Тезисы

  • Бессмертными произведения искусства делает исключительная художественная ценность.
  • Если произведения искусства остаются актуальными всегда, они никогда не будут похоронены в забытье.
  • Настоящее искусство бессмертно, потому что всегда злободневно и значимо для человека.
  • Произведение становится бессмертным, когда находит место в душе людей, представляющих разные народы и эпохи.
  • Искусство становится вечным, когда вызывает интерес у каждого нового поколения людей, воспринимающих его.
  • Бессмертие искусства определяется его эстетической ценностью.
  • Красота делает произведения искусства бессмертными, потому что она небезразлична людям прошлого, настоящего и будущего.
  • Если творчество значимо и всегда актуально для человечества, оно станет бессмертным.
  • «История искусств есть история их многократного возрождения» (С. Батлер)

Аргументы

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Искусство обретает бессмертие тогда, когда люди ссылаются на него даже спустя сотни лет со дня его сотворения. В этом мы убеждаемся, читая повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Георгий Желтков годами писал своей избраннице о любви, ведь не мог претендовать на нечто большее. Он был лишь обычным телеграфистом, а она принадлежала к княжескому роду. Она нашла счастье в союзе со своим супругом, а Георгий так и остался наедине с мечтой о ней. Но его подарок на именины возлюбленной заставил ее родственников найти таинственного обожателя. Они потребовали, чтобы он не позорил имени порядочной женщины и не досаждал ей своими письмами. Желтков поговорил с Верой и понял, что мешает и ей. Поэтому он покончил с собой, но, предвидя ее угрызения совести, отправил последнее послание с просьбой послушать одну из симфоний Бетховена. Вера винила себя в гибели Желткова, но неожиданное утешение ей доставила музыка, которую порекомендовал ей Георгий. Услышав мелодию, героиня поняла то, что хотел сказать ей покойный. Они оба продолжали беседовать на языке искусства и наладили контакт, даже находясь в разных мирах. Этот пример говорит о том, что творчество не умирает, как человеческий язык, потому что из года в год, из эпохи в эпоху служит средством для выражения чувств и мыслей и для обмена ими. 

Н.В. Гоголь, «Портрет». Искусство становится вечным, если находит путь в душу каждого представителя новых поколений и времен. Это доказывает пример из повести Гоголя «Портрет». Главный герой случайно наткнулся на картину, поразившую его воображение. Автору удалось передать демоническую сущность известного ростовщика, нарисовав его жуткие и выразительные глаза, которые настигали жертву, в каком бы углу комнаты она ни находилась. Под влиянием впечатления от полотна Чартков увидел во сне, как заимодавец предлагает ему крупную сумму. Утром он и вправду нашел деньги в складках холста и изменил свой образ жизни. Талантливый, но бедный живописец стал продажным и бесчестным дилетантом, чтобы жить в роскоши. В финале Чартков разочаровался в себе и покончил с собой. Но история картины убеждает нас в том, что у этого полотна были и другие жертвы. Это означает, что оно не утрачивает свою гипнотическую силу со временем, а значит, является бессмертным шедевром кисти мастера. Что бы ни произошло, оно все также будет пленять зрителей своим инфернальным влиянием. 

Рэй Брэдбери, «Улыбка». Настоящее искусство всегда вызывает сильные эмоции, поэтому остается в веках и восхищает представителей каждой эпохи. Это доказывает пример из рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка». В нашем фантастическом будущем люди решили, что во всех их бедах виновато прошлое, и стали уничтожать и унижать то, что от него осталось. Поэтому народ на площади собрался не для того, чтобы сфотографировать шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза», а затем лишь, чтобы в него поплевать. Но мальчику, которого тоже привели с этой целью, полотно показалось очень красивым: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Его восторженное впечатление о картине, написанной сотни лет назад, является объяснением бессмертия искусства. Каким бы древним оно ни было, все тот же трепет, все те же волнения оно пробуждает в сердцах людей. 

А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Искусство бессмертным не становится, а рождается. Если произведение изначально талантливо и красиво, то таковым его признают и через сотни лет. Это доказывает пример из произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Молодой композитор Моцарт и не сам не подозревает, что пишет гениальные мелодии. Он относит старшему коллеге и не видит в своих произведениях особой притягательности. Написав их, он никак не анализирует полученный результат. Зато его прекрасно видит Сальери: « Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Музыка Моцарта пережила его, ведь уже родилась бессмертной «песнью херувима». До сих пор его симфонии являются эталоном мастерства композитора. Но ведь они и изначально были таковыми, ведь это признавали знатоки уже при жизни Моцарта. Несомненная художественная ценность работы позволяет нам сделать вывод, что она останется в веках.

И.А. Бунин, «Баллада». Настоящее искусство обретает бессмертие тогда, когда люди делятся им друг с другом. Если запереть его и никому не показывать, оно, конечно, не останется в памяти потомков и не будет играть никакой роли в их жизни. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Баллада». Странница и богомольница Машенька рассказывает герою сюжет баллады, которую ей читали господа, воспитавшие крепостную девочку вместе со своим ребенком. История повествует о судьбе похотливого и несдержанного барина, который сделал несчастными многих девушек. Он постоянно искал новые возможности для блуда и докатился до того, что задумал похитить невесту своего сына. Юноша оказался дальновидным и сбежал вместе с избранницей, но князь отправился за ним в погоню и даже убил несколько лошадей, как вдруг за ним увязался огромный волк. Выстрелы никак не задевали чудовище, и оно убило князя, а потом скрылось. Окровавленного героя привезли домой, и он признался во всех своих грехах, а в назидание потомкам велел изобразить зверя в фамильной часовне. Эта баллада ожила в речи Машеньки даже спустя несколько сотен лет с момента ее сотворения. Ее бессмертие обусловлено культурным обменом между поколениями, благодаря которому самые интересные произведения искусства остаются в народной памяти.

И.А. Бунин, «Весной, в Иудее». Искусство становится бессмертным, если в нем изначально заложена красота. Эстетические ценности никогда не устаревают, в них человечество нуждается всегда. На языке поэзии говорит любовь, объединяющая первого человека с нашим современником. Подтверждение этому мы находим в рассказе Бунина «Весной, в Иудее». Главный герой бродил по Иудее и любовался красотой этих земель. Ему непроизвольно вспомнились строки из «Песни Песней», древнееврейского фольклорного произведения: «Зима уже прошла, цветы показались на земле, время песен настало, голос горлицы слышен, виноградные лозы, расцветая, издают благоухание». Прекрасные строки, описывающие преображение природы, подходили для передачи эмоционального состояния рассказчика. В них он находил отражение своих чувств, хотя произведение было создано за несколько веков до начала нашей эры. Это говорит о том, что настоящее искусство становится бессмертным, если является носителем нетленной красоты, искреннего чувства, мудрой мысли, в которых нуждается каждый человек.

Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Искусство становится вечным, если вызывает эмоциональный отклик человека каждой эпохи. То, что вдохновляет и мотивирует, поражает и заставляет задуматься, никогда не устареет и не канет в лету. Об этом говорил и Виктор Гюго в знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери». Сюжет произведения ему подсказал древний храм, на стенах которого кто-то вывел таинственную надпись «Рок». Бродя по развалинам некогда прекрасного готического здания, рассказчик сетует на недальновидность и равнодушие властей к этому памятнику культуры, который по-прежнему обладает важным историческим, эстетическим и духовным значением для людей. В качестве доказательства своей точки зрения Виктор Гюго написал роман, в котором собор сыграл одну из главных ролей. Читатели увидели величие и ценность этого сооружения и потребовали у чиновников ответа. Храм был восстановлен, и теперь привлекает к Франции внимание всех жителей планеты, ведь каждому хочется увидеть столь красивый и прославленный образчик зодчества. Он никогда не устареет, потому что в нем заложена искра таланта, вдохновляющая и радующая всех людей. 

А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Если произведение искусства воодушевляет и заставляет трепетать сердце каждого человека, оно становится бессмертным, ведь во все времена люди стремились к красоте, мудрости, истине и другим духовным ценностям. Все это мы находим в искусстве, что подтверждается примером из произведения «Бахчисарайский фонтан». Искусное сооружение, которое увидел А.С. Пушкин во время своей поездки на юг России, вдохновило автора на создание поэмы. В ней он излагает легенду о создании этого шедевра. Грозный хан привез в гарем невольницу — польскую княжну. Но ни подарки, ни внимание, ни признания не растопили сердце красавицы. Она хотела воли, а не любви хана. Зато страсть к повелителю имела грузинская прелестница Зарема. Она ревновала Гирея и убила Марию, а та благодарно приняла смерть. Хан расправился с Заремой и остался один. Фонтан символизировал слезы и разбитые жизни всех троих. Эта трогательная история была написана под впечатлением от красоты архитектурного памятника через несколько сотен лет со дня его сотворения. Видимо, данное произведение стало бессмертным благодаря своей способности вдохновлять и воодушевлять людей.

Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы». Искусство служит выражению наших эмоций и мыслей, образуя особый язык метафор и аллюзий, яркий и образный. Поэтому бессмертие обретают те произведения, которые способствуют обогащению внутреннего мира человека и его коммуникации с внешним миром. Пример, подтверждающий это, мы видим в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Федор Карамазов часто упоминает героев драмы Шиллера «Разбойники». Он сравнивает своих сыновей с потомками графа Моора и часто делает отсылки к сюжету этой пьесы, рассуждая о своей жизни. Ивана он все время норовит назвать Карлом, подсознательно чувствуя его неприязнь к порокам, мстительность и тягу к справедливости, а, быть может, и попытку сына сделать мир лучше, благословив расправу над отцом. Дмитрия он называет Францем Моором, пытаясь тем самым унизить сына, который предъявлял к нему имущественные претензии и боролся за расположение Груши, приглянувшейся Карамазову. Литературные аллюзии помогали герою выразить свои чувства полнее и ярче, а автору они были нужны для того, чтобы глубже проанализировать образы персонажей и точнее раскрыть идею произведения. Достоевский, очевидно, был согласен с Шиллером и полагал, что царствие небесное нельзя построить на крови, даже если это кровь грешника. Так, драма «Разбойники» стала бессмертной из-за того, что образы и символы из этого произведения стали частью языка искусства, на котором говорят просвещенные люди.

М. Цветаева, «К Пушкину». Искусство становится нетленным, если проблемы, идеи и темы, затронутые в нем, тоже относятся к вечным. Тогда подобное произведение будет актуально во все времена. Это доказывает пример из поэмы М. Цветаевой «К Пушкину». Поэтесса обращает внимание читателя на то, что Пушкин всегда боролся с «русской косностью» и был новатором не только в своем деле, но и в своих убеждениях. Не только форма произведений автора была инновационной, но и содержание его работ было революционным для того времени, что и повлекло за собой политические преследования поэта. В его произведения Цветаева черпала силу для преодоления собственных разногласий с властью. Поэма была написана в 1931 году — в репрессивный период становления СССР, где многих авторов отказались печатать. Марину Ивановну тоже объявили вне закона, и она жила в нищете, ведь ее стихи никто не печатал. Каждый день она проживала в ожидании ареста. В эти тяжелейшие годы поэтесса искала в литературе подпитку для своего боевого духа и нашла ее в творчестве А.С. Пушкина, который тоже был изгоем при дворе Николая Первого. «Пушкиным не бейте! Ибо бью вас — им!» — пишет Марина Ивановна. Из этого примера мы можем сделать вывод, что произведение будет жить вечно, если оно отвечает на злободневные вопросы любой современности.