Сочинение какие события и впечатления помогают человеку взрослеть сочинение

Направление опыт и ошибки. примеры сочинений пример итогового сочинения на тему: опыт сын ошибок трудных жизненный опыт из чего

Направление «Опыт и ошибки». Примеры сочинений

Пример итогового сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»
Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.
Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.
Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.
Пример итогового сочинения на тему: «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»
Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.
Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.
В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.
Пример итогового сочинения на тему: «Какие ошибки можно назвать непоправимыми?»
Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.
Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.
Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины — вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима. Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.
Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт — наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.
Пример итогового сочинения на тему: «Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?»
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений. Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.
Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка — самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.
В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня — девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.
Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.
Пример итогового сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.
Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.
Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.
Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.
Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.

Еще материал по теме:

Толстой Лев Николаевич 1828-1910
Отрочество
По жанру “Отрочество” – повесть.
Главные герои те же, что и в повести “Детство”, – Николенька, Володя – его старший брат, Люба – его сестра, Петр Алексеевич Иртеньев – отец, бабушка, Карл Иваныч – учитель, Марья Ивановна – гувернантка, Катя – ее дочка, Соня Валахина, Сергей Ивин, Маша – горничная.
Завязка: приезд в Москву к бабушке.
Кульминация: смерть бабушки.
Развязка: Николай готовится к поступлению в университет. Путешествие семьи Иртеньевых из деревни
в Москву продолжалось четыре дня. В эти дни Николенька чувствовал себя удивительно спокойно. Он смотрел по сторонам, разговаривал с родными и со слугами, считал верстовые столбы. Катенька в разговоре с ним впервые заговорила о неравенстве их положения (Иртеньевы богатые, а они с матерью бедные), о чем мальчик никогда раньше не задумывался. У него изменилось отношение к окружающему миру: он понял, что вокруг множество людей, которым нет до него и его семьи никакого дела и которые живут своей собственной жизнью.
После смерти матери все стало другим. При встрече с бабушкой Николенька поразился, как та постарела.
Отец отдалился от семьи, жил в отдельном флигеле и выходил только к обеду, поэтому много потерял в глазах младшего сына. Карл Иваныч, который в Москве зачем-то затеял носить рыжий парик с нитяным пробором, казался мальчику смешным. Девочки как-то резко повзрослели. С Володей отношения стали более сложными. Николенька ощущал, что брат во всем выше его: в играх, в учении, в умении держать себя. Это отдаляло братьев друг от друга.
В это время четырнадцатилетнего мальчика начали волновать женщины. Ему очень нравилась горничная Маша, белая, с роскошными формами и пышной косой, к которой был неравнодушен и Володя, не упускавший момента поцеловать горничную. Николенька же был стыдлив от природы и настолько убежден в своей уродливости, что даже не помышлял подойти к ней.
Бабушке очень не нравился Карл Иваныч. Она считала, что детям нужен настоящий образованный гувернер, а не мужик, который учит их только тирольским песням. По ее настоянию немец уступил свое место щеголю французу мосье Сен-Жерому.
Перед уходом Карл Иваныч рассказал мальчику историю своей жизни. С детства он был несчастен, поскольку считался незаконным сыном графа фон Зоммерблата и муж матери не любил его за это. Он пошел служить в армию вместо своего младшего брата, воевал с Наполеоном, попал в плен к французам, бежал, затем работал на канатной фабрике, откуда вынужден был уйти, так как жена хозяина влюбилась в него. Карл вернулся в семью, но через три месяца за ним пришли, чтобы арестовать якобы за дезертирство. Он выпрыгнул в окно и убежал в Эмс. Там он познакомился с генералом Сазиным, который взял его в Россию. Когда генерал умер, маменька Николеньки взяла Карла Иваныча к себе, поручив ему воспитание мальчиков, которых он полюбил, как родных.
В день рождения Любочки – 13 декабря – у Николеньки с самого утра все не ладилось. Сперва был урок истории, которую мальчик не любил. Учитель истории, проверив, как они подготовились к уроку, поставил Володе пятерку, а Николенька, который нес про крестовый поход всякий вздор, получил единицу. Володя ничего не сказал гувернеру о плохой отметке брата, чтобы того не наказали, и им разрешили спуститься к гостям, которые уже собрались внизу.
Как только мальчики со всеми поздоровались, появился отец, который подарил дочери серебряный сервиз, а за обедом, вспомнив, что забыл в своем кабинете конфеты, попросил младшего сына принести их и сигары, сказав, где лежат ключи, и запретив что-либо трогать. Мальчика заинтересовал маленький ключик, и он попробовал открыть им портфель, стоявший на столе. Открыв портфель, он почувствовал неловкость от содеянного, захотел поскорее закрыть, в спешке повернул ключик не в ту сторону и сломал его, но ничего не сказал отцу.
После обеда, во время игры, Сонечка не обращала на него внимание и все время шепталась с Сережей Ивиным, что поразило Николеньку и вызвало в нем презрение ко всему женскому полу. Тем временем гувернер обнаружил единицу и велел ему идти наверх. В ответ Николенька высунул язык и отказался, а потом, когда француз пообещал высечь его розгами, ударил Сен-Жерома. Мальчика заперли в чулан до следующего утра. После обеда гувернер отвел его к бабушке, которая, упрекая его, довела себя до истерики. Когда Николенька, плача, выходил от бабушки, его остановил отец, обнаруживший сломанный ключ, и тоже начал ругать его. Мальчик разрыдался, попытался рассказать, что произошло, но у него начались конвульсии и он потерял сознание. Домашние простили его, однако француза с тех пор Николенька возненавидел, поняв, что воспитательный метод жестокого Сен-Жерома состоял в том, что он унижал детей.
В это время мальчик продолжает сочувственно наблюдать за Машей, которой ее дядя не разрешает выйти замуж за Василия, работающего у них портным. Впоследствии Николай убедит отца дать Маше приданое и поженить влюбленных. Володя поступил в университет, сдав все экзамены на пятерки. У него появились новые друзья, с одним из которых, студентом князем Нехлюдовым, подружился и Николай, обнаружив в их взглядах на жизнь много общего.
Любочка и Катенька очень изменились. Катенька похорошела, стала похожа на взрослую барышню и всячески подчеркивала это. Она по-разному ведет себя с посторонними и домашними и очень мало ест. Любочка некрасива, любит покушать, у нее плохая фигура, зато прекрасные черные глаза и начисто отсутствует кокетство.
Отец сейчас больше всех детей любит дочь, которая стала удивительно похожа на мать – не внешностью, а движениями, голосом, некоторыми выражениями и манерой играть на рояле. Николай по-прежнему искренне любит и уважает отца, но уже позволяет себе критиковать его за некоторые слова и поступки.
Бабушка очень ослабела, перестала выходить из своей комнаты. У нее часто бывал доктор, и как-то утром, когда дети отсутствовали, она умерла, оставив все состояние Любочке и назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О ее смерти не сожалел никто, кроме ее горничной Кати, которая хоть и ругалась с бабушкой, но очень любила ее.
Николаю до поступления в университет остается несколько месяцев. Он выбрал математический факультет. Учится он теперь хорошо, с гувернером больше не ссорится, они стали уважать друг друга. Николай по-прежнему страдает от своей некрасивой, как он полагает, внешности, но находит утешение в том, что умен и окружающие видят это.
План произведения
1. Иртеньевы едут из деревни в Москву
2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
3. Учитель Карл Иваныч рассказывает юноше свою историю.
4. День рождения Любочки.
5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.
6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Он наказан.
7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
10. Николай готовится к поступлению в университет.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Детство, отрочество и юность Толстого 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в семье Толстых родился мальчик, которого назвали необычным, но красивым именем Лев. Отец будущего знаменитого писателя – граф Николай Ильич принадлежал…
Чернышевский Н. Г. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные…
Анализ повести Толстого “Детство” Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька….
ДЕТСТВО Л. Н. ТОЛСТОЙ ДЕТСТВО (В сокращении) Учитель Карл Иваныч 12-го августа 18…, на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив…
КРЫЖОВНИК А. П. ЧЕХОВ КРЫЖОВНИК В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали. Когда же пошел…
Юность Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Юность По жанру “Юность” – повесть. Главные герои: Николай Иртеньев, Владимир – его брат, Люба – его сестра, Дмитрий Нехлюдов – друг Владимира, Любовь Сергеевна –…
ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) 1 вариант Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным…
Сочинение на тему “Золотая пора детства” в произведениях Толстого и Бунина Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим,…
Отрада Николай Карпович Отрада Николай Карпович (Турочкин) родился в 1918 году в деревне Николаевка Воронежской губернии. В 1934 году в Сталинграде окончил среднюю школу-девятилетку. С детских лет увлекался поэзией, сам писал стихи. Николай…
“Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая Алексеевича в “Темных аллеях” Бунина “Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая алексеевича в “Темных аллеях” Бунина План I. Символический смысл названия рассказа. II. История любви героев рассказа И. А. Бунина “Темные аллеи”. 1. Сила,…
Сведения об авторе Н. В. Гоголь ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ Н. В. Гоголь Сведения об авторе: Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика….
Два мира – взрослые и дети (по повести “Детство” Л. Н. Толстого) Будущий писатель с детских лет был увлечен идеей самоопределения. Всю свою жизнь писатель вел дневник, в котором прослеживаются напряженные поиски собственного “я”, мучительные раздумья о правильности принимаемых решений. Записи этого…
АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” 1 вариант Начало серьезной литературной деятельности Льва Николаевича Толстого ознаменовало написание повести “Детство”. Это его первое произведение стало признанным шедевром русской литературы. Основой замысла…
Герой “Юности” Л. Н. Толстого В одной из бесед о творчестве А. П. Чехова Л. Н. Толстой с увлечением говорил: “Чехов – несравненный художник. Да, да, именно: несравненный художник жизни”. Толстой, как никто до него,…
ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в “Анне Карениной”, дети в…
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878) Родился в с. Немирове Каменец-Подольской губернии в семье помещика. В своих стихотворениях Некрасов часто обращается к образу матери, которая любила своих детей и защищала их от…
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826) Родился в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву,…
ОСУЖДЕНИЕ ПОШЛОСТИ И ДУШЕВНОЙ ЧЕРСТВОСТИ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то…
Левша Лесков Николай Семенович 1831-1895 Левша (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) По жанру произведение напоминает сказку или легенду, в тексте очень много старинных выражений и слов, благодаря…
“Роландов рог” Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения “Роландов рог” Главная тема стихотворения “Роландов рог” (1921) – тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании…
Молотов Николай Герасимович Помяловский Молотов Повесть (1861) В одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из них – Надя,…
ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ И. А. БУНИН ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ “В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была…
Сочиненин по картине Брюллова “Бахчисарайский фонтан” Многие художники, побывавшие в Крыму, не могли не соблазниться и не написать известный Бахчисарайский фонтан. Одним из таких есть Карл Павлович Брюллов со своей картиной “Бахчисарайский фонтан”. Про этот фонтан…
Уроки музыки Людмила Стефановна Петрушевская Уроки музыки Драма (1973) В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и…
ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых “густонаселенных романов”, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное…
Анализ стихотворения Рубцова “Березы Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным…
ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в…
Какое мы имеем право рассуждать?” Николай Ростов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Николай Ростов – один из любимых героев Льва Толстого. С этим образом связаны глубокие раздумья писателя о подлинной духовной высоте человека, о человеке “естественном”. Николай, как и его сестра Наташа,…
Анализ стихотворения Рубцова “По вечерам Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями…
Краткая биография Пржевальского Николая Михайловича В истории России немало людей, которые увековечили себя своими трудами на благо родины. Одним из таких людей был Николай Михайлович Пржевальский – известнейший русский первооткрыватель и путешественник. Закономерно, что большинство…
Отрочество


Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021


 Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания.  Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. 

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.


Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021 «Забвению не подлежит»  (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие»   (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»  (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); «Время перемен»  (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой»  (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021

«Забвению не подлежит»  (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);

«Я и другие»   (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»  (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен»  (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой»  (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).


Забвению не подлежит Примерные темы: Почему тема войны не уходит из литературы? Как влияет на сущность человека война? Какой опыт даёт человеку война? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) Как судьба человека связана с историей народа? Может ли человек влиять на ход истории? Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»? В чём ценность исторического опыта? Какие времена можно назвать жестокими? Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?

Забвению не подлежит

Примерные темы:

  • Почему тема войны не уходит из литературы?
  • Как влияет на сущность человека война?
  • Какой опыт даёт человеку война?
  • «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Может ли человек влиять на ход истории?
  • Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  • В чём ценность исторического опыта?
  • Какие времена можно назвать жестокими?
  • Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?


Произведения Б. Васильев «А зори здесь тихие» М. Шолохов «Судьба человека» М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Булгаков «Собачье сердце» А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» А. Платонов «Котлован» А. Блок «Двенадцать» А. Фадеев «Разгром» А. Ахматова «Реквием» В. Распутин. «Прощание с Матёрой» В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».

Произведения

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А. Блок «Двенадцать»
  • А. Фадеев «Разгром»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
  • Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Шолохов «Тихий Дон».


Я и другие Примерные темы: Что мешает человеку быть счастливым? Чем опасно равнодушие? Важно ли понимание души другого человека? Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Может ли человек ставить себя выше общества? Как разум и чувства влияют на поступки человека? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? В чём причины вражды между людьми? Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? Бывает ли общественное мнение ошибочным? В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? Может ли один человек противостоять окружающему обществу? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Я и другие

Примерные темы:

  • Что мешает человеку быть счастливым?
  • Чем опасно равнодушие?
  • Важно ли понимание души другого человека?
  • Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  • Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  • Может ли человек ставить себя выше общества?
  • Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
  • В чём причины вражды между людьми?
  • Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  • К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Цыганы» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Ася» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.Н. Островский «Гроза» А.Н. Островский «Бесприданница» М. Горький «Старуха Изергиль» М. Горький »Макар Чудра» М. Булгаков «Собачье сердце» А. Платонов «Юшка» М. Горький «На дне»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Цыганы»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • И.С. Тургенев «Ася»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.Н. Островский «Бесприданница»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький »Макар Чудра»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • А. Платонов «Юшка»
  • М. Горький «На дне»


Между прошлым и будущим Примерные темы: Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Зачем человеку заглядывать в будущее? Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? Что важнее для детей: советы родителей или их пример? Когда родители могут гордиться детьми?

Между прошлым и будущим

Примерные темы:

  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Зачем человеку заглядывать в будущее?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
  • Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  • Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  • Когда родители могут гордиться детьми?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» Д.И. Фонвизин «Недоросль» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Б. Васильев «Экспонат» К. Паустовский «Телеграмма» Ю. Бондарев «Простите нас!» Е. Замятин. Роман «Мы» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
  • Б. Васильев «Экспонат»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • Ю. Бондарев «Простите нас!»
  • Е. Замятин. Роман «Мы»
  • Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
  • В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»


Время перемен Примерные темы: Как противостоять ударам судьбы? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Почему для человека важны не только победы, но и поражения? Нужно ли анализировать свои ошибки? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? Верно ли, что надежда делает человека сильнее? Можно ли жить без надежды на лучшее? Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

Время перемен

Примерные темы:

  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  • Нужно ли анализировать свои ошибки?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  • Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • Можно ли жить без надежды на лучшее?
  • Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Медный всадник» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) М. Шолохов «Судьба человека» А. Ахматова «Реквием» В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «После бала»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»


Разговор с собой Примерные темы: Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны? Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? На пути к благородной цели все ли средства хороши? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Нужно ли стремиться к познанию самого себя? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»? Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

Разговор с собой

Примерные темы:

  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  • Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
  • Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  • На пути к благородной цели все ли средства хороши?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
  • Какие жизненные победы могут быть важны для человека?


Произведения А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А. Гончаров «Обломов» Н. Лесков «Очарованный странник» А.И. Куприн «Олеся» Л. Андреев. «Иуда Искариот» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Произведения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н. Лесков «Очарованный странник»

А.И. Куприн «Олеся»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Лишь тот, кто странствует, открывает новые пути». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Д.С. Лихачева, А.П. Чехова, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова.

Вариант 1

Мысль о том, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути, является правильной. Отправляясь в путешествие, человек видит новые места, получает новые эмоции, которые в дальнейшей жизни помогают ему намного лучше познавать окружающий мир. Благодаря путешествиям, у человека так же появляется возможность разобраться в себе и своих мыслях. Мы узнаем новое, раскрываем свой собственный потенциал, учимся чему-то непривычному, а так же приобретаем новые навыки. Это все способствует развитию человека, как личности.

Так же то, кто значительную часть своей жизни проводит в путешествиях, намного больше подвергает себя опасностям и приключением. Тем самым получая огромное количество эмоций. В то время, когда другие люди сидят на своем месте, он оттачивает свои навыки и случае какой-либо проблемы сориентируется намного быстрее и лучше домоседа.

Подобные примеры встречаются и в художественной литературе. Например, Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», ведет речь о том, что если человек путешествует, то начинает больше размышлять, открывает для себя новые знания, а так же у него появляются новые мечты. Так же Дмитрий Сергеевич убежден в том, что для человека с богатым внутренним миром не существует мест, которые были бы ему не интересны. А ведь и правда, в каждом, даже самом непрезентабельном месте можно найти что-то уникальное и неповторимое, главное суметь погрузиться в его атмосферу. Автор говорит читателю о том, что чем больше человек путешествует, тем легче ему обрести уют и гармонию в незнакомом месте.

Вторым ярким примером является произведение А.П. Чехова «Студент». Главной темой произведения является то, что Иван Великопольский вернулся домой с тяжбы. Изначально он уверен в том, что русский народ постоянно сопровождают несправедливости. Тем самым он старается оправдать свою греховность в первую очередь перед самим собой. Он «встречается» с костром, благодаря которому он вспомнил историю из Евангелия. В ней идет речь о том, как однажды около костра пытался согреться от холода апостол Петр, отрекшийся от Иисуса. После этого наш герой начинает смотреть на жизнь другими глазами. Теперь он видит в жизни лишь радость, красоту и высокий смысл.

В рассказе речь идет о том, что пока герой добирался домой, он начал смотреть на жизнь совершенно по-новому, как на свою, так и в целом. Да, студент совершает греховный поступок, отправляясь поохотиться в страстную пятницу. Но, если бы он не сделал этого, ему бы так и не удалось понять главную истину бытия. И вот, возвращаясь, домой, Иван Великопольский смотрит на жизнь совершенно по-другому, его мировоззрение кардинально изменилось, что впоследствии изменило и всю его жизнь. Этому всему он должен был благодарен тому самому костру, с которым повстречался. Данная встреча и стала кульминационной в его жизни.

На примере двух этих произведений можно сделать вывод, что отправляясь в путешествие человек, находит новые пути не только в физическом плане. Он раскрывает совершенно новые и неизведанные пути внутри самого себя.

Вариант 2

Мир настолько большой, что каждая поездка может в корне изменить твою жизнь. Ничто так не развивает ум, как путешествия. Благодаря новым культурам за пределами твоей родной страны, новые границы, новые, различные истории разных людей, способны раскрыть совершенно новое дыхание. И помочь узнать нового себя. Путешествия завораживают. Казалось бы, ты уезжаешь из своего родного дома одним человеком, а возвращаешься совершенно другим.

Но данные изменения доступны лишь странствующему человеку, который благодаря путешествиям открывает новые пути. Подобные изменения были описаны и в художественной литературе.

Например, Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» подтверждает данную точку зрения. В романе мы знакомимся с главной героиней, которая сбегает из собственного дома, стараясь спастись от своей корыстной матери. Она могла вполне бы принять роль помощницы Лопухова, но девушка осознает, что должна стать достойной его поддержки. Она начинает учиться, а спустя время умудряется создать швейную мастерскую, в которой выплачивается процент от прибыли каждой сотруднице. Данное её нововведение пошло на пользу огромному количеству женщин, которые получили возможность честно зарабатывать себе на жизнь.

Любой другой человек после подобного достижения решил бы отдохнуть, но Вера весьма целеустремлена и амбициозна. Девушка получает образование в области медицины, а после этого работает над своей интеллектуальной подготовкой.

Так же девушка устраивает свою личную жизнь с Александром Кирсановым, при этом сохраняет хорошие отношения с Лопуховым. Всего этого девушка добивается благодаря тому, что в свое время решается изменить свою жизнь и уехать с привычного для неё места. Она не побоялась что-то изменить, тем самым обрести новые жизненные пути, которые оказались успешными и сделали её счастливой.

Так же примером можно назвать роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон», в котором на наглядном примере показано, как путешествие помогает не только изменить свое мировоззрение, а так же открыть новые пути.

Григорий Мелихов – казак, который всю свою жизнь прожил в своей родной станице. В то время не было особо возможности путешествовать, поскольку люди должны были постоянно трудиться, чтобы прокормить себя и свои семьи. Лишними деньгами они так же не располагали.

Но с наступлением войны казаку пришлось постранствовать. Когда его ранили, он приезжает в Москву лечиться и впервые знакомиться с большим городом. Там он знакомиться с новыми людьми, получает новые впечатления, и понимает, что до этого он очень узко смотрел на мир, не зная полноты всей картины.

У героя раскрылись глаза на руководителей, которые ничем не рискуя, отправляют воевать простых людей, у которых нет выбора. Принимают в войне участие те, кому делить то, по сути, и нечего. А вот руководят ими люди, которые мечтают расширить свои полномочия.

Когда Мелихов вернулся домой, то его мировоззрение очень сильно отличалось от предыдущего. Благодаря своему вынужденному путешествию ему удалось получить новые знания, открыть глаза на многие вещи, а так же намного лучше узнать окружающий мир.

Не всегда «новые пути» стоит понимать буквально. Зачастую, в путешествиях человек обретает новые знания, новые навыки, благодаря которым начинает развиваться совершенно в новом для него направлении, тем самым открывая свой новый жизненный путь.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

  • Сочинение какие произведения становятся классическими сочинение
  • Сочинение каким должен быть настоящий отец
  • Сочинение каким должен быть человек чтобы иметь друзей
  • Сочинение каким должен быть благородный человек
  • Сочинение каким должен быть настоящий учитель пример из жизни