Сочинение какой я увидела госпожу простакову

Поведение это зеркало, в котором каждый показывает свой лик и. гте. нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик
И. Гёте.
Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного
Я. Коменский.
Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова.
Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина. Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься». В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.
В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание.

Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверен­ная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». На­хальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает му­жа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, по­ка та не становится богатой наследницей.
Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Мит­рофанушка, счастье которого она видит в богатстве и празднос­ти. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щеня­там. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попус­тительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и парази­та. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учи­телей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступ­ке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родствен­ницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообще­ние о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на бо­гатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше женить­ся, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее по­ступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будуще­го тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средства­ми для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офи­цер Милон с обнаженной шпагой.
Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и дес­потической власти, бросается на колени перед блюстителем по­рядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я надела­ла!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический про­лог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
«Мастерица толковать указы» поняла царский указ о воль­ности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззако­ния» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы ко­медия бессмыслиц».
Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит ма­тери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В ре­зультате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]

Комедию Фонвизина «Недоросль» можно отнести к вечным произведениям, которые переходят из поколения в поколение и пытаются донести основную мысль своего содержания.
В комедии Фонвизин представляет перед читателями дворян и чиновников, которые были малограмотными, грубыми и самолюбивыми. Им же противопоставляется обычный и простой народ, который терпит все выходки таких управителей.
Одной из таких дворянок является госпожа Простакова. Она управляет домом, заведует всеми делами, относится к окружающим с огромным пренебрежением. Даже муж Простаковой, со временем, стал бояться ее, он не мог высказать своего слова и перечить хозяйке дома.
Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие и жадность.
Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: «Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми». Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо… ” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке! ”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, – любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька! ” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой! ”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка? ”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин! ” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка!

Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, и он не подошёл. Она, в которой Простакову покидает даже Митрован, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина. Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, в ком не встречала отпора. Дурные качества характера, как и все невежды, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Ему совсем ее не было жалко, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание. Митрофан невежа, он не хочет учиться. Она, в которой Простакову покидает даже Митрован, грубо относилась ко всем, и он не подошёл. Такая черта полностью раскрывается писателем в том, необычайная ленивость характеризуют таких молодых дворян, Софью, Скотинина. Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, в котором одни люди владеют другими людьми. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, но и на мужа, и в результате любимый сын её покинул.В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Простакова не задумывалась о воспитании сына, потому что мать всё ему позволяла, свидетельствует о том, в котором одни люди владеют другими людьми.
Бевз 11 клaсс решебник мaтемaтикa
Глицерин реферат по химии
Язык и речь учебник
Реформа петра 1 конспект

Сочинение


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик
И. Гёте.
Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного
Я. Коменский.
Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова.
Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина. Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься». В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.
В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание.

Другие сочинения по этому произведению


Недоросль
Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»
Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»
Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»
Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»
Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образы бессмертной комедии «Недоросль»
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»
Речевые характеристики в комедии «Недоросль»
САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»
Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»
Фонвизин — автор комедии «Недоросль»
Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)
Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?
«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»
Семья Простаковых
ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ
Анализ произведения
Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»
Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»
Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова
Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»
Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)
Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»
Актуален ли образ Митрофанушки в наше время
Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина
Значение речевых характеристик в комедии «Недоросль»
Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Характеристика образа Софья
Главное лицо комедии помещица Простакова
Недоросль Митрофанушка
Сочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»
Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Почему Митрофанушка стал недорослем (2)
История создания комедии «Недоросль»
Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Митрофанушка 1
Семейный портрет Простаковых—Скотининых
Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»
Характеристика образа Простакова
Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
Построение и художественный стиль комедии
Образ и характер Митрофана
Неоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» Фонвизина
Смешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Почему Митрофанушка стал недорослем (1)
Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»
Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»
Характеристика образа Стародум
Тема воспитания в комедии «Недоросль»
Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.
Сын, достойный своей матери
О замысле «Недоросли»
Митрофанушка 2
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»
Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»
Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»
Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»
Героиня комедии Фонвизина Недоросль
Образ Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и Скотинины
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)
Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)
Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»
Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Просветительские идеалы в комедии
Эта комедия — бесподобное зеркало
Скоты, владеющие людьми
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Герои взятые «прямо из житейского омута»
Социально политическая идея «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»
Сатиры смелый властелин
Вершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»
Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина
Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа
Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина
Примитивная натура Простаковой и Скотинина
Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»
«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I
Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»
Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина
«Недоросль» — антикрепостническая пьеса
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»
Главные черты реализма в произведении «Недоросль»
«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)
Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»
«Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

Детство госпожи Простаковой

Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.

Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.

Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Наиболее ярко и разносторонне дан образ Простаковой в комедии «Недоросль». Простакова — тип грубой помещицы-крепостницы. Деспотический нрав этой героини сказывается, прежде всего, в семье, в домашней обстановке. Мужа своего, безвольного, робкого человека, она довела почти до идиотизма. Он до того забит, что боится высказать свое мнение даже по мелким вопросам, покорно заявляя жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».

Еще резче сказывается характер Простаковой в ее отношении к крепостным. Это мучительница крепостных слуг и крестьян. Особенно тяжело складывается жизнь дворовых, вынужденных все время находиться на ее глазах. Слуги для нее не люди. Когда дворовая женщина Палашка заболевает, Простакова в бешенстве кричит: «Лежит! Как будто благородная…».

Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется тем, что она обращается со слугами, как с безответными животными. Так она относится и к своей верной рабе Еремеевне. На вопрос Кутейкина, какую благодарность она получает за свою службу от Простаковой, Еремеевна отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Треск пощечин — повседневное, обычное явление в доме Простаковой.

Естественно, что положение крестьян в усадьбе этой «злой фурии» было невыносимым. Мы не видим на сцене этих крестьян, но положение крепостной деревни легко вообразить. Простакова — закоренелая, убежденная крепостница. Она неисправима. Когда Стародум прощает ее, она, встав с колен, восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!» Это — голос ее природы.

Одна из причин диких представлений и грубости Простаковой — ее невежество. Она даже не умеет читать, возмущается, что «девушки грамоте умеют», географию называет «еоргафией» и т.д. Рассказы ее о роде Скотининых и об отце, грозившем проклятием всякому из детей, который чему-нибудь научится, очень выразительно характеризуют среду, формировавшую Простаковых и Скотининых.

Обращает внимание нравственный цинизм Простаковой. В отношениях к окружающим она руководствуется одним грубым расчетом. Когда ей выгодно, она молится, чтобы Стародум умер, и она же потом восклицает: «Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка!» Перед нужным человеком она готова и притворяться, и пойти на унижение, и лгать: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась», — рассыпается она перед Стародумом.

У Простаковой есть только одно теплое чувство: любовь к сыну Митрофанушке. Митрофанушке она прощает все. Ради него она готова и на жертвы, и на преступление. У нее одна забота: «вывести в люди» Митрофанушку. Она даже преодолевает свое наследственное отвращение к науке и пытается дать ему образование. Правда, система воспитания Митрофанушки носит уродливый характер. Результаты, как и следовало ожидать, скоро обнаруживаются. Слепая, животная любовь Простаковой к сыну не делает ее образ привлекательнее, но хорошо объясняет ее действия в комедии.

Выразительности образа Простаковой в комедии «Недоросль» способствует и ее язык. Он по-своему ярок и образен. Вот образец ее речи: «Ну… а ты, бестия, остолбенела, ты не впилась братцу в харю…» Перед нами так и вырисовывается женщина с резкими, размашистыми жестами, растрепанная, с лицом фурии и злыми глазами. Язык ее полон ругательств и обнаруживает всю грубость и жестокость ее натуры. Впрочем, когда ей выгодно, Простакова может говорить и другим языком, притворно ласковым: «Софьюшка, душа моя», — обращается она к Софье, а к Стародуму: «Гость наш бесценный!.. Благодетель наш!»

Характер этой жестокой, невежественной, лживой женщины очень хорошо определяет в конце комедии Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Характер ее — смесь невежества и наглости, трусости и злобы, бесчеловечия к крепостным и нежности к сыну. А результаты ее деятельности прекрасно охарактеризованы в заключительных словах комедии: «Вот злонравия достойные плоды…»

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

Характер героини

Помещица с детства привыкла всего добиваться грубым действием, насилием, ложью. В семье Простаковых эта женщина проявляет себя властной и деспотичной особой. Она помыкает всеми в своем доме — мужем, сыном, прислугой, дальней родственницей. Семья живет изолированно, видимо, местное аристократическое общество не принимает помещиков за равных себе. Речь Простаковой примитивна, К тому же она коверкает многие слова, производя, например, вот такие замены:

  • девушки — «деушки»;
  • география — «еоргафия»
  • еще — «ища».

Женщина беспощадна к своим крестьянам и вытягивает из них все соки, точно так же, как и ее родной брат, Тарас Скотинин. При этом Простакова хитра и обладает «звериным» чутьем. Перед сильными мира сего она преображается и ведет себя совершенно иначе. Это видно по ее общению со Стародубом и чиновником Правдиным. Осознавая угрозу своему положению, помещица может запросто броситься в ноги к «важному» человеку, способному повлиять на ее судьбу.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется цитатами из пьесы:

  • проявление властности: «…а я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»;
  • жестокое отношение к крепостным: «…я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»;
  • грубая речь: «…А ты, скот, подойди поближе…»;
  • нелестная репутация в своем же имении: «…Злая фурия с адским нравом…»

Возможно, эта женщина имела бы более мягкий и приятный нрав, но ей не повезло с замужеством. Ее муж был глуп, ленив и слаб.

Простакова деградировала год за годом, пока не опустилась до скотского состояния, в котором и пребывала теперь.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Отношения с окружающими

Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.

Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.

К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.

Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.

Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.

Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.

Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Роль образа в произведении

Для написания сочинения пригодится кратко изложенный анализ образа героини и его роли в комедии. Целью Фонвизина было показать на примере Простаковой ущербность части дворянства того времени. Нравственный кризис настиг этих людей в первую очередь по причине отсутствия просвещения. Неслучайно автор демонстрирует читателю детство помещицы и ее обращение с собственным сыном.

В сюжете пьесы на примере Скотининых и Простаковых явно прослеживается невежество и отсутствие возвышенных устремлений сразу у нескольких поколений.

Главной целью в жизни этих людей становится праздность, накопительство, подчинение себе других людей. Показывая злонравие помещицы, применяющей к крепостным бесчеловечные наказания, Фонвизин лишний раз поднимает тему отмены крепостного права, освобождения крестьян от непосильного бремени каторжного труда.

Жизненные принципы Простаковой в финале приводят ее к трагедии. Женщина лишается имения и любимого сына, муж отворачивается от нее. Такой страшный конец истории становится для помещицы настоящей трагедией. Она оказалась без денег и власти над людьми. Это был полный крах. Вот почему Простакова восклицает в своей последней реплике: «Погибла я совсем!».

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18
  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Госпожа Простакова является центральным персонажем комедии Фонвизина «Недоросль».  На протяжении всего произведения автор наделяет ее только негативными качествами, это исключительно отрицательный персонаж.

Простакова – яркий собирательный образ помещиков того времени, она груба, невоспитанна и жестока ко всем окружающим. В своем имении помещица заправляет всеми делами и людьми, держа в руках как хозяйство, так и собственного мужа и сына. Мужа Простакова не стесняется и поколотить, крепостных вовсе не считает за людей, а сына хоть и называет «душечкой», но не слишком заинтересована в его воспитании.

В пьесе, которая неслучайно названа «Недоросль», тема воспитания является одной из ведущих. Автор показывает ее важность для определения будущего характера личности, и образ Простаковой не исключение. Мы узнаем, что помещица воспитывалась в необразованной семье, где самым главным в жизни считалось преумножение материальных благ. Готовность пойти на все ради выгоды досталась Простаковой от родителей. Вызывает ужас тот факт, что из восемнадцати детей в семье помещицы выжили только двое. Остальные умерли из-за недосмотра родителей.

С первых сцен комедии мы знакомимся с негативными чертами Простаковой. Отчитывая крепостного Тришку, она использует множество грубых слов. Не лучше помещица говорит и о преданной няне Еремеевне, много лет занимающейся Митрофаном. «По пяти пощечин в день» — вот что получает няня за свою любовь и верность. Простакова со всей полнотой использует свою власть над жизнями крепостных и твердо уверена, что управлять ими можно только с помощью побоев, криков и ругани. Как бы слуги ни старались, они не могут угодить своей хозяйке, потому что она не способна проявлять положительные эмоции по отношению к крепостным.

Перед Простаковой трепещет и собственный муж, который говорит с ней робко, запинаясь. Под ее влиянием он стал слабохарактерным и безвольным человеком, который не способен перечить жене.

Еще одна отличительная черта помещицы – двуличность. Она очень ярко проявляется по отношению к Софье. Поначалу Простакова груба с ней и обращается с пренебрежением, но потом узнает, то Софья – богатая наследница. Тут же ее отношение изменяется на теплое и заискивающее, ведь она видит возможную выгоду.

Только к сыну Митрофану Простакова относится со всей любовью, на которую способна. Но и здесь ее неграмотность, властность и неумение слушать других наносят значительный ущерб. Она не хочет, чтобы сын получил хорошее образование, и считает, что важно лишь казаться не хуже других. Простакова уверена, что грамота – излишняя роскошь, она прекрасно обходится без нее, быть грамотным и вовсе не нужно.

Сам Митрофан очень многое перенимает от матери, прежде всего любовь к деньгам и власти, презрение к крестьянам и неуважительное отношение к собственной семье. Именно поэтому в финале комедии он легко отказывается от Простаковой, собираясь служить другому дворянину.   

2 вариант

Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно по праву отнести к вечным произведениям русской литературы, так как оно содержит в себе идеи и мысли, актуальные и по сей день. Главной задачей комедии является сатирическое отображение  жизни людей в то время: горькая участь простых людей, необразованность и пошлость дворянского народа.  

Яркой представительницей невежественных помещиков того времени выступает госпожа Простакова – одна из главных героинь пьесы, выступающая отрицательным персонажем произведения. Женщина обладает жесткой и деспотичной властью не только над своими слугами, но и над всей семьей. Муж Простаковой под ее сильной и жестокой рукой превратился в слабохарактерного и безвольного человека. Он боится свою жену и ни в чем ей не перечит, соглашаясь абсолютно со всем. 

Ее разрушающему влиянию подвержен и сын – шестнадцатилетний Митрофанушка. Его обучение для Простаковой – это стремление казаться не хуже других помещиков, но не более. Являясь необразованной и неграмотной, она относится к грамотности как к излишней роскоши, способной лишь сделать человека хуже, тем самым подавая неправильный пример своему подрастающему сыну.

Но если сына она любит и пытается обеспечить ему благосостояние, хотя и далекими от морали способами. То к кому она по-настоящему жестока и немилостива – это крепостные крестьяне. Она обладает над ними абсолютной властью и открыто этим пользуется. Простакова убеждена в том, что управление домашним хозяйством возможно только при помощи побоев и ругани. Никакими стараниями слуги не могут угодить своей хозяйке, получая взамен на свой труд лишь крики и унижения.

Еще одна отличительная черта госпожи Простаковой – это двуличность. Это можно пронаблюдать в ее отношении к Софье  —  еще одной героине произведения. Вначале она обходится с ней пренебрежительно и грубо, но после новости о получении наследства Софьей ее тон и отношение ощутимо меняются: голос становится заискивающим, а слова теплыми. Простакова обращается к Софье: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Заканчивается пьеса возмездием, настигающим госпожу Простакову: от помещицы отрекаются все, в том числе ее единственная любовь – сын Митрофанушка.

Таким образом, в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин на примере госпожи Простаковой сатирично представил качества, которые были характерны для помещиков в России восемнадцатого века, такие как невежество, жестокость и двуличие. А также в произведении автором представлена  вся жестокость и несправедливость крепостной системы, характеризующейся пренебрежением и принижением  людей более низкого сословия.

Сочинение Госпожи Простакова

Комедия «Недоросль» представляет собой увлекательное произведение с невероятно яркими характерами и героями. Многие из фамилий до сих пор на устах у читателей.

Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.

Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.

Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность  и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.

Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.

Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности». К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна,  ее бросили самые близкие люди.

К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.

Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» — прекрасное произведение русской классической литературы, нашедшее отклики в сердцах многих поколений. «Недоросль» получил огромное признание благодаря незаурядному сюжету, главными героями которого явились обычные люди, со своими пристрастиями, чувствами и характером. Центральные фигуры отражают основную мысль и настроение произведения, отличный тому пример — госпожа Простакова.

Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она представляется читателю не в самых однозначных образах и вызывает двоякое впечатление. У неё есть все прелести жизни, которых ей всегда остаётся мало. Она не замечает добра, которое ей делают члены семьи и крестьяне, а видит только негатив и все больше угнетает всех своим характером. Простакова принадлежит к дворянскому сословию, владеет поместьем, но вместо высоких манер, она обладает отрицательными чертами характера.

Помещица держит в страхе всю прислугу, крестьяне стараются обходить ее стороной и исполнять все приказы, даже самые абсурдные, так как боятся быть наказаны. Хозяйка поместья не отличается склонность к наукам, более того, она не видит смысла в обучении. Ее сын — Митрофанушка растёт таким же необразованным и заурядным. Ведь по-другому и быть не может, так как его учителя ходят к нему из-за денег и не дают никаких знаний, чему Простакова никак не препятствует, а, наоборот, закрывает глаза. От гнета и напора помещицы страдают не только крестьяне, она так же бесцеремонно и грубо обходится со своим мужем, осмеливаясь даже поднимать на него руку. Однако помещице не всегда выставляет на показ отрицательные черты своего характера, если она одержима какой-либо целью, то с лёгкостью становится милой и ласковой, дабы ее достичь, поэтому ко всем изъянам героини добавляется ещё и лицемерие.

В заключении хотелось бы сказать, что Простакова — типичный герой, произведений того времени. Ее образ можно назвать собирательным, так как он включает множество отрицательных качеств, которых в целом характеризует необразованный народ на Руси. В своей комедии Фонвизин показал читателю, что происходило в государстве, ему удалось это сделать благодаря детальному описанию событий и героев, которые в них задействованы. Простакова отличный тому пример, а ее образ, показанный в иронической форме, дополнил картину и сделал ее более натуральным.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Изменение человека

    Энтони Роббинсу принадлежит утверждение: «Чтобы серьезно изменить свою жизнь, необходимо испытать либо вдохновение, либо отчаяние». Эта мысль неоспорима

  • Сочинение на тему Земля наш дом

    Каждый человек живет в определенном доме и ему хочется, чтобы в его жилище было чисто и уютно. Именно поэтому хозяин всегда бережно относится к своему имуществу, прилагает много усилий для его сохранения

  • Сочинение Реклама катка по картине Каток для начинающих Финогеновой

    Вот и наступило это прекрасное время года – зима. Студеный воздух, девственно-белый снег так и манят из дома вон. Хочется дышать полной грудью, пробежаться на лыжах, встать на коньки.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3 класс

    Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

  • Чему учит сказ Левша?

    Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.

  • Сочинение какой я читатель 6 класс
  • Сочинение какого человека можно назвать великодушным аргументы
  • Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение
  • Сочинение какой должна быть современная семья
  • Сочинение какое счастье дано знающим