Сочинение калашникова описание калашникова

Одним из главных действующих лиц одноименного произведения м.ю. лермонтова является купец степан калашников. степан честный и справедливый человек. он занимается
  • Одним из главных действующих лиц одноименного произведения М.Ю. Лермонтова является купец Степан Калашников.
    Степан честный и справедливый человек. Он занимается купеческим делом. Голос у него ласковый, товары качественные. Он любит свою молодую жену и маленьких детишек.
    Когда он возвращается домой и не находит жены дома, он начинает волноваться за нее. Когда жена возвращается растрепанная и в порванной одежде, Степан не бьет ее, а расспрашивает о том, что случилось. Он узнает об обидчике своей жены и семьи. Степан понимает, что его жена и семья опорочены. Смыть такой позор можно только кровью. Поэтому Степан решается вызвать на бой царского опричника. Но действует он обдуманно. Перед тем, как идти на кулачные бои, он зовет на беседу своих братьев, чтобы дать им распоряжения на случай своей смерти.
    Степан смело бьется с Кирибеевичем и убивает его одним ударом. Степан понимает, что за это его ждет смерть. Он не боится умереть, он смело разговаривает с царем. Степан просит напоследок царя, не оставлять его семью. Помочь жене, детям и братьям. Степан не страшится смерти. Он лишь просит жену не говорить о причинах его смерти детям.
    Степан очень смелый и честный человек. Он показал всем людям, что надо бороться за честь своей семьи, неважно какой пост занимает тот, кто опозорил семью.

  • Придя вечером домой, купец не находит своей жены. Атмосфера в доме напряженная и тяжелая. Степан Парамонович понял, что произошло нечто плохое. Вскоре прибегает его заплаканная и растрепанная супруга. Ее на улице поймал опричник Кирибеевич, стал целовать и уговаривать, чтобы она стала его. Такого оскорбления купец стерпеть не может.
    Конечно, оскорбленный муж должен был пойти к царю и пожаловаться на обидчика. Но этот путь кажется герою еще более унизительным. А он показан удалым и гордым молодцом. Тогда Калашников решает, что у него нет другого выбора, как отстоять честь жены в кулачном бою, пусть даже это будет стоить жизни ему самому.
    Он просит братьев поддержать его, они покорно соглашаются, ведь старший брат для них – как отец. Купец показывает себя настоящим мужчиной, хотя я считаю, что кровопролития можно было избежать.
    Кулачные бои – это старая русская забава, молодые бойцы мерялись силой на потеху зевакам и самому царю. В тот день государь лично объявляет о начале боя, но против его любимого опричника Кирибеевича никто выходить не хочет, зная о его небывалой силе и удали. Только один отыскался желающий, и это был Калашников.
    Степан Парамонович называет себя и Кирибеевич смущается. Калашников на полном серьезе говорит о том, что по одному из них станут петь панихиду. Хотя кулачный бой совсем не предполагает драки до смерти. Когда начинается бой, купец пропускает один удар, а потом наносит свой. Этот удар становится смертельным. Степан знает, что за это ему полагается смерть, но даже перед лицом смерти он не теряет достоинства, а с честью принимает ее.
    На мой взгляд, это очень печальная история. Она говорит о том, что честь для мужчины превыше всего.

  • Купец Степан Парамонович Калашников – главный герой “Песни про купца Калашникова”. С первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, “удалой”. Калашников – положительный герой “Песни”. Проникнуться симпатией к нему помогает даже описание внешности купца – он молод, красив, статен.
    Степан Парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: “Речью ласковой гостей он заманивает…”. И дела у героя идут совсем неплохо: “Злато, серебро пересчитывает”. Есть у Калашникова и семья – красавица-жена и дети.
    Я думаю, герой очень любит Алену Дмитриевну. Он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она “свету божьего не видела”. Но это лишь оттого, что для Калашникова очень важна его собственная честь и доброе имя его семьи: “Мое имя честное не порочила…”
    Именно поэтому, когда Алена Дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке Киребеевича, купец не раздумывал ни минуты. Он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью.
    Калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах “всего честного народа”. Это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет.

  • Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?
    За прилавкою сидит молодой купец,
    Статный молодец Степан Парамонович.
    Купец Степан Парамонович – один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.
    Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.
    Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».
    А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.
    По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников – созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».
    Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.
    Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ – образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».
    Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного…»
    Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.
    Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.
    И подумал Степан Парамонович:
    Чему быть суждено, то и сбудется;
    Постою за правду до последнева!
    А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.
    Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».
    Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:
    Пройдет стар человек – перекрестится,
    Пройдет молодец – приосанится,
    Пройдет девица – пригорюнится,
    А пройдут гусляры – споют песенку.

  • Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось соз­дать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников в отличие от богатырей не выступа­ет в качестве защитника родной земли, однако и он умеет по­стоять за правду «до последнева». Сознание личного и соци­ального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к’царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопостав­лен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обли­чающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню» картина «безымянной могилки», вызы­вающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдох­новляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почивше­го «за святую правду-Матушку», народное значение.
    Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воз­дайте!» — слышится голос народа, имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти.
    В центре «Песни» — вопрос о чести и бесчестии, ключе­вой вопрос лермонтовских произведений. Носитель чести в «Песне…» — московский купец Калашников, человек незави­симого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
    А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного.
    Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до по- следнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, се­мьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурман- скому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственно­го достоинства. А ведь он мог, услышав о «славной семье» Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жены возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья. Ка­лашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав ца­рю, что убил Кирибеевича «вольной волею», то есть без особо­го повода, предпочел плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенно­сти, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алене Дмитриев­не, но вольный купец не признает вмешательства в свою внут­реннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Ка­лашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трех дорог. Но, несмотря на позор­ную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:
    Пройдет стар человек — перекрестится,
    Пройдет девица — пригорюнится.
    А пройдут гусляры — споют песенку.
    Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем и «оклеветанный молвой», становится на­родным героем.
    Вопросы по докладу:
    1)      С каким героем связано в поэме М.Ю. Лермонтова ге­роическое начало?
    2)             Каким представлен купец Калашников в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова»?

  • Смотрите также по произведению “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
    Идейно-художественное своеобразие произведения “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.
    Краткое содержание “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.
    Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова М.Ю.
    «Есть души, лозунг которых — все или ничего…» (Образ купца Калашникова в поэме “Песня… про купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.)
    Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.
    Краткое содержание поэмы “Демон: восточная повесть” Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
    Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мцыри” Лермонтова М.Ю.
    «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский
    Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)
    Тема судьбы в произведениях русской литературы XIX века (по лирике и прозе М.Ю. Лермонтова)

  • «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом.
    Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника – царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии. В этом отношении особенно важна одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется».
    Степан Калашников же – истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», Степан Парамонович венчался в церкви, его жена ходила в церковь; «а за что, про что – не скажу тебе, скажу только Богу единому». Божий суд для Калашникова – самый важный.
    Степан гордый, с чувством собственного достоинства: «Я убил его волей вольною, а за что, про что – не скажу тебе…»; говорит, что Киребеевич нечестен: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
    Калашников заботится о семье, он защитник и крепкий семьянин: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…». Купец думает о родных, а не о себе. Степан Парамоновиче не побоялся идти на бой, чтобы защитить честь жены; когда пришел из лавки, спросил про жену Алену Дмитриевну и детей.
    Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает.
    Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии.
    В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа. Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции.
    Висссарион Григорьевич Белинский, который был покорен гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии, горячностью чувств, роскошью красок, богатством содержания, сказал, что поэма «подтверждает кровное родство духа» поэта с «духом народным» и свидетельствует о «великости его таланта».
    Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
    Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитриевна. «Песня» написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина!
    Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка.
    Алена Дмитриевна не побоялась рассказать все мужу, прося у него помощи:
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охульникам в поругание!
    Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи. Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.
    «А зовут меня Степаном Калашниковым…»
    И, услышав то, Кирибеевич
    Побледнел в лице, как осенний снег;
    Бойки очи его затуманились,
    Между сильных плеч пробежал мороз,
    На раскрытых устах слово замерло…
    Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым. Царь же, оправдывая прозвище «грозный», отблагодарил Степана Парамоновича.
    И казнили Степана Калашникова
    Смертью лютою, позорною;
    И головушка бесталанная
    Во крови на плаху покатилася.
    В «Песне меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.

  • Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  • Характеристика Калашникова

    Молодой купец Степан Парамонович Калашников – главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова. Автор описывает его могучим богатырем с широкими плечами и горящими очами. Калашников – честный человек, имеющий торговую лавочку с шелками и тканями. У героя есть замечательная семья: двое ребятишек и красавица-жена Алена Дмитриевна. Степан ведет праведную жизнь: верует в Бога, имеет честный заработок, уважает жену. Узнав о поруганной чести Алены Дмитриевны, он не испугался и в честном кулачном бою убил обидчика своей суженой Кирибеевича. Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене назначает выплаты за казненного мужа.

    Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

    Поэма М.Ю. Лермонтова носит название «Песнь про царя Ивана Васильевича…» в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.

    Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку «басурманский сын». Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.

    Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.

    Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

    Характеристика Кирибеевича

    Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

    Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

    Калашников Кирибеевич
    Место в поэме: Степан Парамонович Калашников —является по истине положительным персонажем, но и весьма трагичным Кирибеевич самый настоящий негативный герой,автор даже не стал называть его имя, а только кличку «басурманский сын»
    Место в социуме: Активно занимался торговлей, руководил личной лавкой Кирибеевич являлся слугой Ивана Грозного, а также воином и защитником.
    Быт: у Степана была жена Анна Дмитриевна, он души не чаял в своей семье и и детях, был верен родителям и братьев семьи нет, исходя из всего произведения не видно никаких упоминай о каких-либо родственниках и друзьях
    Отношение к свободным действиям: Калашников отдавался своим чувствам и действиям, был верен религии и наставлениям царя из-за того, что всю свою жизнь он пробыл под руководством царя, то понятие воли для него было незнакомым
    Физические показатели: Исходя из описания герой был высокий, статный, сильный и широкоплечий телосложение схоже с Калашниковый, он так же был высок и силен, как богатырь
    Честь и достоинство: Эти два качества играли огромную роль для Калашникова хоть автор и не особо упоминает об этих качествах, но исходя из некоторых поступков видно, что Кирибеевич готов защищать свою честь
    Отношение к Ивану Грозному: проявлял уважение по сути он испытывал уважение к царю, но для получения своего, он все же не побоялся пойти на обман
    Человеческие качества: Спокойный, уравновешенный, любил семью и был готов на всё ради неё он был одинок, считал свою жизнь весьма трагичной и всё время хотел ощутить свободы. Можно выделить одно великое чувство-любовь, которое он носил в себе к замужней женщине
    Склонность к хвастовству: Такое качество для Калашникова было недопустимо, он выполнял свои поручения молча и качественно любил раскидываться словами, обещать и говорить, что сможет сделать всё
    Судьба: был уверен, что судьба каждого человека заранее решена, именно поэтому отношение к жизни было простое считал, что каждый сам меняет ход своей жизни, но сам не смог противостоять смерти
    Окончание жизни героев: смерть настигла Калашникова при царском дворе. Похоронили с почестями пошел на бой с купцом, там и погиб, но автор не особо описывает это

    Таблица сравнение для 7 класса.

    Сравнение Калашникова и Кирибеевича

    Калашников и Кирибеевич – центральные герои произведения. Степан Калашников – исключительно положительный герой, в то время, как Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем. Не случайно Лермонтов не называет Кирибеевича по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын». Степан Парамонович является примерным семьянином, любит жену и заботится о детях. Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова. Он позорит женщину перед людьми, совершенно не задумываясь о последствиях.

    Калашников был цельным человеком. Он видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких. Кирибеевич же был человеком одиноким, не знал куда податься, не мог найти смысл в своей жизни.

    Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича». Здесь дается характеристика образа каждого героя, рассматриваются их поступки и поведение в обществе.

    Популярные сочинения

    • Анализ произведения Бесприданница Островского
      Раньше всех девушек, не имеющих приданного называли одним словом — бесприданница. Таким девушкам было сложно найти себя жениха, ведь состояния у них не было, и привлечь внимание можно
    • Мое отношение к Чичикову — сочинение (9 класс)
      Поэма «Мёртвые души», считается самым лучшим творением величайшего писателя Н. В. Гоголя, которая была написана во второй половине 19 века. Прочитав эту поэму, я познакомилась со многими персонажами. Но особое моё внимание привлёк
    • Сила любви — сочинение 9, 10, 11 класс
      Любовь является удивительным чувством и даже даром. Если человек любит, то он способен на поступки и истинное ощущение счастья. Сила любви безгранична и она способна захватить каждого в свои сети.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Песня про купца Калашникова»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Песня про купца Калашникова»
    • для самых компанейских — Главные герои «Песня про купца Калашникова»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Песня про купца Калашникова»
    • для самых крутых — Читать «Песня про купца Калашникова» полностью

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 7

    Сравнение 3

    Оба героя в творении являются центральными. Однако они имеют огромное количество различий. Калашников намного старше, он обычный купец, а Кирибеевич — человек молодой, но обеспеченный, однако не нашедший своего места в жизни. Он не знает своего предназначения. Примечательно, что сам Лермонтов называет этого отрицательного героя пренебрежительно, а точнее «басурманский сын».

    У Калашникова есть любящая жена, Алена Дмитриевна. Кирибеевич не имеет женщины, однако испытывает симпатию к жене Калашникова. Мало того, он умудряется опозорить ее своими чувствами. Можно сказать, что юноша безрассуден. Он не задумывается о последствиях.

    Если Калашников выглядит человеком цельным, сформировавшимся, то Кирибеевич – совершенно иным. Калашников честно трудится, ценит семью. А Кирибеевич, можно сказать, заносчивый и невоспитанный, но богатый молодой мужчина, который привык по щелчку пальца получать все то, что ему понравится. Однако в случае с Аленой Дмитриевной эта стратегия не работает.

    Калашников достаточно решителен и смел. Он понимает, что свое счастье нельзя никому отдавать, за него нужно бороться. Поэтому он вступает с молодым человеком в конфликт, и, что примечательно, одерживает победу.

    Начало поэмы

    Анализ «Песни про купца Калашникова» можно начать с указания жанра. Произведение написано в жанре поэмы. Произведение начинается с того, что царь Иван Грозный сидит за трапезой. Сзади него, за спиной, находятся стольники, напротив – бояре. По бокам – опричники. Царь находится в очень хорошем настроении. Он хочет превратить обычную трапезу в настоящий праздник для своих людей. Царь приказывает опричникам нацедить хорошего вина из царских запасов. А сам зорко наблюдает за тем, как пьют его слуги. Ведь распитие вина также является испытанием на лояльность. Но его бойцов не проведешь. Они пьют, как положено, и при этом славословят царя. Государь доволен. Однако вдруг он замечает, что один из его опричников даже не прикасается к чаше.

    Дальнейший анализ «Песни про купца Калашникова» показывает, что Грозный узнает в этом дерзком нарушителе этикета своего любимца – Кирибеевича и начинает его строго отчитывать. Тот же начинает разыгрывать перед Грозным душещипательную сцену: он не притрагивается к вину по той причине, что влюблен в одну красавицу. А та не отвечает ему взаимностью, закрываясь от него фатой. Царь узнает, что симпатии Кирибеевича принадлежат всего лишь дочери купца. Грозный говорит ему взять яхонтовый перстень, а также жемчужное ожерелье и послать Алене Дмитриевне. А после этого можно звать и самого государя на бракосочетание. Так Кирибеевич перехитрил самого царя. Он не сказал правды – Алена Дмитриевна уже венчана с купцом Калашниковым.

    Эгоистичный поступок Кирибеевича

    Анализ эпизода «Песни про купца Калашникова» может быть посвящен и следующей сцене. Дальше автор поэмы переносит читателя в шелковую лавку Калашикова. Дела у него идут хорошо. Его не смущает, что сегодня богатые бояре к нему не наведываются. Ведь торговля каждый день разная. Гостиный двор опустел, пора купцу возвращаться домой. Он думает, что сейчас его встретят жена и дети. Но дети плачут, а Алены Дмитриевны дома нет. Неспроста волнуется Калашников. Кирибеевич набросился на нее прямо на улице. Прохожие смотрели на них и смеялись бесстыдству. Не сразу поверил Калашников жене. Однако месть он решает не откладывать и отправляется на кулачные бои при царе.

    Анализ «Песни про купца Калашникова» демонстрирует, что в данном эпизоде показывается суровый быт, а также отношения между людьми. Свою жену Калашников подозревает в неверности и может ее законно наказать. Но для Алены Дмитриевны ее супруг является «красным солнышком», и в ее рассказе звучит горечь и страх. О поступке Кирибеевича можно же сказать следующее: данный герой не заботится об интересах и чести своей возлюбленной. Он ослеплен страстью. А Калашников, поверив жене, защищает свою честь.

    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

    Владимир Путин уволил директора Федеральной службы исполнения наказаний России Александра Калашникова. Новым главой ФСИН назначен бывший замминистра внутренних дел Аркадий Гостев.

    Александр Калашников руководил службой чуть больше двух лет. После ареста Алексея Навального он попал под санкции ЕС и США. Пока Калашников был главой ФСИН, служба оказалась вовлечена в несколько крупных скандалов. Ряд высокопоставленных чиновников были уволены по подозрению в коррупции. А бывший замглавы ФСИН второй год находится под следствием по обвинению в злоупотреблении полномочиями.

    Последний же громкий скандал был связан с видео пыток над заключенными в саратовской тюремной больнице. Архив записей сделал один из бывших заключенных – Сергей Савельев. После освобождения он передал видео проекту Gulagu.net, который стал их публиковать. Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел, глава ФСИН по Саратовской области подал в отставку, 18 сотрудников были уволены.

    ИзданиеThe Insider в четверг выпустило расследование, героями которого стали родственники Александра Калашникова. Журналисты утверждают, что после того, как Калашников возглавил ФСИН, связанная с ним компания стала получать от службы многомиллионные контракты. Расследователи установили прямую связь фирмы «МС-Глобал», которая занимается поставками медицинской техники, с супругой и приемной дочерью Калашникова.

    Журналисты The Insider направили вопросы о связях с фирмой – подрядчиком ФСИН Калашникову, его жене и дочери. Но ответа не получили. «Вскоре после того, как мы стали направлять запросы относительно этих коррупционных отношений, Путин отправил Калашникова в отставку», – пишет The Insider.

    С чем же связано такое решение, мы спросили у Кирилла Мартынова, редактора отдела политики «Новой газеты».

    – Как вы думаете, какова причина увольнения Калашникова?

    – Мне кажется, если бы мы жили в нормальном обществе, то увольнение главы ФСИН после последних событий, после информации о том, что происходит в тюремной больнице в Саратовской области, которая, в общем, никого, мне кажется, безразличным не оставила – это была бы очень естественная вещь, и мы могли бы, наверное, такой отставки ожидать раньше. Отставки, с одной стороны, с другой стороны, уголовных дел для тех людей, которые несут за это какую-то прямую ответственность.

    Мы знаем, что российские власти не очень любят действовать под давлением, про президента Путина очень много говорилось, что он очень не любит принимать кадровые решения, когда есть какая-то общественная проблема, что называется, прогибаться под общественный запрос. И в этой ситуации, мне кажется, что тут есть две возможные интерпретации: то есть мне очевидно, что отставка Калашникова связана с этим расследованием, с видео, которые представлены проектом Gulagu.net, которые, я так понимаю, еще даже целиком не опубликованы, потому что люди получили огромный архив о том, что в этой тюремной больнице происходило, и публикуют эту информацию порциями. Так вот две версии, мне кажется, здесь есть. Первая версия – нормальная гражданская, которая предполагает, что Калашников понес свою часть ответственности за то, что происходит в его ведомстве, он был уволен в результате этого скандала. Версия менее красивая, мне кажется, могла бы заключаться в том, что Калашникова уволили, потому что он допустил такую ведомственную оплошность и допустил эту утечку, потому что, конечно, в российском государстве сейчас принято сор из избы не выносить по возможности, и, соответственно, если подчиненные Калашникова не только пытали людей, но еще и не смогли обеспечить тайну этого процесса, то, наверное, Калашникову в целом доверять нельзя, и мир, и российское общество может узнать еще много всего, что происходит во ФСИН, в разных ведомственных учреждениях. А этого, конечно, допускать не следует.

    – В таком случае интересно, почему его уволили именно сейчас, ведь те же самые видео насилия публиковались и раньше в том числе «Новой газетой»?

    – Дело в том, что господин Калашников свой пост занимает не слишком давно, если я не ошибаюсь, с 2019 года. И предыдущий руководитель ФСИН также был уволен в результате похожего скандала, как раз связанного с пытками в Ярославской колонии, о которых тогда много писала именно «Новая газета», поэтому это, что называется, не первый подобный прецедент для ФСИН, и там наметилась такая оживленная ротация вокруг этой должности, и даже в общем есть, наверное, ведомственная конкуренция в том смысле, что вопрос всегда стоит о том, из какого ведомства придет новый руководитель Федеральной службы исполнения наказаний. Калашников был выходцем из ФСБ. Да, нынешний новый руководитель – выходец из МВД, и это само по себе показательно, как ФСИН, как тяжелый клиент, перебрасывается из одного ведомственного, в данном случае не подчинения, но из одного, условно говоря, клана к другому. Потому что понятно, что сотрудники ФСБ и сотрудники МВД в Российской Федерации находятся довольно в напряженных отношениях.

    – Издание РБК со ссылкой на свои источники писало о том, что увольнение Калашникова и назначение нового главы ФСИН Гостева может означать фактически переход контроля за тюрьмами к МВД. Как вы считаете, это возможно?

    – Собственно говоря, изначально идея реформы ФСИН когда-то заключалась в том, чтобы вывести эту структуру из подчинения МВД, потому что получается, что те люди, которые сажают, они же дальше и отслеживают судьбу заключенных, и понятно, что это большое пространство для злоупотреблений по конкретным уголовным делам и в целом по тому, как эти вещи балансируются. Тут явный конфликт интересов. В последнее время информация «Новой газеты» говорит о том, что влияние Федеральной службы безопасности на ФСИН увеличилось на уровне кадровых назначений. Это связано и с Калашниковым, и с его личным окружением. И мы видим, на каких льготных условиях, если так можно сказать, сотрудники ФСБ свои оперативные задачи решают в последнее время в следственных изоляторах в первую очередь, но, по всей видимости, и не только там. И сейчас появление этого человека, Гостева, с его биографией, связанной исключительно с МВД, конечно, многим представляется такое возвращение ФСИН в родную гавань.

    Сейчас про объединение этих ведомств никто не говорит, но понятно, что влияние МВД, полиции на эту структуру будет увеличиваться, и, по всей видимости, по российской традиции Гостев приведет какую-то свою команду для того, чтобы этим огромным ведомством с его огромными бюджетами, раскинувшимся по всей стране, управлять.

    – Издание The Insider выпустило расследование о том, что связанная с Калашниковым компания получала крупные контракты от ФСИН. Ждет ли сейчас чиновника после его увольнения уголовное преследование, как это было, к примеру, с бывшим главой ФСИН Реймером?

    – С Реймером, мне кажется, там была тоже очень долгая история, которая не упаковывалась в несколько дней или в несколько месяцев, возможно, Калашникова решат через какое-то время показательно наказать, возможно, его увольнение – это уже достаточный уровень наказания. К сожалению, в данном случае такие вещи в России законом практически не регулируются, а регулируются какой-то системой личных договоренностей о тех условиях, на которых Калашников свою сейчас должность покидал. И мы, конечно, этих условий не знаем.

    – Как вы думаете, продолжатся ли в российских колониях пытки в таком же масштабе после увольнения Калашникова?

    – Я думаю, что, к сожалению, да, потому что мы понимаем, что ситуация в колониях – это всегда отражение ситуации в обществе, и российское общество сейчас все последние годы разогревается пропагандой. Нас убеждают, что насилие – это, в общем, некая такая неизбежная часть любого сильного государства. Россия ведет несколько конфликтов: украинский конфликт, в частности. И хотя толерантность к насилию в российском обществе снижается, судя по всему, как мы можем об этом судить по каким-то косвенным данным, по социологическим исследованиям, насилие все еще остается на достаточно высоком уровне. И колонии считаются тем самым местом, где это насилие должно концентрироваться.

    Достаточно большое количество людей на эти видео пыток реагировали, в общем, достаточно толерантно, если так можно сказать, толерантно к насилию, заявляя о том, что с преступниками, в общем, нужно обращаться сурово. Мне кажется, что вся система, выстроенная ФСИН, в значительной степени покоится на некоем негласном праве сотрудника ФСИН на пытки, может быть, не настолько жестокие и показательные как те вещи, которые были вскрыты проектом Gulagu.net. Но если мы почитаем описание того, как, например, заключенные доставляются в колонию и какой их там часто ждет прием в зависимости от типа колонии, то мы можем понимать, что, в общем, это такие вполне легализованные, превращенные в некоторый институт пытки над людьми, которые оказались в заключении.

    – Каждый год выходят какие-то новые видео с пытками из российских колоний, в том числе «Новая газета» их публиковала еще несколько лет назад. При этом меняются главы ФСИН, последний раз это было два года назад. Скажите, у российской власти нет политической воли или желания изменить ситуацию и остановить этот пыточный конвейер?

    – Когда мы занимались ярославской колонией, казалось, что у части российских политических элит есть интерес к тому, чтобы ситуацию менять. Это доказывалось еще раньше не только сменой руководителя, но и определенными попытками гуманизировать законодательство. Это доказывалось самой историей про выведение ФСИН в отдельное ведомство, которое не подчиняется напрямую министру внутренних дел.

    О конфликте в этой ситуации я уже говорил. Но, мне кажется, что эта система в значительной степени является неуправляемой сейчас. Даже если предположить, что у российских властей на каком-то уровне есть интерес добиться порядка в этих колониях, то, с другой стороны, те же самые российские власти создают условия очень серьезные для того, чтобы пыточные методы развивались. В частности, очень любопытная вещь – это то, что происходит с общественными наблюдательными комиссиями. Мы видим, как за все последние годы из этих ОНК в общем вымываются, выдавливаются все те люди, которые занимались честной правозащитой.

    Российская власть, в общем, предлагает нам всем не выносить сор из избы, и тюрьмы являются идеальным местом для того, чтобы там что-то за закрытыми дверями при попустительстве различного рода наблюдателей, в том числе прокуратуры, заниматься этими вещами.

    Многомудрый Литрекон предлагает читателю краткое содержание поэмы «Песня про купца Калашникова» по главам. Здесь изложены все основные события и детали из произведения, которые понадобятся Вам для полного понимания сюжета. «Песня про купца Калашникова» в сокращении не такая интересная, как в оригинале, зато ее можно прочитать очень быстро, когда времени в обрез. Приятного просвещения!

    Часть 1: Завязка

    Первая часть поэмы начинается с описания трапезы царя Ивана Грозного. Иван Васильевич сидит в золотом венце, вокруг стоят все его приспешники: сзади стольники, напротив бояре да князья, по бокам опричники. Все славят царя, попивая из золоченого ковша вино. Только один из опричников, Кирибеевич, не мочил усов в ковше, и, кажется, совсем не обращал внимания на пир: «В груди его была дума крепкая». Тогда царь обратился к опричнику и спросил у него: 

    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
    Аль ты думу затаил нечестивую?»

    Кирибеевич с тоской рассказал о том, что Алена Дмитриевна, купеческая дочь, сильно запала ему в душу, но она совсем не обращает на него внимания. Опричнику опостылели всего привычные забавы, не хочет он казны, так как делить ее не с кем. Кирибеевич и вовсе попросил отправить его в приволжские степы на вольное казацкое жилье. А если он прогневал царя, то и головы ему своей не жаль. Тогда Иван Васильевич, не желая отпускать своего любимого опричника, пообещал подсобить ему в любовных делах: он дал опричнику яхонтовый перстень и жемчужное ожерелье и посоветовал преподнести эти украшения Алене Дмитриевне в качестве подарка, а речь свою царь завершил разумным наставлением:

    «Как полюбишься — празднуй свадебку,
    Не полюбишься — не прогневайся».

    Кирибеевич поделился с царем своей думой, но умолчал об одном: Алена Дмитриевна была замужней девушкой. Ее супруг был купцом.

    Часть 2: Кульминация

    Вторая часть поэмы повествует о самом купце Степане Парамоновиче Калашникове и странном происшествии. Это статный, работящий и честный человек, известный своим умением вести торговое дело. После неудавшейся торгового дня купец «запирает … свою лавочку дверью дубовою» и приходит домой. 

    Но замечает Калашников странное: жена совсем не встречает его, как делала обычно раньше. Старая работница Еремеевна говорит ему о том, что Алена Дмитриевна еще не пришла из церкви, хотя поп с попадьей давно вернулись и сели ужинать. Дети плачут и скучают по матери. Задумался тогда купец. Но вдруг послышался грохот двери и затем и торопливые шаги. Перед взором Калашникова предстала его молодая жена, бледная, без платка на голове, с растрепанными косами, в изорванной одежде. У нее мутные глаза и безумный вид. Муж сразу же сказал, что запрет жену дома, если она будет позорить своим поведением его имя. А Алена упала она в ноги мужу, расплакалась и рассказала о том, что с ней случилось. Не по своей воле она задержалась, и страшна ей только немилость мужа, ведь она любит только его. Но, возвращаясь с вечерни, она стала жертвой насилия. Ее нагнал опричник Кирибеевич, который стал ее целовать, ласкать и приговаривать:

    «Как царицу я наряжу тебя,
    Станут все тебе завидовать,
    Лишь не дай мне умереть смертью грешною:
    Полюби меня, обними меня
    Хоть единый раз на прощание».

    Алена Дмитриевна вырвалась из его объятий и побежала домой. В руках опричника остался ее узорный платок, подарок мужа, и фата. Раскаивалась Алена Дмитриевна в происшедшем, хотя совсем не была в этом виновата. Она стала переживать о том, как теперь будут на нее смотреть и какие толки о ней пойдут, ведь вся эта сцена происходила на глазах соседей. Жена стала просить мужа отстоять ее честь, ведь больше ни у кого она не может просить помощи: родители ее давно умерли, старший брат без вести пропал в чужом краю, а младший – совсем еще дитя. 

    Выслушав Алену Дмитриевну, Калашников послал за братьями и попросил их об одном одолжении: если завтра на кулачном бою он, выступив против опричника, падет в честном бою, то пусть они продолжат его дело и отомстят за его жену. Братья пообещали ему вступиться за честь семьи. 

    Часть 3: Развязка

    Третья часть описывает кулачный бой. Все удалые бойцы приходили на Москву-реку, «разгуляться для праздника, потешиться». Приехал и сам царь и начал созывать на бой, обещая победившему награду. Вперед вышел опричник Кирибеевич, кланяясь царю и снимая шубу. Никто больше не выходил: все боялись опричника. Трижды давался клич, но все бойцы все так же робели. Но вдруг толпа разошлась, и из нее выступил удалой купец Калашников. Поклонился купец прежде всего царю, потом белому Кремлю и святым церквям, а в заключение и всему русскому народу. Гордый и уверенный в своих силах Кирибеевич приказал Калашникову представиться, чтобы знать, по ком панихиду на следующее утро петь. Тогда купец произнес:

    «А зовут меня Степаном Калашниковым,
    А родился я от честнова отца,
    И жил я по закону господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью темною,
    Не таился от свету небесного…»

    Выслушав пламенную речь, Кирибеевич весь побледнел: испугался он купца. Начался праведный бой. Первым нанес удар Кирибеевич в грудь Калашникову. Вдавился крест купца в грудь ему, выступили капли крови. Второй удал был за Калашниковым: ударил купец Кирибевича прямо в левый висок, и упал опричник замертво. Разгневался царь на смерть свое любимого опричника и приказал схватить Калашникова и привести его к себе. 

    Иван Васильевич спросил купца, вольной ли волею он убил лучшего его опричника? Калашников дал положительный ответ, но не признался царю, почему он пошел на такой отважный шаг: «Скажу только богу единому», — молвил купец. Он не хотел позорить жену. Царь признал, что Калашников отвечал честно, и пообещал выполнить просьбу купца не оставлять семью его без защиты. Братьям царь обещал дать торговать без пошлины и налога, а жене купца — выдать из казны денег на жизнь. Самого же Калашникова он приговорил к казни на лобном месте. Похоронили купца между трех дорог, поставили на могилу его кленовый крест. Теперь каждый, проходя мимо могилы купца, приостановится, призадумается, а гусляры славные пройдут и песнь споют. 

    Автор: Полина Болондь

    • Сочинения
    • По литературе
    • Лермонтов
    • Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

    Черты характера

    Калашников

    Кирибеевич

    Любовь к Родине

    Патриот своей страны

    Человек, который не ценит свою страну (басурманский сын)

    Верность

    Помимо того, что купец верен своей супруге, он создает впечатление человека, на которого во всем можно положиться.

    Похож на человека, который «себе на уме», которому не стоит доверять. Такой человек предаст при первой же возможности, когда увидит выгоду.

    Порядочность

    Ценит честь и достоинство. Окажись Калашников на месте Кирибеевича, он не стал бы добиваться чужой жены, даже если бы любил.

    Не имеет, ради своей цели поступится любыми принципами

    Трудолюбие

    есть

    нет

    Заносчивость

    нет

    есть

    Храбрость в бою

    Имеется

    Имеется

    Приоритеты

    Ценит мирную жизнь с супругой, верен царю, желает лишь одного – спокойного существования и справедливости.

    Подобно супостатам чужеземным, желает заграбастать все себе, думает, что все, что ему нравится, должно ему принадлежать

    В начале поэмы Лермонтова читатель знакомится с молодым опричником Кирибеевичем. Это закономерно, ведь именно он является движущей силой конфликта, его поступки создают завязку и способствуют развитию сюжета.

    На царском пиру Кирибеевич сознаётся, что неразделённая любовь заставляет его мечтать о смерти, не даёт ему веселиться. Его проникновенная исповедь вызывает сочувствие самого царя, но читателю автор сразу сообщает о неискренности молодца. Он не сказал, что приглянувшаяся ему женщина замужем. Образ влюблённого юноши мгновенно утрачивает романтичность. Персонаж не только посягает на святость супружеских уз, он обманом заручился поддержкой и сочувствием государя. Рассказ Алёны Дмитревны о посягательствах опричника окончательно делает этот образ неприглядным. Ясно, что Кирибеевич – не имеющий моральных устоев, пользующийся своей близостью к власти человек, привыкший потакать своим желаниям.

    Совсем другим представляется купец Степан Калашников. Недаром молодая жена видит в нём надёжного защитника. Узнав о нанесённом ему оскорблении, честный торговец даже не помышляет о иных способах защитить своё достоинство, кроме открытого боя. Не зная за собой грехов, Калашников твёрдо надеется на помощь Бога.

    Герои встречаются в праздничный день на льду Москвы-реки. И здесь ещё отчётливее видна разница между ними. Калашников смотрит прямо и твёрдо, не скрывает ни своего имени, ни своей цели. Опытный боец Кирибеевич, узнав, кто его противник, бледнеет, испытывает невольный трепет. В сущности, он терпит поражение ещё до боя, ведь правда не на его стороне. Гибель опричника предопределена, он и сам чувствует несправедливость иного исхода. После поединка Калашников продолжает отстаивать своё достоинство перед разгневанным царём. Он мог бы избежать казни, рассказав правду о причине боя или солгав, что убил противника ненамеренно. Однако и ложь, и правда, которая пачкает имя его жены, одинаково невозможны для него.

    В образе Кирибеевича подкупает сила страсти, удальство, уверенность в своих силах. Вместе с тем он наделён чертами, которые отвергает народная мораль и которые никогда в русском фольклоре не остаются безнаказанными: самоуверенность, чувство вседозволенности, пренебрежение к людям, их чувствам.

    Степан Парамонович – герой наиболее близкий к идеалу народа. В нём сочетаются простота, сдержанность, внутренняя энергия, мужество, достоинство. Бросая вызов царю и его любимому опричнику, герой делает нравственный выбор: «Постою за правду до последнева». Своеволие царя и его приближённых не преодолеть. Но даже если человек не надеется на справедливость власти, он всегда волен в выборе между правдой и ложью, добром и злом, честью и бесчестием.

    Мимо могилы Калашникова никто не проходит, не отдав дань уважения. Где захоронен Кирибеевич, люди забыли.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

    Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

    Популярные сегодня темы

    • Сходства и различия Онегина и Ленского сочинение

      В своём произведении Пушкин изображает передовую часть дворянской молодёжи, их искания и устремления. Это — главный герой романа Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский.

    • Хронологическая таблица жизни и творчества Тургенева

      28 октября 1818 — день рождения будущего классика русской литературы

    • Анализ произведения Алешкино сердце Шолохова сочинение

      Бескорыстные взаимоотношения между людьми, чувство сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда ценились в обществе. Жаль только, что некоторым людям эти качества чужды

    • Сочинение Город Самара

      Самара… Удивительный город. Каждый раз, выходя из дома, натыкаешься на большое скопление людей, где бы то ни было. Здесь невозможно чувствовать себя одиноким человеком. Это действительно большой город

    • Герои сказки Щелкунчик Гофмана (характеристика)

      Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

  • Сочинение калашников и кирибеевич кто в песне является настоящим героем и почему
  • Сочинение какую роль играет любовь в жизни человека сочинение
  • Сочинение капитанская дочка 8 класс кратко нравственности
  • Сочинение какой я представляю себе землю глядя на глобус географическую карту 4 класс окружающий мир
  • Сочинение какой я представляю себе россию глядя на карту 4 класс окружающий мир небольшое сочинение