Сочинение как понимают счастье герои и автор поэмы кому на руси жить хорошо сочинение

1. понятие счастья.2. основная идея поэмы кому на руси жить хорошо?.3. типы счастья.4. авторское понимание счастья гриша добросклонов как

1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.

Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

…А у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

… в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась…


Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным.

Иди к обиженным
— Будь первый там!

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши — народного поэта и певца —  автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,

Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается…
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Урок литературы «Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс

7. Вывод

учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

4. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения

8. Учитель

: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.

5. Организация изучения учебного материала

9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и написать небольшое размышление.

10. Прослушивание размышлений учащихся.

11. Вывод

учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

6. Организация самооценивания, обобщение изученного

12. — Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)

7.
Групповая работа.
В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.

14. Выступление групп о символах или формулах счастья.

8. Индивидуальная проверочная работа на знание содержания текста:

Часть 1.

  1. Вставьте пропущенные слова из «Пролога»: Сошлися и заспорили: Кому живётся весело, __________________ на Руси?
  1. Вставьте пропущенные слова из «Пролога» Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова ______________________тож.

3. Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

4. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

а) Савелий б) Ермил Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

5. Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»?

А) Григорию Добросклонову Б) Ермилу Гирину В) Якиму Нагому Г) деду Савелию

6.Кто так характеризуется (описывается) в поэме?

А) «Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!» ___________________

Б) «Какого роду –звания, Не знали мужики, Однако звали «барином», Горазд он был балясничать, носил рубаху красную, Поддевочку суконную, Смазные сапоги..»_________

В) «Как ни просила вотчина, От должности уволился, В аренду снял ту мельницу, И стал он пуще прежнего Всему народу люб…» _____________________

Г) «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю матушку Похож он..» ______________________

Д) «Осанистая женщина, широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие…» __________________________

Часть 2

Дайте характеристику одному герою поэмы. Каково ваше отношение к нему? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

10. Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы

11. Рефлексия.

Слово учителя.

Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье — это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

15. Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая, Попова дочка белая, Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Популярные сочинения

  • Маша Миронова из произведения Капитанская дочка Пушкина (Образ и характеристика)
    Мария Миронова является одной из ключевых фигур романа Александра Сергеевича. Именно в честь этой девушки был назван сей роман. Характер Марии многогранен и очень интерес. Анализируя ее характерные черты
  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина
    Чуть ли не каждый пятый в мире знает великого русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Пушкина. После себя он оставил тысячи лучших произведений, которые в школах изучают по сей день.
  • День моей мамы — сочинение 4 класс
    День разный бывает. Если суббота – самый интересный. Мама встаёт рано. Как на работу! Мы все ещё спим. Я знаю, что она делает гимнастику, медитирует, пьет кофе. После она готовит нам завтрак

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты. Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Понимание счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Скрипина Софья, 10б класс МАОУ «Лицей №46» г.Уфа

Понимание счастья в поэме Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Что такое счастье? Кто-то считает, что оно заключается в богатстве, кто-то – в здоровье, одни – в любви, другие – в свободе. Мы гонимся за счастьем, ищем его, желаем другим, но даже не знаем, что это. Что-то определенное или эфемерное, зыбкое, чего нельзя удержать надолго… Я думаю, что счастье наступает в тот момент, когда мы понимаем, что нам ничего не нужно. Может быть, у нас чего-то нет, но наличие или отсутствие этого не заставляет горевать, а радоваться тому, что есть сейчас. Так думаю я. Многие писатели пытались раскрыть эту тему в своих произведениях. Например, Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествует о странствиях семи крестьян, которые ищут того, кто живет «весело, вольготно на Руси». Нам рассказывают о том, что такое счастье для простого народа.

Своё путешествие мужики начинают с догадки, кто живет счастливо: поп, боярин, помещик, чиновник, купец министр или сам царь. Первым они встречают попа. Вот он, счастливый человек! Однако, ничего из того, что тот считает счастьем, у него нет. Также и счастье «сказочной» жизни помещика ушло вместе с отменой крепостного права. Рассказы попа и помещика показывают, что счастье не зависит ни от богатства, ни от уважения, ни от власти.

Герои поэмы идут и идут. Вот перед ними такие же бедные, оборванные крестьяне. Их счастье «дырявое, горбатое и с заплатами». Истории, рассказанные этими людьми, вызывают лишь сочувствие, особенно радость рябой старухи. Она счастлива, потому что репа у неё уродилась большая. Нищета заставляет радоваться мелочам.

Особое место занимает счастье крестьянской женщины. Матрёна Тимофеева пережила много трудностей, лишений, смерть первого ребёнка. «Для женщины счастья на Руси нет», – заключает Матрёна. Получается, никому не живется «весело, вольготно на Руси»? К концу поэты мы видим Гришу Добросклонова, которого волнует родной край, люди, живущие здесь. Гриша – первый герой, который не разрывает общее, народное счастье с личным. Его искренняя любовь к народу, к песням, к родине не является тем, что ищут странники; они не понимают, что именно Гриша, правда, счастлив. Он определил свой жизненный путь и приносит счастье другим. И само счастье – это сочувствие, сострадание, помощь и жизнь без эгоизма. Некрасов своим произведением хочет сказать, что человек найдет себя и свое счастье только в том случае, если это счастье станет народным.

  • Сочинение как опадают листья 3 класс текст
  • Сочинение как наступает весна в вашем городе
  • Сочинение как осмысливает пушкин в лирике жизненное предназначение поэта
  • Сочинение как найти смысл на жизненном пути обломов
  • Сочинение как нужно относиться к родителям 7 класс