Сочинение на тему айога

Тема: разножанровые произведения для детей. г. сапгир. рабочие руки. скороговорки. нанайская народная сказка айога как хорошо уметь читать. происхождение кириллицы.

Тема: Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир.
Рабочие руки. Скороговорки. Нанайская народная сказка «Айога»

Как хорошо уметь читать.
Происхождение кириллицы. Рассказ о создании кириллицы и первой книги на
славянском языке

познакомить учащихся с новым произведением,  способствовать
формированию навыка размышлять и анализировать,  формированию навыка
монологической речи, пониманию смысла произведения; способствовать развитию
творческой деятельности; способствовать воспитыванию чувства взаимоподдержки.

Дидактическая структура урока

Учебные ситуации, выполнение которых
приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный
момент

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Организация порядка на парте.

Эмоциональный
настрой.

Чтение
чистоговорок.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

2. Актуализация
знаний. Ситуация успеха

Чтение произведения «Заплатка» Н. Носов

-Какова главная мысль?

— В каком жанре оно
написано?  Докажите.

— Кто главный герой
рассказа ?

— Понравился  ли вам
рассказ?

– Чем
хвастался Бобка?

– Что
случилось с его штанами?

– Почему
мама не стала зашивать штаны?

– Почему
Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.

– Как
ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень аккуратно?

– Как
автор относится к мальчику?

– Что
смешного в этом рассказе?

Проверка читательских дневников.

3.Формулирование
темы урока, постановка цели

Чтение пословиц.

Без труда и отдых не
сладок.

Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда.

Без труда нет
совершенства.

Без труда ничего не
дается.

-Что общее есть во всех этих пословицах?

-А как вы понимаете выражение «Рабочие
руки»?

Обсуждение.

Откройте учебники на странице 51.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какую цель перед собой поставим?

Какие задачи для этого нужно решить?

4. Изучение
нового

Знакомство
с автором стихотворения.

Ге́нрих Вениами́нович Сапги́р родился 20 ноября
1928 года в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын сапожника Бениамина
Файвышевича (Владимира Павловича) Сапгира (1895—1963), открывшего в период
НЭПа предприятие по производству обуви и вынужденного с семьёй перебраться в
Бийск.

Первичное чтение стихотворения учителем.

-Какое
слово редко употребляется в современной речи? объясни его смысл.

-Как
автор говорит о рабочих руках? Прочитай.

Выборочное
чтение стихотворения (2-3 ученика)

Работа
в тетрадях на печатной основе страница 20-21

Выполнение
упражнение 5 на странице 52 (чтение скороговорок)

5.
Физ. минутка

Разминка для глаз

6. Закрепление
нового

Откроем
хрестоматию на странице 119.

Прочитайте
название сказки.

-Почему
эта сказка считается народной?

-Какому
народу принадлежит эта сказка?

— Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе?

Нанайцы – (нанай, «здешний человек», устаревшее
название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в
17 веке по реке Уссури,а также вокруг озера Ханка.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу
заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак.
Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных
рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды,
яблоки, виноград. Зимой они ездили на собачьих упряжках. (Приложение 1)

— Что вы узнали о нанайском народе?

— Посмотрите на картинку. Попробуйте описать эту девочку,
определить черты ее характера.

Чтение сказки учителем страница 119-123

— Что же обозначает слово Айога?

— Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы
огорчились?

— Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?

— С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и
эгоистичную девочку?

— Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

— Какого же испытания не выдержала Айога?

— На что обрекают себя самовлюблённые люди?(они остаются
одни)

—  Попробуйте открыть тайну названия сказки.

— Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ
Айоги, а художник изобразил её так. Какая главная героиня?

— А хотелось ли вам, чтобы эта сказка
закончилась по-другому?

Чтение по «цепочке»

— Как называется ближайший родственник
русского языка?  (древнерусский язык)

— Какой язык является праязыком всех
славянских языков? (праславянский или общеславянский).

— Как называют первый письменный язык
славян? (старославянский или древнеболгарский).

— Кто является автором первой славянской азбуки? (Кирилл
(Константин) и Мефодий).

-Как вы думаете, почему я сейчас задала вам эти вопросы?
(переходим к литературному чтению на родном языке)

Работа по учебнику Литературное чтение на родном
(русском) языке страница 22-25.

7.
Самостоя-тельная работа.  Закрепление

Работа
в тетрадях на печатной основе страница 21-22 (Самостоятельно, в парах.)

Устная
работа над вопросами по учебнику Литературное чтение на родном (русском)
языке страница 25.

8.
Оценка выполненной работы.

Взаимопроверка,
взаимооценивание.

9.
Обобщение.

Рефлексия

Домашнее
задание


какими произведениями мы познакомились на сегодняшних уроках? Навозите
авторов этих произведений.

-Какое
произведение вам понравилось больше? Почему?

— Какими качествами должен обладать современный человек,
что бы его можно было назвать красивым?

Материал взят:
https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Gostyam-kraya?&version=special&special_fontsize=small

Технологическая карта урока 5 класс. Подготовка к сочинению  сказки
народов ДВ.

Учебный предмет:

Класс:

Автор УМК (программы учебного курса):

Литература

5 класс.

В.Ф.Чертов

Урок  https://disk.yandex.ru/i/GHU4WcYdvOgzYQ

Карты Проппа, пример:  https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b3f/0007854e-e22040a5/img4.jpg

Сказка на краевой конкурс «Золотое кольцо»  https://soouchnk.wixsite.com/project/%D0%BE%D0%BE%D0%BE-1

Видео с «Губернией»:  «Петроглифы Сикачи-Аляна» https://youtu.be/_OkZ6zCCKjw

Презентация «Время сохранять камни»
https://disk.yandex.ru/i/XqVCkS3mQHhb9Q

Сочинили сказку. День второй: Литвинов Семен https://disk.yandex.ru/i/quHol0_wg8S8_Q

Бармотин Данил https://disk.yandex.ru/i/FkcOrYrLctrLjg

Тема урока:

«Учимся
сочинять сказку…ДВ»

Основное
содержание
темы, термины и понятия

1). На примере русских
народных сказок вспомнить жанровое своеобразие и композиционные особенности
сказок.
2). Сформировать представление о структуре волшебной сказки.
3). Помочь подготовиться к сочинению своей сказки.

Термины: сказка, композиция, зачин, концовка,
присказка, сюжет.

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

учить школьников составлять собственную сказку, выделить
компоненты из русских народных сказок, необходимых для создания дальневосточных.

Задачи урока:

1.     Мотивировать и стимулировать деятельность учащихся

2.    
Актуализировать знания и фиксировать затруднения в
деятельности

3.Организовать работу по формированию умения определять цели и
задачи урока

4. Обозначить способы приобретения новых знаний учащимися 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6. Повторение, включение
новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону

7.Информация о домашнем задании

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Предметные умения

УУД

1.    
Образовательные

-Задачи, которые решаются при помощи
данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ООС:

-формируется умение продумывать замысел,
следовать ему в сочинении,

-выбирать тему, интересный сюжет,
героев;

-карты развивают внимание, восприятие, фантазию,
воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности,
не оставляя ребенка равнодушным к

сказочному сюжету

2. Практические:

-пересказ сказок ;

-построении своих сюжетов с
использованием символических картинок

3.   Воспитательные.:

-вызвать чувство
интереса к изучаемой теме,

-пробудить у
учащихся уважение и любовь к родному языку,
 культуре народов ДВ.

4.  Развивающие: —

развивать
творческие способности учащихся, 

обогащать  словарный запас
учащихся;

-обучать сравнению, умению
выделять главное, систематизировать, объяснять понятия;

5.Коррекционные: 

преодолеть
пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию;
изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность
общения, способность к контакту.

Личностные: формировать умения делать выводы,
формировать умения сравнивать и сопоставлять, формировать умение работать в
паре.       

Познавательные:
закрепить знания об особенностях русских народных сказок, познакомить со
структурой волшебной сказки.

 Коммуникативные: формировать умение
сочинять сказки.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Мастер-класс,
интерактивное взаимодействие с участниками мастер-класса, анализ языкового материала по темам «Признаки
сказки», «Лексический словарь народов ДВ».

Рисунки к сюжетам сказок народов ДВ, Карты Проппа, словарь
народов ДВ «Хрестоматия», видеофильм театрализация сказки на краевом конкурсе
«Золотое кольцо», презентация «Петроглифы Сикачи-Аляна».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся

Цель: включение в учебную деятельность на
личностно – значимом уровне 

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок, Начинается урок.
В путешествие пойдем, И в сказку попадем.

Какова тема урока?

Почему сегодня актуален
интерес к малым народам ДВ?

Дети определяют  тему : «Сказки»

2.Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание
потребности к построению нового способа действия

Сегодня мы окунемся в сюжеты сказок
народов ДВ.

1.     Дома
вы готовили представление своих сказок ( краткий пересказ сюжета и рисунок).
Назовите героев, сюжет.

2.     Проблемный
? к сказке «Айога»: Что могла сделать Айога, чтобы не превратиться в птицу?

1. Ребята
представляют свои сказки. Вспоминают виды народных
сказок:

 -волшебные,
о животных, бытовые.

Определяют
, какие герои встречаются:

-добрые
и злые

-люди,
звери, чудовища

-помощники

-волшебные
предметы

2.
Отвечают на проблемный вопрос и приходят к выводу, что у сказки есть мораль,
она носит нравственный поучительный характер.

3.Организовать работу по формированию умения определять цели и
задачи урока

Учитель
раздает карточки Проппа, рассказывает, что исследователь русских народных
сказок Пропп создал картинки по сюжетам сказок.

Справка:
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп
обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь
их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из
которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на
которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают
события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие
сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: 1. Запрет 2. Нарушение запрета 3.
Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные
дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10.
Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой
15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение
ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Карточки
можно переставлять в любом порядке. Зачем с какой целью будем это делать?

?:
Какова тема урока? Сформулируйте цели.

Ставят цель: создать свою сказку, используя знания о строении сказок,
включить своеобразные элеметы народов ДВ.

4.Приобретение учащимися новых знаний и способов.

(освоение 
«карт Проппа», практическая деятельность по их использованию происходит в
рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых
заданиях.

1.    
Карты Проппа на доске
перемешаны.

Задание:
восстановите порядок сюжета народных сказок на доске , а на местах свой
порядок из карт выкладывают  ребята  и проверяют работу ученика  у доски.

2.    
Вспоминаем общую структуру сказки:


присказка, зачин (приглашение в сказку);


повествование;

-концовка
сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Игра
«Волшебный сундучок»:

В
сундучке перемешались примеры сказочных элементов. Надо распределить по
колонкам (зачин, присказка, концовка).

Учитель
расскажет , откуда в сундучке появились элементы сказок (вспомним сказку
Андерсена, где осколки зеркала разлетелись по всему свету, некоторые успели
собрать в сундучок и сохранить в сюжетах)

1.    
Ученик на доске выстраивает карты в определенной
последовательности.

Ребята работают на местах парами, выстраивают карточки в
определенной последовательности.  

Проверяем работу у доски, карты Проппа позволяют вспомнить
примеры из сказок.

2.    
Игра «Волшебный сундучок».

Примеры зачина:

*«Вы хотите сказочку? Сказочка — это
вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита
облачным поясом.»

* «За далекими полями, за глубокими
морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве,
небесном государстве жили-были…»

 * «В некотором царстве, в некотором
государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…»

Варианты концовок:

·       
«Устроили
пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.»

·       
«Вот
вам сказка, а мне бубликов связка.»

·       
 «Тут
и сказке конец, а кто слушал — молодец.»

?: 
Вспомнили сюжеты, композицию.

А
теперь давайте подумаем, какие элементы должны быть в сказках народов
ДВ.

Работа
с Хрестоматией ДВ: словарь.

1.    
Ребята придумывают зачин, в котором указывают место
действия: тайга, река, море
.  

2.    
Лексическая работа: стойбище, культ,
шаман, биа-луна, кудин- девушка и др.

3.    
Поучение.

6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

Работа с карточками Проппа, соотнесение увиденного в К/Ф с
карточками

Цель: самопроверка умения применять новые
знания в типовых условиях.

Просмотр нанайской сказки «Золотое
кольцо».

Сказка на краевом конкурсе «Читаем
сказки народов ДВ» получила 3 место. Участники- ребята нашего класса. Съемка
проходила летом в классе, во дворе школы, в музее. К сожалению,  зал по
истории и культуре народов ДВ был на реконструкции и могли использовать для
съемок только одну декорацию  

Задание:

1.Выберите и разложите в определенной
последовательности  из карточек  Проппа сюжет этой сказки.

2. Какие еще особенности можно встретить
в сказках народов ДВ?

Ребята смотрят сказку.

Раскладывают карточки Проппа в определенном порядке.

Называют особенности:

— представлены костюмы нанайского народа;

фольклор (загадки, игры) нанайского народа, связаны с
животным миром природы ДВ;

нанайский народ;

сказка без конца… заставляет задуматься о поведении
шамана. Жадность осуждается;

-«золотое кольцо»- не волшебный, а реальный предмет, символизирующий
богатство;

рассказчик.

Ребята рассказывают, какие карточки Проппа выбрали:
«жили-были», «особые обстоятельства», «запрет» и др.

7.Информация о домашнем задании

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов,
самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Проблемная
ситуация.
Учитель
рассказывает о петроглифах Сикочи-Аляна, об их ценностях. Сегодня возникла
угроза камням от воды, ветра, деятельности людей.

Представьте,
что жители нанайского села Хабаровского края обратились  к вам за
помощью-придумать истории спасения петроглифов. Выполните задание в виде
сочинения сказки:

-используя
национальные особенности построения сюжета сказок ДВ;

-используя
карточки Проппа.

Оцените свою работу.

Оцените работу учителя.  

Кому понравился урок? Смайлик палец вверх.

Не понравился – вниз.

 Спасибо До свидания.

              Смайлик палец вверх.

Не понравился – вниз.

 Спасибо До свидания.

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая
рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97,
8(83177) 3 — 55 – 11, Электронная почта:

zolotaya-fish7@yandex.ru

Конспект занятия

по развитии речи в старшей группе

«Завершение
работы над сказкой «Айога»

Выполнила: Боброва Е. И.

Выкса

2021

Образовательная область: речевое развитие.

Раздел:
развитие речи.

Тема: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Цель: приучать детей ответственно относиться к
заданиям воспитателя.

Задачи:

Методы
и приемы работы:
беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки
«Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.  

Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка
кукла в нанайском
костюме
, интерактивная доска, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная
работа:
презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа»,
рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского
народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание
«Пересказать сказку кому-либо из взрослых и
совместно завершить ее».

Ход занятия:

1.
Мотивационно-побудительный.

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям
встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

— Доброе утро! – птицы запели.

— Добрые люди, вставайте с
постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга
ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете
друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому
передается солнышко: «Доброе утро, Лизонька! Доброе утро, Кирюша!»

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки
вверх)

                         Доброе утро, дети! (разводит
руками встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило
нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

2.
Организационный момент.

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше,
погляжу! 

(По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

     — Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

     — Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе.
Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по
желанию)

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или
плохо? Почему хорошо?

(Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься,
завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо?

(Можно много времени проводить у
зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать
маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо
обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

3. Основная часть.

Дети
садятся на свои места.

Воспитатель: А вы помните, как называлась сказка, про девочку, которая очень часто
любовалась своим отражением?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

Воспитатель: Совершенно верно!

 (показ картинки куклы в нанайском костюме.

Воспитатель: А кто помнит какое домашнее задание я вам дала? (ответы детей)

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать
концовку этой сказки
.

 (Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что
старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и
поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает
правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для
характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился
ребятам.

Воспитатель: Какие вы
молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки.

4.Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую
физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет
загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные
движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают
глаза руками)

И головки опустили, (опускают
голову)

А когда откроем глазки (поднять
голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем — и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам
прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же,
на самом деле произошло с Айогой.
В конце педагог показывает сказку целиком
с показом слайдов.

После
презентации педагог беседует с детьми.

5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».

Вопросы к детям:

— Кто
такая Айога?


Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

— Какие
поступки Айоги вам
не понравились
?

— Какая
по характеру мама Айоги(добрая, трудолюбивая,
заботливая)


Почему мама Айоги отдала
лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет
дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед
родителями)

— Как
можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

— Кто
виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

— К
кому из героев сказки
подходит пословица
«Человек красив не лицом, а поступками».

— Кто
из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому
из вас, ребята, жалко Айогу?

— Какой
должна стать Айога,
чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

— А в
наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не
замечая?


В сказке Айога
превращается в гуся
, а в реальной жизни, что ждет человека, который не
видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

6. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете,
справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)

— Чтобы быть
красивой мало одного красивого лица. Айога — девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже
не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас
послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл
сказки.       

1.       По добру — добро,
а по худу – худо.

2.       Не гляди высоко:
запорошишь око.

3.       Лениться да
гулять — добра не видать.

4.        Не по виду суди,
а по делам гляди.

6. Рекфлексия. Итог занятия.

— Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

— А как
вы помогаете родителям?

Игра «Поляна добрых дел»

Каждому
ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он
может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог
обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна
добрых дел.

          image001                     image002

          image003                     image004

На чтение 17 мин. Просмотров 39 Опубликовано

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Продолжение после рекламы:

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

Брифли существует благодаря рекламе:

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…

Продолжение после рекламы:

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».

Пересказала Т. А. Сотникова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокниги

42952986.jpg

Мороз, Красный носАудиокнига. 52 мин. Читает Наталия Голубева. Бесплатный отрывок:42952986.jpgНаталия Голубева52 минМороз, Красный носАудиокнига. 41 мин. Читает Александр Симонов. Бесплатный отрывок:Александр Симонов41 мин

Читайте также

Поэма «Мороз, Красный нос» Некрасова, написанная в 1863 году, была посвящена любимой сестре писателя, Анне. В своем произведении Некрасов не изменил столь близкой ему теме и описал тяжелую жизнь крестьян с их незамысловатыми радостями и горестями, каторжным трудом и мимолетным отдыхом.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мороз, Красный нос» по главам (частям). Пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Дарьямолодая женщина, трудолюбивая, терпеливая, мать двоих детей, вдова.

Другие персонажи

Проклмуж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.

Родители Проклапожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.

Маша и Гришамаленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.

Краткое содержание

Часть первая. Смерть крестьянина

Главы 1–5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает «на саван куски полотна».

Судьба простой русской женщины незавидна: обвенчаться с рабом, «быть матерью сына раба» и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь «суровую долю крестьянки» никто не в силах изменить.

А между тем «в русских селеньях» есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6–10

За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы: «чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.

По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется «старинный знакомец Пахом» – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.

Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские «рыданья и стоны» собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. «Всю ноченьку, стоя у свечки», дьячок читает молитвы над телом покойного.

Главы 10–15

Следующим утром «без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.

Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл «на срок торопился до места доставить товар», когда же вернулся домой, сразу слег. Ни горячая баня, ни ледяная прорубь, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась «в монастырь отдаленной» за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.

Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется «в лес, по дрова».

Часть вторая. Мороз, Красный Нос

Главы 16–24

В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает «мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать: здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.

Главы 25–28

Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые «по копейке, по грошику медному» они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.

Главы 29–36

Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.

Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она «сама холодеет, дрожит».

На третий раз «седой чародей» оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью «в уста ее, в очи и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

У вдовы исчезают с лица «последние признаки муки». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает «в своем заколдованном сне»

Заключение

В центре поэмы – образ настоящей русской женщины, чей дух не сломить никакими невзгодами. Писателем сделан акцент и на трагедии многих крестьянских семей, потерявших кормильцев.

После ознакомления с кратким пересказом поэмы «Мороз, Красный нос» рекомендуем прочесть произведение Некрасова в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Мороз, Красный нос»?</h3>

    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Юрий Лермонтов</label>
    • <label>Николай Некрасов</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>

(новая вкладка)

Поэма Мороз Красный нос для читательского дневника

В избе живет крестьянская семья: муж Прокол, жена Дарья и их два ребенка Маша и Гриша. Даря ждет третьего малыша. Тяжкий бесконечный труд изводит из себя Прокла. Он умирает. Вся семья собирает его, готовя хоронить. Дарья уходит в себя, представляя как ней трудно будет без любимого мужа со столь тяжким ежедневным трудом. Она представляет как ее дети будут беззащитны без отца, и какая суровая судьба сироток ожидает. Дарья уходит в лес за дровами и как в прекрасном сне застывает там, так и не придя в себя.

Главный смысль (мысль) поэмы Некрасова Мороз Красный нос

Цель поэмы – показать как сильна, красива и покорна судьбе русская женщина.

Краткое содержание Некрасов Мороз Красный нос

В избе крестьянина страшное горе. Каждый член семьи занят своим делом. Им предстоит похоронить хозяина дома. Его мать поехала за гробом для сына, отец должен в эту морозную погоду выдолбить в замерзшей земле могилу, а молодая вдова сидит и шьет саван для своего любимого покойного мужа.Какая тяжелая судьба предназначена русской крестьянке. Она должна выйти замуж за раба, родить сына раба, и всю свою жизнь поклоняться своему мужу рабу.

Несмотря на все страдания и тяжести жизни, в русских деревнях живут очень сильные женщины. Они не побоятся войти в горящую избу, сумеют коня на скаку остановить. Нет ничего не возможного для них. Русской женщине не страшна никакая работа. Она, наоборот, стремится постоянно работать, трудиться и обеспечивать свою семью. Она не жалеет убогого нищего, ведь любой может своим трудом обеспечить себя и свою семью.

Сон был так сладок, так приятен после долгого утомительного горя. Дарья погрузилась в сон, в сладостное забвение, которое помогало забыть обо всем плохом. Она сладка спала, вспоминая свою счастливую семью. Бедняга так и осталась стыть в глубине леса.

Оцените произведение: Голосов: 338

Читать краткое содержание Мороз, Красный нос. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Некрасов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мороз, Красный нос

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Богач и Еремка рассказ Мамина-Сибирякя

    Старый охотник по прозвищу Богач работает сторожем в большом фруктовом саду, он живет в небольшой сторожке вдвоем с собакой Еремкой. Оба довольны своей жизнью: живут в тепле, сыты, дед получает жалованье

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Жизнь часто бывает не такой, какой бы мы хотели в наших мечтах. Многие люди говорят – с кем поведешься, то и наберешься. И все же, хочется верить, что эта фраза касается не всех. Может, жизнь иногда и вынуждает

  • Краткое содержание Прошлым летом в Чулимске Вампилов

    Валентина идет на работу в чайную. Заметив сломанный палисадник, по которому предпочитают ходить посетители, она начинает его чинить. На крыльце чайной спит таежник Еремеев, пришедший к своему другу Афанасию.

  • Краткое содержание сказка Айога

    В одном нанайском селе жила девочка по имени Айога. Была она единственной дочкой у родителей. Красивая была Айога и гордая. Все ее любили. И вот прошел слух, что она самая красивая. И во всей округе не найти девочки красивее ее.

  • Краткое содержание Андерсен Огниво

    Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку.

Сестра Николая Алексеевича Некрасова упрекает брата в том, что он давно ничего не писал. Поэтому поэт посвящает ей свое последнее произведение. За окном разыгралась буря, она сильно тревожит автора. Ведь стихия может сломать старый дуб, который посадил отец Некрасова, а также иву, что сажала его мать.

Часть первая

Смерть крестьянина

Убогие дроги застряли в сугробе, и старуха идет их высвобождать. На дрогах лежит гроб. В избушке на лавке – покойник Прокл, сын крестьянки. Шумят глупые дети, и плачет жена усопшего Дарья, сшивая саван.

Русские женщины издавна славились своей красотой, трудолюбием и внутренней силой. Еще встречаются в деревнях великолепные представительницы славянской крови: высокие, крепкие, здоровые, отважные. Они не побоятся войти в горящую избу, остановить на скаку коня. Такой была и Дарья в молодости, но тяжелый труд и горе иссушили ее. Женщина крепится, но невольно плачет над саваном.

За четыре версты от дома находится церковь. Рядом с ней отец Прокла копает в мерзлой глине могилу. Завершив скорбную работу, он отправляется домой. По дороге догоняет свою старуху с дрогами. Уже на краю деревни супруги встречают блаженного Пахома. Босой, в веригах, в одной рубахе и с заостренным колом в руках он говорит старикам, что достаточно Прокл потрудился. Теперь покойный задал всем задачу: жена шьет саван, мать покупает гроб, отец копает могилу. После этого Пахом бредет дальше, гремя веригами.

Вернувшись домой, старики отводят к соседям озябших детей, а сами обряжают покойника и кладут в гроб. Когда все готово, близкие начинают причитать над телом. Услышав их, проститься с умершим приходят соседи.

Всю ночь над усопшим читает молитвы дьячок, а поутру собирается похоронная процессия. Верный Савраска, запряженный в те же дроги, стоит у ворот. Еще малым жеребенком купил его Прокл, и многое они повидали вместе. Весной и летом работали в поле, а зимой отправлялись в город на извоз. Случалось им терять дорогу в метель, тяжелую ношу везти, даже вой волков слышать с опушки леса.

Но в этот раз хозяин оплошал. Простоял полдня в сугробе, а потом трое суток шагал в обозе. Домой Прокл вернулся уже с жаром и без голоса. Ни горячая баня, ни слова и настойки ворожей, ни окунание в ледяную прорубь не помогли. Дарья сбегала в монастырь за чудотворной иконой, но едва поднесла ее больному, как тот застонал и умер. Теперь Савраска должен послужить своему хозяину в последний раз.

Убитые горем отец и мать открывают похоронную процессию. На дрогах – гроб и дети покойного, с вожжами идет его жена и немногочисленные соседи за повозкой.

Опускают гроб в могилу, прощаются с умершим. Даже староста, почтенный мужик, отдает покойному должное: Прокл всегда вовремя платил подати. Все расходятся. Под завывания матери старик-отец лопатой обравнивает могилу. Шатаясь от горя, родители возвращаются домой.

Дарья хочет приласкать бедных детей, оставшихся сиротами, но в избе холодно и дров совсем нет. Тогда она отводит Машу и Гришу соседям, а сама с Савраской едет в лес по дрова.

Часть вторая

Мороз, Красный Нос

В лесу холодно и пусто, лежит глубокий снег. Одиночество и уныние белоснежного пейзажа навевают беспросветную тоску. Дарья воет от горя – здесь ее никто не может услышать.

Наплакавшись вволю, вдова начинает рубить дрова. Но слезы иногда продолжают капать из ее глаз. Дарья не чувствует, что очень сильно озябли ноги. Она думает о муже и мысленно разговаривает с ним.

Скоро наступит весна, и дети выйдут играть на солнышке. Дарья будет подбрасывать Машу, а девочка начнет радостно смеяться. Они бы вдвоем любовались красавицей-дочкой, но Прокл покинул этот мир.

Теперь Дарью ждет тяжелая работа. Все, что делали супруги вместе, придется бедной вдове выполнять одной: пахать до темноты, ночью клепать косу, а утром идти косить. Дарья вспоминает свой летний сон. Ее окружило несметное войско, и она звала на помощь. Пришли мать, брат, свекор, дети, только не появился Прокл. Сон оказался в руку.

Сын вырастет и женится, но не увидит его свадьбы отец. А если парня в рекруты захотят взять? Кто заступится?

Женщина вспоминает, как ночью через лес бежала в отдаленный монастырь за чудотворной иконой, как в монастыре ей пришлось ждать, пока монашки отпевали молодую красивую схимницу. Потом к иконе пошли больные за исцелением. Но Прокла святыня не спасала, а Дарья отдала за возможность взять икону на время все свои сбережения.

Вдова загружает воз дровами и собирается идти, но опять погружается в горькую думу. В это время Мороз-воевода обходит свои владения и замечает Дарью. Он поет хвастливую песню о своем могуществе и неисчислимых богатствах, предлагая женщине разделить с ним зимнее царство. Он трижды спрашивает вдову, тепло ли ей, и Дарья дважды отвечает, что тепло, хотя с каждым разом Мороз насылает все больший холод. На третий раз Мороз оборачивается Проклом и начинает женщину целовать.

Дарье становится так тепло и хорошо, что она счастливо улыбается. Ей снится жаркое лето и вся счастливая семья: Прокл, родители, дети. А у нее будет еще ребенок. По сосне прыгает белка и осыпает женщину снегом, но Дарья уже ничего не чувствует в своем зачарованном сне.

По произведению: «Мороз Красный Нос»

По писателю: Некрасов Николай

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/nekrasov/moroz_krasnyj_nos/
  • https://obrazovaka.ru/books/nekrasov/moroz-krasnyy-nos
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nekrasov/moroz-krasnyj-nos
  • https://goldlit.ru/nekrasov/929-moroz-krasnyi-nos-kratkoe-soderzhanie

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



335

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Сочинение на тему авторитет 9 класс 70 слов
  • Сочинение на тему авторитет пример из литературы
  • Сочинение на тему аквапарк 5 класс
  • Сочинение на тему авторитет 9 класс огэ
  • Сочинение на тему автор и его герой горе от ума