- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Как произведения искусства становятся бессмертными
Произведения искусства могут стать бессмертными, если они оказывают огромное влияние на жизнь людей в разных странах. Это касается разных областях искусства: живописи, музыки, театра, балета, архитектуры и многих других.
Людям всего мира известны картины эпохи Возрождения. Знаменитые «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, скульптуры Микеланджело и соборы в Риме. В нашей стране также есть работы, которые достойны подобной славы. Это работы Левитана, Репина, Васнецова, музыка Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. Что делает их бессмертными? Это влияние на умы и чувства других людей. Рассмотрим это утверждение на примерах.
Знаменитые картины художников эпохи Возрождения открыли людям Европы и мира, что человек – это высшее в мире достояние, что он достоин любви и уважения. Красота его тела и души идёт от Бога, но на Земле, он может и должен жить счастливой жизнью. Это признание земной жизни и её ценности наполнило новую эпоху смыслом бытия, реальности. Люди поняли, что можно и нужно стремиться к совершенству, но не обязательно истязать себя в молитвах и жертвах ради будущей загробной жизни. Тоже можно сказать об архитектурных сооружениях, созданных в Европе после пятнадцатого века. Они поражали человека красотой и совершенством линий, убранством и торжеством религиозных библейских мотивом. Однако, прежний аскетизм и насаждение чувства вины за грехи постепенно уходили из жизни людей и делали их жизнь радостной и ценной.
Подобное влияние оказали и картины русских художников второй половины девятнадцатого, начала двадцатого века. Пейзажи Левитана – торжество и могущество природы. Они выражали огромную палитру чувств и настроений человека. Например, картина «Март», так насыщена красками, освещена солнцем, что, глядя на неё, понимаешь, что пора «метелей злых и бурь опять надолго миновала». Весна у мастера – не только время года, но и торжество, праздник новой жизни, счастливая, молодая пора, новое время. Музыка Чайковского, сродни картинам знаменитых художников, о которых говорилась ранее. Она рассказывает о жизни, наполненной радостью, а иногда заставляет грустить и сопереживать о страданиях вместе с героем. Это и «Времена года», и «Лебединое озеро», и многие другие произведения.
Таким образом, можно считать, что бессмертными могут быть произведения искусства, которые восхищают своей красотой и рождают у людей стремление и к лучшей жизни.
2 вариант
Выбирая, какую прочесть книгу, какое музыкальное произведение послушать, на какие картины и памятники архитектуры посмотреть мы очень часто опираемся на отзывы друзей, знакомых или совершенно посторонних нам людей, которые произносят фразу: «Это бессмертное произведение искусства!». И мы понимаем – да, это стоит нашего внимания.
А что же делает произведение искусства бессмертным? Ведь есть еще и фраза «На вкус и цвет товарищей нет!»… Так почему же существуют такие произведения искусства, которые почти каждый готов наградить эпитетами «великое», «бессмертное», «волшебное»?
Бессмертное – значит, в первую очередь, на много лет или даже столетий пережившее своего автора. Такое произведение искусства находит отклик в умах и сердцах не только современников его создателя, но и многих поколений его потомков. При этом в таком произведении искусства каждое последующее поколение видит что-то свое, по-новому трактует тот смысл, который изначально закладывал в свое творение автор. Значит, бессмертным произведение искусства делает его многозначность, возможность каждому новому поколению найти в нем именно то, что им нужно здесь и сейчас.
Другим важным аргументом в пользу признания произведения искусства бессмертным является его уникальность. В наш век массового производства однотипных товаров, похожих друг на друга романов и стихов, неотличимых друг от друга музыкальных произведений произведение искусства, которое невозможно повторить, становится поистине бессмертным. Уникальный слог автора книги, неповторимая техника художника заставляют нас неоднократно в течение всей жизни снова и снова возвращаться к произведениям искусства, ставшим бессмертными. И не просто возвращаться, а каждый раз находить в них что-то новое. А это значит, что еще одной характерной чертой бессмертного произведения искусства является его актуальность для людей разных возрастов. Если произведение искусства дает ответы на вопросы, возникающие у одного человека и в 20, и в 60 лет, оно поистине бессмертно.
Роль искусства в развитии человечества сложно переоценить. За всю историю человечества созданы миллионы артефактов, однако лишь немногие из них удостоились звания «бессмертные» и продолжают вызывать восхищение у многих и многих поколений людей. И все эти произведения искусства, бесспорно, обладают всеми перечисленными выше качествами. Однако нельзя не учитывать и фактор иррационального: все мы знаем примеры, когда произведение искусства становится бессмертным не только благодаря своей уникальности и актуальности, но и благодаря некоему необъяснимому притяжению для людей. Одним из ярких примеров такого бессмертия является прославленная картина Леонардо да Винчи, известная как «Мона Лиза». Многие сходятся во мнении, что с художественной точки зрения она уступает многим другим произведениям великого художника, но на протяжении веков этот портрет притягивает взгляды самых разных людей, является объектом многочисленных исследований и обсуждений.
Итак, произведения искусства делают бессмертными их уникальность, многозначность и актуальность для многих поколений, а также неуловимые с рациональной точки зрения черты, которыми их могут наделить только поистине великие авторы.
Также читают:
Картинка к сочинению Как произведения искусства становятся бессмертными
Популярные сегодня темы
- Сочинение Делает ли надежда человека сильнее
Многие задумывались о том, что помогает им в трудных жизненных ситуациях не опустить руки. Зачастую этой опорой становиться надежда. Она прибавляет человеку сил для движения вперёд несмотря на препятствия или неудачи.
- Отзыв о повести Барышня-крестьянка для читательского дневника (Пушкин)
Произведение подкупает своей простотой и искренностью. Пушкинский стиль изложения, как и прежде, великолепен и неподражаем – гений автора позволяет сопереживать героям, при этом не испытывая затруднений при чтении
- Зачем Печорин добивался любви Мери? 9 класс сочинение
Печорин сам не раз задавался вопросом Зачем я стремлюсь завоевать любовь Мери? Ведь я никогда не смогу взять ее в жены, так как не люблю ее. Михаил Юрьевич Лермонтов не пытается до конца раскрыть всех намерений главного персонажа.
- План рассказа Собирай по ягодке — наберешь кузовок Шергин
В начале произведения повествуется о бабушке некоего Вани, которая отличалась необычайной мудростью, выверенностью, приветливостью и рассудительностью. Все ею несказанно восхищались и чтили как человека
- План рассказа Косцы Бунина
С самого начала произведение знакомит нас с подробным описанием природы. Автор описывает поля, на фоне прекрасного захода солнца, которое аккуратно падает в красивые легкие облака. Кажется
Многомудрый Литрекон любит искусство и посвящает ему итоговое сочинение на тему: Какие произведения становятся бессмертными? Аргументы он взял из книг «Улыбка», «Портрет», «Скрипучие половицы», «Слово о полку Игореве».
Вариант 1
(398 слов) Искусство получает бессмертие в награду за талант и исключительную близость к людям. Если произведение волнует, радует и заставляет задуматься о высоком всех тех, кто его воспринимает, то оно не будет забыто новыми поколениями зрителей, читателей или слушателей. Подтверждение этому мы находим в литературе.
Например, Рэй Брэдбери в книге «Улыбка» назвал бессмертное произведение — картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Все мы знаем об этом полотне и высоко его ценим, несмотря на то, что нас с ним разделяют несколько столетий. Вот и людей нового времени, смутного времени, когда культура пришла в упадок, такая живопись не оставляла равнодушными. Общество нового мира, изображенного в книге, считало, что все его проблемы унаследованы от прошлого, поэтому показательно наказывало его. Мужчины и женщины уничтожали все, что осталось от цивилизации, и находили в этом утешение. Но Тому, совсем еще ребенку, «Мона Лиза» очень понравилась. Когда все лишь рвали и даже жевали картину, он прислонил к груди и спрятал кусок холста, где была запечатлена улыбка Джоконды. Мальчика поразила и заворожила «чудесная улыбка». Если искусство даже спустя века может так влиять на человека, вызывать у него сильные эмоции и глубокие мысли, значит, оно удостоится вечной жизни.
Важно, чтобы произведение искусства было понятно не только узкому кругу почитателей, но и всему народу. Тогда оно точно будет интересовать людей будущего. Подобный пример мы находим в книге К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы». Главный герой — Петр Ильич Чайковский, знаменитый композитор, работы которого мы знаем и ценим до сих пор. Автор переносит нас со времена, когда музыкант творил. Он сочинил мелодию, которую играл у себя на рояле, а в передней его дожидались Феня, юная крестьянка, и Василий, пожилой и суровый мужчина. Они тоже слушали музыку и наслаждались ею. Она была близка им, брала за душу, хоть они и не были ценителями искусства. Василий думал: «Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? «Среди долины ровныя»! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?». Эти раздумья простого деревенского обитателя указывают на универсальность творчества Чайковского. Оно нравится всем слушателям, и каждый видит в его музыке что-то свое, близкое и родное. Такое творчество всегда будет актуально и значимо для людей.
Таким образом, вечная жизнь является данью нашего уважения к таланту, который не имеет срока годности. Творчество всегда будет волновать сердца людей, если вызывает сильные чувства и порождает высокие мысли у широкого круга слушателей, читателей и зрителей.
Вариант 2
(430 слов) Многих начинающих авторов волнует вопрос: «Какие произведения становятся бессмертными?». Чтобы ответить на него, нужно понять, что общего во всех тех шедеврах, которые мы помним до сих пор? Все они сильно воздействуют на ум и душу человека, а также обладают несомненной художественной ценностью. Такое творчество способно изменить жизнь. Все эти признаки мы встречаем в лучших образчиках искусства.
В качестве примера рассмотрим памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». До нас не дошло даже имя автора этой поэмы, но мы до сих пор ценим и любим произведение, повествующее об истории нашей Родины. Почему? Во-первых, эта книга красиво написана и обладает эстетической значимостью для всех, кто разбирается в поэзии. Во-вторых, «Золотое слово Святослава», где говорится о необходимости объединения Руси и консолидации всех сил ради борьбы с врагом, дает нам, потомкам князей, мудрость, актуальную во все времена. В-третьих, «Плач Ярославны», где описываются тоска и боль княгини, призывающей силы природы помочь Игорю бежать из плена, пробуждает в душе чувства сопереживания, любви, отзывчивости, что очень важно для всех людей и для каждой эпохи. И, наконец, «Слово о полку Игореве» заставляет нас задуматься о цене амбиций и изменить свою жизнь, сделав главными приоритетами семью и нравственный долг. Исторические уроки и художественная ценность, заложенные в поэме, будут актуальны и востребованы всегда, поэтому она никогда не устареет.
Литература учит и передает опыт, а как быть с живописью? Какая картина удостоится бессмертия? Та, что вызывает сильные эмоции и глубокие мысли у человека. Искусно написанное полотно тоже может менять судьбы людей. Об этом пишет Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Главный герой случайно увидел картину, где был запечатлен ростовщик, известный своей хищнической природой и многочисленными драмами, произошедшими из-за его займов. Художнику удалось передать негативную энергию этого человека в полотне. Особенно выразительным получился его взгляд, настигающий зрителя в любой части комнаты. Демоническая сущность портрета изменила жизнь Чарткова: если раньше он стремился служить искусству и раскрыть свой потенциал, то теперь он писал банальные и посредственные работы на заказ, чтобы заработать больше денег. От такого ремесленного использования его дар померк навсегда. Герой сошел с ума, разочаровавшись в своем выборе, сделанном под влиянием картины. Дальнейшая судьба портрета не известна, но от уничтожения его спас еще один человек, попавший под влияние полотна. Это значит, что талантливое произведение пробуждает в душе сильные чувства и даже меняет жизненные приоритеты людей. Оно останется бессмертным, потому что всегда найдет то ли почитателей, то ли жертв своего обаяния.
Таким образом, бессмертие искусству обеспечивают художественная ценность, культурная, историческая и интеллектуальная значимость, а также способность влиять на чувства и мысли людей. Настоящий шедевр может перенаправить нашу судьбу и заставить нас переосмыслить свою жизнь. Такова власть творчества над всеми нами.
Вариант 1
(398 слов) Искусство получает бессмертие в награду за талант и исключительную близость к людям. Если произведение волнует, радует и заставляет задуматься о высоком всех тех, кто его воспринимает, то оно не будет забыто новыми поколениями зрителей, читателей или слушателей. Подтверждение этому мы находим в литературе.
Например, Рэй Брэдбери в книге «Улыбка» назвал бессмертное произведение — картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Все мы знаем об этом полотне и высоко его ценим, несмотря на то, что нас с ним разделяют несколько столетий. Вот и людей нового времени, смутного времени, когда культура пришла в упадок, такая живопись не оставляла равнодушными. Общество нового мира, изображенного в книге, считало, что все его проблемы унаследованы от прошлого, поэтому показательно наказывало его. Мужчины и женщины уничтожали все, что осталось от цивилизации, и находили в этом утешение. Но Тому, совсем еще ребенку, «Мона Лиза» очень понравилась. Когда все лишь рвали и даже жевали картину, он прислонил к груди и спрятал кусок холста, где была запечатлена улыбка Джоконды. Мальчика поразила и заворожила «чудесная улыбка». Если искусство даже спустя века может так влиять на человека, вызывать у него сильные эмоции и глубокие мысли, значит, оно удостоится вечной жизни.
Важно, чтобы произведение искусства было понятно не только узкому кругу почитателей, но и всему народу. Тогда оно точно будет интересовать людей будущего. Подобный пример мы находим в книге К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы». Главный герой — Петр Ильич Чайковский, знаменитый композитор, работы которого мы знаем и ценим до сих пор. Автор переносит нас со времена, когда музыкант творил. Он сочинил мелодию, которую играл у себя на рояле, а в передней его дожидались Феня, юная крестьянка, и Василий, пожилой и суровый мужчина. Они тоже слушали музыку и наслаждались ею. Она была близка им, брала за душу, хоть они и не были ценителями искусства. Василий думал: «Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? «Среди долины ровныя»! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?». Эти раздумья простого деревенского обитателя указывают на универсальность творчества Чайковского. Оно нравится всем слушателям, и каждый видит в его музыке что-то свое, близкое и родное. Такое творчество всегда будет актуально и значимо для людей.
Таким образом, вечная жизнь является данью нашего уважения к таланту, который не имеет срока годности. Творчество всегда будет волновать сердца людей, если вызывает сильные чувства и порождает высокие мысли у широкого круга слушателей, читателей и зрителей.
Признаки искусства
Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения.
Качества, которыми обладает творчество:
- Чувства — через них создаются и воспринимаются художественные произведения.
- Образы – изучение и форма познания мира передается в виде образов, отношение к реальности через творчество.
- Субъективность – точное отражение мастером действительности.
- Законченность – авторские работы обычно выстроены композиционно.
Основные предметы: мир и человек.
1 / 5
Произведение искусства – это:
- скульптура;
- стихотворение;
- картина;
- фильм;
- книга.
Средства выражения: слово, звук, цвет, объем.
Вариант 2
(430 слов) Многих начинающих авторов волнует вопрос: «Какие произведения становятся бессмертными?». Чтобы ответить на него, нужно понять, что общего во всех тех шедеврах, которые мы помним до сих пор? Все они сильно воздействуют на ум и душу человека, а также обладают несомненной художественной ценностью. Такое творчество способно изменить жизнь. Все эти признаки мы встречаем в лучших образчиках искусства.
В качестве примера рассмотрим памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». До нас не дошло даже имя автора этой поэмы, но мы до сих пор ценим и любим произведение, повествующее об истории нашей Родины. Почему? Во-первых, эта книга красиво написана и обладает эстетической значимостью для всех, кто разбирается в поэзии. Во-вторых, «Золотое слово Святослава», где говорится о необходимости объединения Руси и консолидации всех сил ради борьбы с врагом, дает нам, потомкам князей, мудрость, актуальную во все времена. В-третьих, «Плач Ярославны», где описываются тоска и боль княгини, призывающей силы природы помочь Игорю бежать из плена, пробуждает в душе чувства сопереживания, любви, отзывчивости, что очень важно для всех людей и для каждой эпохи. И, наконец, «Слово о полку Игореве» заставляет нас задуматься о цене амбиций и изменить свою жизнь, сделав главными приоритетами семью и нравственный долг. Исторические уроки и художественная ценность, заложенные в поэме, будут актуальны и востребованы всегда, поэтому она никогда не устареет.
Литература учит и передает опыт, а как быть с живописью? Какая картина удостоится бессмертия? Та, что вызывает сильные эмоции и глубокие мысли у человека. Искусно написанное полотно тоже может менять судьбы людей. Об этом пишет Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Главный герой случайно увидел картину, где был запечатлен ростовщик, известный своей хищнической природой и многочисленными драмами, произошедшими из-за его займов. Художнику удалось передать негативную энергию этого человека в полотне. Особенно выразительным получился его взгляд, настигающий зрителя в любой части комнаты. Демоническая сущность портрета изменила жизнь Чарткова: если раньше он стремился служить искусству и раскрыть свой потенциал, то теперь он писал банальные и посредственные работы на заказ, чтобы заработать больше денег. От такого ремесленного использования его дар померк навсегда. Герой сошел с ума, разочаровавшись в своем выборе, сделанном под влиянием картины. Дальнейшая судьба портрета не известна, но от уничтожения его спас еще один человек, попавший под влияние полотна. Это значит, что талантливое произведение пробуждает в душе сильные чувства и даже меняет жизненные приоритеты людей. Оно останется бессмертным, потому что всегда найдет то ли почитателей, то ли жертв своего обаяния.
Таким образом, бессмертие искусству обеспечивают художественная ценность, культурная, историческая и интеллектуальная значимость, а также способность влиять на чувства и мысли людей. Настоящий шедевр может перенаправить нашу судьбу и заставить нас переосмыслить свою жизнь. Такова власть творчества над всеми нами.
ШколеNET
Ответ:
Все произведения искусства называют вечными. А ведь они бывают самыми разными. Это и книги, в которых мы можем прочитать великие творения знаменитых писателей, и памятники истории и культуры, которые создали не менее знаменитые архитекторы, и скульптуры, которые создала рука ваятеля, и картины, над которыми трудились живописцы. Почему же искусство называют вечным?
Любые произведения искусства оказывают действие на человека. Для этого их и создают. Книги – произведения искусства, которые больше всего действуют на читателей. Читая книгу, мы забываем обо всем и переносимся в мир, придуманный автором, становимся чище и лучше, добрее. Помню, когда я прочитала повесть Г. Троепольского: “Белый Бим Черное ухо”, то поняла, что никогда не обижу ни одну собаку.
Фильмы тоже для многих являются образцами для подражания. Посмотрев хороший фильм, чувствуешь прилив сил, желание быть похожими на героев, учишься вместе с ними любить, жить, бороться за свои идеалы. На советских фильмах воспитывалось не одно поколение зрителей. Сейчас каждый может найти для себя фильмы по душе: это и боевики, и военные фильмы, и фантастика, и романтические фильмы. Главное, чтобы мы помнили эти фильмы. Только тогда их можно назвать искусством.
Все хотя бы раз в жизни ездили на экскурсии, где осматривали памятники истории и культуры. Церкви с колокольнями, дворцы, грандиозные мосты, знаменитые здания – все они замечательные творения великих мастеров, в них живет сама история. Мы смотрим на эти памятники, представляем, какие вкусы были в то время, вспоминаем страницы из жизни людей, которые творили, любили задолго до нас.
Любуясь скульптурами и картинами, невозможно не прочувствовать с автором настроение, с каким он создавал свое произведение искусства. Мы думаем, как автор, нам становятся близки проблемы, волновавшие автора. А уж эстетическую важность невозможно оценить. Глядя на скульптуры и картины, невозможно не восхищаться их красотой, с какой точностью художники изображают пейзажи, рисуют натюрморты, иногда мы сами похожи на людей, которых изобразил художник. Побывав на выставке, потом несколько дней приходишь в себя, все время вспоминая и анализируя картины или скульптуры, такова сила искусства.
Можно еще много писать о произведениях искусства, которые оказывают возвышающее действие на нас, мы под их влиянием становимся гораздо лучше, они навсегда остаются в нашей душе и памяти, поэтому искусство и называют вечным.
более месяца назад
Функции искусства
Творчество играет огромную роль в обществе и жизни человека.
Важнейшие функции искусства:
- Познание. Любое произведение отражает время, настроение в обществе, духовные ценности. Оно показывает, как люди жили раньше, их обычаи, традиции, стиль одежды. Передает чувственное восприятие мира.
- Воспитание. Творческие произведения несут в себе назидательный посыл. Учат нравственности, передают духовный опыт поколений, переживаний.
- Эстетика. Доставляет удовольствие зрителю, радость от созерцания прекрасного. Мы пропускаем через себя объекты искусства и даем им эстетическую оценку.
Функции подразделяют на несколько видов:
- Экспрессивную, глубокое воздействие на эмоции человека.
- Художественно-концептуальную, помогает анализировать окружающий мир.
- Социальную, общественную, преобразование общества.
- Компенсаторную, помогает в решении психологических трудностей.
- Прогностическую, ее назначение: предугадывать будущее.
Произведения могут выполнять несколько функций.
История искусства
Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.
Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:
- Египетской.
- Греческой.
- Римской.
- Китайской.
- Аравийской.
- Персидской
- Месопотамской.
- Индийской.
Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.
Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.
Развитие современного искусства
Современное творчество экспериментально. Оно постоянно развивается благодаря технологиям, появляются другие формы. Иногда это означает уход от прекрасного. В основном, оно не пробуждает эстетические чувства, а просто шокирует. Современному человеку необходимо более мощное воздействие.
1 / 5
Примеры творчества:
- Граффити, рисунок на стенах зданий.
- Боди-арт, роспись на теле человека.
- Трехмерное изображение предметов.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Тезисы
- Бессмертными произведения искусства делает исключительная художественная ценность.
- Если произведения искусства остаются актуальными всегда, они никогда не будут похоронены в забытье.
- Настоящее искусство бессмертно, потому что всегда злободневно и значимо для человека.
- Произведение становится бессмертным, когда находит место в душе людей, представляющих разные народы и эпохи.
- Искусство становится вечным, когда вызывает интерес у каждого нового поколения людей, воспринимающих его.
- Бессмертие искусства определяется его эстетической ценностью.
- Красота делает произведения искусства бессмертными, потому что она небезразлична людям прошлого, настоящего и будущего.
- Если творчество значимо и всегда актуально для человечества, оно станет бессмертным.
- «История искусств есть история их многократного возрождения» (С. Батлер)
Аргументы
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Искусство обретает бессмертие тогда, когда люди ссылаются на него даже спустя сотни лет со дня его сотворения. В этом мы убеждаемся, читая повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Георгий Желтков годами писал своей избраннице о любви, ведь не мог претендовать на нечто большее. Он был лишь обычным телеграфистом, а она принадлежала к княжескому роду. Она нашла счастье в союзе со своим супругом, а Георгий так и остался наедине с мечтой о ней. Но его подарок на именины возлюбленной заставил ее родственников найти таинственного обожателя. Они потребовали, чтобы он не позорил имени порядочной женщины и не досаждал ей своими письмами. Желтков поговорил с Верой и понял, что мешает и ей. Поэтому он покончил с собой, но, предвидя ее угрызения совести, отправил последнее послание с просьбой послушать одну из симфоний Бетховена. Вера винила себя в гибели Желткова, но неожиданное утешение ей доставила музыка, которую порекомендовал ей Георгий. Услышав мелодию, героиня поняла то, что хотел сказать ей покойный. Они оба продолжали беседовать на языке искусства и наладили контакт, даже находясь в разных мирах. Этот пример говорит о том, что творчество не умирает, как человеческий язык, потому что из года в год, из эпохи в эпоху служит средством для выражения чувств и мыслей и для обмена ими.
Н.В. Гоголь, «Портрет». Искусство становится вечным, если находит путь в душу каждого представителя новых поколений и времен. Это доказывает пример из повести Гоголя «Портрет». Главный герой случайно наткнулся на картину, поразившую его воображение. Автору удалось передать демоническую сущность известного ростовщика, нарисовав его жуткие и выразительные глаза, которые настигали жертву, в каком бы углу комнаты она ни находилась. Под влиянием впечатления от полотна Чартков увидел во сне, как заимодавец предлагает ему крупную сумму. Утром он и вправду нашел деньги в складках холста и изменил свой образ жизни. Талантливый, но бедный живописец стал продажным и бесчестным дилетантом, чтобы жить в роскоши. В финале Чартков разочаровался в себе и покончил с собой. Но история картины убеждает нас в том, что у этого полотна были и другие жертвы. Это означает, что оно не утрачивает свою гипнотическую силу со временем, а значит, является бессмертным шедевром кисти мастера. Что бы ни произошло, оно все также будет пленять зрителей своим инфернальным влиянием.
Рэй Брэдбери, «Улыбка». Настоящее искусство всегда вызывает сильные эмоции, поэтому остается в веках и восхищает представителей каждой эпохи. Это доказывает пример из рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка». В нашем фантастическом будущем люди решили, что во всех их бедах виновато прошлое, и стали уничтожать и унижать то, что от него осталось. Поэтому народ на площади собрался не для того, чтобы сфотографировать шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза», а затем лишь, чтобы в него поплевать. Но мальчику, которого тоже привели с этой целью, полотно показалось очень красивым: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Его восторженное впечатление о картине, написанной сотни лет назад, является объяснением бессмертия искусства. Каким бы древним оно ни было, все тот же трепет, все те же волнения оно пробуждает в сердцах людей.
А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Искусство бессмертным не становится, а рождается. Если произведение изначально талантливо и красиво, то таковым его признают и через сотни лет. Это доказывает пример из произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Молодой композитор Моцарт и не сам не подозревает, что пишет гениальные мелодии. Он относит старшему коллеге и не видит в своих произведениях особой притягательности. Написав их, он никак не анализирует полученный результат. Зато его прекрасно видит Сальери: « Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Музыка Моцарта пережила его, ведь уже родилась бессмертной «песнью херувима». До сих пор его симфонии являются эталоном мастерства композитора. Но ведь они и изначально были таковыми, ведь это признавали знатоки уже при жизни Моцарта. Несомненная художественная ценность работы позволяет нам сделать вывод, что она останется в веках.
И.А. Бунин, «Баллада». Настоящее искусство обретает бессмертие тогда, когда люди делятся им друг с другом. Если запереть его и никому не показывать, оно, конечно, не останется в памяти потомков и не будет играть никакой роли в их жизни. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Баллада». Странница и богомольница Машенька рассказывает герою сюжет баллады, которую ей читали господа, воспитавшие крепостную девочку вместе со своим ребенком. История повествует о судьбе похотливого и несдержанного барина, который сделал несчастными многих девушек. Он постоянно искал новые возможности для блуда и докатился до того, что задумал похитить невесту своего сына. Юноша оказался дальновидным и сбежал вместе с избранницей, но князь отправился за ним в погоню и даже убил несколько лошадей, как вдруг за ним увязался огромный волк. Выстрелы никак не задевали чудовище, и оно убило князя, а потом скрылось. Окровавленного героя привезли домой, и он признался во всех своих грехах, а в назидание потомкам велел изобразить зверя в фамильной часовне. Эта баллада ожила в речи Машеньки даже спустя несколько сотен лет с момента ее сотворения. Ее бессмертие обусловлено культурным обменом между поколениями, благодаря которому самые интересные произведения искусства остаются в народной памяти.
И.А. Бунин, «Весной, в Иудее». Искусство становится бессмертным, если в нем изначально заложена красота. Эстетические ценности никогда не устаревают, в них человечество нуждается всегда. На языке поэзии говорит любовь, объединяющая первого человека с нашим современником. Подтверждение этому мы находим в рассказе Бунина «Весной, в Иудее». Главный герой бродил по Иудее и любовался красотой этих земель. Ему непроизвольно вспомнились строки из «Песни Песней», древнееврейского фольклорного произведения: «Зима уже прошла, цветы показались на земле, время песен настало, голос горлицы слышен, виноградные лозы, расцветая, издают благоухание». Прекрасные строки, описывающие преображение природы, подходили для передачи эмоционального состояния рассказчика. В них он находил отражение своих чувств, хотя произведение было создано за несколько веков до начала нашей эры. Это говорит о том, что настоящее искусство становится бессмертным, если является носителем нетленной красоты, искреннего чувства, мудрой мысли, в которых нуждается каждый человек.
Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Искусство становится вечным, если вызывает эмоциональный отклик человека каждой эпохи. То, что вдохновляет и мотивирует, поражает и заставляет задуматься, никогда не устареет и не канет в лету. Об этом говорил и Виктор Гюго в знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери». Сюжет произведения ему подсказал древний храм, на стенах которого кто-то вывел таинственную надпись «Рок». Бродя по развалинам некогда прекрасного готического здания, рассказчик сетует на недальновидность и равнодушие властей к этому памятнику культуры, который по-прежнему обладает важным историческим, эстетическим и духовным значением для людей. В качестве доказательства своей точки зрения Виктор Гюго написал роман, в котором собор сыграл одну из главных ролей. Читатели увидели величие и ценность этого сооружения и потребовали у чиновников ответа. Храм был восстановлен, и теперь привлекает к Франции внимание всех жителей планеты, ведь каждому хочется увидеть столь красивый и прославленный образчик зодчества. Он никогда не устареет, потому что в нем заложена искра таланта, вдохновляющая и радующая всех людей.
А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Если произведение искусства воодушевляет и заставляет трепетать сердце каждого человека, оно становится бессмертным, ведь во все времена люди стремились к красоте, мудрости, истине и другим духовным ценностям. Все это мы находим в искусстве, что подтверждается примером из произведения «Бахчисарайский фонтан». Искусное сооружение, которое увидел А.С. Пушкин во время своей поездки на юг России, вдохновило автора на создание поэмы. В ней он излагает легенду о создании этого шедевра. Грозный хан привез в гарем невольницу — польскую княжну. Но ни подарки, ни внимание, ни признания не растопили сердце красавицы. Она хотела воли, а не любви хана. Зато страсть к повелителю имела грузинская прелестница Зарема. Она ревновала Гирея и убила Марию, а та благодарно приняла смерть. Хан расправился с Заремой и остался один. Фонтан символизировал слезы и разбитые жизни всех троих. Эта трогательная история была написана под впечатлением от красоты архитектурного памятника через несколько сотен лет со дня его сотворения. Видимо, данное произведение стало бессмертным благодаря своей способности вдохновлять и воодушевлять людей.
Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы». Искусство служит выражению наших эмоций и мыслей, образуя особый язык метафор и аллюзий, яркий и образный. Поэтому бессмертие обретают те произведения, которые способствуют обогащению внутреннего мира человека и его коммуникации с внешним миром. Пример, подтверждающий это, мы видим в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Федор Карамазов часто упоминает героев драмы Шиллера «Разбойники». Он сравнивает своих сыновей с потомками графа Моора и часто делает отсылки к сюжету этой пьесы, рассуждая о своей жизни. Ивана он все время норовит назвать Карлом, подсознательно чувствуя его неприязнь к порокам, мстительность и тягу к справедливости, а, быть может, и попытку сына сделать мир лучше, благословив расправу над отцом. Дмитрия он называет Францем Моором, пытаясь тем самым унизить сына, который предъявлял к нему имущественные претензии и боролся за расположение Груши, приглянувшейся Карамазову. Литературные аллюзии помогали герою выразить свои чувства полнее и ярче, а автору они были нужны для того, чтобы глубже проанализировать образы персонажей и точнее раскрыть идею произведения. Достоевский, очевидно, был согласен с Шиллером и полагал, что царствие небесное нельзя построить на крови, даже если это кровь грешника. Так, драма «Разбойники» стала бессмертной из-за того, что образы и символы из этого произведения стали частью языка искусства, на котором говорят просвещенные люди.
М. Цветаева, «К Пушкину». Искусство становится нетленным, если проблемы, идеи и темы, затронутые в нем, тоже относятся к вечным. Тогда подобное произведение будет актуально во все времена. Это доказывает пример из поэмы М. Цветаевой «К Пушкину». Поэтесса обращает внимание читателя на то, что Пушкин всегда боролся с «русской косностью» и был новатором не только в своем деле, но и в своих убеждениях. Не только форма произведений автора была инновационной, но и содержание его работ было революционным для того времени, что и повлекло за собой политические преследования поэта. В его произведения Цветаева черпала силу для преодоления собственных разногласий с властью. Поэма была написана в 1931 году — в репрессивный период становления СССР, где многих авторов отказались печатать. Марину Ивановну тоже объявили вне закона, и она жила в нищете, ведь ее стихи никто не печатал. Каждый день она проживала в ожидании ареста. В эти тяжелейшие годы поэтесса искала в литературе подпитку для своего боевого духа и нашла ее в творчестве А.С. Пушкина, который тоже был изгоем при дворе Николая Первого. «Пушкиным не бейте! Ибо бью вас — им!» — пишет Марина Ивановна. Из этого примера мы можем сделать вывод, что произведение будет жить вечно, если оно отвечает на злободневные вопросы любой современности.
Сочинение Как отличить искусство от ремесла? (По повести Н. В. Гоголя «Портрет»)
В современной жизни «ремесло» очень отличается от «искусства». Искусство – это творчество, которым человек занимается ради своего удовольствия. Он создаёт что-то новое, вкладывая в это всю душу. Творческие люди имеют определённый талант. В то время как ремесло – это лишь умение выполнять определённую работу. Ремесленнику необязательно вкладывать в неё свои чувства и эмоции.
Он выполняет шаблонную работу. Ещё одно важное отличие ремесла от искусства заключается в деньгах. Творческие люди в большинстве случаев делают свою работу бесплатно, в то время как ремесло – это средство получения прибыли.
Яркий пример отличия искусства от ремесла мы видим в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Главный герой Чартков – очень талантливый художник, подающий большие творческие надежды. Он живёт в крайней бедности, не имея возможности заплатить за квартиру, в которой живёт, но всё равно покупает кисти и краски на последние деньги. Чартков хочет жить богато, и однажды мечта осуществляется. Он покупает картину, в которой находит много денег. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Чартков переезжает и покупает много принадлежностей для рисования. Он становится модным художником. Казалось, что герой добился того, о чём мечтал, пока в один день не начинает рисовать на заказ портреты для знати. Чарткову приходится работать не для себя, а для удовлетворения чужих желаний. В нём просыпается зависть. Именно это приводит к гибели его таланта. Чартков рисует то, что хотят видеть люди, он изображает их «идеальными». Художник изменяет самому себе. Он перестаёт складывать душу в свои работы и рисует лишь для прибыли. В итоге Чартков продался, а его талант превратился в обычное ремесло.
Таким образом, можно сказать, что искусство – это творчество, которое не повторяет что-то уже существующее, а создаёт новое. Искусство – это занятие для удовольствия, для души. В то время как ремесло – это работа для удовлетворения потребностей покупателей.
Полезный материал по теме:
- Согласны вы или нет с критикой Белинского о произведении Гоголя » Портрет»: » «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде..»
- Особенности композиции и финала повести «Портрет». Почему Гоголь оставил финал повести открытым?
- по повести Н.В. Гоголя Невский проспект
- Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя Нос
- Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель»
Итоговое сочинение — 2021: «Искусство и ремесло»
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Изображение: Adriaen van Ostade
Комментарий ФИПИ
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Словарная работа
ИСКУССТВО
1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство. 4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость. (Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой)
РЕМЕСЛО
1) Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом. 2) перен. Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону. 3) а) Профессия, занятие. б) Какое-л. занятие, дело. (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)
Аспекты рассмотрения тематического направления
- Талант/бесталанность, истинный/мнимый талант;
- Ремесло и искусство (общее и различное в целях; граница между ремеслом и искусством, конфликт таланта и посредственности);
- Предназначение творца, взаимоотношения с людьми, тема поэта и толпы;
- Творец и его произведение (влияние нравственных качеств творца на его произведение);
- Роль искусства в жизни человека (преображает душу, заставляет понять окружающий мир);
- Восприятие искусства.
Можно ли растратить талант? Или он дается свыше и остается неизменен вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств? Как соотносятся понятия искусство и ремесло? Как влияет произведение искусства на человека? Над этими вопросами заставляет задуматься Н. В. Гоголь в повести «Портрет». Главным ее героем является художник Чартков, чей путь в искусстве предлагает нам проследить автор. На первых страницах он показан бедным подающим надежды художником, ютящимся в съемном жилье на Васильевском остове. Все деньги он тратит на холсты, кисти и краски, совсем не следит за своим нарядом, представляющимся ему чем-то неважным по сравнению с искусством, которым он поглощен: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…».
Он тонко чувствует фальшь созданных ради выгоды картин, продающихся на Щукином дворе, куда он заглядывает в самом начале повести. Остановившись перед лавочкой, Чартков разглядывал «пестрые, грязные, масляные малевания», написанные на потребу публике. Он «внутренне смеялся над этими уродливыми картинами», которые почему-то так нравились простому народу, нисколько не смыслящему в живописи, не понимающему подлинного искусства. Художник знал, что никогда не станет писать таких бездарных, но зато хорошо продающихся картин. Чартков обладал талантом, который прочил ему большое будущее, получив 1000 червонцев, он хотел запереться в комнате, совершенствоваться в живописи, писать для себя, а не для того, чтобы заработать деньги. Однако нетерпение, желание взять от жизни все и сразу, «схватить славу сей же час за хвост» толкают его на то, чтобы стать модным живописцем, вопреки предостережениям своего профессора: «Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».
Получив широкую известность в Петербурге, переехав в роскошную квартиру на Невском проспекте, Чартков верит, что сможет продолжить писать чудесные портреты, а светская публика непременно их оценит. Однако уже первые его модели показывают свой строптивый характер, постоянно корректируя художника, стараясь диктовать ему, как надо правильно писать их портрет. Раздосадованный Чартков понимает, насколько велика разница между трудом для себя и за деньги.
Он стоит перед принципиальным выбором: совершенствование в живописи, отказ от славы и аскетизм в быту или известность, богатство и притягательная для него праздная светская жизнь.
Художник не смог устоять перед манким миром славы и денег, но заплатил за почет и богатство большую цену: он утратил свой талант. «Со всех сторон только требовали, чтоб было хорошо и скоро. Художник увидел, что оканчивать решительно было невозможно, что все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти. Схватывать одно только целое, одно общее выраженье и не углубляться кистью в утонченные подробности…»
И вот уже он, когда-то усердно трудившийся над холстами, высокомерно изрекает: «Нет, я не понимаю <�…> напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро. <�…> Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уже ремесло, а не художество». Но на деле ремеслом оказывается то, чем занимается сам Чартков, ведь все его портреты похожи один на другой: у всех моделей были одинаковые положения и лица, даже складки одежды ложились всегда одинаково. Он признанный всеми живописец, обласканный светом, имеющий большое состояние и вес в обществе, но творчество больше не приносит ему удовольствия, оно становится рутиной. Теперь не чистое искусство, а деньги становятся его целью: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото стало его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Однако он не утратил способность отличать истинно талантливое произведение от бездарной мазни, Чартков по-прежнему способен критически оценивать себя и свои произведения, оттого так поражает его картина прежнего товарища, который, отказавшись от всех удовольствий, выбрал путь аскета, погрузившись «в труд и в не развлекаемые ничем занятия». Отдав всего себя искусству, он достиг вершин мастерства в живописи. Увидев на выставке его картину, Чартков «хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников», но не мог.
Подлинное искусство даже у такого черствого и циничного человека, каким он стал, вызвало «слезы и рыдания».
Чарткова мучат сомнения: «…а точно ли был у меня талант? <�…> не обманулся ли я?» И самое ужасное, что он осознает, взглянув на писанные когда-то полотна: он был талантлив! Он приходит в отчаяние от того, что растратил, погубил талант, променял его на богатство и славу, что сколько бы он ни старался, у него уже не получится писать, как раньше. Сколько бы он ни трудился над холстом, «беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти».
Не сумев вернуть прошлого, удостоверившись в том, что талант его покинул, Чартков обращается в чудовище. Им овладевает зависть, сводящая его с ума. Художник ревностно относится ко всякому талантливо написанному полотну, им движет неуемная злость, желание любой ценой уничтожить произведение, в котором видна искра таланта. Изрезывая, разрывая картину, он испытывает наслаждение. «Эта ужасная страсть набросила какой-то страшный колорит на него; вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его». От него отшатываются знакомые, он остается в одиночестве, все глубже погружаясь в мир безумия. Ненавидя весь мир, Чартков умирает.
Афоризмы и высказывания известных людей
- Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой — нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями (Дж. Фаулз).
- Есть ремесло, вознесенное до искусства, и искусство, низведенное до ремесла (Л. Зорин).
- Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет. (И. Эренбург)
- Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят (А. Шопенгауэр).
- Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть (И. А. Гончаров).
- Великие таланты навлекают на себя ненависть — так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов (Ж. Даламбер).
- Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает (А. Ф. Лосев).
- Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа (В. Качалов).
- Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим (В. Ключевский).
- Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело (Микеланджело Буонаротти).
- Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце (Вольтер).
Примерные формулировки темы
- Почему говорят, что искусство вечно?
- Какова роль искусства в жизни общества?
- В чем заключается предназначение художника?
- Важна ли смелость в творчестве?
- Способен ли каждый человек познать искусство?
- Кого можно назвать талантливым человеком?
- Можно ли лишиться таланта?
- Что такое искусство/ремесло/творчество?
- В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом» (ремесленником и художником)?
- Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
- Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
- Нужно ли гениям «трудиться»?
- Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
- В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
- Можно ли измерить «талант»?
- В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
- Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
- Как вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
- Может ли «ремесленник» стать творцом?
- В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
- Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
- Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
- Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
- Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
Список литературы
- А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом…»
- Н. В. Гоголь «Портрет»
- И. С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети»
- Л. Н. Толстой «Альберт»
- А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- А. И. Куприн «Гамбринус», «Тапер»
- Е. Замятин «Мы»
- В. Гаршин «Художники»
- А. А. Ахматова «Когда б вы знали, из какого сора…»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
- К. Г. Паустовский «Старый повар», «Мертвый город», «Корзина с еловыми шишками»
- В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
- О. Генри «Последний лист»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
- С. Моэм «Луна и грош»
Сочинение на тему ремесло
Направление Искусство и ремесло
Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»
? Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника. ? Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант. ? Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники. ? Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека. ? Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.
Размышления по теме
Искусство – крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление. Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.
Что такое ИСКУССТВО
? Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. ? Умение, мастерство, знание дела. ? Самое дело, требующее такого умения, мастерства.
Что такое РЕМЕСЛО
Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Г. И. Успенский, рассказ «Выпрямила».
Рассказ о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «
Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев.
Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.
В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.
А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери».
В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием».Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери» Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две веши несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом. В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство—две вещи несовместные», — говорит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Моцарта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, беззащитен перед жизнью.
Л .Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир».
В этом романе Л.Н. Толстой показывает, как музыка воздействует на ум и сердце, как человек раскрывается в музыке. Так, эмоциональная, живущая чувствами Наташа Ростова покоряет нас своей музыкальностью. Она замечательно поет, у нее прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью и нетронутостью. Ее пением восхищаются Николай Ростов, Денисов. Наташа с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», — замечает автор. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.
Н.С. Лесков — сказ «Левша».
В сказе Н. С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость. В сказе Н. С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Природа творчества, по мнению Булгакова, — это всепоглощающая страсть, служение духовной сверхзадаче. Эта идея раскрывается писателем через образ Мастера. По мысли автора, писательский долг состоит в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с ней считаться. В этом и состоит смысл сокровенной булгаковской фразы: «Рукописи не горят.» Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Автор представляет нам два типа художников. Первый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собственной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противопоставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей —любви, свободы, творчества, поиска истины.
Н. Полевой — повесть «Живописец».
В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
Кирпичникова И.“Хрустальные тайны”
– увлекательная повесть об искусстве мастеров-стеклодувов, об удивительном стекле с острова Мурано, как развивалось стеклодувное искусство на протяжении веков и о современных мастерах.
В сказе Ю.Нагибина ” Мой первый друг , мой друг бесценный”
описывается другое ремесло. Отец Павлика , главного героя произведения , был часовщиком. Это очень востребованная профессия.” Считается что причастность к таинственной стихии времени выделяет человека из обыденности.”
А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»
А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» – это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».
Н.В.Гоголь «Портрет»
Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.
А.И. Куприн «Тапер»
В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»
Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства.
Цитаты и афоризмы:
Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов… Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… Прекрасный танец рождается из умения танцевать. Антуан де Сент Экзюпери Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Толстой Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт Искусство требует знаний. Бертольд Брехт Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак Дело художника — рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Лев Николаевич Толстой Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев,). Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский,). Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла. Леонид Зорин Искусство требует знаний. Бертольд Брехт
Популярные сочинения
- Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба
Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба - Сочинение на тему Март
Мы все конечно очень любим снежную зиму, новогодние праздники, но в тайне всё равно мечтаем о теплой и цветущей весне. Весна начинается с марта месяца. - Сочинение Первый раз на катке
Наступила зима. А это значит, что физкультура теперь будет проходить на лыжах или на коньках. Каждый год у нас чередуются эти виды спорта. В прошлом году были лыжи, значит в этом – коньки.
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»
Что такое искусство? Каждый человек имеет собственное представление о том, что это такое. Даже словарные определения искусства отличаются друг от друга, называя его то формой культуры, то творческой деятельностью человека, то образным осмыслением действительности. Ясно одно: искусство – это то, что поднимает нас над повседневностью; то, что отличает людей от животных. Но что можно считать подлинным искусством?
Венера Милосская
Мне кажется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Единственный способ определить «подлинность» искусства – это прислушаться к своему сердцу. Откликается ли душа на конкретное произведение? Какое послевкусие оно оставляет и какие чувства пробуждает?
Вспомним очерк Г. И. Успенского «Выпрямила». Рассказчик описывает, как он в угнетённом состоянии «без малейшей нравственной потребности» отправился в Лувр и, чувствуя только усталость, стал рассматривать античную скульптуру. И вдруг герой увидел прекрасную статую Венеру Милосскую, созерцание которой будто бы «выпрямило» его. До встречи с этим удивительным шедевром он чувствовал себя «кожаным комком», «скомканной в руке перчаткой». Ни одно произведение до этого не производило такого впечатления на рассказчика, зато теперь даже воспоминание о Венере Милосской возвращает человеку счастье. Произведение, которое может вернуть радость жизни, разве нельзя отнести к подлинному искусству?
В этом смысле подлинным искусством становится пение Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Николай, проигравший крупную сумму денег Долохову, вернулся в родительский дом в мрачном расположении духа. Он думает: «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь». Но услышав голос сестры, Ростов вдруг почувствовал, что на самом деле счастлив, что все невзгоды: «и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор». Весь мир превратился для Николая в ожидание следующей ноты. Возможно, на молодого человека произвели впечатление искренность и доброта сестры, зазвучавшие в её прекрасном голосе.
Искусство – явление многогранное и неисчерпаемое. Среди множества форм, видов и жанров каждый отыщет то, что не оставит равнодушным и останется надолго в его душе. Именно это, на мой взгляд, и можно считать подлинным искусством.
[Направление «Доброта и жестокость»: пример итогового сочинения в 11 классе 2019]
Другие примеры итогового сочинения здесь
Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».
Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.