Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год 1. человек путешествующий: дорога в жизни человека тематическое направление нацеливает

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.

Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?

Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

Смотрите также на нашем сайте:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы

Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс

Как правильно писать итоговое сочинение?

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.

В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения.

Итак, во-первых вспомним критерии и научим владению ими детей. Самоанализ — часть работы по ФГОС.

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

  • Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Во-вторых, планирование – основа любого начинания. До работы над темами выпускники должны четко знать, из чего должна в целом состоять их работа. Вот примерный (но, поверьте, очень удачный) план.

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (абзацы выделены цветом).

1.Вступление 
2. Тезис 
3. Связка 
4. Аргумент №1 
5. Микровывод 
6. Связка 
7. Аргумент №2 
8. Микровывод

9. Связка
10. Заключение  

В третьих, как писать каждую часть, мы учим всю школу, но алгоритм связок между вступлением и заключением, между абзацами позволит выпускникам не ошибиться при построении композиционного единства текста.

Итак. Алгоритм работы над каждой частью (на конкретных примерах направлений 2021-2022 учебного года).

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пример: Что значит выражение: жизнь прожить не поле перейти?  Как нам стоит понимать?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать. 

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»

  • Начните с утверждения:

Народная мудрость гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Каждый из нас понимает: дорога жизни трудна, на пути встречаются преграды, испытания. От того, каким будет нравственный выбор каждого человека, зависит весь его дальнейший жизненный путь, об этом нам говорит и литература, и история. Подчас ошибка, совершенная в начале, может стоить жизни не только самому человеку, но и другим людям. Неверные ориентиры, ошибочные теории – ведут нас по ложному направлению. Тогда путь человека становится дорогой ошибок, исправлять которые приходится подчас очень дорогой ценой. Об этом задумывается каждый, и писатели – авторы замечательных произведений, раскрывают тему сложности жизненного пути в своих трудах.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Заключение должно  соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
  • Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением  является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
  • В заключении можно: подвести итог всего рассуждения, использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
  • Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»:

Верную дорогу выбрать непросто, именно поэтому каждый человек совершает ошибки, несмотря на богатство человеческого опыта, отраженного в истории, литературе, народной мудрости. Однако анализ своих и чужих действий, глубокое осознание непреложных истин, на которых держится этот мир, может помочь нам избежать фатальных ошибок, неправильного жизненного выбора. Такие герои, как (имя (имена) героя (-ев) и фамилия(-и) писателя (-лей)) наглядно показывают нам, как трудно вернуться на свою истинную дорогу, как дорого стоят просчёты, как нелегко бывает простить и принять себя после ошибки. Действительно, выходит, что жизнь прожить – не поле перейти.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС

  • Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
  • Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. 
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. 
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо расшифровать, о ком цитата, откуда она, расширить ее, распространить в заданном направлении.

ВНИМАНИЕ! ТЕЗИС ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Рассмотрим каждый этап работы над сочинением на примере темы из направления «Преступление и наказание» —  «Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Обратимся к цитате, вспомним, откуда она.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

При работе над темой, помним 2 обязательных условия:

Обязательно 1-я часть темы – расшифровка фразы – часть вступления.

Обязательно – связь 1-й части со 2-й  – тем, что в скобках: как «наполеонизм» приводит к преступлению и каково будет наказание.

Формируя тезис, надо заранее подумать, что можно брать в качестве аргумента? Помним, что направление посвящено Достоевскому, поэтому один аргумент – из «Преступления и наказания», второй – пусть будет из «Евгения Онегина» — ведь цитата в теме – оттуда. Какой будет первым, решим, сформулировав вступление. Но вот они оба:

  • Образ Раскольникова (Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Образ ОНЕГИНА — он совершил убийство Ленского на дуэли. Наказанием Онегина становится изгнание, ещё большее отчуждение от мира и муки совести:

Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
….
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.

Итак, пример вступления ( с учетом сказанного выше):

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Вступление есть, обратимся к аргументам.

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

  • Аргумент должен подтверждать тезис.
  • Кол-во аргументов. Можно использовать 2 аргумента из одного произведения, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки — количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
  • Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.

Попробуем построить первый аргумент. Думаю, будет лучше начать с Пушкина, потому что им мы начали вступление, и он  — часть темы.

Итак, Последняя фраза вступления: «Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого».

АРГУМЕНТ: Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
  • Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено,  как именно данный пример подтверждает тезис:

Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя. — ЭТО МИКРОВЫВОД.

Попробуем перейти ко 2 аргументу.

Последняя фраза 1 аргумента: «Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя». 

АРГУМЕНТ 2: 

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Анализируем уже сказанное с точки зрения плана работы и наличия всех составляющих в нашей работе.

Помним, что каждый аргумент содержит  «связку».

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшемся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих» — ЭТО СВЯЗКА, т.к. во вступлении мы говорили о Пушкине, дали разъяснение его цитате «мы все глядим в Наполеоны» и пояснили, как «наполеонизм» становится причиной преступления и ведет к наказанию.

Каждый аргумент содержит  «МИКРОВЫВОД», иногда даже не один (если этого требует тезис)

Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию — ЭТО 1-й МИКРОВЫВОД.

Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – Это 2-й микровывод (он ведет к ЗАКЛЮЧЕНИЮ)

Мы написали 2 аргумента. Подходим к выводу. Вспомним, каковы требования к его написанию (применительно к нашей теме).

  1. Перечитать вступление (в заключении мы не повторяем вступление, а дополняем его выводами, построенными на основании аргументов).
  2. Подвести итог всему сказанному, упомянуть имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы.
  3. Дать ответ на вопрос темы (если тема сформулирована в виде цитаты, сформулировать на её основе вопрос: как «наполеонизм», идея о «сверхчеловеке» приводит к преступлению и наказанию?)
  4. Избегать штампов и канцеляризмов (на основании вышеизложенного, таким образом и т.п), используя связки.

Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – последняя фраза 2-го аргумента. С какой связки начать заключение?

Начнем заключение с мотива ошибочности в жизни:

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

Получилась хорошая, отвечающая требованиям к Итоговому сочинению, работа.

Вот она полностью:

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

(515 слов)

Нам нужно не менее 350 слов, но когда знаешь алгоритм, пробовал и тренировался, легко написать и больше!

Предлагаю Вам Памятку, которую мы составили с ребятами вместе.

Памятка (алгоритм) к написанию итогового сочинения

  1. Читаю пять предложенных тем и анализирую, к каким направлениям эти темы относятся, каковы цели этих направлений.
  2. Ищу в формулировках тем ключевые слова, помогающие сузить темы до развернутых вопросов.  
  3. Выбираю тему, отвечаю на поставленный в теме вопрос. Комментирую этот тезис – формирую вступление.
  4. Записываю в черновике 2 тезиса (микровывода) для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
  5. Пишу на черновик сочинение, записывая 1 – й и 2 – й аргументы в логической последовательности (последовательность аргументов зависит от вступления, т.к. главный тезис – во вступлении).
  6. Записав 2 аргумент, перечитываю всю основную часть работы: каждый аргумент должен начинаться со связки с предыдущей частью и заканчиваться микровыводом.
  7. Перед написанием заключения перечитываю вступление: в заключении я не повторяю вступление, а дополняю его выводами, построенными на основании аргументов. Подвожу итог всему сказанному, вспоминаю имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы. Не забываю про связку в начале заключения.
  8. Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей.
  9. Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
  10. Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
  11. Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
  12. Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.

Желаю Вам успешной и плодотворной совместной работы и благодарных учеников!

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

 Готовимся к итоговому сочинению 2021-2022 учебный год Презентация выполнена Афанасьевой Т.А.

Готовимся к итоговому сочинению 2021-2022 учебный год

Презентация выполнена Афанасьевой Т.А.


Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение


Читать примеры сочинений... Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Какой может быть «дорога к себе»? Почему важно самому выбрать жизненный путь? Дорога к себе: взлёты и падения. Что значит идти по жизни своей дорогой? Выбор пути как жизненная проблема. Как путешествия обогащают человека? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие цели важно преследовать на жизненном пути? Как характер человека влияет на его жизненный путь?

Читать примеры сочинений…

Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Какой может быть «дорога к себе»? Почему важно самому выбрать жизненный путь? Дорога к себе: взлёты и падения. Что значит идти по жизни своей дорогой? Выбор пути как жизненная проблема. Как путешествия обогащают человека? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие цели важно преследовать на жизненном пути? Как характер человека влияет на его жизненный путь?


Какие пригодятся книги? Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы всё ещё остаются непредсказуемыми и коварными. 

Какие пригодятся книги?

  • Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы всё ещё остаются непредсказуемыми и коварными. 


Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение


Читать примеры сочинений... Как научные открытия влияют на современное поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Как повлияло развитие технологий современного человека? Можно ли жить лишь сегодняшним днем? Какие возможности появляются у человека с развитием технологий? С какими вызовами сталкивается человек в современном мире? Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества? Что значит «разумное использование технологий?» Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени? Почему человечество так стремится развивать технологии?

Читать примеры сочинений…

Как научные открытия влияют на современное поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Как повлияло развитие технологий современного человека? Можно ли жить лишь сегодняшним днем? Какие возможности появляются у человека с развитием технологий? С какими вызовами сталкивается человек в современном мире? Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества? Что значит «разумное использование технологий?» Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени? Почему человечество так стремится развивать технологии?

Какие пригодятся книги?

  • Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем искать аргументы и в других источниках.
  • Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в «Собачьем сердце», «Роковых яйцах», «Мастере и Маргарите». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине».
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
  • Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список.


Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение


Читать примеры сочинений... В чём разница между ошибкой и преступлением? Какую роль играет совесть в жизни человека? Важно ли анализировать свои поступки? Может ли совесть лгать? Возможно ли всегда поступать по совести? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Всегда ли можно исправить ошибку? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли заслужить прощение? Можно ли искупить свою вину? Какие поступки можно считать непоправимыми? Раскаяние в жизни человека. Свобода и ответственность в жизни человека.

Читать примеры сочинений…

  • В чём разница между ошибкой и преступлением? Какую роль играет совесть в жизни человека? Важно ли анализировать свои поступки? Может ли совесть лгать? Возможно ли всегда поступать по совести? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Всегда ли можно исправить ошибку? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли заслужить прощение? Можно ли искупить свою вину? Какие поступки можно считать непоправимыми? Раскаяние в жизни человека. Свобода и ответственность в жизни человека.


Какие пригодятся книги? Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления. Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

Какие пригодятся книги?

  • Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
  • Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.


Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение


Читать примеры сочинений... Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Какое произведение искусства Вы можете назвать великим? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какое произведение вы бы хотели экранизировать? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какую книгу вы бы прочитали своим детям? Кто из современных писателей Вам особенно близок? Какое место литература занимает в Вашей жизни? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства. Способна ли книга сделать человека лучше? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Читать примеры сочинений…

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Какое произведение искусства Вы можете назвать великим? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какое произведение вы бы хотели экранизировать? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какую книгу вы бы прочитали своим детям? Кто из современных писателей Вам особенно близок? Какое место литература занимает в Вашей жизни? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства. Способна ли книга сделать человека лучше? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Какие пригодятся книги?

  • Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть всё что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем неясно, какие по нему будут темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска.
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: Н.В. Гоголь «Портрет», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет», А.Н. Островский «Лес», А.М. Горький «На дне», М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» и т.д.


Сочинение какой может быть дорога к себе итоговое сочинение


Читать примеры сочинений... Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны? Может ли государство быть справедливым ко всем? Возможно ли всеобщее счастье? Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей? Возможно ли абсолютная справедливость? Почему важно помогать тем, кому трудно? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»? .

Читать примеры сочинений…

  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны? Может ли государство быть справедливым ко всем? Возможно ли всеобщее счастье? Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей? Возможно ли абсолютная справедливость? Почему важно помогать тем, кому трудно? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»? .


Какие пригодятся книги? Выпускнику этого года с данным направлением почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счёт. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — всё это будет на экзамене в том или ином виде. Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти всё), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

Какие пригодятся книги?

  • Выпускнику этого года с данным направлением почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счёт. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — всё это будет на экзамене в том или ином виде.
  • Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти всё), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.


Использованные материалы: https://relasko.ru/forum/66-46315-1 https://vk.com/wall-10175642_3811019?z=photo-10175642_457380573%2Fwall-10175642_3811019 https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/napravleniya-2021-2022-goda-kommentarij / https://fonwall.ru/wallpaper/osennyaya-doroga-les-trassa-asfalt.html

Использованные материалы:

  • https://relasko.ru/forum/66-46315-1
  • https://vk.com/wall-10175642_3811019?z=photo-10175642_457380573%2Fwall-10175642_3811019
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/napravleniya-2021-2022-goda-kommentarij /
  • https://fonwall.ru/wallpaper/osennyaya-doroga-les-trassa-asfalt.html

  • Сочинение какое счастье дано знающим
  • Сочинение какого человека можно назвать отзывчивым
  • Сочинение какой вид искусства мне ближе и почему
  • Сочинение какой лес без чудес 3 класс
  • Сочинение каковы причины возникновения конфликтов между людьми итоговое сочинение