они занимали. Он старался отобразить нрав людей в их истинном образе, и для этого, он предпринимал попытку изобразить героев реалистичными, живыми и интересными.

В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.

В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.

Сочинение 3

Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Турсунова Адолат Гуломкодировна-

Узбекистан, Туракурганский район школа № 3

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. . Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления. Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения. Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. В “Бедной Лизе” Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». ». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

Сочинение на тему почему бедная лиза относится к сентиментализму

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. . Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления. Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы – к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза – кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно – нравственными нормами поведения. Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. В “Бедной Лизе” Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». ». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Добавил

: Sheeranator Беру!

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сентиментализм вошёл в русскую литературу с повестью «Бедная Лиза» Карамзина. Какие черты этого литературного направления можно обнаружить в данном произведении?

В отличие от классицизма, утверждавшего торжество разума над сердцем, в сентиментализме на первый план выходят чувства героев. Писатели отказываются от традиционной классификации на «хороших» и «плохих» персонажей в соответствии с их положительными и отрицательными качествами. Главным становится способность героя переживать и чувствовать.

В связи с этим одним из основных приёмов, используемых авторами-сентименталистами, является психологизм. Писатели стремятся отобразить богатый внутренний мир героя, гиперболизируют его чувства, обращаясь к сценам плача, обморока и самоубийства. Трудно не вспомнить финал повести, когда главная героиня бросается в пруд, не представляя себе жизни без любимого и будучи не в силах простить его предательства. Автор-рассказчик со слезами на глазах повествует нам о судьбе несчастной девушки.

Утверждая внесословную ценность человека, сентименталисты сосредотачивают своё внимание на конфликте представителей различных социальных классов, чаще всего помещиков и крестьян, нередко демонстрируя нравственное превосходство последних. Крестьянин – это воплощение концепции естественного человека, не развращённого городской средой и близкого природе. Именно такой представлена Лиза в повести: трудолюбивая, живущая в согласии с окружающим миром, наивная и искренняя. Дворянин Эраст, несмотря на доброе сердце, эгоистичен и избалован.

Неспроста действие повести разворачивается на фоне природных картин. Пейзаж выполняет важную функцию в сентиментальных произведениях, отражая внутреннее состояние героев. Жизнь Лизы и её матери изображается в пасторальных тонах: несмотря на тяжёлый труд, их существование на лоне природы кажется беспечным, им неведомы проблемы горожан.

Социальные вопросы уходят в повести на второй план, чтобы внимание читателя было сфокусировано на проблеме ценности человеческой личности как таковой. Н.М. Карамзин показывает, что счастье героев не состоялось из-за различия не в социальном положении, а восприятии любви. Лиза, несмотря на отсутствие жизненного опыта, глубоко и искренне любит Эраста, в то время как юноше не хватило ни силы воли, ни ответственности, чтобы связать свою судьбу с ней.

Таким образом, сентиментализм повести «Бедная Лиза» проявляется в утверждении автором превосходства чувства над разумом, отстаивании идеи «естественного человека», привлечении пейзажа в качестве средства характеристики и использовании психологизма.

Рассуждение

Произведение представляет собой первую сентиментальную повесть в русском литературном творчестве, сюжет которой является историей любовных взаимоотношений крестьянской девушки и молодого человека дворянского происхождения. Данная повесть впервые разрушает традиции русского классицизма.

Сентиментализм является литературным направлением, в котором на первом плане рассматриваются чувства персонажей вне зависимости от их статуса или положения.

В повести раскрывается внесословная человеческая ценность, выражающаяся в отказе от предрассудков, поскольку с точки зрения автора и крестьянские женщины имеют способность искренне и сильно проявлять чувство любви.

Черты сентиментализма проявляются в повести посредством изображения автором постоянных переживаний и страданий персонажей, а также через выражение героями собственных чувств. Кроме того, сентиментальное направление произведения подтверждается различными лирическими авторскими отступлениями, а также описаниями природного пейзажа, способствующими созданию определенного настроения в сочетании с переживаниями героев. Например, наступление грозовых туч является отражением страха и душевного смятения главной героини, вызывая у читательской аудитории ощущения трагического поворота событий. Также включение природных зарисовок является олицетворением чистоты и непорочности деревенского быта по сравнению с городской жизнью, представляемой автором как развратной, похотливой и алчной.

Композиционная структура повести основывается на внутренних и внешних конфликтах, заключающихся в социальном противоречии и страданиях героев в связи с общественными предрассудками.

Характерной чертой сентиментализма является авторское участие в происходящих событиях, заключающееся в постоянном нахождении писателя с  героями, в оценке их поступков с авторскими комментариями, порой осуждающими, либо сочувствующими или симпатизирующими.

Следует отметить явное отражение в произведении культа чувств, который преобладает над человеческим разумом, выражающегося в изображении на протяжении всего сюжетного повествования страданий, терзаний героев слезными любовными переживаниями.

Окончание повести является сентиментальным и трагичным, поскольку чувства в полной мере овладевают сердцем главной героини и она заканчивает жизнь самоубийством.

`

Сентиментализм повести Бедная Лиза

Популярные сочинения

  • Сочинение В дурном обществе по произведению Короленко (5 класс)

    Короленко Владимир Галактионович является русским писателем, журналистом, публицистом, общественным деятелем и автором рассказа В дурном обществе, о котором и пойдёт речь в данном сочинении.

  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? — сочинение

    Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? Очень трудно найти правильный ответ на данный вопрос. Давайте попробуем разобраться в значении непонятных слов в этом предложение. Начнём

  • Сочинение Человек и время (11 класс)

    Когда-то очень давно моя бабушка рассказывала о том, что в ее детстве очень старый человек рассуждал про время. Он говорил ей о том, что время будет как бы сужаться, а люди останутся прежними, и от этого времени на всех людей будет не хватать.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина

В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно и хорошо восприняли данную работу, и их тронула история взаимоотношений простой крестьянки и человека из дворянского рода. Стоит сказать о том, что сентиментализмом в литературе принято считать такой жанр, где на первый план ставились чувства и ощущения персонажей. Также, стоит сказать о том, что автор не смотрел на героев своего произведения исходя из того, какой социальный статус или материальное положение они занимали. Он старался отобразить нрав людей в их истинном образе, и для этого, он предпринимал попытку изобразить героев реалистичными, живыми и интересными.

В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.

В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.

Сочинение 3

Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.

Близость природы и человека

Черты сентиментализма повести «Бедная Лиза» нашли выражение и в показе тесной связи героев с окружающей природой. Пейзажные зарисовки созвучны их настроению и переживаниям. Зловещая сцена грозы усиливает страх и тревогу героини и служит доказательством, что ждёт её не радость и счастье, а нечто гибельное, пугающее.

Автор восхищается присущей природе красотой и чистотой. Она выступает отдельным героем, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, способна общаться с ней и понимать её.

Произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин по праву считается родоначальником русского чувствительного жанра. В 1792 году он создаёт повесть о любви крестьянки и дворянина, которая отражает в себе особенности нового направления и становится прогрессивным произведением. В ней отчётливо и самобытно проявляются его основные черты, вот почему повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму.

Одухотворённая представительница крестьянства

Главная героиня из низшего сословия, но обладает и духовностью, и чувствительностью. Девушка умеет и любить, и мечтать. Она склонна к душевному состраданию, которое несвойственно её среде. Положение крепостных — это жизнь рабов, лишённых чувств, чего не скажешь о Лизе, ей глубоко близки черты:

Искренняя девушка доверяет чувствам, движениям сердца, «нежным страстям».

Внутренние переживания влюблённых

К признакам нового литературного течения в повести относятся постоянные душевные страдания героев, они не сдерживают чувств и нередко проливают слёзы. Доказать это в тексте может безмерное горе Лизы, когда она после отъезда Эраста в армию безумно скучает по нему, постоянно плачет и тоскует в разлуке с любимым.

Эти примеры сентиментализма в «Бедной Лизе» впервые открывают в русской литературе внутренние переживания человека, они показывают, как обнажаются человеческие сердца, когда испытывают:

Проявление чувств главных героев

Тема счастья и любви проникновенно и взволнованно описывается автором. Влюблённость Эраста в Лизу кажется искренней и возвышенной. Он в восторге от милой «пастушки». Вся роскошь и изысканные развлечения высшего света кажутся ему пустыми и мелкими. И только «страстная дружба невинной души питает его сердце». Но герои не справляются со своей чувственностью, а именно она главная и ценная особенность сентиментализма, и оказываются в объятиях, испытывая наслаждение и восторг.

Однако страстное притяжение молодого человека к возлюбленной резко меняется, когда взаимоотношения перестают быть платоническими. Неземной идеал чистоты и невинности рассыпается вдребезги, чувство любви и трепетности сгорает. Образованный и возвышенный дворянин Эраст расстаётся с девушкой, чтобы жениться на пожилой даме по расчёту.

Лиза — простая крестьянка — любит глубоко и искренне. Хрупкая и милая, она способна на серьёзные поступки, даже противоречащие моральным устоям общества. Но любовь оправдывает всё.

Роковой исход

Повесть включает в себя элемент ожидаемой трагедии — исстрадавшаяся Лиза бросается в пруд. Печальный финал повести — ещё один пример сентиментализма.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Введение

Сентиментализм (в переводе с французского «sentiment» означает «чувство») является одним из основных направлений в литературе, зародившееся в первой половине 18 века в Англии и Франции. Отсюда можно выявить основную особенность этого литературного направления – упор на чувства читателей, интерес к ним и стремление автора не оставить читателя равнодушным.

Я проанализирую основные особенности сентиментализма и его значимость на примере повети Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Проблема данного исследования носит актуальный характер. Актуальность данной темы связана с некоторыми факторами: сентиментализм как направление в искусстве интересен и в наши дни; с ним связано много имён знаменитых писателей, и именно сентиментализм провозгласил культ гуманизма.

Объектом исследования является сентиментализм как художественная система. Предмет исследования – выявление признаков сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Цель исследования – рассмотрение направления сентиментализма в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:

  • Изучить термин «сентиментализм»
  • Рассмотреть данное направление
  • Определить черты сентиментализма в повести
  • Проанализировать полученную информацию
  • Сделать вывод.

Глава 1

1.1 Понятие о сентиментализме

Сентиментализмом принято считать направление в западноевропейской и русской культуре, пришедшее на смену классицизму и его идеям. Основной же чертой данного направления считается акцент на чувстве, где именно ему и уделяется особое внимание в сентиментальных произведениях.

Само понятие этого термина имеет большое распространение в культуре, но именно в литературе и живописи оно приобрело наибольший размах и популярность.

Как и в любом литературном направлении, сентиментализм имеет характерные особенности и отличительные черты. Обычно главной тематикой принимается любовная, а идейной основой является протест против испорченности аристократического общества.

Часто можно заметить, что в данном направлении основными жанрами считаются письма личного характера, сентиментальные повести, элегии, дневники и мемуары.

Основным свойством является раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.

Особенности сентиментализма:

1.Культ природы.

2.Внимание к душе и личности.

3.Многогранные характеры героев.

1.2 Основные особенности сентиментализма

Сентиментализм — литературное направление, возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

Основная тематика сентиментализма – любовная.

Основными жанрами сентиментализма являются:

  • сентиментальная повесть;
  • путешествия;
  • идиллия или пастораль;
  • письма личного характера.

Идейная основа этого направления — протест против испорченности аристократического общества.

Основные черты сентиментализма:

  • уход от прямолинейности;
  • многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру;
  • культ чувства;
  • культ природы;
  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
  • утверждение богатого духовного мира низших сословий.

Особенности русского сентиментализма:

  • сильная дидактическая установка;
  • выраженный просветительский характер;
  • активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Основное свойство сентиментализма— стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.

Представителем русского сентиментализма является Н.М. Карамзин.

Проанализирую его повесть «Бедная Лиза», чтобы выявить основные черты этого направления и представить их более развёрнуто.

Глава 2

2.1 Начало истории «Бедной Лизы».

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века и создала настоящий переворот в кругах писателей.

Но идея данной книги не принадлежит автору. Писатель часто сталкивался с похожими историями, путешествуя по Европе. На то время именно за границей литература начала уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к легкости, нежности и чувственности сентиментализма. Многократные поездки автора привели его к выводу, что читателю тоже будет интересна история любви молодых людей из разных сословий.

При этом автор не оставляет иностранную историю в оригинальном виде. С самого начала понятно, что главные герои живут в Москве и около неё. Характер персонажей также является типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, всё достаточно сильно преувеличено – Лиза чиста и наивна благодаря своему единению с природой местной деревушки. В противовес этому автор рисует город чудовищем. Всё это чувственно приближает сюжет и главных героев к читателю, заставляет им сопереживать.

Новым в произведении для русской литературы был и плохой конец произведения — читатель того времени привык, что в конце добро всегда побеждало зло, но перед ним теперь была открыта горькая правда жизни . Смерть главного героя произведения породила волну сочувствия, особенно среди женского пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.

2.2. Характеристика Лизы

В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной». Когда Н.М Карамзин выбрал главной героиней крестьянку, он полностью отступил от правил классицизма.

Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная»), читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.

Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обеднели» и «принуждены были отдать свою землю внаем и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Лиза очень трудолюбива.

Постепенно, шаг за шагом, Н.М Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась». Именно через Лизу автор старается правдиво раскрыть психологию человека. Он изображает не чувства человека, а чувства конкретной личности – Лизы, её переживания.

Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.

В «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно, теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».

Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.

Вот ещё одна черта сентиментализма в этом произведении – преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.

Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».

Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».

Таким образом, Лиза представлена в повести как чистая и далёкая от «алчной Москвы» душа.

2.3. Характеристика Эраста и их с Лизой отношений

Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин, с добрым, но, увы, неверным сердцем. Он соблазняет крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в чувственную, а затем следует охлаждение, которое Эраст объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями.

История их отношений представляет собой историю постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Эраста. Под его влиянием Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Н.М Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Эраст в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и т.д.), а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…»

Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.

Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над ним. Он стоит наравне со своим героем, поскольку сходится с ним в «точке» чувствительности. Недаром автор выступает в повести в роли рассказчика того сюжета, который поведал ему Эраст : «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…»

Герои повести, Эраст и Лиза, ищут счастья в любви, но чувства их лишены камерности, они живут в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на страдания и гибель.

2.4. Образ рассказчика

Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза», безусловно, принадлежит самому автору.

Рассказчик искренне переживает за своих героев, переживает, как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».

С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того, некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях.

Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин.

Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке» , символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.

Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать, освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.

Вывод Карамзина: «И крестьянки любить умеют» — этический кодекс, провозглашающий моральное равенство дворянина и крестьянина.

2.5 Черты сентиментализма в произведении

Так как эта повесть была написана в сентиментальном направлении, то оно имеет характерные для него черты и особенности.

Во-первых, автор уделяет особое внимание к описанию природы. Также именно она становится свидетелем тайных встреч возлюбленных и местом гибели молодой девушки. Сцена грозы предвещает ужасные перемены в жизни главных героев, крах их недолгой любви. Природа представлено как живое существо, и Лиза единственная способно контактировать с ним.

Во-вторых, отражен культ чувства, преобладающего над разумом. Простая крестьянка Лиза представлена в произведении как личность, способная полюбить, познать это светлое чувство. Карамзин изображает ее богатый духовный мир, передает все ее страдания и переживания.

В-третьих, Карамзин описывает жизнь простых людей и противопоставляет деревню городу. Деревня является символом чистоты и непорочности, а город – разврата и алчности. В деревне живёт наивная Лиза, которая полностью готова довериться своему любимому Эрасту, проживающему в городе. Деревенская девушка живет спокойной, размеренной жизнью, а Эраст не задумывается о своих поступках и ведет разгульную жизнь, хоть и любит Лизу.

Финал повести так же сентиментален и трагичен. Сердце девушки окончательно овладевает ее разумом, она уже не может вынести этих переживаний и решает покончить свою жизнь самоубийством.

Заключение

В процессе работы над проектом, я ознакомилась более подробно с явлением сентиментализма в культуре и улучшила свои познания в этой сфере.

В своей работе я ставила цель: рассмотрение направления сентиментализм в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Таким образом, это произведение можно считать сентиментальным произведением, т.к. оно отвечает всем требованиям этого направления в литературе, а именно:

1) главная героиня повести – крестьянка;

2) Н.М. Карамзин изображает не чувства человека вообще, а чувства конкретной личности – Лизы;

3) автор показывает преобладание чувства над разумом: Лиза забывает обо всём, она живет только своей любовью;

4) Н.М. Карамзин создал новый характер – Эраста;

5) в повести ощущается трагический фатализм;

6) сами герои воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии;

7) автор не скрывает своих чувств и своего отношения к героям;

Н.М. Карамзин не пересказывает античные или восточные сюжеты, он описывает русскую действительность;

9) в повесть вторглась реальная действительность с ее социальными противоречиями;
10) автор открыл новую композиционную функцию пейзажа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина

В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно и хорошо восприняли данную работу, и их тронула история взаимоотношений простой крестьянки и человека из дворянского рода. Стоит сказать о том, что сентиментализмом в литературе принято считать такой жанр, где на первый план ставились чувства и ощущения персонажей. Также, стоит сказать о том, что автор не смотрел на героев своего произведения исходя из того, какой социальный статус или материальное положение они занимали. Он старался отобразить нрав людей в их истинном образе, и для этого, он предпринимал попытку изобразить героев реалистичными, живыми и интересными.

В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.

В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.

Сочинение 3

Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Вариант 2

История о бедной Лизе, которую рассказывает Н.М. Карамзин, является по существу трагедией, поскольку заканчивается она смертью одного из главных героев. Произведение наполнено сентиментальностью, благодаря чему и привлекает к себе внимание читателя, поддерживает в нем интерес и захватывает своей чувственностью.

Любовь, возникшая между Лизой и Эрастом, не могла быть долговечной. Дело даже не в материальных ценностях, ведь молодой человек готов был отказаться от них в пользу чувств к девушке. Камнем преткновения стали законы, общие для всех дворян, к коим и принадлежал Эраст. Государственная служба в то время стояла на первом месте у людей дворянского происхождения, и привилегия погибнуть за отечество находилась выше любых чувств. Молодой человек попросту был не в состоянии изменить своему титулу, поскольку такое решение обесчестит его, сделает предателем в глазах публики. Ни один дворянин не смог бы простить себе позор дезертирства, и именно поэтому Эраст отправился на фронт.

Нет сомнения в том, что Лиза искренне любила этого молодого человека, однако она была не в силах противостоять велению судьбы и уберечь Эраста от его роковой ошибки. Он, будучи на фронте, поддался соблазну азарта и проиграл огромную сумму денег в карты. Пожалуй, здесь действительно сыграло роль его материальное положение, ведь Эраст, обладая положенным дворянину имуществом, стремился приумножить свое богатство, однако потерял все, в том числе и свою любовь. В этом и заключается его порок.

Поступок, совершенный Эрастом, ни в коем случае не может быть оправдан, однако говорить о том, что у него не было чувств к Лизе, а также о его предательстве, в корне неверно. В конце повести автор указывает, что эту историю ему рассказал именно Эраст, который все эти годы переживал из-за случившегося и раскаивался в содеянном. Также нельзя говорить о том, что совершенно невинной оказалась сама Лиза, поскольку, погубив себя, она погубила и свою мать, которая долгое время оплакивала смерть своего мужа, то есть отца Лизы. Такой трагичный финал произошел в том числе из-за того, что молодая девушка усомнилась в любви Эраста, решив, что он предал ее.

Таким образом, проблема любви в произведении «Бедная Лиза» раскрывается весьма двояко. Нет никаких сомнений в том, что оба героя любили друг друга искренне, однако им не суждено было остаться вместе. Отчасти здесь сыграла большую роль судьба, проявляющая в государственных законах, запрещающих дворянам вступать в брак с людьми из крестьянской среды. Но также большую ошибку совершил и Эраст, когда поддался карточному азарту. Так или иначе, сам автор не относится к персонажам односторонне. Он показывает, что вина лежит здесь на обоих, в том числе и на Лизе, которая, совершив самоубийство, заставила сердце ее матери остановиться, а также обрекла Эраста на вечное раскаяние и муки совести.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения

1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главной героини. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства. Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина. Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить. Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Анализ «Бедной Лизы»

Карамзин не осуждает героиню за сведение счетов с жизнью. По его мнению, мучение всегда будет вознаграждено. Эмоции и переживания своих персонажей автор соотносит с природой. В начале произведения перед читателем предстает грустный осенний пейзаж, который может привести к меланхолии. Ясное утро мая ассоциируется с пылким признанием в любви героев. Ночная пугающая гроза призвана подтверждать безграничную трагедию Лизаветы.

Признаки сентиментальности

Присутствуют все характерные черты сентиментализма в «Бедной Лизе»: главная тема — любовь, основной конфликт — доказать испорченную мораль дворянского общества. В повести противопоставлены город и село. В сентиментализме Карамзина природа идеализируется, автор восторгается принадлежностью Российского государства к патриархату.

Примеры сентиментализма: персонажи индивидуальны, их эмоции — главная эстетика повести. На первый план выходят размышления героев, их стремления, душевные переживания. В сентиментализме переживание более убедительно и подлинно, нежели само существование.

Разум и эмоции в рассказе

В повести представлены 2 конфликта: внешний — роман аристократа и простолюдинки; внутренний — любовь и предательство Эраста.

Книга наполнена мучениями, даже природа сочувствует Елизавете. В сентиментализме важны изображения чувств, а не проявление ума. В литературном труде Карамзина персонажи живут порывами своей души, рассудок нередко уходит на второй план, и эмоции зачастую противоречат здравому смыслу.

Основные классические литературные направления — классицизм, романтизм, сентиментализм и реализм. Тексты сочинений Карамзина относятся к сентиментализму, так как писатель считал главным благом именно воспитание чувственного восприятия.

(672 слова) Новое направление русской литературы — сентиментализм возникло в России в конце XVIII — начале XIX века. Основоположник этого направления — Николай Карамзин, произведение, ставшее первым в этом направлении — «Бедная Лиза». Оно стало настоящим эталоном сентиментализма, заложив его основы и стиль. Писатель представляет нашему взору историю отношений между нищей крестьянской девушкой и парнем из дворянского сословия, которая закончилась трагично.

Итак, почему же данная повесть является примером произведения, написанного в сентиментальном стиле?
Самое первое, что мы можем заметить — это сословия, в которых состоят герои романа. Зачастую, образ героини — это образ женщины или девушки из низших сословий, жизнь которых нелегка и полна тягот и лишений. Это уже по традиции стиля.

Но, несмотря на свою тяжелую жизнь, эти героини обретают любовь, которая, однако, не имеет счастливого конца — хотя бы потому, что она неравная. Обычно, девушка-героиня имеет неиспорченную душу, которая наивна, и может любить по-настоящему.

Так, девушка Лиза из рассматриваемого произведения проживала сама и тянула больную мать, работая самостоятельно. И однажды ей сильно не повезло — она встретила и полюбила молодого человека из высшего света, и он тоже ее якобы полюбил. Даже прямо сказал о том, что готов к свадьбе.

Однако, парень был испорчен светским образом жизни — он ей солгал, а его предательство привело к тому, что девушка свела счеты с жизнью, утопившись. Вторым признаком этого стиля является содержание текста — в данном стиле характерно то, что на первый план выводятся чувства и эмоции, наиболее ярко — любовь.

В сюжете рассматриваемого произведения нам показано сильное чувство, которое резко проснулось в обоих персонажах. Писателем очень подробно описаны отношения влюбленных — так, у девушки очень тонкая и чувственная натура, она может прочувствовать очень многое. При этом ее натура наивна и доверчива, и в то же время она страстна и горяча. Лиза воспринимает все буквально, не стесняется выражать свои чувства. А в русском классицизме на первый план выводятся иные качества человеческой натуры — разум, принципы, по которым живет герой.

В сентиментализме же наоборот -персонажи идут напролом против всего, чтобы добиться своего — единства с любимым, ими правят чувства. Молодая крестьянка из рассматриваемого произведения совершает поступок, который не соответствует своему времени, однако сам писатель ее не осуждает, но говорит нам, что настоящие эмоции и чувства, идущие от сердца, искупают все содеянное. Хотя, суицид в ее положении был явно лишним — и сама погибла ни за что, и мать сгубила. Так что же она искупила-то?

Третьим признаком сентиментализма является отношение самого писателя к окружающей природе. В произведениях, написанных в сентиментальном стиле, непременно заостряется внимание на связи между человеком и природой. создавая и применяя различные образы, авторы отражают то, что творится на душе у главных героев. в рассматриваемом произведении очень ярко и красочно описаны времена года, которые показывали все, что развивалось у героев — весна олицетворяет зарождение чувств персонажей, лето — кульминацию, а осень — трагическую развязку отношений между героями.

Можно назвать четвертым признаком и финал произведения — он всегда особый, драматический практически всегда. Трагический итог типичен для концовки повести — молодой человек использовал наивность и доверчивость девушки, овладел ею, а потом предал ее, променял на более выгодную в финансовом плане вдову.

А девушка, будучи по своей натуре чувственной и страстной, не смогла смириться с предательством и жить с таким грузом, из-за чего утопилась в пруду. То есть, для сентиментализма характерна история несчастливой любви. Обычно пара распадается под влиянием как внутренних причин, так и внешних — воля судьбы, общество, живущее по жестким законам, которые, в основном, продиктованы отрицательными человеческими качествами, умноженными на количество людей в этом обществе. Кроме того, в сентиментализме важна причина, по которой герои совершают суицид, и эта причина стала его традицией.

В таком случае сюжет, обычно, зиждется на двух конфликтах. В данном случае, на внешнем — парень из дворян, а девушка из нищих, и развитие их отношений тормозится из-за социальных устоев — и внутреннем конфликтах. В этом случае автор показал этот конфликт на примере Эраста, который, страдая от безденежья, предает свою любимую, меняет ее на вдову, которая богата.

Таким образом, мы приходим к выводу — повесть — эталон, образец для других произведений, в ней наиболее ярко и полно выражено все то, что присуще сентиментализму. Мы, читая произведение, полностью погружаемся в его мир, сопереживаем его героям, чувствуем все их эмоции — и в этом нам помогает сам автор, который подошел к работе над ним серьезно, и провел работу мастерски.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинение на тему бедные люди тоже могут любить
  • Сочинение на тему бедная лиза 9 класс краткое содержание
  • Сочинение на тему бедность источник возмущений и преступлений
  • Сочинение на тему бедная лиза 8 класс почему лиза бедная
  • Сочинение на тему бедная лиза вступление