Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

Урок 38. а. н. островский: судьба, личность, литературно-театральное творчествоурок 39. а. н. островский. гроза: история создания, смысл названия, своеобразие конфликтаурок

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»

УРОК 43
СПОРЫ

ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ

ВОКРУГ ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:


ознакомить учащихся с противоположными мнениями Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева о драме А. Н. Островского «Гроза», сопоставить их; осмыслить
отдельные положения критических статей Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева; совершенствовать
умения делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации; формировать мировоззрение учащихся; воспитывать культуру читательского
восприятия.

Оборудование:
раздаточный материал, тексты критических статей Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о противоречивых мнениях о драме А. Н. Островского «Гроза»; делают выводы и обобщения на
основе работы с несколькими источниками информации (критическими статьями); принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Чем вызван интерес читателей, зрителей, режиссеров, актёров разных эпох к драме А. Н. Островского «Гроза»?

• Как вы думаете, какова роль литературной критики?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Творчество А. Н. Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX вв. В XIX в. о нём с противоположных позиций писали
Н. А. Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве»), Д. И. Писарев («Мотивы русской драмы»), А. А. Григорьев («После “Грозы”
Островского»). В XX в. — М. П. Лобанов, М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Ни одно по-настоящему талантливое произведение не оставляет никого равнодушным: одни восхищаются им, другие высказывают критические суждения.

Так произошло и с драмой А. Н. Островского «Гроза», премьера которой состоялась 2 декабря 1859 г. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление
и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой. Среди критиков мнения относительно
Катерины также разделились. Обратимся же к статьям Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (устный журнал)

Страница первая.
Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)

[2]

— Этот человек сыграл ключевую роль в творческой судьбе А. Н. Островского. Его анализ и трактовки произведений драматурга, в том числе и драмы
«Гроза» во многом повели за собой общественную мысль того времени. Обозначенное критиком «тёмное царство», населённое противоборствующими сторонами —
богатыми и бедными, старшими и младшими, своевольными и безответными, стало одним из главных полюсов литературного восприятия драмы «Гроза».

Верной оказывается расхожая фраза о том, что литературу создают не писатели, а читатели. Именно от их восприятия зависит дальнейшая судьба произведения.

В 1860 г. Добролюбов откликается на постановку «Грозы» статьёй «Луч света в тёмном царстве». Он продолжает размышления о «глубоком понимании
русской жизни и великом умении изображать резко и живо самые существенные её стороны».

Добролюбов услышал ободряющие нотки в общей канве произведения: «В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по
нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства». По мнению критика, эпоха Кабаних и Диких, пусть медленно и болезненно, уходит
в прошлое. Да, позиции тиранов и самодуров пока крепки, но они сами уже чувствуют приближение кончины.

Особого внимания в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» удостоилась личность (характер) Катерины. По мнению критика, главная героиня стала
воплощением обновлённых энергичных и деятельных людских натур, которые должны были прийти на смену угнетённому сословию и установить
справедливые порядки. Катерина — это русский характер, поражающий читателя своим сильным противостоянием самодурству. Основная ценность такой натуры —
сосредоточенность и решительность. Цельность личности заключается в результате выбора — ничтожно пресмыкаться или умереть? Ответ: умереть, но
не быть сломленным. Добролюбов называет это типичным русским характером.

Именно за терпение, принципиальность и решимость критик называет Катерину «лучом света». Эта женщина готова идти до конца, восстав против угнетения и произвола.

Страница вторая.
Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864)
[3]

— В посланиях Ивану Сергеевичу Тургеневу А. А. Григорьев восторженно писал: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал
тут!». Стоит отметить, что Григорьев в своих отзывах о пьесе упоминает имя Добролюбова. Он не спорит с ним, а как бы поправляет его суждения. Григорьев уверен,
что нельзя уделять так много внимания пресловутому самодурству в пьесе. Сам термин критик заменяет на довольно обширное и, по его же мнению,
загадочное явление — «народность». Что же такое «народность» в понимании Григорьева? Это некая органика жизни обычных людей. Естественность общественных процессов,
происходящих в общине крестьян и купечества. Близость к земле, духовное единство людей — это те натуральные ценности, которые стоит класть в основу искусства.
По словам Григорьева, произведения Островского создали народный театр и, во многом, изменили взгляд общественности на русский быт. «Литература бывает народна в
обширном смысле, когда она в своём миросозерцании отражает взгляд на жизнь, свойственный всему народу…».

В ходе рассуждений критик проводит параллели между понятиями «народный» и «национальный». Из чего можно сделать вывод, что все человеческие пороки
и добродетели, подмеченные Григорьевым в «Грозе», он считает типичной характеристикой русского человека. И, завершая свою мысль о понятии «народности», Аполлон
Григорьев признаётся, что вопрос этот «чрезвычайно мудрый и, как сама жизнь,— иронический».

Страница третья.
Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868)
[4]

— В своей статье «Мотивы русской драмы» критик решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина — подлинная героиня нового исторического
периода. Его анализ окарикатурил и «Грозу», и Добролюбова. По мнению Писарева, Добролюбов увлёкся симпатией к характеру Катерины и принял её за личность,
за светлое явление. Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сформироваться в условиях «тёмного царства» патриархальной русской семьи,
выведенной на сцену в драме Островского.

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера». Писарев остаётся
глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Он не видит того, что увидел Добролюбов — пронзительной
совестливости и бескомпромиссности Катерины. Критик, исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после
крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления — сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины
нет, то она — не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия».

2. «Постигаем глубину литературно-критической мысли»:

самостоятельное ознакомление учащихся с отрывками из литературно-критических статей
Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева, Д. И. Писарева


(раздаточный материал)

Карточка № 1

…Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название
«пьес жизни»… Мы хотим сказать, что у него на первом плане всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни.

…Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего
серьёзного значения. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а
ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнёт самодурства, как не женщина?

…Женщина, которая хочет идти до конца в своём восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического
самоотвержения, должна на всё решиться и ко всему быть готова.

…Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу
созидающий, любящий, идеальный. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять
в себя их воззрения и наклонностей… Она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей
мужем. Она освобождена!

Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный
выход. В том и сила её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше…

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над
бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на её живую душу…
(Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»)

Карточка № 2

…Островский явился перед публикой совершенно неожиданно обличителем и карателем самодурства. Оно ведь и так. Изображая жизнь, в которой самодурство играет
такую важную, трагическую в принципе своём и последствиях и комическую в своих проявлениях роль, Островский не относится же к самодурству
с любовью и нежностью. Не относится с любовью и нежностью — следственно, относится с обличением и карою,— заключение прямое для всех, любящих подводить
мгновенные итоги под всякую полосу жизни, освещённую светом художества, для всех теоретиков, мало уважающих жизнь и её безграничные тайны,
мило вникающих в её иронические выходки.

Прекрасно! Слово Островского — обличение самодурства нашей жизни.

В этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию.
…Самодурство — это только накипь, пена, комический отсадок; оно, разумеется, изображается поэтом комически,— да как же иначе его и изображать? —
но не оно — ключ к его созданиям!

Для выражения смысла всех этих, изображаемых художником с глубиною и сочувствием, странных, затерявшихся где-то и когда-то, жизненных
отношений,— слово самодурство слишком узко, и имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного, весьма мало идёт к поэту, который играет на всех тонах, на
всех ладах народной жизни…

Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности
не самодурство, а народность. Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений.
(А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского»)

Карточка № 3

…В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ,
увидел вследствие этого «луч света в тёмном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина
и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его
уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привёл бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя:
как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский
даёт на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он ещё раз взглянул
бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете…

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается
в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она
на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся
узлы самым глупым средством — самоубийством… которое является совершенно неожиданно для неё самой.
(Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»)

3. Аналитическая беседа

• Как вы думаете, почему пьеса А. Н. Островского «Гроза» вызвала бурные и неоднозначные отзывы в современной драматургу критике?

• Назовите ключевое понятие, рассматриваемое в статьях Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Как каждый из критиков подходит к трактовке этого понятия?

• Как вы понимаете название статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»? Подтвердите свой ответ цитатами из статьи.

• Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке образа Катерины, подтверждая свою точку зрения анализом ключевых эпизодов драмы «Гроза».

• В чём своеобразие взглядов А. А. Григорьева и Д. И. Писарева?

4. Постановка и решение проблемного вопроса

• Чья точка зрения в оценке пьесы Островского ближе именно вам? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в последней инстанции. Критическая работа, даже самая многосторонняя — всё-таки односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении всего.

Но лучшие, подобно художественным произведениям, становятся памятниками эпохи. Статья Н. А. Добролюбова — одно из высших достижений русской
критики XIX века. Она задаёт тенденцию в истолковании «Грозы» и поныне.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?».

2. Опережающее творческое задания (2–3 учащихся)

Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве И. С. Тургенева.

Следующий урок: И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик, поэт, публицист.
Представитель «революционной демократии».

С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 вел сатирический отдел «Свисток». В 1857 году блестяще окончил институт, но
за вольнодумство его лишили золотой медали.

Короткая жизнь Добролюбова (умер от туберкулёза в 25 лет) сопровождалась большой литературной активностью. Печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник»
с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он
напечатал 75 статей и рецензий.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», содержали в себе острые общественно-политические высказывания, в том числе
касающиеся Николая I. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали
образцом демократически-реалистического толкования литературы. Первым употребил термин реализм как обозначение художественного стиля.

Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы, а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено.

Автор нескольких педагогических трудов. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Решительно осуждал физические наказания.
Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России. (вернуться)

3. Григорьев, Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, писатель и литературный критик,
оказавший важнейшее влияние на Ф. М. Достоевского. Разночинец-консерватор.

За пять лет работы в «Москвитянине» с 1851 по 1856 гг. Григорьев написал более 80 статей (среди них «Русская литература в 1851 году», «Современные лирики,
романисты и драматурги», 1852; «Русская изящная литература в 1852 году», 1853; «Проспер Мериме», «Искусство и правда», 1854; «О комедиях Островского и их
значении в литературе и на сцене», «Замечания об отношении современной критики к искусству», 1855; «О правде и искренности в искусстве», 1856 и др.).

С января 1861 года Григорьев начал работать в журнале Достоевских «Время», став генератором идей и душой журнала. Его основные статьи этого времени:
«Западничество в русской литературе», «Явления современной литературы, пропущенные критикой», «Белинский и отрицательный
взгляд в литературе».

Письма Григорьева И. С. Тургеневу «После “Грозы” Островского» впервые были напечатаны в газете «Русский мир», 1860, No 5, 16 янв., с. 20.

Толкование народности у Добролюбова и Григорьева было различное: Добролюбов понимал под народностью искусства отражение интересов трудящихся масс,
Григорьев стремился возвести народность в общенациональную категорию, лишенную сословных и иных социальных различий. (вернуться)

4. Пи́сарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский публицист и литературный критик, переводчик,
революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.

Писарев погиб, не достигнув двадцати восьми лет. Его литературная деятельность началась рано, когда ему было всего восемнадцать лет, и продолжалась недолго —
около восьми лет, если не считать вынужденных перерывов. Но она оставила глубокий и яркий след в истории русской общественной мысли.

В судьбе Писарева есть много общего с судьбой Добролюбова. Их деятельность началась рано и преждевременно оборвалась, оба они были властителями дум передовой
демократической молодежи своего времени.

Писарев отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.

В 1867—1868 годах сотрудничал с журналом «Дело» и «Отечественными записками». В статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики»
Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862;
«Борьба за жизнь» о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1867, и другие). (вернуться)

Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

Вариант 1
Сочинение на тему: Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза».

         К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры среди общества. Некоторые посчитали драму провокационной и безнравственной, а прочие сочли ее воплощением красоты русской души, показанной в прекрасном исполнении Островского. Как бы там ни было, сейчас это великое произведение входит в образовательную систему школьников, а это говорит само за себя.

         Катерина является главной героиней пьесы. На протяжении всего повествования читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу. И главное, что чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то покорно и слепо; если делает, то правильно и честно. Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

         С детства главная героиня росла в условиях свободы. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера, присущие Катерине, показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная, и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, вынужден был страдать после замужества. Катерину с Тихоном связывает лишь жалость, но не любовь. Его семья душила личность девушки своим «темным царством». Поэтому полюбив по-настоящему, главная героиня нашла в этом прекрасном чувству свою отдушину. Катерина влюбляется в Бориса со всей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей жить спокойно, ведь измена – это тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает признаться во всем мужу, что приводит к тяжелым последствиям не только в ее семье, но и в городке, где Катерина проживает. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но не этот факт огорчал ее. Девушка поняла, что запятнала репутацию своего возлюбленного. Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход – смерть.

         Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т.к. он был «маменькиным сынком». Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

         Как относится к поступку главной героини – личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.

Вариант 2
Образ Катерины и трагедия совести в драме А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский – известный русский драматург. Его творчество стало важным этапом в развитии театра. За всю свою жизнь Александр Николаевич написал около 40 пьес.

В 1856 году Островский отправился в пароходное путешествие по верхней Волге. Ему настолько понравились русские красоты, что спустя год он решил совершить еще одну поездку по волжским берегам. После путешествий он написал пьесу «Гроза», действие которой проходит летом в Калинове, на берегу великой русской реки. Главная героиня пьесы – Катерина.

Детство Катерины прошло в христианской семье. Девушка любила ходить в церковь и молиться богу. Она была счастлива в своей родной семье. Ее спокойная жизнь обрывается, когда она выходит замуж и переезжает в дом мужа. Катерина жила с супругом Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью Кабановой. В новой жизни ее окружали двуличные и злые люди. В детстве Катерина была свободна как птица, а теперь она загнана в клетку. Но у каждого человека свое понимание свободы. Например, для Варвары свобода – это полное непослушание. Для Катерины свобода – это совесть, доброта и порядочность. Даже придя в мир злых людей, девушка не утратила чистоту души.

У Катерины, как ей казалось, есть родственная душа. Это Борис. Когда на две недели Тихон уезжает из дома, героиня втайне от всех встречается с Борисом. Она прекрасно понимала, что это большой грех и, в конце концов, не выдержав душевной тяжести, она рассказала мужу об измене. Она раскаивалась в своем поступке, что характеризует ее как порядочного человека, как истинную христианку. И даже совершив самоубийство, бросившись в Волгу, девушка оставалась чистым человеком.

Катерина – добрая душа. Добролюбов говорил о ней: «Лучик света в темном царстве», и я полностью согласна с этим высказыванием. Единственный светлый человек в пьесе «Гроза» — Катерина. Она светлая, потому что грешна и раскаивается. Другие люди темные, потому что грешны и не раскаиваются. Борис, которого Катерина считала прекрасным и добрым человеком, оказался на стороне зла.

Наше современное общество – темное царство, в котором есть лучи света. Чтобы превратить его в светлый мир, каждый человек должен меняться. Изменения всегда исходят изнутри!

Вариант 3
Образ Катерины в драме «Гроза» (сочинение для 10 класса)

Пьеса «Гроза» Островского, пожалуй, вызовет в любом человеке огромное количество разных эмоций. И многие из этих эмоций связаны непосредственно с главной героиней произведения –Катериной. Свободолюбивая, выросшая в религиозной семье, где ее окружали заботой и демонстрировали взаимоуважение, она обладает стойкостью характера и стремлением к счастливой жизни.

Жизнь и восприятие мира Катериной меняются вскоре после того, как она выходит замуж за Тихона-спокойного мужчину, глубоко подавленного своей матерью. Из-за своего стремления к счастью и любви, девушка пытается сделать над собой усилие и проявить нежность к супругу. Проявить к нему те же чувства, которые проявляла к ней ее мать. Но в атмосфере ненависти, злости, алчности ее новой семьи, Катерине крайне сложно это сделать. На Катерину постоянно давит ее новое окружение.

Особую нелюбовь к стойкой девушке проявляет ее свекровь. Кабаниха привыкла руководить всеми, кто жил под ее крышей. Поэтому старуха любыми способами извести и унизить волевую девушку. Катерине даже приходится встать на колени перед безропотным мужем, чтоб удовлетворить унизительную просьбу новой родственницы. Однако даже это оказалось не способно сломить ее. В окружении бесконечного неуважения и бессмысленных придирок к себе, девушка всё так же мечтает о светлой любви.

Но любовь находит девушку сама. И появляется она в лице Бориса – приехавшего в ее родной город по делам мужчины. При встрече с ним чувства Катерины вспыхивают практически мгновенно. Борис так же отвечает ей взаимностью. Но воспитанная в высокоморальных устоях девушка пытается отказаться от своих чувств. Организовать встречу Борису и девушке помогает Варвара – сестра Тихона. Хитрая, изворотливая, она давно научилась врать в угоду своей матери понимая, что иначе в этом доме выжить нельзя.

Свидания Катерины и Бориса длились десять дней. В это время ее муж был в отъезде. Однако, счастье ее оказывается крайне мимолетным. По возвращению Тихона домой, ее возлюбленный сразу меняет свое поведение. Он просит Варвару уговорить героиню молчать об их тайной связи. Борис сообщает ей, что собирается уехать и не может взять ее с собой. Девушка понимает, что мужчина ее не любил.

Испытывая чувство стыда, Катерина решает рассказать мужу обо всем произошедшем. Тихон избивает ее, его мать так же продолжает гнобить девушку. Пожалуй, это и является переломным моментом в восприятии мира героиней. Она не готова к его жестокости. Пожелав лишь луч счастья для себя, она вдребезги разбила собственные моральные устои. И, не найдя поддержки ни в ком, решает покончить с собой.

Образ Катерины является крайне положительным. В ней заключено огромное количество хороших качеств и черт характера. Но абсолютное честолюбие приводит ее жизнь к печальному концу.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

Островский Александр Николаевич

1823 — 1886

Драма А.Н. Островского «Гроза» привлекает внимание к вопросам истинной и ложной нравственности, вызывая сочувственное отношение к героине, которая совершает аморальный поступок.

Читательский дневник показывает, какие нравственные акценты делает драматург в пьесе.

1. Время и место сюжета

Время создания пьесы — 1859 год.
Время в книге — 1850-е годы, но есть трактовка, что время в городке остановилось.
Место действия — Калинов, вымышленный город на берегу реки Волги.

2. Главные герои и их характеристика

Катерина Кабанова — добрая чувствительная девушка, родом из хорошей семьи. В доме мужа подвергается нападкам и унижению со стороны свекрови. Изменяет мужу, влюбившись в Бориса. После кончает жизнь самоубийством, так как не может жить в жестокой среде.
Тихон Кабанов — муж Катерины, сын Кабанихи. Тихий, безвольный человек, находящийся под контролем матери. Отказался от своей жизни и постепенно спивается.
Варвара Кабанова — сестра Тихона, своенравная девица, которая может дать отпор матушке. Тайно гуляет с Кудряшом, делает, что хочет, сбегает из дому. Видела страдания Катерины и помогала ей сойтись с Борисом.
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, грубая невежественная женщина, замучившая близких жестокостью. Воспитала сына слабым и нерешительным. Ненавидит Катерину. Даже после гибели девушки злословит и глумится над ней.
Борис Григорьевич — образованный воспитанный молодой человек, племянник Дикого. Возлюбленный Катерины, хоть и является «двойником» Тихона по характеру. Терпит издевательства и насмешки от дяди. Когда роман с Катей раскрывается, оставляет ее одну и уезжает по приказу Дикого.
Савел Прокофьевич Дикой — купец, богач, самодур, темный грубый человек. Определяет жизнь в городе, так как все его слушаются и боятся.
Кулигин — носитель научной мысли в Калинове, инженер-самоучка, ученый. Видит чудовищность нравов в городе, сочувствует молодым, прогрессивно мыслит.

3. Краткий пересказ рассказа

Катерина Кабанова живет в семье мужа и страдает от притеснений со стороны свекрови. Муж – слабый человек, во всем подчиняющийся матери. Катерина не любит его, но жалеет. Девушка хочет быть честной верной женой, но влюбляется в другого мужчину. После супружеской измены Катерина чувствует вину и отчаяние. Ей не хочется жить с человеком, которого она не любит, но и обманывать она не может. Катерина публично признается мужу в измене, за что ее сживают со свету. Не выдержав давления и издевательств, Катерина кончает жизнь самоубийством, утопившись в Волге.

Смотрите более подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» Островского А.Н.

4. Чему учит произведение

Гибель Катерины – протест против несправедливости общества. Пьеса учит тому, что человек не должен соглашаться с унижением и насилием, что необходимо отстаивать себя. Катерина готова умереть, лишь бы больше не терпеть дурное обращение и обесценивание своей личности. Девушка не соглашается жить по правилам, которые уродуют и искажают нормальные человеческие отношения, и в этом ее нравственная сила.

5. Вывод

Катерина – сильная личность, потому что не желает подстраиваться под правила, которые ограничивают ее свободолюбивую натуру. Жизнь в неволе для нее нестерпима, она стирает ее личность, делает похожей на тех, кого она не уважает. Для Катерины смириться – значит потерять себя, отказаться от своей любви. Поэтому она выбирает свободу, пусть и ценой смерти.

6. Система образов произведения

В пьесе прослеживается конфликт между поколениями: старшие – это власть, младшие выражают протест и пытаются бороться.

Также важно противопоставление «темного царства» и света.

✓Власть имущие, или «хозяева жизни» – Дикой, Кабанова.
✓Представители «темного царства», поддерживающие существующий порядок – горожане, богомолка Феклуша, сумасшедшая старуха.
✓ Смирившиеся герои – Борис и Тихон Кабанов.
✓Протестующие герои – Кулигин, Катерина Варвара, Кудряш.

Катерине удалось сделать свой протест заметным, остальные бунтуют молча.

7. Словарь незнакомых слов

Жалованье — регулярная денежная выплата за работу.
Перпетуум мобиле — устройство, которое может работать вечно, «вечный двигатель».
Денно и нощно — целыми днями и ночами
Кибитка — небольшой закрытый экипаж.
Заглазное дело — что-то, происходящее «за глазами», без присмотра и контроля.
Рацея — долгое наставление, поучение.

8. Цитаты

* Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо¬гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно.

* Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

* Жестокие нравы в нашем городе! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

«Гроза» – драма А.Н. Островского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она представляет собой образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

«Гроза» — драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов, представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Популярные сочинения

  • Сочинение рассказ Мой день
    Сегодня я проснулся непривычно рано, я прикрыл глаза и еще немного полежал, подумывая, чем заняться в свободное время. Я ждал эти выходные с нетерпением, чтобы с отцом на рыбалку
  • Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс
    Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.
  • Сочинение Мастер и Маргарита — тема любви
    Одно из лучших произведений Булгакова «Мастер и Маргарита» получило широкую известность и признание среди всех возрастных категорий читателей. Это обусловлено тем

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Путешествие по Карелии

А.Н. Островский.

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»).

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться «Ночи на Волге». Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла — драма «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бесприданница».

В «Грозе» автор показал нам жизнь в купеческой семье, каково было положение в ней русской женщины. Когда читаешь «Грозу», невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины. Надо было обладать сильным характером, чтобы отвечать старой и жестокой свекрови на оскорбления. Катерина не привыкла к унижению, оскорблению человеческого достоинства. Почему? Да потому, что она была воспитана по-другому. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер. Жила Катерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей, и она будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. Вводя в пьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню, тоскует вместе с ней в неволе. Долго я раздумывал, оправдывает ли Островский Катерину в том, что она пошла на свидание к Борису. Мне трудно судить самому об этом. Но, прочитав статью «Луч света в темном царстве», я понял, что оправдывает, да и не оправдать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конечно, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического самоутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть готова». Но как можно осмелиться на это, находясь в доме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи. И Островский, говоря о поступке Катерины, подчеркивает, что естественных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что автор на стороне Катерины.

Почему же произошел конфликт Катерины с Кабановой? На этот вопрос, считаю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает. Катерина не может принять воззрений и наклонностей той среды, в которую попала. Поэтому на предложение Варвары лгать, притворяться Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Автор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Становится понятно, что если Катерина захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера.

Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Конечно, нет. Поэтому, считаю, Островский оправдывает и последний поступок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своей смертью Катерина, а вместе с ней и автор, бросила вызов всей самодурной силе. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она свободна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силы на этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину «Лучом света в темном царстве».

Другой критик Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» не соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, а сравнение ее с лучом во тьме надуманными. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал «устои темного царства», считает, что после самоубийства Катерины все возвратиться на круги своя, пойдет своим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали поступок Катерины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопереживал своей героине.

Стоит посмотреть следующий материал:


Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина «Мы») Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Жизнь и творчество А.Солженицына Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова) Современная советская проза о Великой Отечественной войне Мой любимый поэт В.Высоцкий.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.

Для 10 класса

Сочинение-рассуждение «Образ Катерины» по пьесе Островского «Гроза»

Драма «Гроза» является одним из самых ярчайших художественных произведений А.Н. Островского. Пьеса написана писателем во времена, когда темы «семейных устоев», «свободы личности», «эмансипации женщины» являлись актуальными. В литературе этим проблемам было посвящено не мало произведений. Поэтому «Гроза» была встречена публикой с величайшим интересом. В драме Островский выразил современное ему состояние русского общества, тем самым встревожив мысли людей о будущем. Именно поэтому критик Добролюбов посвятил «Грозе» большую статью «Луч света в тёмном царстве», в которой обосновал пьесу с точки зрения социальных противоречий накануне реформ.

Тем временем, сегодня конфликт пьесы Островского понимается не как борьба «старого» и «нового», а как борьба между личностью и толпой.

Главная героиня Катерина – личность, драма которой заключалась в том, что она восприняла необходимость преодоления патриархальных устоев в обществе как свою личную задачу.

Будучи от природы горячей и свободолюбивой натурой, Катерине невмоготу замужняя жизнь. В доме Кабановых девушка должна жить под нравственным давлением, но сама природа героини зовёт её к активным действиям. В сцене, когда девушка, поругавшись с родителями, села в лодку и уплыла из дома на целые сутки, Островский подчёркивает её страстный и вольный характер, показывает, что Катерина готова идти на протест ради своей свободы. Так, вопреки всем нормам и законам патриархального уклада «тёмного царства» религиозная Катерина совершает такой грех, как измена мужу. Героиня решается на такой шаг, потому что для неё важно внутреннее составляющее чувств, в то время как в семье Кабановых от неё требуют внешней формы проявления эмоций: как все, так и мы. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Например, в сцене прощания с мужем, где Кабаниха ругает Катерину за то, что она, как бесстыдница висит на шее мужа, когда надо бы в ноги кланяться, Островский показывает, что Катерине не важно по правилам она поступает или нет, главное, что делает она это искренне.

С появлением нового чувства, любви к Борису, Катерина начинает терять внутреннюю гармонию. Островский показывает, что в душе героини назревает внутренний конфликт: девушка продолжает верить в святость семейных отношений и считает измену мужу страшным грехом, но в то же время она столь же сильно верит своему новому чувству. Любовь к Борису – это один из этапов к становлению личности Катерины. Молодой человек, смотревший на неё с восхищением и уважением, помог ей раскрыть своё истинное «Я». Островский показывает, что в этом любовном конфликте нравственная ситуация для неё важнее внешней: «Греха не побоялась, разве побоюсь людской молвы?» — произносит Катерина в диалоге с Борисом. Данной репликой писатель акцентирует внимание на том, что героиня пробивает себе дорогу не только через внешние обстоятельства, но и внутренние. Катерина чиста душой, боится греха, но не в любви и не в свободе девушка жить не может. Островский рисует жизнь Катерины до замужества наполненной красотой, любовью, поэзией церковной службы. Вера в Бога неотделима от Катерины, её религиозное чувство носит характер экстаза: «… ещё только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Существовать во внутреннем конфликте с самой собой героиня не в силах, как и не готова согласиться на неподлинную жизнь: покоряться самодурству свекрови. Разрешить такой конфликт Катерина в одиночку не в состоянии, да и помощи ждать неоткуда: Борис – человек слабый и нерешительный, как и муж Тихон. Даже если бы Кабаниха меньше тиранила невестку, и окружающие отнеслись бы к девушке с пониманием, гибель Катерины всё равно свершилась, так как от себя не убежишь. Чтобы преодолеть данный конфликт, в окружающей действительности право свободы человека должно стать нормой.

Таким образом, причинами самоубийства Катерины служат не только внешние, но и внутренние обстоятельства. По мнению Островского, гибель её закономерна, как и гибель множества трагических героинь. Смерть для Катерины является избавлением, самоубийство служит катарсисом, неким очищением от устоев «тёмного царства» Финал драмы, когда Тихон бросается на труп жены и кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете…», заставляет задуматься о деспотизме и самодурстве той среды, где властвуют деньги.

Полезный материал по теме:

  1. Сравнение Катерины и Варвары (по пьесе А. Островского «Гроза»)
  2. Был ли другой выход у Катерины в пьесе Островского «Гроза»?
  3. «Самоубийство Катерины — сила или слабость характера?» по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
  4. В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
  5. Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Инфоурок

Литература
Презентации«Презентация по литературе на тему «Пьеса «Гроза в русской критике»

Пьеса «Гроза» в оценке русской критики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Пьеса «Гроза» в оценке русской критики.

    Описание слайда:

    Пьеса «Гроза» в оценке русской критики.

  • 2 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 3 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 4 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 5 слайд

    Николай Александрович Добролюбов - критик, публицист, поэт, прозаик.Революцио

    Описание слайда:

    Николай Александрович Добролюбов — критик, публицист, поэт, прозаик.
    Революционный демократ. Родился в семье нижегородского священника. Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического института Санкт-Петербурга. В годы учебы сформировались его материалистические взгляды. «Я – отчаянный социалист…», — говорил о себе Добролюбов. Постоянный сотрудник журнала «Современник». По воспоминаниям людей, близко его знавших, Добролюбов не терпел компромиссов, «не умел жить», как живет большинство.

  • 6 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 7 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 8 слайд

    Дмитрий Иванович Писарев - литературный критик, публицист.Родился в селе Знам

    Описание слайда:

    Дмитрий Иванович Писарев — литературный критик, публицист.
    Родился в селе Знаменское Елецкого в небогатой дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. С 1861 г. работает в журнале «Русское слово». Статьи Писарева быстро привлекли внимание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции, принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих авторитетов.
    Трагически погиб (утонул) в июне 1868 г.

  • 9 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 10 слайд

    Трактовка образа Катерины Кабановой, героини драмы А.Н.Островского А.Н.Доброл

    Описание слайда:

    Трактовка образа Катерины Кабановой, героини драмы А.Н.Островского А.Н.Добролюбовым и Д.И.Писаревым.

    А.Н.Добролюбов
    1.Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе.
    2.Решительный, цельный русский характер.
    3.Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный.
    4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве.
    5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…
    6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.
    7 Нам отрадно видеть избавление Катерины.

    Д.И.Писарев 
    1.Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление.
    2.Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
    3.Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
    4. У Катерины все делается по влечению натуры.
    5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
     
    6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
     
    7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

    — Чья позиция вам ближе? Аргументируйте свою точку зрения.

  • 11 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 12 слайд

    Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864).Поэт, литературный и театральный

    Описание слайда:

    Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864).
    Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься как поэт с 1843 г. Возглавляет молодую редакцию журнала «Москвитянин», будучи ведущим критиком. Позднее редактирует журнал «Русское слово». Сам Григорьев называл себя «последним романтиком».
    Как критик известен своими работами об Островском («После «Грозы» Островского», 1860), Некрасове («Стихотворения Н.Некрасова, 1862), Л.Толстом («Граф Л.Толстой и его сочинения», 1862).

  • 13 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 14 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

  • 15 слайд

    Максим Алексеевич Антонович (1835-1918).Русский литературный критик, философ

    Описание слайда:

    Максим Алексеевич Антонович (1835-1918).

    Русский литературный критик, философ, публицист. Родился в Белополье Харьковской губ., в семье дьячка. Учился в Петербургской духовной академии. Был сотрудником «Современника».
    Выступал за демократическую, разночинскую литературу.
    Полемизировал с журналом Д.И. Писарева «Русское слово».
    Самые известные работы М.Антоновича: «Асмодей нашего времени» (1862), «Промахи» (1864).

  • 16 слайд

    М.А.Антонович об образе Катерины.«Писарев решился исправлять Добролюбова… и р

    Описание слайда:

    М.А.Антонович об образе Катерины.
    «Писарев решился исправлять Добролюбова… и разоблачать его ошибки, к которым он причисляет одну из самых лучших статей его «Луч света в темном царстве»…
    «Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света»…
    Писарев навязал Добролюбову свою собственную фантазию и стал опровергать ее так, как будто бы она принадлежала Добролюбову…»
    По мнению Антоновича, Писарев своим разбором унижает Катерину.
    Доводы его не слишком убедительны, поскольку Антонович не приводит доказательной аргументации, основанной на хорошем знании материала. Проще говоря, в полемике с Писаревым Антонович плохо скрывает личную неприязнь.
     

  • 17 слайд

    - Как вы думаете, почему так по-разному оценивали драму А.Н.Островского русск

    Описание слайда:

    — Как вы думаете, почему так по-разному оценивали драму А.Н.Островского русские критики? Назовите причины.

  • 18 слайд

    время написания статей политические убеждения оппонентов взгляд на искусс

    Описание слайда:

    время написания статей
    политические убеждения оппонентов
    взгляд на искусство
    личность самих критиков

  • 19 слайд

    Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»Вопросы для консп

    Описание слайда:

    Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
    Вопросы для конспектирования:
    1. Оценка «темного царства».
    2. Отличительные свойства характера Катерины.
    3. Самое решительное произведение Островского
    Выводы, к которым приходит критик.

  • 20 слайд

    Сочинение катерина луч света в темном царстве заключение

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.

Тема:
Драма «Гроза»

Похожие материалы

  • Методические рекомендации «Анализ художественного произведения»

  • «Презентация по литературе на тему «И.С.Тургенев «Отцы и дети»

  • «Урок по рассказу Ф.Абрамова»

  • Открытый урок литературы в 9 классе. Тема: Любовная лирика А.С. Пушкина.

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Биография О. Генри

  • Планирование уроков по русскому языку и литературе

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Кобаяси Исса

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Мацуо Басё. Перевод В. Марковой

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452531 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Сочинение катерина как луч света в темном царстве сочинение
  • Сочинение карт таро жрец
  • Сочинение картинная галерея осень
  • Сочинение карт таро паж кубков
  • Сочинение картина шишкина на севере диком описание картины