Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

Эту страницу открывает и комментирует виталий сеньков, один из авторов журнала и член его редакционного совета, а в миру -

вернуться в содержание этого номера
31

Эту страницу открывает и комментирует Виталий Сеньков,
один из авторов журнала и член его редакционного совета,
а в миру — учитель Витебской гимназии №1:

На страницах «Идиота» дебютируют юные авторы — ученики 5 «А» класса витебской гимназии №1. Полагаю, следует не только представить гимназистов читателям журнала, но и самим ребятам рассказать об этом, на мой взгляд, заметном явлении в культурной жизни города — о журнале «Идиот».

Два года назад в передаче витебского телевидения, посвященной журналу, я сказал, что на основе двух потешных полков, с которыми молодой Петр I разыгрывал баталии, была создана регулярная армия, ставшая одной из сильнейших в Европе; в начале же восьмидесятых годов нашего столетия студент московского университета Дружбы народов Вячеслав Новиков затеял игру в издателей, писателей, критиков, в литературную среду и атмосферу одержимых интеллектов ХIХ века. С тех пор было издано 30 номеров. От первых, типично самиздатовских брошюр журнал дожил до вполне приличных типографских изданий. О нем писали «Витебский курьер» и «Народная газета»; «Идиот» вошел в пятерку (!) претендентов на Малую Букеровскую премию среди художественно-публицистических журналов Ближнего Зарубежья. В 1993 году увидел свет альманах «Идиота» — подборка его лучших публикаций за все годы. На страницах журнала печатали свои произведения талантливые витебские авторы — Игорь Высоцкий, Александр Лопатин, Костя Грамотный, Геннадий Катеринин, Владимир Мартов, Василий Брус, Сергей Колбанов. Журнал публиковал произведения, присланные из Минска, Петербурга, Москвы, Кишинева и многих других городов.

«Но почему «Идиот»?» — возможно, спросит человек, которому такие имена, как Дон Кихот, Гамлет, князь Мышкин мало о чем говорят. Спешу успокоить любителей благочиния: сумасшедшие идальго, принц и князь — н о р м а л ь н ы е и совершенно необходимые люди в н е н о р м а л ь н о м, порочном мире. И название журнала следует понимать как знак одной из главных традиций мировой литературы.

Произведения, предлагаемые читателю в настоящей подборке — лучшие творческие работы ребят в 1994/95 учебном году. Работы выполнялись по следующим заданиям: сочинение сказки (уроки по белорусской литературе и всемирной литературе), рассказ о своей семье и рассказ по картинке (уроки по развитию речи, русский язык).

Ваш покорный слуга был поражен не только фантазией и умением пятиклассников выражать свои мысли вполне образно и лаконично, но главное, некой удивительной свежестью детского взгляда на вещи, казалось бы, известные. Нам известно, что восточнославянские люди за тысячу лет так и не смогли разумно обустроить свою землю: умом Россию, видите ли, не понять! И ребенок Витя Можаев, устами которого глаголит истина, не догадывается, что русский характер можно и нужно измерять общим европейским и только европейским аршином. Остается лишь завидовать белой завистью герою «Мальчика и колокольчика», которого гномы перенесли в страну, не знающей обид, слез и войны. Вот ведь как вопрос пятиклассник ставит: покинуть мальчику ту землю, на которой у него погиб отец, умерла мать, а сам он нищенствует. Ребенок Саша Тиханкова, разумеется, ничего не знает о двух перекрещенных бананах на фуражке президента-латинос из колхозников; но устами младенца… Приказываю себе не марать чистые детские имена ассоциациями из взрослого, порочного мира. Задание-то было «невинное»: сочинить сказку.

Пожалуй, лучшей работой является сказка Вити Маркевича «Сабака i кот», написанная им в соавторстве с мамой. Читатель по достоинству оценит россыпь оригинальных и сочных оборотов, юмор и простонародную доброту. Юмор у детей особенный: с серьезным личиком о незаурядном и смешном. Ну, разве могла кошка Багира понравиться характером маме Наташи Калашниковой, если любила кататься на шторах и спать на кровати! А как очаровательна та двусмысленность, когда неясно, Кристина ли Кужелева водит своего боксера Тори на выгул или наоборот! Прямо-таки по-пушкински лаконична проза Димы Церковского. Леша Гончаренко допускает забавные грамматические ошибки в своих блистательных предложениях; но вся подборка сочинений гимназистов оканчивается словами Леши о Родине, и для меня эти общеизвестные истины тоже прозвучали как откровение. Меня давит масса убийственных фактов, касающихся соплеменников. Ох, как трудно любить свою землю черненькой! Но приходит ребенок и с благородной простотой объясняет мне, что без Родины человек ноль, пустое место. Спасибо, Леша!

июнь 1995 г.

Виталий Сеньков,

воспитатель гимназического 5 «А» класса

Витя Маркевич

САБАКА I КОТ

Жыла-была адна цётачка, i больш аб ёй казаць няма чаго — казка не пра яе. А быу у яе сабака. Нядрэнны з яго быу бы паляунiчы, але цётка на паляванне не хадзiла, i ён ганяу мясцовых катоу. Футра ён iм не псавау, але гвалту было занадта. Таму каты, пачуушы сабаку, хавалiся. Але ж быу сярод iх адзiн задзiра, заузяты блыт i валацуга, якi не тое што не хавауся, а яшчэ i дражнiу сабаку. Сабака быу мажнага целаскладу, з доугiмi вушамi i кароткiмi лапамi. Адна з iх была цагельнага колеру, i кот звау сабаку вэнджаным кумпяком.

Аднойчы, калi сабака з цеткай пайшоу гуляць, здарылася нешта.

Як i заусёды, кот падпiльнавау сабаку i пачау яго дражнiць. Сабака пабег за iм, а цётка засталася далёка. Кот прамчауся па сваiм маршруце i сквазануу праз дзiрку у плоце. Тут сабака i схапiу ката за поусць, прыцiснуушы да зямлi. Пачалася звада.

— Ай, ратуйце! — заклiкау кот. — Да мяне, цётачка, забiваюць! Ваш балбес, мусiць, хоча мяне з’есцi!

На дапамогу скрозь дзяды i крапiву, але ж па другi бок плоту, неслася цётка з хлудзiнай у руцэ.

— Ах ты, банда траекурауская, — галасiла яна, — я табе дам катоу ганяць!

— Ну што, морда з анучак, зараз табе цётка дасць на арэхi, — завёу кот. — Так табе i трэба, усё футра абслюмачыу.

Сабака, пачуушы цётчы голас, збянтэжыуся i выпусцiу ката. Кот, не азiраючыся, пабег наперад i, знянацку ускочыушы у бочку з вадою, пачау тануць. Сабака падбег да бочкi.

— Давай лапу, зануда!

— Не, — занатурыуся кот i пусцiу пузыр. Тады сабака схапiу яго за карак i выцягнуу з вады. Яны селi ля бочкi, трохi памаучалi, i кот сказау:

— Дзякуй, дружа.

— Нiчога, што я цябе абслюмачыу? — спытау пёс.

I яны зарагаталi.

НА КУХНЕ

(сказка)

Жили-были вещи на кухне. Кухня и вещи были обыкновенные: скатерть, баночки с приправами, тарелки, ложки и всякое такое. Но одна вещь была необыкновенная — глобус! Он знал всё обо всём. И был у него друг-соперник — самовар. Они всё время спорили. Самовар старался доказать, что знает не меньше глобуса. Был он, как и положено всем самоварам, важным и громким задирой. Он ни разу не упускал случая подразнить старую вазочку на полке, которая боялась, что её разобьют.

— Ну, какой в тебе толк? — приставал самовар.

— Не трогайте меня! — отвечала ваза.

— Воды в тебе не вскипятишь и яйца не сваришь.

— А вот в Сахаре, — встревал глобус, — яйцо можно испечь прямо в песке.

— А что такое песок? — спрашивало яйцо.

— Это сахар-песок, — говорила сахарница. — Но в сахаре испечь нельзя. Не получится.

— О чем вы спорите? — говорил кран. — Если меня не починят, то столько воды вытечет зря!

— Кстати, о воде, — сказал глобус. — Если растопить льды в Арктике, то уровень Мирового океана поднимется так, что затопит даже Великобританию.

— I am table, — поддержал разговор стол и засмеялся. Он тоже кое-что знал.

— Это сколько нужно самоваров, чтобы растопить те льды! Как ты считаешь, ваза?

— Не трогайте меня!

В общем, это был обычный разговор обычных вещей.

Когда же открылась дверь и вошел хозяин, все замолчали. Он бросил обёртку от конфеты на стол, взял несколько чашек и вышел.

Незнакомка была очень яркой.

— Ах, какая красавица, — вздохнуло помойное ведро.

Красавица хмыкнула.

— Вы к нам надолго? — спросил вежливый стол.

— Я не к вам. И вас это не касается. Меня пригласили по важному делу, и, может, я стану нарядной картиной!

В это время вошла хозяйка, покачала головой и выбросила бумажку в мусорное ведро.

НАТСИК

(рассказ по картинке)

— Натсик, просыпайся, я завтрак принесла, — позвала бельчиха Рыська сына.

Тот выглянул из дупла и поморщился. Бельчиха думала, что принесла большую, полезную шишку. А Натсик считал, что глупо есть полезное, если на свете есть вкусное.

Однажды он видел из гнезда, как красивая, толстая девочка вкусно ела на их полянке шоколадный батончик «Натс». Это так вкусно пахло, что бельчонок чуть не подавился.

С тех пор он заболел мечтой о шоколадке, а жители поляны стали звать бельчонка Грошика Натсом. Бельчиха сбилась с ног, не зная, чем накормить ребёнка.

— Ты же белка! — горячилась она. — Ты должен есть грибы, орехи, ягоды! Смотри, какую ягодку я тебе принесла.

Обычно Натсик надувал губы и противно ныл, а теперь взял веточку и тихонько заплакал. У Рыськи опустились лапки. Она решила во что бы то ни стало накормить ребёнка этим «Натсом». И стала ждать.

Однажды весёлая городская компания расположилась на траве. Рыська прыгнула с ветки и закружила вокруг людей. «Ой, какой хорёчек!» — завизжала тётка в панамке. «Ну вот, Рыськой звали, теперь Хорьком назовут», — подумала белка. «Это белка,» — сказал лысый дядька и протянул белке кусочек яйца. Яиц Рыська не ела, но взяла. Пусть видят, что она их не боится. И к ней ото всюду потянулись ладошки. Среди протянутых кусочков шоколад был! Белка схватила его и помчалась в гнездо, где, обмерев от страха за маму, сидел Натсик.

— Вот, — протянула белка сыну шоколад, — попробуй.

— А ты? — спросил Натсик.

— Я, сынок, белка, а не обезьяна, — засмеялась Рыська.

Натсик сунул кусочек в рот… и тут же выплюнул. Было горько и обидно.

— У нас остались грибочки, мамочка? — спросил он.

ОПЛОШАЛ

(рассказ по картинке)

Однажды грелись черепашки на солнышке. И тут их увидел медведь. Он любил поозорничать, да и настроение было плохое. А он не мог вынести, когда ему плохо, а другим хорошо. Он начал думать, как бы навредить черепахам.

Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

Медведь крикнул:

— Эй! Сейчас я вас раздавлю!

— Зачем тебе об нас ноги пачкать? — сказала одна из черепашек. — Лучше сразу утопи нас.

Медведь так и сделал — изо всех сил толкнул черепах в воду. Черепахи упали в воду, отплыли и засмеялись. А медведь не мог понять, как это он сглупил? Посидел на берегу, а потом пошел в лес.

Cаша Тиханкова

ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА

(сказка)

Одним прекрасным майским утром вышла девочка Шура во двор. Здесь она увидела соседскую девочку с собачкой и очень обрадовалась им. И больше всего, наверно, обрадовалась собаке. Ведь это была давняя мечта Шуры. Она представила, как ведет собаку на поводке, как преданно смотрит в глаза четвероногий друг, как все кругом завидуют их дружбе.

И вдруг мечты девочки оборвались. Она вспомнила, что живут они впятером в однокомнатной квартире: мама, папа, братик, бабушка и она — любимица всего живого: котов, собак, соседского попугая.

Папа с мамой сказали, что купят собаку тогда, когда получат новую трехкомнатную квартиру, что по скромным подсчетам Шуры должно было произойти где-нибудь в середине XXI века. «Вот бы сейчас получить квартиру!» — подумала Шурочка. И только она так подумала, как к ней подошел большой дядя в новом костюме, белой рубашке и галстуке.

— Здравствуйте, Шурочка! — сказал дядя.

— Здравствуйте. Откуда вы меня знаете и кто вы? — спросила девочка.

— Я — президент нашей Республики и потому должен знать всех людей своего государства и заботиться о них. Я хочу осуществить твою мечту, Шурочка. Завтра ваша семья согласно моему Указу получит квартиру, и тебе смогут купить собаку.

— Большое вам спасибо, господин президент, — сказала Шура. — Но почему вы один? Ведь все президенты ходят в окружении охраны.

— Мне охрана не нужна, потому что я никому не причинил зла. Кроме того, в нашей Республики все люди уже братья. Все тюрьмы пусты. Завтра я распускаю милицию и парламент. Прощай!

Президент пожал девочке руку и бодрой походкой зашагал прочь. Шурочка долго смотрела ему вслед. Потом она побежала домой, чтобы поскорее сообщить радостную новость, но по старой привычке остановилась у коммерческого ларька и начала разглядывать разноцветные жвачки.

— Угощайся, девочка, — вдруг ласково сказала продавщица и протянула жменю жвачек с шоколадкой «Натс».

— Но у меня нет денег, — смутилась Шура.

— А деньги не нужны, я тебя угощаю. Ведь все люди — братья!

Счастливая Шурочка побежала домой. Ей не терпелось поделиться радостью с папой, мамой, бабушкой и шоколадкой с младшим братиком. Ведь если завтра они получат квартиру, то сбудется ее заветная мечта — долгожданная собака!

Кристина Кужелева

МОЯ СЕМЬЯ

У меня есть бабушки, дедушки, прабабушка, папа и мама. Прадедушек я своих не знаю, но слышала, что один пропал на войне, другой служил на границе и был расстрелян в период сталинских репрессий. Один дедушка пенсионер, другой работает на заводе. Бабушка моя тоже на пенсии. Папа мой нигде не работает. Он смотрит за мной. В свободное время он занимается дачей. Мама моя работает в Москве. А еще у нас живет собака Тори. Он очень умный и добрый. Он мне как младший брат. Мы с ним балуемся, ходим на выгул.

Я очень люблю свою семью.

КОСОЛАПЫЙ И ЧЕРЕПАШКИ

(рассказ по картинке)

Давным-давно у Белого моря жили-поживали медведь и две подружки черепашки. Целыми днями косолапый играл с черепашками на солнышке. Дружба их была неразлучной.

Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

Как-то раз решили они поиграть в прятки. Медведь водил, а черепахи прятались. Трижды косолапый находил, где они прячутся. Тогда черепахи решили спрятаться в море.

Медведь полез в воду и начал искать черепах, да так и не нашел, зато чуть не утонул.

С тех пор дружба между черепахами и медведем пропала. Сколько ни зовут черепашки косолапого поиграть в прятки, он не соглашается. Только смотрит и голову почесывает.

Витя Можаев

МАЛЬЧИК И КОЛОКОЛЬЧИК

(сказка)

Жил-был один мальчик. Отец его погиб, а мама умерла. Каждый день мальчик выходил на площадь и просил у прохожих милостыню.

Однажды, когда мальчик пришел на площадь и начал просить подаяние, к нему подошла старушка. Она вынула из кармана колокольчик и отдала его мальчику. При этом старушка сказала: «Если тебе будет трудно, позвони колокольчиком три раза, и к тебе явятся три гнома. Они сослужат тебе службу. Но помни: пользуйся колокольчиком только в самый трудный момент и только три раза.» Сказала это старушка и исчезла.

Раз мальчик заболел, и ему было очень плохо. Денег на лекарства у него не было. Вытащил он из кармана заветный колокольчик и позвонил три раза. Тотчас явились к нему три гнома. Они принесли с собой лекарства, умыли мальчика, приготовили ему обед и исчезли. Утром мальчик проснулся здоровым. Побежал он на улицу, а там одна девочка поранила о разбитую бутылку ногу. Мальчик быстро достал свой колокольчик и позвонил три раза. Явились три гнома. Мальчик извинился перед ними и попросил принести бинт, вату, зеленку. Гномы все выполнили в один миг, и мальчик забинтовал девочке пораненную ногу.

Прошло несколько дней. Мальчик не пользовался колокольчиком, ведь теперь гномы могли выполнить только одно его желание. А жилось ему очень плохо в холодном старом доме. Мальчик был совсем один. И вот решил он позвать гномов в последний раз и попросить у них, чтобы люди никогда больше не знали обид, горя и войны. Явились гномы, выслушали мальчика и сказали, что не могут выполнить такое желание, потому что они всего лишь гномы. Но они пообещали отнести мальчика в счастливую страну, где все люди добрые, где нет обид, злости и войны.

Гномы исполнили свое обещание. Так закончилась история о бедном мальчике.

Наташа Калашникова

МОЯ СЕМЬЯ

У меня очень хорошая семья. Все живут дружно, без ссор. Мама работает в профсоюзе, а папа в колонии. Сергей учится в институте. У нас раньше был котенок. Черный с белыми лапками. Он пожил у нас три дня: не понравился маме характером. Багира была веселой кошечкой, жизнерадостной. Каталась на шторах, спала на маминой кровати. А ела Багира только с ложечки.

Мама велела папе отнести кошечку на работу. У папы на работе уже были рыбки, и однажды Багира чуть не утонула в аквариуме. Потом зеки помыли ее в ванне. Они привязались к кошечке, потому что она была очень хорошей и послушной. Мама жалела, что отдала ее, хотела забрать Багиру обратно, но зеки не отдали кошку. Теперь хотим завести собачку.

Вика Шпыркова

ВСТРЕЧА С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ

(сказка)

В пятиэтажном доме жила Надя. Она была обыкновенной девочкой. Однажды утром Надя проснулась и пошла в школу. Ее путь лежал через заброшенный склад металлолома. Вдруг Надя увидела в небе красную точку, которая с каждой секундой росла. И вот показался космический корабль. Он кружил вокруг склада, выбирая место для посадки. Когда корабль приземлился, из него вышли три… существа. Хотя они очень походили на землян, Надя испугалась и хотела бежать, но один инопланетянин сказал на понятном земном языке:

— Не бойся, девочка, мы не причиним тебе зла. Меня зовут Том. А тебя?

— Надя, — тихо ответила девочка.

— Мы с планеты Кук, — сказал Том. — Залетели на вашу планету случайно. Я и мои товарищи летали во Вселенной в поисках заброшенной планеты, у которой можно было бы взять достаточно энергии. Дело в том, что наша планета погибает. Ей нужна энергия. Вот такая грустная наша история.

Надя совсем перестала бояться Тома и его спутников.

— Нам понравилась ваша планета, — продолжал Том. — Я надеюсь, что когда мы спасем планету Кук, то еще прилетим к вам в гости. Поэтому я не говорю «прощай», а говорю «до свидания». Ну, нам пора!

Том и его спутники подошли к своему кораблю и помахали Наде на прощание.

— Счастливого пути! — сказала Надя. Она еще долго стояла и смотрела, как уменьшался корабль, пока не превратился в маленькую точку в ясном небе. Вскоре и она исчезла.

По дороге в школу девочка размышляла. Ей казалось, что это было видение. Во всяком случае, она не была уверена, что ребята и классный руководитель ей поверят.

Вот такая история случилась с девочкой Надей, которая жила в пятиэтажном доме.

МЕДВЕДЬ И ЧЕРЕПАХИ

(рассказ по картинке)

Жил-был когда-то на белом свете медвежонок, которого звали Моко. Вот однажды вздумалось ему прогуляться по песчаному берегу. Идет он и напевает: «Я сам умный, я самый умный, я самый умный, ля-ля-ля!» На берегу отдыхали две черепахи. Одну звали Мулькой, другую Булькой. Они грелись на солнышке. Моко тихонько подкрался к ним и как зарычит: «У-у-у!»

Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

— Какой глупый медведь, — сказала Мулька.

— Давай над ним подшутим, — предложила Булька.

— Хорошая идея. У меня уже созрел план. Послушай, Медведь! Ты очень-очень глупый.

Моко подумал немножко и сказал:

— Во-первых, я не медведь, а просто медвежонок. Во-вторых, я намного умнее вас.

— Мы это можем проверить, — сказала Мулька. — Это море узнает все о том, кто в нем окажется.

— И что же? — нетерпеливо воскликнул медвежонок.

— Нам ползти до воды долго, поэтому, чтобы не терять время, забрось нас в море.

Моко так и сделал. Как только черепахи оказались в воде, Булька сказала:

— Слушай, Моко! Почему же ты не прыгаешь к нам?

— Я плавать не умею, да и вода холодная.

— Ну, вот, — сказала Мулька. — Теперь видно, что мы умнее тебя. Ведь мы в воде, а ты — нет!

И уплыли черепашки. А Моко в растерянности схватился за голову и сел на песок. «Неужели есть кто-то умнее меня?» — думал медвежонок.

Дима Церковский

ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ

(рассказ по картинке)

Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

Однажды на берегу моря голодный медведь встретил двух черепах и решил их немедленно съесть. Черепахи не растерялись, встали на задние лапки и прижались друг к другу, образовав колесо. Медведь ударил их лапой, и черепахи покатились в море. Медведь попытался их догнать, но, добежав до воды, остановился. Ему не хотелось лезть в холодную воду.

Лена Миронович

УМНЫЕ ЧЕРЕПАШКИ

(рассказ по картинке)

Это было очень давно, когда нога человека еще не ступала на землю.

Однажды медведь вышел погулять. Он был голоден, как сто медведей. На берегу моря косолапый увидел двух черепашек. Медведь набросился на них и хотел уже подкрепиться бедными черепашками, но тут он обнаружил, что на них прочные панцири.

Сочинение медведь и черепахи 5 класс по картинкам

— Как же я буду лакомиться этими черепашками? — начал вслух рассуждать медведь. — Ведь на них панцири, как камень!

— А ты отнеси нас на горку, — предложила одна черепашка, — да и сбрось нас с нее. Мы покатимся, и панцири наши слетят.

— А и верно! — обрадовался косолапый.

Отнес он черепах на горку. Долго нес и очень устал, потому что черепашки были не легкими. Из последних сил толкнул медведь свою добычу с горы, покатились черепашки, упали в море и были таковы. А медведь, почесывая затылок, подумал: «Как они быстро утонули, я даже их съесть не успел».

Так медведь и остался голодным.

ИЗ СОЧИНЕНИЙ ЛЕШИ ГОНЧАРЕНКО

«Я могу прожевать сто жвачек подряд».

«Сторож сада кричит мальчику: «Слизай с дерева!»

«Мальчик Петя слезал все варенье у бабушки».

«Когда я делаю уроки, то не могу посидеть ни минуты».

«У каждого человека должна быть своя Родина. Родимый край — это то место, где человек родился и жил долгое время. Когда человек уезжает далеко, он скучает по своему родимому краю. Для каждого человека свой край — это нечто такое, что очень дорого ему».

главная страничка сайта /
содержание «Идиота» №31 /
авторы и их произведения

Приложение №2

к рабочей программе по русскому языку

основного общего образования,

Утверждено приказом № 93 МБОУ СШ № 1

От 28.08.2020г.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету: Русский язык (5 класс).

Учитель: Бароненко Е.Ю,

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Нормы оценки письменных работ.

  3. Контрольные работы и работы по развитию речи.

  4. Список используемой литературы.

1.Пояснительная записка

Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.

2.Нормы оценки письменных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и

4 пунктуационные ошибки,

или 6 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.- также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

3.Контрольные работы и работы по развитию речи.

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».

5. К.Р.№5. «Имя существительное».

6. К.Р. №6. «Глагол».

7. К.Р.№7. Итоговая контрольная работа.

Работы по развитию речи

1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

3. Сжатое изложение (упр.144).

4. Сочинение. «Памятный день».

5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

6. Изложение – повествование (упр.283).

7. Сочинение – описание (упр.301).

8. Подробное изложение (упр. 375).

9. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).

11. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».

12. Обучающее сочинение-рассуждение.

13. Сжатое изложение (упр.513)

14. Изложение текста с изменением лица (упр.547).

15. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».

16. Описание животного. Изложение (упр.585).

17. Сочинение по картинкам.

18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».

19. Сжатое изложение с изменением лица (упр.688).

Урок № 15.

Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 70.

Урок № 26.

Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.66

Упражнение 109, стр.50

Урок № 28.

Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

Задание.

1.Озаглавить текст.

2. Выписать из текста грамматические основы предложений.

Урок № 35.

Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.69, упражнение 144.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(В.Катаев)

Задания:

  1. Озаглавьте изложение.

  2. Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Урок № 37.

Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.74, упражнение 157.

Урок № 50.

Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Осенью.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)

(82 слова)

Грамматическое задание.

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Урок № 57.

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»

– Что объясняет нам название картины?

– Чем вам понравилась картина?

– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)

– Определите возраст ученика(Мальчику примерно 10–11 лет.)

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)

– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

План.

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Урок № 59.

Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Мальчики

Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»

Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели.

Урок № 63,64.

Изложение – повествование «Шкатулка»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 283.

Урок № 67.

Сочинение – описание предмета.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 302.

Урок № 74.

Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.161.

Предзимье.

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1.Фонетический разбор слова

1 вариант: отъелся,

2 вариант: предзимье.

2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Урок № 88.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г. Стр.47.

Живые обелиски.

Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.

Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.

Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.

Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.

Урок № 91.

Подробное изложение «Первый снег».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 375.

Урок № 96.

Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г. Стр.181.

План-образец:

1. И. Грабарь – мастер пейзажа.

2. Главная героиня картины – берёза.

а) Цвет.

б) Ветки.

в) Ствол.

г) Берёзовый лес вдали.

3. Отношение автора к изображённому

Урок № 99.

Выборочное изложение «Последний лист».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 419-420.

Урок №112.

Контрольная работа №6 по теме «Морфемика».

Словарный диктант.

Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.

Задание:

Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.

Урок № 114.

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.43, упражнение 470.

План:

1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

3. Корзина. Фон натюрморта.

4. Впечатление от натюрморта.

Урок № 116. .

Сочинение-рассуждение.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.16, упражнение 402.

— Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?

— Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?

— Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Урок № 121. .

Сжатое изложение «Перо и чернильница».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 513.

Урок № 128.

Изложение с изменением лица.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.72, упражнение 547.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В.Астафьев)

Задание:

Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.

Урок № 135.

Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.80, упражнение 563.

План.

1) Художник и его картина.

2) Дорога уходит вдаль.

3) Справа от дороги бегут поезда.

4) Слева от дороги можно погулять.

5) Краски на полотне.

6) Особенности картины.

7) Настроение от картины.

Урок № 133.

Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года».)

(119 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – на улей, подсолнух;

2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1-й вариант – лучик;

2-й вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор

1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

Урок № 140.

Описание животного «Кошка Ю-ю»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.91, упражнение 587.

План

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

Урок № 145.

Контрольная работа №8. Диктант по теме «Имя прилагательное»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

Дополнительные задания.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

Урок № 149.

Сочинение-рассуждение по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.172.

Урок № 165. Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.228. Часть 2.

«Белка»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму*.

(По И. Соколову-Микитову.)

(108 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

3) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – услышите;

2-й вариант – доносились.

4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.

Урок № 169.

Итоговая диагностическая работа. (Тест)

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.299

Текст. Часть 1.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];

3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].

2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

1) синонимами; 2) антонимами;

3) омонимами; 4) омографами.

3. Найдите неологизм.

1) Брокер; 2) кафтан;

3) небо; 4) губернатор.

4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.

2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.

3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.

4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.

5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

1) Приморский; 2) присмотреться;

3) зверолов; 4) ледниковый.

6. Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.

1) Каменный; 2) вода;

3) синь; 4) бить.

7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;

3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.

8. Укажите слово, где в корне пишется о.

1) Предл_гать; 2) з_ря;

3) к_саться; 4) р_сток.

9. Укажите несклоняемое существительное.

1) Жюри; 2) сани;

3) облако; 4) дорога.

10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

1) Каменный дом; 2) редкая птица;

3) новое платье; 4) интересные передачи.

11. Укажите глагол второго спряжения.

1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;

3) дыш_шь; 4) света_т.

Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12–19.

1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3)Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли. 5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 8) Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)

12. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Лекарственные травы. 2) Лиса.

3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.

13. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?

1) В предложении 1; 2) в предложении 3;

3) в предложении 4; 4) в предложении 5.

14. Зачем лиса каталась по ландышам?

1) Хотела их уничтожить из-за запаха;

2) чистила свою шкурку;

3) понравился запах ландышей;

4) отдыхала на траве.

15. Укажите номер предложения с прямой речью.

16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.

17. Укажите предложение с шестью однородными членами.

18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.

1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;

2) собирали травы; 4) ребята забрели.

19. Выполните морфологический разбор слова «захотела».

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

3

1

3

1

4

1,2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

4

2

2

2

8

1

7

3

Захотела – глагол, н.ф. – хотеть, несов.в., 2 спр., в ед.ч., прош.вр., 3 л., сказуемое.

  1. Список используемой литературы.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

Интернет-портал «Инфоурок. Портал для учителя» https://infourok.ru/

22

  • Сочинение как я помогаю бабушке
  • Сочинение легенды и предания моей семьи
  • Сочинение драгоценные книги по тексту литвинец
  • Сочинение времена года в научном стиле
  • Сочинение влияние интернета на подростка