Сочинение капитанская дочка 8 класс смысл названия романа пушкина капитанская дочка

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Пётр Андреевич отправился на службу

Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников – Емельяном Пугачёвым.

Пётр Андреевич – главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника – Пугачёва.

Смысл названия романа «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» Пушкина можно без преувеличения назвать историческим, поскольку в нем отражен фрагмент исторических событий, связанных с народной войной под предводительством Емельяна Пугачева.
Так почему же это произведение получило название «Капитанская дочка»? Какое место в нем отводится Маше Мироновой?

Это произведение написано от имени молодого человека, оказавшегося по долгу службы в одной из оренбургских крепостей, где он познакомился с семьей начальника крепости — капитана Миронова и его дочерью. И так случилось, что, не имея вокруг иных объектов для обожания (откуда же взяться девушкам в военной крепости), Петр Андреевич Гринев подружился с Машей, дочерью капитана Миронова.

Первая встреча Гринёва и Пугачева

Все читатели повести Пушкина наверняка хорошо знают и помнят содержание. «Капитанская дочка» — это произведение, которое, наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя не только того времени, но и нашего. Каждый, кто читал повесть, помнит, как проходила первая встреча Гринёва и Пугачёва, потому что именно от неё зависела дальнейшая судьба главных героев.

Когда Пётр Андреевич отправился на службу вместе с Савельичем, в дороге героев повести застал буран, из-за которого Гринёв с товарищем не могли найти дорогу. Однако им на пути встретился один незнакомец, который помог Гринёву и Савельичу. За это в благодарность Пётр подарил мужчине заячий тулуп.

Вторая встреча Гринёва и Емельяна

Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.

Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта Белогорской крепости, его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.

Смысл названия повести «Капитанская дочка»

Прочитав повесть А.С. Пушкина, я призадумался о её названии. В честь кого же названо произведение? Я поразмыслил, ознакомился со всеми фактами и пришёл к выводу, что произведение названо в честь Маши Мироновой – капитанской дочки. Но ведь главным героем повести является Пётр Гринёв? Почему же произведение не названо его именем? Для того, чтобы разобраться в этом, я составила описание жизни Маши.

Маша Миронова – дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова и его жены капитанши Василисы Егоровны Мироновой.

Вся их семья всегда жила в Белогорской крепости и заведовала всеми её делами.

Характер у девушки всегда был спокойный, тихий. Маша была трусливой, что даже пугалась выстрела из старой крепостной пушки, эту черту в характере даже подтверждала её мать.

Однажды в крепость приезжает новый человек. Им оказывается Пётр Гринёв. Постепенно Мария влюбляется в него, как оказалась взаимно. Парень предлагает выйти за него замуж, но Маша отказывается из-за уважения к решению родителей Гринёва, которые не дали благословения на этот брак.

С приходом Пугачёва жизнь Мироновой изменяется в плохую сторону. Её родителей казнят, из-за чего девушка сильно заболевает, любимый уезжает, обещая разобраться с Пугачёвым и забрать её. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Швабрин держит её в плену и призывает выйти за него замуж, под страхом быть казнённой. Несмотря а все трудности девушка стойко держится, и в ней уже нельзя заметить ту трусиху, что была ранее.

Когда Гринёв её освобождает, то попадает под арест. Маша не может смириться с этим и едет к самой императрице, чтобы объяснить ей всю ситуацию, надеясь на её благосклонность.

В итоге Маша получает помилование для своего возлюбленного и обещание императрицы обеспечить Машу приданным.

Полезный материал по теме:

  1. Герои повести «Капитанская дочка»
  2. Композиция повести Капитанская дочка
  3. Смысл названия повести
  4. Кратчайшее содержание повести Капитанская дочка
  5. Тема и сюжет повести Капитанская дочка

Тема «Капитанской дочки»

Главная мысль произведения является довольно интересной и глубокой. Многие задумываются, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь речь идёт именно о Пугачёве. Нужно отметить, что для Пушкина была важна не только линия, которая была связана с Емельяном. Автор хотел подчеркнуть и силу любви Маши и Пётра Гринёва. Александр Сергеевич хотел обратить внимание читателя на героические поступки Гринёва и Маши, которые были сделаны для того, чтобы быть вместе и никогда не расставаться. Пётр ездил к генералу за помощью, зная, что в любой момент его могут задержать люди Пугачёва, как и случилось на обратной дороге к Белогорской крепости. Маша Миронова помогла своему возлюбленному, рассказав обо всём императрице, которая стала для Петра спасением.

Тема «Капитанской дочки» является довольно глубокой и трогательной, потому что все основные события разворачиваются вокруг любви Гринёва и Маши.

Почему произведение называется «Капитанская дочка»?

Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности. В своих повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Но повесть не ограничивается только этой темой. Тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Так почему же повесть называется «Капитанская дочка»?

Написание «Капитанской дочки»

История создания «Капитанской дочки» известна немногим читателям, но она кроет в себе разгадку о названии произведения. Необходимо сказать, что изначально повесть должна была называться «Историей Пугачёвского бунта». Пушкину были предоставлены секретные материалы о восстании, а также о действиях властей по его подавлению. Автор принял решение о том, чтобы поехать в места, где происходили все основные события. Однако Александр Сергеевич не мог не думать о том, что его произведение не попадало в рамки цензуры того времени. В связи с этим поэт принял решение, что содержание произведения и его название необходимо немного подкорректировать.

История написания повести отражает, как изменилось её содержание. «Капитанская дочка» была окончательно откорректирована и дописана только 19 октября 1836 года. Это произведение было напечатано в «Современнике» за месяц до смерти поэта.

Что говорят о смысле названия «Капитанская дочка» литературоведы?

Ю. Г. Оксман называет последствия выбора Пушкиным заглавия «Капитанская дочка»: «Остановившись на заглавии «Капитанская дочка», Пушкин тем самым поднимал в общей концепции романа роль Марьи Ивановны Мироновой как положительной его героини. Этим названием подчеркивался в «Капитанской дочке» и жанр семейной хроники как сюжетной основы утверждаемого им повествования нового типа».

А. Македонов так определяет смысл названия, объясняя главную роль Маши: «Маша – совершенно обыкновенна, она просто человек, только человек. Но именно поэтому она в определенных условиях приобретает черты некоей героической личности, побеждающей обстоятельства, судьбу, причем этот героизм не имеет в себе ничего «тиранского». Ее спокойная решительность, сознание внутренней правоты, внутренняя сила побеждает, покоряет всех тех людей, с которыми она сталкивается. Она – победительница, она – настоящий герой повести (отсюда и название повести)». Близкий к этому ответ на вопрос, почему именно образ Маши озаглавливает пушкинский шедевр, формулирует Н.Л. Степанов: «Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной – в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины».

И.М. Тойбин особо выделяет в повести тему сироты-невесты, связывая с ней заглавие. «Тема эта, разветвляясь и обрастая ассоциациями проходит через всю повесть, ее фабулу, неразрывно сплетается с темой Пугачева, мужицкого царя, выступающего защитником и покровителем сироты-невесты» (сноска: «С этим, думается, в первую очередь связано и само заглавие произведения – «Капитанская дочка»).

Н.Н. Петрунина, размышляя над центральной ролью Маши, пишет: «Дочь капитана Миронова стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной русской натуры».

В статье О.Я. Поволоцкой «О смысле названия «Капитанская дочка» существующее среди читателей «недоумение» по поводу названия романа снимается утверждением центральной роли Маши: «Все остальные герои романа совершают свой нравственный выбор, действуют, – и от их выбора зависит судьба и жизнь капитанской дочки». Смысл заглавия пушкинского шедевра, заглавия, подразумевающего и «сиротство Маши Мироновой», – в том, что это сиротство «вдруг в романе Пушкина оборачивается каким-то особым качеством ее бытия внутри русской действительности», – все, кроме Швабрина, Машу спасают: сироту обижать нельзя. Мало того – она дочь героически погибшего офицера, сохранившего свою честь, и «бедная беззащитная сирота-бесприданница обретает поразительную силу» – спасает жениха. Н. К. Гей тоже считает, что «Маша Миронова находится в центре сюжетных и смысло-концептуальных линий: Гринев-Пугачев, Гринев-Швабрин. Она альфа и омега конфликта и композиции «Капитанской дочки». Об этом свидетельствует и заглавие «Капитанская дочка». Тут есть о чем задуматься».

Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»

История создания «Капитанской дочки» показывает читателю, как менялась тема и главная мысль повести. Пушкин не мог издать первоначальный вариант своего произведения из-за того, что на него бы незамедлительно отреагировала бы цензура и, естественно, печать повести была бы под запретом.

Именно отсюда можно понять, почему повесть называется «Капитанская дочка». Если бы автор назвал своё творение по-другому, то велика вероятность того, что повесть никогда не вышла бы в свет.

Произведение Пушкина «Капитанская дочка», наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя того и нашего времени. Оно отражает настоящую и сильную любовь людей, которые были готовы на самые сумасшедшие поступки друг ради друга. Если углубиться в изучение стандартов, запретов и цензуры того времени, становится ясно, почему повесть называется «Капитанская дочка».

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Пётр Андреевич отправился на службу

Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников – Емельяном Пугачёвым.

Пётр Андреевич – главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника – Пугачёва.

Первая встреча Гринёва и Пугачева

Все читатели повести Пушкина наверняка хорошо знают и помнят содержание. «Капитанская дочка» — это произведение, которое, наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя не только того времени, но и нашего. Каждый, кто читал повесть, помнит, как проходила первая встреча Гринёва и Пугачёва, потому что именно от неё зависела дальнейшая судьба главных героев.

Когда Пётр Андреевич отправился на службу вместе с Савельичем, в дороге героев повести застал буран, из-за которого Гринёв с товарищем не могли найти дорогу. Однако им на пути встретился один незнакомец, который помог Гринёву и Савельичу. За это в благодарность Пётр подарил мужчине заячий тулуп.

Мысли пользователей сети

***

На мой взгляд, повесть названа в честь Марьи Ивановны Мироновой совершенно справедливо. В ее внешности и характере столько собирательных замечательных черт, присущих русским женщинам, что во имя их любви мужчины становятся бесстрашными, совершают благородные и геройские поступки. Гринев не побоялся вернуться в стан мятежников, проявив себя отважным офицером, благодаря своей любви к Марье Ивановне. Он бесстрашно вступил в единоборство со Швабриным, не раздумывая о том. На чьей стороне останется сила. Он не пресмыкается перед Пугачевым и этим вызывает его к себе уважение. Он ведет себя достойно и во время своего несправедливого ареста. На глазах у читателя он мужает и становится настоящим защитником всех слабых и обиженных.

А из таких замечательных русских девушек, как Марья Ивановна, вырастают отважные Василисы Егоровны, способные и на виселице сказать самозванцу, что он – «беглый каторжник».

***

Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина – рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова – робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть – оно о капитанской дочке Маше Мироновой.

***

Маша в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться на только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство.

В названии повести проявилась дань уважения и восхищения скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова. В очень трудных условиях она подобно своему отцу проявила твердость и мужество. Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. Финал повести приукрашен, и это совсем не случайно: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоцененными.

***


Емельян Пугачев

В этом произведении раскрываются две важные темы: первая – это повествование об исторических событиях 17 века, когда в результате недовольства крестьян вспыхнул бунт под предводительством Емельяна Пугачева. (Для Екатерины Пугачев – всего лишь обычный очередной мятежник, планы которого нужно разрушить). И второе – размышления автора о понятии чести и любви, выражающихся в действиях главного героя. Без сомнения, автор в «Капитанской дочке» благоволит Гриневу и осознает себя рядом с ним. Однако Пушкин не «наплывает» на Гринева монотонно и плавно, а резко, в некоторые моменты душевного неуравновешенния и во время выхода из трудной ситуации. Автор по отношению к Гринёву остается чуть позади, поскольку он ничуть не умалял его достоинства, а лишь включается в нужные моменты, как бы усиливая его сначала, а потом он так и остается с ним. Автор любит Гринёва, жалеет, всегда помогает ему, чтобы он до конца был жив. В общем, произведение так называется, потому что, хотя Мария кажется не очень важным героем, без неё многие поступки Гринева были бы другими.

***

Прочитав повесть Пушкина, мы видим повествование не только о любви Гринева и Маши, как следовало бы из названия повести, но и о Пугачеве. Автор сквозь историческую тему провел тему любви, никуда уже без нее не деться, похоже. Маша – капитанская дочка – появляется перед нами на протяжении всей повести.

Конечно, Александр Сергеевич, мог назвать свое детище по-другому, ведь он начинал писать о Е. Пугачеве прежде всего, но цензура того времени не пропустила бы такое. Автор редактировал повесть и назвал “Капитанская дочка. “Таким образом, мы имеем повесть и о восстании Пугачева, и своего рода любовный роман.

***

Назвав свою повесть «Капитанской дочкой», автор выразил уважение и восхищение скромной милой до­черью геройски погибшего капитана Миронова, кото­рая в сложных условиях проявила твердость и мужество характера. Благодаря своим лучшим душевным ка­чествам – честности и искренности, девушка смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восста­новить справедливость.

Дав такое название своей повести, Пушкин тем са­мым и подчеркивает достоверность изображения ре­ального исторического лица – Пугачева. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, – достаточно вспомнить, как он по­ступил по отношению к Гриневу и Маше Мироновой.

Он с уважением относится к выбору своего, по сути, вра­га – Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро: помня о подаренном Грине­вым заячьем тулупе, он совершает ответное добро, даже гораздо большее по значению.

Но это, безусловно, не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Им было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов.

Видео

Вторая встреча Гринёва и Емельяна

Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.

Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта Белогорской крепости, его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.

Маша Миронова

Несмотря на то, что Маша не является центральной фигурой произведения, повесть названа именно в честь нее. В ней собраны лучшие черты: она скромна, умна, умеет держать себя в любой ситуации. Она не трусит несмотря на весь ужас, который происходит в крепости. Даже потеряв родителей, она остается верна себе, не теряет свою честь. Петруша влюбляется в девушку и завоевывает ее сердце. Она всегда ведет себя достойно и скромно, показывая пример окружающим. Эта девушка является кроткой и скромной, чуткой и доброй. Она верна своему любимому, верна она и собственным убеждениям. Она решает судьбу любимого, не побоявшись обратиться к самой императрице. План сработал, но только потому, что Маша поразила императрицу своей кротостью и скромностью.

Тема «Капитанской дочки»

Главная мысль произведения является довольно интересной и глубокой. Многие задумываются, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь речь идёт именно о Пугачёве. Нужно отметить, что для Пушкина была важна не только линия, которая была связана с Емельяном. Автор хотел подчеркнуть и силу любви Маши и Пётра Гринёва. Александр Сергеевич хотел обратить внимание читателя на героические поступки Гринёва и Маши, которые были сделаны для того, чтобы быть вместе и никогда не расставаться. Пётр ездил к генералу за помощью, зная, что в любой момент его могут задержать люди Пугачёва, как и случилось на обратной дороге к Белогорской крепости. Маша Миронова помогла своему возлюбленному, рассказав обо всём императрице, которая стала для Петра спасением.

Тема «Капитанской дочки» является довольно глубокой и трогательной, потому что все основные события разворачиваются вокруг любви Гринёва и Маши.

Смысл названия

Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Александр Сергеевич переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину. Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени.

Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати, кроме того Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы.

Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.

Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.

Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».

Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.

Написание «Капитанской дочки»

История создания «Капитанской дочки» известна немногим читателям, но она кроет в себе разгадку о названии произведения. Необходимо сказать, что изначально повесть должна была называться «Историей Пугачёвского бунта». Пушкину были предоставлены секретные материалы о восстании, а также о действиях властей по его подавлению. Автор принял решение о том, чтобы поехать в места, где происходили все основные события. Однако Александр Сергеевич не мог не думать о том, что его произведение не попадало в рамки цензуры того времени. В связи с этим поэт принял решение, что содержание произведения и его название необходимо немного подкорректировать.

История написания повести отражает, как изменилось её содержание. «Капитанская дочка» была окончательно откорректирована и дописана только 19 октября 1836 года. Это произведение было напечатано в «Современнике» за месяц до смерти поэта.

Вариант 2

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»

История создания «Капитанской дочки» показывает читателю, как менялась тема и главная мысль повести. Пушкин не мог издать первоначальный вариант своего произведения из-за того, что на него бы незамедлительно отреагировала бы цензура и, естественно, печать повести была бы под запретом.

Именно отсюда можно понять, почему повесть называется «Капитанская дочка». Если бы автор назвал своё творение по-другому, то велика вероятность того, что повесть никогда не вышла бы в свет.

Произведение Пушкина «Капитанская дочка», наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя того и нашего времени. Оно отражает настоящую и сильную любовь людей, которые были готовы на самые сумасшедшие поступки друг ради друга. Если углубиться в изучение стандартов, запретов и цензуры того времени, становится ясно, почему повесть называется «Капитанская дочка».

Что говорят о смысле названия «Капитанская дочка» литературоведы?


Ю. Г. Оксман
Ю. Г. Оксман называет последствия выбора Пушкиным заглавия «Капитанская дочка»: «Остановившись на заглавии «Капитанская дочка», Пушкин тем самым поднимал в общей концепции романа роль Марьи Ивановны Мироновой как положительной его героини. Этим названием подчеркивался в «Капитанской дочке» и жанр семейной хроники как сюжетной основы утверждаемого им повествования нового типа».

А. Македонов так определяет смысл названия, объясняя главную роль Маши: «Маша – совершенно обыкновенна, она просто человек, только человек. Но именно поэтому она в определенных условиях приобретает черты некоей героической личности, побеждающей обстоятельства, судьбу, причем этот героизм не имеет в себе ничего «тиранского». Ее спокойная решительность, сознание внутренней правоты, внутренняя сила побеждает, покоряет всех тех людей, с которыми она сталкивается. Она – победительница, она – настоящий герой повести (отсюда и название повести)». Близкий к этому ответ на вопрос, почему именно образ Маши озаглавливает пушкинский шедевр, формулирует Н.Л. Степанов: «Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной – в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины».

И.М. Тойбин особо выделяет в повести тему сироты-невесты, связывая с ней заглавие. «Тема эта, разветвляясь и обрастая ассоциациями < …> проходит через всю повесть, ее фабулу, неразрывно сплетается с темой Пугачева, мужицкого царя, выступающего защитником и покровителем сироты-невесты» (сноска: «С этим, думается, в первую очередь связано и само заглавие произведения – «Капитанская дочка»).

Н.Н. Петрунина, размышляя над центральной ролью Маши, пишет: «Дочь капитана Миронова стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной русской натуры».

В статье О.Я. Поволоцкой «О смысле названия «Капитанская дочка» существующее среди читателей «недоумение» по поводу названия романа снимается утверждением центральной роли Маши: «Все остальные герои романа совершают свой нравственный выбор, действуют, – и от их выбора зависит судьба и жизнь капитанской дочки». Смысл заглавия пушкинского шедевра, заглавия, подразумевающего и «сиротство Маши Мироновой», – в том, что это сиротство «вдруг в романе Пушкина оборачивается каким-то особым качеством ее бытия внутри русской действительности», – все, кроме Швабрина, Машу спасают: сироту обижать нельзя. Мало того – она дочь героически погибшего офицера, сохранившего свою честь, и «бедная беззащитная сирота-бесприданница обретает поразительную силу» – спасает жениха. Н. К. Гей тоже считает, что «Маша Миронова находится в центре сюжетных и смысло-концептуальных линий: Гринев-Пугачев, Гринев-Швабрин. Она альфа и омега конфликта и композиции «Капитанской дочки». Об этом свидетельствует и заглавие «Капитанская дочка». Тут есть о чем задуматься».

Итак, заглавие «Капитанская дочка» останавливало внимание исследователей своей неочевидностью, приводило их к мысли о главной в чем-то роли Маши Мироновой в повести. Это русский женский тип с крепкими нравственными устоями, и эта девушка, несмотря на свою скромность, героически побеждает обстоятельства, и чаще невольно, своим положением сироты, дочери погибшего героя. Ведь повесть не называется «Маша Миронова» (как «Евгений Онегин»); видимо, центральная роль Маши объясняется не столько тем, что эта героиня повести ценна сама по себе, что композиционно и идейно объединяет героев, сколько тем, что она – дочь капитана Миронова. В ласковом «дочка» – семейная теплота отношений, в словосочетании «капитанская дочка» – единство семейных и государственных ценностей, проявившееся на трагическом изломе истории.

Дочь капитана Миронова не только наследует великие нравственные качества своего отца, она (тем, что она дочь героически погибшего воина) пробуждает в окружающих родственные чувства, и люди осознают себя семьей. Так в заглавии повести соединяются высокие гражданские и семейные ценности.

Написав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».

Капитанская дочка – Маша, дочь коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. С этой девушкой Пётр Гринев знакомится, приехав на службу. И поначалу Маша не производит на Гринёва должного впечатления, слишком простой и неинтересной кажется она ему. Сыграла роль и характеристика Швабрина, представившего капитанскую дочку как «абсолютную дурочку». А Маша – чистая, скромная восемнадцатилетняя девушка с обыкновенной внешностью. Мать считает Машу «трусихой», но она только кажется тихой и слабой, трепещущей от каждого выстрела из ружья. Когда судьба сталкивает её с тяжёлыми жизненными испытаниями, она находит в себе силы противостоять им и показывает довольно твёрдый характер.

Так Маша, будучи бесприданницей, и понимая, что хорошего жениха в этой глуши ей не найти, отказывает Швабрину, когда тот сватается к ней. Она интуитивно чувствует всю его низкую порочную натуру. И когда крепость захватывает Пугачёв, и Швабрин снова хочет завладеть ею, она готова лучше умереть, чем покориться жестокому предателю.

Капитанская дочка очень искренняя, милая и благоразумная. Несмотря на то, что между ней и Петром Гриневым вспыхивает настоящее глубокое чувство, она согласна отказаться от возлюбленного. И всё потому, что отец Гринёва не благословляет их брак. У Маши есть свои принципы и убеждения, и она не готова ими поступаться.

Она не оставляет своего любимого в беде, а использует все возможности для его освобождения. Не каждая девушка, даже более высокого происхождения, нашла бы в себе смелость и мужество обратиться за помощью к самой императрице. И у неё хватило ума и сообразительности доказать невиновность Петра Гринёва.

Роман представляет собой воспоминания Петра Гринёва, а для него Маша Миронова – главный человек на свете: любимая, жена, друг. Без неё невозможно было бы само повествование.

А.С.Пушкин показывает в образе капитанской дочки лучшие черты русской женщины, и в этом весь смысл названия романа.

Вариант 2

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения. 

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Картинка к сочинению Смысл названия романа Капитанская дочка

Предыдущая

СочиненияСочинение Рита Осянина в повести А зори здесь тихие Васильева

Следующая

СочиненияОбраз народа и России в поэме Мертвые души Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Смысл названия романа Капитанская дочка

Написав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».

Капитанская дочка – Маша, дочь коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. С этой девушкой Пётр Гринев знакомится, приехав на службу. И поначалу Маша не производит на Гринёва должного впечатления, слишком простой и неинтересной кажется она ему. Сыграла роль и характеристика Швабрина, представившего капитанскую дочку как «абсолютную дурочку». А Маша – чистая, скромная восемнадцатилетняя девушка с обыкновенной внешностью. Мать считает Машу «трусихой», но она только кажется тихой и слабой, трепещущей от каждого выстрела из ружья. Когда судьба сталкивает её с тяжёлыми жизненными испытаниями, она находит в себе силы противостоять им и показывает довольно твёрдый характер.

Так Маша, будучи бесприданницей, и понимая, что хорошего жениха в этой глуши ей не найти, отказывает Швабрину, когда тот сватается к ней. Она интуитивно чувствует всю его низкую порочную натуру. И когда крепость захватывает Пугачёв, и Швабрин снова хочет завладеть ею, она готова лучше умереть, чем покориться жестокому предателю.

Капитанская дочка очень искренняя, милая и благоразумная. Несмотря на то, что между ней и Петром Гриневым вспыхивает настоящее глубокое чувство, она согласна отказаться от возлюбленного. И всё потому, что отец Гринёва не благословляет их брак. У Маши есть свои принципы и убеждения, и она не готова ими поступаться.

Она не оставляет своего любимого в беде, а использует все возможности для его освобождения. Не каждая девушка, даже более высокого происхождения, нашла бы в себе смелость и мужество обратиться за помощью к самой императрице. И у неё хватило ума и сообразительности доказать невиновность Петра Гринёва.

Роман представляет собой воспоминания Петра Гринёва, а для него Маша Миронова – главный человек на свете: любимая, жена, друг. Без неё невозможно было бы само повествование.

А.С.Пушкин показывает в образе капитанской дочки лучшие черты русской женщины, и в этом весь смысл названия романа.

Вариант 2

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения. 

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия романа Капитанская дочка

Смысл названия романа Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Не имей сто рублей а имей сто друзей по пословице

    В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

  • Сочинение на тему Человек царь природы?

    Человек уже очень давно ходит по земле. С его первого появления прошло уже много миллионов лет, но это лишь маленькая песчинка во всей истории планеты Земля. Сама жизнь зародилась ещё раньше, миллиарды лет назад,

  • Народная война в романе Война и мир Толстого

    Тема войны в великом произведении стоит очень остро. В первую очередь военные действия ассоциируются с обученными солдатами, которые знают, как надо вести себя в разных ситуациях.

  • Сочинение Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина

    Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным еще в 18 веке. Но, несмотря на это, она является актуальной и интересной. Отметим, что в комедии есть очень много важных моментов

  • Основные темы и мотивы лирики Бальмонта сочинение

    В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.

  • Сочинение капитанская дочка история отношений с пугачевым
  • Сочинение капитанская дочка мой любимый герой савельич
  • Сочинение капитанская дочка маленькое
  • Сочинение капитанская дочка в сокращении
  • Сочинение капитанская дочка 8 класс почему роман называется капитанская дочка