Сочинение как сберечь русский язык

Приложение 1. к положению республиканского конкурса на лучшее эссе как сохранить родной язык в современном мире конкурс на лучшее эссе

Приложение №1.

к
Положению 

Республиканского
конкурса

на
лучшее эссе «Как сохранить родной

язык
в современном мире»

Конкурс на лучшее эссе

«Как сохранить родной язык в современном
мире»

Эссе

на тему:

«Как сохранить
родной язык в современном мире»

Час народной мудрости «Родной язык! Он дорог мне, он мой» 2021, Давлекановский район — дата и место проведения, программа мероприятия.

Автор: 

Ниматулаева
Патимат Абдулхапизовна

Учитель
родного языка и литературы

МБОУ
«Кокрекская СОШ»

Хасавюртовского
района с. Кокрек

                                                                         
Контактный телефон:89285058929

           E-mail: pnimatulaeva@list.ru

                                               
Содержание

Введение
………………………………………………………………………… 1

Основная
часть………………………………………………………………… 2

Выводы    
 ……………………………………………………………………… 7

Список
использованной литературы …………………………………………. 10

Приложения
…………………………………………………………………       11

                               
                 Введение

И
если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня
умереть. (Р. Гамзатов)

Культура любого
народа сохраняется прежде всего в его родном языке. Свой язык необходимо учить.
Благодаря родному языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об
окружающих нас предметах и людях. Мы учимся понимать друг друга, высказываем
свои мысли и чувства, делимся наболевшим, передаем знания. Мой родной язык –
звучный, очень мелодичный и образный. Родной язык помогает сохранить память
народа, его историю, опыт и традиции. В нем находят отражение красота и ум
многих человеческих душ. И неважно, где при этом живёт человек, на своей
исторической Родине или за его пределами. Сохранение родного языка в
современном мире зависит от каждого из нас. Чтобы формировать интерес у
учащихся к изучению и сохранению родного языка и воспитать уважение к культуре
и традициям своего народа нужно работать не покладая рук. Перед нами,
филологами, проблема сохранения родного языка, стоит особо остро. Ведь мы имеем
очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, –
по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому,
совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Молодежь нашей Республики стала меньше читать хорошую художественную литературу
на родном языке, не знает классиков поэзии и прозы, не в состоянии ясно и полно
излагать свои мысли.  Наблюдается тенденция к снижению уровня личностного
развития, так как большинство детей, подростков, юношей проводят значительную
часть свободного от учебы времени за компьютером, играя, читая новостные ленты,
просматривая картинки или бесцельно «бродя» по страничкам в социальных сетях,
дабы «убить» время.

1

                                             
 Основная часть

 Сталкиваясь
ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его
основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и
выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, а также средством
выражения чувств, настроений.  Иными словами, дети, овладевая умением учиться,
должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к
образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное
участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства.
Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного
языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать
газеты и журналы, полноценно общаться.
Цивилизация,
выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а
живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по
сохранению родного языка в современном мире. У меня зреет страх, что
потихонечку родной язык теряет свой статус. Мои опасения обоснованы, они
касаются многочисленных языков народов Дагестана, в том числе и аварского. Ведь
большинство аварцев не знают родного языка. Хотя в Республике проводится немало
мероприятий, чтобы сохранить родной язык, культуру, обычаи и традиции.

  Однако
результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и
родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития
интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания,
становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные
ценности. Начинаю урок с чтения мудрых мыслей, их много и для меня это книга Р.
Гамзатова «Мой Дагестан». Думаю, на примере героев произведений выдающегося
поэта можно воспитать по-настоящему мужественного, уважительного, мудрого
человека, который будет стремиться сохранить свой родной язык. Сава

2

Дангулов
«То своеобразное, что вошло в нашу литературу с именем Расула Гамзатова, вошло
вместе с Гамзатом Цадаса, но одновременно вопреки ему.                                    

Поэзия
Расула обняла и те грани жизни, которых не коснулась гневная муза Гамзата
Цадасы. Хотели отец и сын или нет, но своим поэтическим трудом они дополнили друг
друга. По крайней мере наши потомки будут постигать современную жизнь
Дагестана, слагая Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова».

 На
каждом уроке можно приводить примеры из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», ибо
они имеют большое значение для нравственного воспитания обучающихся.  Дети
становятся чище, добрее. Начинают относиться к друг другу с уважением, с
пониманием. В книге очень много материала для инсценировок.  На примере этого
произведения ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь
семьи, достоинство и моральный облик дагестанского человека. Литература – это
учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку
зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и
моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное
русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают
самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения
духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу
уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в
непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о
чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о
сохранении языка. А на уроках родного языка я очень часто провожу творческие
работы: отгадывание ребусов, кроссвордов, чтение скороговорок, чтение вырезок
из газет на аварском языке (рубрика «знаете ли вы», «Лъалищ нужеда»). Дети дома
сами находят из газет интересные статьи о животных, об окружающем мире, о достопримечательностях
и тд. Очень важно чтоб на уроке использовались игровые моменты, это уникальный
способ заинтересовать ученика. Мотивируют детей к изучению языка также
различные конкурсы это такие как: Викторины, «Говори на аварском», КВНы,

3

«Знатоки
аварского языка» Что? Где? Когда? (Щиб? Киб? Кида?). И очень важно поощрять
учеников грамотами, подписанными именно на родном (аварском языке). Прививать
любовь к языку должны конечно и
родители, чтобы они
общались с детьми должным образом. Но они даже не читают сказки на родном
языке.  Дети остаются одни с телевизором или компьютером. Семья играет
немаловажную роль в сохранении родного языка. Родители хотят всё упростить;
ребёнок не хочет говорить на родном – им это не надо.
  На
уроках родного языка и литературы я стараюсь показать бережное отношение к
родному слову, потому как родное слово открывает для нас мир бесконечных
радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом,
его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с
особенностями дагестанского быта, понять и познать себя как представителя
своего народа. Через учебный диалог учителя и ученика происходит
культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и
преподавателя. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках
родного языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все
интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и
вызвать нравственность в сердцах учеников. Дать понять каждому ученику, что
человек смолоду должен понимать, что пришёл на эту землю для того, чтобы стать
представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть
достойным сыном гор, почитающим традиции. Книга «Мой Дагестан» может изменить
человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях:
доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку. «Мой Дагестан»
книга- шкатулка, переполненная через край жизненной мудростью, лиризмом,
любовью к своей Отчизне. По-моему, это главная книга жизни поэта-исповедь любви
к Родине, природе, обычаям, традициям, взаимоотношениям людей, к сохранению
родного языка.  Уже сам эпиграф «Моего Дагестана» вызывает большое любопытство:
«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

4

Расул
Гамзатов обладал необычайным умением подбирать эпиграф к каждому разделу так,
что читатель чувствует

своё
участие в нём. «Мой Дагестан»- книга о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем.
Сколько в нём прекрасных сказаний, анекдотов, афоризмов, образов- отца, близких
поэту людей. Перед нами путь поэта с детства до зрелости. Это портрет человека,
который думает о биографии отечества – Дагестана.  «Мой Дагестан» является
книгой- событием в жизни не только дагестанской литературы. Расул Гамзатов,
хотя и пишет на аварском, но умело раскрывает душевное богатство и красоту
литературы даргинской, кумыкской, татской. У каждого горца может быть свой
Дагестан. И у каждого читателя- свой Расул Гамзатов. Каждый может увидеть в нём
то или иное духовное начало. Лично для меня Расул Гамзатов- продолжатель
великих традиций родной земли.  Я очень люблю Расула за ту доброту, что несёт в
себе его поэзия.  Читая книгу, мысленно можно увидеть Расула, сидящего рядом,
который рассказывает о себе, о родителях, о братьях, о соседях, о родном языке.
Об обычаях дагестанского народа, о доброте людей, и о многом…Думаю, тем у кого
нет своего Дагестана, живётся на земле как сиротам. Я сказала бы, что книга
«Мой Дагестан» — путь к сердцам малочисленных народностей нашей страны. Читая
книгу, каждый может увидеть себя изнутри, стать лучше на собственных глазах,
стать добрее, мудрее.  Расул пишет о развитии национальных языков, о проблеме
взаимосвязей культур. Он с восторгом говорит о русском языке, а также восхваляет
и родной язык. Мы никогда не должны забывать свой родной язык, свои обычаи,
традиции, которые веками передавались из поколения в поколение. У маленького
моего народа есть большая судьба. Каждый человек смолоду должен понимать, что
он пришёл на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда
бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор. И пусть никто
не будет забывать свой родной язык. Я буду счастлива, если после моего рассказа
о книге Расула Гамзатова,

5

его
прочитают тысячи дагестанских школьников, которые ещё не знают о

книге
«Мой Дагестан». Это произведение может изменить человека и его отношение к
людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности,
милосердии, уважении, любви к родному языку.                            

Было
б очень здорово, если была детская передача каждый день по телевизору, где дети
читали любимые произведения дагестанских писателей. «Более пятидесяти лет писал
мой отец, не хватило жизни. Теперь пишу я. Но и я не допишу всего, что хотел
бы. Поэтому вместо кинжала у изголовья детей я кладу перо и чистую тетрадь. У
отца и у меня один Дагестан. Но какой он разный на языках наших перьев! У
каждого своего почерка, свои буквы, своя манера, своя мелодия. Так и катится эта
арба, сменяя возчиков на своём долгом пути» — так говорил наш великий поэт
Расул Гамзатов.
К сожалению, нет с
нами ни Расула, ни Гамзата Цадаса, но есть Дагестан, который мы должны беречь.
Беречь его события, жизнь народа, его быт, обычаи, традиции, обряды, праздники,
суеверия и родной язык.
Веками
в горах Дагестана самой ёмкой оценкой человеческого достоинства было слово
«г1адан» — в разной фонетической интерпретации данного слова на разных языках
республики. И происшедшее от него слово «г1аданлъи» также синоним словам
«гуманность», «порядочность», «человечность».
Человек
– самое ценное, что есть на земле – мерило добрых и злых дел, символ зрелости и
совершенства. Беречь простое, но гордое имя Человека до последних дней жизни –
таков девиз нравственной жизни Дагестана. Пока на земле будут жить порядочные
люди можно уверенно сказать, что наши традиции и обычаи будут жить веками, и
родной язык никогда не умрёт. Для меня языки народов — это как звёзды на небе.
И пусть у каждого человека будет своя звезда, которую он полюбит. Я люблю свою
звезду – мой родной аварский язык. И я буду делать всё, что в моих силах, чтобы
сохранить его.

6                                  
                               

                                                            Выводы                                                                                       

Для сохранения
родного языка проводится достаточно много: это и флэш-мобы, и конкурсы:
«Второе дыхание родным языкам», «Язык предков», «Лучший учитель родного языка»,
это и конференции, и семинары, и олимпиады и многое другое. Каждое лето
ассоциация учителей аварского языка, во главе с Баху Шамиловной, проводит слёт.
На слёт приезжают тысячи людей, которые неравнодушны к родному языку. Фонд
Родные Языки России проводит очень многое.  Я думаю, такие мероприятия очень
актуальны для сохранения родного языка. Я предложила    бы проводить ещё
следующие мероприятия:                                                                                  

1.  В
школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.

2.
Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды
молодых исполнителей на фестиваль.

3.
Проводить мастер-классы по народному творчеству.

4.
Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества
классиков дагестанской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности
промысла народов Дагестана», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные
ценности и воспитание подрастающего поколения», «Свадебные традиции», «История
национального костюма».

5.
Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из
уст в уста, грамоты никто не знал. Уверена, что есть еще бабушки-сказительницы,
чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала
привлекать волонтеров.

6.
Создавать больше музеев под открытым небом.

7.
Пропагандировать народные промыслы.

8.Коллективное
чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных
учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.                                                                                                               

7

9.На
уровне правительства создать Программу посещения школьниками Национального
музея и театра.                                                                       
            

10.
Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков
дагестанской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах
культуры.

11.
Использовать Интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…

12.
Сделать привлекательным Дагестан для отечественного и международного туризма.

13.
Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества,
через Центры культуры, через живое общение с писателями, через факультативы,
элективные курсы, через подписку на газеты, журналы.

Для
современного человека, живущего в Республике Дагестан, главной целью должно
стать знание сохранение богатства родного языка. И красной нитью в нашем
сознании должны звучать слова Р. Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет,
то я готов сегодня умереть», С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны
предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный,
ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная
синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971
С.157].

         Еще
Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только
одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику
и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны
развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский
выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он
высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в
своем родном

8

языковом
сознании. В родном языке воплощено все родное в психологии  человека. Все
психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В.
Щербы, назначение родного языка следует

рассматривать
шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором
закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88]. У
каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в
содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для
общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его
культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его
назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о
том, что родной язык мы должны беречь, сохранить его для подрастающего
поколения.

         И
мы призываем всех и каждого любить и хранить родной язык. Кто если не мы может
предотвратить исчезновение нашего родного языка. Давайте, учить правильно
излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать. Думаю, вместе
мы справимся.

                                                                                             
                               9

                        
Список использованной литературы

1.    
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В.
Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия»,
2012. – 30 с.

2.    
Маршак С.Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т.7
– М.: «Художественная литература», 1971. – 639 с.

3.      Ушинский К.Д.
«Родное слово».

4.     Расул Гамзатов
«Мой Дагестан».

5.     Дангулов
Савва. Осенённые Эльбрусом, с.81.

6.     Жирков Л.
И. Аварско – русский словарь.

7.     А.Гамзатов
«Сборник творческих работ для учителей родного языка и литературы».

8.     М. Усахов
«История аварской литературы».

9.     Хайбулаев
М.М. «Культура аварской речи».

10     

image002  

image003                                                       

image004

image005

image006

image007

image008

image009

image010

Сочинение как сберечь русский язык Русский язык – это одна из основ русской цивилизации и государственности, нашего исторического и культурного наследия. Самобытность и древность русского языка отмечал М.В. Ломоносов: «Славянский язык ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит; следовательно сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова».
Историк XIX столетия Егор Классен писал: «Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих греков, и исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».

Собственно, русский язык и делает нас русскими, представителями русской цивилизации. Наступление западной культуры, «американизация» общества, деградация языка ведет к утрате «русскости». Именно поэтому обращение к жизни русского языка как основе бытия нашего народа, осознанное и целенаправленное изучение русского языка и обучение ему как родному, второму родному, также распространение его в мире – непременное и первостепенное условие сохранения русской цивилизации.

К сожалению, за рубежом носители языка (люди советского поколения) уходят из жизни, их дети уже не знают русского языка. В силу политических факторов русский язык находится под давлением со стороны местных властей (особенно в Прибалтике и на Украине). Вытеснен русский язык в странах Центральной и Восточной Европы.

В самой России в сфере русского языка ситуация неутешительная. В 90-е гг. началось разрушение русской (советской) системы образования, ко-торая была лучшей в мире. Произошел разрыв единого образовательного пространства. В школах разные учебники русского языка. Изучению русского языка выделяют меньше времени, чем иностранному. Большой вред нанесло введение ЕГЭ. Дети утрачивают возможность не только грамотно излагать письменно свои мысли, но и выражать их в устной речи. Кроме того в школу приходит новое поколение учителей (поколения «демократического выбора»). Падает качество преподавания, а компьютеризация только ухудшает положение. Определенную роль в разрушении русского языка играют СМИ, особенно телевидение. Англицизмы, сленг заполнили ТВ. Русский литературный язык активно упрощают и вытесняют. В результате происходит деградация русского языка как на уровне образования, так и на бытовом уровне.

В беседе митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) и актера театра и кино, художественного руководителя Малого театра Ю. Соломина были затронуты вопросы сохранения традиций эталонной русской речи. Митрополит Иларион отметил, что «Патриарх Кирилл неслучайно принял предложение Президента возглавить Общество русской словесности, потому что как никто другой понимает важность заботы о русском языке (Сергей Степашин – российский государственный и политический деятель – назвал его лучшим оратором России)».

Ю. Соломин отметил прекрасную речь Патриарха, его прекрасно по-ставленный голос, точную мысль. «Своим студентам, – сказал Ю. Соломин,– я советую ходить в церковь, слушать, как там говорят, ибо в церкви еще осталась русская речь. Из театра она, к сожалению, уже стала уходить».

Его продолжил митрополит Иларион: «То, как Патриарх говорит, связано с его образом мысли, воспитанием, внутренней духовной культурой. И это именно то, чем занимается Церковь на протяжении веков. Что такое душа? В чём смысл жизни? Как нужно правильно жить? Именно на такие вопросы отвечает Церковь. И конечно же, то, что многие наши священнослужители владеют литературной речью, умеют правильно говорить, – не есть результат какой-то особой тренировки (этому не учат в семинариях), но это плод той внутренней духовной культуры, носительницей которой на протяжении веков была и остается Церковь».

Профессор Бекасова объясняет, из-за чего наша культура потеряла сильные позиции в мире, почему страны меняют кириллицу на латиницу: «Дело в политике. Как только Россия уступает, идет отталкивание ее культурного наследия. А ведь Россия по интеллектуально-культурному фонду одна из первых в мире, она востребована. Я видела за рубежом людей (словаков, болгар, чехов, немцев, шведов, африканцев), которые, заинтересовавшись, русской литературой, начинают изучать русский язык, и у них меняется ментальность, они начинают смотреть на мир глазами русских».

«Исторический процесс двигается… теми, кто созидает духовную общность, сохраняет традиции, – продолжает она. Кириллица – это наше достояние. По политическим соображениям Узбекистан отказался от кириллицы, переходит на латиницу, у которой нет никаких традиций в этой стране. Новое поколение не сможет осваивать литературу, написанную на кириллице. То же может произойти и в Казахстане… Народ скрепляют традиции, а теперь его может постичь внутренний раскол старого и нового… Украина собирается перейти на латиницу. Без корней же новое не приживается. Кроме того переход сложен технически. В латыни 24 буквы, в кириллице, созданной специально для славянских языков, их больше. Мы должны передавать потомкам самое лучшее, сохранять сокровище – родное слово. Для нас кириллица должна быть символом. В современных азбуках на букву «Э» приводят слово «эму», на «Ш» – шиншиллу. А ведь азбука – это интеллектуально-культурный код… Кирилл (Константин Философ) создал алфавитную систему, в которой каждая буква мела свое название, а всё вместе складывалось в азбучную молитву, некий нравственный код, завещанный славянам. Дети вырастали на ней, в их жизни было место высокому. Кириллица наследовала красоту и богатство греческого языка. В этом специфика российской ментальности, в генах которой греческий и богатейший старославянский язык. Главная задача Кирилла была (о чем он писал в «Прогласе») в следующем: отучить славян от скотского жития, приблизить к Богу, дать другую ментальность. Он не миссионер, а учитель славянского народа. Так через язык и культуру мы выработали механизмы, которые помогают нам отказаться от нечеловеческого образа жизни. Русский язык и сейчас представляет всё, чтобы тот, кто говорит на нем, мог стать лучше. Русское слово может спасти. Об этом надо знать всем, кто связан с наставничеством, воспитанием детей и молодежи.

Сочинение как сберечь русский языкТревожными факторами в жизни русского языка стали бездумное использование слов и выражений, разрушение норм русского литературного языка, канцелярит, засорение жаргонизмами, нецензурными выражениями, чрезмерное употребление заимствований… «Иноплеменные» слова можно использовать, но с умом, ко времени и к месту, соблюдая меру. В.Г. Белинский писал: «Употреблять иностранное, когда есть равносильное русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Бездумное, механическое внесение иностранного слова в русский текст нередко оборачивается и прямой бессмыслицей. «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас», – утверждал И.С. Тургенев. Русские всегда отличались красотой и певучестью речи. Почему же мы преклоняемся перед всем иностранным и неоправданно употребляем слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями?..

Одной из причин увлечения подростков сленгом, жаргоном, как утверждают психологи, является скудность их словарного запаса. Молодые люди используют не более 200 слов. У их предков: Пушкина, Гоголя, Есенина – словарный запас превышал 17–20 тысяч слов! Очевидно необходимо для молодежи активное приобщение к богатому наследию отечественной литературы!

Что касается ненормативной лексики… «Сквернословие, – говорит епископ Варнава (Беляев), – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху». Сквернословие, нецензурные выражения не являются человеческим языком! Воздействие брани равносильно облучению в 10–40 тысяч рентген – рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы!

В книге «Слово живое и мертвое» Нора Галь (известная русская переводчица) очень убедительно разоблачает канцелярит. У него есть точные приметы. Это – вытеснение глагола (т.е. движения, действия) причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным), а значит – застой, неподвижность. И из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву. Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь. Это – обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить русскими. Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми. Это – путаный строй фразы, несчетные придаточные предложения (вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи). Это – серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь… Короче говоря, канцелярит – это мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, и в устную речь. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярит переходит в повседневную практику.

«Глаголом жечь сердца людей…» Глагол – т.е. слово – должен быть жарким, живым. Самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке – как раз глагол. Быть может, не случайно так называется самая живая часть нашей речи… Громоздкими канцелярскими оборотами жечь сердца, затронуть душу довольно трудно. Обилие существительных, особенно отглагольных, тяжелит и сушит речь», – подчеркивает Нора Галь. И далее: «Не нужно злоупотреблять причастиями и деепричастиями, тем более сводить их в одном предложении». Она напоминает высмеянное А.П. Чеховым: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа…» Живой современной русской речи деепричастия не очень свойственны, и причастными оборотами люди тоже говорят редко.

Если не строить километровые цепи придаточных, тогда вас поймут с первого раза… Можно писать периодами хоть в страницу, но так, чтобы можно было понять написанное… Строй фразы должен быть ясен, каждая строка должна быть естественной. Порядок слов в каждой фразе должен быть непринужденным, чисто русским. Три коротких слова «знаю я вас» – совсем не то же самое, что «я вас знаю». В математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но как меняется сумма чувств и настроений, музыкальное и эмоциональное звучание фразы от перестановки тех же слов, иногда одного только слова! Наши грамматика и синтаксис позволяют чуть ли не любые слова в предложении поменять местами (у нас простора больше, чем в западноевропейских языках). Русская фраза отнюдь не должна быть гладкой, правильной, безличной, точно из школьного учебника: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение…

Нельзя терять душевный такт. Со словом надо обращаться осторожно! Оно может исцелить, но может и ранить. Неточное слово – плохо, но еще опасней бестактное слово. Оно может опошлить самые высокие понятия, самые искренние чувства. Человек перестает ощущать окраску слова, не помнит его происхождения и говорит «охранники природы» вместо «хранители». Всё зависит от того, верно ли выбрано слово именно для данного случая. И самое хорошее слово становится плохим, если сказано не к месту. Тут-то и нужен такт, верное чутье.

Бороться за чистоту, точность и правильность языка можно и нужно. Необходимо широкое общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о спо-собах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания, как условия нравственности. Необходимо также воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение c ним.

Варвара Проценко,
преподаватель русского языка
и литературы

Сочинение по теме «Берегите русский язык» написать просто, если прочитаете данную статью. В ней описан один из вариантов творения, а также другая полезная информация.

Родной язык – это то, что человек впитывает с молоком матери. Это опыт предков, культурное достояние, что передается через столетия. Именно поэтому его нужно уважать и ценить. Беречь русский язык и его чистоту – означает иметь правильную разговорную и письменную речь, приличный словарный запас самому и, по возможности, прививать любовь к культуре родного края другим. В этой статье опубликованы сочинения по этой теме. Они пригодятся для выполнения классной и домашней работы по литературе и русскому языку, а также для презентаций и докладов. Читайте далее.

«Что значит — беречь родной русский язык, чистоту русского языка»: сочинение


Берегите родной русский язык
Гордиться и лелеять родной язык невозможно, не умея свободно им владеть. Именно поэтому каждый гражданин своей страны обязан грамотно писать и говорить на родном языке. Вот сочинение по теме «Что значит — беречь родной русский язык, чистоту русского языка»:

Беречь русский язык – означает не позволять себе переворачивать речевые обороты и брезговать правилами. Что же касается набора слов, которым человек пользуется в обычной жизни, его необходимо постоянно пополнять и обогащать.

Я считаю, что каждый человек должен с уважением относиться к культуре своей страны, а также к языку, который является культурной ценностью. Да, для нас русский язык – это нечто привычное. Однако не стоит забывать, что речь народа развивалась веками не для того, чтобы просто погибнуть средь безразличия.

Даже немного обидно видеть во Всемирной Сети, как ребята – студенты из-за рубежа, из Франции, Нигерии, Кореи, Латинской Америки тратят годы, чтобы научиться говорить на русском языке (который, впрочем, кажется им таким же сложным, как нам китайский, к примеру), читают классику и хотят получше узнать нашу культуру. А мы от этой культуры так яро пытаемся откреститься.

Я считаю, что беречь родной язык и культуру жизненно необходимо. Особенно сейчас, когда дети с детства интересуются, как стать известным и заработать много денег, но при этом пишут слово «корова» через «а».

Русский язык – великий, многогранный и могучий. И если мы не сохраним его для следующих поколений, то никто этого не сделает. И он просто вымрет. Тогда у нации не останется ничего – ни истории, ни культуры. А тот, кто не имеет прошлого – как правило, не имеет и будущего.

Сочинение «Берегите наш язык…»

Сочинение

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…

Билюкина Валерия, 7 Б класс, МОБУ СОШ № 15 г. Якутска

Наш русский язык прекрасен и без модных иностранных слов, без новопридуманных молодежных словечек. Только подумайте, сколько пришло в наш язык слов, которые его совсем не украшают, как, например, телевизионные слова реклам (Амбробене, Энфамил, Проктер энд Гэмбл, Кока Кола, смски).

Неужели русский язык будет объявлен мёртвым языком? Мониторинг, ежегодно проводимый сотрудниками института лингвистики, показал, что русский язык перестал соответствовать минимальным требованиям о богатстве словарного запаса и сфере применения. По их мнению, если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком. А все потому, что мы образуем новые слова от иностранных корней, они являются заимствованными, так как больше нравятся и являются модными.

В России царит «рунглиш», когда русские понятия передают английскими словами. Так, «мессэдж» часто используют вместо «сообщение». А как мы часто говорим односложно, не используя образность:

— Чё?

— Ничё!

— А он чё?

— А она чё?

— Ну, ничё себе!

Из языка вымываются слова общего значения, предпочтение отдается синонимам местоимениям «тот» и «этот». Общение между людьми сводится к ситуативно-контекстному словообразованию, часто на основе одного корня.

— Дай эту фиговину. — На фига? — Я ею прифигачу вот эту фигню. — Так ведь фигня получится! — А тебе не по фигу?

Надо помнить: русский язык создавался веками, а мы горазды его разрушить за несколько десятилетий. Сколько ученых, таких как М.В. Ломоносов, учили русский язык, занимались его развитием, изучением. Мы должны гордиться, что мы знаем именно этот русский язык, ведь для иностранцев он сложен.

В русском языке множество окончаний лишь для одного слова (существительного, например), а сколько для других. Наш язык также уникален по произношению и звучанию и конечно, по написанию. Вы только представьте: наш язык заполонили иностранные слова (не очень приятные для нашего слуха слова).

Я задаю вопрос, что же останется в языке? Так что берегите наш русский язык, ведь он уникален и передан этот клад нам для бережного к нему отношения.

Сочинение на городской конкурс

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…

Штремова Кристина, 6 б класс, МОБУ СОШ № 15 г. Якутска

Все знают, как плохо замарать, например, белую блузку, и еще такими пятнами, которые не отстирываются. Вот так и с нашим русским языком. Он как эта блузка, только чистая, с такими красивыми деталями – это красивые слова – от них на душе радостно! А когда на ней появляется пятно – это очень плохие слова – так неприятно становится! Я прошу, чтобы Вы не пачкали наш язык плохими словами (жаргоном, ругательствами). Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — так сказал о нем великий Иван Сергеевич Тургенев.

Надо помнить, что в языке нашем не только плохие слова, но и прекрасные. Их очень много. Это МИР, ДОБРОТА, ЧУДО, СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, УДАЧА, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ… Это только малая часть чудесных слов русского языка. Но я хочу, чтобы этих слов стало еще больше, чтобы такие слова звучали чаще. И поэтому я прошу, береги наш язык, наш прекрасный русский язык!

Сочинение рассуждение Русский язык необыкновенно богат 6 класс

Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат. Но так ли это? Давайте разберемся.

Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.

Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.

Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.

В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

Сочинение №1 Богат наш русский язык

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова. Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.

Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным. Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык. Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.

Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения. Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. в русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется. Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.

Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Родной язык… «Великий и могучий» — именно такие определения дал ему И. С. Тургенев. Должна ли нас волновать судьба русского языка? Эти вопросы поставлены в тексте К. И. Чуковского, взятом из его книги «Живой как жизнь», посвящённой проблемам культуры русского языка.

Раскрывая проблему отношения людей к судьбе русского языка, автор проводит исторические параллели, с помощью цитирования обращается к авторитету выдающихся деятелей культуры, лингвистов и писателей. Чуковский противопоставляет два типа отношения к изменениям, происходящим в языке. В прошлом язык ощущался как слепая стихия, которой невозможно управлять. Об этом писал лингвист Гумбольдт, утверждая, что язык совершенно независим от отдельного субъекта. Чтобы быть убедительнее и образнее, автор использует метафору, «могучая речевая река», изображая бессильных лингвистов и педагогов, которые только смотрят с берега, «сколько всякой дребедени несут на себе её волны». Но сегодня другое время – «эпоха завоевания космоса, эпоха искусственных рек и морей». Нельзя быть равнодушным к родному языку, нужно целенаправленно, планомерно, решительно восстать «против уродств нашей нынешней речи». В борьбе за чистоту родного языка должны активно принимать участие не только средства массовой информации, но и каждый носитель языка.

Автор подводит нас к мысли о том, что нельзя следовать в отношении к родному языку философии бездействия. Нужно делать всё, что способствует очищению языка от ненужных и случайных слов.

Мне понятна позиция автора, и я полностью её поддерживаю, потому что нельзя засорять наш прекрасный язык, язык Пушкина и Толстого, нужно беречь его и в вопросе экологии языка занимать активную позицию.

В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается Элочка Людоедова, лексикон которой убог и беде и состоит всего из трёх десятков слов, типа «парниша», «блеск», «жуть». Этот ограниченный словарь отражает бездуховный, мещанский мир героини.

Подводя итог, подчеркну, что культура языка, его чистота и развитие зависят от общей культуры, от нравственного развития. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!
Текст К. И. Чуковского
(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять. (2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна». (5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение». (10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно». (13) С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи. (14) Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны. — (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом. (17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму? (19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка? (21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей. (24) Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер… (25) Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно. (26) Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них! (ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка. (35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

Вы никогда не задумывались над тем, нужно ли бережно относиться к родному языку? Нет? Напрасно, а ведь это довольно интересная тема для размышлений. Язык — наше богатство, которое мы обязаны беречь и хранить. Ведь язык — это не только средство общения, но и культурный элемент нашей страны. Он богат пословицами, фразеологизмами и другими составляющими, которые делают нашу речь богаче. К сожалению, в современном мире язык все чаще стал подвергаться осквернению со стороны тех, кто употребляет ненормативную лексику. Подобная лексика — словесный мусор, который вовсе не красит нашу речь. Люди используют ругательства потому, что совсем забыли о том, что нужно беречь то, что дано. Очень печально, что многие стали наплевательски относиться к этому. Ведь маленькие дети все слышат и повторяют за взрослыми. Получается, что взрослые подают вовсе неположительный пример, а зря. Ведь малыши должны учиться у взрослых только хорошему, а не перенимать их плохие привычки. Утрата родного языка опасна тем, что люди и вовсе перестанут общаться. Чтобы сберечь язык не нужно ругаться, а нужно относится с уважением к тому, что дано нам из глубины веков. Таким образом, друзья, берегите тот язык, на котором разговариваете!
более месяца назад

СПАДИЛО.РУ

Текст из ЕГЭ

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

(По С. Казначееву)

Вступление

Русский язык – один из богатейших в мире. Как и любому другому, русскому языку свойственно меняться. С каждым годом в нем появляются неологизмы, новообразования в области молодежного сленга, заимствования из других языков.

Порой людям разных возрастов или живущим в разных регионах страны сложно понять друг друга. Изменения, упрощения языка происходят и на государственном уровне. Современный русский язык уже сильно отличается от языка А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

Проблема

О проблеме сохранения русского языка размышляет С. Казначеев в своем тексте. Русский язык претерпевает значительные изменения в плане заимствований, а также в области искажения написаний. Почему общество допускает такие упрощения? К чему это может привести?

Комментарий

Автор начинает разговор с представления примеров современных афиш, которые ежедневно все мы наблюдаем на улицах наших городов. Внедрение в кириллицу латиницы видоизменяет слова и лишает их привычного смысла.

Автор задает вопрос, хорошо ли это? Обогащается ли наш язык от таких видоизменений или же, наоборот, портится? Заимствования с внедрением латиницы и других графических символов заполонили масс-медиа: заголовки газет, реклама на телевидении, вывески с названиями модных заведений – все это переполнено «сломанными» словами.

Для чего вообще нужны такие изменения? Почему к ним прибегают рекламные агенты? Скорее всего, это связано со стремлением к оригинальности, неординарности, жажде привлечь как можно больше внимания к своим названиям и заголовкам. Но оправдано ли это? По мнению автора, этот метод довольно примитивный и поверхностный.

Авторская позиция

Автор уверен, что искаженное написание слов ведет к нарушению функционирования языка, к уничтожению его норм. Автор опасается также за судьбу нашего великого алфавита, подаренного святыми Кириллом и Мефодием.

Своя позиция

Опасения С. Казначеева мне понятны. Меня тоже смущают странные надписи на афишах и в интернете. Они будто режут глаза. Становится непонятно, чего хотят этим добиться, почему так легкомысленно относятся к богатству нашего великого и могучего русского языка.

Язык уже сильно изменился со времен А.С. Пушкина, которого считают создателем современного русского языка. Какие-то изменения принесли пользу, а какие-то, на мой взгляд, просто уничтожают его. К примеру, упрощение норм русского языка на государственном уровне пугает, но в то же самое время упрощает жизнь малограмотных людей.

Аргумент №1

Как можем мы пренебрегать вековыми традициями, которые слово за словом обогащали и преумножали русскую речь, русскую письменность. Язык русской классики, которая оказала значительно влияние на развитие мировой литературы, не должен упрощаться, он может только обогащаться.

Если есть действительно необходимые для заимствования слова для обозначения каких-то новейших понятий, то почему бы их не использовать? Но при наличии русских слов, стоит ли намеренно их заменять иностранными? Думаю, нет. Вспоминаются слова великого русского критика В.Г. Белинского: «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.»

Аргумент №2

И.С. Тургенев призывает восхищаться русским языком, ценить его сокровища и несметные богатства: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Заключение

Еще в первом классе нас учили, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем есть множество слов для обозначения одного и того же понятия, в нем столько возможностей для передачи различных оттенков одного и того же чувства.

Имеет ли смысл еще больше расширять этот круг? Конечно, имеет, но при этом важно не забывать исконные традиции и не отказываться от них в погоне за модой и простотой, не засорять свою речь ненужными неологизмами. Другими словами, нужно думать не только о развитии русского языка, но и о сохранении его первоначальной красоты и разнообразия.

1391488 1

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»

368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, РД [email protected]

Сочинение

на тему:

«Мой взгляд на сохранение родного языка»

Подготовила:

Эюбова С.А.

 учитель родного

языка и литературы 

2017 йис

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям чувствовать себя людьми, ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически с народом.

«Пока жив язык народный в детях народа, до тех пор жив народ. Вымер язык в детях народа, вымер народ» — эти слова великого русского педагога актуальны и сегодня.

Родной язык обладает огромной притягательной силой. Лезгины обычно сравнивали, а точнее отождествляли его со священным словом «мать». Не случайно родной язык называли «материнский язык», самый радостный для ребенка язык, на который он тотчас реагирует – это голос матери, самый понятный язык, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в бабушкиных сказках, в традиционном искусстве и народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Слово матери божественно. Мать дает жизнь в физическом смысле, а язык в духовном…Тот, кто не ценит свой родной язык,

Тот жесточайший заслужил упрек:

Он матерью своею пренебрег.

Не любя и не зная своего языка, мы обедняем себя, прежде всего духовно, нравственно, теряем моральные силы, питающие и подкрепляющие нас .

В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем свой родной язык. Не ценим его как один из редких монгольских языков, как язык величайшего эпоса, как язык наших просветителей, как язык лучших сказок в мире.

.  «Сколько я знаю языков, столько – я человек», — гласит народная пословица.

В духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Истинно народный, истинно национальный педагог Я.А.Коменский выражает нежнейщую любовь к своей Родине, к своему народу, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В уста умирающей матери им вложены слова: «Я советую тебе и моим сынам держать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших предков, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер. Великий педагог – гуманист добивался того, чтобы учителя были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Он с прискорбием писал: «…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке». Это высказывание Я.А.Коменского очень правдиво, но при условии, что дети и их родители владеют родным языком

Великий писатель Н.В.Гоголь писал «Ученики научившись «погружаться» в язык, придут к пониманию его законов и правил». Эти слова близки и лезгинскому языку. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать почему так, а не иначе говорят, пишут, тогда придет и желание «изловить законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства неисчерпаемых возможностей, ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Но опять-таки, чтобы погрузиться нашим ученикам ведь надо владеть родной речью. Да, мы учителя умиляемся успехами наших учеников на конкурсах, олимпиадах по лезгинскому языку и литературе.

Сейчас надо как можно скорее думать как нам дальше сохранить свой родной «лезгинский» язык

Если серьезно задаться этим вопросом, то ответ один – все зависит от всех и каждого.

Начнем с родителей. Истоки языка в семье, не случайно родной язык называют материнским. Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Бабушки и дедушки должны подавать пример им, это совсем несложно делать.

Зависит от педагогов. Учитель должен виртуозно давать урок по родному языку, преподавая как что-то тайное и радостное. Учитель должен уметь внушить необходимость знания родного языка, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня.

Зависит от руководителей. Их личный пример – лучшее доказательство востребованности языка, политического и идеологического интереса к нему, развития престижа родного языка  в обществе.

Зависит от каждого из нас. Необходимо всячески поддерживать  язык – добрыми инициативами, просветительской работой. Сделанное доброе дело в защиту языка обернется благом для каждого.

И вот когда все это будет, все приложат усилия для возрождения языка, то можно ожидать чуда: вопреки прогнозам ученых язык обретет второе дыхание и заживет полноценной жизнью.

  • Сочинение как стать знаменитым
  • Сочинение как проходит мой обычный день
  • Сочинение как происходит взросление темы
  • Сочинение как прошло мое лето 5 класс
  • Сочинение как развивался русский язык