Сочинение на тему базаров победитель или побежденный

Сочинение: конфликт поколений в романе отцы и дети и.с. тургенев многомудрый литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе

Сочинение: Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Многомудрый Литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе «Отцы и дети». Тема многогранная и сложная, она требует подробного рассмотрения, поэтому перед Вами целых два эссе разного объема и содержания. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Приятного просвещения!

Вариант 1: кратко

(612 слов) В 1862 году Иван Сергеевич Тургенев написал одно из своих самых известных произведений — роман «Отцы и дети». В нем автор поднял очень важные и актуальные на все времена проблемы. К их числу относятся вопросы о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми из разных поколений. Основный конфликт в книге — столкновение поколений. Над этим противоборством размышляли многие авторы, писатели, психологи, журналисты. Особенно интересно, с какой точки зрения Тургенев показал конфликт поколений в своём произведении?

Конфликт разных поколений является вечным вопросом, однако он особенно актуален, когда молодое поколение стремится изменить традиционные устои в моменты наивысшей социальной напряженности. Данную проблему Иван Сергеевич раскрывает на протяжении всего повествования в самых различных ситуациях. Представителями «отцов» являются братья Кирсановы, а также родители Базарова. Поколение 40-х гг. когда-то тоже высказывало критику в адрес предшественников (вспомним либеральные выступления Павла Петровича и его скандальную репутацию в среде помещиков), но оно уважало и ценило традиции своих предков и стремилось передать их следующим поколениям. Однако представители нового поколения не желают мириться со старым мировоззрением и отвергают опыт старших. Люди вроде Базарова пытаются бороться за прогресс и равенство любыми методами. Они выступали против русского барства и его традиций, против крепостного права и привилегий аристократии. Они не хотят идти на компромиссы, так как не имеют преимуществ по наследству. Типичным представителем «нового поколения» является Евгений Базаров — разночинец, вынужденный трудом добиваться высокого положения. Его картина мира отражает рационализм и целеустремленность человека, который живет трудом и не имеет времени на все остальное. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным», — вот кредо героя. Для него смысл жизни состоит в постоянном труде во благо людей. Безусловно, это является хорошим качеством, однако есть в философии Базарова и спорные пункты. Например, отрицание всего прекрасного точно не может пойти на пользу обществу. Главный герой не понимает искусство, не разделяет восхищения природой, не верит в любовь, потому что не считает эти сферы жизни значимыми. Стоит отметить, что это утверждение составляет основу раскола в лагере «детей». Чуткий по своей натуре, Аркадий, как можно заметить, увлекается новым учением поверхностно, работает мало, зато тонко чувствует природу, искусство и любовь.

Кто же представляет лагерь отцов? Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это аристократ, который гордится своими «принсипами» и своим происхождением. По его мнению, радикальные преобразования в стране не нужны, ведь вечные ценности — это основа жизни народа. Он либерально настроен, не поддерживает консерватизм власти, но в то же время высокомерен и одержим предрассудками своей среды. Так, разговаривая с мужиками, он затыкает нос надушенным платком. Немалые средства тратит он на вычурные наряды и предметы роскоши. Поэтому его раздражают намеки Базарова, посвященные бесполезности и паразитизму праздного образа жизни дворян. В отличие от Павла, его брат Николай Петрович не вступает в спор и конфликт с главным героем. Он понимает страсть Аркадия к чему-то совершенно новому и непривычному. Николай и сам изучает его книги и брошюры, чтобы сблизиться с сыном. Зато читатель видит, как Павел Кирсанов все время вступает в спор с Евгением Базаровым. Пытаясь вывести героя на конфликт, Павел Петрович неостроумно шутит и разражается. Павел Петрович не понимает, как Евгений может жить, отрицая все принципы. И это непонимание питает его гнев. Именно в столкновении между Павлом и Евгением Тургенев раскрыл всю суть противоречий представителей разных поколений. Автор противопоставляет два поколения даже во внешности героев. Павел Кирсанов идеально выбрит, со вкусом одет. Он ходит по деревне с чистыми розовыми ногтями. Евгений Базаров, наоборот, совершенно не следит за своей внешностью и за своими манерами. Его красные руки подобны рукам рабочего человека.

Можно утверждать, что в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев поднял очень важную проблему. Ведь конфликт «отцов» и «детей» является актуальным и по сей день. Решение данной проблемы зависит от многого. Предыдущее поколение должно терпимо относиться к новым явлениям, а молодое поколение, в свою очередь, должно с уважением относиться к старым традициям.

Вариант 2: подробно

(726 слов) Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» является главной проблемой, поставленной автором. Это столкновение приобретает особую остроту за счет времени действия. События разворачиваются до отмены крепостного права, когда общество практически раскололось на два противоборствующих лагеря: консерваторов, которые были против таких кардинальных изменений, и революционеров-разночинцев, всячески продвигающих мысль об отмене рабства в массы.

Уже в самом названии мы видим конфликт — не напрямую, все-таки союз «и» объединяет, а не противопоставляет отцов и детей, однако в самих этих словах усматриваются антонимы: старшее поколение сталкивается с младшим. Время действия дополняет контекст: это не только конфликт в семье, это и противостояние идеологий, мировоззрения и взглядов на будущее России. Несмотря на то, что разногласия родителей и детей носят «вечный» характер, они обостряется с новой силой каждый раз, когда молодое поколение стремится вперед и требует смены устаревших, но привычных устоев. Однако к этому оказываются готовы далеко не все. В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору. Его друг — молодой Кирсанов, хоть и разделяет в чем-то мнение Евгения, но все же его увлечение новой философией жизни очень поверхностно, он не верит в нее так, как Базаров. Подражают Евгению Ситников и Кукшина — позеры и ведомые люди. Всех их объединяет одна черта — неудовлетворённость настоящим. Они хотят перемен и остро ощущают несовершенство существующего уклада жизни. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» — эти слова Базарова очень ярко характеризуют особенность мировоззрения Евгения. Аристократы, конечно, не могут с этим согласиться. Пожилым дворянам сложно представить себе жизнь простого люда, они не понимают его нужд и не видят его потенциала. Не замечают они и того, что на фоне тяжелой жизни большинства населения страны рассуждения о красоте и величии выглядят едва ли не смехотворными. Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга. Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Конфликт поколений, показанный в романе Тургенева «Отцы и дети», — это лишь демонстрация того, что происходит сейчас во многих семьях, где мировоззрение детей отличается от родительского. К этой проблеме существуют разные подходы. Кто-то, как Николай Петрович, не готов терять ребенка только из-за его слов и мыслей, а кто-то, как дядя Аркадия, будет до последнего отстаивать свою правоту. Но главное в этой полемике — сохранить семью и наладить обмен опытом между поколениями.

Смысл романа Отцы и дети Тургенева сочинение

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в 60-х годах 19 века. Своим произведением автор хотел показать общественный уклад, который сложился в стране в то время. В романе затрагиваются такие важные темы, как крепостничество, тема семьи, дружбы, любви, конфликт поколений.

Название романа заранее сообщает читателю, что основной темой повествования является взаимоотношение отцов и детей. Однако конфликт поколений в произведение Тургенева имеет глубокий смысл, отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это взрослые, зрелые личности, два поколения, одни из которых живут мыслями прошлого (консерваторы) и прогрессивно настроенная молодежь ( либерал-демократы). Последние пришли, чтобы разрушить старый уклад жизни, они понимают, что обществу необходимы перемены. К лагерю «детей» в романе в полной мере относится лишь Евгений Базаров. Все же остальные герои поддерживают идеологию «отцов», среди них есть как представители старого дворянства (Павел Петрович Кирсанов), так и представители молодого поколения Аркадий и Катя.

Конфликт поколений представлен в романе в борьбе различных мировоззрений. Старая дворянская интеллигенция противопоставлена совершено новому для страны явлению – революционерам-разночинцам, к котом относится Базаров. В ходе всего романа герой вынужден находиться в противостоянии консервативно настроенному обществу, для которого взгляды нигилиста являются неприемлемыми и даже опасными, способными разрушить старый уклад жизни.

Смерть Базарова в к конце произведения не является случайной. Тургенев открыто не поддерживает в романе точку зрения ни одной из сторон, в тоже время, острая неприязнь к крепостному праву, заставляет его в большей мере симпатизировать поколению «детей». Тургенев лишает жизни своего героя, объясняя это тем, что такие люди как Базаров опережают время и становятся лишними в обществе. Им не находится настоящего дела.

2 вариант

Название произведения – это почти всегда ключ к «тайне» о его содержании. Слова, написанные на обложке книги должны иметь прямое отношения к её содержанию и отражать его проблематику. Не отошла и от этого правила книга «Отцы и дети». Всего три слова, а как точно они выражают суть! Ещё не читая произведения, можно понять, что тебя в нём ждёт: проблема поколений, непонимание друг драга отцами и их детьми.

Конечно, тема поколений – не единственная в этой книге, но она безусловно главная. В основе произведения стоят люди, противоположные друг другу: новое и старое поколение. Они были рождены в разное время, им прививали совершенно непохожие ценности, у них разнятся интересы, это и вылилось в непонимание друг другом и неприятие чужих идеалов. Смысл этого произведения в том, чтобы показать и описать все стороны данного конфликта, и, возможно, прийти к какому-то решению. Или понять, что эта проблема вечна и решить её невозможно.

Ещё одна тема «Отцы и дети» — тема так называемого «лишнего человека». Здесь нужно отметить, что этот термин как раз таки и ввёл Иван Сергеевич. Он стремился показать человека, который значительно отличается от всех, человека новатора, человека, который непохож на других своими идеями и мыслями. Базарова автор считал не только нигилистом. Но ещё и революционером. Он захотел описать как слабые, так и сильные стороны такой личности и ему это, бесспорно, удалось.

Третьей задумкой Тургенева была демонстрация идеала человека. Базаров, будучи нигилистом, мог общаться с людьми, но вот улавливать какие-то намёки, недосказанности во время общения ему сложно, он тяготится всем этим человеческим миром, он привык говорить всё прямо. Такой подход к жизни не является идеальным, по мнению Тургенева. Всё хорошее, что есть в мире: любовь, понимание, дружба и забота достаются человеку, подходящему под идеал – Николаю Петровичу.

Тургенев писал этот роман как раз в то время, когда консерватизм постепенно уходил и его начинал сменять революционный настрой. В то время старое общество ещё не ушло, но шаги к этому были сделаны. Роман написан в «переходной стадии» общества. Тургенев ждёт того момента, когда мир изменится, когда появится глоток свежего воздуха. Он призывает читателя к переменам, к тому, чтобы начать бороться со старыми порядками и наконец выйти в новое общество. В этом и заключается смысл произведения «Отцы и дети».

Рассуждение про Смысл романа Тургенева Отцы и дети

Очень часто название произведения — это ключ к его содержанию и замыслу. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не исключение. Казалось бы, два обычных слова совместили все понятия, которые разделили персонажей на две враждебных стороны. Обыкновенное название передает смысл романа в его непростой проблематике.

Автор в данном произведении поднял проблему столкновения двух абсолютно разных поколений и попытался найти выход из сложившегося положения. Борьба этих двух сторон равносильна борьбе между старым и новым.

По мнению Тургенева нужно с этим что-то делать, пора все менять. На место старых представителей дворянского сословия уже готовы прийти юные борцы. Строй прошлых лет, извивший себя, не приведет к чему-то хорошему, а другой не успел сформироваться, поэтому смысл романа в том, что общество не способно жить ни по-старому, ни по-новому. Это промежуточное время.

Евгений Базаров — представитель нового поколения. Его роль дана для создания конфликта. Он представитель целой группы выдающихся деятелей одной эпохи, их вера в абсолютном отрицании всего давнего, а взамен ничего не способны принести.

Достаточно ярко конфликтующее мировоззрение видно между Кирсановым и Базаровым. Прямота и грубость противопоставлены манерам и изысканности. Герои произведения обладают многогранностью и противоречивостью. Базаров, обрисовав свою систему ценностей, не стал счастливее. Он сам выбрал свое предназначение для общества: ломать все старое. А как построить новое на развалинах старого уже не его история. Тут есть и проблема эмансипации. Тургенев выражает это в вероятной альтернативе патриархального строя. А женский образ эмансипе совершенной другой, он отличается от простой тургеневской девушки. И сделано это не просто так, а с той же целью показать, чтобы что-то разрушить, необходимо сначала создать. А если этого не произошло, то перемены обречены.

Автор также описывает проблему необразованности людей. Через речь Базарова, он выражает свое недовольно по поводу невежества крестьян. Здесь раскрыта и еще одна проблема: не дружелюбность разных сословий. Богатый презирает бедного, слуга боится хозяина.

«Отцы и дети» это актуальное произведение и на сегодняшний день. В нем собрано огромное количество проблем, которые автор стремился донести до своего поколения. К сожалению, многие вопросы так и остались без ответа.

Сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Евгений Базаров. Мое первое впечатление и окончательное мнение о нем.
В первый раз я прочитала роман « Отцы и дети», когда мне было лет двенадцать. Разумеется, я не все поняла, точнее , поняла очень немногое , а Базаров, главный герой этого романа, произвёл на меня отрицательное впечатление. Он мне категорически не понравился, показался грубым, некультурным, все и всех презирающих. Приехать в гости и ругать хозяев- никакой вежливости! А его отношение к природе, к искусству меня просто возмущало. И как это можно все отрицать? Это же ерунда. И только, когда Базаров заразился тифом и умер, мне стало так жалко его. Первое впечатление смягчилось, но не исчезло совсем.
И вот в десятом классе я снова перечитываю этот роман. На уроках литературы мы подробно разбираем каждую главу, каждую строчку. И постепенно исчезает Базаров, главными чертами которого были грубость и презрение к людям, и появляется Базаров другой.
С самого начала романа, с первого своего появления Базаров сразу же возвышается над окружающими, как бы отделяет себя от них. Говорит он со всеми как-то лениво, небрежно, словно нехотя , и каждое его слово звучит как приговор.
И невольно возникает вопрос: а кто такой он сам, этот Базаров? И есть ли у него право так категорично судить людей ?
Остовые черты характера Базарова. Это, во- первых, огромная работоспособность. Он не может сидеть без дела, не признает прогулок без цели. Возьмём хотя бы его жизнь в доме Кирсановых. Казалось бы, раз приехал человек в гости- надо отдохнуть , набраться сил. Так нет же, он привозит с собой какой-то микроскоп, возится с ним, ставит каждое утро разнообразные опыты, бегает каждое утро ловить лягушек- одним словом,
без дела не сидит. Во- вторых, в Базарове нет никаких следов барства. И хотя у отца его имеются 22 душ крепостных, он больше гордится тем, что «его дед землю пахал». Простые люди привязываются к нему, чувствуют, что он «свой брат, не барин». А деревенские мальчишки в усадьбе Кирсановых бегают за ним, как собачонки.
У Базарова есть ум и силы, к тому же у него есть цель. Эта цель — сломать существующий строй, потому что этот строй изжил сам себя. Он видит пользу прежде всего в отрицательности — и он отрицает. Но в этом своём отрицании он, по определению Писарева, «начинает завираться». Он отрицает красоту природы, музыку, искусство, и в этом нельзя согласиться с ним. Но и нельзя судить его за это слишком строго, ведь Базаров- живой человек, а у каждого человека есть свои недостатки и свои достоинства, и от ошибок ещё никто не гарантирован. К тому же потом он понял, что ошибался. Понял, когда полюбил.
. Анна Сергеевна Одинцова была очень умной, очень красивой и холоднокровной женщиной. Базаров и Аркадий познакомились с ней на балу у губернатора. И Аркадий с удивлением смотрит на своего приятеля. Тот самый Базаров, считающий возвышенные чувства чепухой, вдруг краснеет в присутствии Одинцовой, против обыкновения, старается занять ее своим разговором. Дальше- больше. «В разговорах с Анной Сергеевной он . высказал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.»
Базаров полюбил Одинцову, полюбил именной той любовью, которую не признавал прежде. Но Анне Сергеевне спокойствие оказалось дороже всего. И Базаров страдает, страдает молча, злится сам на себя за «эту слабость». Его любовь- сильна, побороть ее трудно, и Тургенев сочувствует своему герою. А вместе с Тургеневым сочувствуем ему и мы, читатели.

Роман заканчивается смертью Базарова. Он погибает от случайного заражения тифом. Но Тургенев выбрал именно такой конец не случайно. Смерть Базарова раскрывает перед нами все его качества. Базаров знает, что умрет, ведь он сам врач. Ему жаль прощаться с жизнью, он чувствует в своей душе огромные силы, которые так и не нашли применения, он видит, что несмотря на все свои планы и мечты, он так и не стал нужным для России, он ничего ещё не успел сделать для своей Родины, для народа. Обидно-такая нелепая случайность! Но Базаров не раскисает и страха перед смертью у него нет. Он ещё находит в себе силы успокаивать родителей, скрывать от матери свою болезнь. Но сколько горечи в словах прощания его с Одинцовой. «Я нужен России.. Нет, видно не нужен,»- говорит Базаров. И именно это мучает его. Невозможно без слез и без восхищения этим сильным характером читать последние страницы романа.
И закончить своё сочинение я хочу словами автора этого романа. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью…, — писал Тургенев,-если он его не полюбит, повторяю я — я виноват и не достиг своей цели».

Сен
26 2015

Базаров — победитель или проигравший?

В романе Тургенева “Отцы и дети” в самом названии заложена антитеза: столкновение эпох, противоречие поколений. Но сюжет не строится на этом. Конфликт также возникает из-за выбора жизненного пути у нового поколения “детей”. Так какие же возможности существуют у “сыновей” в романе и к чему они приведут?
Героями, представляющими новое поколение, являются Аркадий и Базаров. Их объединяют общие жизненные ценности и взгляды, характерные для их эпохи. Однако они оба, начав свой жизненный путь из одной точки, пошли в разных направлениях. В начале романа они приезжают в дом Кирсановых. Оба они являются последователями модного в то время течения — нигилизма.
Это практицизм, возведенный в абсолютный принцип, опирающийся на вульгарный материализм, упрощающий материалистическую философию, сводящий ее к набору якобы самоочевидных истин. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. С этой точки зрения Пушкин — вздор, Рафаэль — “гроша медного не стоит”, а “порядочней химик в 20 раз полезнее всякого поэта”.
Нигилизм отрицает духовные и нравственные стороны жизни. Из-за этого течения Базаров сразу же вступает в конфликт с Павлом Петровичем, защищающим свои “принсипы”. Аркадий всячески поддерживает Базарова в этом споре, однако его реплики не так логически стройны и не столь весомы, как у его товарища. “Мы ломаем, потому что мы сила”, — замечает он на вопрос Павла Петровича: “Но как же это ломать, все права защищены 2001-2005 не зная даже почему?
” Здесь намечено некоторое различие между двумя персонажами: Базаров полностью осознает свою теорию, а Аркадий как бы учится у него. Их пути идут параллельно, но Аркадий отстает от Базарова. Это и дало ему впоследствии возможность избавиться от нигилистической теории, поскольку, не осознав ее, он не оказался в ее зависимости. Базаров проповедует Аркадию теорию: “нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”.
Аркадий так и сделал: поняв, что Одинцова им не интересуется, он бесчувственно “переключился” на доступную Катерину, хотя внутренне и не согласен с таким подходом к делу. Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории. Отказ Фенечки, внезапная любовь к Одинцовой обрушили идею Базарова, что любовь — это лишь физиологическое влечение самцов и самок. Базаров обнаруживает в себе романтика и ненавидит его. Его сознание, в основе которого лежат нигилистические идеи, не может объяснить существование духовной стороны жизни, что раскалывает его существо, личность, Базарова.
Он видит проявления нигилизма, доведенного до абсурда: Кукшина и Ситников, как слепые и глупые последователи, которых нигилизм привлек своей упрощенностью, схематичностью, доступностью, необязательностью ума, образования, совести и нравственности. С другой стороны, он испытал любовь и воспринял ее как факт в жизни людей, что обрушило нигилистическую теорию. Но при этом Базаров ощущает неспособность измениться самому. Он осознал ценность духовной стороны жизни и ничтожность материальных вещей, ради которых он жил, что означало, что вся его жизнь прошла бесцельно в погоне за видимой выгодой.
Это прозрение было страшным для него. Теряя почву под ногами, Базаров начинает ненавидеть окружающий мир, подозревать всех во лживости. Однако, осознав гибельность теории, Базаров старается из-’ бавить от нее Аркадия. Здесь и происходит окончательный разрыв в направлении их жизненных путей, сориентированных на разные ценности и принципы.
Прощаясь с Аркадием, Базаров говорил: “…ты поступил умно; для нашей горькой бобыльной жизни ты не создан”. “А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше”. Базаров сожалеет о том, что сам не может создать свой дом. Вскоре, вернувшись в родительский дом, он умирает. Аркадий, забыв про нигилизм, женился на Кате.
В этом и заключаются пути “сыновей” в романе “Отцы и дети”. У них есть две альтернативы: либо жить, опираясь на опыт предыдущего поколения, используя устоявшиеся нравственные и духовные принципы, как впоследствии сделал Аркадий, либо пойти на поиски чего-то нового, восстать против незыблемых основ, сойти с протоптанной дороги и погибнуть, как Базаров. Таким образом, автор показал торжество духовных идеалов над материальными ценностями, бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов.
Предыдущие Сочинения: ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА.
Следующие Сочинения: ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Базаров — победитель или проигравший? . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Любовь и дружба в жизни Базарова
Был ли Аркадий Кирсанов “добрым приятелем” Базарова?(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс)

В комедийной пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов раскрыл перед читателем проблематику в отношениях современного общества тех лет и старого устоя помещиков. Сложности взаимоотношений, изменение взглядов, поведения и нового вида мышления отразились на каждом человеке, независимо от его социального статуса.

Самый яркий персонаж, считавшегося дворянином из «века нынешнего» и его противостояние с консервативным дворянством «веком прошедшего» — молодой и амбициозный Чацкий. Его цель – возродить в своем Отечестве ценности к науке и просвещению, избавить свою Родину и окружающих его людей от помещичьего гнета и чинопоклонничества. Старые же дворянины-помещики активно противостоят молодому человеку, всячески пытаясь отстоять собственное благополучие и привычный образ жизни.

Александр Чацкий, несмотря на «свежую голову» и чистые помыслы так и не сможет донести до людей свое представление о современном обществе. Во-первых, его идеи и взгляды не разделяют большое количество дворян. А во-вторых, в этом Чацкого не поддерживает Софья. Его стремления могут отрицательно сказаться на будущем девушки.

Поражением для Чацкого оказалась и Софья. Она отказала чувственному, веселому Александру, и выбрала скромного и услужливого молодого Молчалина. Ведь умение «подслуживаться» в высшем обществе была отведена главная роль. Для Александра же такое поведение унизительно. Его слова – «служить бы рад, прислуживаться тошно» и открытое бунтарство подстраиваться под дворянство приводят к тому, что молодой человек становится изгоем.

Комедийная пьеса «Горе от ума» — это борьба поколений Чацкого с Фамусовским обществом и всем дворянством Москвы. Никто не поддерживает Чацкого в его стремлениях и противостоянии постоянно подстраиваться и унижаться перед высшими чинами. Он негодует, что для Фамусова наука и ученье – это «чума», что чин свой Скалозуб получил незаслуженно, воспользовавшись связями, а не собственным умом и заслугами. А Молчалин и вовсе все делает для того, чтобы лучше услужить перед собравшимися гостями Фамусова.

Так кто же он, Чацкий, победитель или побежденный? В глазах дворянской общественности он не стал победителем только потому, что его никто не поддержал. Чацкий вел не равный бой, в одиночку противостоял меркантильному и себялюбивому московскому дворянству.

Но все же Александр Чацкий стал победителем, впоследствии нашедший своих единомышленников. Нашлось и то большинство людей, которые, так же как и он отрицательно относились к деньгам и чинам. Его поддержали люди, для которых превыше всего было сердце и разум.

Сочинение 2

Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества. И против всего старого и устоявшегося общества выступает именно Александр Чацкий.

Молодой человек является примером достаточно ярких и новых взглядов, он старается честно развиваться, также двигать страну вперед, он уверен, что сможет развивать страну и окружать себя только подобными людьми, способными двигать страну в будущее, бороться за принципы и новые ценности.

При этом герой готов служить Отечеству, отдавать свои лучшие таланты, чтобы защитить свою страну от внешнего воздействия. Это в корне отличается от мировоззрения Фамусова, который не готов служить на благо окружающему обществу, он выполняет обязанности, только когда результат будет проверяться.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, вышел ли Чацкий победителем в данном противостоянии. Стоит сразу отметить, что он изначально проиграл в противостоянии любовном, когда не смог завоевать сердце девушки.

Его возлюбленная по имени Софья отдает предпочтение человеку, который фактически противоположен Чацкому, он имеет совершенно противоположные взгляды, что противно главному герою. Он не может даже принять такой факт предательства, а его любимая его не дождалась.

При этом сам молодой человек достаточно умен и образован, все его слова могут стать летучими выражениями и афоризмами. Он имеет на каждый вопрос свое мнение, при этом он отзывается об общественном мнении достаточно критично, он не готов слушать то, что говорят окружающие люди, при этом он сам развивается интеллектуально и готов бороться за моральные ценности и принципы.

С этой стороны его вполне можно считать достойным победителем, он готов бороться за собственные идеалы и идти против общества. Его достаточно непросто сломить, он готов бороться, противостоять даже государственному строю, который основан на лести и лжи, а также чинопочитании. Нельзя выиграть во всех жизненных конфликтах, поэтому Чацкий успешно идет против общества, но не может пойти против своих чувств, которые предательски говорят о его мягком и нежном сердце. Он не может смириться с потерей любимой девушки, которая теперь постоянно находится в обществе человека, имеющего полностью противоположные взгляды.

Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума» повествуется о переходе от консервативных взглядов помещиков к новым прогрессивным идеям устройства общества. От носителей этих новых мыслей требуется стойкость и решительность ради достижения цели.

В произведении Гончарова описана борьба непрогрессивного дворянства, то есть старого века против нового века, представленного в пьесе Чацким, который обладает умом и хочет, чтобы его страна процветала. Дворяне в этом противостоянии защищают свое личное. Идеи Чацкого – развитие страны посредством увеличения роли личности в обществе, развития науки. Ненужным он считал чинопоклонничество и желание продвигаться в карьерном плане.

Автор еще в начале говорит нам о том, что ум не осчастливит Чацкого. Его правдивые речи не воспринимаются в серьез в свете, ведь они противоречат привычному укладу жизни, они угрожают Софье, поскольку из-за них она может не быть счастлива.

В своем любовном чувстве главный герой терпит поражение. Софья выбрала Молчалина, которые скромен и услужлив, вместо Чацкого. Умение прислуживать очень высоко ценится в обществе. Фамусов один из тех людей, которые восхищаются этим качеством, в качестве пример он рассказывает о том как его дядя выставил себя на посмешище, только для того чтобы угодить императрице. Чацкий считает это унижением. Нежелание главного героя служить дворянам, приводит к тому, что героя выгоняет это общество.

Из-за любовного конфликта начинается конфликт с Фамусовским обществом. Все произведение – это противостояние Чацкого со старым дворянским обществом. Чацкий борется в одиночку. Чацкому противно, что Скалозуб получил свой чин полковника не собственными трудами, а с помощью связей, что Молчалин готов на любое унижение лишь бы угодить любому из членов Фамусовского общества, что никто не собирается жертвовать собственным комфортом ради процветания страны.

Подведение итога

Чацкий покидает общество, не догадываясь о том, что он победитель. Вскоре это будет видно. Герою пришлось пойти на самопожертвование, на общественное презрение, но его речь не окажется не услышанной. Борьба старого века с новым подойдет к концу. К концу концов она закончится победой новых, прогрессивных взглядов. В этом произведении Чацкий оказался один против целого общества, но смог отстоять свои взгляды. Чацкий – победитель.

Рассуждение

Тут, как посмотреть. И непонятно, как он сам на это смотрит!

С одной стороны, он побежденный, так как ему пришлось отступить, почти бежать из Москвы. И не на моря, не в пресвященное государство, где его ждут друзья, а в глушь… Все его гонят, смеются над ним – из-за глупой сплетни! Но все и так не очень любили Чацкого, а это лишь повод. И любимая девушка отвернулась от него. Она, вообще, любит другого – кто её совсем не достоин и не любит её, сделает её несчастной, так как уже готов ей изменять. То есть любимую свою он точно потерял – она его ненавидит, вообще.

И ведь Чацкий пытался ухаживать за Софьей, общаться с людьми. Но даже старый друг его уже не тот! Всех он видит притворщиками. Отец его любимой его совсем не воспринимает, ведь Александр не может работать и жить так, как ему кажется правильным. Как заведено! Прислуживать сильным, быть шутом, если надо… То есть Александр Андреевич попробовал что-то сделать, но ничего не получилось! Тоже может считать, что не справился, проиграл… Но целое общество с традициями перевернуть за одну неделю? Не думаю, что это так легко.

Найдет ли в деревне Чацкий людей, которые поймут его? Там, может, люди добрей и проще, но они точно без образования. Ни театров, ни библиотек… Хотя какое общество, такие и театры!

Лишь бы здоровье не надорвал из-за обиды и даже злости. Но здоровье у него было – он ни на что не жаловался. Надеюсь, сохранит его!

Он может быть и победителем, так как просто ушел от людей, которые не поняли, достойно! Они остались в дураках, а он прав. И не нужна ему такая девушка, как эта глупая Софья! Не смогла разобраться в Молчалине, во всем этом обществе… Не стал он, хотя это сама жизнь ему не позволила, тратить своё время, силы на это испорченное общество. Сомневаюсь, что их можно было бы исправить! Чацкий сам очистился от своих неправильных представлений о людях. Опять же Софью он видел доброй и чуткой, а она оказалась совсем не такой. Разрушились образы у него в голове, которые он сам создал! Ну, так это и хорошо. Тоже победа над собой – это всё принять! Думаю, что он сможет начать всё заново. Не обязательно в глуши. Ему нужно просто прийти в себя, отдохнуть и вернуться туда, где он учился. Там он найдет похожих на него людей. Может, будет преподавать – станет аспирантом, например. Или получит второе высшее…

В общем, сначала может показаться, что Чацкий проиграл, но на самом деле он выиграл! Вот такой непростой ответ.

Чацкий — победитель или побежденный?

Популярные сочинения

Машу Миронову можно назвать типичной 18-летней девушкой того времени. Она немного наивна, однако это лишь придает ее образу своеобразный шарм. Маша честная, искренняя, порядочная – она неспособна на предательство

Произведение А.Н.Островского «Гроза» является достоянием мировой драматургии. В ней поднимаются философские и социальные проблемы общества. Также затрагиваются и религиозные темы

Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи

Сочинение Чацкий победитель или побежденный? 9 класс

Конечно, сложно ответить на этот вопрос однозначно… Это ведь не соревнование! Мне кажется, что Чацкий, скорей, вышел из игры! Он отступил, видя отношение к нему окружающих, но главное – Софьи.

В принципе, ему не было большого дела до общего мнения. Он и так знал, что они «испорченные», что они все к нему плохо относятся, не понимают просто его взглядов. Но он и это вполне принимал. Кроме того, Чацкий совсем не пытался стать хорошим для всех, он открыто выражал своё мнение, что-то даже пытался им доказать и объяснить. Но вот мнение любимой для него всё же важно. Он надеялся, что она не такая, как все. Вероятно, он создал себе её прекрасный образ, пока был за границей. Была влюбленность, потом расставание – много воспоминаний, фантазий, а после встреча, на которой он видит, как Софья похорошела. Так вот, её предательство (именно она объявила его сумасшедшим, она ещё и связана с этим отвратительным Молчалиным) нанесло ему тяжелый удар. И тут победил ты, проиграл… Как если бы спортсмен занял первое место, но узнал, что тренер подсыпал ему допинг! И тут руки опускаются просто! Софью он точно проиграл. Но на самом деле за эту «награду» и не стоило бороться. Чацкий с самого начала неверно выбрал себе цель, ошибся в девушке.

Победил он в том, что унес свои убеждения – сохранил их. Нужно иметь большую душевную силу, чтобы не поддаться на влияние людей вокруг тебя. А они ещё и учат тебя, дают пример. Вроде бы, они и старшие, и уважаемые, и богатые… Но он сумел сохранить своё мнение – не сдаться. Он не стал играть в их игры, а продолжил свою! Тут, я думаю, он выиграл.

Но опять же вернусь к мнению о том, что он вышел из этой игры. А ещё многое зависит от того, чего мы не знаем. Сохранив свои убеждения, стал ли он их распространять дальше? Написал ли он книгу? Влиял бы на людей, учил бы их? Если ответ «да», то он точно не проиграл – не разочаровался (в себе). Или он там в деревне стал пить? И тут опустился, превратился в нытика… Всё ведь может быть? Вот тогда он бы точно проиграл – себя потерял!

Но думаю, что он выбрал средний вариант. Не ушел в депрессию, но и не стал больше поучать людей своими советами, когда они не нужны. Повзрослел! Тут он бы остался победителем. И пусть там это общество продолжает жить, как хочет. Что их учить, если им не нужно? Только время и силы терять…

Главное, если Чацкий вынес правильный опыт, выводы сделал. Читатели, понятно, больше считают его победителем.

Вариант 2

В комедии «Горе от ума» представлено трудное время в истории России — приход прогрессивных идей общества на смену изжившим себя идеалам дворянства. В оппозиции старых идей находится главный герой произведения — Александр Чацкий. Представителем же общества, установки которого себя изжили, выступает Фамусов. Их противостояние составляет главный конфликт произведения.

Чацкий представляет новые взгляды на устройство общества, он стремится развивать страну и делать это честно. Ему чужды представления об обществе как о социуме, где главенствующие позиции занимают меркантильность и чинопочитание. Герой хочет служить своему Отечеству и делать благие дела, способствующие развитию и процветанию государства. Он порядочный и благочестивый человек, который отказывается признавать фамусовское общество, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но кто же такой в этом противостоянии Чацкий: победитель или побеждённый?

Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Стоит заметить, что, например, в любовном треугольнике Чацкого можно назвать скорее поражённым. Его любовь Софья предпочитает ему не просто другого человека, но человека, радикально отличающегося от героя по взглядам и мировоззрению. Что ставит Чацкого в позицию поверженного. Однако, если говорить о борьбе Чацкого за свои идеалы, можно заметить, что в этом вопросе герой добивается больших успехов. Он борется за уверждение народных прав и делает это довольно хорошо, предвосхищая декабристское движение. Можно сказать, что Чацкий — это человек, который является борцом по своей натуре. Он не готов мириться с общепринятыми идеалами и делает всё, чтобы найти сторонников и добиться установления новых правил и схем, по которым живёт общество.

Александр Чацкий, кроме того, интеллигентный и образованный человек, которого хочется цитировать. Например, достаточно ярко он говорит об общественном мнении, обозначая проблему общества, в котором хорошо живётся лишь тому, «чья чаще гнулась шея». Однако, общество отвергает посыл, с которым обращается Чацкий, оно не принимает его. Тем не менее герою удалось подорвать общественное мнение и обратить мнимание на проблему. Так что могу сказать, что Чацкого можно назвать скорее победителем, нежели побеждённым.

Чацкий победитель или побежденный?

Герой Чацкого появляется на свет именно в тот момент, когда российское общество медленно погружалось в глубины порока. Люди понимали, что необходимы большие реформы и перемены. Одним из таких людей был писатель Грибоедов, который внес в образ Чацкого свои переживания и волнения по поводу судьбы и дальнейших перспектив России. Именно в уста своего персонажа автор вкладывает свои мысли и рассуждения.

Большинство персонажей произведения также созданы опираясь на образы реальных людей того времени. Чацкий, как и многие молодые люди той эпохи, будучи максималистом и революционером в душе, бросает вызов старым устоям, традициям и всему дворянскому обществу в целом. Он не различает оттенки, для него существует только «черное» и «белое». Но старые устои не желают сдавать позиции, поэтому приходится вступать с ними в неравный бой. Новым веяньям, чтобы пробиться сквозь многовековые устои, нужно большое количество времени и огромные человеческие ресурсы. Одного лишь просвещения тут недостаточно.

На момент написания произведения в Европе уже вовсю полыхают огни революции. Учившийся там Чацкий жадно впитывает потрясения и чует запах свободы. Декабристы еще не создали в России свои общества, но русские войска принесут из Франции ветер перемен, которые уже давно витают в воздухе. Чтобы этого не заметить, нужно быть слепым или глупым. Но дворянство не желает этих перемен, оно изо всех сил вцепляется в свою власть, привилегии и положение в обществе. Пока в России правят Фамусовы и Молчалины. Они не служат государю, а лишь прислуживают, они отрицают всякое просвещение. Воинские чины получают не по заслугам, а благодаря связям, крепостных продают налево и направо, не заботясь об их семьях и дальнейшей судьбе. Иной жизни дворяне не желают.

Задавая вопрос о том, победил ли Чацкий или нет, мы не можем дать определенного ответа. Никто не встал на его стороны, явной победы не было. Противник вышел победителем, пусть и не качеством, но количеством. Российское общество привыкло жить в своем гнилом болоте, а Чацкий бросил в это болото камень. И тут лягушки заквакали и запрыгали с места на место. Не дай Бог, чтобы в их родном болоте что-то изменилось. Вдруг его осушат или превратят в чистое озеро? Что тогда прикажете им делать? Ведь придется привыкать к новым устоям, менять свою жизнь, а это тяжело и страшно. Чацкий также проигрывает и в любви. Та, ради которой он возвращается в Москву, выходит замуж за другого. Софья Фамусовна мало того, что не поддержала героя, так еще и подло его оклеветала. Обыватели смеются над Чацким, но это смех сквозь страх. Вдруг его идеи все же приживутся в стране, вдруг люди решат что-то изменить? Значит нужно назвать Чацкого сумасшедшим и выгнать его вон. В финале главный герой произведения уезжает из Москвы, но уезжает непобеждённым, а верным своим идеям и принципам, в отличие от того же Фамусова и его окружения.

Это произведение находит отклик в людях и на сегодняшний день. Идеи пьесы не изжили себя, они все также актуальны, как и многие годы назад. В российском обществе все еще есть люди, живущие фамусовскими идеалами, а есть и те, кто, как и Чацкий, радеют за светлое будущее своей Родины.

Также читают:

Картинка к сочинению Чацкий победитель или побежденный?

Популярные сегодня темы

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

Любое действующее лицо сочинения «На дне» оказывается степенью развития некоторой части социума в самодержавной Российской империи, следовательно, для осмысления литературной работы жизненно необходимо знать описание любого фигурировавшего в ней героя.

Неуверенность в себе — это чувство, которое живет глубоко внутри человека и не дает ему нормально существовать. Обычно оно проявляется в сомнениях, из чего, как следствие, вытекает заниженная самооценка.

Вера Ростова играет в романе не яркую роль. Эта героиня — дочь дворян Ростовых и старшая сестра Наташи, Николая и Пети. Автор раскрывает нам образ Веры, как хорошо воспитанную и образованную девушку

shkololo2

Сочинение: «Кто Чацкий — победитель или побежденный?»

Изучая комедию Грибоедова Горе от ума, мы познакомились с одним из главных героев произведения, Чацким, которому пришлось противостоять консервативному дворянству с его устаревшими взглядами. Но кем выходит наш герой из сложившейся ситуации? Чацкий — победитель или побежденный по мнению автора? Давайте попытаемся разобрать этот вопрос в нашем сочинении-рассуждении.

Чацкий победитель или побежденный?

На самом деле, рассуждая на тему Чацкий победитель или побежденный, сложно дать однозначный ответ. Дочитав комедию до конца, и увидев насколько лишним Чацкий чувствует себя среди фамусовского общества, что даже решается бежать из столицы, то кажется, что он проигравший.

Мы видим его поражение в любви к Софье. А ведь герой произведения спешил к любимой и надеялся, что и она его ждет. Но оказалось, что он был ей не нужен. И здесь Чацкий был побежден, хотя в целом, в этой истории победителей вообще не было, ведь и Софья оказалась в проигрыше.

Далее мы видим, насколько был счастлив Чацкий, возвращаясь домой. Множество интересных планов и идей сопровождали его в пути, но отсталому консервативному обществу оказались не нужны изменения. Оно с удовольствием живет, выдвигая на первый план чинопочитание, карьеру и деньги. При этом общество не утруждает себя трудом, а чтобы получить желаемое достаточно подхалимства. Чацкому это чуждо. Он считает, что будущее за наукой, он служит делу не ради чинов и наград, а чтобы приносить пользу. Такие взгляды противоестественны в том обществе, куда он попал, и его называют сумасшедшим. Приходится уходить, и даже бежать из этого дома. Чацкий и здесь потерпел поражение, и снова задавая себе вопрос «кто же наш герой — победитель или побежденный?», сам собой напрашивается вывод о том, что победителем он точно не является.

Чацкий победитель или побежденный?

Но размышляя дальше, и заглянув в глубину проблемы того общества, мы понимаем, что Чацкий победитель. Вопреки всему, он не меняет своих взглядов. Он не сдался и не попал под влияние фамусовского общества, а до конца настаивал на равенстве и свободе личности. Пусть, сейчас ему пришлось отойти в сторону, и таких, как он сейчас меньшинство, но в дальнейшем у него будут единомышленники. Да и в комедии они уже появляются в образе двоюродного брата Скалозуба. Поэтому в целом, Чацкий победитель. И это докажет в дальнейшем история.

Аргументы из литературы

Для большего подтверждения нашей правоты в том, что Чацкий является победителем, приведем аргументы из литературы. Так, Чацкого можно назвать победителем сразу после его речи, где герой говорит, что из огня выйдет тот невредим, кто побывав в фамусовском обществе, не потеряет рассудок. И наш герой его не потерял, хотя его и назвали сумасшедшим. Но это не так. И мы это понимаем, как понимал и автор бессмертной комедии.

$

Базаров — лицо трагическое.

$

Сочинение по литературе

$Ученика 10 «А» класса

Алексеева Виктора.

По роману И.$С. Тургенева «Отцы и Дети»

План.

I. Оценка реальных характеров.

II. Оценка характеров в литературе.

III. Противоречие замысла романа его сод$ержанию.

IV. Влияние Тургенева на Базарова.

V. Влияние Базарова на Тургенева.

VI. Как можно проанализировать Базарова.

VII. Споры с Павлом Петровичем — как средство узнать Б$азарова.

1. Павел Петрович — «представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего».

2. Базаров — «представитель разрушительной, освобождающей силы настоящего».

$3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича.

VIII. Чувственная сторона натуры Базарова.

IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера Базарова.

X. Нужны ли Базаровы обществу?

XI. «А все-таки трудно живется Базаровым».

В принципе, сказать: «Он — хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в кажд$ом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны $в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: «А не предвзятое ли отношение у автора?» В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

$Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева»#1. «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда»#2. Он не мог рисовать заведомо неправильную карт$ину, «не мог доказывать своими образами предвзятую идею»#3.

#1 —

#2___ Д.И. Писарев

#3/ «Базаров»

$Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя — Евгения Васильевича Базарова — и поэтому разного рода колкости — замечания появляются на страницах романа. «С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность»$#1. Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

» -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

-Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров»#2.

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, котор$ый благоговеет перед ним — к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и авт$ора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: «Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа».

#1 — Д.И. Писарев «Базаров»

#2 — И.С. Тургенев «Отцы и дети» глава 10

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепе$нно, не сразу, осознает н$асколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову — дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом $Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до «сильнейшей антипатии»#1.

$

#1

#3 ___ Д.И. Писарев

#4 / «Базаров»

#5 /

#2 —

Павла Петровича можно назвать главой (или «полюсом») лагеря «отцов»#2. В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базаров$а, но считает их недостатками «Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности», — говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович — «человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею»#3$, который «мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего»#4. Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он «рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей»#5.

В свою очередь, Базаров «мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего»#1. Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его люби$ли или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущ$емляет его личные интересы, ведь «не богам же горшки обжигать»#2. В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет «по расчету»#4, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он «полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и$ церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности»#5.

$

#1

#2 — Д.И. Писарев «Базаров».

#5/

#3 — И.С. Тургенев «Отцы и дети» глава

#4 — крылатое выражение.

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принцип$ы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: «Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом$ и не давая ему над собою никакой власти. Я — чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю — что хочу, и высказываю — что можно высказать». В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров — трагическая личность: «он «чужой среди существующего порядка вещей»).

#1

#2 Д.И. Писарев «Базаров»

#4 /

#5___ И. С. Тургенев «Отцы и дети»

#6/ глава

Совершенно другие$ черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умо$заключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он «злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать»#1. Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать — волна чувств захватывает его. И он не сопротивляется — делает «сознательную глупость»#2. Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. А$нна Сергеевна — женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает «что спокойствие все-таки лучше всего»#3. Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила «лихорадка работы»#5$, то она с него «соскакивала»#6 , «странная усталость замечалась во всех его действиях»#1. Может быть, впоследствии он сумел $бы переосознать все, что с ним произошло, «принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос»#2. Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину «Смерть героя». В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная ст$орона его характера. В нем просыпается «насильственно сдавленное чувство»#3, и это естественно, что в сво$ю последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть «с гордо поднятой головой»#4, он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг», — сказал Д.И. Писарев.

#1- И.С. Тургенев «Отцы и дети» глава

#2 ___ Д.И. Писарев.

#3 / «Базаров».

#4 — крылатое выражение.

Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше че$м Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия «нужности обществу», мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказыва$ется одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.

«А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. «#1.

$

Используемая литература:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»,

Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева «Базаров»,

#1 — Д.И. Писарев «Базаров»

Критическая ст$атья Александра Ивановича Герцена «Еще раз Базаров».

Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

 ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

 Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
«Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
 «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

  • Сочинение на тему базаров лицо трагическое в романе отцы и дети
  • Сочинение на тему базаров положительный или отрицательный герой сочинение
  • Сочинение на тему базаров и родители по роману тургенева отцы и дети
  • Сочинение на тему базаров нигилист отцы и дети
  • Сочинение на тему базаров и русский народ в романе отцы и дети сочинение