Сочинение на тему а счастье было так близко

Полную противоположность онегину представляет русская душою, выросшая в атмосфере народных сказок, преданий простонародной старины татьяна, самое имя которой влечет за

Полную противоположность Онегину представляет «русская душою», выросшая в атмосфере народных сказок, «преданий простонародной старины» Татьяна, самое имя которой влечет за собой национально-русские, притом чисто народные ассоциации — «воспоминанье старины Иль девичьей!».
И поэт дает нам ясно понять, что именно в этой близости Татьяны к национальной и народной почве и заключается источник не только особо поэтичной прелести всего её облика, но и её высоких душевных качеств: её верности долгу, её целомудренной чистоты.
Однако Онегин не заметил и не оценил всего этого в Татьяне. Горячо и страстно увлекся он ею только тогда, когда неожиданно снова встретил её не простой и смиренной девочкой в окружении русской деревенской природы, а «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» в великолепной раме великосветских салонов, в ореоле той внешней величавости и наружного блеска, который сама она определяет как «ветошь маскарада», как «постылой жизни мишуру». Рисуя безнадежно печальный исход романа Евгения, который сам слепо прошел мимо столь возможного, столь близкого счастья, поэт наносит на его образ последние завершающие штрихи.
Оторванность, «страшная далекость» от народа составляли самую трагическую черту передовых кругов дворянства не только времени Александра Сергеевича Пушкина, но и всего периода дворянской революционности. И именно то, что Пушкин сделал эту черту ключом к пониманию и характера Онегина и его судьбы, сообщило образу Евгения широчайшую типичность, сделало его родоначальником всех последующих «лишних людей» русской литературы.
«Тип Онегина, — писал много лет спустя, в 1851 году, Герцен, — до такой степени национален, что встречается во всех романах и во всех поэмах, которые имели хоть некоторую популярность в России, и не потому, — добавлял Герцен, — что этот тип хотели списывать, а оттого, что его постоянно видишь около себя или в себе самом».
Такой же замечательной художественной обобщенностью обладают, не говоря уже о Ленском, о Татьяне, и все остальные образы романа. Правдиво показывая и верно объясняя в этих обобщенных образах своим современникам их самих, Пушкин тем самым помогал понять им снедающие их недуги, указывал пути для их исцеления. Это сообщало роману Александра Сергеевича великое общественное значение.

А счастье было так возможно, так близко.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Великое творение великого поэта. Как всякое действительно замечательное произведение, роман “Евгений Онегин” стал целым этапом в развитии русской литературы. Именно в нем зародилось и получило свое развитие реалистическое направление в творчестве Пушкина. Гениальный поэт открыл новую эпоху в искусстве слова. Разбиты рамки классицизма; старые каноны, сковывавшие живую мысль, почти забыты. Но уже и романтизм не удовлетворяет потребности общества. Уход от действительности, “нечто и туманна даль” не нужны во времена декабристов. Жизнь просится на страницы. Жизнь во всем своем многообразии, кипучей и деятельной пестроте.
Не просто человек со своими маленькими горестями и радостями, а человек и общество, его окружающее общество, которое воспитывает, формирует человека, в котором получают развитие или умирают его способности, которые изменяют его и изменяется с ним само. Вот что необходимо было передовым людям того времени от книг. Взыскательный читатель искал в книгах не любовные приключения и занимательные истории — он искал правду чувств и мыслей. Настоящая поэзия всегда дает пищу нашему уму. Мы как бы заново переживаем с автором все события, описанные автором. Читая “Евгения Онегина”, мы постепенно переходим от романтизма к реализму, мы пишем письмо Татьяны, мы становимся как бы действующими лицами романа. И все время рядом с нами то веселый, то мягкий и грустный, то добрый, то гневный Пушкин. Мы смеемся и плачем вместе с его и нашими героями. Поэт сумел создать образы, типичные для того времени и удивительно своеобразные. И хотя роман называется “Евгений Онегин”, в нем два главных героя — Евгений и Татьяна. С самого раннего детства прослеживаем мы их путь. Люди различные, выросшие в разной обстановке, они в то же время имеют много общего. Но давайте все по порядку.
Онегин получил обширное, хотя и поверхностное образование. Стоит ли винить Евгения в том, что оно было не достаточно глубоким? Не взял ли он все, что мог предложить ему “француз убогий “? Латынь, французский, история, экономика… Познания для того времени значительные. Многие говорят, что Онегин не любил книг, был невежда и так далее. Но ведь это не так! Да, он бросил книги. Но почему? Он искал в них совесть и смысл. И не нашел ни того ни другого. Он был слишком взыскателен к себе и к людям, его окружавшим. Не будучи заурядностью, Евгений не принимал в людях серость и тупость. Если бы его способности были хоть кому-нибудь нужны! Но
…лишь посредственность одна
нам по плечу и не странна…
И он, еще совсем юноша, был втянут в этот однообразно-пестрый водоворот света. И закружились-завертелись одинаковые, скучные дни. Он понял всю ничтожность такого существования. Бесконечные измены и застольные дружки надоели, так как не могли удовлетворить его потребности в общении. Замкнувшись в себе, отделившись от всего света плотной броней насмешек, нашел он некоторое равновесие. Не многим приоткрывал Онегин свою душу. Он действительно больше чувствовал, чем говорил о чувствах.
Но этот замкнутый мирок явился причиной глубокого эгоизма Евгения. Он был выше людей, его окружавших, и не мог без некоторого презрения думать о них. Неудивительно, что такое отношение по привычке проявлялось и к людям, его вовсе не заслуживающим. Пожалуй, Онегин-человек наиболее полно раскрывается в общении с Татьяной.
Давайте познакомимся с героиней романа, какой она была до встречи с Евгением. “Итак, она звалась Татьяной”. Прямо хоть бери и переписывай сюда половину второй главы. Пушкин чудесно описывает мечтательную сельскую барышню, простую, застенчивую, всегда немного грустную. В отличие от Онегина, Татьяна выросла в деревне, в глуши. Никакого образования она практически не получила. Но зато
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все.
Она читала без разбору. Да и выбора особенного у нее не было. Несколько сентиментальных романов с идеальными героями и счастливым концом — вот и вся библиотека. Она не любила, как Ольга, бегать, резвиться, играть. Задумчивая, романтическая Татьяна могла целыми днями бродить по полям, разговаривать с крестьянами, няней, и сама она была очень близка тихой неброской русской природе.
Будучи, как и Онегин, выше своего окружения, она верила во что-то прекрасное. Татьяна создала свой воображаемый идеал, подобный книжным, и “заочно” влюбилась в него. Сейчас это выглядит немножко смешно, но что ей оставалось делать? Ей не нужно было до пяти утра сидеть писать сочинения… Она сочиняла письмо. Да-да! Знаменитое письмо Татьяны было написано задолго до встречи с Евгением! Так, по крайней мере, мне кажется. Наверное, ей все-таки немножко хотелось плакать, когда она смотрела на Ольгу и Ленского. Где же он?
И вот появился Онегин. Молодой, красивый, знатный, богатый, он так похож на героев любимых романов! Загадочный, он резко отличается от окружающих своим умом, образованностью, знанием света. И, разумеется, давно заготовленные лавры идеала были тут же возложены на его голову. И вот, после первой мимолетной встречи (а она была так коротка, что Пушкину хватило шести строк), Татьяна посылает Евгению письмо. Оно прелестно, это письмо милой наивной девушки. В нем есть все: и признание, и слабые упреки, и воспоминания, и жалоба… Его выучить, оставить, сохранить в себе. Но… после нескольких повторений вдруг понимаешь, что это… это не чувство. Татьяна не любит. Она влюблена. Интересно, какой будет реакция Онегина на это послание? Не ждите сенсации. Именно такая, какую и можно было ожидать от него. Он пришел и откровенно изложил свои мысли. Он не скрывает, что Татьяна ему симпатична, однако он не сможет ее любить так, как она того заслуживает. И боится омрачить ее жизнь, так как считает, что не в состоянии принести ей счастье. Евгений раскрывает перед Татьяной свою душу, но и в этой исповеди (все-таки исповеди!) он не освобождается от эгоизма. Он просто не может понять, что делает человеку больно. Очень больно. Да, он поступил благородно, не воспользовавшись полудетской любовью Татьяны. Быть может, и его замечание:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет.
К беде неопытность ведет
было вполне уместно (Татьяна, кстати, впоследствии им воспользовалась). Онегин даже отмечает прекрасную душу и сердце девушки. Но хотелось бы все это как-то мягче, человечнее. У Евгения слишком преобладает рацио, а у Татьяны, наоборот, — эмоцио. Но хватит. Они расстались. Какие чувства кипели в груди Татьяны?! Она пренебрегла приличиями, условностями, первая написала письмо… и вот… Но время идет. Святки. В страшном, в какой-то мере пророческом сне Татьяна вновь видит Его. И в какой роли! Таня с детства любила страшные рассказы. Она была чрезвычайно впечатлительна. Искренне веря всем сказкам, она ужаснулась: что ждет ее? Много неразрешенных вопросов перед ней. А поведение Онегина на именинах? Не странно ли оно? И потом… Потом дуэль! Она оказалась переломным моментом в судьбах героев. Она разлучила Евгения и Татьяну. Она перевернула мир в глазах Онегина. Как он, презирающий свет, мог пойти на поводу “общественного мненья”? Как мог?! Как он позволил сделать себя “мячиком предрассуждений”? А ведь хотел, хотел отказаться от дуэли! Хотел… И не смог. Не хватило силы воли восстать. Он мучился, “он обвинял себя во многом”, но… вышел на дуэль. Почему? Нам это нетрудно понять. Путы общества, воспитавшего Онегина, были еще слишком сильны. Причем интересно, что их первой преодолела своим письмом Татьяна.
И вот после отъезда Онегина из деревни, где все напоминало ему о юном поэте, девушка посещает его дом. Все ее представления о добре и зле, чести, совести, справедливости рушатся. “Ей открылся мир иной”. Выросшая в одиночестве, Татьяна не могла понимать духа своего времени. А в кабинете Евгения она находит книги, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Интересно, что читает она не бездумно. Таня ищет ответы на свои вопросы. Кто же такой Онегин? И вдруг находит слово “подражанье”. Нет, он не подражанье, не пародия. Он сын своего времени, отраженье века. Просто он увидел свое сходство с героями книг, понял их сущность. Они были близки ему по духу, и поэтому Татьяна ошиблась.
Но каковы были последствия этой ошибки? Разве не будь этого разочарования, согласилась бы Татьяна выйти замуж за старого генерала? Разве могла бы так сильно внешне измениться? Да, именно внешне. В душе она осталась той же провинциальной барышней, только научившейся “властвовать собой”. Теперь она законодательница зал, блестящая светская дама, прекрасная и гордая. И скоро состоится ее последняя встреча с Онегиным.
Но где же Евгений? Смерть Ленского потрясла его. Все случилось так нелепо. Все кричало ему: “Убит! Убит, убит!”. Евгений бежал из деревни, несколько лет путешествовал, пытался рассеяться, забыться. Как это ни странно, гибель поэта воскресила в нем человеческую душу. Он вновь был способен чувствовать. Этому немало содействовало и само путешествие. Недаром Пушкину пришлось оставить лишь отрывки из бывшей восьмой главы. Слишком много видел Онегин.
И вот он первый раз после продолжительного отсутствия появляется в свете. Как поразился он, увидев там Татьяну! И лишь теперь, через много лет после того разговора в саду, понимает он всю духовную красоту Татьяны. В нем просыпается чистая, настоящая любовь — чувство, когда-то задушенное светом, а теперь воскресшее. Настолько разительна перемена в Евгении, что кажется, сам Пушкин не верит в искренность его побуждений. Поэт как бы спрашивает нас, да и самого себя: “Что это? Досада? Суетность? Или любовь?”.
Теперь пришла пора Онегину сомневаться, мучиться, надеяться, ждать. Теперь он пишет письмо Татьяне. Оно дышит неподдельной страстью. Горячее взволнованное послание это чем-то напоминает письмо Татьяны. Но какая разница! Тут нет и тени искусственности. Это письмо отчаявшегося, готового на все человека. Оно невелико по объему, но в нем сконцентрированы все чувства, какие может выразить человек. Евгений понимает, какие ужасные ошибки он совершил в юности. Как он жалеет, что тогда “свою постылую свободу… потерять не захотел”! Он понимает теперь все совершенство Татьяны и… ничего не может сделать. Больной, он ждет ответа и томится еще больше, чем в свое время Татьяна. Белинский пишет, что для Онегина любовь без борьбы не представляла никакого интереса. Нет! Это была борьба за любовь! Огромная разница! Жаль, что все так окончилось! Татьяна была несправедлива, обвиняя Евгения в погоне за “соблазнительной честью”! Хотя во многом остальном она была по-своему права. Но она не имела права называть его “чувства мелкого рабом”! Это неправда. Онегин, может быть, впервые в жизни полюбил. Да, они поменялись местами. Теперь Евгений слушает проповедь. Татьяна остается прежней. Намного более динамичен и интересен Онегин. Он живой человек, он меняется на наших глазах. Он заставляет думать. Что с ним будет потом? Не знаю. А Татьяна так и останется навек отданной другому. Все должно было бы кончиться иначе! Ведь “счастье было так возможно, так близко”…

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое
не говорило в ее душе; ум ее спал… »
Но она не выберет себе в мужья ни Петушкова, ни Буянова или гусара
Пыхтина: она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое
духовное содержание. Такого человека, как ей показалось, она нашла в
Онегине.
Но разыгрывается любовная драма. Возлюбленный, как это принято в сентиментальных романах, не бросается ей на грудь, а, напротив, читает
Татьяне нравоучение:
“Учитесь властвовать собою!
Не всякий вас, как я, поймет!
К беде неопытность ведет! “.
Любовь Татьяны безнадежна. Чем могла привлечь опытного светского льва молоденькая деревенская девушка? Татьяна получает хороший жизненный
урок. «А счастье было так возможно…» .
А. С. Пушкин разъединяет судьбы Онегина и Татьяны на время,
чтобы соединить новых, много переживших и
духовно выросших.
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмонтом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
– Знаком он вам? – И да и нет.
На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин
рисует и новую Татьяну – «равнодушную княгиню» , «неприступную богиню. ”
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал…
Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней,
Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне.
Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать
свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том
же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она о
бладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина.
Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен страстью.
Обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.
В начале произведения мы видим человека, не готового к переменам в
своей жизни. Он отвергает Татьяну, так как не созрел ещё для настоящей
любви. Теперь же перед читателем предстаёт изменившийся герой.
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить.
Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно! )
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в 1820-1830-х годах и со временем стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Писатель посвятил работе над этим романом более семи лет и, кажется, вложил в него всю душу. В образе главного героя, «молодого повесы» Евгения Онегина, он воплотил как достойные, так и негативные черты. Онегин резко выделялся на фоне окружающих своей незаурядностью и резким мышлением. По натуре он аристократ, привыкший к столичной разгульной жизни, что немного отталкивает сельских жителей.Со временем он устает от городской суеты и переезжает жить в имение, доставшееся ему по наследству от покойного дядюшки. В этой самой деревне и меняется коренным образом его жизнь. Там он знакомится с другим молодым человеком, который становится его лучшим другом и с милой Татьяной. По какой-то причине Пушкин очень жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно, и это предопределенно свыше. На самом деле, никто из главных героев не находит своего истинного счастья, поэтому это произведение можно смело причислить к драматическому жанру.С самого начала поэмы мы понимаем, что Онегин не умеет любить. Он разбалован жизнью, балами, светскими раутами, женским вниманием. Для него женщины давно перестали быть тайной или объектом недосягаемости. Он не знает, что такое упорный труд. Интерес к чему-либо у него давно безвозвратно угас, поэтому его существование бесцельно. В деревне он много читает, проводит много времени на природе. С Ленским и с Лариными знакомится только от скуки. Он прекрасно понимает, насколько они с ним разные. Восемнадцатилетний Владимир – «поклонник Канта и поэт». Его душа чиста и непорочна. Этот герой верит в существование истинной любви и видит в ней высшую цель существования человека.Все эти мысли давно перегорели в душе Онегина. Он видит в своем новом знакомом и друге молодую наивность, которая со временем, по его мнению, должна перегореть. По инициативе Ленского он знакомится с семейством Лариных. Старшая сестра Татьяна сразу же находит в нем свой идеал, и недолго раздумывая, пишет ему любовное письмо. Для девушки, выросшей на французских романах и вдали от городской суеты, это был единственный способ выразить свою симпатию. В ответ она получает холодный ответ, продиктованный скорее благородством. Евгений не хочет, чтобы девушка утешалась пустыми мечтами, поэтому прямо заявляет, что он не создан для семейной жизни.Ленский, тем временем, ухаживает за младшей сестрой Татьяны, за Ольгой. В противовес сестре Ольга весела, общительна и заурядна. Из-за нее между друзьями происходит спор, после которого они стреляются на дуэли. Ленский умирает молодым, так и не успев пожить. Ольга недолго горевала после гибели жениха и вышла замуж за улана. Татьяна после долгих уговоров матери уехала в Москву, где повстречала какого-то важного генерала и стала его женой. Через два с лишним года Онегин на одном из Петербургских раутов повстречал Татьяну, но это уже была совершенно другая Татьяна – холодная, неприступная светская львица. Когда он говорит ей о любви, она отвечает, что теперь ее место рядом с мужем.На этом роман Пушкина заканчивается. Мы видим, что ни один из героев не нашел личного счастья. Кажется, сам автор им глубоко сочувствует. Жизнь учит Онегина тому, что былого не вернуть, как ни старайся. Когда он понимает, что мог бы любить одну Татьяну, и больше ему ничего для счастья не нужно было бы, уже поздно. Он слишком поздно разглядел в ней нравственную силу и красоту. Когда он ей признается в любви, то ждет от нее злорадства в наказание, а Татьяна наоборот остается верной себе и ведет себя просто, искренне и доверчиво. Она говорит, что возможно также любит его, но счастье для них уже невозможно. Таким решительным отказом завершается знаменитая поэма.

сочинение на тему “А счастье было так возможно, так близко” (Онегин и Татьяна)

Ответы:

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое
не говорило в ее душе; ум ее спал… »
Но она не выберет себе в мужья ни Петушкова, ни Буянова или гусара
Пыхтина: она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое
духовное содержание. Такого человека, как ей показалось, она нашла в
Онегине.
Но разыгрывается любовная драма. Возлюбленный, как это принято в сентиментальных романах, не бросается ей на грудь, а, напротив, читает
Татьяне нравоучение:
“Учитесь властвовать собою!
Не всякий вас, как я, поймет!
К беде неопытность ведет! “.
Любовь Татьяны безнадежна. Чем могла привлечь опытного светского льва молоденькая деревенская девушка? Татьяна получает хороший жизненный
урок. «А счастье было так возможно…» .
А. С. Пушкин разъединяет судьбы Онегина и Татьяны на время,
чтобы соединить новых, много переживших и
духовно выросших.
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмонтом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
– Знаком он вам? – И да и нет.
На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин
рисует и новую Татьяну – «равнодушную княгиню» , «неприступную богиню. ”
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал…
Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней,
Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне.
Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать
свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том
же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она о
бладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина.
Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен страстью.
Обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.
В начале произведения мы видим человека, не готового к переменам в
своей жизни. Он отвергает Татьяну, так как не созрел ещё для настоящей
любви. Теперь же перед читателем предстаёт изменившийся герой.
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить.
Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно! )
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Иван Сергеевич Тургенев во время путешествия по Германии оказался в городке Зинциг, и в это время к нему пришла идея написать интереснейшую повесть “Ася”. Эта повесть о первой любви, но в качестве названия было выбрано имя главной героини.
В начале рассказчик, который представляется Н. Н., рассказывает о себе: “Я был здоров, молод весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал что хотел, процветал одним словом”. Он поселяется в городе З. и во время очередной прогулки заходит на “коммерш”, где встречает Гагина и его сестру Асю. Гагин сразу понравился рассказчику: “Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них было всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими кучерявыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается”. У Гагина была чисто русская душа, правдивая, честная, простая, но как упоминает рассказчик: “немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом”.
Ася же c первого взгляда кажется Н. Н. миловидной. По словам рассказчика в ней было “что-то своё, особенное, в складе её смугловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Ася нисколько не походила на своего брата”. Позже мы узнаем, что Ася в него влюбилась и готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”. Тургенев показывает, что Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Она хочет сделать свою жизнь осмысленной, стремится “пойти на трудный подвиг”. Любовь окрылила её и ей кажется, что Н. Н. необыкновенный человек, настоящий герой. Ася мечтала о таком человеке, который “бы” мог ей совершить подвиг. Она спрашивает рассказчика: “Как жить? Скажите, что я должна делать? Я всё буду делать, что вы мне скажите…”.
Читая повесть, мы видим, что Н. Н. образован, хорошо знает литературу, любит и понимает музыку. В то же время он занят только собой. И хотя он тоже любил Асю он не мог принять скорого решения. И. С. Тургенев показывает героя безвольным и нерешительным. Он не может удержать своего счастья … Первая любовь героини оказывается несчастной.
Ася осталась в памяти рассказчика той самой девочкой, какой он знал в лучшую пору его жизни, какой он видел её в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула. И он не жалеет о своем поступке, считая, что судьба распорядилась правильнее. Подводя итоги своей жизни, Н … Н. осознает, что чувств испытанных им к Асе – жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось, и он подытоживает: “И я сам – что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека”. Этими словами заканчивается повесть И. С. Тургенев.

Весь внутренний мир татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в ее душе; ум ее спал… » но она не выберет себе в мужья ни петушкова, ни буянова или гусара пыхтина: она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое духовное содержание. такого человека, как ей показалось, она нашла в онегине. но разыгрывается любовная драма. возлюбленный, как это принято в сентиментальных романах, не бросается ей на грудь, а, напротив, читает татьяне нравоучение: “учитесь властвовать собою! не всякий вас, как я, поймет! к беде неопытность ведет! “. любовь татьяны безнадежна. чем могла привлечь опытного светского льва молоденькая деревенская девушка? татьяна получает хороший жизненный урок. «а счастье было так возможно…» . а. с. пушкин разъединяет судьбы онегина и татьяны на время, чтобы соединить новых, много переживших и духовно выросших. все тот же ль он иль усмирился? иль корчит так же чудака? скажите, чем он возвратился? что нам представит он пока? чем ныне явится? мельмонтом, космополитом, патриотом, гарольдом, квакером, ханжой, иль маской щегольнёт иной, иль просто будет добрый малый, как вы да я, как целый свет? по крайней мере мой совет: отстать от моды обветшалой. довольно он морочил свет… – знаком он вам? – и да и нет. на фоне светского общества, в доме князя, мужа татьяны, пушкин рисует и новую татьяну – «равнодушную княгиню» , «неприступную богиню. ” как изменилася татьяна! как твёрдо в роль свою вошла! как утеснительного сана приёмы скоро приняла! кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой, в сей небрежной законодательнице зал… свет не испортил, не искалечил татьяну, душа её осталась прежней, если онегин изменился внутренне, то татьяна – скорее внешне. она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чужого взгляда. и эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она о бладала в юности, ещё больше привлекает к ней онегина. онегин, не полюбивший татьяну в деревне, теперь охвачен страстью. обновлённый онегин теперь может оценить всю глубину души татьяны. в начале произведения мы видим человека, не готового к переменам в своей жизни. он отвергает татьяну, так как не созрел ещё для настоящей любви. теперь же перед читателем предстаёт изменившийся герой. что с ним? в каком он странном сне! что шевельнулось в глубине души холодной и ленивой? досада? суетность? иль вновь забота юности – любовь? раньше счастье не было возможно, потому что онегин не умел любить. счастье возможно только теперь, с обновлённым онегиным, но (поздно! ) татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Урок-
исследование «А счастье было так близко…»

По рассказу А.П.Чехова Дама с собачкой»

Цели: познакомить
с новым способом литературного  мышления Чехова,

научить учащихся анализировать, обобщать,
делать выводы, воспитывать чувство прекрасного.

Методическое обеспечение: художественные произведения, портрет А.П.Чехова О.Л. Книппер, рисунки
учащихся.

Содержание:

1 Слово учителя.

2.Исследование женской психологии А.П.Чеховым.

3. Письма А.П.Чехова О. Л. Книппер.

4.Представление героев.

5.Особенности прозы А.П.Чехова:

1.основа рассказа- событие и быт.

2. деталь как следствие незаконченности.

3.Случай в рассказе.

4.Открытый финал.

5.Ориентация на законы драмы и лирики.

6.Сравнения.

7.Пейзаж.

8. Музыкальность.

Ход
урока:

Слово учителя:
А.П. Чехов уделял огромное внимание миру  сложных, зачастую непредсказуемых
движений человеческой души и особенно чувству любви. Любовь- светлое чувство,
но в обществе накладывает на человека ограничения и запреты.

А.П. Чехов был увлеченным человеком. «Все
тайны любви я познал в 13 лет» признался как-то Чехов в интервью журналу
«Север» в 1888 году. Женскую психологию писатель исследовал, в каждой
избраннице подмечал определенную «изюминку».

Учащийся: Лика
Мизинова являлась его музой. Познакомились тогда, когда ей было-19 лет а ему-25
лет. На стала прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка».

Учащаяся: Нина
Корш- дочь владельца первого частного театра в России. Роман длился 2 года.

Учащийся: В
молодости А.П.Чехов  всегда повторял:» Медицина- законная жена, литература-
любовница»

По оценкам Чехова « женщина лукава, болтлива,
суетна и наделена еще множеством недостатков» Какую же, действительно, женщину
любил Чехов?

В 1889 году  в Петербурге он знакомится с
детской писательницей Лидией Алексеевной Авиловой. Ей 27 лет, ему-32 года.
Какой же была женщина, вдохновившая Чехова на рассказ о любви? По воспоминаниям
И.А.Бунина, в ней была смесь застенчивости и любопытства к жизни, смешливости и
грусти. Она была талантливее своих книг. Чехов подробно разбирал ее рассказы,
давал советы, критиковал. Они подолгу говорили, молчали, но не признавались
друг другу в своей любви, скрывали ее робко и ревниво. Она призналась ему в
своей любви в рассказе «Забытые письма». « Жизнь без тебя, даже без вести о
тебе, больше, чем подвиг- это мученичество. Я думаю только о тебе». Чехов
написал ответный рассказ « О любви»

Учащаяся:

Нельзя сказать, что Чехову не везло в личной
жизни. Женщины его любили, и он любил. Однако женился поздно. В шутку он
говорил, что ему нужна жена, которая , как луна, появлялась бы на его
небосклоне не каждый день. Он выбрал О.Л. Книппер- актрису МХАТА Чехову было 41
год. Многие сомневались в искренности чувств актрисы, но Чехов был счастлив.

Их брак- вереница редких встреч и тягостных
расставаний, и только ежедневная переписка, пестрящая ласковыми словами и
признаниями в искренности чувств, помогла сохранить их любовь. Мало виделись,
но много писали друг другу. Они оба не принадлежали себе. Он- литературе, она-
театру. Чехов написал жене 433 письма. Вот несколько выдержек. «Страшно скучаю.
Питаюсь одним супом. Барышень красивых нет, борода седеет. До свидания Оля, моя
хорошая, крокодил души моей»12ноября 1900год. « Твои письма, вероятно, все уже
получены, и теперь не беспокойся, таракаша, -все благополучно» 2 января
1901год.

Они стали близки друг другу, он  называл ее
странными  кличками «собака», «курица», «дуся». В них нежно-ироническая
тональность, не идя на уступки сентиментальности или банальной слащавости. В
письмах к жене ярко проявилась способность Чехова сказать о важном,
значительном. Убеждал не падать духом. «Я тебя целую 80 раз и обнимаю крепко,
помни же, я буду ждать тебя. Помни! Пиши, пиши, я уже никого не буду любить, ни
одной женщины» 1904год.

Учитель: Рассказ
Чехова «Дама с собачкой»- самое лирическое произведение, в котором
необыкновенное душевное событие рисуется обыденными красками, а банальный роман
оборачивается большой любовью. В нем проявился интерес Чехова к сугубо частной
жизни и интерес к провинциальному быту. Рассказ опубликован в журнале «Русская
мысль» в 1899 году. В рассказе нет завязки, кульминации, нет четкой
проблематики, финал открыт. Давайте познакомимся с героями.

Ученик
представляет героя рассказа: Дмитрий Дмитриевич Гуров-40 лет, москвич, филолог
по образованию, мечтал о карьере оперного певца, но служит в банке. На втором
курсе женился на богатой, которая была в полтора раза старше его. Жену он
боялся, много раз изменял. В семье было трое детей: дочь 12-ти лет и два сына
гимназиста.

Ученица: Анна
Сергеевна  выросла в Петербурге, но вышла замуж  в С.,где живет уже два года.
Муж служит в губернской управе. А кем, она не знает.

Ученик: Гуров не
любил быть дома. В их семье было два дома. В одном жила семья, а другой был
источником дохода.

Ученица: Анна
Сергеевна не интересовалась службой мужа. Муж- дворянин, с немецкой фамилией
фон Дидериц.  «быть  может, честный человек, но ведь он лакей!» в семье нет
детей.

Вывод: Любовь,
настигшая обоих, переворачивает их обыденную жизнь- это отдушина в
существовании. Встреча состоялась на море, где все отдыхают, гуляют, дышат
морским воздухом. Они понравились друг другу. Их отношения перерастают в
серьезное чувство, хотя герои об этом не подозревают. И когда они расстаются, думают,
что забудут друг друга. Но зародившаяся любовь сильнее их- в общем –то слабых и
безвольных людей.

Ученик: Любовь,
построенная на обмане, не жизненна. Герои не смогут порвать свои семейные узы.
Анна Сергеевна жалеет мужа. Он создал ей тихую, спокойную  безбедную жизнь.
Гуров любит детей. Их надо отдать в военное училище

Ученица: Анна
Сергеевна впервые изменила мужу и искренне переживает это. Да и Гуров , уезжая
, обманывает жену, которая по- своему любит его. В глубине души они понимают,
что их отношения не имеют продолжения. И здесь Чехов выступает как нравственный
человек.

Учитель: Давайте
посмотрим, какие особенности прозы Чехова помогают нам раскрыть характеры
героев.

Ученик: Чехов не
показывает всесторонне образ персонажей, но обозначает характерные, наиболее
выразительные детали их поведения; характер героев раскрывается с помощью
случайных реплик, деталей, сравнений, пейзажа.

Ученик: Чехова
интересует человек, оказавшийся  во власти мелочей. Когда побеждает быт, тогда
самая одухотворенная личность становится ущербной. Например, серое одеяло,
серый забор. Или «осетрина с душком»- контраст между возвышенным и низменным.

Ученица: В прозе 
писателя «случайная» деталь, включенная в текст в виде сравнения, создает
особый поэтический эффект: «..Им казалось, что сама судьба предназначила их
друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это
были перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в
отдельных клетках»

Ученик: Сохраняя
объективный тон повествования, Чехов стремится изобразить не событие или героя,
но выразить настроение, передать впечатление. Описание природы он сравнивал с
музыкой. Его пейзажи включают в себя момент впечатления, душевной реакции героя
на то или иное явление. Ощущается присутствие  недосказанного, что в
действительности оказывается самым важным. Так описание ночной Ореанды- это и
фон, эмоционально созвучный состоянию героев, повод для размышления о вечности
жизни сиюминутности человека на земле.» Так шумело внизу, когда еще тут не было
ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо,
когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти
каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного
движения жизни на земле. Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься,
все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем,
когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Ученица: Для
чеховского рассказа характерны повторы, причем повторяться могут  как эпизоды,
так и детали или сравнения. Так любовь героев передается с помощью
повторяющегося сравнения. « И здесь все ходила, как в угаре, как безумная».
Используя повторяющиеся сравнения, Чехов разрабатывает сюжет обреченности
героев на одиночество и несвободу. Музыкальность чеховской прозы создается
повторением однородных синтаксических конструкций: «и то, что было на молу, и
раннее утро с туманом на горах, и пароход из Феодосии, и поцелуи». Очень важны
в прозе Чехова слова со значением неопределенности. Используя «неточные»
слова,  «что-то в ней есть жалкое все-таки».Чехов создает атмосферу
неустойчивости и зыбкости  происходящего. Определенность происходящего
разрушают в чеховском тексте противительные союзы  « а» и «но». Они опровергают
точку зрения персонажа. «по  образованию филолог, но « готовился когда- то петь
в опере». Присоединительный союз свидетельствует  о возникающем понимании, о
возможном приближении к решению вопроса.

Вывод: В финале
рассказа автор оставляет героев в психологическом тупике. Они не могут
расстаться и не могут остаться навсегда вместе. В открытом финале слышны
различные интонации: авторская ирония над героями, пытающимися скрыться от себя
за ничего не значащими разговорами о будущем, драматические переживания того,
что никогда не произойдет, ноты сожаления о том, как безжалостно уходит время.

«Дама с собачкой» одно  из самых популярных
произведений Чехова. Еще при жизни переведена на несколько европейских языков,
в том числе на английский и немецкий. В 1960 году рассказ был экранизирован с
А.Баталовыми И. Савиной. Фильм получил приз на Каннском фестивале. А в Ялте
воздвигнут  памятник Даме с собачкой.

Рефлексия:

Понравился ли рассказ ?

О чем заставил задуматься ?

Актуальна ли тема ?

Домашнее задание:
ответить на вопросы письменно:

1.      
Как соотносится внешний и внутренний сюжеты в
рассказе « Дама с собачкой»

2.      
С помощью каких средств создается образ героя в
рассказе «Дама с собачкой»? Использует ли автор  внутренние монологи? В какой
мере Чехов освоил принципы тургеневского « тайного психологизма»?

3.      
Как передается в рассказе «Дама с собачкой»
душевное состояние героев? Какие  «случайные  реплики» проясняют смысл
происходящего в рассказе?

4.      
Как в рассказе « Дама с собачкой» выражена
авторская точка зрения на проблему человеческого счастья? Какое место при этом
отводится пейзажным зарисовкам?

5.       Как при помощи приемов лирического выражения( ритмическая и звуковая
организация текста, ассоциативные параллели, повторы) автор передает изменения
в эмоциональном настроении персонажей в рассказе «Дама с собачкой»?

Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

 ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

 Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
«Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
 «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

На чтение 6 мин Просмотров 6к.
Обновлено

Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Всегда ли общество ценит достойных людей?». В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: М. Горького, Джека Лондона, А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого.

Вариант 1

Проблема взаимоотношений человека и общества остается актуальной во все времена. Человек создан для общества и с раннего детства находится в нём. Именно общество способствует становлению человеческой личности, формирует ее и развивает. Однако нередко происходит так, что общественность не хочет или не может оценить по достоинству заслуживающих этого людей. Подобная ситуация описана в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Данко – герой одной из легенд, рассказанных Изергиль. Он был готов на всё, ради того, чтобы помочь своему племени. Он верил в лучшую жизнь за пределами темного леса и хотел, во что бы то ни стало подарить ее измученным людям. Данко взял на себя ответственность, и повел свое племя через кромешную, непроглядную тьму к светлому будущему. Однако толпа оказалась нетерпеливой. Спустя некоторое время люди устали блуждать по лесу, озлобились и перестали верить Данко. Его поступок обесценился, но он все равно продолжал самоотверженно бороться за вверенные ему жизни.

Когда племя стало неистовствовать и требовать смерти своего лидера, Данко вырвал из груди сердце и осветил им дальнейший путь. Свет его сердца, словно путеводная звезда, вывел уставших и озлобленных людей из леса. Но Данко не пришлось насладиться долгожданной свободой. Как только они выбрались из непроглядной чащи, его силы иссякли, и он замертво упал на землю. Никто из спасенных им людей не попытался помочь ему. Кроме того, «один осторожный человек» наступил на догорающее сердце Данко, навсегда потушив его.

Другим примером человека, которого общество не сразу оценило по достоинству, является главный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден». Будучи простым матросом, выходцем из народа, он почувствовал в себе талант и призвание быть писателем. Благодаря немыслимой силе воле и неимоверному труду, Мартину Идену удаётся восполнить все пробелы в своём образовании и приступить к писательской деятельности. Его произведения оригинальны, правдивы и интересны. Однако их никто не печатает. Издательства возвращают рукописи обратно. Всё дело в том, что главный героя для них никто, бедняк без имени. Такие люди принадлежат к низшему сословию и не заслуживают внимания «элиты».

История Мартин Идена – это история борьбы с обществом. Несмотря на свое происхождение, Мартин верил в собственные силы, знал себе цену и хотел доказать окружающим, что достоин уважения. В конце концов, слава и богатство приходят к нему, но это не было результатом его таланта и упорства. Успех пришел к нему случайно и слишком поздно. За время попыток стать частью высшего общества, Мартин утратил интерес к жизни, к борьбе. И единственным выходом из сложившейся ситуации оказалась смерть. Мартин Иден стал жертвой общества, которое не смогло понять человека из простого народа.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что общество в большинстве случаев не может оценить по достоинству своих лучших представителей. Люди привыкли заботиться только о собственном благополучии, поэтому не обращают внимания на благородные поступки других. Кроме того, человеческая жестокость и непонимание способны изменить любого человека, превратить его благие намерения в пустые мечты. До тех пор, пока мы будем оставаться безразличны друг к другу – мир не станет лучше.

Вариант 2

Человек и общество – самая актуальная тема в художественной литературе. Многие писатели задавались вопросом: «Всегда ли общество ценит достойных людей?». Однако не так просто разобраться в этой проблеме. Без общества не было бы человека, но и общество существует только благодаря людям. Каждый из нас делает свой вклад в развитие родного государства, стремится быть полезным, следует за своим признанием. Так в чем же кроется причина того, что многие личности остаются непонятыми, неоцененными по достоинству?

Ярким примером человека, образ мыслей которого остался чужим для окружающих, является главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Его конфликт с обществом лежит в основе произведения. Мнение Чацкого в корне расходится с мнением Фамусова и приближенных к нему людей. Вернувшись в Москву, Чацкий увидел, что ничего не изменилось за все те годы, которые он провел заграницей. Высшее общество продолжало судить о человеке только по его должности и достатку. Люди боялись каких-либо перемен и нововведений, именно поэтому все новаторские идеи Чацкого были чужды окружающим, и, в конце концов, его обвинили в безумии.  

В результате все надежды и мечты главного героя развеиваются, а его стремления разбиваются о стену непонимания. Ощутив на себе всю жестокость и подлость фамусовского общества, Чацкий понимает, что ему здесь не место. Таким образом, он оказывается вынужденным отступить, покинуть Москву. В одиночку ему не победить и не переубедить окружающих в своей правоте. Но время все расставит по местам, и последователи Чацкого изменят ценности в размеренной дворянской жизни.

В качестве другого примера хочется привести Пьера Безухова – одного из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Высшее общество сразу восприняло его враждебно. Искренность и прямота незаконнорожденного сына графа Безухова произвела на посетителей салона Анны Шерер не самое лучшее впечатление. Настоящий живой ум, непосредственность и простота всегда пугают людей, вращающихся в светских кругах. Однако их мнение быстро переменилось после того, как Пьер унаследовал все, что имел его отец. И должно было пройти немало времени до тех пор, пока он научился распознавать лживых и лицемерных людей  в своем окружении. Осознав, в чём заключается смысл жизни, Пьер навсегда отказался быть частью того высшего света, к которому раньше так стремился. Он понял, что счастье заключается в простых вещах, поэтому захотел провести остаток своих дней в кругу любящей, заботливой семьи. Так он женился на Наташе Ростовой и исполнил свою мечту. С этих пор Пьера больше не волновало мнение окружающих, он сделал свой выбор.

Таким образом, напрашивается вывод, что общество далеко не всегда ценит достойных людей. Это происходит по разным причинам: невежество, нежелание принимать новое, боязнь перемен, приверженность к старым устоям. И изменить это кроме нас никто не сможет. Необходимо уважать других людей, даже если их виденье мира отличается от общепринятого.

Советник президента РФ Владимира Путина, праправнук Льва Толстого о том, что является залогом успешной карьеры

В Казани на презентации виртуального тура КФУ по толстовским местам побывал праправнук великого русского писателя, советник президента РФ по вопросам культуры, президент международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, писатель-эссеист Владимир Толстой. Руководитель АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова встретилась с ним, чтобы обсудить с экспертом темы воспитания и образования.

«Потомки Льва Толстого стесняются быть писателями»

 Владимир Ильич, в каждом поколении в семье Толстых есть литераторы, журналисты — эта страсть к слову, похоже, передается генетически?

— Мне кажется, наоборот, Толстые стесняются быть писателями, поэтому часто выбирают смежные профессии. К слову тянет, но после Льва Толстого писать и подписываться этим именем довольно ответственно, многие не рискуют это делать, хотя в роду много литературно одаренных людей, почти все его дети оставили прекрасные воспоминания об отце, Ясной Поляне. Но среди нас были и агрономы, учителя, фотографы, художники.

— Знаю, что потомки писателя живут по всему миру.

— Много Толстых сейчас живет в Швеции, во Франции, в Италии, США, есть ветви в Уругвае, Бразилии. Каждые два года более 100 потомков собираются в Ясной Поляне. И эти встречи, кстати, побудили многих из правнуков Толстого, выросших уже за рубежом, изучать русский как язык своих предков.

 В биографии Льва Толстого поражает, что он был полиглотом, владел 13 языками. В том числе татарским?

— Да, как и греческим, арабским, не говоря об обязательных для детей из аристократических семей английском, французском, немецком. Лев Николаевич очень интересовался мировыми религиями, и, чтобы их постичь, пытался в оригинале находить тексты, которые бы объясняли смысл верований. Он вообще был жаден до знаний, занимался постоянно самообразованием. Ни один университет не даст всей полноты знаний, нужна пытливость, главное в процессе обучения — не напичкать чью-то голову знаниями, а пробудить интерес к изучению мира. У Толстого этого было в полной мере.

«Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе.  Достаточно один раз дать понять ребенку, что это обещает грандиозные открытия»«Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия»

«Так просто получить удовольствие, взяв с полки хорошую книгу»

 Боль учителей, родителей  современные школьники мало читают, даже по программе слушают сокращенные аудиоварианты произведений, выбирают видеоконтент. Как вдохновить детей, чтобы читали классику?

— Я просто сочувствую современным детям, потому что они лишают себя колоссального счастья. Чтение настоящей литературы — это возможность создания собственных миров. Вместе с автором, который снабжает тебя характерами, ситуациями, можно построить любой спектакль, сериал внутри своей головы. Ты уже не пассивный потребитель контента — ты творец! Людям, которые познали это счастье, так просто получить удовольствие, всего лишь взяв с полки хорошую книгу. Это недорого стоит, не требует внешнего антуража, особых условий. Можно совершить путешествие в Африку, а можно — вглубь души героев, вместе искать и находить ответы на волнующие вопросы. Учителям и родителям могу посоветовать вспомнить, что именно их в свое время среди книг зацепило, и попытаться аккуратно «поймать» современное поколение на этот крючок. Но это, безусловно, требует труда. Можно прочитать ребенку «Маленького принца» так, что его заворожит, и он захочет читать и искать дальше. Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия. Дети ведь любят квесты, прятки, но выбирают легкий путь — сесть поиграть в видеоигру. Но после нее ничего не остается. Люди вообще сегодня мало общаются в реальности, ищут близости в виртуальном пространстве. А в момент чтения возникает именно общение с литературным персонажем, ты можешь проецировать свои эмоции. Наташа Ростова становится девушкой, в которую ты можешь влюбиться, Андрей Болконский — человеком, на которого хочется быть похожим. По-моему, это здорово!

 Главное, найти подходящий момент, дать в руки правильную книгу?

— Да, потому что, когда на уроках именно заставляют что-то читать, ребенку становится скучно. Есть еще такой момент. К сожалению, сейчас в школе почти не пишут изложений, сочинений. Для меня, человека старого поколения, написать 8–10 страниц мыслей по поводу — нормально. А для современного школьника ужасная мука в 10-м классе написать сочинение в 300 слов. Неужели мы так деградировали? Люди хотят быть политиками, блогерами, но не могут связать трех слов. Я убежден — если стремишься к карьере, нужно уметь говорить, излагать мысли. А для этого нужно читать, пересказывать, выражать свое отношение. Это навыки, без которых невозможно быть современным думающим человеком.

«Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»«Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»

«Если хотим воспитывать думающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия»

 Мы с коллегами обсуждаем — может, современным детям уже не так интересны герои прошлого, надо включать в программу современных писателей? У вас есть литературная премия «Ясная Поляна» — значит, вы хорошо знаете творчество российских авторов нашего времени? 

— Да, я читаю их всех. И скажу, что лучшие из современных писателей не проще, чем классическая литература. Попробуйте прочесть «Лавра» Водолазкина. Это точно не легче, чем «Евгений Онегин» или «Хаджи-Мурат». Конечно, язык трансформируется во времени, какие-то тексты Тургенева, Тютчева надо адаптировать, объяснять отдельные слова, потому что многие явления ушли из обихода. Но глубокая, серьезная проза во все времена требует интеллектуального усилия, труда. Почему-то сегодня боятся, что дети перетрудятся. Литература — это своего рода погружение. Как при овладении иностранным языком мы учим значения слов, так и в большой литературе, чтобы проникнуть и постичь смысл книги, мы должны сформировать какой-то понятийный аппарат. Сделать вход в литературу через более доступные тексты — ложная попытка. Мы словно заранее полагаем, что наши дети неспособны на большее. Если же мы хотим воспитывать думающих, оценивающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия, и в литературе — тоже.

 Есть ли какие-то секреты воспитания детей в вашей семье, в роду Толстых?

— Надо личным примером воспитывать, это единственный рецепт. Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе, и считать, что все вокруг ложь и можно поступать как угодно.

  • Сочинение на тему а хочется речи простой человечьей кратко и понятно
  • Сочинение на тему абортов
  • Сочинение на тему автор в слове о полку игореве 9 класс
  • Сочинение на тему а ларчик просто открывался
  • Сочинение на тему а судьи кто грибоедов горе от ума