Сочинение каждый писатель тревожится о том как его будут читать поймут ли

Категория: лучшие сочинения знаменитое высказывание антона павловича чехова гласит о том, что интеллигентному человеку говорить дурно равносильно неумению читать или
  • Категория: Лучшие сочинения
    Знаменитое высказывание Антона Павловича Чехова гласит о том, что интеллигентному человеку говорить «дурно» равносильно неумению читать или писать. И, действительно, сложно назвать человека, не умеющего читать интеллигентным. Аналогичное можно сказать и о человеке, который обделен умением грамотно высказывать свои мысли. Однако встречаются такие люди, которые невзирая на наличие образования, а также на свой возраст и статус, довольно часто прибегают к «дурной речи». Имеется ввиду не только употребление жаргонной, бранной, нецензурной лексики, а также идиом, но и не согласовывать слова по числам и падежам. Кроме того, «дурной речью» можно также назвать отсутствие словарного запаса.
    Что же представляет собой умение хорошо говорить? Да, именно хорошо, так как для красивой речи одной грамотности не достаточно. Существуют определенные признаки красивой речи: правильность, точность, логичность, благозвучие, простота, ясность, живость, уместность. Говоря о последнем признаке, невольно вспоминается еще одно выражение Чехова: «Краткость — сестра таланта». Конечно же, немаловажным качеством красивой речи является лаконичность, отсутствие лишних слов, а также повторов.
    Разумеется, любому человеку приятно услышать красивую и грамотную речь от собеседника. Однако умение правильно говорить является не только инструментом для качественного общения, но и способом саморазвития. Ведь для высокоинтеллектуального человека характерно наличие глубоких и сложных мыслей, неумение высказывать эти мысли рано или поздно может привести к деградации. А как известно, высказывание умных мыслей без знания языка, просто невозможно. Интеллектуальное развитие напрямую связано с развитостью речевой деятельности индивидуума. Попытайтесь порассуждать и высказать индивидуальное мнение по данному высказыванию.
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  • Страница 48 из 131
    Записей: 2609…1709
    16901689
    16701669
    16501649
    16301629
    1610…
    165325 Сентября 2011 г. 17:58Имя:сергейГород (регион, страна):плесецкВаш вопрос:сочинение рассуждение на тему для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным как не уметь читать и писатьОтвет:Здравствуйте, Сергей. Будем рады, если вам поможет этот материал:
    Речь – это достояние народа. Проходят года и века, язык начинает меняться, постепенно, но необратимо. Появляются новые слова, изменяются и забываются старые. Русский язык самый сложный, но в тоже время и самый богатый в мире. Он находится в постоянном движении и развитии. Но, несмотря на это, остаются слова, которые никогда не должны стать частью нашего языка.
    Слова-паразиты и нецензурные слова, должны навсегда остаться за гранью. Они уродуют нашу речь, они грязью вливаются в уши. Однажды Чехов сказал: “Для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать” и я полностью с ним согласен. Тот, кто уважает окружающих, а в первую очередь себя, не должен использовать в своей речи дурные слова.
    Каждый день мы влияем на наш язык и его будущее, так давайте оставим чистое и прекрасное достояние тем, кто будет после нас.
    “Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами,его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни”, – говорил выдающийся русский ученый В.В. Виноградов. Однако современная речевая ситуация вызывает тревогу. Налицо оскудение, засорение русской речи. Ученые отмечают как одну из характерных черт современной языковой ситуации
    жаргонизацию русской речи. Жаргонные слова активно функционируют
    в средствах массовой информации, речи политиков, артистов, обычных
    людей.
    Особую тревогу вызывает речь молодежи. Ее отличает засилье сленга, более грубых жаргонных форм, нецензурной лексики. Зачастую молодые люди не видят разницы между нормативным словоупотреблением и ненормативным, воспринимают нелитературные варианты как норму. Нельзя забывать о том, что “постоянная ориентация на преимущественное использование какого-либо жаргона во многом обедняет языковую личность: человек, владеющий литературной нормой,интересен всем и со всеми способен найти общий язык, в то время как общающийся посредством жаргона может быть понят и принят лишь ограниченной группой людей”.
    otvet.mail.ru – Для интеллигентного человека дурно говорить …
    znanija.com/p – к цитате.
    Страница 48 из 131
    Записей: 2609…1709
    16901689
    16701669
    16501649
    16301629
    1610…

  • Знаменитое высказывание Антона Павловича Чехова гласит о том, что интеллигентному человеку говорить «дурно» равносильно неумению читать или писать.
    И, действительно, сложно назвать человека, не умеющего читать интеллигентным. Аналогичное можно сказать и о человеке, который обделен умением грамотно высказывать свои мысли. Однако встречаются такие люди, которые невзирая на наличие образования, а также на свой возраст и статус, довольно часто прибегают к «дурной речи».
    Что же представляет собой умение хорошо говорить? Да, именно хорошо, так как для красивой речи одной грамотности не достаточно. Существуют определенные признаки красивой речи: правильность, точность, логичность, благозвучие, простота, ясность, живость, уместность.
    Говоря о последнем признаке, невольно вспоминается еще одно выражение Чехова:
    «Краткость — сестра таланта».
    Конечно же, немаловажным качеством красивой речи является лаконичность, отсутствие лишних слов, а также повторов.
    Разумеется, любому человеку приятно услышать красивую и грамотную речь от собеседника.
    Ведь для высокоинтеллектуального человека характерно наличие глубоких и сложных мыслей, неумение высказывать эти мысли рано или поздно может привести к деградации. А как известно, высказывание умных мыслей без знания языка, просто невозможно. Интеллектуальное развитие напрямую связано с развитостью речевой деятельности индивидуума. Попытайтесь порассуждать и высказать индивидуальное мнение по данному высказыванию.

  • Жил себе такой гениальный русский писатель Антон Чехов. Это мой любимый автор в русской литературе. Я обожаю его мрачный юмор, острый ум и иронический взгляд на мир.
    Антон Чехов был человеком образованным и интеллигентным. Но небогатым. Сейчас его назвали бы «менеджером среднего звена». Обычный человек, не из низов общества. Но уж точно не «сливки», не элита и не богач. Все знают, что Чехов работал врачом.
    «Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» – однажды сказал Антон Чехов. Дурно говорить – это говорить глупости и врать, хамить и грубить.
    Человек, который получил образование, умен, но не следит за речью, теряет свои достоинства. Об этом и хотел сказать Чехов. В этом суть его мысли. Ведь если изо рта интеллигента вылетают небылицы и бессмыслицы, какой с него прок? Чему умному он учит других людей? Если не может даже нормально донести свои мысли до других? Или не умеет решать проблемы без ссоры и грубых слов?
    Приведу аргументы к своему сочинению. Вот пример из литературы, из рассказа самого Антона Павловича. Герой повести «Ионыч» Чехова – человек умный, трудится доктором. Но в конце книги герой стал хамом. Раздражается на больных, запустил себя, тычет во всех своей тростью, как тычут пальцем. Куда девались его хорошие манеры и воспитание!
    Ранее остроумный и живой молодой доктор просто разучился общаться. Это привело к тому, что Ионыч стал неприятен людям, и самому ему стало жить скучно. А если бы он знал ту истину, которую знал Антон Павлович!

  • Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

    История создания

    Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

    Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

    Жанр и направление

    Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

    Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

    О чем?

    Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

    Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

    Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

    Композиция

    Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

    Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

    Главные герои и их характеристика

    1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
    2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

    Темы

    В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

    Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

    И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

    Проблемы

    1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
    2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

    Смысл

    Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

    Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

    Критика

    Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

    Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

    Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

    Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

    Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

    С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

    Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

    Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник».  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

    Автор: Ирина Романова

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    (1)Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2)Поймут ли? (З)Увидят ли то, что он хотел доказать? (4)Почувствуют ли то, что любило его сердце? (5)И кто будет его читатель? (6)От этого зависит, состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?

    (7)Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, из букв выходит слово, а всякое слово что-то означает. (8)Слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое. (9)И это называется «чтением». (10)Механизм без духа. (11)Безответственная забава. (12)Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. (13)Таких «читателей» мы все опасаемся, ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл.

    (14)Как возникло, как созрело написанное?

    (15)Какой-то человек жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. (16)Захотелось ему поведать другим о чём-то таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. (17)Что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. (18)И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. (19)Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. (20)Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, а иногда всю жизнь. (21)Он не расстаётся с нею ни днем, ни ночью, отдаёт ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы, «болеет» её темою и «исцеляется» писанием. (22)Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и верного стиля, и верного ритма, и всё для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца. (23)И, наконец, произведение готово. (24)Последний просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления, и книга, сокровищница человеческой мудрости, отрывается и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, легковесно-капризному, может быть, враждебно-придирчивому. (25)Уходит без него, автора. (26)Он выключает себя и оставляет читателя, которого совсем не знает, со своею книгою «наедине».

    (27)И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. (28)Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств. (29)Иными словами, целое здание духа, которое дается нам при помощи шифра. (З0)Оно скрыто за этими чёрными мертвыми крючками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. (31)Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. (32)Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него.

    (ЗЗ)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34)Но, к сожалению, это совсем не так. (35)Почему? (Зб)Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания книги. (37)Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. (38)Оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать, о чём говорит голос автора. (39)Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (40)Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41)Надо пережить страсть страстным чувством. (42)В нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали.

    (43)Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44)Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. (45)Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.

    (46)По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает. (47)Каждый человек есть то, как он читает. (48)Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного, как будто бы букетом собранных нами в чтении цветов.

    (По И.А. Ильину)

    Ильин Иван Александрович (1883-1954) — русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

    В предложенном для анализа тексте Иван Александрович Ильин, писатель и публицист, поднимает проблему важности правильного чтения.  

    Раскрывая поставленную проблему, писатель отмечает, чтение- это процесс, который «требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать, о чём говорит голос автора». Философ полагает, что настоящее чтение не сводится к «бегству напечатанных слов», необходимо чувствовать сердцем и созерцать из сердца, «и только тогда читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель».

    Однако, как Иван Александрович Ильин утверждает, искусством чтения владеет не каждый читающий человек. Без вдумчивого прочтения образ, всплывающий в голове представляет «что-то расплывчатое, иногда непонятное…». Читатели не сопереживают героям, в силу скудного жизненного опыта и лени. Читая книгу, человек не может проникнуться той идеей и мыслью, которую заложил автор в своё творение, так как

    Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане. В то время я не знала, кто был автором столь интересных сочинений. И, когда немного повзрослела, узнала, что их все написал великий поэт и драматург России Александр Сергеевич Пушкин. Теперь я перечитываю любимые с детства сказки сама.
    Самым любимым моим произведением у Пушкина является «У Лукоморья дуб зеленый». Мне настолько нравится этот отрывок из «Руслана и Людмилы», что я выучила его самостоятельно еще в 1-м классе.
    Удивительно то, что сюжеты для всех сказок поэт черпал из сказок, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, к которой он питал очень нежные чувства и посвятил ей немало стихов. Александра, по сути, она воспитала сама. Именно няня способствовала развитию поэтического таланта у маленького Саши. Благодаря ей Россия имеет этого великого, гениального литератора.
    Но Александр Сергеевич знаменит не только сказками. У него множество произведений лирических и трагических. Поэт создал целую серию стихов посвященных красоте природы, особенно трогательно он описывал свою любимую пору года – осень. « Унылая пора! Очей очарованье!», «Осеннее утро», «Уж небо осенью дышало» и еще очень много других.
    Все стихотворения гениального поэта легки и приятны на слух, но в то же время каждое пропитано глубоким смыслом и безграничной любви к родине, семейным ценностям и окружающему вокруг миру.
    За свою короткую жизнь, которая прервалась трагически на дуэли, Пушкин внес достаточно большой вклад в развитие русского творчества, литературы и смог передать красоту русского языка. Пройдут века, но его произведения останутся вечными и будут перечитываться, и пересказываться следующими поколениями.

    Сочинение «А.С. Пушкин – мой любимый поэт».
    За что я люблю Пушкина? Наверное, за его прекрасные сказки. Мое первое знакомство с ним состоялось еще в начальной школе, когда учительница прочитала нам «Сказку о рыбаке и рыбке». Я жалела старика и ненавидела злую, жадную старуху, уважала Золотую рыбку, которая в конце сказки наказала ее за жадность.
    Потом я прочитала новые пушкинские сказки, у меня появились новые любимые герои. Это молодая царевна из семь богатырей, это и царевна Лебедь, Черномор и морские богатыри, это золотой петушок, затейница белка. Они становились моими друзьями, учили меня добру, терпению, любви.
    В своих сказках Пушкин жестоко высмеял глупых и злых царей, жадных попов, хитрых бояр и поняла из этих сказок, что добро всегда побеждает зло. Каждый кто прочтет сказки, будет счастлив этим. Пушкин оставил нам не только эти прекрасные сказки, но еще и много стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Именно он научил меня любить родную природу. В его стихотворениях описаны все четыре времени года. Моя любимая пора – зима.
    Под голубыми небесами,
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Когда читаешь эти строки, хочется самой побегать в зимнем лесу покататься на лыжах по мягкому снегу.
    Вот уже более двухсот лет живет он среди нас в наших сердцах, мыслях, мечтах. Имя Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

    Пушкин — в этом имени и первые шаги ребенка, и первая любовь, и первое знакомство со злом и добром. Говорить об Александре Сергеевиче и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт, коснувшийся всех самых глубоких тем. Легко, потому что это необычайно талантливый и близкий мне поэт.
    Для меня Пушкин — поэт «сделавший» Россию. Его четкое и живое описание русского характера, русского быта во многом определило народную любовь к нему, так как людям всегда близко то, что про них. А Пушкинские произведения — это энциклопедия русской жизни. В них Александр Сергеевич писал о самых трагичных моментах в истории России. Он делился с нами своими переживаниями о войне 1812 г.
    Вы помните: текла за ратью рать,
    Со старшими мы братьями прощались
    И в сень наук с досадой возвращались,
    Завидуя тому, кто умирать
    Шел мимо нас…
    Раскрывал ужас и, в то же время, загадочность и силу пугачевского, народного бунта. «Не приведи Бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — писал Пушкин, прекрасно чувствовавший характер русского человека. Для Пушкина история органично переходила в личность. Особенно ярко это доказывают произведения «Арап Петра Великого» и «История Пугачева», где историю создают личности.
    Истинно русский поэт, Пушкин всем сердцем любил Россию. Страдал и мучался от того, что в России было не так, как он хотел, что торжествовало «барство дикое», честных и смелых людей порой «душили» критики и власти. Пушкина не зря называют «пророком». Многое из того, что он писал, сбылось. С самого начала своего творчества он четко определил сущность своей поэзии:
    Свободен, вновь ищу союза
    Волшебных звуков, чувств и душ.
    Действительно, каждое произведение Пушкина говорит о его добрых чувствах и думах, некоторые из которых так актуальны в наше время. Когда Россия переживает столь тяжелый момент, сразу вспоминаются пушкинские строки:
    О чем шумите вы, народные витии?
    Зачем анафемой грозите вы России?
    Россия вспрянет ото сна…
    Для меня Пушкин является также и мыслителем! Некоторые его размышления, которые шли от самого сердца, грустью и болью отражаются в его стихах:
    Поэт, не дорожи любовию народной!
    Восторженных похвал пройдет минутный шум…
    Ты сам свой высший суд….
    Тяжела была участь поэта в то время, но Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое время, несмотря на то, что роль поэта- не легкая и не веселая; она трагическая. Дело Пушкина духовное, его задача донести до сердец читателя самое сокровенное, и он вот уже на протяжении двух/ веков успешно справляется с поставленной целью, несмотря на то, что многие люди, своим неблагоприятным вмешательством пытались нарушить его внутреннюю гармонию.
    Но поэт следовал своим собственным советам, которые и сейчас помогают людям достойно встречать обиды и боль:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись…
    Я жертва клеветы и мстительных невежд
    Но сердце укрепив свободой и терпеньем
    Я ждал беспечно лучших дней
    И счастие моих друзей мне было сладким утешеньем.
    Свобода была неотъемлемым условием существования поэта, а дружба придавала силы, уверенность, вселяла надежду. Тема дружбы — одна из ведущих в творчестве поэта. Через всю жизнь пронес он дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся ещё в лицее. В его стихах, адресованных друзьям, мы видим как бы крик души поэта, который призывал друзей отдать все силы освобождению народа, счастью России. Даже в самые тяжелые моменты жизни Пушкин не забывал о своей Родине:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    — писал поэт в стихотворении «К Чаадаеву». За свои смелые и справедливые стихи Пушкин был отправлен в ссылку, а царь назвал его бунтовщиком хуже Пугачева.
    И даже будучи сосланым в Михайловское Пушкин продолжал поддерживать своих друзей декабристов. Им он посвятил стихотворение «В Сибирь». Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека, на мой взгляд, именно таков был гимн жизни поэта. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.
    Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему жизнь, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Одним из самых изумительных стихотворений о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Любовь Пушкина настоящая, глубокая сильная. Стихотворение «Я вас любил» доказывает, что настоящая любовь не может быть эгоистичной. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы вновь возвращаемся к Пушкину и открываем для себя сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, так как уже на протяжении двух веков многие люди проживают жизнь Пушкина через его произведения. Его поэзия вечна , ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Прослеживая судьбы героев, мы учимся любить и ненавидеть, страдать и веселиться, то есть — жить.
    Произведения Пушкина обязательно нужно перечитывать, ибо каждый раз мы находим в них что-то новое. Загадочность «Пиковой дамы»: тайна графини, её спасение или, наоборот, месть Германну, «тройка, семерка, туз», — все это околдовывает. Я думаю, «Пиковая дама» — одно из самых загадочных произведений поэта, в нем нет никакой ясности, вопросов и тайн гораздо больше. «Любил ли Германн Лизу? Германн — что это: имя или фамилия? Как все-таки графиня узнала зловещую комбинацию карт?» — все эти размышления не дают покоя на протяжении всего романа. Другое гениальное произведение — «Евгений Онегин», в котором, по словам Белинского, «отразилась вся жизнь, вся душа, вся любовь, все чувства и идеалы». Главный герой — Евгений Онегин, который «и жить торопится и чувствовать спешит». Но, если прочесть роман внимательнее, мы увидим, что в ней два главных героя: Онегин и сам Пушкин. И тут же мы понимаем, что наряду с большой историей, историей государства, у поэта существует история частного человека, не менее значимая и драматическая. Читая произведения Пушкина, понимаешь, какая все-таки сложная штука жизнь: никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.. А вот у нашего героя (Евгений Онегин) все наоборот — он потерял, а лишь потом нашел. После первого объяснения с Татьяной Лариной становится ясно, что он уже навсегда потерял возможность совместного счастья, но он пока этого не понимает, и лишь позже, спустя несколько лет, после того, как в нем произошел столь сильный нравственный перелом, его сердце открывается для «добрых чувств»: любви, уважения, сострадания.
    Для всего мира «русский стандарт» — это русская водка, икра, медведи, балет, автомат Калашникова, Гагарин. Среди всего этого порой забывают имя Пушкина. С одной стороны, это неправильно, так как Пушкин и есть «русский стандарт», но, с другой стороны, мне кажется, что его творчество настолько пропитано русским духом, что его не сможет понять тот, кто не понимает русской наивности, доброты, стойкости и веры. Но «умом Россию не понять». Но а я, в свою очередь, не понимаю и только жалею тех, кто называет Пушкина поэтом пошлым и бесполезным, так как минуя Пушкина, они, в первую очередь, «обижают» самих себя. Гоголь писал, что «Пушкин — это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Вот уже почти двести лет со дня рождения великого поэта, но равных ему так и не нашлось. До сих пор остается уникальной его способность чувствовать и быть откровенным перед самим собой, чистота и честность ощущений.
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — писал поэт, а мне кажется, что это памятник и русскому языку, и русскому народу, и России.
    Закончить хочу словами Глеба Горбовского:
    Если выстоять нужно,
    Как в окопе, в судьбе,
    «У России есть Пушкин!» —
    Говорю я себе.

    Засыпкина Анастасия
    Мой любимый писатель
    На свете есть много разных писателей. Писатели пишут разные книги.
    Мой любимый детский писатель-Эдуард Николаевич Успенский. Он родился 22 декабря 1937года. Я люблю этого писателя за то, что он пишет смешные и интересные рассказы и о жизни людей, и о животных, в жанре детектива, сказки, фантастики. Одно из достоинств писателя – любовь к животным. Он хорошо знает повадки зверей, так как в его доме всегда жили животные : кошки, собаки, попугаи.
    Эдуард Успенский – один из моих любимых писателей. Я прочитала много его произведений – «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино», но самое глубокое впечатление оставила первая из прочитанных – «Дядя Фёдор, пёс и кот». Она повествует о приключениях очень самостоятельного мальчика, который ушёл из дома. Это добрая сказка, поэтому и заканчивается она хорошо. Мне очень понравилась эта книга, она весёлая и интересная.
    Чтение книг этого писателя всегда доставляет мне огромное удовольствие. Они учат меня добру, смелости , находчивости, справедливости, трудолюбию.
    Я советую вам прочитать книги Э.Успенского, потому что они смешные и интересные, а смех продлевает жизнь.
    Засыпкина Мария
    Мой любимый писатель
    У каждого из нас есть свой любимый писатель. Кто – то любит читать фантастику, кто- то сказки. Мне симпатичен Е.Велтистов.
    Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года, в Москве.Когда маленького Женю спрашивали, кем он хотел бы стать, он отвечал, что хочет продавать детские книжки, чтобы все их прочесть. Потом передумал и решил стать журналистом.
    Всем известны его книги «Электроник — мальчик из чемодана», «Рэсси — неуловимый друг» , «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника» .
    Вот и моё знакомство с его творчеством началось с прочтения книги «Приключения Электроника и его друзей». Книга удивляет мальчишескими фантазиями и необычными событиями. Читаешь, и как будто сам проживаешь жизнь вместе с героями. Очень лёгкая и добрая книга.
    Мне писатель Велтистов нравится тем, что через свои книги воспитывает в ребятах доброту, честность, смелость. В будущем я бы хотела продолжить дружбу с героями книг этого писателя – фантаста.
    Малюкова Маша
    Мой любимый писатель
    На свете много разных писателей. И все писатели отличаются друг от друга. Люди тоже все разные. У каждого человека свой любимый писатель.
    Мой любимый писатель – это Драгунский Виктор Юзефович. Виктор Драгунский – добрый человек, весёлый, как его произведения. У него очень много книг. Мне запомнились рассказы «Моя сестра Ксения», «Тайное всегда становится явным», «Бы…», «Денискины рассказы», «Девочка на шаре». Меня этот писатель привлекает тем, что у него очень интересные, юмористические рассказы.
    Мне нравятся все писатели, но больше всего мне нравится Виктор Юзефович Драгунский! Советую всем познакомиться с произведениями этого писателя, его рассказы заряжают оптимизмом, повышают настроение.
    Черданцева Катя
    Мой любимый писатель
    Я очень люблю читать книги разных писателей. У каждого человека есть любимый писатель.
    Мой любимый писатель Эдуард Успенский. Он родился в 1937 году и вырос в Московской области в городе Егорьевске. Эдуард Успенский очень талантливый писатель. В годы учёбы его книги выходили в печать. Я прочитала книгу Эдуарда Успенского, которая называется «Дядя Фёдор, пёс и кот». Эту книгу он написал самой первой. В книге главные герои мальчик Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин. В ней говорится о том, как главные герои жили в деревне «Простоквашино». Эта книга очень интересная и немного смешная.
    Эдуард Успенский писал книги немного смешные, интересные и познавательные. Я читаю книги разных писателей, но книги Эдуарда Успенского мне нравятся больше всего!

    Борис Васильев — Экспонат номер:
    Краткое содержание

    В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев, единственный сын сцепщицы вагонов Анны Федотовны, по повестке уходил на войну, чтобы защищать «Москву и их коммунальную квартиру». Письмо пришло всего одно: как бьет фашистов, хочет жить, тревожится за маму, просит о переписке соседскую девчонку Римму. Затем – письмо от друга-однополчанина Вадима Переплетчикова о гибели сына, и похоронка. В их коммуналке «мужчин не было, а дети были». Женщины встали «плечом к плечу», чтобы «оградить от смерти детей». Анна Федотовна отдавала детям погибшего Трофима Волкова свои продукты. Женщины вместе поминали каждую новую похоронку. А после Победы «опять зазвучал смех и песни», фронтовик Володя женился на Римме, хотел на радость Анне Федотовне сына в честь Игорька назвать, но Римма назвала его Андрейкой в память о своем отце. И не лежало у Анны Федотовны сердце к малышу, пока он не заболел. Она его на ноги поставила, и стала мальчику, а потом и девочке Вале, настоящей бабушкой.

    Годами Анна Федотовна каждый день читала те письма, вела разговор с сыном, что остался навсегда мальчишкой. Не знала, что и Вадим Переплетчиков погиб. От других остались дети, а от сына только велосипед, учебники, тетрадки со стихами. Его уже мало кто помнил. Уезжать из комнаты, где жил сын, она не хотела. Семья Володи стала ее семьей. Потом, в 1965 году, в юбилей Победы, увидев по телевизору в хронике о войне спину солдата, похожего на сына, стала смотреть все такие передачи. И со временем ослепла. Тогда письма стала читать ей уже студентка Валечка. Потом ее маленькая дочка Танечка.

    Анна Федотовна жила своими выстраданными воспоминаниями: как Игорек был малышом, а школьником, безотцовщиной, пытался убежать на войну в Испании. С 80-летием ее пришли поздравить Юрка и Роза, дети тех военных лет, сами уже старики. Она была счастлива вспомнить прошлое. В 1985 году пионеры, мальчик и две девочки, узнали о письмах от Танечки. И пришли забрать их в школьный музей. Им так поручили. На копии они не согласились. И тайком украли подлинники. Анне Федотовне стало плохо. Голоса сына и его друга умолкли. Остался сухой голос похоронки: «… пал смертью храбрых… в бою под деревней Ракитовка…» И Анна Федотовна умерла. А письма те в музей не попали, так и остались лежать в папке с надписью «Экспонат №… Вторичные материалы к истории Великой Отечественной войны».

    Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева

    Сюжет

    В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).

    Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».

    Отзыв

    Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.

    Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.

    Экспонат №

    Микропересказ : Для школьного музея пионеры воруют последнее письмо, присланное матери погибшим на войне сыном. Старая слепая женщина, прожившая жизнь в чужой, но отзывчивой семье, умирает, утратив символ любви.

    Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

    Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

    Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

    Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

    Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

    Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

    Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

    В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

    К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

    Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

    Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

    А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

    vasiljev eksponat nomer main

    Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.

    Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

    Основные персонажи

    • Анна Федотовна – главная героиня, потерявшая на войне единственного сына. Ежедневно после его смерти читает письмо, которое он успел прислать, мысленно разговаривает с погибшим. Живет одной семьей и помогает воспитывать детей, внуков и правнуков соседу, другу сына, Володе.
    • Игорь Силантьев – сын Анны Федотовны, 18-летний юноша, погибший в первые месяцы войны. Предстает в рассказе в воспоминаниях матери.
    • Володя – сосед, друг Игоря, неоднократно раненый, но вернувшийся с войны живым. Старается заменить Анне Федотовне погибшего сына, заботится об одинокой женщине.
    • Римма – жена Володи, в которую некогда был влюблен Игорь. Полностью разделяющая заботу мужа о матери погибшего солдата.
    • Андрей и Валя – дети Риммы и Владимира, ставшие для главной героини рассказа родными внуками.
    • Танечка – дочь Вали, последняя радость в жизни Анны Федотовны, до конца жизни помогавшая ослепшей женщине читать заветное письмо.
    • Пионеры – собиратели материалов о ВОВ, укравшие фронтовое письмо.

    Очень краткий пересказ

    Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.

    Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.

    Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.

    Краткое содержание

    «Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.

    Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

    Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.

    Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.

    Женщина, тяжело переживающая смерть сына, наконец-то смягчается и сближается с Володей и Риммой, заменив их детям умершую бабушку, хотя первенца в честь ее сына так и не назвали

    Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.

    Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.

    Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.

    В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.

    Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

    Приближается 40-летие Победы. В школах создаются музеи боевой славы. Пионеры, узнавшие от Танечки о фронтовом письме, приходят к Анне Федотовне. Они хотят позаимствовать письмо погибшего солдата для музея. Анна Федотовна показывает письмо, но отдавать, конечно же, не желает — предлагает взять копию.

    Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…

    Основная мысль произведения

    Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.

  • Сочинение карт таро 5 пентаклей
  • Сочинение как я провел свое лето на немецком
  • Сочинение как мы строили шалаш
  • Сочинение истина рождается из ошибок
  • Сочинение загадка описать помещение литературного или мультипликационного героя