Сегодня люди отдаляются друг от друга. Общение стало редкостью, а понимание – диковинкой. В процессе отстаивания своей точки зрения человек может нанести другому обиду. Это, в свою очередь, может привести к конфликту и отсутствию компромисса. Потому в наше время остро стал вопрос понимания человека человеком.
Начнем с того, что этот навык позволит плодотворно работать и развиваться. К примеру, офис насчитывает около двадцати сотрудников. Все они нуждаются в понимании, независимо от занимаемой должности. Это говорит о том, что коллектив должен работать как один слаженный механизм. Если кому-то одному будет не доставать коммуникабельности, то пострадают все те, кто с ним взаимодействует в рабочем процессе. А если коллектив насчитывает несколько подобных личностей, то рабочий процесс может усложниться настолько, что станет невозможным. К несчастью, такие ситуации не являются редкостью. Понимание собеседника подразумевает умение слушать. Только выслушав, можно разделить главные и второстепенные аспекты, и озвучить свое мнение. Очень важно учитывать чувства и эмоции собеседника, а для этого нужно подумать, а как бы я отреагировал на сказанное. Высказываться нужно без категоричности, но и без излишней мягкости. Собеседник должен знать, что каждое слово взвешено, и потакать или критиковать его никто не собирается. В таких условиях возможна слаженная работа коллектива, а может и дружеское общение.
Подобное общение ценно и в кругу семьи. Часто люди разных возрастов или даже семей вынуждены жить под одной крышей. Поддерживать добрые отношения там, где каждый будет тянуть одеяло на себя, очень тяжело. В таких ситуациях недопустимы эмоциональные вспышки. Каждый член семьи должен четко озвучивать свои просьбы и пожелания, уметь дослушать до конца, с уважением и почтением относиться к близким, заботиться не только о своих потребностях, но и о тех, кто в силу возраста или физических возможностей вынужден обращаться за помощью. Только в той семье, где не ставят личные потребности превыше остальных, можно надеяться на тепло и уют. Для того, чтобы научиться таким отношениям может понадобиться не один день. Каждый член семьи должен иметь не только права, но и обязанности. Тогда не будет излишней загруженности кого-то одного. Каждый член семьи должен научиться тактичности, доброте, вниманию и терпению. Это будет способствовать ликвидации обид и установлению мира в семье. В каждой ситуации нельзя забывать о том, что вы родные люди, а между родными могут возникать самые разнообразные ситуации. Нельзя допускать, чтобы одно слово положило конец многолетнему родству.
Вывод простой: взаимопонимание исключает вражду и мстительность, как в семье, так и в рабочем коллективе.
Сочинение «Человек с человеком испокон веку ведут монолог» — С.Е. Лец
Это чень ироничная фраза! Так и хочется сказать в её завершении – «диалог», но тут другое! Как раз это показывает, что никто никого не слушает! Кстати, я знаю, что автор – известный шутник, у которого подобных изречений достаточно!
Действительно, часто вижу, как два человека говорят одновременно (друг с другом), перебивая, спеша!.. Особенно часто это происходит, когда оба готовились к разговору. Просто у каждого в голове уже выстроилась речь, а что там будет говорить другой… Или ты придумал его или её слова, как ты станешь отвечать, а он или она их не произносит! Это раздражает!.. Ещё и времени всё время нам не хватает! Или ещё интересней, когда кто-то рассказывает историю, а другие уже не хотят его слушать, пытаются перехватить слово, так как у каждого уже на языке своя! Забавно, когда начинают просто друг друга перекрикивать… Ну, вот так бывает…
Очень важное качество – уметь слушать. Часто люди надеются, что им уделяют внимание, хотя иногда они просто слишком этого хотят. Другой человек может просто думать о своём, а на них совсем не обращать внимания, а им кажется, что слушает. Если есть терпение и интерес к другому, то это классно. Тут важно не превратиться в «жилетку», когда говорят «нашел уши», в которые можно свои истории заливать. Хочется, чтобы ты рассказывал и слушал, а с другой стороны – тоже!
Да, у меня есть такая проблема с монологами и диалогами. Мне так забавно, как люди бьются за право рассказать свою историю, что я уступаю. Но всё-таки тоже хочу рассказать, а разговор уже ушел от этой темы, а возвращаться, как-то стесняюсь «тормозить». И ещё часто я, вообще, стесняюсь делиться своим опытом, так как он у меня классный, ведь я в гимназии учился. И мне кажется, если рассказывать оттуда примеры, я как будто хвастаюсь, почти никому из моего окружения нечего сказать на этом уровне. В общем, все так и думают, что я готов их только и слушать… Но я утешаю себя тем, что во мне много загадок. Люди по сто раз повторяют свои истории с упоением, даже не поинтересуются, что у другого есть на эту тему. Вот пусть и крутятся со своими ограниченными самовлюбленными идеями.
В итоге автор фразы прав – одни монологи, но Лец точно хотел привлечь внимание людей к тому, что так не совсем правильно делать. Эту фразу надо б разместить везде, где люди беседуют друг с другом, хотя сейчас уже все больше в телефонах – даже в кафе за одним столом. Было б полезно!
`
Как понять другого человека?
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Доброта в рассказе Чудесный доктор
южет рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» основан на реальных событиях. Эта история произошла с семейством Мерцаловых. Емельян, глава семьи из-за своей болезни потерял
- Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)
Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека
- Почему для России важно развитие науки? — сочинение для 4 класса
Для России, как и для других цивилизованных стран чрезвычайно важно развитие науки в родной стране. Ведь именно из-за технологических инноваций
Многомудрый Литрекон вложил силы и время в создание 3 примеров итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Как понять другого человека? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Гранатовый браслет», «На дне», «Капитанская дочка», «Гроза», «Анна Каренина».
Вариант 1
(545 слов) Вопрос о том, как понять другого человека, волновал людей во все времена. Все мы разные, и порой эти различия настолько глубоки и непреодолимы, что разлучают влюбленных, ссорят родственников, сеют вражду в народе. Путь к пониманию труден, потому что он всегда требует компромиссов и интеллектуальной нагрузки. Необходимо проанализировать доводы и аргументы оппонента, впустить в себя его чувства и ощущения. Этот процесс не раз описывали авторы, которые могли бы научить нас слышать и быть услышанными.
Например, Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» продемонстрировал чудо взаимопонимания, которое преобразило героя. Каренин давно узнал, что его жена имеет связь с другим мужчиной, но закрыл на это глаза, надеясь, что это увлечение пройдет само собой. Все же он и подумать не мог, что адюльтер зайдет так далеко и разрушит его брак. Жена была беременна от любовника и хотела уйти из семьи. Алексей мнил только себя пострадавшей стороной и сильно повздорил с супругой. По пути в командировку он даже заехал к известному адвокату и был готов представить незнакомому человеку любовные письма Анны, чтобы опорочить ее. Он был зол и совсем не хотел внимать супруге, вникая в ее мотивы и объяснения. Но вдруг до него дошла весть о том, что Анна при смерти. Он примчался домой и застал ее в родильной горячке. Женщина умирала у него на глазах, и никто не мог помочь. Если до этого Алексей чувствовал себя несчастным и даже в какой-то степени неправым, то теперь он нашел выход из положения — простить неверность и сохранить семью ради детей, Анны, себя самого. После этого великодушного решения в душе героя наступил мир, которого давно не было. Он осознал, что и сам виноват в случившемся, что молодая жена недополучила внимания и любви, что он сам запустил проблему своим равнодушием к ней. Понять другого человека Алексею помогли жалость и любовь: он смог почувствовать боль и одиночество Анны, а затем и понять мотивы ее поступков.
Не менее впечатляющий пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой увлекся теорией о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих»: первые правят вторыми, потому что не боятся пролить кровь ради высшей цели. Чтобы доказать свое превосходство, Родион убил ростовщицу и ее сестру. Однако свой антигуманный экзамен Раскольников провалил: совесть не давала ему покоя, и лихорадка сменилась депрессией. Родион не мог даже проводить время с семьей, потому что знал: мать с сестрой никогда не смогут его понять и простить, и их ласки будут украденными до той поры, пока все не раскроется, а потом они будут с омерзением вспоминать о близости с ним. Найти точки соприкосновения герой смог только с тем человеком, который сам «преступил» законы морали. Соня Мармеладова продавала свое тело, чтобы прокормить семью, поэтому могла бы понять убийцу. И ей удалось это сделать. Как? Соня верила в Бога и возможность искупления любого греха, а потому она смогла осознать не только вину, но и боль героя. Жалость и любовь к Родиону помогли ей проникнуть в его душу и направить ее к спасению.
Таким образом, человек может понять другого человека, пожалев и полюбив его. Если мы равнодушны к оппоненту или настроены против него с самого начала, то ни о каком понимании не может быть и речи. А вот если мы сможем проникнуться сочувствием к нему, принять его горе как свое, то тогда перед нами откроются глубины его внутреннего мира, мы обретем гармонию и ясность в отношениях с ним.
Вариант 2
(452 слова) Многие из нас страдают от межличностных конфликтов, поэтому задаются вопросом, как понять другого человека? Эффективный метод для налаживания контакта помог бы избежать многих столкновений. Но он не так непостижим, как кажется на первый взгляд. Его суть заключается в необходимости доверительного и спокойного разговора, который позволяет примерить на себя роль того, с кем приходится иметь дело. Этот процесс обретения понимания описывали многие авторы.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» представил свой взгляд на проблему. Из всех Кабановых Катерину смогла понять только Варвара, которая в первом же действии беседует с ней с глазу на глаз. Пока другие члены семьи пытаются лишь переложить свои невзгоды и упрёки на плечи Катерины, сестра ее мужа старается наладить контакт и находит время выслушать девушку. Героине не чуждо сострадание к несчастной: она видит, что из-за честности и прямоты Катерина принимает на себя главный удар Кабанихи. Сначала разговор начинается с того, что Варвара признается: «Я тебя не понимаю». Но после истории о детстве и юности Катерины, о ее жизни в доме родителей, о ее ночном томлении слушательница проникается состраданием и все лучше узнает рассказчицу. Под конец она уже и сама догадывается о причине тоски Катерины, то есть уже понимает ее. Она договаривает фразу за ней и демонстрирует полную солидарность, ведь сама находится в похожем положении: маменька тиранит ее, сердце лежит не к богатым купцам, а к простому работнику Кудряшу, хочется воли и веселья, но дома тоска. Обе героини нашли контакт после доверительной беседы и сплотились перед лицом общей беды.
Регулярное общение помогает наладить отношения даже тем, кто совсем не похож друг на друга. Так, две сестры в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет», совершенно не похожие друг на друга, благодаря беседам обрели гармонию во взаимоотношениях. Анна была веселой, кокетливой, резвой и активной женщиной, которая не любила мужа, но зато завела двоих детей. Вера была ее противоположностью — холодной, спокойной, немного высокомерной и сдержанной. Она была счастлива в семейной жизни, но так и не родила ребенка. Они жили в разных местах, по-разному проводили время. Но при этом женщины были очень близки. У них установилось взаимопонимание, ведь они часто разговаривали между собой по душам. «Я тебя понимаю, — задумчиво сказала старшая сестра, — но у меня как-то не так, как у тебя» — говорила Вера. Эта фраза определяет специфику взаимоотношений Анны и Веры. Несмотря на разницу характеров, они находят точки соприкосновения, потому что в общении они раскрываются друг перед другом и могут применить полученные знания, чтобы поставить себя на место собеседника и вникнуть в его точку зрения.
Таким образом, откровенные разговоры о наболевшем помогают людям понять других и лучше разобраться в характерах близких и родных. Близость устанавливается в ходе тесного общения, раскрывающего светлые и темные стороны души. Узнав обо всей подноготной человека, мы можем поставить себя на его место и все понять.
Вариант 3
(492 слова) Чтобы научиться понимать других людей, нужно обогатить свой жизненный опыт необычными впечатлениями и знаниями, которые всегда помогают человеку стать более терпимым, отзывчивым и внимательным к другим. Тот, кто не пережил бед, лишений, испытаний и сопутствующих им прозрений, не может наладить отношения с теми, кто выходит за рамки его узких представлений о мире. О том, как расширить эти представления, писали многие авторыНапример, М. Горький в пьесе «На дне» описал человека, способного понять каждого. Лука странствовал по всей стране и останавливался в местах, далеких от светских приемов. Вот и в Москве он остановился в ночлежке, где собрались представители самых низших социальных слоев. Эти люди были грубыми, необразованными, безвольными и склонными к пьянству и другим вредным привычкам. Казалось бы, как можно наладить с ними контакт и проникнуться к ним сочувствием? Они же вообще не заинтересованы в коммуникации. Но Лука смог найти подход к каждому новому соседу. Как? Он садился и слушал, беседовал и советовал, сочувствовал и жалел. В его сердце нашлось место для каждого. Анне он рассказывал про рай и сострадал ее бедам. Актеру он вернул надежду на излечение. Насте он дал веру в любовь и благополучное будущее. Ваське Пеплу он даже придумал программу спасения: отъезд в Сибирь, честный труд, брак с Наташей. Лука поддерживал всех, кто в этом нуждается, и понял их беды. Как же он смог стать таким знающим и тонко чувствующим? «Мяли много, оттого и мягок» — ответил герой. У него накопилось достаточно жизненного опыта, чтобы понять других людей и поставить себя на их место.
Богатая событиями жизнь человека способствует формированию у него способности к отзывчивости и более глубокому пониманию характеров. Это доказывает и пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был беглым казаком, но на каторгу попал не от счастливой судьбы и не из благополучного дома. Как и большая часть народа, жил он очень бедно и не имел социального лифта для улучшения своих условий. Единственный выход, кроме смирения, — бунт. Емельян объявил себя царем Петром Третьим и собрал вокруг себя преданных сторонников. Вместе они вдохновили крестьян на мятеж. Каждый день беглого казака с «царским» происхождением был наполнен приключениями и общением с самыми разными людьми. Он выучился в них разбираться, и даже Петр Гринев видел на его лице прозорливость и ум. Эти качества помогли бедняку Пугачеву понять природного дворянина — Гринева. «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую» — сказал ему Петр, и лидер восставших осознал его правоту и установил с ним дружеский контакт. Емельян не стал больше заставлять своего приятеля присоединиться к нему. Он понял, что это невозможно. Герой посочувствовал честному юноше и даже помог ему вызволить невесту из плена Швабрина. Дважды Пугачев сохранил Гриневу жизнь. Почему? Потому что он сам пережил много горя, увидел много людей и уже знал, как разобраться в их природе.
Таким образом, понимать людей учит человека сама жизнь. Богатый опыт общения и набор неповторимых впечатлений способствуют размягчению нашей натуры, склонной к осуждению. Когда мы набрались ума и сами побывали в трудных обстоятельствах, нам легче понять другого.
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Как понять другого человека?
В современном обществе люди часто отдалены друг от друга. Они редко общаются. Поэтому им сложно понять кого бы то ни было. Высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу, один из нас может вступить в конфликт с другим и не найти компромисса. Поэтому в наши дни очень важным становиться умение понять другого человека.
Во-первых, это умение позволяет конструктивно работать и жить. Например, в офисе работает несколько десятков человек. Всем им, от руководителя до подчинённого, важно понимание. Если кто-то один не имеет этого качества, то страдают другие, те, кто с ним непосредственно работает. Если в организации таких людей несколько, то разлаживается работа всего коллектива. К сожалению, такая ситуация не редкость. Чтобы понять другого человека, нужно его выслушать. Затем отделить главное от второстепенного и постараться высказать своё мнение. При этом лучше всего представить себя в его роли. Категоричность в таких вопросах не нужна, излишняя мягкость тоже. Если ваш оппонент поймёт, что в трудном случае на вас можно положиться или, что вы не намерены ему потакать, то прислушается к вашему мнению. Так удасться наладить работу в коллективе, а, возможно и приятельские отношения.
Во-вторых, такое умение важно в семье. Особенно, когда под одной крышей живут люди разных возрастов и ли даже несколько семей. Сделать это чрезвычайно трудно, но возможно, если к этому стремятся все. Начать необходимо всё также с понимания того, что хотят другие. Вероятно, для того, чтобы спокойно выслушать все стороны, потребуется не один день. Затем необходимо каждому, даже детям, установить личное пространство в семье и распределить права и обязанности. Кроме того, все приятные и неприятные моменты обсуждать всем членам семьи, а не делать поспешных единоличных выводов и не принимать категоричных решений. Больше доброты, такта, внимания, терпения по отношению друг другу. Это приведёт к уменьшению взаимных обид и миру в семье. Если же в доме возникают непримиримые отношения, то зачинщикам конфликта нужно дать понять, что им лучше съехать на другую квартиру. При этом не устанавливать с этими людьми враждебных, категоричных отношений. Если есть возможность, то обсудить и оказать материальную, моральную и непосредственную помощь. Ведь это, несмотря на все противоречия, близкие родственники. Причём, оказывать помощь после решения всех членов семьи, а не скрытно от других.
Следовательно, вражда и мстительность по мелочам могут легко разрушить семью или любой коллектив. А вот построить дружелюбные отношения можно только понимая друг друга. Поэтому взаимопонимание очень важно.
2 вариант
Взаимопонимание играет одну из главных ролей в коммуникации. Понимание нам необходимо, чтобы адаптироваться под среду, в которой мы находимся, знать, что можно говорить, а что категорически запрещено. Если его нет, случаются ссоры, конфликты. Это приводит к расставаниям, распаду семей, прекращению многолетней дружбы. Поэтому очень важно уметь «читать» людей.
По моему мнению, невозможно понять человека, не поговорив с ним и не узнав его ближе. Нужно терпимее относиться к людям, избавляться от стереотипов, не делать поспешных выводов. Будьте внимательнее к собеседнику, слушайте, что он говорит о себе. Путем вербального и невербального общения мы узнаем особенности характера, моральные и нравственные ценности. Но не всегда люди говорят правду. Что делать в такой ситуации? Необходимо постараться посмотреть на всё его глазами и подумать, почему он поступает так, а не иначе.
Если вы сомневаетесь в том, что человек говорит, обратите внимание на невербальные признаки. Мимика и пластика тела вам многое расскажут. По выражению лица мы можем «прочитать» настроение и эмоциональное состояние. Если человек говорит с объектом обожания или о своем любимом деле, то его глаза будут «гореть» и он будет много улыбаться. Однако, очень легко скрыть свои эмоции. Но если улыбку и мимику можно подделать, то глаза не смогут соврать.
Пластика тела, движения и позы показывают, что происходит в душе говорящего. Не зря психологи называют тело «источником информации». Поскольку, если мимику мы можем сыграть, то жесты, мы не проконтролируем полностью. Походка человека является одним из важнейших ключей к пониманию его внутреннего состояния, недаром походка так узнаваема. У каждого она индивидуальна. Тяжелые шаги у человека в гневе. Широкие шаги, когда человек горд собой. Когда человек переживает страдания, он почти не размахивает руками, а когда мы счастливы, мы очень воздушные, шаги при этом легкие и частые. Вы можете быть уверены, что нравитесь человеку, если он часто смотрит на вас в большой компании, особенно когда смеется. Психологи говорят, что люди, когда смеются смотрят на человека, к которому больше всех испытывают симпатию. Мы часто делаем это интуитивно. А также, мы можем копировать движения людей, если нам приятна беседа.
В общем, чтобы научиться понимать людей нужно внимательно слушать собеседника, следить за его мимикой, жестами, доверять своей интуиции, но не делать поспешных выводов и принимать человека таким какой он есть.
Рассуждение 3
Члены современного общества отдаляются друг от друга. Они не испытывают острой нужды в общении. Люди разучились понимать друг друга. Высказать свое мнение по какому-либо вопросу, создать конфликтную ситуацию и не прийти к общему знаменателю, стало привычным делом. Поэтому сегодня остро стал вопрос умения понять собеседника.
Следует начать с того, что этот навык гарантирует конструктивную работу и жизнь. К примеру, офис с десятком работников и руководителем во главе остро нуждается во взаимопонимании для того, чтобы возможно было продуктивно работать. Даже если один человек не владеет коммуникабельностью, пострадает рабочий процесс всего офиса. Это не является редкостью. Для качественного понимания необходимо умение выслушать. Также немало важно умение главные моменты в разговоре, опустив второстепенные. Только потом, представив себя на месте собеседника, высказывать свою точку зрения. Следует избегать излишней категоричности и мягкости. Собеседник должен осознавать, что у вас нет цели критиковать любую его фразу, но и излишне потакать ему вы не станете. Таким образом, получится не только улучшить микроклимат в коллективе, но и сохранить дружеские отношения.
Подобный навык просто необходим в семейных отношениях. В особенности, если нужно строить быт людям разного возраста и разных семей. Взаимопонимание станет возможным только в случае обоюдного стремления к цели. В случае недопонимания, на устранение разногласий потребуется не один день, и даже не месяц. Для достижения комфортного общения каждый член семьи должен четко осознавать рамки дозволенного, права и обязательства. Важно в данной ситуации не замыкаться, а все конфликтные ситуации обсуждать сообща, не принимая единоличного решения и без излишней категоричности. Все разногласия должны обсуждаться добродушно, тактично, с вниманием и терпением. Это обеспечит мир в семье и исключит беспочвенные обиды и недоговоренности. В случае неизбежного конфликта не стоит враждебно и категорично спешить разрывать отношения. Родному человеку в любой момент может потребоваться помощь, которую он постесняется или сочтет неуместным попросить. Стоит помнить, что родные люди нуждаются друг в друге, и должны знать, что в любых обстоятельствах есть плечо, на которое они смогут опереться.
Возражание
Как понять? Вы удивитесь, наверное, но вот я считаю, что никак! Просто никак…
Часто сталкиваешься с тем, что другие люди думают, будто понимают тебя, пытаются истолковать твои поступки. А на самом деле это всё только их фантазия. Иногда удивляешься, как можно было такое придумать! Или ещё «лучше», когда думают, что вот это тебе понравится, а тебе совсем это не по вкусу. Человек может сказать ещё, типа, я пожертвовал собой (временем, деньгами), так как думал, что ты будешь доволен. Так и хочется сказать, что надо было меньше думать! Бывает, человеку что-то нравилось, а теперь больше не нравится. Или он говорил несколько лет назад одно, ты запомнил его слова, поступаешь по ним, а он уже передумал!
Сколько раз за день мы в общении с людьми сталкиваемся с тем, что они подумали, что мы подумаем что-то… И возникает путаница! Или еще может быть, что не так поняли одни слова, одну просьбу, не смогли договориться, каждый услышал что-то своё. Кажется, мы так к этому привыкли, что просто не замечаем! Даже с домашней работой бывает такое. Вроде записали на доске, в дневнике, родители в курсе через чат, но на уроке оказывается, что каждый понял и сделал задание по-своему. Забавно!
Да, вообще, сам человек себя часто не понимает. Как его другим-то понять? Даже фраза такая есть, что объясни мне мои поступки, если ты меня понимаешь. Нам кажется – мы всё контролируем, всё идет из сознания, а на самом деле это не такой уж большой процент. Сколько зависит от состояния организма, от снов и страхов, от погоды (состояния природы), предчувствий!.. А нам кажется, что вот я распланировал, так сейчас оно и будет.
В крайнем случает, чтобы избежать недопонимания, нужно спрашивать и давать обратную связь, просить её. Конечно, последнее скучно, но очень нужно. У меня такое бывало, что мне уверенно говорят, что спрашивали меня о чём-то, я кивнул, а я не помню! Мало ли – кивнул, я думал о роботах-трансформерах, наверное… А кивнул из вежливости, не вслушиваясь. Ещё часто путают время, адреса. Меня отец несколько раз приезжал забирать не с той секции, а я ещё и виноват!
В общем, особо никак не понять другого человека, но стремиться же всё-таки надо.
Также читают:
Картинка к сочинению Как понять другого человека?
Популярные сегодня темы
- План рассказа Кавказ Бунина
Данный рассказ ведется от имени автора . Он приехал в Москву и остановился в отеле на Арбате . Он влюбился и мечтает не просто о встречах с любимой, а о чем то глубоком и вечном.
- Сочинение Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского
В нескольких своих литературных трудах Александр Николаевич Островский затрагивает общесоциальные вопросы. Он постоянно пытается найти людские недостатки. «Грозу» это, без всякого сомнения
- Письмо Васютке из рассказа Васюткино озеро 5 класс
Васютка, привет! Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что летом была возможность гулять по такой прекрасной природе. Каникулы и у меня очень быстро пролетели…
- Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс
Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов
- Любовь в стихах Пушкина — сочинение
Многие поэты обращаются к теме любви. Так, не исключением стал и великий русский поэт А. С. Пушкин. Любовная лирика является одной из основных в его творчестве. Среди шедевров особая роль отведена стихотворениям
Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.
Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить
1. Что толкает людей на преступления?
Что толкает людей на преступления? Вопрос сложный и неоднозначный. И все же можно выделить наиболее частотную причину — алчность. Люди не могут честным способом получить большую сумму денег и идут на преступление. Только таким образом они и способны обогатиться. Литература знает множество подобных примеров, обратимся к ней. В качестве первого примера возьмем поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Главный герой — махинатор, скупающий души несуществующих крестьян. По сути, он занимался скупкой имен, таких людей уже давно не существовало. Зачем же ему это было нужно? Все очень просто — Павлу Ивановичу необходимо заселить этими душами Херсонскую губернию, чтобы взять ссуду в государственной казне под залог имения. Если бы начались разбирательства, Чичиков остался бы чист, он просто потерял бы крестьян, которых итак на самом деле не было, а закона ушлый предприниматель не преступал. Но мы-то прекрасно понимаем, что это самое настоящее мошенничество с целью хищения государственных средств, которые были заложены в помощь вдовам и сиротам. Почему же герой, зная все это, так поступил? Он мечтал быть богатым, и для Чичикова совершенно не важно, каким способом достичь материального достатка, как говорится, все средства хороши. С малых лет отец давал наставления Павлу Ивановичу — беречь копейку. Вот герой и берег ее, как мог. Начало своему капиталу, которого у него никогда и не было, Чичиков решил получить на таможне, опять же незаконным путем. Из этой затеи ничего не вышло, прогорел. Стал искать новые способы. Вот так и получилось, что желание стать богатым повело героя по кривой дороге. После всех обозначенных событий он самый настоящий преступник. Еще один пример мы видим в рассказе Максима Горького «Челкаш». Вор Челкаш нашел себе нового напарника — простого паренька из крестьянской среды по имени Гаврила. Молодой человек с виду был скромным и даже робким. Подработать он решил потому, что хотел жениться на любимой девушке, а денег для этого не было. Челкаш долгие годы занимался контрабандой. Собираясь идти на дело в очередной раз, он хотел подстраховаться, поэтому и предложил Гавриле «работу». В деле крестьянин особой пользы не принес, даже доставил беспокойство вору, потому что струсил и чуть было их не выдал. Но все же Челкаш решил сдержать слово и отблагодарить Гаврилу. Крестьянин был опьянен такой легкой наживой, да еще и считал свою долю несправедливой. Под влиянием этих чувств он пошел на преступление — ударил Челкаша камнем по голове. Гаврила считал, что убийство преступника не ляжет на его плечи тяжким бременем, ведь в таком человеке нет толка. А вор оказался благородным — увидев подлую натуру своего напарника, отдал ему все деньги и ушел.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что на преступление человека толкает желание наживы. Алчность застилает глаза настолько, что затмевает такие качества, как честность и порядочность. Преступники не в состоянии заработать деньги обычным способом, они предпочитают их отнять. И ради этого готовы на все.
2. Всегда ли за преступлением следует наказание?
Преступление — действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание — самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений. Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме — жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело. Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор — изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте — желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.
3. Что такое преступление?
В нормативных актах, регламентирующих нашу жизнь, определение преступления звучит так: противоправное деяние, которое наносит материальный ущерб или вредит здоровью других людей. Но нарушения закона могут быть как очевидными, так и скрытыми. В любом случае они вредны для общества и недопустимы. На примере литературных произведений раскроем понятие «преступление» более точно. Обратимся к пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова, алчная и жестокая женщина, узнав, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство, решила женить ее на своем сыне Митрофане. Никакие уговоры на девушку не действовали, она не видела в сыне Простаковых своего мужа. Тогда Простакова решилась на преступление — похищение Софьи. Милон и Правдин встали на защиту девушки и разоблачили ее притеснителей. Применение насилия, да и другие правонарушения не прошли бесследно для семьи Простаковых. В наказание они лишились своего имущества и богатства. Софья же не держала зла на мучителей и готовилась связать свою жизнь с Милоном. Пример из пьесы «Недоросль» помогает определить понятие «преступление» как несправедливое действие в отношении человека, нарушающее его права и приносящее вред. Похищение не только направлено на лишение свободы одного человека, оно создает социальную угрозу, вселяя в общество панику и тревогу. Преступление, показанное в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина не вызывает сомнений, оно очевидно. Но иногда писатели показывают такие поступки, которые сложнее поддаются разоблачению. Возьмем, к примеру, роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Автор рассказывает о ссоре двух друзей, двух соседей, Троекурова и Дубровского. Кирила Петрович в порыве гнева желает показать свое превосходство, подкупает чиновников и отбирает имение у Андрея Гавриловича. Должностные лица с радостью откликнулись на предложение влиятельного барина, так как погрязли в коррупции и мечтали только о наживе. Суд вынес вердикт, шокирующий Дубровского: родовое имение, Кистеневку, у него отняли. Несправедливое решение сломило старого барина, Андрей Гаврилович заболел и вскоре умер. В наше время Троекурова можно было призвать к ответу за доведение до смерти, но в то далекое время их поступок так и остался безнаказанным. Никто бы даже не осмелился вызвать в суд самого Кирилу Петровича Троекурова. Хотя по всем признакам он, несомненно, совершил преступление и просто должен был понести наказание за содеянное, хотя бы за подкуп чиновников. Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что преступление — это деяние, нарушающее право людей, приводящее к материальному или моральному ущербу, а также оказывающее существенное давление на общество. Такой проступок опасен еще и тем, что может стать примером для подражания. Наказание и предание огласке должно существенно снизить этот риск. Люди должны знать провинившихся, чтобы не попасть под их влияние, не стать новой жертвой, защитить себя и своих близких.
4. Для чего человеку нужна совесть?
Совесть — нравственный ориентир, позволяющий человеку видеть границу между хорошим и плохим. Она помогает распознать совершенную ошибку и вовремя ее исправить. Без нее люди бы не стремились к нравственному самосовершенствованию, а, значит, мир бы уничтожил самого себя. Многие литературные произведения становятся подтверждением высказанной мысли. К примеру, главный герой романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, Родион Раскольников, совершил преступление, но смог встать на путь исправления благодаря совести, ее постоянным уколам. Угнетенный своим бедственным положением студент вывел теорию, по которой всех людей делил на тех, кто имеет право, и тех, кто может лишь подчиняться. Первые, в понимании Раскольникова, могут проливать кровь, если это потребуется для достижения цели. Родин хотел доказать, что «имеет право» и отправился убивать старуху-процентщицу. Четко спланированное преступление дало сбой, поэтому пришлось лишить жизни еще и свидетельницу, сестру Лизавету. Совершив двойное убийство, герой не ощутил того радостного подъема, о котором грезил. Скорее, наоборот, он изводил себя, корил себя, находился в постоянном напряжении и буквально сходил с ума. В глубине души Раскольников чувствовал свою вину и раскаивался. Совесть вынесла приговор герою гораздо раньше, чем это сделал суд. Прислушавшись к мнению Сони, Родион сознался в содеянном и отправился на каторгу. Именно там он пришел к Богу, открыл свою душу навстречу чувствам, познал надежду. Совесть стала для героя тем спасительным кругом, который не дал ему утонуть в пучине своей порочности. В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский также обращается к теме совести. Автор рисует образ честной молодой женщины, погрязшей под гнетом тирании и необоснованных ежедневных упреков. Катерина не может мириться с обстоятельствами, в которых она оказалась, выйдя замуж. Героиня понимает, что ее жизнь загублена. Сердце молодой женщины ждет любви, тепла и ласки, но деспотичная свекровь управляет всеми в доме, лишая Тихона, своего сына и мужа Катерины, возможности жить так, как ему хочется. Заступиться за жену он также не может, боится пойти против матери. Да и выше любви он ценит собственный комфорт и при удобном случае сбегает из дома. Поэтому нам совершенно не хочется обвинять Катерину, которая откликнулась на зов сердца и изменила мужу, полюбив Бориса. Но героиня не могла жить в грехе. Ее мучила совесть. Она изводила себя и не видела другого выхода, кроме как признаться во всем мужу. Не могла Катерина стать такой лживой и порочной, как окружающие ее люди, как семья Кабановых, поэтому женщина при всем честном народе призналась в содеянном.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что совесть помогает в развитии личности, она заставляет разобраться в себе, определить, какие поступки хорошие, а какие плохие. Совесть способствует искоренению порока, направляет на правильный путь. Благодаря ей человек становится чище, опытнее и мудрее.
5. За какие поступки человеку бывает стыдно?
Все мы хотя бы однажды в своей жизни совершали поступки, за которые было стыдно. Но ведь никто не застрахован от ошибок. Главное, как их исправить и хочет ли человек это делать. Литература знает множество примеров таких поступков, которые вызывают стыд. Обратимся к художественным произведениям.
В качестве первого примера возьмем роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наиболее яркий эпизод, связанный с темой нашего сочинения, — тот момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, а ведь семья испытывает затрудненное материальное положение. Молодой человек прекрасно воспитан, он живет, руководствуясь нравственными ориентирами, ему знакомо понятие «мораль». Именно поэтому Ростову стыдно за свой поступок. В его душе борются два чувства: совесть и страх. Николай хочет сохранить свой проигрыш в тайне, но искренние и добрые побуждения в его душе берут верх: он признается родителям. Молодому человеку, действительно, стыдно, он осознает, насколько серьезную ошибку допустил. Мы четко понимаем это, видя, как растрогала Николая игра сестры на фортепиано. Музыка пробуждает в душе Ростова все те нравственные принципы, по которым он строит свою жизнь. Зачарованный звуками молодой человек вспоминает детство, семью, его душа наполняется теплыми чувствами. И совесть колет еще больнее. Под ее давлением он признается отцу. И это единственно верный выход из сложившейся ситуации. Отношения с родными налажены. Николай же снял груз со своей души. А вот в повести Александра Ивановича Кузьмина «Гранатовый браслет» главному герою стыдно не за поступки, а за чувства. Молодой человек по фамилии Желтков тайно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину. Он пишет ей письма, посылает открытки в праздничные дни: под Новый год, на Пасху и в день ее имени. И вот однажды осмеливается подарить подарок — фамильную драгоценность. Этот поступок разозлил окружение Веры, брат и муж решили призвать несчастного возлюбленного к ответу. Желтков, робкий и скромный молодой человек, в разговоре с князем Василием Шеиным и братом Веры, Николаем Николаевичем, теряется и не знает, что сказать, чтобы себя оправдать. Желтков не может жить без этих чувств. Они его отрада и надежда. Молодой человек не хотел навредить Вере, он лишь хотел сделать ей приятное, и даже не задумывался, как может быть расценен его подарок. Чтобы искупить все годы преследования, Желтков завершает жизнь самоубийством. Нет, он не винит княгиню, просто жизни без нее не представляет. Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что у каждого в жизни бывали моменты, в которые приходилось испытывать чувство стыда. Любой человек может совершить ошибку. Важно ее исправить, тем самым успокоив совесть, разъедающую изнутри. Ошибки не страшны сами по себе. Страшнее то, как человек к ним относится, делает ли выводы, становится ли на путь исправления. Ошибки — это опыт. И если нам стыдно за какие-то поступки, значит, у нас есть совесть, а это уже хорошо.
6. Почему нельзя преступать нравственный закон?
В современном мире остро стоит вопрос нарушения моральных принципов и устоев. Молодежь, не задумываясь о последствиях, преступает закон, зачастую даже считает себя имеющей право лишить жизни другого человека. Это недопустимо. Человек не может уподобиться Богу. Не он дал жизнь — не он может ее отбирать. Об этом рассуждали и многие авторы на страницах своих произведений.
Обратимся к известному роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу, Алену Ивановну и ее сестру Лизавету. Молодой человек решается на убийство ради подтверждения собственной теории, а также для получения наживы. Разве мелочные желания способны оправдать убийство двух ни в чем не повинных старушек? Какая мораль способна оправдать это преступление? Раскольников четко планирует убийство, даже ни секунды не допуская мысли, что это деяние не приемлемо. Но ведь Алена Ивановна, какой бы уж она ни была по характеру и образу жизни, не виновата в том, что Родион терпит лишения, не имеет возможности учиться и живет в грязной неуютной каморке. В этом, по сути, не виноват никто, так сложились обстоятельства. Родион не хотел давать уроки и зарабатывать себе на жизнь, он предпочел убить. Но есть моральный запрет на преступление, существуют всеобщие моральные рамки, которые нельзя преступать, поэтому делать этого было ни в коем случае нельзя. Человек не вправе вершить чьи-то судьбы. Родион наказан, он наказан сам себя и тихо сходит с ума. Придя к богу, герой встает на путь спасения. Но крест этот придется нести ему до конца своих дней.
Но не всегда нарушение нравственных законов связано с преступлением. Деспотичное отношение тоже можно причислить к неправомерным деяниям. На эту тему рассуждает автор пьесы «Гроза», Александр Николаевич Островский. Жестокая и своенравная Кабаниха изводит сноху постоянными безосновательными упреками. Катерина, выросшая в любви и ласке, молча терпит такое отношение, не видя поддержки и защиты даже со стороны мужа. Тихон не перечит матери и при любом удобном случае сбегает из дома. Жестокое обращение приводит к тому, что Катерина решается на измену, а после и вовсе заканчивает жизнь самоубийством. Кабаниха перешла все мыслимые и немыслимые границы, забыла о простом человеческом отношении, и вот к чему это привело. Нравственный закон для всех один. И даже сильные мира сего должны жить, руководствуясь им.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что человек должен придерживаться нравственных и моральных устоев. Преступив их единожды, ты уже не сможешь жить, как прежде. Этот проступок будет лежать на тебе тяжким бременем. И даже если получишь прощение, сам себя простить не сможешь. Совесть будет разъедать изнутри, не давая покоя. Лишь только совершенно безнравственные люди смогут заглушить ее голос и жить дальше. Нравственный закон один для всех, и мы должны его придерживаться.
7. Какого человека можно назвать опасным для общества?
Наше общество разнообразно: порой судьба сводит нас с такими интересными людьми, с которыми хочется встречаться снова и снова, а иногда попадаются такие люди, с которыми даже иметь дело неприятно. Последние своими поступками или рассуждениями отталкивают от себя, заставляют задуматься о том, какую опасность они несут для общества. Сегодня в рамках этого сочинения мы порассуждаем о том, какого человека следует считать опасным. Литература предлагает нам несколько примеров, обратимся к ней.
В качестве первого литературного примера возьмем роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В нем нас интересует главный герой, Григорий Александрович Печорин. Молодой человек дворянского происхождения обладает глубоким умом, смелый и находчивый, все же его характер слишком противоречив и неоднозначен. Печорин ставит перед собой цели, уверенно идет к ним, но когда достигает желаемого, разочаровывается и теряет интерес. Григорий Александрович неуважительно относится к окружающим, хотя и сам это прекрасно понимает, потому что постоянно занимается самоанализом, но никак не стремится что-то изменить в себе. Герой снова и снова причиняет людям страдания. К Бэле и Мери Печорин не испытывает никаких чувств, хотя и добивается их расположения, да только все это лишь для того, чтобы развеять скуку. Такие люди, которые ради самоутверждения, переступают через людей и ломают их судьбы, очень опасны для общества.
Пример другого героя, опасного и неприятного, мы находим в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Автор в красках изображает теорию студента Родиона Раскольникова, по которой все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Вторым разрешается совершать преступления, они имеют на это моральное право, первые же являются для них лишь жертвами. Эта теория не входит ни в какие рамки, она попросту бесчеловечна. И автор дает яркий пример воплощения этой теории в одном из героев романа — Свидригайлове. Аркадий Иванович непристойно ведет себя с Дуней. Но это далеко не самая неприятная сторона его натуры. Свидригайлов подозревается в убийстве собственной жены. Такой человек, не имеющий прочных моральных принципов, безусловно, опасен. Но он, мучимый укорами совести, заканчивает жизнь самоубийством, избавляя общество от себя. Хотя казалось, что ему совершенно не знакомо раскаяние.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что люди, относящиеся к окружающим без уважения, использующие их в достижении собственных целей, являются опасными представителями общества. Свои интересы и свой комфорт они ставят выше всего на свете. В литературных произведениях судьбы таких людей, как Григорий Александрович Печорин и Аркадий Иванович Свидригайлов, складываются драматически. Они наказывают себя сами. Они не могут жить в ладу с самими собой. Нам же остается лишь меньше контактировать с подобными людьми, тогда все будет хорошо и спокойно, никакого вреда нам они точно не принесут.
8. Какие границы переступать нельзя?
Человек живет, руководствуясь нравственными принципами и моральными устоями. Это те границы, которые ставит общество и он сам. И именно их он не имеет права переступать. Выходя за рамки дозволенного, мы совершаем преступление, которое неминуемо будет наказано. На эту тему размышляли многие писатели на страницах литературных произведений.
В качестве первого примера возьмем роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент Родион Раскольников под гнетом обстоятельств совершает преступление, к которому долго и тщательно готовился. Молодой человек идет на этот шаг с целью доказать теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Себя он относит к числу последних и считает, что имеет право на убийство. Совершив задуманное, Родион переходит границы морали, нарушает все запреты. Герой не получает никакого удовлетворения, он даже не пользуется теми деньгами, которые украл из квартиры старухи-процентщицы. Родион обрекает себя на тихое сумасшествие, ведь совесть буквально разъедает его изнутри. Измучившись, он в конечном итоге признается в том, что совершил и несет заслуженное наказание. Раскольников пошел против общества, против тех нравственных законов, которые в нем приняты, и был наказан.
Еще с одним героем, позволяющим себе перейти границы морали, знакомит нас Максим Горький в своем рассказе «Челкаш». Главный герой, вор, занимается контрабандой, постоянно странствует по свету. Но его моральные принципы тверды, чего не скажешь о крестьянине Гавриле. Простой и добродушный с виду парень соглашается участвовать в деле, чтобы заработать на свадьбу. Гаврила мечтает соединиться узами брака с любимой девушкой и, чтобы уважить меркантильного тестя, отправляется на заработки в город. Гаврила чуть струсил настолько, что чуть не сорвал операцию, он доставил Челкашу больше беспокойства, чем помощи, но все же вор сдержал данное слово и отдал парню его долю. Гавриле этого показалось мало, и он решил убить Челкаша, кому нужен вор, пропащий человек, никто и не заметит, что его не стало. Ради наживы герой предал все, что было для него свято, перешел на сторону зла, переступил эту границу. А разве стоят эти деньги жизни человека, пусть вора, но человека? Разве стоят они такого тяжкого груза, который теперь придется всю жизнь нести Гавриле? Этот вопрос даже не требует ответа.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что жить нужно в соответствии с моральными принципами и нравственными законами. Их нельзя преступать, иначе, оказавшись по другую сторону, уже будет невозможно вернуться обратно. Человек, порой не задумываясь о последствиях, совершает бесчеловечные поступки, а ведь мораль для всех одна. Не следует ставить себя выше других и нарушать те правила, которые придуманы давным-давно, придуманы не нами. Только живя в согласии с нравственными законами, можно обрести гармонию с обществом и с самим собой. И остаться в границах дозволенного.
9. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»
Я полностью согласен с высказыванием Аристотеля «Не способный к раскаянию неисцелим». Каждый из нас совершает ошибки, и это нормально. Но их нужно принимать, раскаиваться в содеянном и исправлять. В полной мере искупить свою вину может только тот человек, который искренне сожалеет о своем проступке. Умение раскаиваться — важная составляющая нашей жизни. Те, кто не захотели или не смогли принять своей ошибки, будут всю жизнь к ней возвращаться, не смогут вырвать ее из мыслей и сердца. Эту мысль подтверждают и литературные произведения.
Так, в романе Федора Михайловича Достоевского способность главного героя, Родиона Раскольникова, к раскаянию позволила молодому человеку искупить свою вину и обрести счастье. Студент преступил нравственный закон и совершил тяжкое преступление — убийство. Оправдания такому поступку нет и быть не может. И даже бедственное положение Родина не снимет с него вины, ведь в первую очередь, он шел на этот шаг, чтобы проверить теорию, а деньгами, украденными у старухи-процентщицы, даже не воспользовался. После убийства Раскольников отдалился от близких людей, врал на допросах, пытаясь отвести от себя подозрения. Но совесть изводила молодого человека. Он боялся, что кто-то узнает его секрет и хотел все рассказать, чтобы облегчить душу. Родион усомнился в правильности своего поступка, в том, насколько имел на это право. Не выдержав мук совести, молодой человек делится с тем, кто стал другом в это непростое для него время, — с Соней Мармеладовой. Эта девушка спасла героя, подтолкнула его к Богу, к раскаянию. Родион встал на путь исправления, так как понял, что именно он единственно верный. Раскаяние буквально излечило героя, ему стало легче, он перестал изводить себя.
Но классическая литература знает и другие, прямо противоположные примеры. Главный герой известного романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, Григорий Александрович Печорин, не признал своих ошибок, не смог понять, что относится к окружающим с презрением и неуважительно. На мой взгляд, именно по этой причине он так и не нашел себя в жизни и не обрел счастье. Возможно, в глубине души герой и понимает, что сломал жизни двум влюбленным в него девушкам, но не хочет этого признавать. Удивителен тот факт, что Печорину, смелому и отважному человеку, не хватает решимости признаться в ошибках и встать на путь исправления. И до конца своих дней Григорий Александрович остается черствым, замыкается в себе, не желает себе помогать.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что раскаяние значит для человека куда больше, чем те ошибки, которые он допустил. Это и логично: раскаявшись, человек признает, что оступился, и стремится исправить ситуацию. В дальнейшем такие люди сто раз подумают, прежде чем решиться на какой-то не очень благородный поступок. Те же, кто не признают проступков, страдают всю жизнь, не находят спокойствия, мечутся, при этом продолжают причинять вред и себе, и окружающим людям.
10. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
Фраза «Я ведь не старушонку убил, я себя убил» из знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» известна многим. В чем же ее смысл? Что хочет этим сказать герой? Будем разбираться.
Итак, фраза, обозначенная во вступлении нашего сочинения, принадлежит главному герою романа, Родиону Раскольникову, студенту, живущему в настоящей нищете и из-за этого не сумевшему окончить курс юридического факультета. В чем же трагедия этого героя? Все дело в том, что молодой человек возомнил себя выше Бога и посчитал, что имеет право убивать людей. Он даже разработал свою теорию, по которой делил всех людей на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие».
Чтобы доказать свои умозаключения, Родион решился на убийство старухи-процентщицы, Алены Ивановны. Таким образом он хотел к тому же еще и решить все свои проблемы. Но тщательно спланированное преступление было сорвано: молодой человек убил еще и сестру старухи Лизавету, которая не вовремя вернулась домой. Жестокое двойное убийство заставило героя усомниться в том, что он имеет право. Его настолько мучили уколы совести, что он не мог ни спать, ни есть, ни хоть с кем-то общаться. Молодой человек попросту сходил с ума. Так кого же он все-таки убил? Я считаю, что Раскольников таким страшным поступком убил себя, загубил свою душу. Это убийство навсегда изменило его. Пережить жестокость того, что он совершил, было слишком тяжело.
Этой фразой Родион Раскольников подчеркивает мысль автора о том, что наказание, в первую очередь, должно быть духовным. Молодой человек убил в себе и того человека, который бредил безумной идеей о пролитии крови ради высшей цели, и того, который был скромен и тих, любил мать и сестру, заводил знакомства, дружил. Раскольников погубил себя.
Подобная тема затрагивается и в другом произведении русской литературы. И фраза, сказанная главным героем романа «Преступление и наказание» подходит и к нему. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Главный герой этого творения, дворник Герасим, убивает свою любимую собачку по приказанию своевольной и деспотичной барыни. Мужчина не мог представить своей жизни без Муму, она была самым близким и родным существом, ждала дома его возвращения. Утопить ее — жестокое приказание, но Герасим не мог ослушаться, не имел на это права. Лишив жизни свою питомицу, он будто убил себя. Гораздо легче было бы дворнику, если бы он себе набросил камень на шею и пошел на дно. Теперь с этим грузом ему придется жить до конца своих дней. Его душа умерла вместе с Муму.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что смысл фразы «Я ведь себя убил, а не старушонку», сказанной главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым заключается в следующем: человек убивает в себе душу, совершая безнравственный и жестокий поступок. Он становится совершенно другим, и к прежнему возврата нет. Что бы ни толкнуло героя на преступление, итог один — загубленная душа.
Вам будет интересно:
Официальные темы итогового сочинения
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Тезисы
- Чтобы понять другого человека, необходимо уделить время доверительной беседе с ним и набраться терпения, чтобы вникнуть в его доводы и аргументы.
- Люди лучше понимают окружающих, если имеют за плечами солидный жизненный опыт.
- Обретению взаимопонимания с людьми способствует саморазвитие, которое упрощает изучение человеческих характеров.
- Гармонию с окружением обеспечивает регулярное общение, которое сближает людей.
- Понять другого человека помогают такие качества характера, как терпение, отзывчивость и любознательность.
- Чтобы лучше понимать окружающих, нужно расширить свой кругозор и обогатить опыт новыми впечатлениями.
- Чтобы понять людей, нужно слушать и слышать их.
- Налаживанию контакта с человеком способствует мысленное перемещение: нужно попытаться представить себя на его месте.
- Чтобы понять людей, нужно узнать обстоятельства их жизни и особенности их мировоззрения.
Аргументы
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Чтобы понять людей, нужно набраться жизненного опыта и разобраться в хитросплетениях человеческих душ и судеб. Эту необходимость доказывает пример из произведения «Гранатовый браслет». Генерал Аносов, друг семьи Шеиных, на именинах Веры рассказал историю своей любви. Он пленился одной скромной и юной барышней и, будучи честным человеком, сразу же решил жениться на ней. Отец воспринял это благодушно и тут же дал согласие. Но через три месяца после свадьбы Аносов уже увидел, что девушка оказалась совсем не той, за кого себя выдавала в положении невесты. Она оказалась грубой, жадной, кокетливой и распущенной. В время одной из отлучек мужа она сбежала с артистом и опозорила его. Сначала герой был в бешенстве и хотел убить их, но с годами смог понять и простить жену. Он даже был благодарен тому актеру, который показал ему истинное лицо его избранницы. Теперь Аносов содержал супругу, но держал ее на расстоянии от себя. Понимание жизни и близкого человека пришло к герою далеко не сразу. Он много пережил и выстрадал, чтобы осознать и принять то, что произошло. Это говорит о том, что без богатого жизненного опыта нам тяжело понять окружающих.
М. Горький, «На дне». Чтобы научиться понимать людей, нужно пройти суровую школу жизни самому, иначе наши знания о мире и человечестве будут весьма приблизительными и ограниченными. Это доказывает пример из пьесы «На дне». Единственным героем, который понял и принял обитателей ночлежки, отягченных пороками, стал странник Лука. Ему удалось к каждому из них найти свой подход и доброе слово. Анну он утешал, Ваське советовал, Насте дал выговориться, Актеру подарил надежду, а Наташе помог разглядеть в Васе достойного человека. Глубокое знание психологии людей пришло к Луке далеко не случайно. Он сам многое пережил и испытал. Он был беглым каторжником и странствовал очень долго. За это время Лука познакомился со многими людьми разных сословий и научился разбираться в них. А еще старец понял, что каждому из них необходимо сочувствие. Именно его он преподносил обитателям «дна» в качестве подарка. «Много мяли, оттого и мягок» — говорил о себе странник. Значит, способность к пониманию людей приходит вместе с жизненным опытом и расширением кругозора.
И.А. Гончаров, «Обломов». Понимание — это не врожденное, а приобретенное качество. Его необходимо выработать в себе, набираясь ума и опыта общения с людьми. Именно так эту способность развил в себе Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов». С детства он развивался и в гуманитарном, и в техническом направлении, занимаясь науками и с отцом, и с матерью. Юноша много работал и учился, чтобы добиться успеха в жизни. Он уехал из родительского гнезда покорять большой город и усердно трудился, поставив цели. Но не только работа была его страстью. Андрей очень много читал, общался с интересными людьми, никогда не сидел на месте. Он бывал за границей и изучал иностранные языки. Благодаря развитой эрудиции он легко завязывал знакомства даже с теми, кто был гораздо выше его в социальной иерархии. С женщинами он тоже быстро находил общий язык. Штольц был близок с Обломовым и даже его мог понимать, хоть и не был с ним согласен. «Учиться хочет, все видеть, знать…» — вот как автор описывает этого героя. Широкий кругозор, глубокое понимание психологии, умение общаться — все эти навыки Штольц развивал самостоятельно в течение многих лет. Они и позволяют ему налаживать отношения с людьми.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Человек не понимает другого из-за того, что не имеет достаточно сведений о том поводе, который порождает неясность в отношениях. Поэтому вполне логично предположить, что обретению понимания способствует попытка разобраться в ситуации более детально. Об этом писал и А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Когда Пётр попал под арест по ложному обвинению Швабрина, отец едва не отрекся от него. Дворянин старой закалки не мог понять, как его сын мог решиться на такой ужасный поступок — предательство интересов Родины. Андрей Петрович осуждал Петра и очень страдал от такого позора. Если раньше он не хотел, чтобы сын женился на бесприданнице, то теперь он почитал за честь нахождение Марьи в их доме. Он считал, что изменник не достоин руки дочери героя — капитана Миронова. В таком состоянии он ни за что не принял бы Петра домой. Но причина этого семейного разлада заключается в неосведомленности Андрея Петровича. Он еще не разобрался в ситуации, а уже сделал вывод. Такой подход к решению проблем часто порождает недопонимание, поэтому необходимо сначала все тщательно проверить и изучить, а уж потом делать выводы и приговоры.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Чтобы понимать других людей, нужно развить в себе такие качества характера, как терпимость, отзывчивость и любовь к людям. Эти свойства души помогли Соне Мармеладовой, героине романа «Преступление и наказание», понять и простить свою мачеху, которая фактически толкнула девушку на путь проституции. Соня была единственной родной дочерью чиновника Мармеладова. Он овдовел и решил жениться снова. Его избранницей стала Катерина Ивановна, бедная и покинутая всеми вдова с тремя детьми. Но взятая им на себя ноша оказалась слишком тяжелой. Семен Захарович запил и потерял работу. Его семья оказалась в нищете. Соня была самой старшей из детей. Мачеха регулярно упрекала ее в том, что она — лишний рот, который никак не помогает семьей выйти из сложного положения. Она знала о сомнительных предложениях сводниц, которые хотели продать невинность Сони. После очередной сцены юная героиня выбежала из дома и заработала тридцать рублей таким позорным способом. Их она принесла домой. Катерина Ивановна зарыдала и стала просить прощения. Немногие люди поняли бы и приняли поведение этой женщины, но Соня простила ее и продолжила содержать мачеху и детей. Как ей, такой молоденькой и неопытной, удалось разобраться в сложных мотивах и чувствах Катерины Ивановны? Ей помогли доброта, терпимость и любовь к семье. Благодаря им Соня приняла свою судьбу и близких людей такими, какими они были.
А.Н. Островский, «Гроза». Главная причина непонимания между людьми — это эгоизм. Если человек слышит и слушает только себя, он не в состоянии разобраться в других людях. Это доказывает пример из пьесы «Гроза». Кабаниха уверена в собственной правоте и хочет, чтобы все жили так, как решила она. Марфа Игнатьевна думает только о своих нуждах и желаниях, поэтому меняет окружающих под себя и даже не обременяет себя мыслью об их мнении, судьбе и чувствах. Поэтому в ее семье царит глобальное и всеобъемлющее непонимание. Дочь тайно ненавидит родную мать и все время обманывает ее. Сын с трудом переживает давление Кабанихи и вечные ссоры, поэтому часто выпивает и отлучается из дома. Катерина отстаивает свои права, но чаще других получает упрёки и оскорбления. Марфа Игнатьевна тоже чувствует себя несчастной: те, кто должны ей беспрекословно подчиняться, постоянно норовят выйти из-под контроля. В финале же она остается в одиночестве, а единственный сын винит ее в смерти своей жены. Всего этого можно было бы избежать, если бы Марфа Игнатьевна думала не только о себе, но и о своих близких. И Катерина, и Варвара, и Тихон пошли бы ей навстречу, если бы она приняла во внимание их потребности и желания.
А.И. Куприн, «Олеся». Понять других людей нам помогает обогащение жизненного опыта новыми впечатлениями и знаниями. Об этом писал и А.И. Куприн в повести «Олеся». Главная героиня почти всю жизнь прожила в лесу и довольствовалась общением с бабушкой. Мануйлиха была умна и многому научила внучку, но все же для полноценного развития девушке не хватало общения с внешним миром. Из-за его недостатка в ее мировоззрении укоренились предрассудки о дьявольской природе ее способностей и о том, что она не сможет жить в мире людей. Но встреча с Иваном изменила ее представление о жизни. Образованный дворянин научил ее многому из того, что знал, и изумился, видя восприимчивость и одаренность ученицы. Из его рассказов Олеся усвоила, что и она может влиться в общество, если проникнется его духовными ценностями. Поэтому девушка пошла в церковь и попробовала разобраться в вере — главной идеологии ее среды. Конечно, героине не удалось воссоединиться с окружением, потому что оно само оттолкнуло ее. И все же, в отличие от православных прихожанок, она смогла понять тех, кто раньше внушал ей только страх и презрение. Если бы героиня уехала с Иваном в другие края, она смогла бы интегрироваться в общество. Очевидно, что обогащение жизненного опыта помогло ей разобраться в людях и расширить свои горизонты познания.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек сможет понять других людей, если избавится от консерватизма. Если он зациклился на одном и том же представлении о мире, он не в силах разобраться в других. Об этом пишет и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Павел Петрович — аристократ, который во всем полагается на усвоенные смолоду «принсипы», объясняющие все происходящее вокруг и разделяющие всех людей на «наших» и «не наших». Поэтому уже в сцене знакомства с Базаровым, человеком из другой среды и другого поколения, Павел Петрович, который кичился своими манерами, проявляет первую неучтивость — не подает руки, брезгуя красной и натруженной рукой гостя. Весь неряшливый вид Евгения, его повадки и реплики, уже раздражают дворянина. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, что Павел Петрович намеренно подзадоривает Базарова и нарывается на спор. Каждая реплика о нем вызывает неудачную колкость и раздражение. Почему же? Ведь изначально Базаров ему ничего дурного не сделал, как и его нигилизм. Но герой дискредитировал его изначально на основании собственных предрассудков и стереотипов. Консерватизм Кирсанова-старшего породил его уверенность в собственной непогрешимой правоте. Если человек не будет зацикливаться на одной идеологии и слепо осуждать все остальные, он сможет понять других людей и установить с ними контакт.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Человек сможет понять других людей только в том случае, если избавится о своего эгоизма. Зацикленность на личных нуждах и желаниях сужает кругозор до масштабов самого себя и препятствует обретению гармонии с окружением. Пример, подтверждающий эту точку зрения, мы находим в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра воспитывался вдали от общества и усвоил правовой нигилизм у своего отца, который похитил его мать и сделал ее своей невольницей. Спустя 20 лет после похищения женщина вернулась в родное племя вместе с сыном. Ларра был погружен в себя и не умел ценить, уважать или хотя бы слушать других людей. Привыкнув к обособленности, герой не мог сразу адаптироваться в мире, где был кто-то еще, кроме него. Поэтому он совершил страшное преступление: убил девушку, которая не захотела принадлежать ему. При этом юноша совсем не понял значения того, что совершил. В его мировоззрении все должны были подчиняться его прихотям или умереть. Эгоцентризм Ларры стал причиной его неспособности разобраться в людях и их жизни. Значит, необходимо отказаться от этой позиции, и тогда наладить контакт с обществом будет значительно проще.
В.В. Распутин, «Уроки французского». Чтобы понимать людей, нужно любить их. Об этом пишет Валентин Распутин в произведении «Уроки французского». Лидия Михайловна была учительницей французского языка в школе. Однажды она заметила избитого и явно изможденного голодом ребенка, который учился отлично, но по ее предмету отставал. Володя был мальчиком из многодетной семьи, живущей в деревне. Троих детей обеспечивала одна мать, и все они голодали. Скромные посылки из дома часто забирала себе женщина, у которой жил герой. Поэтому школьник был вынужден зарабатывать на еду с помощью азартных игр. Более старшие игроки избили мальчика, и он потерял даже этот источник дохода. Но гордый ребенок отказывался от подачек учительницы, которая решила ему помочь. Тогда Лидия Михайловна стала намеренно проигрывать ему деньги. Конечно же, директор не понял ее мотивации и уволил педагога. Почему же героиня поняла необходимость нарушить правило ради спасения жизни, а ее начальник — нет? Причина в том, что Лидия Михайловна имела не только должностные инструкции, но и доброе сердце, которое помогло ей понять Володю и его трудности.
А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Чтобы понять людей, нужно сначала изучить их. Пример, подтверждающий этот тезис, мы находим в рассказе «Чудесный доктор». Главный герой столкнулся с жизненными трудностями. Он потерял работу и был вынужден перевезти семью в сырой и холодный подвал. У него было денег даже на еду. В этих ужасных условиях сильно заболела его дочка. Мерцалов был в отчаянии и собирался уже наложить на себя руки, ведь был не в силах наблюдать за тем, как гибнет его семья. Но вдруг случай свел его с доктором Пироговым. Он, не колеблясь, пришел в дом к бедняку и осмотрел его дочь. Он оставил рецепт и деньги на первое время, хотя его никто об этом не просил. Этот визит помог семье выжить: Мерцалов нашел работу, его дети выжили и поправились. Почему же доктор стал единственном человеком, который понял героев и помог им? Причина в том, что он имел богатый жизненный опыт и видел много страданий на своем веку. Пирогов умел разбираться в людях и отличить бродягу от честного человека, попавшего в беду. Поэтому он откликнулся на просьбу о помощи и спас Мерцаловых.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как научиться понимать других людей? На этот вопрос ответил Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов начинает свой путь с высшем свете с многочисленных ошибок. Он совершенно не разбирается в людях и легко становится жертвой обмана. Так, Василий Курагин фактически силой заставляет его жениться на Элен, выдавая свое желание за его инициативу. При этом Пьер осознает, что не любит девушку, но ничего не может поделать и слепо плывет по течению жизни. Тесть и другие новоявленные родственники берут у него крупные суммы взаймы и не отдают, жена транжирит сотни тысяч на свои наряды и не уважает Пьера. В попытках изменить жизнь к лучшему Безухов обращается к масонам, пытается разъехаться с женой, делает непродуманные и неэффективные изменения в хозяйстве. Но все эти действия не удовлетворяют его своим результатом. И все же каждое из них направляет героя на тот путь, который приведет его к успеху. Пытаясь помочь жителям осажденной Москвы, Безухов попадает в плен к французам. Там он знакомится с Платоном Каратаевым и сталкивается с лишениями, страданиями, прозрениями. Общение с простым человеком, способным на великодушие и самоотречение, указало Пьеру правильное направление. Испытания закалили его характер. Вернувшись к обычной жизни, герой стал лучше понимать людей. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное.. . и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь» — пишет автор. Теперь Безухов был более внимателен к людям, поэтому смог, наконец, разобраться в них и себе самом.
В.К. Железников, «Чучело». Чтобы понимать людей, нужно лучше разобраться в ситуации, которая вносит сумятицу в отношения. Это доказывает пример из повести «Чучело». Главная героиня пришла в новый коллектив и привязалась к одному мальчику, который казался ей смелым, умным и добрым человеком. Однако она же стала свидетельницей того, как он доложил классной руководительнице о групповом прогуле всего класса. Это повлекло за собой отмену поездки в Москву, которую все очень ждали. Когда подозрения пали на Диму, который не смог сознаться, Лена выручила его и взяла вину на себя. Ребята объявили новенькой бойкот, а Дима хоть и обещал признаться, все дальше оттягивал этот момент. В итоге Лена стала изгоем в коллективе и подвергалась систематическим нападкам. Никто так и не разобрался в ситуации, пока Лена сама не пришла к детям и не расставила все по своим местам. Одноклассникам было стыдно, ведь они поняли, что в возникшем конфликте виноваты сами. Недопонимания удалось бы избежать, если бы все сразу сели за стол переговоров и внесли предельную ясность в эту историю.
И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы понять конкретного человека, нужно изучить его хобби, поведение и образ мыслей. Только так можно разобраться в нем и составить объективное мнение. Пример, подтверждающий это, мы находим в рассказе «Чистый понедельник». Главный герой ухаживал за одной таинственной девушкой, которую безумно полюбил. Он водил ее в фешенебельные заведения, задаривал дорогими подарками и добивался ее расположения всеми силами. Но она была как будто не от мира сего и не спешила сближаться с ним. Влюбленный юноша не мог понять причину и все ждал, пока она примет его и согласится выйти за него замуж. Он строил планы на совместную жизнь и хотел создать семью. Однажды она позволила ему остаться с ней на ночь, но наутро поспешила разлучиться с ним. Герой уже надеялся на то, что лед тронулся, но через какое-то время получил прощальное письмо. В нем избранница призналась, что уходит в монастырь, и просит ее не искать. Оказалось, что она давно уже серьезно увлекалась религией и даже пару раз намекала ему об этом, но он ничего не заметил. Он встречался с ней почти каждый день, но так ничего и не узнал о ней. Поэтому между ними произошло такое недопонимание. Герой не смог разобраться в характере и мировоззрении девушки, поэтому потерял ее навсегда. Значит, нужно больше беседовать с теми, кого мы хотим понять.
А.П. Чехов, «Пересолил». Недопонимание между людьми возникает из-за желания каждого из нас пустить пыль в глаза. Значит, чтобы разобраться в людях, нужно ближе познакомиться с ними и не делать поспешных выводов. В этом нас убедит пример из рассказа «Пересолил». Главный герой нанял извозчика. Дорога шла через ночную чащу, и он очень испугался, ведь внешность и происхождение возницы соответствовали его стереотипам о бандитах на большой дороге. Глеб Гаврилович Смирнов решил ввести предполагаемого преступника в заблуждение, рассказав ему о том, что возит с собой пистолет и имеет лихих товарищей. Возница был обычным крестьянином, поэтому струсил и убежал, оставив телегу. В итоге Глеб Гаврилович остался один посреди темного леса. Он стал звать Клима обратно и признался, что «врал от страха». Если бы Глеб Гаврилович изначально не давал воли своим предрассудкам и фобиям, а спокойно разобрался бы в ситуации, он бы понял, что перед ним обыкновенный человек, а не грабитель.