Тезисы

  • Природа – это удивительная вещь. Многие поэты и писатели не только вдохновлялись и восхищались ею, и описывали ее в художественных целях, чтобы показать степень влияния окружающего мира на личность.
  • Природа сильно влияет на человека: она закаляет или расслабляет характер, определяет менталитет народов, создает или разрушает условия для жизни.
  • Природа всегда вдохновляет человека, дарит ему ощущение красоты и гармонии с миром.
  • Красивый пейзаж мотивирует личность к новым достижениям и победам, поэтому люди так любят выезжать к морю и любоваться горными вершинами.
  • Созерцание природы успокаивает нервы и позволяет найти утешение в красоте окружающего мира.
  • Природа родного края навсегда остается в сердце человека, ведь он отождествляет себя с нею.
  • Природа влияет на человека, ведь создает его настроение: в солнечный день нам хочется веселиться и гулять, а в дождливую погоду — мечтать и думать о наболевшем.
  • Оставшись наедине с природой, человек может понять себя и найти ответы на все интересующие вопросы. В этом и заключается ее влияние.
  • «Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.
  • «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинён ей» Георг Гегель.
  • «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности» Николай Чернышевский.
  • «Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный» Мишель Монтень.
  • На ранних этапах развития любого государства (во времена язычества), природу анимировали, сопоставляли ее явления с различными богами. Например, в греческой мифологии была Эос — богиня утренней зари. Хлоридой называли богиню цветов и садов, Немезидой – богиню радуги. А самой древней была богиня земли – Гея. Считалось, что природа полностью контролирует жизнь человека, ведь от ее милости зависело его существование.

Аргументы 

«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Окружающий мир отражается на эмоциональном состоянии человека. Это доказывает пример из романа «Отцы и дети». В третьей главе Аркадий возвращается домой после длительного отсутствия. Скудная и неприглядная природа родного края привела его в уныние. Всюду он видел жиденькие леса, неровные поля, крошечные пруды с худыми плотинами, обрытые берега речек, серость и морось. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными» — резюмирует автор. Смотря на это, Аркадий впал в хандру. Он не знал, как привести все это в порядок, что делать с этими бедными и некрасивыми пейзажами, где не было месту той романтике, которую воображает всякий горожанин перед поездкой в деревню. Однако весна немного преобразила этот печальный вид, и постепенно Аркадий оживал, глядя на признаки скорого пробуждения края. Как мы видим, настроение героя определяет пейзаж, его окружающий. Таково влияние природы на человека.

«Степь», А.П. Чехов. Природа во многом определяет менталитет людей, живущих наедине с ней. Так, в рассказе «Степь» читатель видит широкие и необъятные степи, которые раскинулись на сотни километров. Пейзажи в этих местах не радуют разнообразием и пестротой, но они величественны и по-своему красивы. Так и характеры героев, местных жителей, поражают монументальностью и «размахом души». Тот же Христофор едет сбывать шерсть, но не для себя, а для того чтобы помочь зятю. Старик бросил все дела, направился в трудное путешествие, чтобы устроить дела молодой семьи и решить проблему. Его душа широка, непрактична и щедра, как степь. Христофор все готов сделать для других, игнорируя подчас свои нужды и интересы. Вот так природа отражается на ментальности человека.

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Многие отечественные авторы утверждали, что люди, которые живут на лоне природы, ближе к истинным ценностям и духовным богатствам, чем те, кто предпочитает городскую среду. Так, Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» демонстрирует эту взаимосвязь на примере сравнения Татьяны и Евгения. Татьяна выросла в деревне и часто гуляла среди первозданной красоты полей и лесов. Поэтому она вела себя естественно и прямо, не старалась претворяться кем-то другим и кому-либо подражать. Она стала цельной натурой. А Евгений рос в городе, на природе бывал мало, поэтому впитал искусственность и показную пышность столицы. Он все время ровнялся на других и притворялся даже наедине с собой. Поэтому он, в отличие от Татьяны, не понял, в чем заключается его счастье, и потерял свой шанс. А Татьяна даже в городе не разучилась говорить правду и жить по естественным законам. Она живет в гармонии с собой. Таково влияние природы на личность и ее жизненные установки.

«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Многие писатели доказывали, что природа оказывает на человека благотворное воздействие: учит его быть естественным, непорочным и разумным, как и весь окружающий мир. Она воспитывает в личности стремление к честному труду и созиданию. Например, главная героиня повести «Бедная Лиза» всю жизнь прожила в деревне. Каждый день она находилась на лоне природы, в окружении лесов и лугов. Благодаря влиянию окружающего мира девушка была сама собой, не играла чувствами и не претворялась той, кем не является. У Лизы сформировались правильные жизненные ценности. Превыше всего она ставила любовь, верность и семью. Щедрая природа давала ей возможности зарабатывать деньги честно и жить в гармонии с собой. А вот городской повеса Эраст был испорчен цивилизацией и отказом от мудрости природы. Он не умел себя обеспечить, был лжив и зависим от материальных благ, которые не мог создать сам. Поэтому он обманул и отверг Лизу, а сам остался несчастным на всю оставшуюся жизнь из-за ложных ценностей и приоритетов. Как мы видим, влияние природы сказывается на человеке: она возвышает личность и дает ей правильное моральное развитие.

«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно. 

«Слово о полку Игореве». Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог (солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори – все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.

«Не то, что мните вы, природа…», Ф.И. Тютчев. В XVIII-XIX веках природе не уделялось столько много внимания, она не имела такого значения, как для древнего человека. Но необходимо вспомнить о таком литературном движении, как «чистое искусство», главной целью которого было искусство ради искусства: описание природы, ее явлений, восхищение всем окружающим. Главными представителями этого движения были А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Вспомним стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В нем автор утверждает, что умение воспринимать и ценить природу неразрывно связано с чуткостью и отзывчивостью человека. Если личность глуха и слепа по отношению к окружающему миру, то она равнодушна даже к «голосу матери родной». Значит, именно природа учит нас любви и эмпатии, делая нас более чувствительными и участливыми.

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Природу писатели часто использовали в качестве средства отображения внутреннего мира героев, что говорит о духовном родстве людей и окружающего мира. Значит, именно природа сделала человека таким, каков он есть, и в этом выражается ее влияние. Для того чтобы проиллюстрировать данный тезис, обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», а точнее к эпизоду «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский, разочаровавшийся в войне, Наполеоне и даже в самом себе, ехал по делам, он увидел огромный старый дуб с корявыми и неуклюже несимметричными ветками. Дерево стояло на краю дороги, в одиночестве. В данном случае дуб ассоциируется с самим героем: оба они отстранены от всего мира, оба потерянные, разочарованные, со своими «болячками». Несмотря на то, что весна украшала все вокруг, дуб стоял обособленно, «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Он, как и Болконский, не хотел подчиняться окружающему миру, не хотел видеть всю его красоту. Князь Андрей был уверен, что жизнь его уже кончена, и он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Толстой все-таки показал, что Болконский был не прав своих убеждениях, что надо продолжать жить, несмотря на все трудности. Князь Андрей проникается новой любовью, он внутренне преображается, наполняется. Состояние души героя Толстой иллюстрирует на этом же дереве: при второй встрече дуб был «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». 

«Гроза», А.Н. Островский.  Не стоит забывать и о драме Островского с «природным» названием «Гроза». В данном произведении природа сопутствует кульминации произведения. По ходу развития действия и отношений между героями собирались тучи,  слышался гром. Такое нагнетание подводит читателя к кульминации, заставляет его переживать и подогревает интерес. В тот момент, когда Катерина кинулась с обрыва, разразилась гроза. Именно это природное явление сигнализирует читателю о важности события, о его высочайшей эмоциональной точке. Как гром и дождь освежают воздух, очищают все вокруг, так и поступок Катерины сбросил маски с окружающих и разрядил накопленное напряжение. Эта параллель природного явления с человеческим и общественным заставляет нас задуматься о том, что именно законы окружающего мира управляют нашей личной жизнью, задают ей тон. Все, что мы делаем, обусловлено естественными закономерностями мира, где мы живем.

«Гой ты, Русь, моя родная», С.А. Есенин. Картинами русской природы богаты произведения С. Есенина. Именно в его стихотворениях полностью раскрывается красивый и многогранный русский пейзаж. В произведении «Гой ты, Русь, моя родная» Есенин описывает родину со всей душой, со всей любовью. Только в России есть безбрежные, золотые поля, везде пахнет молоком и медом, и «на лугах гудит веселых пляс». Не хотел бы герой жить и в раю: «Дайте родину мою», — заявляет он. Удивительно, насколько точно Есенин передает русский колорит благодаря природе. В творчестве поэта с темой природы тесно связана и тема бренности жизни, ее скоротечности. Есенин не раз отмечает, что каждый в этом мире, мире всемогущей, прекрасной природы, странник, гость. Человек, как и природа, расцветает, но все-таки он не вечен, и в конце его ждет смерть. Этим он подчеркивает влияние окружающего мира на личность и ее путь: как часть природы, человек подчиняется ее законам, переживает все естественные процессы, которые вложены в него с самого рождения.