Сочинение каким должно быть образование

Язык это целый мир. с доисторических времн человек живт в обществе. это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить

Язык – это целый мир. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.
С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить.
Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
Русский язык – это язык на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще – зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком

В нашей современной жизни, почти не отставая от стремительного темпа развития технического прогресса, происходят этические, моральные и культурные изменения в обществе. Одновременно с этими изменениями меняется и наша речь. Однако каких бы изменений не претерпевала наша наука или общество, существуют некоторые аспекты нашей жизни, которых не должны касаться изменения и которые не должны исчезать совсем. Я считаю, что к ним можно отнести нашу культуру и язык, а если точнее, то культуру речи.
С давних времен умение человека правильно говорить считалось одним из главных факторов правильного воспитания и хорошего образования. Например, в первых Древнегреческих школах ораторское искусство преподавалось как отдельная обязательная наука. И можно сказать, что в современном обществе культура находится на таком же высоком уровне, как и в Древней Греции. Конечно же, нет. Достаточно послушать, как разговаривают на улице или в общественном транспорте. Большинство людей не только неправильно ставят в словах ударения, но и неправильно произносят звуки, глотают фразы и даже части слов.
К тому же, досаждают нам и слова паразиты. Иногда через них невозможно понять, что хочет выразить человек, не говоря о том, что на коротенькое предложение тратится гораздо больше времени. Конечно, такого собеседника не интересно и даже трудно слушать, поэтому люди стараются избегать разговоров с теми, кто не умеет правильно разговаривать. Глядя на это, мы видим довольно печальную картину, что ухудшается ненормативной лексикой, которая в некоторых горе-ораторов не несет эмоциональной и смысловой нагрузки, однако используется ими слишком уж активно.
Как-то я попыталась обращать внимание не только на то, что рассказывают мне одноклассники, родственники и просто люди вокруг меня, но и на то, как они это делают. И мне стало казаться, что каждый разговаривает на своем собственном языке, почти непонятном для других. Главной причиной такого недоразумения был так называемый сленг. Через него довольно часто люди старшего поколения не понимают молодежь. И, хотя я считаю, что нет ничего страшного в том, что мои ровесники пользуются сленгом, но чтобы использовать нетипичные слова, надо научиться правильно разговаривать на чистом украинском языке, языке, на котором разговаривали наши родители, деды и прадеды. Каждый из наших соотечественников должен уметь выражать свои мысли красивым литературным языком.
Ярче наш язык делает использование синонимов и других средств, а вот нейтральные слова делают наши речи неинтересными для других. Человека, который обладает хорошим языком, лаконично и ясно высказывается, просто приятно слушать. А когда человек имеет низкую культуру речи, то даже если она говорит правильные вещи, с ней трудно согласиться, да и то, если хватит терпения ее дослушать. Недаром существует поговорка: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И это, безусловно, полностью правильно.
На мой взгляд, чистота речи является такой же необходимостью, как, например, личная гигиена или чистота дома. Ведь жить в засоренной квартире никто не согласится, да и зачем, если можно навести в ней порядок и прибраться. Так же можно навести порядок и в собственных мыслях и собственном языке. Тогда общение будет не только намного эффективнее, но и гораздо приятнее для каждого из нас. Я думаю, что тогда мы все вместе получим возможность возродить давнюю величие украинского языка, избавить ее от вредных слов и сделать кристально чистой.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

Сочинение – самостоятельная письменная работа
учащихся, изложение ими собственных мыслей,
наблюдений, переживаний, суждений. Это не только
основное упражнение в построении текстов, но и
средство самовыражения личности, развитие
логического мышления и речи. В ходе подготовки к
сочинению отрабатываются следующие
коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;
  • умение отобрать и систематизировать материал в
    соответствии с темой, планом предлагаемого
    текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
  • умение определить основную мысль, предположить
    ход ее поэтического раскрытия, составить план;
  • умение подобрать уместный языковой материал,
    соответствующий замыслу;
  • умение логично расположить материал, продумать
    переходы, варианты вступления и заключения;
  • умение записать составленный текст в
    соответствии с нормами русского литературного
    языка;
  • умение проверять и совершенствовать
    написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе
письменных проверочных работ. Школьные
сочинения классифицируются по:

  • опорному материалу (литературные сочинения по
    собственным наблюдениям; сочинения по картине);
  • типу текста (описание, повествование,
    рассуждение);
  • жанру речи (публицистические раздумья, рассказ,
    очерк и т. п. );
  • стилю (художественный, публицистический,
    научный);
  • степени самостоятельности (на заданную или
    свободную тему; с подготовкой или без; по началу,
    опорным словам, по аналогии).

Подготовка к обучающему сочинению (а в школе
все сочинения обучающие за исключением 2-3
контрольных в год) рассчитана на 1 урок. Написать
сочинение учащиеся могут дома.

В предлагаемом материале представлены уроки
развития речи по подготовке к написанию
сочинений трех видов:

  • рассказ по сюжетным картинкам (6 класс);
  • описание с элементами рассуждения (7 класс);
  • рассуждения проблемного характера (11 класс).

Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы,
предлагаемый учащимся на начальном этапе
обучения написанию сочинения. Он позволяет
закрепить структуру повествования и описания
как типа речи, сформировать умение логически
мыслить, отбирать и систематизировать материал в
зависимости от цели высказывания, соотносить
стилистические особенности текста с типом речи.
Сочинения такого жанра развивают у учащихся
наблюдательность, фантазию, расширяют их
активный словарный запас. Такой вид работы
помогает ученикам легче освоить сочинения
других жанров на последующих этапах обучения.

Среди видов сочинений по источникам получения
материала самым распространенным и хорошо
известным является сочинение по картине. Эти
сочинения обладают своей спецификой: помимо
развития умения наблюдать, излагать материал в
строгой логической последовательности они дают
возможность овладеть навыками “чтения”
картины, формируют умение видеть и оценивать
значение деталей, красок в произведении живописи
для передачи его идейного содержания. Показывая
жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от
художника слова, пользуется рисунком и цветом.
Понять картину, а тем более написать сочинение по
картине, невозможно без умения устанавливать
взаимосвязь между частями картины в целом, без
понимания единства всех компонентов
произведения живописи. Все это требует от
пишущего не только логического анализа и
синтеза, но и творческого воображения.

Рассуждение проблемного характера –
комплексный вид работы, включающий в себя
разнообразие стилей и типов речи, способных
подчеркнуть жанровые особенности создаваемого
текста. Эта работа позволяет учащимся
реализовать знания, умения и навыки, полученные в
области русского языка, несет в себе
воспитательную, морально-нравственную функцию в
формировании личности. Дискуссионный характер
работы над сочинениями этого жанра развивает у
учащихся самостоятельное логическое мышление,
умение отстаивать свою точку зрения,
аргументировано ее обосновать, дает им
возможность продемонстрировать богатство
лексического запаса и владение разнообразными
синтаксическими конструкциями, т. е. показать
навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

Особенно важна эта работа в старших классах, т.
к. сочинения-рассуждения проблемного характера
входят и в блок тем для итоговой аттестации по
литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку
за курс средней школы.

На наш взгляд, такое построение материала
позволяет проследить методику работы учителей и
преемственность знаний, умений и навыков
учащихся среднего и старшего звена
общеобразовательной школы, обучающихся по
традиционной программе.

Урок развития речи

Тема: Подготовка к сочинению-рассказу по
сюжетным рисункам (6 класс).

Учитель: Потапова Л. И.

Цель урока:

1. Повторить композицию рассказа, одного из
жанров повествования;

2. Закрепить умение создавать тексты
разговорного стиля;

3. Подготовить рабочие материалы к домашнему
сочинению по сюжетны рисункам.

Оборудование: Все ученики имеют на парте
четыре сюжетных рисунка, предварительно
раскрашенные на уроке ИЗО.

Запись на доске темы урока: Подготовка к
сочинению-рассказу по сюжетным рисункам.

Ход урока

Учитель (У): Ребята, сегодня мы подготовим
рабочие материалы к домашнему сочинению (учащиеся
в тетрадях записывают “число”, “классная
работа”, “тему урока”).

Давайте внимательно рассмотрим каждый из
четырёх рисунков <Рисунок 1>. Что изображено на
первой картинке? Расскажите подробно.

img1

Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре
лыжника. Точнее три лыжника и один
“горнолыжник”. Мы видим, как три мальчика зовут
четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на
лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.

У: Как он держится? Как одет? Как мальчик
улыбается?

ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой,
высокомерно посматривает по сторонам. Можно
предположить, что он зазнайка и хвастунишка.

У: Как сказать об улыбке человека, который
доволен собой?

ПОД: Самодовольная улыбка.

У: Запишем опорные слова и выражения для
описания первого рисунка (запись на доске с
помощью учащихся: Шествует важно; высоко
держит голову, задрал нос, самодовольная
улыбка; высокомерно и ехидно смотрит
по сторонам, засунул руки в карманы
куртки, под мышкой несёт лыжи и палки. “Мне,
говорит мальчик, — с вами не по пути”
).

У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что
вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит
знакомый нам герой?

img2

ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней
катаются на санках малыши. Мальчик стоит
подбоченившись, лыжи у него направлены в разные
стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как
съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг
своим “классным спуском”.

У: Запишем опорные выражения к описанию
второго рисунка (Стоит подбоченившись;
хочет показать малышам мастерство в
горнолыжном спорте
).

У: И вот. . . Что же произошло дальше? (Третий
рисунок)

img3

ПОД: “Горнолыжник” лежит, уткнувшись носом в
снег, так как на его пути встретился маленький
сугроб или. . . Одна лыжа у него сломана, вторая
отлетела в сторону. Мальчик немного испуган. Ему
стыдно перед малышами, благополучно съехавшими
на санках с горки. Жалкое зрелище представляет в
этот момент наш герой.

У: Как ведут себя дети?

ПОД: Дети с удивлением смотрят на него,
посмеиваются, даже собака удивлена (запись
рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись
носом в снег; удивлённо смотрят на зазнайку,
жалкое зрелище).

У: Давайте посмотрим на четвёртый рисунок.
Как сидит мальчик на санках?

img4

ПОД: Съёжился, старается быть поменьше,
прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться
ребятам, которые звали его с собой кататься. Они
появились в тот момент, когда малыши усадили его
в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав
хвост, собака и заливается радостным лаем,
высунув язык (запись опорных выражений к
четвёртому рисунку: Съёжился; прячет смущённое
лицо в воротник, не задирай нос – споткнёшься.
Вряд ли будет ещё зазнаваться и важничать
).

У: Итак, серия рисунков помогла нам
представить развитие действия в рассказе.
Как же называется момент, с которого начинается
история?

ПОД: Завязка

У: Через какие этапы ещё проходит действие в
рассказе?

ПОД: Кульминация и развязка.

У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему
построения рассказа.

img5

У: Каким этапам рассказа соответствуют эти
рисунки?

ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие
действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.

У: Какие ещё части должны быть в рассказе?

ПОД: Вступление и заключение.

У: Какова роль вступления?

ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить,
когда, где и с кем произошло действие.

У: Предложите варианты вступления.

ПОД: Однажды – это было зимой – собрались мы
(или ребята) на лыжную прогулку. . .

У: От какого лица будем писать?

ПОД: От третьего или от первого лица.

У: От какого лица рассказ будет выглядеть
правдоподобнее, интереснее?

ПОД: От первого.

У: Запишем опорные словосочетания для начала
рассказа (Однажды – это было зимой -. . . , Как-то в
морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )

У: Как можно закончить сочинение?

ПОД: Сочинение можно закончить записью
короткого итогового предложения в виде
пословицы.

У: Приведите пословицы из домашнего задания,
одну из которых можно будет использовать в
качестве заключения.

ПОД:

  • Хвастовство к добру не приводит.
  • Кто хвалится, тот с горы свалится.
  • Не хвались началом – хвались концом.
  • Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.

У: Ребята, когда ещё можно использовать
пословицы?

ПОД: Пословицу можно использовать в качестве
заголовка.

У: А теперь придумайте заглавие к рассказу.
Каким должен быть заголовок?

ПОД: Заголовок должен быть интересным и
выражать главную мысль.

У: Ваши предложения.

ПОД: Предлагают и записывают варианты
заглавия:
“Горе-лыжник”; “История про
“горнолыжника” или короткой пословицей.

У: Какой тип речи будет основным в рассказе?

ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит
какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нём,
необходимо передать последовательно сменяющие
друг друга действия.

У: Элементы какого типа речи ещё могут быть в
рассказе?

ПОД: Описание природы и внешности человека.
Фрагменты описания должны помочь раскрыть
главную мысль в рассказе.

У: Что ещё поможет сделать работу интересней?

ПОД: Диалог.

— Какова его роль? Когда можно ввести короткий
диалог?

ПОД: В начало рассказа, только необходимо
правильно расставить знаки препинания. Например,
ребята говорят однокласснику:

— Пойдём с нами на лыжах кататься!

— Мне с вами не по пути. Я горнолыжник, — важно
отвечает мальчик.

У: Какой это стиль речи?

ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят
люди и как они говорят, помогает нам их понять.

Итоговое слово учителя:

Итак, сегодня мы с вами закрепили умение
составлять тексты разговорного стиля по
сюжетным рисункам; повторили композицию
рассказа как одного из жанров повествования. А
дома вы напишете сочинение-рассказ, используя
рабочие материалы, подготовленные сегодня (Приложение 1)

Урок развития речи

Тема: Подготовки к сочинению-описанию
картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (7 класс).

Учитель: Колчина Е. И.

Эпиграф: “. . . Пышное природы увяданье. . . ”

Цели урока:

  1. Углубить представления учащихся о таком виде
    сочинения, как описание художественного
    предмета; отработать общие принципы работы над
    сочинением по картине.
  2. Способствовать расширению и углублению
    активного словаря, стимулировать творческое
    воображение.

Задачи урока:

  1. Развитие умения наблюдать, излагать материал в
    строгой логической последовательности.
  2. Овладение навыком “чтения” картины
    (формирование умения увидеть и оценить значение
    деталей, красок в произведении живописи для
    передачи его идейного содержания).

Оборудование урока:

  1. Репродукции картины В. Д. Поленова “Золотая
    осень” (есть в учебнике литературы 7 класса — этим
    обусловлен выбор картины).
  2. Отрывки художественных произведений на тему
    “Осень” (предварительное домашнее задание).
  3. Музыкальные произведения на заданную тему.
    (предварительное домашнее задание)
  4. Карточки с дидактическим материалом
    (составляются на уроках ОИ и ВТ)
  5. Краткая биография художника (предварительное
    домашнее задание).

Ход урока

I. Оргмоменты (2мин. ).

II. Обучение общим принципам работы над
сочинением по картине (36 минут).

(1мин. ) 1. Учитель о цели и задачах урока.

(3-5 мин. ) 2. Ученик о художнике.

(10мин. ) 3. Беседа по картине:

а) картина как произведение искусства;

б) обоснование типа и стиля речи сочинения,
составление плана сочинения;

в) подбор рабочих материалов.

(10 мин. ) 4. Работа по предупреждению ошибок:

а) орфография;

б) синтаксис, пунктуация;

в) речь.

(15 мин. ) 5. Конкурс вступлений (2-3) с последующим
анализом (возможен вариант устного сочинения).

III. Подведение итогов. (2 мин. ) Рефлексия

*** Пункт II. 5. можно исключить в зависимости от
складывающегося временного хода урока, а
предполагаемое время распределить между
пунктами II. 3 и II. 4.

I. Оргмоменты.

Учитель (У): Здравствуйте! Сегодня у нас урок
развития речи. Урок трудный и интересный. Трудный
— потому что на нем вам необходимо быть особенно
внимательными и требовательными к своей речи и
речи товарищей; интересный — потому что вы
попытаетесь (уже в который раз) сегодня стать
творцами, созидателями собственного
художественного произведения: вы будете
работать над сочинением по картине. Предупреждая
извечный вопрос о необходимости этого вида
деятельности для вас, я напомню прописную истину:
“Любой человек должен быть адекватен в обществе,
т. е. понимать и быть понятым”. Каждому из нас
очень часто приходится излагать свои мысли
письменно. И если этому не научиться, всегда
будешь чувствовать недостаток в своем
образовании. А сочинения по картине помогают
развивать наблюдательность, совершенствовать
такие основные операции мыслительного процесса,
как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также
умение делать умозаключение, они дают
возможность овладеть навыком “чтения” картины.
Это всё вам в жизни пригодится.

Я верю, что вы будете внимательны, активны и
доброжелательны друг к другу. Итак, тема записана
на доске, цель ясна — написание сочинения.

II. Обучение общим принципам работы над
сочинением по картине.

У: Итак, перед вами репродукция картины В. Д.
Поленова “Золотая осень”. Обращаю ваше
внимание, что перед нами репродукция, но мы будем
употреблять в речи слово “картина”. И первым
этапом подготовки к сочинению будет рассказ о
картине и художнике, нарисовавшем её. Кто готов
нам сегодня сделать сообщение на заданную тему?
(Рассказ о художнике должен акцентировать
внимание на основных направлениях его
творчества).

Предполагаемый ответ учащихся (ПОУ):
Сообщение (домашняя подготовка) о В. Д. Поленове,
картине “Золотая осень”.

У: Для написания сочинения мы должны четко
определить для себя какой стиль и тип речи
уместны в данном случае? Что такое искусство? Его
назначение.

ПОУ: Сегодня мы воспользуемся художественным
стилем речи, т. к. во-первых, мы решаем задачу
художественную — “рисуем словами” изображенную
картину, при этом передаем свои чувства.
Во-вторых, главная особенность художественного
стиля — образность, и сегодня, как я понимаю, мы
должны “разобраться” в образе осени, который
создал художник В. Д. Поленов. А для этого нам
потребуются художественные средства языка,
характерные именно для этого стиля. В-третьих, мы
рассматриваем картину как художественное
произведение, т. е. произведение искусства, в
котором есть основная мысль, тема. И все это
характерно для художественного стиля. И,
в-четвёртых, описать картину с научной точки
зрения (научный стиль) мы не можем, т. к. мы не
профессионалы, не искусствоведы, и перед нами не
стоит такая задача (передача чисто механическим
(путем перечисления) увиденного). Тип речи —
смешанный: описание и рассуждение (какой
изображает В. Д. Поленов осень и почему именно
таким образом).

У: Итак, мы разобрались, что картина – это
произведение искусства, которое воссоздаёт
жизнь. У картины есть тема, основная мысль и
средства выражения этой мысли. среде Мы выяснили,
что сочинение по картине – это не механическое
перечисление изображенных на ней предметов, а
осмысление идейно-тематического содержания и
художественных достоинств картины. И всё это
“осмысливать” мы должны в строгой логической
последовательности, т. е. мы будем составлять
план сочинения. Это будет наш план-конспект,
будем работать так, как всегда, добавляя что-то
новое к уже известному. Кто хочет попробовать?

ПОУ: Разделим доску на 3 части:

Части сочинения Содержание Рабочие материалы
1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине  
2. Основная часть Анализ содержания картины  
3. Заключение    

Это пока всё, что мы можем записать.

У: Спасибо, обращаю ваше внимание, что это
“скелет” сочинения, каждый волен в процессе
творчества трактовать основные моменты
по-своему.

А сейчас мы приступим к подбору рабочего
материала. Во-первых, кто готов процитировать
произведения, подобранные вами дома и созвучные
нашей картине?

ПОУ: Чтение отрывков произведений.

У: И поэт, и писатель передают красоту
природы, своё отношение к увиденному при помощи
волшебных слов. Композитор — при помощи музыки.
Послушаем то, что нашли и подготовили ваши
коллеги.

ПОУ: прослушивание музыкальных отрывков
произведений П. И. Чайковского и Вивальди
“Осень”.

У: А художник выражает своё отношение
красками, он использует рисунок и цвет. Работая
над сочинением, вы должны знать особенности
живописи и умело использовать их. Поэтому
обратимся к карточке №1 (Приложение
2), выполненной вами на уроках ОИ и ВТ. Где вы
брали материал?

ПОУ: “Словарь юного художника” — учебник
“Мировая художественная культура 6-7 классов”
(читает один ученик, возможен просмотр карточки).

У: А теперь, после всего услышанного,
прочитанного, что мы можем записать в наш план?

ПОУ: заполняется графа три (основная часть)
“что вижу и при этом слышу, ощущаю, представляю”.

У: Видите, мы просто “обрастаем”
материалами. Продолжим работу. Как выглядит наша
подготовительная таблица? Напоминаю план у вас
будет индивидуальный. Какое может быть
заключение?

Части Содержание Рабочие материалы План
1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине.   1.
2. Основная часть Анализ содержания картины что вижу и при этом “слышу”, “ощущаю”,
“представляю”
2.

а)

б)

в)

3. Заключение Вывод, итог размышлений а) почему именно эта картина?

б) моё
отношение к осени В. Д. Поленова;

в) МХК и картина.

3.

III. Работа по предупреждению ошибок.

У: Теперь подберем ключевые слова и
выражения, необходимые для написания сочинения.
Возьмите карточку №2 (Приложение 2) и выполните
(на ней) задание. А. П. Чехов писал: “Какая гадость
чиновничий язык. . . Я читаю и отплевываюсь. . .
неясно, холодно и неизящно. . . ”. Как вы понимаете
эти слова?

ПОУ: Мы думаем, что в сочинении необходимо
избегать речевых штампов.

У: Сейчас я прочту вам выдержки из фельетона
“Совещание имен существительных”. Каких
речевых штампов следует избегать? Выполните
задание №3 (Приложение 2).

VI. Конкурс выступлений.

(2-3 выступления с последующим анализом).

Возможные вопросы учителя:

1. Есть ли в этом вступлении “мостик” к
основной части?

2. Объясни, почему ты начал своё сочинение с
эпиграфа?

3. Что мы можем сказать о будущем сочинении по
этому вступлению? Как будет развиваться
сочинение?

V. Подведение итогов.

У: Итак, сегодня мы с вами поработали над
планом сочинения (дома вы его оформите согласно
своим возможностям), мы подбирали рабочие
материалы к сочинению, работали над словами,
вспомнили о том, что необходимо в сочинении и что
необходимо избегать. Мы продумали варианты
вступления. А теперь я пожелаю вам творческих
успехов: идите и творите, т. е. сочиняйте,
развивайте дар слова! И не забывайте, что
показателем высокого качества текста считают
его языковые достоинства. Текст должен быть
образцом, определённым эталоном в использовании
речевых средств.

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Рассуждение проблемного характера.

Учитель: Внукова Е. А.

Цели урока:

  1. Закрепление навыков написания
    сочинения-рассуждения.
  2. Развитие связной монологической речи учащихся,
    их логического мышления.
  3. Повторение пунктуации при вводных конструкциях
    и в сложном предложении.

Задачи урока:

  1. Способствовать нравственному развитию
    личности учащихся, определению ими истинных
    жизненных ценностей.
  2. Предупреждение всевозможных (речевых,
    стилистических, орфографических,
    пунктуационных) ошибок при написании сочинения.

План урока:

I. Вступительное слово учителя (2 мин).

II. Лексическая работа над рядом синонимичных
слов (5 минут).

III. Беседа по вопросам (20 мин; курсивом
выделены ответы учащихся).

Кто такой друг?

Дружба возникает между людьми спонтанно, или
всё-таки друзей мы выбираем?

Согласны ли Вы с мнением В. Высоцкого, что
дружбу нужно проверять экстремальными
условиями?

Можно ли научиться дружить, быть хорошим
другом, или это дар от Бога?

IV. Повторение структуры
сочинения-рассуждения и его стилистических
особенностей с параллельным предупреждением
стилистических ошибок, орфографических и
пунктуационных (10 мин).

V. Подведение итогов урока (2 мин).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы продолжаем работу над
рассуждением проблемного характера. Работу
очень трудную и важную, т. к. знаем, что такие
сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в
структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Т. о. наш урок –
очередной этап в подготовке к экзаменам, к
которым Вы шли долгих 10 лет. А разговор наш
сегодня пойдёт о дружбе и друзьях.

1. Задумывались ли Вы о том, как много в нашем
языке слов, называющих тех, с кем ежедневно
сталкивает нас жизнь: приятель, одноклассник,
друг, знакомый, сослуживец, товарищ?
Все они в
нашем активном лексиконе, и часто мы, не
задумываясь, легко заменяем одно из них другим.
Правомерно ли это? Давайте разберёмся.

— Определите лексическое значение этих слов.

— Можем ли мы считать их синонимами? Почему?

— Расположите эти слова в порядке градации

  • знакомый
  • одноклассник, сослуживец
  • приятель
  • товарищ
  • друг

— Почему слово друг последнее в этом ряду?

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки
лексического значения всех предыдущих слов, но и
является самым ёмким как по эмоциональной
окраске, так и по нравственным критериям.

2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать
другом?

“Друга не нужно просить не о чём,

С ним не страшна беда.

Друг – это третье моё плечо,

Будет со мной всегда. . . ”

Может быть, эти строчки и есть тот критерий, по
которому мы можем определить, друг ли рядом с
тобой? Давайте вдумаемся в эти слова.

“Друга не нужно просить не о чём. . . ” Почему?

Потому что он сердцем, каким-то 7-ым чувством
понимает, что тебе нужна помощь. Понимает это по
твоему взгляду, настроению, может быть, даже по
интонации голоса.

“Друг это третье мое плечо. . . ”

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда
нам трудно, он всегда готов подставить своё
плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на
себя часть твоей ноши, твоих проблем.

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа,
мыслителя, жившего в средние века, есть
удивительные строки:

Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

Когда беда у тебя.

А друг плохой бежит, когда готова

Еда у тебя.

3. А как Вы думаете, дружба между людьми
возникает спонтанно, неожиданно, или всё-таки
друзей мы выбираем?

Хочу предложить Вам следующий текст.

Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще
всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то
ниже нас). На этом удобном принципе –
пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с
другой – самоутвердиться без особых перемен в
себе – строятся многие наши отношения.

Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?

Объясните орфографию и пунктуацию этого
предложения.

4. Звучит фонограмма. “Песня о друге”. В.
Высоцкий

Вы, конечно узнали “Песню о друге” нашего
известного барда, поэта, композитора, актёра Вл.
Высоцкого, которая прозвучала сейчас в авторском
исполнении. Согласны ли вы с его мнением, что
дружбу нужно проверять экстремальными
ситуациями?

5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим
другом, или это дар от Бога?

Можно, но для этого нужно многое в себе
переделать: отказаться от самовлюбленности, от
своих притязаний на лидерство, от чувства
зависти и ревности. Но самое главное, как нежное
растение, выращивать в себе такие качества, как
доброта, отзывчивость, самоотверженность,
верность. Справиться с такими задачами не
каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И
ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к
настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь
настоящих друзей.

6. Теперь давайте определим, какие жанровые
формы можем использовать для написания нашего
сочинения и каковы их особенности.

— письмо к другу

Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи
будем использовать? (Разговорный)

Каковы его стилистические особенности? (Простые
предложения, обращения, глаголы первого и
второго лица, допустимы просторечные выражения
)

— статья в газету

Стиль – публицистический. Сложные
предложения, в составе которых – односоставные:
неопределенные личные, безличные. Эти
предложения будут осложнены обособленными
оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно
использование вопросительных, восклицательных
предложений, возможно риторические вопросы.
Лексика публицистическая.

— эссе

Это разновидность очерка научного или
публицистического характера. Главное в нём –
раздумья и размышления о какой-то проблеме или
факте. Образная афористичная речь, свободная
трактовка темы. Вопросно-ответная форма
изложения, ряды однородных членов, частое
использование вводных конструкций, субъективный
характер изложения

полемический диалог

заметки

7. Каких ошибок нужно постараться избежать
при написании сочинения-рассуждения?

— не должна быть нарушена структура: тезис –
аргумент – вывод. Если заявлено 2 тезиса, то оба
должны быть раскрыты.

— факты должны быть убедительны и подтверждать
именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

— между тезисом и аргументом должна быть
логическая и грамматическая связь

— стиль: если употребляем “во-первых” (или с
одной стороны) то должно быть и “во-вторых” (или
с другой стороны)

А еще в сочинении – рассуждении никак нельзя
обойтись без специальных “словесных формул”.
Каких?

— мне близка мысль о том…

— я согласен с тем, что …

— обычно говорят…

— многие думают (или уверены)…

— с уверенностью могу сказать…

— нетрудно заметить…

8. Вы ребята, наверное, обратили внимание, что в
начале нашего занятия я не конкретизировала тему
урока, а выразила её в общем виде: будем говорить
о дружбе и друзьях. Почему? Потому что тема эта
очень глубокая, личностная. Она вполне может
стать темой научного исследования философа или
социолога. Обладающего немалым жизненным опытом.
Но раскрыть вопросы, которые были в центре нашего
внимания сегодня на уроке, вам вполне по силу.

Поэтому задание на дом будет следующее:

— выбрав один, а может быть, и несколько из
прозвучавших сегодня тезисов, написать
сочинение-рассуждение, при этом четко
сформулировать тему работы.

Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию?
Тогда желаю Вам творческих успехов. Дерзайте! (Приложение 3)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Сыктывкара.

Муниципальный конкурс педагогического мастерства

«Самый классный классный — 2015».

Эссе на тему: «Каким должно быть воспитание в современной школе».

Автор эссе: учитель

Мальцева Надежда Сергеевна

г. Сыктывкар, 2015.

«Воспитание – великое дело!

                                                Им решается участь человечества».

В.Г. Белинский.

В руках книга Аурелио Печчеи «Человеческие качества». Переживаю…

Мир на краю пропасти…

Глобальные «проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Человечество стремительно мчится к критическому порогу». Неужели нельзя сохранить планету?

Печчеи видит единственный путь — усовершенствование человеческих качеств. «Именно человеческие качества людей являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым разве что с теплом солнечной энергии».

«Человек начинается с детства», — любил повторять изввестный детский писатель Сергей Михалков. «Именно в детстве делается великий посев и добра, и зла. Этот, казалось бы, незаметный посев взойдёт через годы, и от урожая будет зависеть, какой человек вступает в жизнь. В урожае разобраться не трудно. Куда труднее определить нужные семена».

Учитель – это великий сеятель. В современном мире на него возложена важнейшая миссия: воспитание человека, а, значит, и спасение мира.

И на мне эта ответственность. Вот мой росток. На нём – 27 формирующихся плодов. Это мой класс, мои дети.

Там, за школьной дверью – много опасных соблазнов для неокрепшей юной души. Они прицепляются как репейник к моим незрелым плодам. Есть ли средства профилактики и лечения от них? Есть.

Я поливаю свой росток чудесным удобрением. Он состоит из удивительных компонентов. Я добавляю туда доверие. Оно распахивает дверцу человеческой души. Если у тебя доверительные отношения с человеком, ты можешь смело протянуть ему руку и встретишь руку друга.

Я добавляю в удобрение гуманность. Несмотря на все недостатки, люди больше всего достойны любви и человечности.

Ингредиент под названием сотворчество я добавлю для раскрытия и развития талантов и способностей моих детей. «Детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов», — подсказывает мне Шалва Амонашвили.

Ценные капли милосердия дополнят мой эликсир. Мой кумир, мать Тереза, оставила миру свои впечатления о милосердии: «Милосердие — это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и преданной дружбы. Только милосердие способно закрыть глаза на физические недостатки или плохой характер человека. Мы, может быть, и в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении».

Я доложу в свой состав справедливость. Как утверждает Э. Золя, «справедливость превыше всего, ибо только от неё зависит величие наций».

Моё удобрение не может обойтись без добавления толерантности. Ведь наш мир, словно лоскутное одеяло, полиэтничный и многоконфессиональный. Хочешь жить в согласии — соглашайся. 

Патриотизм – один из сильнейших компонентов моего состава. Он – творец истории нашего Отечества. Без него не обошлись ни витязи на Чудском озере, ни ратники на поле Куликовом, ни солдаты под Бородино, ни бойцы под Сталинградом. Он дышит в стихах Пушкина, романах Толстого. Общество весьма нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией.

Волю подмешаю я в настой. Ведь, «там, где воля натянута, как тетива, там муравей одолевает льва».

В удобрение необходимо добавить консервант для сохранения культуры и традиций своего народа. В условиях унификации культуры сохранение национальной самоидентичности является важнейшей задачей человека. Академик Д. Лихачёв писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому».

Не обойдётся мой настой и без духовности. В.А.Сухомлинский писал, что «настоящий человек начинается там, где есть святыни души».

Сюда же подмешаю тягу к познаниям, самоусовершенствованию, самовоспитанию, и мой состав готов!

В него входят все те качества, которые помогут мне воспитать гармоничную личность, настоящего человека – рачительного хозяина своей планеты.

Утро. Люди идут на работу, и я вместе с ними. Отличие в том, что я спешу в свою семью. Там меня очень ждут: обнимают, искренняя улыбка на устах, глаза искрятся.

Я их воспитываю и они меня – тоже. Я расту вместе с ними, развиваюсь вместе с ними, смеюсь и плачу вместе с ними. Они изменили мой мир – мир учителя, мир человека.

27 недозревших плода… Я уверена, что они вырастут и спасут наш дом – Планету!

Встают сады в родном моём краю

Вокруг полей зеленою стеною.
И тем горжусь, что в дружном их строю
Есть дерево, посаженное мною…
И хоть исчезнут ног моих следы,

Но не расстанусь с жизнью я земною;
Ведь в том саду, который даст плоды,
Есть дерево, посаженное мною.
(Ш. Биккол)

  • Сочинение каким должен быть герой нашего времени
  • Сочинение какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненных дорогах
  • Сочинение какие события и впечатления помогают человеку взрослеть сочинение
  • Сочинение каким я представляю себе митрофана
  • Сочинение какие произведения становятся классическими сочинение