Сочинение картина март левитан

Конспект урока по развитию речи тема: сочинение по картине и. и. левитана март. цели: 1 формировать умение составлять художественное

Конспект урока по развитию речи

Тема: 
Сочинение по картине И. И. Левитана « Март».

Цели: 1) Формировать умение составлять
художественное описание природы с

                   
элементами оценки действительности;

              
2) Способствовать развитию творческого воображения детей;

              
3) Формировать умение использовать изобразительные средства языка

                   
для описания образов, созданных художником;

              
4) Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

Оборудование:
репродукция
картины И. И. Левитана « Март», репродукции

                                   
картин русских художников о весне, аудиозапись музыки

                                   
Чайковского « Март», видеоизображение природы родного края,

              
                     мультипликационный фильм « Уроки тетушки Совы».

I.Организационный момент.

                                        
Вот звонок нам
дал сигнал:

                                        
Поработать час настал.

                          
              Так что время не теряем

                                        
И работать начинаем.

II.Сообщение темы и целей урока.

( учитель читает стихотворение Е. Благининой )

                                    Еще в домах пылают
печки

                                    И поздно солнышко
встает,

                                    Еще у нас на нашей
речке

                                    Спокойно ходят через
лед.

                                    Еще к сараю за дровами

                                    Не проберешься
напрямик,

                                    И в садике под деревами

                                    С метлою дремлет
снеговик.

                                    Еще мы все тепло одеты

                                    В фуфайки, в теплые
штаны,

                                    А все-таки весны
приметы

                                    Во всем, во всем уже
видны.

         
Какое время
года наступило? Какие приметы весны видны в природе в начале

весны?

         
Давайте
просмотрим их еще раз.( включается видеозапись)

         
Весна – это
необыкновенное время года, когда в природе все просыпается.

Куда бы сейчас ни бросили взгляд – всюду видим, как весна
преображает природу,

слышим весенние звуки.

         
Послушайте,
что говорит о весне тетушка Сова.

         
Какие
изменения происходят в неживой природе? А в живой природе?

         
Поэты
посвятили много стихов этому времени года. Давайте прослушаем некоторые стихи,
которые приготовили ребята.

1)     
В.А. Жуковский
« Жаворонок»

2)     
Е. Хоринская
«Весна»

3)     
М. Сухорукова
« Март у матери — зимы шубу снял».

         
Какое
настроение прослеживается во всех стихах? Как вы думаете почему?

         
Природу можно
изобразить по – разному. Поэты выражают свое  отношение к ней

словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с
нами при помощи

красок. И надо уметь понимать этот особый язык.

Сегодня перед нами стоит задача научиться « читать»
картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник
изобразил красками. Мы будем

писать сочинение по картине И. Левитана. Картина посвящена
весеннему месяцу.

А какому, отгадайте:

                                     Дует теплый, южный
ветер,

                                     Солнышко все ярче
светит,

                                     Снег худеет, мякнет,
тает.

                                     Что за месяц? Кто
узнает?

III.Подготовка
к восприятию картины.

         
Правильно,
картина И. Левитана так и называется – « Март».

         
Посмотрите на
доску. Перед вами портрет художника  И. И. Левитана.

         
Левитан
родился в 1860 году. Очень рано он остался сиротой. Его детство было настолько
тяжелым, что он старался никогда не вспоминать о нем. Но несмотря на все тяготы
жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. За 25 лет художник написал
около тысячи картин, рисунков, эскизов. Современники называли его мастером пейзажа.
Для своих произведений он выбирал такие  моменты, когда в природе происходили
изменения. О Левитане можно сказать словами поэта:

                                               С природой
одною он жизнью дышал,

                                               Ручья
разумел лепетанье,

                                               И говор
древесных листов понимал,

                                               И чувствовал
трав прозябанье.

         
Русская
природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину

« Март» он написал в 1895 году. Известно, что она написана
с натуры под Москвой, в имении друзей художника.

         
Ребята,
Левитан был мастером пленэрной живописи, то есть живописи, выполнен-

ной непосредственно на природе, на открытом воздухе.

         
« Пленэр» – в
переводе с французского означает « открытый воздух» (слово напи-

сано на доске, дети читают вслух)

IV.
Первичное знакомство с произведением

         
А теперь
давайте отправимся в картинную галерею. Перед нами картины русских

художников.

         
Рассмотрите
картины. Какой темой объединены все картины? (весна)

         
Но нам на
уроке нужна только одна картина, та которая посвящена самому началу

весны. Найдите эту картину.

         
Попробуем
войти в мир, созданный художником Исааком Ильичом Левитаном.

         
Внимательно
всмотритесь в картину. Левитану посчастливилось запечатлеть неуло

вимое – подстеречь самые первые мгновения прихода весны.

V.
Беседа по содержанию картины.

         
Расскажите,
что вы видите на картине? Какое время года на ней изображено?

         
Как вы
догадались, что здесь изображена весна?

         
Что вы
чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение?

         
На картине
художник изобразил снег, сугробы, запряженную лошадку. Что он этим хотел
показать? ( зима ещё хозяйка)

         
И все-таки
здесь уже чувствуется весна. Какой день изобразил Левитан?

         
Чем вы сможете
это подтвердить? ( солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома,
видны тени от деревьев)

         
Взгляните на
небо. Какое оно?

         
Опишите снег,
лежащий на земле.

         
Что вы можете
сказать про ком снега на крыше?

         
Какие краски
являются главными на этом полотне?

         
Обратите
внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать?

         
Несмотря на
состояние безмолвия и покоя здесь можно обнаружить и следы невидимого
присутствия человека. Что указывает на это?

         
Представьте,
что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

         
Что бы вы
могли там услышать? (весеннюю капель, пение птиц)

         
Если бы вы
были композиторами, то какую музыку написали бы после знакомства с этой
картиной?

         
Послушайте,
какую музыку написал Петр Чайковский. Он посвятил ее первому весеннему месяцу и
назвал « Жаворонки». Мы не только послушаем музыку, но и расслабимся, отдохнем.

                                 Физкультминутка.( под
музыку)

—  Закройте глаза и представьте себя облаками – лёгкими,
воздушными, прозрачными, 

    задорными. Ветерок то, порхая, несет вас по небу, то,
утихая, клонит в сладкий сон.

    А потом вы снова кружитесь, принимая причудливые формы.

VI.Беседа
по содержанию картины.

         
Откройте глаза
и прочитайте слова, написанные на доске:

                                                 «
Улыбкой ясною природа

                                                   
Сквозь сон встречает утро года».

                                                              
                       А. С. Пушкин.

         
Подумайте, что
общего между картиной И. И. Левитана и словами Пушкина?

         
Да, весна это
утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться, радоваться.
Природа с радостью встречает весну.

         
Слова Пушкина
вы можете использовать в своем сочинении как эпиграф.

         
Какое
настроение вызывает у вас эта картина?

VII.Речевая
подготовка к сочинению.

         
А сейчас давайте поработаем над
словами и предложениями, которые вам понадо-

бятся в сочинениях.

         
Подберите
слова-определения, которыми можно описать:

1группа- весенний день, деревья, капель;

2группа- снег, лес, воздух;

3 группа- небо, солнце, лошадь.

      Учащиеся записывают слова, а затем читают их вслух,
на доске появляется запись:

      День                           Снег                      Деревья                          
Солнце

      тёплый                       рыхлый               
стройные                         тёплое     

      солнечный                подтаявший         тонкие(
березки)             яркое  

      ясный                         серый                  
мощные( сосны)             ласковое

                                          мокрый  

                                         
сырой                       

      Лес                              Небо                    
Капель

     темный                       чистое                  
звонкая

     густой                         голубое                
чистая

     плотный                     высокое                
весенняя

                                          лазурное    

         
Подберите
действия к предметам:

1группа – солнце

2 группа – капель

2 группа – снег

      На доске появляется  запись:

     Солнце – греет, освещает, растопило( снег).

     Капель – звенит, стучит, барабанит, поёт.

     Снег – оседает, тает, темнеет

         
Подберите
синонимы к словам:

1
группа                                                         2группа

художник —  живописец,
автор                    картина – полотно, произведение

                                         
3 группа – создал , написал, изобразил,

                                                            
нарисовал, запечатлел.

     — Откройте окошки в словах. Какая орфограмма
пропущена? Подберите проверочные

        слова.

         
Составьте
предложения о весне ( по группам).

         
Составьте
продложения о солнце.

         
Наступила
весна, пригревает ласковое солнышко. Давайте отдохнем и порадуемся

весне.

                                    Физкульминутка

                            Весна, весна! Пришла весна!

                                       (
хлопки в ладоши)

                                    Тепло
на крыльях принесла.

                                        (
прыжки на месте)

                                    И вот
на самом солнцепёке

                                    С
поднятой гордо головой

                                         
( ходьба на месте)

                                    
Расцвел подснежник голубой..

                                          
( руки в стороны)

                                      Он весь
пушистый, серебристый,

                                              
( приседания)

                                       На
солнце маленький стоит.

                                               
( прыжки на месте)

                                       Посланец
он весны надёжый,

                                       Он
не боится холодов.

                                                 
( наклоны туловища)

                                        За
ним придут цветы другие,

                                        Он
первенец среди цветов.

                                                  
( повороты влево – вправо)

VIII.Составление плана сочинения.

         
Чтобы легче
было писать сочинение, давайте поработаем над планом.

         
Сколько частей
будет в сочинении? О чём рассказывают в первой части?

         
О чем
рассказывают во второй части?

         
О чём
рассказывают в третьей части?

         
Давайте
подробно остановимся на каждой части.

         
Как можно
начать сочинение. Как можно озоглавить первую часть?

         
Что вы будете
описывать во второй части? Озоглавьте вторую часть.

         
Как можно
закончить сочинение?

                                                         
План.

1)      Левитан – автор картины.

2)      Наступила ранняя весна.

                 а) Солнце.

                 б) Небо.

                 в) Снег.

                 г) Деревья.

                 д) Лошадь.

3)      Моё отношение к картине.

         
Давайте
попробуем устно составить по плану текст сочинения.

IX.Написание сочинений учащимися.

         
Теперь вы
готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинений. Работайте.

( слабым ученикам даны карточки –
помощницы)

X. Анализ сочинений.

       Зачитываются вслух 2-3 сочинения.

         
Как вы
думаете, удалось ли ребятам  раскрыть тему?

        
Молодцы! Вы
славно потрудились. Встали.
Урок
окончен.

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение по картине И. Левитана «Март» для 4 и 5 классов. Здесь Вы найдете два варианта и план для каждого из них. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(239 слов) Картина «Март» Исаака Ильича Левитана была написана в 1895 году, когда он гостил в имении Турчаниновых. Необыкновенная красота природы весной вызвала восхищение художника, вдохновила на создание истинного шедевра. Картина поражает своей реалистичностью, живостью и яркостью красок, поднимает настроение и наполняет оптимизмом. 

картина Левитана МартХудожник писал картину в усадьбе Горка, стена дома которой видна в  правой части картины. Весенняя солнечная погода стоит на дворе. К деревянному дому, окрашенному желтой краской, ведет проселочная дорога, которая уже оттаяла, прогретая мартовским солнцем. И. Левитан создал гармоничную композицию: на заднем плане виднеется густой лес, ближе к наблюдателю стоят белые высокие березы, чуть дальше — зеленые ели. По темно-синим теням деревьев можно понять, с какой стороны светит солнце, — со стороны наблюдателя.

Дианка, лошадка с усадьбы Горка, находится в центре пейзажа, она — главная помощница хозяев усадьбы. Двери приусадебного дома распахнуты настежь, ставни с окон убраны, потому что на улице уже веет теплом, очаровательная природа пробуждается. 

Снег отражает лучи солнца, но он местами уже растаял и просел, хотя березы еще стоят в глубоких сугробах. Зима уже уступила свое место прекрасной весне. На снегу можно увидеть множество следов, оставленных людьми, от проселочной дороги в лес ведет тоненькая протоптанная кем-то тропинка.  Интересен оттенок самого снега – он голубоватый, а не белый, как обычно его изображают на других картинах, а все потому, что ослепительно белым он бывает морозной зимой, а не прелестной весной. 

Картина «Март» производит очень приятное впечатление, она служит показателем развитого таланта художника, чистоты его помыслов, неповторимости восприятия окружающей природы. 

План сочинения по картине И. Левитана «Март»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Март»;
  3. Заключение: мое мнение о картине И. Левитана.

Вариант 2: Подробнее

(356 слов) Исаак Левитан любил изображать в своих полотнах весну и осень, а не лето и зиму. Картина «Март» является тому подтверждением, она  вдохновила других живописцев создавать свои работы в необычном стиле, с реалистичностью, вниманием к деталям и оттенкам красок. Изображение снега в голубых тонах, ясного неба и темно-синих теней деревьев стало основным мотивом пейзажистов XX века. 

картина Левитана МартПо словам Александра Бенуа, Левитан написал картину «Март» очень быстро, за несколько сеансов. Сложность создания шедевра заключалась в том, что снег быстро таял, поэтому вчерашние сугробы быстро превращались в талую воду. Работать летом проще, потому что в природном пейзаже ничего особенно не меняется, разве что после дождя. Хоть у художника было не самое хорошее настроение (если верить его современникам, которые окружали живописца в тот непростой период его жизни), но ему удалось создать жизнеутверждающую картину. 

На полотне с правой стороны можно увидеть часть стены бледно-желтого дома Турчаниновых. Рядом с крыльцом дома стоит запряженная в телегу лошадка Дианка. Люди на картине не изображены, зато об их присутствии можно догадаться, увидев множество следов на снегу. Дверь двухэтажного дома настежь открыта, как будто кто-то недавно вошел в него, а лошадка ожидает скорого прибытия своего хозяина. 

День стоит ясный, солнечный. Благодаря гармоничному сочетанию цветов, можно догадаться, что во дворе довольно тепло. Таким днем хочется находиться на природе дольше, дышать свежим воздухом. 

Ели выглядят сильными, могучими, ярко-зелеными великанами, а березы белые, тонкие, высокие, они своим внешним видом противоположны хвойным соседям. 

Снега еще во дворе довольно много, от солнца на него трудно смотреть, он своим блеском слепит глаза. В глубоких сугробах еще стоят березы, а вот снег на дороге, ведущей к крыльцу дома, уже растаял и превратился в воду. На самой верхушке высокой березы можно увидеть скворечник, кажется, что он еле держится на тонкой ветке. Как его могли разместить так высоко? Этот вопрос остается без ответа. 

Художник настолько реалистично изобразил природу, что можно представить себя в той усадьбе, где рядом располагается чудесный лес, стоит уютный деревянный дом. Зима уступила место радостной и воодушевляющей поре, которая зовется весной. От вида подтаявшего снега, ласковых солнечных лучей, милой лошадки, красивых великанов-деревьев на душе становится приятно, реальность окрашивается в яркие цвета, а не в серые однообразные тона.

План сочинения по картине И. Левитана «Март»:

  1. Вступление: особенности картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Март»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы И. Левитана.

Автор: Елена Баранова

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Тихая обитель». Он надеется, что Вы вдохновитесь прочитанным и сделаете свою работу лучше. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(251 слово) Картина Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель» была написана в 1890 году после поездки автора на Волгу. Там он пробыл некоторое время, и за этот период увидел несколько близлежащих городов. Однажды, гуляя по окрестностям пригорода, художник увидел среди леса небольшой монастырь, расположенный поодаль от озера. Кроме того, Левитана впечатлило и другое событие. Ранее взору мастера представился Саввино-Сторожевский монастырь, который он увидел под Звенигородом. Эти два события, слившись воедино, помогли родиться прекрасному произведению.

"Тихая обитель" Левитана

«Тихая обитель» Левитана

На картине изображён пейзаж русской природы. Летняя, утренняя свежесть, чистое небо и розовые облака навевают настроение светлой радости. На переднем плане – узенькая река, протекающая под старым деревянным мостом. Она так чиста и прекрасна под этим ласковым небом, которое отражается в ней, как в зеркале. Виден берег, поросший травой, тропинка, ведущая к мосту. Кажется, что можно шагнуть на тропу и попасть в это тихое место. Вдали, на заднем плане, мы можем увидеть лес, посреди которого расположен монастырь: видны его купола. Солнца на картине не видно, но оно откуда-то издали бледно-жёлтым светом освещает купола монастыря. Посредством изображения моста, уходящего в лес, к монастырю, создаётся глубина изображения. Художник использовал естественные цвета, плавные переходы, отчего на картине видится поистине реалистичный пейзаж. Благодаря мастерству Левитана создаётся ощущение присутствия в этом тихом и возвышенном месте.

Мне очень понравилась картина Левитана «Тихая обитель». Полотно помогает ощутить атмосферу изображённого места, спокойствие и благодать. Пейзаж отражает внутренне состояние мастера, его мировоззрение и отношение к жизни. Природа всегда даёт людям почувствовать гармонию и спокойствие. Изображение храмов и монастырей также помогает обрести душевное равновесие. Это доказывает замечательная картина Левитана «Тихая обитель».

План сочинения по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»: 

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Тихая обитель»;
  3. Заключение: мои впечатления от картины И.И. Левитана.

Вариант 2: Подробнее

(358 слов) Картина «Тихая обитель» была окончена Левитаном в 1890 году после возвращения из поездки на Волгу. Там он провёл лето и осень, увидел города Плёс, Юрьевец и Кинешму. Художник поехал из Плёса в Юрьевец в поисках вдохновения. Гуляя по окрестностям, художник увидел посреди рощи небольшой монастырь, который находился в лесу неподалёку от озера. Также на создание картины повлияло и другое событие. Ранее Левитан видел похожий монастырь – Саввино-Сторожевский – под Звенигородом. В нём не было идеальной красоты, но деревянный пешеходный мост, переброшенный через реку, который соединял тихое место с биением жизни, очень впечатлил мастера. Соединение двух увиденных образов помогло художнику воплотить задуманное в произведении. Полотно приобрело известность на девятнадцатой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся весной 1891 года.

"Тихая обитель" Левитана

«Тихая обитель» Левитана

На картине мы можем увидеть живописное место, тихое и благодатное. Узкая река протекает под стареньким деревянным мостом, ведущим к монастырю, который находится среди зелёного леса – его купола видны издалека. Они освещены недавно проснувшимся солнцем: его бледно-жёлтый свет виден на стенах выглядывающих башен. Небо очень нежного, чистого цвета, по нему можно определить, что на полотне изображено утро. Розовые облака, окрашенные рассветом, плывут куда-то вдаль. Судя по тому, что всё покрыто зеленью, перед нами летняя пора. На переднем плане можно рассмотреть берег, поросший травой, и тропинку, ведущую к мосту. За счёт моста, ведущего в лес, к монастырю, картина имеет глубину. Река бережно огибает берега. Отражая небо и купола, она показывает свою чистоту, а также святость этого места. Естественность красок помогает проникнуться красотой пейзажа. 

Очень приятное и мягкое утро изображено на этом пейзаже. Настолько реалистично предстаёт изображение на полотне, что, кажется, будто вдыхаешь воздух этого края. От картины исходит спокойствие и жизнь, олицетворяющая тишину и мирное существование. Полотно наводит на светлые мысли, создаёт ощущение сопричастности изображённому на картине пейзажу. Возникает чувство, будто бы находишься на берегу реки и вместе с автором произведения смотришь вдаль, отчего в сердце поселяется умиротворение. 

Мне очень понравилась картина Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель». В ней автор запечатлел своё видение мира, свои воспоминания. Благодаря этому мы можем понять эмоциональное состояние художника, проникнуться жизнью среди такой необыкновенной красоты, а также почувствовать своим сердцем тихое и святое место. Левитан смог передать атмосферу благости и покоя, что говорит о его творческой душе и большом таланте.

План сочинения по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»: 

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Тихая обитель»;
  3. Заключение: мои впечатления от картины И.И. Левитана.

Автор: Диана Танцур

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса  посредством описания картины  Исаака Ильича Левитана «Март».

Задачи:

  1. Формировать умение обучающихся составлять художественное описание при$роды с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

  2. Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обуч$ающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;

  3. Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменн$ой речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;

  4. Способствовать развитию творческого воображения детей;

  5. Воспитывать любовь к родной русской природе.

    $

Оборудование: картина И.И.Левитана «Март», карточки по речевой работе, фонограмма : П.И.Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»

Ход урока

Материал для учителя

      О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно посудить по картине «Март». Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину — «Март». Картина$ произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась к$артина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако он$а показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и$ осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение$.

        В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое …дорогое и родное». «Задворки з$аурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины,  и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали».

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и ве$сной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитес$ь!

  1. Организационный момент.

 Психологический настрой класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа по картине картины.

а) Рассматривание картины.

— Ребята! Что изображено на картине? ( оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

— Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? ( Настроение приподнятости, радости$, свежести, спокойствия, поэтичности…)

! Можно использовать такой прием:

— Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинт$ересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. ( Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками;  зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем;  лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

— Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине?  ( День теплый, ясный, солнечный)

— А что нам показывает, что день именно такой? ( Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене до$ма, синие и фиолетовые тени от деревьев)

— Что вы можете сказать про цвет неба? (  Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цве$т получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? ( Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

— Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым$ цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы мож$ете сказать про ком снега на крыше? ( Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

— Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная  в сани, тоже радуется весне. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

 — О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оста$вив дверь открытой)

— Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

( Вывод$: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

 — Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? ( ответы обучающихся)

— Посмотрите на картину внимательно и скажите,  какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени со$сен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

— Почему мы можем услышать столько звуков на картин$е?

( Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

— Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина п$роникнута мотивом ожидания)

б) Словарная работа

— Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражаю$щими характер описываемого явления или предмета).

$

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так$ передает солнечный свет

Снег

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

$

Деревья и скворечник

$

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

$Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Дом

$

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная       ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Лошадка

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

$

в) Составление плана сочинения

 — Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (Эту работу можно делать вместе с классом только в то$м случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочи$нения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Примерный план сочинения (1 вариант)

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

    $

  1. Написание сочинения обучающимися.

  2.  Самопроверка.

  3. Подведение итогов

Работы обучающихся 4а класс (2012-2013 уч. год)

Кобелькова Александра

Левитан Исаак Ильич прожи$л сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома,  открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник$, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор  густой, зеленый, большой. Скворечник  повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в са$ни. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег  с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина,  и всем она нравится, потому что на  ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.

 Назаренко Кирилл

Исаак Левитан написал эту картину в 1895 году. Написав более тысячи ка$ртин, картина «Март» единственная с изображением снега.

На картине изображены яркие тёплые тона, они показывают и доказывают, что это и есть март – тёплый и ласковый. На дальнем плане показан небольшой сбор деревьев, и туда ведут следы. Возможно, кто–то попросил последить за лошадью, а сам ушёл ненадолго. На картине слышны запахи лошадиного навоза, шерсти лошади,$ утренней свежести и, конечно, весны. Также слышны звуки колокольчиков лошадиной упряжки, капели и, возможно, реки неподалёку.

Картина вызывает счастье, тепло, радость и так хочется гулять по весеннему лесу.

Освещение, солнце

$

$

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Снег

Сероватый$ с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленн$ый, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушност$ь картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

$

Дом

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная       ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Лошадка

Смирная, терпели$вая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

$

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Обновлено: 9 месяцев

За окном весна, все тает. Значит пришло время писать сочинения про наводнения, точнее, про половодье. Таких у нас будет 2 штуки: первое вы читаете сейчас, это сочинение по картине Левитана «Большая вода» для 4 класса, а второе — по картине Комарова «Наводнение», но уже для ребят на класс постарше. Увы, описания этих шедевров русской живописи у меня выходят с небольшим запозданием, но лучше поздно, чем никогда.

Для справки: сама картина была написана в 1897 году и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Составляем план сочинения

Основа основ — план. На самом деле составления плана к сочинению, что по Левитану, что по любому другому произведению — задача не сложная. В большинстве случаев они однотипные. Проверяя сданные работы, учителя проверяют не только грамотность, но и то, насколько ребенок внимателен. Соответственно, наша задача — рассказать все, что мы видим и как можно подробнее. Как акын — что  вижу, о том и пою. Чем больше вы подметите мелких деталей и сделаете по ним выводы — тем лучше.

Вот какой план к сочинению по картине Левитана «Весна. Большая вода» у меня получился:

  1. Подробное описание всего что видим.
  2. В какой цветовой гамме написана картина.
  3. Какие чувства и мысли возникают при ее просмотре.

4 класс, это вам не второй, поэтому кратким описанием в 20 предложений вы уже не отделаетесь.

Ну что, поехали?

Левитан. Весна. Большая вода. репродукция в большом разрешении

Левитан. Весна. Большая вода. Репродукция картины, если будете делать презентацию.

«Весна. Большая вода» описание для 4 класса

Художник Исаак Левитан известен как замечательный автор пейзажей. У него очень много картин, на которых изображены уголки  русской природы. И картина «Большая вода» тоже пейзаж. Здесь художник нарисовал казалось бы обычный пейзаж – разлившаяся  в весеннее половодье река, березы, другие деревья, вдалеке затопленные сараи и несколько домов на высоком пригорке. Все обычно для весны. Но благодаря мастерству художника мы любуемся этим пейзажем.

Для изображения разлившейся реки, Левитан использовал синевато-серые, холодные цвета. Весной в половодье на улице действительно еще прохладно. Судя по теням от деревьев, на пейзаже раннее утро. Нет ветра, вода спокойна, и без ряби  в ней отражаются березки, зеленая ель, в центре стоит старое высокое дерево. Я думаю, это дуб. Еще я вижу синее небо и белые облака. Но вот подальше, на втором плане, деревьев уже нет. Поэтому там дует ветер. Там и вода другого цвета, и видны мелкие барашки волн. А здесь в заводи, которая на первом плане, тихо и хорошо. Снег уже весь растаял, его не видно нигде. Дальний пригорок кажется зеленоватым от появляющейся первой травы.

Солнца нет, но как-то все солнечно. Это видно и по четким теням деревьев, по прошлогодней пожухлой траве, желтеющей у самого берега. Даже от солнца березы кажутся желтоватыми.  И еще много голубого неба и голубой воды, в которой оно отражается. Только ель здесь одна зеленеет. Конечно, в половодье без лодки никуда. Может, на ней приплыл охотник, а может, рядом дорога в большое село с магазином и почтой.

А все вместе создает ощущение радости от пришедшей весны, от того, что зима закончилась. Половодье скоро закончится и наступит тепло. В этой ложбинке будет сухо.

Картина «Большая вода» создает приятное волнение от наступившей весны, от пробуждения природы. Даже морозной зимой, только вспомнив эту картину, на сердце станет тепло и хорошо, потому что я знаю, что холода скоро закончатся, за зимой всегда приходит весна. Такое чувство может пробудить в других людях только настоящий художник, такой как Исаак Ильич Левитан.

Краткое описание картины Левитана

Картина «Большая вода» русского художника Исаака Левитана привлекает к себе внимание сразу. Чем? Наверное, своим извещением о пробуждении природы, о весеннем половодье, об обещании тепла и радости. Растаявший снег отдал свои силы ручьям и рекам, которые вышли из берегов. Вот и на полотне Левитана мы видим, как среди синих вешних вод оказались две баньки. Жилые дома построены на возвышении, им половодье не грозит.

Разлив захватил и часть березовой рощицы. В прозрачной воде отражаются их стволы и ветки. Можно разглядеть еще одинокие дуб и ель, белые весенние облака и голубые прогалины неба.  Все это вместе отражается в большой воде. Золотистый цвет прошлогодней травы, солнечный отсвет на белых стволах берез как бы говорят, что природа пробуждается от зимней спячки. И правда, высокий пригорок, на котором стоят дома, художник изобразил немножко зеленоватым – это пробиваются первые зелененькие травинки. Желтоватые пятна на ветвях деревьев как бы подсказывают нам, что вот-вот и лопнут почки, появится листва. Тогда весна полностью вступит в свою силу.

Обещание праздника, теплых дней, будущего урожая – все это приходит на ум, когда видишь эту замечательное произведение искусства. Она вызывает теплые чувства любви к нашей природе. В душе возникает благодарность художнику, который смог показать нам очарование вроде бы обычного места. Но по-своему оно красиво, надо разглядеть эту красоту. Понятно, что автор картины очень любит родную природу и хочет передать эту любовь другим.

Весна всегда несет с собой ожидание чуда, пробуждение. Картина И. Левитана «Весна. Большая вода» оживляет в наших сердцах чувство прекрасного, любовь к Родине. Наверное, не найдется человека, которому бы не понравился этот добрый,спокойный и проникновенный пейзаж.

В ожидании тепла: краткое сочинение по картине Левитана для 4 класса

Весна в творчестве художника Исаака Левитана представлена многими картинами. Одна из них – «Большая вода». Она полна спокойной радости от прихода весны, от пробуждения всей природы. Светлые золотистые и голубые тона наиболее полно передают чувства художника, очарованного красотой русской природы.

Я вижу небольшой березовый лесок, который затопила разлившаяся в половодье река. Но видно, что вода уже не прибывает, нет её волнения. Наоборот, она недвижима, в ней хорошо отражаются  сами деревья,  белые облака, синева неба. На первом плане картины тишь и гладь, но чуть дальше вода синеет мелкой рябью. Видно, там, на просторе гуляет ветерок. Наверное, там поглубже, видно, что река подтопила два сарайчика. Думаю, это не очень важные постройки. Жилые дома  построены выше, на пригорке. Реке туда не добраться даже в сильное половодье.

Кто-то приплыл с другого берега на лодке и оставил ее, отлучившись по делам. В весенний паводок во многих местах лодка  была основным средством передвижения. И здесь она  указывает  на то, весной не только пробуждается природа, но и люди более активны в своих действиях.

На картине нет яркого вызывающего цвета. Наверное, и сама русская природа такого не терпит. Посмотрите: кругом спокойные скромные тона, без приукрашивания. Золотистая прошлогодняя трава,  желтоватые мазки на стволах берез, голубизна неба и его отражения в разливе. Зелень высокой ели да пробивающейся свежей травы на пригорке…

Все свидетельствует, о том, что природа отходит от зимнего сна, и  с теплом деревья и трава зазеленеют. Тогда и краски станут ярче, и не видно будет серого ствола дуба из-за листвы. Но и сейчас картина большой воды в одном из российских уголков трогает своей реалистичностью и нежностью.

А ведь нежность к своему родному краю и любовь к нему чувства одного порядка. Поэтому Исаак Левитан, писавший картины в конце XIX века, и сегодня в XXI веке очень современен.

Неброская красота русского пейзажа

Русская природа – вот героиня произведений художника Исаака Левитана. У живописца немало картин, на которых запечатлена весна.  «Большая вода» — одно из таких произведений.

Взгляд на этой картине останавливается сам, хочется получше рассмотреть все, что здесь изображено. Ведь первое впечатление – восторг от того, что на смену снегам и морозам пришла весна. Пришла по-настоящему, уже вешние воды залили луга. Но еще, видно, особого тепла нет. Березы стоят голые, некоторая желтизна как бы говорит, что скоро треснут почки, появятся маленькие еще клейкие листочки. На холме, что в отдалении, несмело зеленеют первые травинки. А в низине, на первом плане, еще вовсю желтеет прошлогодняя трава.

Голубое небо и голубая вода, много синевы, разной. Почему-то вдали вода темно-синего цвета, вблизи – заметно светлее. Может, потому что здесь видно, как небо с облаками  отражаются? Интересно художник выписал отражение в воде берез, высокой тонкой ели, старого дуба. Не сразу поймешь, где реальность,  а где только отражение.

Разлив, прошлогодняя пожухлая трава, два белых кучевых облака – все это признаки весны. Они говорят: пришла теплая пора, радуйтесь все! Скоро деревья покроются листвой, прилетят птицы, зацветут цветы, все пойдет в рост. А пока ждите – ожидание тепла само по себе хорошо. Можно любоваться неброской красотой нашей русской природы, особенно во время ранней весны, когда еще есть неуверенность, насовсем ли ушли холода… Запечатленная в сердце, она всегда и везде будет с тобой.

Исаак Левитан своим творчеством помогает увидеть эту не яркую, но любимую и трогательную красоту. От многих его картин, в том числе и от очень лиричной «Большой воды», наполненной радостью и оптимизмом, любовь к природе становится больше и сильнее.

Заключение

Ну вот, друзья, и с этой темой мы разобрались. Я описала как составить план сочинения, о чем писать и на что обращать внимание. Да, в этот раз написать все тексты простым детский языком, характерным для 4 класса начальной школы получилось не особо. Но это Левитан, а не журнал «Веселые картинки». Глядя на его полотна хочется выражаться высоким штилем. Упрощать, подбирать более простые слова, мне лично было трудно, да и не охота. В каждой своей работе я призываю вас не копировать полностью тексты, а брать их как идею для написания своих. Проведите со своим чадом лишний час, почитайте что пишут другие и составьте свой собственный рассказ. Пусть ребенок описывает свои ощущения и свои мысли, а не мои или еще какого-нибудь Васи Пупкина.

  • Сочинение катерина в борьбе за свои человеческие права
  • Сочинение картина в г цыплакова называется мороз и солнце
  • Сочинение карт таро император
  • Сочинение карамзин бедная лиза глазами современного читателя
  • Сочинение карт таро 5 мечей