Сочинение на основе личного опыта

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе для детей с особыми образовательными потребностями горловой марины викторовны сказкотерапия

Разработка
урока  развития речи по русскому языку в 5 классе для детей с особыми
образовательными потребностями

Горловой
Марины Викторовны

Сказкотерапия как метод
эмоционально-личностной коррекции детей с особыми образовательными
потребностями

Тема: обучение
написанию сочинения повествовательного характера (сказки) на основе личного
опыта.                                              
 .                 
                                                                  
Тип: интегрированный
урок (русский язык + литература +
рисование).                                                                                                          
Цель: научить детей придумывать сказочные истории  на основе картинок,
слов-«подсказок» и готовой схемы сюжета, формировать позитивные модели
поведения в реальной жизни;  развивать вербальные и невербальные средства
общения, творческие способности и  воображение, наглядно-образное мышление,
логическое мышление,  речь и эмоционально-перцептивную сферу; воспитывать внимательное 
отношение  к  слову.                                                                                                                                                                                                                   
Оборудование:
альбомные листы, цветные карандаши, большие рисунки: «Избушка
на курьих ножках» и «Камень», на котором написан план волшебной
сказки.                                                                                                
                               Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
(А.С.Пушкин).

Ход урока

1.    
Вступительное слово учителя

Сегодня  на
уроке, ребята,  мы  будем сочинять, писать, рисовать, пробуя свои силы и
совершенствуя свои возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить,  и в то
же время наша работа будет хорошей подготовкой к выполнению домашнего
творческого задания
  к
составлению рукописной книги. Итак, начнём с рисунка избушки на курьих ножках.

***                                                                                                                                             
Живая избушка у Бабы-яги:
У этой избушки — две курьих ноги.
Торчат её ноги наружу —  и мёрзнут в январскую стужу.
  Купила ей Баба-яга сапоги — малы сапоги для куриной ноги. 
  И туфелек нет в магазинах  для ног великанских куриных.
  Размер у избы — девяносто второй. 
  Примерит ботинок — ботинок с дырой. 
  Несёт ей хозяйка кроссовки — в момент развалились обновки.
  Бредёт одиноко она средь дубрав, то ногу одну, то другую
поджав… 
  Вздыхает в тоске и печали: « Как люди теперь измельчали!»

2.
Беседа с
учениками                                                                                                                   
 О чём горюет Баба-яга? Действительно ли сейчас
измельчали люди?                                                                        –
В каком значении употреблено слово измельчали?                                                           
– Способен  ли современный человек к
подвигам?                                                                                    
                – Какой человек может совершить подвиг? (Запись на
доске.)                                                      – А в какой стране
возможны чудеса? В стране Сказок.

3. Работа со
словом                                                                                                                           
– 
Сказка – чудесное слово. Слово – это живое существо, способное, как и
человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слову, как и человеку,
очень трудно одному, поэтому оно может притягивать к себе другие слова. Давайте
пофантазируем и представим себе, что оно теперь может притягивать, присоединять
к себе другие слова.


Какие ассоциации у вас возникают со словом сказка? Какие слова притягиваются к
этому слову? (Запись на доске ответов: любовь, добро, зло, волшебство,
помощь, обман, хитрость, зло,
коварство…).                                                                        
Хорошо. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа.
Отличать слова добрые от слов злых нам помогает их смысл. Давайте попробуем
определить характер наших слов, какие они: добрые или злые. Знаком “+” мы
наделяем слова добрые, знаком “

злые.                                                                    – Кто
попробует сделать это на доске? (Один ученик работает у доски.)

4.
Работа над созданием рисунка

А
теперь попробуем представить героев  волшебной сказки и доказать, что
современные люди ничуть не измельчали, а даже наоборот. Героем Вашей сказки
будет ребёнок, похожий на Вас. Попробуйте нарисовать главного героя своей 
сказки (на альбомном листе) и выделить его главные черты характера.

5.
Презентация (показ) рисунков

А) описание картинки;

б) описание деталей;

в) цветовая гамма;

г) высказывания учеников;

д) пробуждение интереса к рисунку дополнительными вопросами.

Учащиеся,
отвечая на вопросы, высказывают свои творческие фантазии.

1.     Сколько
лет персонажу?

2.     Каков
его характер?

3.     Какое
имя можно дать?

4.     Опишите
его внешность, одежду.

5.     Каковы
его основные черты характера?

6.     Что
он любит? К чему стремится?

6.     Знакомство с секретами создания  сказки

 Представьте,
что по мановению волшебной палочки Ваш герой попадает в сказочную страну. Много
интересных, веселых приключений может произойти с ним. Немало препятствий
устроят ему на пути сказочные герои, но смекалка, смелость, находчивость,
любовь к сказочным путешествиям помогут Вашему герою преодолеть любые
препятствия.

    Каждый из
вас должен выбрать средство передвижения, это может быть и ковер-самолет, и
сапоги-скороходы, и ступа Бабы-яги, и волшебная палочка.  Маршрут
путешествия:
6 школа, сказочный лес, избушка Бабы-яги,   Луганск – 2012. 
Вспомните элементы сюжета сказки: зачин, развитие действия, переломный момент

 кульминация, развязка, концовка. (На доске)

7.    
Написание сочинения на черновике по
данному плану и началу                                      
– Придумайте по данному началу необычную историю, которая
произошла с Вашим героем и которая будет ответом на вопрос: как Ваш герой
оказался в избушке на курьих ножках? Баба-яга в поисках современных героев,
чтобы Вам помочь,  даже нацарапала План волшебной сказки на Камне возле своей
избушки.           

План волшебной сказки:

1.           
Добрые герои и их враги.

2.           
Причина несчастья у добрых героев.

3.           
Разлука.

4.           
Поиски.

5.           
Помощники добрых и злых героев.

6.           
Встреча. Спасение. Счастливый конец.

Начало сказки: «Жил-был ребёнок, похожий
на меня…»
Вспомогательные вопросы:

1.    
С какого необычайного события начнется
ваша сказка?

2.    
Какие испытания ждут Вашего героя?

3.    
Появятся ли друзья? Кто они?

4.    
А какие волшебные предметы будут помогать
друзьям?

5.    
Что Вас удивило  в Сказочной стране?

6.    
Как закончите сказку?

7.    
Как озаглавите?

В своих сказках вы можете
использовать сказочные слова и выражения, например, «ни в сказке сказать, ни
пером описать», «жили – были…», «в некотором царстве, в некотором государстве».

8.Чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка.

Ребёнок
должен соотнести содержание своей работы с планом, выделить действующих героев,
уместно использовать сказочные слова и выражения, разграничить абзацы,
постараться сформулировать главную мысль в заключении.

  Хорошо,
если учитель найдёт возможность проверить черновики и дать необходимые советы,
касающиеся содержания, речевого оформления работ.

9. Домашнее задание.

Работу
переписать  на чистовик (альбомный лист с портретом главного героя), дополнить
рисунком. В результате – из листков учащихся составляется рукописная книга
сказок всего класса.

                                              
Литература

1. Капшук
О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя.  –  Ростов-на Дону:
Феникс, 2011.

2. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по
русскому языку 5-6 классы. –Волгоград: Учитель, 2003.

3. Ломакина Г.Р. Сказкотерапия: воспитываем,
развиваем, освобождаем ребёнка от психологических проблем. –  Москва: Центрполиграф,
2010.

4. Фесюкова Л.Б.
Воспитание сказкой.   Москва: Фолио,
1996.

5. Челышева И.П. Инновационные технологии на уроках русского языка
и литературы. Харьков: Основа, 2011.

Методика работы над сочинением

(на основе собственного опыта)

Сафарова Ирина Адамовна

учитель начальных классов  

Вступление:

Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных  проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени.

У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.

Слайд  2

 Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Описание картины – самая трудная форма сочинения.

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта; уметь видеть передний план, понимать композицию картины

в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

Слайд   3     Этапы работы

Предварительная  работа

Подготовка материала к сочинению

Написание сочинения

Анализ сочинений и работа над ошибками

— О некоторых этапах мы сегодня поговорим поподробнее.

Слайд  4

1 этап — Предварительная  работа

непосредственные наблюдения за окружающим миром;

посещения музеев, выставок;

уроки изобразительного искусства по теме картины;

словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;

Слайд 5  — 8

словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;

КАРТОЧКИ

Слайд 9

II этап —  подготовка материала к написанию сочинения

рассказ о художнике и истории создания картины;

беседа по картине;

словарно-стилистическая работа по теме урока;

составление плана сочинения;

составление устного высказывания по картине

Слайд 10

беседа по картине;

Пейзаж  — это

Слайд 11 – 12

беседа по картине с музыкой иди без неё по усмотрению учителя

— Главная задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание

а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, — в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод учителем: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Слайд -13

Композиция  — это

Слайд -14     Элементы композиции

 Слайд 15

Словарно-стилистическая работа по теме урока

небо

река

деревья

трава

поле

деревушка

   голубое, с белыми облаками, чистое

   неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением

   жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, красивые

    сухая, жёлтая, бурая

    широкое, раздольное, как бархатный мягкий  коврик

   маленькая, дальняя

Слайд 16

Словарно-стилистическая работа по теме урока

Подберите синонимы к словам: 

 художник  — автор, живописец, пейзажист, мастер кисти,

создает  — пишет,

картина  — полотно, репродукция

жёлтый – золотистый, лимонный,   лучистый, солнечный.

Слайд 17

Словарно-стилистическая работа по теме урока

«ФРАЗЫ — ПОМОЩНИКИ»

При написании текста сочинения могут быть использованы слова и сочетания слов со значением места:

слева от … виднеется;

прямо перед нами изображены …;

на переднем плане художник пишет…;

задний план занимает …;

вдалеке видим …

Слайд 18

Словарно-стилистическая работа по теме урока

Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени. Н:

… ещё не успел сорвать…

ещё не случилось, но уже …

лишь только отшумела …

будут…

вот – вот появятся…

Таким образом, урок строится по следующей схеме:

1. Краткая вступительная беседа.

2. Самостоятельное рассматривание картины.

3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.

4. Составление плана сочинения.

5. Устный рассказ по картине.

6. Сочинение.

Написание первого варианта сочинения.

Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Используемые источники:

Литература:

1. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разоаботки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009 г., 352 с. (В помощь школьному учителю)

2. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

3.Интернет ресурсы:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen.jpg «Золотая осень»

Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.

Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!

Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:

— придумайте заголовок к тексту;

— составьте план;

— перескажите текст (сжато или подробно);

— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);

— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»

— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.

Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.

Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.

Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.

Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!

В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.

— Что такое успех?

— Какую роль играет книга в жизни человека?

— Что такое патриотизм?

— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?

По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.

Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.

Аргументы:

  1. Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
  2. Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
  3. Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
  4. Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
  5. Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д

Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.

Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.

Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)

— Что такое добро?

— Как вы понимаете значение слова патриотизм?

— Как вы понимаете значение слова забота?

— Как вы понимаете значение слова мечта?

Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.

Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Смелость — это проявление внутренней силы человека, который готов на риск ради достижения своей цели. Многомудрый Литрекон считает храбрость благородным качеством, поэтому с удовольствием подбирает примеры о смелости из жизни, литературы, кино и других сфер. Также он разобрал для Вас все актуальные задания по ОГЭ на этот год. Приятного саморазвития!

Из жизненного опыта 

  1. Личный опыт. Мой отец рассказывал мне о семейном предании, которое уже несколько поколений вдохновляет нас на подвиги. Мой прадед воевал и попал в окружение подо Ржевом. Почти все его товарищи тогда погибли, но он не поддался панике и стоял на поле бордо конца, пока его, израненного и без сознания, не вынесла медсестра. Она и стала моей прабабушкой. Смелость свела этих волевых людей, она же стала главным достоинством многих членов моей семьи.
  2. История. Смелость проявляется не только на поле боя, но и в обычной жизни. Для меня главным таким примером является история Михаила Ломоносова. Он, обычный крестьянский парень, поехал в столицу на телеге и даже долгое время шел пешком для того, чтобы получить образование и стать полезным для своей родины. Его отвага поражает воображение, ведь он не побоялся опасностей дороги, предвзятого мнения столичных жителей и неудач. Благодаря этому умению перебарывать страх Ломоносов сделал множество научных открытий.
  3. Кино. В фильме А. Фукуа «Левша» (2015 год) главный герой проявляет настоящую смелость в борьбе с самим собой. После смерти жены он впадает в мрачное уныние, получает от жизни удар за ударом. Но ради будущего своей дочери герой берет себя в руки и идет против отчаяния, чтобы вновь обрести надежду. Его отвага в этом бою мотивирует зрителя избавиться от страхов и идти вперед, несмотря на препятствия.
  4. Личный опыт. Мой друг Саша тоже отличается смелостью. Однажды он спас кошку от разъяренного пса, который загнал обезумевшее от ужаса животное на дерево. Кот не в состоянии был спастись, а пес все не унимался. Тогда мой приятель вооружился доской и припугнул собаку. Агрессор кинулся и на него, но преимущество было на стороне человека. Кот был спасен и благодарно промурлыкал своему спасителю «Спасибо». Эта история всегда вдохновляет меня на решительные поступки.
  5. История. Поразительным примером храбрости в нашей истории выступает подвиг Марата Казия. Мальчику было всего 12 лет, когда его мать убили оккупанты за то, что она помогала партизанам. Ребенок присоединился к партизанскому отряду и стал полноправным бойцом сопротивления. Он лично участвовал в подрыве немецких эшелонов и отстреливался наравне со старшими товарищами. Но еще больше меня поразила его гибель: когда враги окружили его, он подошел ближе и взорвал себя, а заодно и своих преследователей.
  6. Личный опыт. Моя подруга однажды совершила поступок, который стал для меня олицетворением смелости. Она увидела в подъезде своего дома странную сцену: мужчина бил женщину и затыкал ей рот. Она бросилась оттуда, чтобы позвать на помощь, а преследователь побежал за ней. Он пытался выдать себя за ее отца, а ее жалобы — за проделки невоспитанного ребенка. Но ей удалось доказать свою правоту и уличить негодяя во лжи. Позже выяснилось, что он ограбил соседку моей подруги. Благодаря ее отваге он был задержан и предан суду.

Пример сочинения 9.3 о смелости Вы найдете здесь.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» главный герой проявляет смелость, когда нападает на экипаж Верейского, чтобы освободить Марью, которую отец насильно выдавал замуж за старика. Его серьезно ранят в этом непростом бою, и он предвидел сопротивление, но все же рискнул жизнью ради любви. В этом самоотречении я вижу источник отваги и мужества Владимира, годового на все во имя счастья Марьи.
  2. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой идет в стан врага, рискуя собой, чтобы выручить беззащитную женщину из плена негодяя. Петр Гринев был настолько уверен в грядущей опасности, что даже попробовал отпустить своего слугу. Но Савельич сопроводил своего барина даже на верную смерть и тоже проявил отвагу, которая помогла героям выстоять в борьбе с судьбой. Их храбрость предотвратила злодеяние и навеки соединила сердца Петра и Марьи.
  3. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» главный герой показал всю смелость советского народа, когда отказался выполнять требования руководства концлагеря и выпивать за победу Германии. За отказ ему грозили пытки и смерть. Такой отваги не ожидал встретить даже Мюллер, поэтому непокорный пленник получил награду за свою дерзость. Его выдержка заслужила уважение врагов и стала для них предзнаменованием неминуемого поражения.
  4. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» смелость является мерилом значимости казака в обществе: недаром все уважали сыновей Тараса, когда те проявили свой пыл в бою. По отваге судили и об остальных достоинствах человека. Лидером казачества мог быть только отчаянный смельчак. Не зря герои так ценили это качество: в смутные времена Средневековья только храбрость была залогом выживания и процветания. Это качество стало основополагающей чертой характера много веков назад и остается ею до сих пор.
  5. В поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» храбрость становится одной из основных тем для размышления автора. Простые люди, которые ничем не выделялись в мирной жизни, на поле боя преображались и становились могучими воинами, способными на самопожертвование во имя освобождения родины. Великая идея и мечта о победе вдохновила их на проявление храбрости. Так, обычный деревенский парень Василий переплывает ледяную реку под обстрелом, чтобы донести важные сведения начальству. Этот поступок говорит об отважном сердце и благородной душе.
  6. В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» нет войны и боя, но это не значит, что герои не проявляют завидной смелости. Так, Чацкий рискует всем, но все же отказывается лицемерить и врать, когда встречает непонимание общества. Он смело высказывает осуждение тех основ, на которых зиждется московская светская жизнь. Александр бунтует против авторитетов и демонстрирует независимость характера. Его храбрость проявляется в том, что он не боится последствий своих обличительных речей.

Еще 10 примеров о смелости Вы найдете в подборке.

Метки: 9 классаргумент из жизниаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из жизнипример из литературысочинение 9.3сочинение-рассуждениеЧто такое смелость

Читайте также:

  • Сочинение на кумыкском языке мен къарт болгъанда
  • Сочинение на наурыз на казахском
  • Сочинение на аварском языке хасалихълъиялъул т1абиг1ат
  • Сочинение на английском про кошку
  • Сочинение мой родны кут 4 класс