- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Влияние природы на человека
Мы – люди являемся частью природы. Как говорят, культура – есть отдельная (вторая) природа, созданная только человеком.
Тем не менее, для людей трудно представить себе существование вне настоящей подлинной природы. Мы всегда связаны с природными феноменами и циклами. Даже если человек оказывается в пространстве мегаполиса, полного бетона и асфальта, далеко от лесов, полей и рек, то тоже имеет на себе различные воздействия природы и природных циклов.
Например, нашим телом управляют циклы восходов и закатов и многое другое. Для человека свойственно являться частью природы, то есть остального пространства материи.
Именно поэтому тематика человека и природы так часто прослеживается в различных произведениях искусства. Об этом сочиняют музыку композиторы и пишут свои произведения литераторы, а художники зачастую вдохновляются именно природными феноменами. Мне кажется, свойство вдохновлять и дарить воодушевление и является самым значительным в отношении воздействия природы на человека.
Когда мы представляем себе первобытных, древних людей, то можем помыслить о том, как они боялись природы и различных природных феноменов. Тем не менее, и в этом тоже прослеживалось вдохновение, ведь люди восхищались неподвластным могуществом стихий.
Как говорят многие ученые, первые мифологии и религии и возникли, как способ осмыслить различные природные стихии и описать воздействие природы на человека. Различные варианты мировосприятия стали основой для мифологического понимания мира и благодаря этому люди могли представлять простыми словами какие-то масштабные феномены и обстоятельства. Например, гром представлялся как звук небесной колесницы или нечто подобное и благодаря такому простому описанию становился более понятным.
Современное искусство во многом является продолжателем этой традиции. Как поэтично и красиво описывают природу в своих произведениях Пришвин, Паустовский, Тургенев, Бианки и другие. Разве отличаются они существенным образом от древнего мифотворца, который создавал сказания?
Пожалуй, если и отличаются, то не существенным образом. Писатели тоже вдохновляются природой и пытаются охватить эту неохватываемую красоту возможностями собственного разумения. Они тоже представляют перед нами стихии определенным образом и делают природу более понятной, но не менее вдохновляющей.
В завершение следует отметить такие воздействия природы как воспитание положительных качеств, развитие чувства ответственности и многое другое. Тем не менее, все эти воздействия мне кажутся вторичными. Основой является вдохновение и воодушевление, которые дает природа человеку.
Сочинение Влияние природы на человека
Всем известно, что природа дала и дает нам самое незаменимое – жизнь. Мало кто задумывается над этим, прежде чем сорвать листочек с дерева или любое другое растение, которое привлекает взгляд.
Природа играет жизненно важное значение и наша обязанность помнить об этом и оберегать её. Каждый из нас, посадив хоть одно дерево, внесет свою лепту в обогащение и её сохранение.
Что для нас является базой в пирамиде человеческих потребностей? Физиологический аспект. Тут затрагиваются следующие необходимые составляющие: воздух, пища, сон и вода. Мы должны осознать реальную роль природы в нашей жизни, ведь база человеческих потребностей на 99% зависит только от природы. Чистый воздух вырабатывают растения. Пища так же зависит от растений, ведь так или иначе, любое мясо животного, было выращено на природных материалах. Другое аспект – рыба, ее дают нам озера, реки, океаны и т.д., что еще раз доказывает жизненную необходимость природы. Здоровый и крепкий сон зависит от здоровья человека, которое в свою очередь зависит от окружающей среды и деятельности человека, то бишь, природа играет и тут огромное значение. Воду мы получаем из природных источников, поэтому данная потребность даже не нуждается в обосновании.
Каждый человек когда-либо болел, поэтому вопрос медицины давно развит на достаточном уровне. А с чего все начиналось? Растение, которое проявило лечебное свойство, было внедрено в медицинские препараты, поэтому можно точно сказать, что медицина так же основывается на природных материалах.
Разные страны, материки – разный климат, что делает необходимым некую регулировку между природными зонами – это еще одно удивительное свойство природы.
Экономическая обстановка каждой страны зависит именно от ее природы. Страна может славиться плодородными грунтами, что значительно повышает ее финансовый уровень.
Как говорилось раннее – природа играет огромное влияние на здоровье человека. Каким воздухом мы дышим, какую пищу принимаем, и какую воду пьем – все это зависит от чистоты природных зон.
Человек всегда имеет потребность в душевном отдыхе. Что он в этом случае делает? Старается уединиться с природой, в этом случае природа имеет не физическое влияние, а уже духовное. Провожать закат или встречать рассвет, наблюдать за молнией на горизонте или за разводами облаков – все это оказывает целебное влияние на душу и человека и его равновесие.
Природа необходима каждому человеку, поэтому следует оберегать ее и озеленять новые уголки нашей планеты.
Вариант 3
Человек является частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.
Запираясь в городах, многие современные люди очень мало контактируют с природой, чаще всего это происходит в местных парках или скверах, на бульварах, центрально-городских набережных и около заботливо высаженных аллей, ботанических садов. Бывает так, что у людей нет возможности или желания выехать на природу, за город, подышать свежим воздухом, практически не загрязнённым выхлопными газами, дать себе отдохнуть и просто полюбоваться красотой окружающего мира.
Я считаю, что контакт человека с природой безмерно важен, ведь незримые её силы влияют на человека, где бы он ни находился. Например, смена погоды вызывает у многих людей перепады настроения, скачки атмосферного давления, магнитные бури – головные боли, общую слабость. Ритм жизни людей зависит, прежде всего, от природы, ведь именно природой ночью заложено спать, а днём – бодрствовать. Часто люди, которые нарушают этот цикл, становятся со временем вялыми, усталыми, раздражительными, апатичными. Человек, побывавший на природе хотя бы несколько дней, становится спокойным, снимается раздражительность, уходит стресс и тревога, появляется чувство умиротворения. Самое главное – отдыхать на природе, не принося ей вреда лишним мусором или неосторожной сигаретой, которая может стать причиной неконтролируемого пожара.
Очень грустно то, что современный человек уничтожает природу, пытаясь подчинить её себе и использовать ради собственного блага. Вырубаются лесы, уничтожаются редкие виды животных и растений, а следствие – озоновые дыры, угроза глобального потепления, и даже стихийные бедствия. Ведь катаклизмы – это протест природы против насилия над собой, таким образом, она показывает, что в её власти прекратить существование человека в любой момент.
Каждый из нас должен стремиться не только взаимодействовать с природой, но и сохранять её, ведь, расходуя природные ресурсы и разрушая планету, мы берём взаймы, в первую очередь, у своих детей.
5 класс
Человек – это часть природы. Невозможно представить по отдельности понятия человека и природы. Природные феномены и циклы имеют влияние на организм человека. Даже когда человек живет в мегаполисе, где бетон и асфальт, а до ближайшего леса, поля или реки много километров, то природа и ее циклы все равно имеют на него влияние.
Например, человек привыкает с восходом солнца просыпаться, а закат сулит подготовку ко сну. Зимой и осенью человек более вялый и менее работоспособный, но с приходом весны и лета у него будто открывается второе дыхание. Это называется биоритмами. Так происходит потому, что природа имеет огромное влияние на ритм жизни человека.
Это послужило причиной написания многими авторами произведений на тему «Человек и природа», художники рисовали картины, музыканты создавали музыкальные шедевры. Природа всегда вдохновляла человека на творчество. Весенний дождь, зимний снег, осенний листопад, летний зной толкали поэтов, художников и музыкантов на создание все новых творений.
Когда речь идет о древних поселениях людей, можно увидеть, насколько они боялись всех явлений природы. Каждое из них они старались обожествить, чтобы иметь возможность приносить жертвы и всячески их задабривать. Неподвластное могущество стихий пугало их, но в то же время восхищало. Это происходило от недостатка знаний у людей.
Ученные считают, что мифология и религия берет свое начало еще с тех времен, когда люди не могли понять, почему природа имеет подобное влияние на человека. Древние люди воспринимали окружающий мир по-другому. К примеру, гроза представлялась им звуком небесной колесницы, которая везла какого-либо бога, это было нечто величественное и завораживающее.
В современном искусстве также много отображения природы. Пришвину, Паустовскому, Тургеневу, Бианки оказалось под силу настолько мастерски передать явления природы, будто они и впрямь живые. Их разум охватывает природные явления в таком ракурсе, чтобы написав их на бумаге, можно было услышать настоящий шум дождя, или продрогнуть от дуновения ветра. В своих произведениях они пытаются сделать природные феномены более понятными, живыми, но не менее вдохновляющими.
Следует заметить, что воздействие природных факторов воспитывает в человеке положительные качества, развивает чувство ответственности, воодушевляет и вдохновляет создавать прекрасное.
11 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Влияние природы на человека
Популярные сегодня темы
- Импрессионизм лирики Фета (поэзии, творчества) сочинение
Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «чётко и просто», а намёками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста
- План рассказа Лесная кормушка Чаплиной
Поселившись в одной из квартир городской высотки, мальчик Слава с удовольствием наблюдал за всем, что теперь их с мамой окружало. С последнего этажа можно было видеть и стройку, и лес.
- Сочинение на тему Земля наш дом
Каждый человек живет в определенном доме и ему хочется, чтобы в его жилище было чисто и уютно. Именно поэтому хозяин всегда бережно относится к своему имуществу, прилагает много усилий для его сохранения
- Сочинение Анализ рассказа Изумруд Куприна
Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных
- Сочинение по картине Бакшеева Голубая весна
Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев
Проблема воздействия природы на человека. По М. М. Пришвину
Проблема воздействия природы на человека. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 14. («Если хочешь понять душу леса…»)
Какое воздействие оказывает природа на человека? Способен ли человек стать лучше, общаясь с природой? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя М. М. Пришвина.
Раскрывая проблему воздействия природы на человека, автор опирается на собственные наблюдения над таким явлением природы, как ручей. Рассказчик идёт по берегу любимого лесного ручья, и в это время он «видит, слышит, думает». Он видит, как на пути воды рождаются всё новые и новые препятствия и как ручей преодолевает эти преграды. Жизнь ручья, как и жизнь человека, проходит «то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней». Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что жизнь ручья, как и жизнь человека, походит в борьбе, в преодолении препятствий.
Авторская позиция заключается в следующем: когда человек наблюдает за природой, он начинает лучше понимать самого себя, потому что между жизнью природы и жизнью человека много общего. Наблюдения за природой помогают достичь чувства покоя и гармонии.
Мне близка позиция автора. Действительно, природа — неиссякаемый источник мыслей и чувств. Созерцание окружающего мира обязательно приводит к истине, помогает преодолевать трудности. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где тяжело раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский лежит на спине на Праценской горе и видит перед собой бесконечное высокое небо с медленно и плавно плывущими по нему облаками и открывает истину: его мечты о славе по сравнению с высоким небом были ложными – мелкими и ничтожными.
В заключение хочу подчеркнуть природа всегда влияет на человека благотворно, приводит его к открытиям, даёт нравственные силы, помогает преодолеть беды и жизненные невзгоды.
Текст М. М. Пришвина (1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. (2)Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю. (4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком. (6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. (7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней. (8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала. (9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах. (10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки- вертунки распускают рябь на тихой воде. (11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй. (12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней. (14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит. (15)Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья. (16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит. (18) Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь. (20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью. (22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками. (23) Семена елей плывут и осин. (24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время. (25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание. (26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени. (27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. (28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». (30) И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан». (31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену. (32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой. (33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели. (34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону… (36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан. (40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута. (42)Ручей мой пришёл в океан. (По М. М. Пришвину)
Сочинение по тексту Пришвина
Известный русский писатель М. М. Пришвин в своем тексте ставит философскую проблему влияния природы на человека. Он задается вопросом: способна ли природа сделать человека счастливее и исцелить его?
Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше технократическое время очень важно, чтобы люди не теряли связь с природой, не перестали ощущать себя частью природы. Ощущая эту связь, человек не может совершить зло, убийство или предательство. Ощущая эту связь, человек стремится делать добро и укреплять то, что именуется
жизнью в любом ее проявлении.
Автор повествует нам историю о раненом мальчике, который вот-вот умрет. Его последним желанием было увидеть ручей. Рассказчик выполняет просьбу умирающего: относит на берег ручья. Природа не только радует мальчика, а еще и дает ему силы для борьбы за жизнь. «Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу». А ведь рассказчику он казался уже неизлечимым: «казалось тогда, что надежды на спасение у него нет, и что врачи будут бессильны».
Позиция автора предельно ясна. Пришвин — певец природы. Он сам из этого источника черпал
и полагал, что природа способна помогать и даже спасать. Пришвин подводит читателя к мысли о том, что красота природы способна исцелять, дать силы, укрепить, подтолкнуть к чему-то важному. Докторам спасти жизнь умиравшему человеку «помогла красота ручья и решительные и взволнованные слова рассказчика о том, «что голубая стрекоза летает над заводью».
Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что природа может радовать человека и придавать ему силы. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из жизни и литературы.
В рассказе О. Генри «Последний лист» главная героиня, Джонси, заболевает пневмонией. Она лежит в постели и считает, сколько листьев осталось на старом плюще. Джонси уверена, что когда упадет последний лист, она умрет. Но лист долго держится на ветке, несмотря на дождь, снег, ветер, он отчаянно сопротивляется непогоде. И видя такое упорство листа, девушка тоже начинает бороться за свою жизнь и, в конце концов, выздоравливает.
В рассказе Куприна «Сбрось мешок» главные герои любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростершейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками. Куприн призывает учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даем ему возможность подняться над обыденностью.
Природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человеческая душа расцветает в общении с природой — животными, цветами, деревьями, поэтому, общаясь с природой, человек становится духовно богаче. Исцеляет только родимая земля и ее материнское дыхание — с детства до боли милые запахи родных лесов и полей.
Текст ЕГЭ Пришвина о природе, цели, времени. Примерный круг проблем.
(1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. (2)Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю. (4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
(6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
(7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.
(8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала. (9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
(10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки- вертунки распускают рябь на тихой воде. (11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.
(12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.
(14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит.
(15)Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.
(16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит.
(18) Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.
(20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью.
(22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.
(23) Семена елей плывут и осин.
(24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.
(25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание.
(26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени.
(27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. (28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли».
(30) И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан».
(31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену.
(32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой. (33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели.
(34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону…
(36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.
(40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута.
(42)Ручей мой пришёл в океан.
(По М. М. Пришвину*)
* Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель, прозаик и публицист.
Примерный круг проблем:1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Авторская позиция: Наблюдая за жизнью природы, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и жизнью человека много общего. Видя, как природа преодолевает трудности, как всё в природе наполняется жизнью, человек испытывает чувство отдохновения, достигает внутренней гармонии.
2. Проблема преодоления трудностей на пути к достижению цели. (Что придаёт сил в преодолении трудностей?)
Авторская позиция: Стремление к цели, вера в то, что рано ли, поздно ли достигнешь заветной цели, придаёт сил в преодолении препятствий на жизненном пути.
3. Проблема восприятия времени и жизни. (Что создаёт ощущение времени и жизни?)
Авторская позиция: Ощущение времени возникает благодаря преодолению препятствий: в длительной борьбе зарождается жизнь. Не будь препятствий на каждом шагу — «вовсе бы не было жизни- времени». В стремлении преодолеть трудности — «самое-самое время, самая-самая жизнь».
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Решить пробный ЕГЭ Проверить сочинение ЕГЭ Чек-лист ЕГЭ 2021
Природа / Смысл жизни / Время / Моральное и материальное
1
- admina
- 0
Сочинение Пришвин
Жизнь Пришвина обычна для человека, который пережил революцию и три войны. Его путь не выделялся из мутного потока человеческих судеб. А жизнь типична для любого другого русского человека. Он мудро передавал каждую строчку, каждое слово. У него, как в стихах, каждая фраза несет огромную смысловую нагрузку. Он высказывается по отношению ко всем с огромной любовью и готов всем протянуть руку помощи: накормить голодного, утешить одинокого.
Красоту жизни у писателя составляет все, что его окружает: мир, человек, природа. И эту красоту необходимо
отстаивать, бороться со злом во всех его проявлениях. Эта тема и раскрывается в сказке-были «Кладовая солнца». На ее страницах мы замечаем известные нам приметы русской народной сказки: это и сказочный пейзаж, и разговоры птиц и животных, и счастливая развязка, где добро непременно побеждает зло.
Однако при этом перед нами все же повесть, расширяющая наши знания о жизни. При чтении данной книги мы получаем знания о бондарном ремесле, о целительных свойствах, которыми наделена клюква, о роли леса для человека, об облавах, устраиваемых охотником на волков, о повадках зайца и лисицы, волка и тетерева, о том, что на
болоте надо держаться твердой тропы, о больших торфяных болотах.
Пришвин пишет свои произведения, не фантазируя. В основе его творчества лежат действительные события, его личные наблюдения и впечатления. Пришвин писал о том, что в мире нигде нет языка более замечательного, чем русский. Если взять, к примеру, слово «Родина», то можно проследить, как много слов имеют тот же корень: род, родимый, родственник, родственный, родник, родничок, родственный и другие.
Пришвин является неординарным писателем. Подобных ему авторов мы не встретим ни в русской, ни в мировой литературе.
М. Горький отмечал, что ни у кого он не чувствовал настолько гармоничной взаимосвязи любви к Земле и глубокого знания о ней, как у Пришвина. Кроме того, Горький писал об отличном знании Пришвиным лесов и болот, рыбы и птицы, трав и зверей, насекомых и собак, о богатстве и широте мира, познанного писателем.
Необычайно современно слово Пришвина, что особенно важно в трагические минуты нашей жизни, несмотря на то, что творчество Пришвина кажется благополучным: он писал о природе и был певцом природы. Однако это только поверхностное мнение. Так думать — значит, считать при входе в лес, что он предназначен исключительно для отдыха. Но ведь жизнь природы течет по своим глубинным и мудрым законам.
Всему живому нужна природа, как человеку родина, значит, мы должны охранять природу, что равнозначно сохранению родины.
Творчество Пришвина вечно, он жил в эпоху тяжелых катаклизмов, но верил в то, что в единстве человека и природы кроется великая сила.
Тезисы
- Природа – это удивительная вещь. Многие поэты и писатели не только вдохновлялись и восхищались ею, и описывали ее в художественных целях, чтобы показать степень влияния окружающего мира на личность.
- Природа сильно влияет на человека: она закаляет или расслабляет характер, определяет менталитет народов, создает или разрушает условия для жизни.
- Природа всегда вдохновляет человека, дарит ему ощущение красоты и гармонии с миром.
- Красивый пейзаж мотивирует личность к новым достижениям и победам, поэтому люди так любят выезжать к морю и любоваться горными вершинами.
- Созерцание природы успокаивает нервы и позволяет найти утешение в красоте окружающего мира.
- Природа родного края навсегда остается в сердце человека, ведь он отождествляет себя с нею.
- Природа влияет на человека, ведь создает его настроение: в солнечный день нам хочется веселиться и гулять, а в дождливую погоду — мечтать и думать о наболевшем.
- Оставшись наедине с природой, человек может понять себя и найти ответы на все интересующие вопросы. В этом и заключается ее влияние.
- «Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.
- «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинён ей» Георг Гегель.
- «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности» Николай Чернышевский.
- «Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный» Мишель Монтень.
- На ранних этапах развития любого государства (во времена язычества), природу анимировали, сопоставляли ее явления с различными богами. Например, в греческой мифологии была Эос — богиня утренней зари. Хлоридой называли богиню цветов и садов, Немезидой – богиню радуги. А самой древней была богиня земли – Гея. Считалось, что природа полностью контролирует жизнь человека, ведь от ее милости зависело его существование.
Аргументы
«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Окружающий мир отражается на эмоциональном состоянии человека. Это доказывает пример из романа «Отцы и дети». В третьей главе Аркадий возвращается домой после длительного отсутствия. Скудная и неприглядная природа родного края привела его в уныние. Всюду он видел жиденькие леса, неровные поля, крошечные пруды с худыми плотинами, обрытые берега речек, серость и морось. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными» — резюмирует автор. Смотря на это, Аркадий впал в хандру. Он не знал, как привести все это в порядок, что делать с этими бедными и некрасивыми пейзажами, где не было месту той романтике, которую воображает всякий горожанин перед поездкой в деревню. Однако весна немного преобразила этот печальный вид, и постепенно Аркадий оживал, глядя на признаки скорого пробуждения края. Как мы видим, настроение героя определяет пейзаж, его окружающий. Таково влияние природы на человека.
«Степь», А.П. Чехов. Природа во многом определяет менталитет людей, живущих наедине с ней. Так, в рассказе «Степь» читатель видит широкие и необъятные степи, которые раскинулись на сотни километров. Пейзажи в этих местах не радуют разнообразием и пестротой, но они величественны и по-своему красивы. Так и характеры героев, местных жителей, поражают монументальностью и «размахом души». Тот же Христофор едет сбывать шерсть, но не для себя, а для того чтобы помочь зятю. Старик бросил все дела, направился в трудное путешествие, чтобы устроить дела молодой семьи и решить проблему. Его душа широка, непрактична и щедра, как степь. Христофор все готов сделать для других, игнорируя подчас свои нужды и интересы. Вот так природа отражается на ментальности человека.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Многие отечественные авторы утверждали, что люди, которые живут на лоне природы, ближе к истинным ценностям и духовным богатствам, чем те, кто предпочитает городскую среду. Так, Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» демонстрирует эту взаимосвязь на примере сравнения Татьяны и Евгения. Татьяна выросла в деревне и часто гуляла среди первозданной красоты полей и лесов. Поэтому она вела себя естественно и прямо, не старалась претворяться кем-то другим и кому-либо подражать. Она стала цельной натурой. А Евгений рос в городе, на природе бывал мало, поэтому впитал искусственность и показную пышность столицы. Он все время ровнялся на других и притворялся даже наедине с собой. Поэтому он, в отличие от Татьяны, не понял, в чем заключается его счастье, и потерял свой шанс. А Татьяна даже в городе не разучилась говорить правду и жить по естественным законам. Она живет в гармонии с собой. Таково влияние природы на личность и ее жизненные установки.
«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Многие писатели доказывали, что природа оказывает на человека благотворное воздействие: учит его быть естественным, непорочным и разумным, как и весь окружающий мир. Она воспитывает в личности стремление к честному труду и созиданию. Например, главная героиня повести «Бедная Лиза» всю жизнь прожила в деревне. Каждый день она находилась на лоне природы, в окружении лесов и лугов. Благодаря влиянию окружающего мира девушка была сама собой, не играла чувствами и не претворялась той, кем не является. У Лизы сформировались правильные жизненные ценности. Превыше всего она ставила любовь, верность и семью. Щедрая природа давала ей возможности зарабатывать деньги честно и жить в гармонии с собой. А вот городской повеса Эраст был испорчен цивилизацией и отказом от мудрости природы. Он не умел себя обеспечить, был лжив и зависим от материальных благ, которые не мог создать сам. Поэтому он обманул и отверг Лизу, а сам остался несчастным на всю оставшуюся жизнь из-за ложных ценностей и приоритетов. Как мы видим, влияние природы сказывается на человеке: она возвышает личность и дает ей правильное моральное развитие.
«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно.
«Слово о полку Игореве». Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог (солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори – все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.
«Не то, что мните вы, природа…», Ф.И. Тютчев. В XVIII-XIX веках природе не уделялось столько много внимания, она не имела такого значения, как для древнего человека. Но необходимо вспомнить о таком литературном движении, как «чистое искусство», главной целью которого было искусство ради искусства: описание природы, ее явлений, восхищение всем окружающим. Главными представителями этого движения были А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Вспомним стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В нем автор утверждает, что умение воспринимать и ценить природу неразрывно связано с чуткостью и отзывчивостью человека. Если личность глуха и слепа по отношению к окружающему миру, то она равнодушна даже к «голосу матери родной». Значит, именно природа учит нас любви и эмпатии, делая нас более чувствительными и участливыми.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Природу писатели часто использовали в качестве средства отображения внутреннего мира героев, что говорит о духовном родстве людей и окружающего мира. Значит, именно природа сделала человека таким, каков он есть, и в этом выражается ее влияние. Для того чтобы проиллюстрировать данный тезис, обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», а точнее к эпизоду «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский, разочаровавшийся в войне, Наполеоне и даже в самом себе, ехал по делам, он увидел огромный старый дуб с корявыми и неуклюже несимметричными ветками. Дерево стояло на краю дороги, в одиночестве. В данном случае дуб ассоциируется с самим героем: оба они отстранены от всего мира, оба потерянные, разочарованные, со своими «болячками». Несмотря на то, что весна украшала все вокруг, дуб стоял обособленно, «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Он, как и Болконский, не хотел подчиняться окружающему миру, не хотел видеть всю его красоту. Князь Андрей был уверен, что жизнь его уже кончена, и он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Толстой все-таки показал, что Болконский был не прав своих убеждениях, что надо продолжать жить, несмотря на все трудности. Князь Андрей проникается новой любовью, он внутренне преображается, наполняется. Состояние души героя Толстой иллюстрирует на этом же дереве: при второй встрече дуб был «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени».
«Гроза», А.Н. Островский. Не стоит забывать и о драме Островского с «природным» названием «Гроза». В данном произведении природа сопутствует кульминации произведения. По ходу развития действия и отношений между героями собирались тучи, слышался гром. Такое нагнетание подводит читателя к кульминации, заставляет его переживать и подогревает интерес. В тот момент, когда Катерина кинулась с обрыва, разразилась гроза. Именно это природное явление сигнализирует читателю о важности события, о его высочайшей эмоциональной точке. Как гром и дождь освежают воздух, очищают все вокруг, так и поступок Катерины сбросил маски с окружающих и разрядил накопленное напряжение. Эта параллель природного явления с человеческим и общественным заставляет нас задуматься о том, что именно законы окружающего мира управляют нашей личной жизнью, задают ей тон. Все, что мы делаем, обусловлено естественными закономерностями мира, где мы живем.
«Гой ты, Русь, моя родная», С.А. Есенин. Картинами русской природы богаты произведения С. Есенина. Именно в его стихотворениях полностью раскрывается красивый и многогранный русский пейзаж. В произведении «Гой ты, Русь, моя родная» Есенин описывает родину со всей душой, со всей любовью. Только в России есть безбрежные, золотые поля, везде пахнет молоком и медом, и «на лугах гудит веселых пляс». Не хотел бы герой жить и в раю: «Дайте родину мою», — заявляет он. Удивительно, насколько точно Есенин передает русский колорит благодаря природе. В творчестве поэта с темой природы тесно связана и тема бренности жизни, ее скоротечности. Есенин не раз отмечает, что каждый в этом мире, мире всемогущей, прекрасной природы, странник, гость. Человек, как и природа, расцветает, но все-таки он не вечен, и в конце его ждет смерть. Этим он подчеркивает влияние окружающего мира на личность и ее путь: как часть природы, человек подчиняется ее законам, переживает все естественные процессы, которые вложены в него с самого рождения.
Воздействие естественных факторов на людей
Связь людской деятельности с природными циклами, а также различными феноменами существовала всегда. Даже находясь в крупном мегаполисе, состоящем из сплошной вереницы асфальтобетонных покрытий, среди огромных многоквартирных домов, далеких от лесных массивов, полноводных рек и зеленых полей, воздействие природы и некоторых её циклов всё равно можно ощущать на себе.
К примеру, режим дня всецело зависит от восходов и закатов, именно они управляют циклами организма. Люди являются частью природы и во многом зависят от нее и от окружающего пространства. Именно она, родимая, дала людям очень много природных богатств: чистый воздух, пропитание, воду.
Аргументы
В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.
Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.
Связь с творчеством
Следствием такого влияния является тот факт, что взаимодействие человеческой деятельности и природы очень часто дает импульс для создания различных произведений искусства. Многие авторы на эту тему сочиняют музыкальные произведения, писатели и поэты создают величайшие творения, а художники нередко черпают вдохновение именно от этих природных феноменов. Свойство дарить воодушевление имеет значение в отношении таких взаимовоздействий.
Представляя древних людей из первобытных общин, можно подумать об их боязни перед неизведанным — стихийных явлений и различных природных феноменов. Но уже тогда прослеживались мотивы восхищения могуществом стихии, неподвластным пониманию в то время.
По утверждению некоторых учёных, первые мифы и религиозные течения появились в тот момент, когда люди пытались осмыслить различные стихии и описать воздействие внешних сил на их деятельность. Некоторые варианты восприятия мира легли в основу мифологического понимания, благодаря этому человек мог описать словами масштабные феномены и возникшие обстоятельства. В качестве простейшего примера можно привести гром. Он представлялся как звук колесницы небесного божества. Благодаря такому простейшему описание грозовые явления становились более понятными.
Сказочно красивые описания предлагают в своих произведениях многие классики:
- Тургенев;
- Паустовский;
- Тютчев;
- Фет;
- Пришвин;
- Бианки и другие.
Творчество современных авторов продолжает заложенные когда-то традиции. Многие авторы пытаются охватить эту неразрывную красоту возможностями собственного понимания. Они представляют нам некоторые элементы определенным образом.
Природа лечит души яркими положительными эмоциями, красотой лесных массивов и цветущих лугов, пробуждает радостные чувства, сеет добро и подталкивает на новые свершения.
Аргументы
Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.
Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.
В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.
Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.
Окружающий мир и человеческая деятельность
В разные времена менялось воздействие окружающего мира на человеческую деятельность. В античности философы воспринимали природу как подвижное и постоянно изменяющееся целое. Тогда не было противопоставления, люди были как бы частью этого единого целого. Идеалом считалась жизнь в гармонии с природой.
На заре возникновение цивилизации была охота и собирательство, и люди в тот момент полностью зависели от внешней среды. Они выживали, только присваивая готовые продукты, собранные естественным путем:
- плоды;
- ягоды;
- мясо;
- шкуры животных.
Природой определялись все особенности жизни первобытных Homo sapiens, а именно темпы прироста количества членов общины, характер их занятий, а также необходимость кочевать с места на место. После возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присвоения к производству. Люди научились влиять на некоторые природные явления.
Средневековая западная христианская культура предлагает иное понимание вопроса. Человеческий индивидуум считался вершиной божественного творения, имеющего душу, Окружающий мир стоит ниже него на несколько порядков. В некоторых случаях природа представлялась как источник зла, и её нужно подчинить. Эпоха Возрождения принесла новые веяния. Перед зрителями предстаёт красота. Именно в этот период появляется множество великолепных произведений искусства, которые воспевают окружающий мир и его красоту.
Аргументы
Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.
В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.
Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.
Человек и природа в сочинениях ЕГЭ
В жизни имеются два вида связи человеческой деятельности и природных факторов: физический контакт и духовная зависимость. Результаты этих отношений имеют место в литературе, живописи, повседневной жизни.
Все, что происходит с людьми со времен их появления, связано с определенными законами. Окружающий мир наделяет их всем необходимым — комфортным проживанием, едой, приносит счастье.
А люди порой и не задумываются о том, какие им уготованы щедрые подарки и откуда они берутся. Но как только запросы становятся очень большими, появляются отрицательные факторы, сказывающиеся на состоянии окружающей среды. Мир, неспособный противостоять варварским действиям разумных существ, перестает благотворно действовать на нее, возникают негативные последствия.
Загрязненная экология — основное препятствие, которое со временем оказывает губительное действие на человеческое здоровье, изменяет качество жизни. Порой стихия пытается напомнить людям о том, что чистый воздух и целебная вода невечны, от их состояния зависит жизнь всего живого на планете.
Очень важными являются выводы о роли природы в жизни человека. Сочинения ЕГЭ затрагивают подобные проблемы. Написание эссе является своеобразным этапом
Аргументы
Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!
Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.
Тезисы
- Человечество – только малая часть планеты, которая поражает колоссальным разнообразием своих ландшафтов, омывается огромными водоемами-океанами, населена бесчисленным количеством живых существ.
- Лозунг «Человек — царь природы» в корне не верен. Мы – неотъемлемая, но далеко не доминирующая часть природы, к которой, к огромному сожалению, мы относимся зачастую не просто потребительски, а преступно, не задумываясь о последствиях своих же действий.
- Меркантильные интересы крупных корпораций или отдельных лиц, потребительское отношение к ресурсам природы, их злоупотребление и почти бесконтрольное загрязнение окружающей среды не могут не привести к губительным для экосистемы последствиям, что безусловно отражается на жизни природы и человека как её части.
- Вырубка лесов в разных уголках мира, от сибирской тайги до лесов Амазонии, которая приводит к изменению климата в регионах, массовой гибели многочисленных живых существ, из-за уничтожения их среды обитания — это проблема экологии, которую необходимо решать здесь и сейчас, а не перекладывать на плечи потомков.
- Тотальное загрязнение экосистем продуктами нефтепереработки и промышленными отходами окружающей среды уже стало банальной темой, частые разливы нефти в результате аварий танкеров, губительное и не до конца изученное влияние техногенных катастроф на атомных электростанциях – всё это результат абсолютно неприемлемого отношения человечества к природе и как следствие, за конец 20-го и начало 21-го века в разных регионах мира, возникают небывалые раньше стихийные бедствия, например смерчи и цунами возникают в таких регионах планеты, в которых их появление раньше считалось невозможным. Несмотря на это, человечество учится выживать и возрождаться даже после самых разрушительных бедствий: от ужасных засух до уничтожающих всё на своём пути ураганов, землетрясений и наводнений.
- «Давным-давно жил-был… мир, полный чудес. Люди называли планету Землей – так же, как и почву у себя под ногами, дарующую своим обитателям всё, что необходимо для жизни. И люди, не задумываясь, пользовались этими щедрыми дарами. Они жадно отбирали у Земли её чудеса. Они портили и разрушали до тех пор, пока не добрались до самого сердца планеты. А когда спохватились, было уже поздно – они полностью разграбили свой мир, не оставив ничего». Д. Бертанья «Водный мир».
Это интересно: Относительная молекулярная масса — формула, примеры, таблица (химия, 8 класс)
↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)
В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.
Проблема экологии
- Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
- Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
- Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.
Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- 11 класс
- аргумент из литературы
- ЕГЭ по русскому языку
- пример из литературы
- природа и человек
- проблема экологии
- сочинение к ЕГЭ
- сочинение-рассуждение
Афоризмы
- «Природа – отнюдь не выпестовавшая нас мать. Она есть наше творение», – говорил английский поэт и писатель Оскар Уайльд. Он считал, что природа – это не мать, благодаря которой человек появился на свет, а творение человека.
- «Нет ничего более изобретательного, чем природа», – утверждал древнеримский философ и оратор Цицерон. Он называл природу изобретательной. Она лучше всякого талантливого мастера создает удивительные творения.
- «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека», – считал канадский поэт Блисс Кармен. Он был убежден в том, что природа сама по себе настолько прекрасна, удивительна и неповторима, что человек своим присутствием портит всю ее прелесть.
- «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей», – писал немецкий философ, писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что природа идеальна: она всегда серьезна, строга, права. Все плохое, что есть вокруг, исходит от человека.
- «Природа полна непоследовательности. Иной раз она помещает голову старика на молодых плечах, другой раз полное жара сердце – подо льдом восьмидесяти», – считал американский эссеист, писатель и философ Ралф Уолдо Эмерсон. Он считал, что природа иногда преподносит человеку сюрпризы. Например, некоторых молодых людей наделяет мудростью стариков, а некоторые старики до конца жизни сохраняют полное жара сердце, какое у большинства имеется только в молодости.
- «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей», – говорил английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон. По его мнению, природа может покориться лишь тем, кто сам ей покоряется, то есть живет с окружающим миром в ладу.
- «Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю», – считал французский писатель и драматург Дени Дидро. Знаменитый классик сравнивал природу с кокетливой женщиной, которая любит наряжаться и дает своим поклонникам надежду на то, что когда-нибудь они откроют все ее секреты.
- «Природа – это канва. Человек искони стремился прибавить к творению божьему кое-что от себя. Он переделывает его иногда к лучшему, иногда к худшему», – утверждал французский писатель Виктор Гюго. По его мнению, природа – это канва, которую можно сравнить с первым мазком кисти художника. Какая картина получится, зависит от человека, искони стремящегося прибавить что-то свое к творению Бога.
- «Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей», – говорил Фрэнсис Бэкон, английский философ и историк. Он утверждал, что природой нельзя управлять силой. Она подчиняется только тому, кто подчиняется ей.
- «Сила природы очень велика», – говорил древнеримский политический деятель и философ Цицерон. Он утверждал, что природа очень сильна. Своими силами она способна делиться с человеком, подпитывать его своей энергией. Но если человек перестает ей подчиняться, начинает вредить ей, природа способна нанести сокрушительный удар.
О самой теме
Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.
Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.
Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.
Это интересно: Как появилась Солнечная система и Земля? Теории и современный взгляд
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Человек и природа всегда тесно сосуществовали друг с другом. Леса, поля, реки и моря дали людям пищу и воду, различные орудия труда. Из растений мы научились делать лекарства. Даже в суровых горах и безжалостной пустыне люди обрели дом. До сих пор природа влияет на нашу жизнь: экономически, духовно, физиологически и психологически.
Климат влияет на эмоциональное состояние человека. Думаю, всем знакомы меланхолия при наступлении осени, упадок сил зимой, улучшение настроения и повышение энергии весной и летом. Это связано с тем, что наше настроение напрямую зависит от количества солнечных дней. В ясную погоду мы готовы горы свернуть, а в пасмурную даже не хочется вылезать из кровати.
Люди часто черпают силы, находясь в единении с природой. Шум морских волн, пение птиц, закаты и рассветы, запах в сосновом бору — всё это “заряжает” нас и помогает снять стресс. Потому столько курортов находятся в красивых озеленённых местах, часто на берегу моря. Созерцание пейзажей приносит эстетическое наслаждение, позволяет сконцентрироваться на своих мыслях и лучше понять себя. То есть природа влияет на нашу “духовность”.
Кроме того, она вдохновляет людей на творчество. Множество картин, литературных произведений, фильмов посвящены тому, что нас окружает. Вспомните потрясающие морские пейзажи И. К. Айвазовского, “Грозу” А. Н. Островского, всем известный образ дуба в “Войне и мире” Л. Н. Толстого. Природа часто используется в искусстве, чтобы передать настроение и переживания автора или его героев. В фильмах она ещё и создаёт нужную атмосферу. Не просто так культуру называют “второй природой”.
В конце концов, на природных ресурсах строится вся глобальная экономика. Не будет их — не будет у нас работы. Но, к сожалению, многие об этом не задумываются и не понимают, насколько мы до сих пор зависим от природы.
Несмотря на все блага, которые природа дала людям, мы постепенно губим её. Вырубка лесов, загрязнение Мирового океана и атмосферы, незаконное уничтожение животных — этим мы отплатили природе за её дары. Мы ответственны за ухудшение экологии. Если не обратить на это должного внимания, то случится катастрофа.
Таким образом, природа имеет огромное влияние на человека. Без неё не было бы и нас. Природа дала нам жизнь, а мы в ответ лишь потребляем её ресурсы. Поэтому стоит задуматься о том, чтобы тоже дать ей что-то взамен. Давайте будем более ответственны и позаботимся о нашем доме!
Сочинение-рассуждение 2
Может ли человек существовать в полной изоляции от природы? Полностью игнорировать её негативное и положительное влияние? Ответ, конечно же, нет. Долгое время человек был неотъемлемой составляющей естества. На то, чтобы создать хотя бы зачатки культурной, искусственной среды ушли тысячелетия эволюции. И в 21 веке нам кажется, что мы полностью и безотлагательно освободились от гнетущего воздействия природы. Но это не так. Пусть не столь ярко и не столь очевидно, но в нашем современном мире мы все еще ощущаем её влияние. И это утверждение можно рассмотреть в двух аспектах: ресурсном и эстетическом.
В первую очередь, как бы далеко не продвинулась научная мысль, а мы все еще используем природу в качестве ресурса для нашей жизни. Мы используем ископаемое топливо, чтобы обеспечить наши дома теплом и светом. Мы используем минеральное сырье, чтобы построить эти дома. Обманчивая иллюзия, умело сотворенная еще в эпоху Возрождения, о том, что человек царь природы, её венец, её укротитель, разбивается о жестокую реальность фактов. Мы зависим от природы. Такие совершенные и цивилизованные, мы все еще находимся в её власти. Кроме прочего, сегодняшний день со всеми его преимуществами и новшествами не защищает людей от природных катаклизмов. Землетрясения, ураганы, цунами, наводнения – все это происходит, и от этого никуда не деться.
Во-вторых, помимо базовых нужд в тепле, еде и крыше над головой, мы нуждаемся в удовлетворении наших духовных начал, и природа – их нескончаемый источник. Сложно найти писателя или поэта, художника или фотографа, творца, отечественного или мирового, который бы не черпал идеи и вдохновение в красоте природы. Проще найти и перечислить людей, которые этого не делали и не делают. Ведь как часто даже мы, обычные люди, не великие созидатели и мастера, в окружении природы открываем удивительные уголки нашей души, чувствуем то, о чем даже не подозревали. Как часто мы замечаем, что пребывание в этой естественной среде делает нас более спокойными, отдохнувшими и открытыми.
Это чудесное, но в то же время пугающее влияние. Как много и как мало мы знаем о нем. Единственная аксиома данного утверждения: спустя столько лет – человек неотъемлемая часть природы.
`
Влияние природы на человека
Популярные сочинения
- Сочинение Правда ли, что весна лучшее время года (6 класс)
Каждое время года по-своему прекрасно и имеет свои прелести. Весной природа просыпается. Дни становятся теплее. Вокруг все постепенно одевается в зеленый цвет. Расцветают первые цветы.
- Сочинение Мое любимое слово (Дружба)
В мире существует огромное множество добрый слов, но мое любимое – это дружба.
- Сочинения по картинам Венецианова
Великий художник, который начал отображать в своих картинах повседневную жизнь крестьян, человек, который выкупал у других помещиков будущих талантливых художников. Первый художник