Сочинение как развивался русский язык

Не секрет, что один из самых востребованных языков в мире английский. если знать его, можно слушать песни и понимать

Не секрет, что один из самых востребованных языков в мире — английский. Если знать его, можно слушать песни и понимать их смысл, смотреть фильмы и сериалы в оригинале, читать книги и статьи. Нередко о новых фактах рассказывают сначала иностранные источники. Если знаешь английский, не придется ждать, чтобы узнать что-то новое. 

Мы узнали у студентов, как еще может пригодиться английский, и собрали советы, которые помогут освоить язык быстрее. 

1630778160

Источник: https://clck.ru/XHTQg

Зачем учить английский? 

«Я изучаю английский с первого класса. В свои двадцать лет я владею языком на уровне носителя. Это помогает достигать больших результатов в учебе в университете. Также, зная английский, я могу рассчитывать на работу за рубежом. К тому же, я увлекаюсь музыкой на английском языке, просмотром фильмов и сериалов, чтением зарубежных новостей. В этом мне также помогает знание языка», — говорит Валерия Федорова, студентка СПбГУ. 

«Знание английского помогает мне не только в учебе, но и в повседневной жизни. У меня есть возможность читать зарубежные книги, смотреть иностранных блогеров, слушать разные подкасты и интервью. А также я могу понимать мемы!» — объясняет Айсара Есет, студентка КГУ им. Ш. Уалиханова. 

«Я журналистка. И вот, например, сейчас буду писать материал про музеи, в том числе и зарубежные. А информация о них только на английском. Плюс, если знаешь английский, расширяешь границы всего. Потому что есть много научной литературы, и она более качественная. Это все полезные знания. Еще смотришь разные видео, например иностранных блогеров, и все понимаешь. Можно общаться с людьми из других стран. Мне нравится английский тем, что он может пригодиться там, где вообще этого не ожидаешь. Вот приходишь в магазин косметики, смотришь состав, а он на английском. Читаешь, и понимаешь: стоит брать или нет», — признается Алина Киппари, студентка СПбГУ. 

1630778161

Источник: https://clck.ru/XHTR7

Как выучить английский? 

Истории студентов доказывают: учить язык = иметь возможности. Если у вас уже появилось осознание важности английского и мотивация, воспользуйтесь этими советами по изучению языка. 

Читайте книги 

При чтении работает зрительная память. Вы запоминаете, как пишутся слова. В голове остается стандартный набор фраз, также вы лучше понимаете структуру предложений. Как правильно читать? Берете книги на английском, читаете и выписываете неизвестные слова в тетрадь вместе с переводом. Главное — не забывайте заглядывать в нее и пополнять свой словарный запас. Чтобы книга была интересной, нужно определиться с тематикой и особое внимание уделить уровню ваших знаний. 

Вот несколько рекомендаций, среди которых вы точно найдете что-то для себя: 

— «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла подойдет для начинающих
— Для среднего уровня отличным вариантом будет «Над пропастью во ржи» Джэрома Сэлинджера. Прочитав роман в оригинале, вы точно прочувствуете всю атмосферу
— Знатокам языка и любителям выбирать что-то посложнее понравится «Гарри Поттера» Джоан Роулинг или «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл

Смотрите фильмы и сериалы

С их помощью вы погрузитесь в среду и почувствуете различия в культуре, языке, менталитете. По фильмам и сериалам хорошо изучать повседневную речь и сленг. Слушая разговоры в фильмах, вы постепенно научитесь воспринимать речь на слух, хотя это один из самых сложных этапов в изучении языка. 

На Lelang.ru можно найти много книг, фильмов, сериалов, мультфильмов для всех уровней. На сайте встречаются известный сериал «Друзья», популярные сейчас «Эйфория», «Бумажный дом», «Очень странные дела». Фильмы можно смотреть с английскими и русскими субтитрами.

Больше практикуйтесь 

Важно много разговаривать на том языке, который учишь. При диалоге развиваются не только навыки говорения, но и слушания, грамматики. Так учишься формулировать мысль на этом языке и правильно строить предложения, преодолеваешь языковой барьер. 

Конечно, возникает вопрос: с кем поговорить на английском? Можно пойти в разговорный клуб или выбрать среди других вариантов: репетитор, друзья, соцсети. Есть специальные приложения, которые помогают найти людей для тренировки языка. 

Tandem — мобильное приложение, предназначенное для изучения языков. При регистрации нужно выбрать два языка: который знаешь и который хочешь изучать. Затем тебе предоставят список носителей иностранного, которые хотят изучить твой родной. Таким образом, вы находите напарника и учите друг друга разговаривать. Для этого есть текстовый набор, голосовые сообщения, смайлики.  В общем, похоже на мессенджер, только здесь есть свои определенные цели.

Все эти способы направлены на улучшение словарного запаса, грамматики, чтения, слушания и говорения. Уделяя английскому хотя бы по полчаса в день, вы улучшите свой уровень, а также память и интеллект. Поэтому не ленитесь и учите язык с удовольствием. 

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о развитии творческого мышления. Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи. В статье вы найдете упражнения для развития креативного мышления.

Сочинение как развивался русский язык

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли я все делаю, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения я сопроводила комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываю вас тоже делиться. Внизу статьи есть поле для комментирования. Можете отправлять результаты своей творческой деятельности туда.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Мне попались слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Я взяла зубную щетку. Ей можно:

  • чистить зубы;
  • чистить обувь;
  • рисовать;
  • расчесывать волосы;
  • наносить маску для лица;
  • вычесывать кошачью шерсть;
  • чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Человек в метро

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за. Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”. Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими. Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в меня тапком за такие советы! Я не заставлю вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

У меня получилось вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение. Можете выполнять его в компании друзей. Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из моих любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл. Приведу несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно прочитала в интернете забавную историю. Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  • РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  • ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  • НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  • ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Мне очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Странная фотография

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу. Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Сочинение как развивался русский язык

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные. Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью. Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно. Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве. С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания. Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица. В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Ваза и два лица

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс. Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Симметричная клякса

Советую сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи. История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них. Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Мой фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Фрагмент картины Иеронима Босха “Страшный суд”

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения. Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др. Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги. С чем они у вас ассоциируются? На что похожи? Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Заключение

Вы только что освоили три десятка упражнений по развитию творческого мышления. Это первый уверенный шаг на пути к освобождению своего мозга от закостенелых шаблонов. Если хотите достичь серьезных результатов, заниматься нужно регулярно.

Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты. Ум станет более гибким и восприимчивым к новым идеям.

Всего хорошего!

К 2030 году в России ЕГЭ могут заменить на портфолио ученика. Такую альтернативу предложили в Рособрнадзоре. За любые достижения, такие как волонтерство, занятия спортом, творчеством, школьникам будут начисляться баллы, которые впоследствии будут суммироваться, и поступать в вуз ребенок будет не по результатам единого госэкзамена, а по портфолио. Педагоги рассказали «Правмиру», что они думают об этом.

«Бесплатно и бескорыстно дети шагу не ступят»

Леонид Кацва, учитель истории в гимназии №1543:

Сочинение как развивался русский язык

Леонид Кацва

— Пока заявляется, что портфолио может стать альтернативой ЕГЭ в 2030 году, а за девять лет может многое измениться. Но если говорить об этой альтернативе, если бы ее предлагали вводить сегодня, то я считаю, что эта идея очень плохая. Плохая прежде всего потому, что она коррупционная.

Я начинал работать в 1980 году и помню, как в первые годы моей работы дети буквально вымогали, вымаливали у учителей оценки, потому что тогда еще действовал так называемый средний балл. И несложно себе представить, что будет, если речь пойдет не о лишней десятой доле к среднему баллу, а о портфолио. Мы прекрасно понимаем, чем это может кончиться — этими достижениями в портфолио в школах начнут попросту торговать. 

Есть и второй аргумент. Он, на мой взгляд, еще более серьезный. Предполагается, что это портфолио надо будет собирать в течение ряда лет, возможно, даже с первого класса. И эта идея антипедагогическая, развращающая, потому что ребенок в таком случае будет думать только о «галочках». Условно говоря, он будет подсчитывать, сколько уже бабушек через дорогу перевел, а потом думать, какое еще доброе дело сделать. Бесплатно и бескорыстно дети вообще шагу не ступят.

По идее Рособрнадзора, в портфолио кроме оценок будут включены все грамоты, которые ребенок получит в течение нескольких лет, там будет отмечено участие в самодеятельности, членство в общественных организациях, спортивные достижения и так далее. 

Если есть что-то, что меня наибольшим образом отталкивает в западной системе образования, так это особый учет спортивных достижений при зачислении в вуз.

Спортсмену поступить в тот или иной вуз легче, потому что он будет защищать честь университета в спортивных командах. Это, на мой взгляд, плохой критерий. 

Для поступления в вузы должен быть один критерий — академические знания. И именно те, с которыми ребенок выходит из школы, а не то, как он развивался в течение всех лет.

Поэтому мне кажется, что идея ввести портфолио и попытаться заменить им ЕГЭ опасная, коррупционная, плохая с точки зрения развития детской нравственности и соответственно, в целом, порочная.

Я не думаю, что портфолио — это способ, который должен открывать дорогу в вуз.

«Заменять ЕГЭ портфолио — абсолютная катастрофа»

Алексей Кузнецов, ведущий программы «Родительское собрание» радио «Эхо Москвы», почетный работник общего образования РФ:

Сочинение как развивался русский язык

Алексей Кузнецов

— Идея ввести портфолио и впоследствии заменить им ЕГЭ довольно глупая. Она все переворачивает с ног на голову и смешивает достижения в самых разных областях.

Единственное, что из этого может получиться, — это личное дело.

На самом деле личные дела на школьников ведутся, но очень формально: туда заносятся годовые оценки и иногда вкладываются копии грамот и каких-то подобных вещей.

Это портфолио будет представлять из себя более подробно ведущееся личное дело. Оно может иметь толк для классного руководителя, особенно когда ребенок переходит в новую школу. Тогда по портфолио можно создать какое-то первое представление [об ученике], в этом его польза. 

Делать из этого основание для поступления в вуз или вообще брать его за основу чего бы то ни было означает сломать всю ту, пусть несовершенную, но более-менее работающую систему, которая сегодня сложилась.

И не просто сломать и погрузить на несколько лет школы в хаос, как при любом радикальном сломе. Но это еще и означает совершенно переориентировать школьников и их родителей на постоянное выклянчивание, выканючивание, выцарапывание каких-то баллов, «галочек», «звездочек» для того, чтобы в 11-м классе иметь достаточные показатели для поступления в вуз.

Я хорошо помню, как в советское время в средней школе действовала система среднего балла аттестата. Это гораздо меньшее зло, чем нынешнее портфолио, поскольку он учитывал только академические показатели. Но и тогда ученики ходили за учителями и клянчили «спросите меня еще раз», чтобы повысить свой средний балл. 

Это все совершенно омерзительно, безнравственно и будет нервировать не только родителей и детей, но и учителей. А кроме того, будет отвлекать школьников от главного — то есть от учебы и социализации.

Заменить ЕГЭ портфолио не в состоянии, они про разное. 

ЕГЭ — это инструмент, пусть несовершенный, но показывающий некий срез знаний, умений и навыков на момент окончания школы. 

А что покажет портфолио? Что какой-то ученик до пятого класса был хорошим мальчиком, а потом стал себя хуже вести?

Но так происходит с большинством мальчиков. Это не показатель, на основании которого можно принять решение о зачислении или незачислении в вуз.

Если школа хочет подробно учитывать жизненный путь своих учеников, у нее и сейчас есть такая возможность. Никто не мешает мертвые картонные личные дела превратить в действительно подробную «историю болезни». Но превращать это в замену ЕГЭ — это просто абсолютная катастрофа.

«Это ведение досье на каждого ученика»

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член профсоюза «Учитель»:

Сочинение как развивался русский язык

Всеволод Луховицкий

— Я считаю, что если портфолио заменит ЕГЭ, то это будет более страшная вещь для российского образования, чем, пожалуй, все, что было до сих пор. Потому что это неизбежно приведет к полному отказу от какого-то интереса к содержанию образования и воспитания.

Если ребенок и его родители знают, что ему надо с первого класса или даже с детского сада собирать портфолио, то это значит, что он не должен жить, учиться, участвовать в каких-то интересных делах, а он должен быть маленьким взрослым, который стремится победить других конкурентов и набрать в свое портфолио побольше доказательств, какой он замечательный.

Что такое портфолио? Красивое слово, которое мало что значит. Любой человек может, например, свои олимпиадные грамоты сложить в красивую папочку и назвать это портфолио. Но то, что предлагается Рособрнадзором, — совсем другой вопрос.

Ведомство говорит о том, что это будет пропуском в вуз, что будет вестись государственный электронный учет. Никаких плюсов в ведении портфолио в таком виде я не вижу.

Идея такого портфолио — это идея ведения досье на каждого ученика.

Пока это всего-навсего заявление о намерениях, но если родители и учителя не начнут протестовать, то ничто не помешает Рособрнадзору претворить эту идею в жизнь.

«Дети и родители будут бегать и собирать баллы»

Дмитрий Шноль, учитель математики в школе «Летово»:

Сочинение как развивался русский язык

Дмитрий Шноль

— До сих пор в российские вузы абитуриентов принимают только по результатам экзаменов — это не соответствует общемировой практике. В западных вузах, попадет ли абитуриент в данный вуз или нет, определяют многие параметры, а не только академическая успеваемость.

Подходы в зачислении разнятся, поскольку российские вузы набирают себе отдельных студентов, а какой из них сформируется курс — это уже как получится.

А зарубежные вузы набирают курс в целом. Это означает, что они осознают, что студенчество — это не только учеба у профессоров, чтение книг и сидение в библиотеке, но и взаимодействие студентов между собой. И часто они учатся друг у друга в гораздо большей степени, причем не только своей специальности, но и социальным навыкам, жизненным практикам и тому подобному. И поэтому важно, чтобы на курсе, где они будут все время общаться друг с другом, были люди разного опыта — с музыкальными наклонностями, интересующиеся искусством, с опытом экстремального спорта и так далее.

Как общая идеологическая установка — такой подход правильный, на мой взгляд. Но в ней есть и свои «но». В первую очередь, это то, что она гораздо менее прозрачна.

Когда у нас есть просто баллы ЕГЭ, то более-менее понятно, почему одного абитуриента зачислили, а другого нет.

Когда речь идет об оценке эссе — это относительно субъективно.

При поступлении в западные вузы абитуриент должен написать эссе, в котором объясняет, почему он выбрал этот вуз, почему ему интересно это направление или специальность.

А в случае, когда мы взвешиваем то, что один играет на скрипке, а другой в баскетбол, и решаем, что для нас важнее, то все становится гораздо менее ясно. 

В российских условиях такой подход будет означать, что поступление станет более взяткоемким и, скорее всего, приведет к плохим последствиям.

Если я правильно понимаю инициативу Рособрнадзора, это будет более сложная система. В школе будет производиться учет всех успехов ребенка, начиная с определенного возраста. Побыл он волонтером — получил какие-то баллы, сделал еще что-то, еще баллы. И в итоге все сведется к арифметике и суммированию заслуг. 

И это в российских условиях приведет к дополнительному формализму. Дети и родители будут бегать за какими-то баллами, как-то их собирать, возможно, покупать.

Я думаю, что на фоне нынешней ситуации, когда у российского общества есть установка, что самое главное — это поступить в институт, это самое сложное, это надо преодолеть, а что будет дальше, уже не так важно, — попытка заменить экзамены на портфолио приведет к ухудшению ситуации в нашем образовании.

Первая страница рукописи исторической повести Кецая Кеккетына «Алвыкылгʼэнавʼ» / «Непобеждённые».

Книга представляет собой публикацию произведений первого корякского писателя Кецая Кеккетына (1918–1938/1940 (?)). В сборнике представлены три повести писателя «Эвныто-батрак», «Последняя битва», «Хоялхот». Тексты публикуются на корякском языке с подстрочным переводом на русский язык и лингвистическими комментариями в виде постраничных сносок.

Отдельный раздел книги составляют переводы двух повестей Кецая Кеккетына, выполненные его учителем, североведом С. Н. Стебницким (1906–1941).

В книге впервые представлен подробный литературоведческий анализ произведений Кецая Кеккетына. В издание также включены историко-биографические и архивные материалы, позволяющие восстановить страницы биографии писателя.

Книга предназначена для носителей корякского языка, для специалистов по палеоазиатским языкам, а также для всех интересующихся литературой, историей и культурой коренных народов Камчатки.

Издание приурочено к 100-летию со дня рождения Кецая Кеккетына.

Повести Кецая Кеккетына – лебединая песня…

В декабре 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения первого корякского писателя Кецая Кеккетына. Творческий путь Кецая был стремительным, но очень коротким. По окончании пятого класса Тигильской школы по рекомендации Елены Порфирьевны Орловой, этнографа, исследователя ительменской культуры, в июле 1933 г. 15-летний корякский юноша Кецай Кеккетын был направлен на учебу в Ленинград в Институт народов Севера им. П.Г.Смидовича, организованный при Главном управлении Северного морского пути. В этом институте корякский язык преподавал Сергей Николаевич Стебницкий.

Учитель, лингвист, этнограф, исследователь корякской культуры и языка, С. Н. Стебницкий с искренним участием поддерживал литературное творчество молодых коряков. Под влиянием своего учителя Кецай Кеккетын, будучи студентом II курса Института народов Севера, в возрасте 16 лет начинает писать свою первую повесть «Эв’ӈыто валг’ын» / «Эвныто- батрак», фрагменты которой в 1934г. были опубликованы в Ленинградской газете «Инсовец». Изданная в 1936 г. повесть «Эвныто-батрак» стала первым корякским литературным произведением. В конце 1935–начале 1936 гг., сразу после завершения работы над своим первым сочинением Кецай Кеккетын пишет историческую повесть «Ватӄылг’эн кыӈэв’чит» / «Последняя битва». В авторском варианте эта повесть имела название «Алвыкылгʼэнавʼ» / «Непобежденные».

Параллельно с работой над повестью «Непобежденные» Кецай Кеккетын по поручению своего учителя С. Н. Стебницкого составляет «Книгу для чтения», в которую включает не только переводные, но и авторские рассказы собственного сочинения. Некоторые из этих рассказов повторно были опубликованы С. Н. Стебницким в 1938 и 1940 гг. «Книга для чтения», а также историческая повесть «Непобежденные» под названием «Последняя битва» были подписаны в печать в июне 1936 г., в те дни, когда Кецай Кеккетын уже покинул Ленинград, взяв годичный отпуск «по семейным обстоятельствам», как указано в «Списке студентов Института народов Севера». Уверенно и вдохновенно начав творить в Ленинграде, 17-летний Кецай Кеккетын вдруг неожиданно в мае 1936 г. прерывает учебу и едет на Камчатку. Какие-либо официальные документы, подтверждающие, что после завершения отпуска Кецай вернулся в Ленинград, отсутствуют.

В 1939 г. С. Н. Стебницкий, учитель Кецая Кеккетына, подготовил к изданию третью повесть своего талантливого студента. Невозможно понять, каким чудом С. Н. Стебницкому удалось вне плана Издательства Главсевморпути опубликовать повесть о любви, да еще и без указания имени автора на обложке книги. И это в 1939 г., когда такой риск мог быть чреват необратимыми последствиями для редактора неизвестного автора! На титульном листе издания повести «Хоялхот» были обозначены только инициалы Х. К.

Документы, присланные сотрудниками Государственного архива Камчатского края, свидетельствуют, что в 1939 г. Кецай находился на Камчатке2. Остается вопрос, каким образом рукопись повести «Хоялхот» попала к С. Н. Стебницкому, ведь после 1937 г. Кецай в Ленинград не возвращался…

Мы можем только представлять, как 16-летний корякский юноша ходил по улицам Ленинграда, обдумывая сюжеты своих произведений. Мысленно возвращался он к рассказам отца, пытаясь воссоздать эпизоды жизни чавчувенского стойбища в первые месяцы установления советской власти на Камчатке. Сейчас, по прошествии стольких лет, революционный переворот начала XX в. оценивают критически. Но в 1920–1930 гг. вся страна была охвачена предчувствием новых грандиозных перемен. И действительно, перемены во всех сферах жизни были кардинальными.

Появление повести на корякском языке тоже явилось свидетельством смены эпох. Бесписьменный корякский язык веками развивался в русле устной повествовательной традиции. Никаких предпосылок для зарождения корякской литературы в начале XX в. не было, так как не было корякской письменности как таковой. Изображение социальной несправедливости дореволюционных порядков на Камчатке можно расценивать как социальный заказ, которому естественным образом следовал Кецай Кеккетын в своей первой повести «Эвныто-батрак». В то же время, какими бы жёсткими ни были директивы и ожидания политической власти, талантливый авторский текст всегда оставался и остается неподвластным внешней авторитарной силе.

Повесть «Эвныто-батрак» создана Кецаем Кеккетыном с большой любовью к своему краю. Этнографически достоверные детали, упомянутые в ней, воссоздают эпизоды жизни корякского оленеводческого стойбища начала XX в.

Кецаю Кеккетыну, даже в рамках социально заданной темы, удалось достоверно передать реалии корякской жизни в 1920-е гг.: изобразить день пастуха-оленевода, встречу с новым советским миром, его удивление, недоумение, радость. Уже в первой повести чувствуется особое внимание Кецая Кеккетына к внутренним переживаниям человека.

Стремление К. Кеккетына к психологической достоверности изображения наиболее полно воплотилось в его последней, возможно неоконченной, повести «Хоялхот». В этом произведении молодой писатель рассказывает о противоречивости человеческой натуры, о сложностях выбора между долгом и чувством. Главный герой повести – юноша Хоялхот влюблен в девушку по имени Каляан. Он мечтает жениться на ней и уверен, что родители одобрят его выбор. Хоялхот дал слово Каляан, что приедет к ней свататься, но вдруг он узнает, что еще при его рождении был заключен договор между семьями, по которому он должен жениться на Мэллё. Судьба ставит Хоялхота перед неразрешимым выбором: отказаться от любви и сохранить честь отца, честь своей семьи или предать отца, но сохранить верность своему слову, данному любимой. Переживания юноши переданы Кецаем с удивительной психологической точностью. Внутренние монологи Хоялхота раскрывают перед читателями сложность характера героя. Хоялхота одолевают сомнения. Он принимает противоречивые решения, склоняясь то к одному, то к другому выбору. Хоялхот пытается понять, что важнее: свобода личного выбора или верность вековым традициям. Точно передавая оттенки психологического состояния человека, Кецай Кеккетын вместе с тем большое внимание уделяет этнографической достоверности изображения. С детальной, почти фотографической точностью описывает он внутреннее убранство чавчувенской яранги, эпизод за эпизодом воссоздает ситуации бытовой жизни камчатских оленеводов. Отдельную главу повести Кецай Кеккетын посвящает изображению зимнего корякского праздника, кульминация которого – проведение гонок на оленьих упряжках на дальнее расстояние. Кецай стремится к многогранному представлению национального праздника: тут и мысли зрителей, и чувства самих участников состязания. В финале повести «Хоялхот» совершенно неожиданно на первый план выходит социально-политическое обоснование сюжета. Последние страницы повести будто созданы для того, чтобы представить повесть о любви как идеологический текст о классовой борьбе в корякских стойбищах.

Историческая повесть Кецая Кеккетына «Последняя битва» («Непобеждённые»), изданная в 1936 г., рассказывает о периоде межплеменных войн. Написанный на основе чавчувенских исторических преданий, авторский текст Кецая по своей повествовательной манере разительно отличается от произведений корякского фольклора. Главное отличие – детальное изображение психологии персонажей. Писатель стремится как можно точнее передать внутреннее напряжение чавчувенов, живущих в постоянном ожидании нападения врагов. Смутное предчувствие опасности сменяется признанием неизбежности битвы. Чавчувены принимают вызов судьбы: они вступают в битву с иноплеменниками и побеждают. Именно поэтому в авторской редакции повесть была названа «Алвыкылгʼэнавʼ» / «Непобежденные». Авторский текст повести частично не совпадает с опубликованным в 1936 г. вариантом. К сожалению, в данном сборнике повестей Кецая Кеккетына представлен только тот вариант, который был отредактирован и издан в 1936 г.

Во всех произведениях К. Кеккетына внимание к изображению психологии персонажей сопряжено с этнографической реалистичностью. Предметный мир быта и обычаев чавчувенов воссоздается с очень высокой степенью подробности. Повести Кецая Кеккетына имеют свой авторский стиль: богатство использованной лексики, обилие сравнений, экспрессивность языка – все это делает произведения корякского писателя уникальным языковым явлением. Кецай Кеккетын был настоящим художником слова, и его учитель С. Н. Стебницкий хорошо понимал, насколько талантлив его студент. Сергей Николаевич сделал все, чтобы произведения Кецая были опубликованы.

Трагические события истории вмешиваются в замыслы людей, управляют их судьбами: Кецай Кеккетын пропал без вести в 1930–1940-е гг., рядовой С.Н. Стебницкий погиб 2 ноября 1941 г. Все их стремления, замыслы – все исчезло. Одному – чуть больше 20, другому – всего 35! И все же они успели: благодаря им появилась корякская литература. Именно в литературных текстах первых корякских писателей Кецая Кеккетына, Льва Жукова, Ивана Баранникова (все они были студентами С.Н. Стебницкого) раскрылись изобразительно-выразительные возможности корякского языка.

В условиях необратимой утраты языковой традиции литературные произведения национальных писателей представляют собой своеобразный заповедник языковой культуры, где язык, неподвластный разрушению, продолжает выражать себя с той силой и яркостью, которая была ему свойственна в былые времена.

Хранителям корякского языка

Мы обращаемся к тем, кто хранит в своей памяти корякский язык – язык своих родите- лей, язык своих предков. К сожалению, сейчас он относится к исчезающим языкам. В условиях доминирования российской массовой культуры национальный язык неизбежно уходит из активного бытования. В начале XXI в. корякским языком владеет только старшее и частично среднее поколение потомков традиционной культуры коренного народа Камчатки. Обучение в интернатах, преобладание русской речи во всех сферах общения прервали процесс преемственности национального языка. Угасает языковая традиция, которая веками, передаваясь из поколения в поколение, оберегала язык от исчезновения. Сейчас корякский язык уходит вместе с людьми, в памяти которых он еще живет. Многое нельзя вернуть. В период необратимой утраты национальной языковой культуры единственная возможность сохранить язык – это записывать и публиковать на нем тексты.

Знатоки корякского языка! Читайте, говорите и, самое главное, пишите по-корякски. Воссоздавайте в своей памяти голоса своих родителей. Вспоминайте свое детство, юность, взросление. Вспоминайте рассказы стариков. Если вы помните эти рассказы, значит, они ока- зались важнее бытовой суеты и хлопот повседневности. Не дайте своей истории уйти в не- бытие. Разрешайте записывать свою речь на диктофон. Просите об этом своих детей и внуков, пусть они размещают записи вашей речи в интернете. Указывайте авторство, отмечайте, где и когда вы родились, кто и откуда ваши родители, где жили и куда переезжали. Вспоминайте историю своей семьи. Если не вы, то больше уже никто и никогда не запишет вашу историю. Не делайте из своего языка неприкосновенной тайны: это его убивает. Язык надо выпускать в мир, надо делать его открытым для восприятия и изучения. Слушайте себя. Относитесь к своим рассказам, как к зернам. Вы не знаете, когда и где прорастут эти зерна. Пусть почва кажется вам пустой, не думайте об этом. Вопреки логике, вопреки тенденциям времени, берите тетрадку, берите ручку, начинайте писать по корякски. Исправляйте в книге ошибки, критикуйте наш перевод, сопоставляйте его с переводом С. Н. Стебницкого, предлагайте свой, вспоминайте забытые слова. Возвращайте корякскому языку жизнь. Диалекты корякского языка имеют существенные различия. Расскажите своим внукам, как говорили ваши родители. Не захотят слушать? Ищите тех, кто захочет. Передавайте свои тетради, свои записи в музеи и библиотеки.

Дорогие библиотекари, сотрудники музеев, учителя, методисты районных Домов культуры, ваша роль в сохранении языкового наследия коренных народов Камчатки велика: от вашего отношения, вашего внимания к рукописям жителей нашего полуострова, аудиозаписям образцов национальной речи зависит сохранность бесценных документальных материалов – отголосков истории древних этносов Камчатки.

За судьбу языка отвечают и лингвисты, и сами носители языковой традиции. Ни один исследователь без поддержки хранителей языка ничего не изменит. Язык – это дар, чтобы сохранить этот дар, надо писать. Записанный на бумаге текст обретает свою собственную судьбу: для него уже не существует временных рамок, ограниченных человеческой жизнью.

Коллектив составителей выражает благодарность директору Института лингвистических исследований РАН члену-корреспонденту РАН Евгению Васильевичу Головко за организацию работы с архивным фондом С. Н. Стебницкого. В результате этой работы были подготовлены иллюстрации к книге сочинений первого корякского писателя Кецая Кеккетына. Рукописи первого корякского писателя в фондах Института лингвистических исследований РАН были обнаружены Аллой Александровной Мальцевой в 2008 г.

Т.А. Голованева благодарит главного научного сотрудника сектора языков народов Сибири Института филологии СО РАН А. А. Мальцеву за обучение системе глоссирования корякских словоформ и опыт подготовки языкового материала к публикации.

Выражаем признательность японской исследовательнице алюторского языка доктору филологии Юкари Нагаяме, которая с искренней заинтересованностью откликнулась на нашу просьбу помочь в подборе иллюстративного материала. Под руководством Юкари Нагаямы велась работа с архивным фондом С. Н. Стебницкого.

Благодарим сотрудников Государственного архива Камчатского края: директора Т. В. Замотайкину и исполнителя Е. П. Абрамову, которые подготовили и отправили нам копии архивных документов, свидетельствующих о событиях жизни Кецая Кеккетына и его отца Кеккета Мейнувье после 1936 г. Присланные сотрудниками архива материалы помогли восстановить неизвестные страницы биографии первого корякского писателя после его возвращения из Ленинграда на Камчатку.

Слова самой искренней признательности в адрес журналистки Екатерины Ивановны

Дедык, которая в течение нескольких лет поддерживала идею создания книги, посвященной Кецаю Кеккетыну, и помогла нам материалами, советами, консультациями.

В процессе создания книги нам оказывали помощь в уточнении значений слов и их переводе носители корякского языка, которым выражаем особую благодарность:

  • Гемавье Никита Николаевич (корякское имя: Ӄотавʼвʼырӈын),
  • Дедык (по отцу: Чечулина) Екатерина Ивановна (корякское имя: Ёкав), Кузнецова (дев. Кергувье) Надежда Семеновна (корякское имя: Етыгын), Марпача Светлана Николаевна (корякское имя: Гʼэйӈэвʼӈэвʼыт), Моисеева (дев. Тынанто) Светлана Николаевна (корякское имя: Пильгу), Нинани (дев. Тналхут) Ирина Ивановна (корякское имя: Етӈэ),
  • Нутене Наталья Александровна (корякское имя: Гʼынмаӄач),
  • Нутелхут Татьяна Ивановна (корякское имя: Таэлей),
  • Пронина (дев. Нинани) Евдокия Павловна (корякское имя: Каляг’ан), Тнагиргин Геннадий Владимирович (корякское имя: Ует),
  • Тынетэгин Николай Иванович (корякское имя: Тынэтэгын).

Повести Кецая Кеккетына (Тексты. Переводы. Комментарии). Новосибирск «Академиздат» 2018

Николай Алексеевич Некрасов писал стихотворения на разные темы, но особое место занимают стихотворения о любви, полный анализ которых поможет лучше понять мысли автора. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при изучении лирики поэта.

Тему любви в своих произведениях автор раскрывает очень своеобразно. Он раскрывается как новатор в художественном плане. Его творчество отличалось от его предшественников, которые изображали любовь в те моменты, когда она только расцветала и была прекрасна. Некрасов же показывает и другую часть любовных чувств, избежать которые не удается никому, как например в произведении «Мы с тобой бестолковые люди…».

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова

Сколько у меня было души, страсти, 

 характера и нравственной силы – 

 все этой женщине я отдал, вce она взяла… 

Мы привыкли видеть Николая Алексеевича как поэта глубоко гражданского, который рассказывал о жизни простого народа, а так же поднимал проблемы, с которыми сталкивалось общество. Но если углубиться в его  творчество, то можно отметить, что его перу принадлежат глубокие философские стихотворения на любовные темы. Эти стихотворения были объединены в «панаевский цикл».

«Панаевский цикл»

История этих произведений начинается с периода его отношений с А.Я. Панаевой, которая была гражданской женой поэта. Их совокупность образует некий дневник, состоящий из лирических произведений поэта. В них он запечатлел все свои чувства и эмоции, которые испытывал к этой женщине.

В данном цикле мы можем наблюдать, что отношения лирического героя с его возлюбленной преподносятся в форме мучительного диалога двух личностей, равных между собой. Они являются свободными и независимыми, но при этом очень ранимыми. В них присутствуют и ссоры, и недопонимания, которые возникают на бытовом фоне.

Автору удалось передать всю сложность женского характера, доброго от природы, но пострадавшего от жизненных испытаний. Отсутствие внутренней гармонии и становится причиной срывов, и необдуманных поступков.

Мы можем наблюдать то, что Некрасов первым создал женский характер и раскрыл его многогранность в своих стихотворениях. Причем ушел от стандарта, и показал не только положительные стороны, а и отрицательные. Он показал те чувства, на которые способна женщина, но о которых принято было молчать. Это и самоотверженность с жестокостью, любовь с ревностью, а так же другие неожиданные проявления личности. Она страдает сама и заставляет страдать других – вот тот образ, который осветил Некрасов в своем творчестве.

«Я не люблю иронии твоей»

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» уже с первой фразы раскрывается характер обоих партнеров, а так же показана сложность их любовных отношений.

    Пока еще застенчиво и нежно 

    Свидание продлить желаешь ты, 

    Пока еще кипят во мне мятежно 

    Ревнивые тревоги и мечты — 

    Не торопи развязки неизбежной! 

Во всем цикле балансирует огромное чувство любви с проблемами повседневности. Автор не боится показать любовь в весьма непривычном свете, раскрывая все тягости быта и повседневности. Здесь нет романтичности, к которой мы так привыкли. Он показывает любовь как тяжелый труд двух любящих людей.

Лирику Некрасова неоднократно называли «прозой любви». В своих произведениях Некрасов раскрывает другую сторону отношений – он показывает ревность, самоутверждение, самоугрызение и порывы страстей, которые царят «за закрытыми дверями».

Каждое вступление Некрасова – это начало очередного спора, ссоры, выяснения отношений. Это видно даже из названий его произведений: «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…». В цикле его произведений постоянно встречаются многоточия. Автор ими заканчивает свои произведения. Таким образом он показывает, что ситуация не исчерпана до конца, а продолжение обязательно будет.

Да, данный роман был непростым, в нем было много трудностей, а а закончился он расставанием. Но в своем «панаевском цикле» он прославил любовь и свою любимую женщину, которая в определенный период жизни поддерживала и вдохновляла его.

    Все, чем мы в жизни дорожили, 

    Что было лучшего у нас, — 

    Мы на один алтарь сложили — 

    И этот пламень не угас! 

Лирика поэта отличается своей оригинальностью. Вроде как он взял самую распространенную и вечную тему, но сумел донести её совершенно по-другому, оригинально. Он показывает свой взгляд на взаимосвязь мужчины с женщиной, а так же без приукрашения показывает все сложности и специфику данных отношений. Так же Некрасов раскрывает значимость любви в жизни каждого из нас.

 «Мы с тобой бестолковые люди»

Что же касается личной жизни поэта, то она была очень странной, люди её не понимали и пытались даже насмехаться. Некрасов с молодых лет был влюблен в А. Панаеву, которая на момент их знакомства состояла в браке. Некрасову удалось добиться её расположения лишь в 1846 году, после чего он начал проживать с супругами в одном доме.

Этот роман развивался очень необычно, из-за чего постоянно возникали ссоры, скандалы и недопонимания. Плюс ко всему оба влюбленных имели весьма вспыльчивый характер, поэтому для скандала хватало даже самого незначительного события. Но после любого выяснения отношений влюбленные мирились, и начинали жить какое-то время спокойно.

В 1851 году Некрасов пишет свое произведение под названием «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описывает их достаточно сложные отношения.

Некрасов именно так и относится к самому себе и своей любимой, поэтому неудивительно, что общество так же считает их «бестолковыми людьми». Супруг А. Панаевой был в курсе того, что между его женой и Некрасовым состояла любовная связь. Стоит вспомнить, что данные события происходили в то время, когда подобные отношения в обществе вызывали шок. Но поэту было все равно на отношение общества к его личной жизни.

Поэт просит любимую, чтобы она не держала в себе раздражение и недовольство, а сразу давала волю своим чувствам. Он прекрасно понимал, что если эмоции не выплеснуть изначально, то это чревато серьезным скандалом в будущем.

Хоть супруг и был в курсе происходящего, все же они не позволяли выяснять свои отношения в его присутствии. Скандалы и ссоры начинались в тот момент, когда они оставались один на один. Поэт даже получал своего рода удовольствие от ссор, поскольку знал, что за любым скандалом последует примирение. Именно в этом он и видел искренность и взаимность чувств.

В данном стихотворении, которое смело можно назвать образцом любовной лирики поэта, отображены все глубочайшие переживания поэта, которые он выплескивает на бумагу.

«Тройка»

Творчество Некрасова богато не только на любовную лирику, он так же воспевал долю русских женщин, которыми неустанно восторгался. Да и было чем. Они были красивы, хозяйственны, но, к сожалению, наказаны судьбой.

Хорошим примером является его произведение «Тройка», которое он пишет в 1846 году. В это время на Руси еще было крепостное право, поэтому судьба русских женщин была очень и очень нелегкой. С самых ранних лет они трудились наравне с взрослыми.

Но не все красавицы соглашались мириться с участью, которая выпала на их долю. Они продолжали мечтать и верить в сказку, в которой обязательно присутствовал принц. Поэтому, когда мимо проезжала тройка с кучером, в которой находился молодой барин, каждая из них принималась мечтать, что возможно в одной из них находится её судьба.

  • Сочинение как проходит мой день на английском с переводом 4 класс
  • Сочинение как прошло мое детство
  • Сочинение как произведения искусства становятся бессмертными итоговое
  • Сочинение как прошел мой день рождения
  • Сочинение как рождаются слова