Тезисы

  • Чтобы понять другого человека, необходимо уделить время доверительной беседе с ним и набраться терпения, чтобы вникнуть в его доводы и аргументы.
  • Люди лучше понимают окружающих, если имеют за плечами солидный жизненный опыт.
  • Обретению взаимопонимания с людьми способствует саморазвитие, которое упрощает изучение человеческих характеров.
  • Гармонию с окружением обеспечивает регулярное общение, которое сближает людей.
  • Понять другого человека помогают такие качества характера, как терпение, отзывчивость и любознательность.
  • Чтобы лучше понимать окружающих, нужно расширить свой кругозор и обогатить опыт новыми впечатлениями.
  • Чтобы понять людей, нужно слушать и слышать их.
  • Налаживанию контакта с человеком способствует мысленное перемещение: нужно попытаться представить себя на его месте.
  • Чтобы понять людей, нужно узнать обстоятельства их жизни и особенности их мировоззрения.

Аргументы 

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Чтобы понять людей, нужно набраться жизненного опыта и разобраться в хитросплетениях человеческих душ и судеб. Эту необходимость доказывает пример из произведения «Гранатовый браслет». Генерал Аносов, друг семьи Шеиных, на именинах Веры рассказал историю своей любви. Он пленился одной скромной и юной барышней и, будучи честным человеком, сразу же решил жениться на ней. Отец воспринял это благодушно и тут же дал согласие. Но через три месяца после свадьбы Аносов уже увидел, что девушка оказалась совсем не той, за кого себя выдавала в положении невесты. Она оказалась грубой, жадной, кокетливой и распущенной. В время одной из отлучек мужа она сбежала с артистом и опозорила его. Сначала герой был в бешенстве и хотел убить их, но с годами смог понять и простить жену. Он даже был благодарен тому актеру, который показал ему истинное лицо его избранницы. Теперь Аносов содержал супругу, но держал ее на расстоянии от себя. Понимание жизни и близкого человека пришло к герою далеко не сразу. Он много пережил и выстрадал, чтобы осознать и принять то, что произошло. Это говорит о том, что без богатого жизненного опыта нам тяжело понять окружающих.

М. Горький, «На дне». Чтобы научиться понимать людей, нужно пройти суровую школу жизни самому, иначе наши знания о мире и человечестве будут весьма приблизительными и ограниченными. Это доказывает пример из пьесы «На дне». Единственным героем, который понял и принял обитателей ночлежки, отягченных пороками, стал странник Лука. Ему удалось к каждому из них найти свой подход и доброе слово. Анну он утешал, Ваське советовал, Насте дал выговориться, Актеру подарил надежду, а Наташе помог разглядеть в Васе достойного человека. Глубокое знание психологии людей пришло к Луке далеко не случайно. Он сам многое пережил и испытал. Он был беглым каторжником и странствовал очень долго. За это время Лука познакомился со многими людьми разных сословий и научился разбираться в них. А еще старец понял, что каждому из них необходимо сочувствие. Именно его он преподносил обитателям «дна» в качестве подарка. «Много мяли, оттого и мягок» — говорил о себе странник. Значит, способность к пониманию людей приходит вместе с жизненным опытом и расширением кругозора. 

И.А. Гончаров, «Обломов». Понимание — это не врожденное, а приобретенное качество. Его необходимо выработать в себе, набираясь ума и опыта общения с людьми. Именно так эту способность развил в себе Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов». С детства он развивался и в гуманитарном, и в техническом направлении, занимаясь науками и с отцом, и с матерью. Юноша много работал и учился, чтобы добиться успеха в жизни. Он уехал из родительского гнезда покорять большой город и усердно трудился, поставив цели. Но не только работа была его страстью. Андрей очень много читал, общался с интересными людьми, никогда не сидел на месте. Он бывал за границей и изучал иностранные языки. Благодаря развитой эрудиции он легко завязывал знакомства даже с теми, кто был гораздо выше его в социальной иерархии. С женщинами он тоже быстро находил общий язык. Штольц был близок с Обломовым и даже его мог понимать, хоть и не был с ним согласен. «Учиться хочет, все видеть, знать…» вот как автор описывает этого героя. Широкий кругозор, глубокое понимание психологии, умение общаться — все эти навыки Штольц развивал самостоятельно в течение многих лет. Они и позволяют ему налаживать отношения с людьми.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Человек не понимает другого из-за того, что не имеет достаточно сведений о том поводе, который порождает неясность в отношениях. Поэтому вполне логично предположить, что обретению понимания способствует попытка разобраться в ситуации более детально. Об этом писал и А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Когда Пётр попал под арест по ложному обвинению Швабрина, отец едва не отрекся от него. Дворянин старой закалки не мог понять, как его сын мог решиться на такой ужасный поступок — предательство интересов Родины. Андрей Петрович осуждал Петра и очень страдал от такого позора. Если раньше он не хотел, чтобы сын женился на бесприданнице, то теперь он почитал за честь нахождение Марьи в их доме. Он считал, что изменник не достоин руки дочери героя — капитана Миронова. В таком состоянии он ни за что не принял бы Петра домой. Но причина этого семейного разлада заключается в неосведомленности Андрея Петровича. Он еще не разобрался в ситуации, а уже сделал вывод. Такой подход к решению проблем часто порождает недопонимание, поэтому необходимо сначала все тщательно проверить и изучить, а уж потом делать выводы и приговоры.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Чтобы понимать других людей, нужно развить в себе такие качества характера, как терпимость, отзывчивость и любовь к людям. Эти свойства души помогли Соне Мармеладовой, героине романа «Преступление и наказание», понять и простить свою мачеху, которая фактически толкнула девушку на путь проституции. Соня была единственной родной дочерью чиновника Мармеладова. Он овдовел и решил жениться снова. Его избранницей стала Катерина Ивановна, бедная и покинутая всеми вдова с тремя детьми. Но взятая им на себя ноша оказалась слишком тяжелой. Семен Захарович запил и потерял работу. Его семья оказалась в нищете. Соня была самой старшей из детей. Мачеха регулярно упрекала ее в том, что она — лишний рот, который никак не помогает семьей выйти из сложного положения. Она знала о сомнительных предложениях сводниц, которые хотели продать невинность Сони. После очередной сцены юная героиня выбежала из дома и заработала тридцать рублей таким позорным способом. Их она принесла домой. Катерина Ивановна зарыдала и стала просить прощения. Немногие люди поняли бы и приняли поведение этой женщины, но Соня простила ее и продолжила содержать мачеху и детей. Как ей, такой молоденькой и неопытной, удалось разобраться в сложных мотивах и чувствах Катерины Ивановны? Ей помогли доброта, терпимость и любовь к семье. Благодаря им Соня приняла свою судьбу и близких людей такими, какими они были.

А.Н. Островский, «Гроза». Главная причина непонимания между людьми — это эгоизм. Если человек слышит и слушает только себя, он не в состоянии разобраться в других людях. Это доказывает пример из пьесы «Гроза». Кабаниха уверена в собственной правоте и хочет, чтобы все жили так, как решила она. Марфа Игнатьевна думает только о своих нуждах и желаниях, поэтому меняет окружающих под себя и даже не обременяет себя мыслью об их мнении, судьбе и чувствах. Поэтому в ее семье царит глобальное и всеобъемлющее непонимание. Дочь тайно ненавидит родную мать и все время обманывает ее. Сын с трудом переживает давление Кабанихи и вечные ссоры, поэтому часто выпивает и отлучается из дома. Катерина отстаивает свои права, но чаще других получает упрёки и оскорбления. Марфа Игнатьевна тоже чувствует себя несчастной: те, кто должны ей беспрекословно подчиняться, постоянно норовят выйти из-под контроля. В финале же она остается в одиночестве, а единственный сын винит ее в смерти своей жены. Всего этого можно было бы избежать, если бы Марфа Игнатьевна думала не только о себе, но и о своих близких. И Катерина, и Варвара, и Тихон пошли бы ей навстречу, если бы она приняла во внимание их потребности и желания.

А.И. Куприн, «Олеся». Понять других людей нам помогает обогащение жизненного опыта новыми впечатлениями и знаниями. Об этом писал и А.И. Куприн в повести «Олеся». Главная героиня почти всю жизнь прожила в лесу и довольствовалась общением с бабушкой. Мануйлиха была умна и многому научила внучку, но все же для полноценного развития девушке не хватало общения с внешним миром. Из-за его недостатка в ее мировоззрении укоренились предрассудки о дьявольской природе ее способностей и о том, что она не сможет жить в мире людей. Но встреча с Иваном изменила ее представление о жизни. Образованный дворянин научил ее многому из того, что знал, и изумился, видя восприимчивость и одаренность ученицы. Из его рассказов Олеся усвоила, что и она может влиться в общество, если проникнется его духовными ценностями. Поэтому девушка пошла в церковь и попробовала разобраться в вере — главной идеологии ее среды. Конечно, героине не удалось воссоединиться с окружением, потому что оно само оттолкнуло ее. И все же, в отличие от православных прихожанок, она смогла понять тех, кто раньше внушал ей только страх и презрение. Если бы героиня уехала с Иваном в другие края, она смогла бы интегрироваться в общество. Очевидно, что обогащение жизненного опыта помогло ей разобраться в людях и расширить свои горизонты познания.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек сможет понять других людей, если избавится от консерватизма. Если он зациклился на одном и том же представлении о мире, он не в силах разобраться в других. Об этом пишет и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Павел Петрович — аристократ, который во всем полагается на усвоенные смолоду «принсипы», объясняющие все происходящее вокруг и разделяющие всех людей на «наших» и «не наших». Поэтому уже в сцене знакомства с Базаровым, человеком из другой среды и другого поколения, Павел Петрович, который кичился своими манерами, проявляет первую неучтивость — не подает руки, брезгуя красной и натруженной рукой гостя. Весь неряшливый вид Евгения, его повадки и реплики, уже раздражают дворянина. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, что Павел Петрович намеренно подзадоривает Базарова и нарывается на спор. Каждая реплика о нем вызывает неудачную колкость и раздражение. Почему же? Ведь изначально Базаров ему ничего дурного не сделал, как и его нигилизм. Но герой дискредитировал его изначально на основании собственных предрассудков и стереотипов. Консерватизм Кирсанова-старшего породил его уверенность в собственной непогрешимой правоте. Если человек не будет зацикливаться на одной идеологии и слепо осуждать все остальные, он сможет понять других людей и установить с ними контакт. 

М. Горький, «Старуха Изергиль». Человек сможет понять других людей только в том случае, если избавится о своего эгоизма. Зацикленность на личных нуждах и желаниях сужает кругозор до масштабов самого себя и препятствует обретению гармонии с окружением. Пример, подтверждающий эту точку зрения, мы находим в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра воспитывался вдали от общества и усвоил правовой нигилизм у своего отца, который похитил его мать и сделал ее своей невольницей. Спустя 20 лет после похищения женщина вернулась в родное племя вместе с сыном. Ларра был погружен в себя и не умел ценить, уважать или хотя бы слушать других людей. Привыкнув к обособленности, герой не мог сразу адаптироваться в мире, где был кто-то еще, кроме него. Поэтому он совершил страшное преступление: убил девушку, которая не захотела принадлежать ему. При этом юноша совсем не понял значения того, что совершил. В его мировоззрении все должны были подчиняться его прихотям или умереть. Эгоцентризм Ларры стал причиной его неспособности разобраться в людях и их жизни. Значит, необходимо отказаться от этой позиции, и тогда наладить контакт с обществом будет значительно проще.

В.В. Распутин, «Уроки французского». Чтобы понимать людей, нужно любить их. Об этом пишет Валентин Распутин в произведении «Уроки французского». Лидия Михайловна была учительницей французского языка в школе. Однажды она заметила избитого и явно изможденного голодом ребенка, который учился отлично, но по ее предмету отставал. Володя был мальчиком из многодетной семьи, живущей в деревне. Троих детей обеспечивала одна мать, и все они голодали. Скромные посылки из дома часто забирала себе женщина, у которой жил герой. Поэтому школьник был вынужден зарабатывать на еду с помощью азартных игр. Более старшие игроки избили мальчика, и он потерял даже этот источник дохода. Но гордый ребенок отказывался от подачек учительницы, которая решила ему помочь. Тогда Лидия Михайловна стала намеренно проигрывать ему деньги. Конечно же, директор не понял ее мотивации и уволил педагога. Почему же героиня поняла необходимость нарушить правило ради спасения жизни, а ее начальник — нет? Причина в том, что Лидия Михайловна имела не только должностные инструкции, но и доброе сердце, которое помогло ей понять Володю и его трудности.

А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Чтобы понять людей, нужно сначала изучить их. Пример, подтверждающий этот тезис, мы находим в рассказе «Чудесный доктор». Главный герой столкнулся с жизненными трудностями. Он потерял работу и был вынужден перевезти семью в сырой и холодный подвал. У него было денег даже на еду. В этих ужасных условиях сильно заболела его дочка. Мерцалов был в отчаянии и собирался уже наложить на себя руки, ведь был не в силах наблюдать за тем, как гибнет его семья. Но вдруг случай свел его с доктором Пироговым. Он, не колеблясь, пришел в дом к бедняку и осмотрел его дочь. Он оставил рецепт и деньги на первое время, хотя его никто об этом не просил. Этот визит помог семье выжить: Мерцалов нашел работу, его дети выжили и поправились. Почему же доктор стал единственном человеком, который понял героев и помог им? Причина в том, что он имел богатый жизненный опыт и видел много страданий на своем веку. Пирогов умел разбираться в людях и отличить бродягу от честного человека, попавшего в беду. Поэтому он откликнулся на просьбу о помощи и спас Мерцаловых.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как научиться понимать других людей? На этот вопрос ответил Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов начинает свой путь с высшем свете с многочисленных ошибок. Он совершенно не разбирается в людях и легко становится жертвой обмана. Так, Василий Курагин фактически силой заставляет его жениться на Элен, выдавая свое желание за его инициативу. При этом Пьер осознает, что не любит девушку, но ничего не может поделать и слепо плывет по течению жизни. Тесть и другие новоявленные родственники берут у него крупные суммы взаймы и не отдают, жена транжирит сотни тысяч на свои наряды и не уважает Пьера. В попытках изменить жизнь к лучшему Безухов обращается к масонам, пытается разъехаться с женой, делает непродуманные и неэффективные изменения в хозяйстве. Но все эти действия не удовлетворяют его своим результатом. И все же каждое из них направляет героя на тот путь, который приведет его к успеху. Пытаясь помочь жителям осажденной Москвы, Безухов попадает в плен к французам. Там он знакомится с Платоном Каратаевым и сталкивается с лишениями, страданиями, прозрениями. Общение с простым человеком, способным на великодушие и самоотречение, указало Пьеру правильное направление. Испытания закалили его характер. Вернувшись к обычной жизни, герой стал лучше понимать людей. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное.. . и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь» — пишет автор. Теперь Безухов был более внимателен к людям, поэтому смог, наконец, разобраться в них и себе самом.

В.К. Железников, «Чучело». Чтобы понимать людей, нужно лучше разобраться в ситуации, которая вносит сумятицу в отношения. Это доказывает пример из повести «Чучело». Главная героиня пришла в новый коллектив и привязалась к одному мальчику, который казался ей смелым, умным и добрым человеком. Однако она же стала свидетельницей того, как он доложил классной руководительнице о групповом прогуле всего класса. Это повлекло за собой отмену поездки в Москву, которую все очень ждали. Когда подозрения пали на Диму, который не смог сознаться, Лена выручила его и взяла вину на себя. Ребята объявили новенькой бойкот, а Дима хоть и обещал признаться, все дальше оттягивал этот момент. В итоге Лена стала изгоем в коллективе и подвергалась систематическим нападкам. Никто так и не разобрался в ситуации, пока Лена сама не пришла к детям и не расставила все по своим местам. Одноклассникам было стыдно, ведь они поняли, что в возникшем конфликте виноваты сами. Недопонимания удалось бы избежать, если бы все сразу сели за стол переговоров и внесли предельную ясность в эту историю.

И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы понять конкретного человека, нужно изучить его хобби, поведение и образ мыслей. Только так можно разобраться в нем и составить объективное мнение. Пример, подтверждающий это, мы находим в рассказе «Чистый понедельник». Главный герой ухаживал за одной таинственной девушкой, которую безумно полюбил. Он водил ее в фешенебельные заведения, задаривал дорогими подарками и добивался ее расположения всеми силами. Но она была как будто не от мира сего и не спешила сближаться с ним. Влюбленный юноша не мог понять причину и все ждал, пока она примет его и согласится выйти за него замуж. Он строил планы на совместную жизнь и хотел создать семью. Однажды она позволила ему остаться с ней на ночь, но наутро поспешила разлучиться с ним. Герой уже надеялся на то, что лед тронулся, но через какое-то время получил прощальное письмо. В нем избранница призналась, что уходит в монастырь, и просит ее не искать. Оказалось, что она давно уже серьезно увлекалась религией и даже пару раз намекала ему об этом, но он ничего не заметил. Он встречался с ней почти каждый день, но так ничего и не узнал о ней. Поэтому между ними произошло такое недопонимание. Герой не смог разобраться в характере и мировоззрении девушки, поэтому потерял ее навсегда. Значит, нужно больше беседовать с теми, кого мы хотим понять.

А.П. Чехов, «Пересолил». Недопонимание между людьми возникает из-за желания каждого из нас пустить пыль в глаза. Значит, чтобы разобраться в людях, нужно ближе познакомиться с ними и не делать поспешных выводов. В этом нас убедит пример из рассказа «Пересолил». Главный герой нанял извозчика. Дорога шла через ночную чащу, и он очень испугался, ведь внешность и происхождение возницы соответствовали его стереотипам о бандитах на большой дороге. Глеб Гаврилович Смирнов решил ввести предполагаемого преступника в заблуждение, рассказав ему о том, что возит с собой пистолет и имеет лихих товарищей. Возница был обычным крестьянином, поэтому струсил и убежал, оставив телегу. В итоге Глеб Гаврилович остался один посреди темного леса. Он стал звать Клима обратно и признался, что «врал от страха». Если бы Глеб Гаврилович изначально не давал воли своим предрассудкам и фобиям, а спокойно разобрался бы в ситуации, он бы понял, что перед ним обыкновенный человек, а не грабитель.