Сочинение йо1ан эхь к1ентан яхь ма эшайойла на чеченском языке 7 класс

Ларам, г1уллакх, яхь, оьзделла, сийчеловек имеющий ларам имеет г1иллакх г1уллакх, яхь, эхь оьзделла, сий къонахалла, комаршо

Ларам, Г1уллакх, Яхь, Оьзделла, Сий

Человек имеющий Ларам – имеет Г1иллакх – Г1уллакх, Яхь, Эхь – Оьзделла, Сий – Къонахалла, Комаршо – Къинхетам, Иман, Нийсо – Бакъо, Барт – Безам!

Человек имеющий Ларам – никогда не перебивает того, кто говорит что-то, пока он не закончит говорить!

Человек имеющий Ларам – никогда не скажет ни одного слова, не попросив на это разрешения, у Старшего по возрасту!

Человек имеющий Ларам – всегда говорит, только вежливо и приятное!

Человек имеющий Ларам – когда говорит, никогда не ругается, не упрекает, не оскорбляет, не повышает голоса и не кричит!

Человек имеющий Ларам – даже если Старший по возрасту не прав, не перечит ему!

Человек имеющий Ларам – не говорит много, т.е. не бывает многословен!

Человек имеющий Ларам – никогда не говорит то, что кого-то могло бы обидеть!

Человек имеющий Ларам – никогда ни над кем не насмехается, никого не поднимает на смех!

Человек имеющий Ларам – никого не считает ни ниже себя, ни глупее себя!

Что означает иметь Яхь?

Яхь означает: Знай самого себя и свою родословную, имей «Яхь», будь достойным и приличным.

Ты смертен, но физически смерти не бойся, бойся жизни без «Яхь», веры, жизни без приличия и достоинства.

Кто теряет «Яхь», тот теряет веру, дух и свободу.

Святые Обычаи и Традиции Вайнахов требуют, чтобы родители воспитывали в детях здоровое соперничество – залог важного для любого человека качества «Яхь».

Иметь Яхь, не означает стремление человека быть выше или сильнее других! Иметь Яхь, означает, стремление человека, быть не хуже других!

Человек имеющий Яхь – означает стараться быть не хуже других в имении в себе и в своем сердце и в выполнении Г1иллакх – Г1уллакх, Яхь – Йоьхь, Эхь – Эзделла, Сий – Къонахалла, Комаршо – Къинхетам, Иман – Ларам, Нийсо – Бакъо, Барт – Безам!

Яхь может быть только на том, что под силу любому человеку: и физически слабому и сильному, и бедному и богатому, и грамотному и безграмотному, и Старому и молодому, и мужчине и женщине!

Яхь может быть только на Г1иллакхе – Г1уллакхе, Эхье – Эзделле, Сий – Къонахалле, Комаршоне – Къинхетаме, Имане – Лараме, Нийсоне – Бакъоне, Барте – Безаме!

А Яхь, на вещах которые могут сильные, но не могут слабые, могут богатые, но не могут бедные, могут грамотные, но не могут безграмотные, не есть Яхь, это есть хьаг1 – зависть!

Быть Оьзда Человеком, значит быть Великим и Святейшим Человеком!

Оьзда Человек, имеет Г1иллакх – Г1уллакх, Яхь, Эхь, Сий – Къонахалла, Комаршо – Къинхетам, Иман – Ларам, Нийсо – Бакъо, Барт – Безам!

Оьзда Человек, сделав с кем-нибудь какое-нибудь общее дело, старается, чтобы большая доля досталась товарищу! А не Оьзда человек, любым способом, даже обманув товарища, или вызвав жалость к себе старается, чтобы больше досталось себе!

Оьзда Человек старается, сберечь товарища от любой трудности, и опасности, и тянет их на себя! А не Оьзда человек, старается под любую трудность и опасность подставить кого угодно, даже отца, лишь бы они миновали его самого!

Оьзда Человек, если он попадет в ситуацию где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше! А не Оьзда человек, старается съесть побольше, и не наедается.

Оьзда Человек старается, чтобы досталось больше тому кто рядом с ним! А не Оьзда человек, даже спрятав от товарища, старается чтобы больше досталось себе!

Оьзда Человеку, даже на ум не придет жениться на дочери из той семьи, в которой он хоть раз перекусил, считая ее своей сестрой!

Оьзда Человек, ни на одну женщину, кроме той, на которой собирается жениться, не посмотрит как на женщину, а смотрит как на мать и сестру!

Оьзда Человек, по мере возможности никогда и никому не покажет своего голого тела, или голую грудь, или голую выше колени ногу, и даже выше локтя голую руку!

Оьзда человек, никогда не скажет ничего, что наводило бы мысли на те места тела, расположенные ниже пояса, и выше колен. Об этом могут говорить только джухьаргаш – что переводится на Русский язык как – клоун. Им это позволяется, так как они люди Бога, созданные для того, чтобы смешить и развлекать людей.

Оьзда Человеку, даже наедине с собой не приходит в голову непристойная, низкая или подлая мысль!

А если такая мысль его и посетит, то его тело бросает в огонь от стыда, с мыслью: «Какой позор дойти до того, что в голову пришла такая мысль!»

Есть у Чеченцев еще такое выражение: «Я бы постыдился своего тела так подумать, так сказать или так сделать!»

Вот некоторые из свойств Оьзда Человека, и не Оьзда человека.

А что означает то, что Человек имеет Честь?

Что Человек имеет Честь, означает, что этот Человек имеет в себе и в своем сердце Г1иллакх – Г1уллакх, Яхь, Эхь – Оьзделла, Сий – Къонахалла, Комаршо – Къинхетам, Иман – Ларам, Нийсо – Бакъо, Барт – Безам, и что он выполняет их, и что он любит их и дорожит ими больше чем жизнью!

Такой Человек, имеет Честь, и такой Человек, Человек Чести!

Наверняка, кое-кому, кто очень сильно отошел от порядочности и вежливости может показаться, что услужливость старшим по возрасту это пожизненная каббала.

На самом деле это не так. Во-первых, Чеченские Семьи большие, и всегда под рукой находятся те, кто моложе тебя.

У Истинных Чеченцев есть пословица: «Если ты не сумеешь быть младшим для старших, то ты не сможешь быть и старшим для младших».

Что-то типа Русской пословицы: «Не умеющий подчиняться, не сможет и повелевать.» Но на много по смыслу глубже и обширнее.

Источник

Нохчийн матттах лаьцна сочинени

Сочинение на чеченском языке,о чеченском языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Наурская средняя общеобразовательная школа №3»

НАУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Язйинарг: Тунжаханова Сати

10 –чу классан дешархо

Нохчийн маттах, нохчийн маттахь…

«Мерзачу озаца сан амал lехош,

нанас со хьистийнарг нохчийн мотт бу. »

Хаьий теша вайна и Дала делла ни1мат 1алашдан а, лардан а?

Вай дуьненчу девлча, дуьне довза доладелча, вайна гонаха дуьххьара хезаш берг ненан мотт бу. Цу маттахь берана хеза ненан к1еда, аьхна дешнаш, дуьхьала дош дало берана ца хаахь а, деладаларца гойту цо шена цунах кхетар. «Алал, хьоменаг»- бохуш нанас 1амадо дуьххьарлера дешнаш. Ма хазахетарца олу беро и дуьххьарлера, ненан дагна тамехь дешнаш. Нанас 1амадо бера нохчийн маттахь шен ойла даше ерзаян.

Кху доккхачу дуьненахь бац аьлла хета суна адамийн маттах ненан мотт олуш. Амма олу иза нохчийн маттах.

Сан доьзалехь даима бара бекаш нохчийн мотт. Нанас башха ч1ог1а доцучу озаца буьйцура и мотт, делахь а цо меллаша аьлларг дагах а кхеташ дешнаш хуьлура.

Со школе яхча евзира суна меттан к1оргалла. Нохчийн маттахь дийцарш, туьйранаш, иллеш, х1етал-металш, чехкааларш. Хиира нохчийн мотт иза бух боцу х1орд буйла. Доггах безаш т1еийцира аса нохчийн мотт 1амор.

Нохчийн маттахь дуьххьара туьйра сайна хезча, со инзаръяьлла, буьйсанна наб ца кхеташ 1ийра. Наб кхетча, сан г1енаш чохь дара Алхаст а, Маьлха-Аьзни а. Х1етахь дуьйна сан шолг1а ц1а а хилла д1ах1оьттира библиотека. Цу хенахь со кхоалг1ачу классехь яра.

Лакхарчу классашкахь суна вевзира Бадуев С., цуьнан Бешто а, Бусана а. Цара шовданна йистехь балхийна безам. Ма хаза, аьхначу дешнашца дуьйцура Бештос Бусанига шен дагара. Муха хир бара сан эсала нохчийн мотт и дагардийцар доцуш.

Вевзира Абузар Айдамиров, шен «Ехачу буьйсашца», воккхачу стеган до1анашца, шайн Даймохках бевллачу мух1ажаршца. Муха хира бара сан нохчийн мотт Абузаран ира, буьрса, дог ойбуш долу дешнаш доцуш.

Сан даг чохь дуккха хан яьлча а декара Яшуркаев Султанан «Маьрк1ажа- бодан т1ехь к1айн хьоькх» повесть т1ерачу турпалхочун Мадин аз: «Х1ан-х1а, тхо цкъа а лийр дац. » Массо баланех чекхдевлла, сеттина букъ нисбеш, майра, онда лаьттара ду сан нохчийн халкъ, цу халкъан ондда г1ортор, орам хилла лаьтташ болу сан нохчийн мотт а.

Ас х1ара мог1анаш яздочу хенахь дерриге дуьнен т1ера къаьмнаш баланехь долу хан ю, ун даьржина хан ю. Амма со теша вайн нохчийн халкъ цу баланех чекхдер ду, нохчийн маттахь иллеш декар ду, маьждигаш чохь бусулба нах гуллур бу (Дала мукъалахь!).

Юха а ас боху, ду-кх и нохчийн мотт дог1а, дуьненан моссо не1 йоьллу дог1а. И дог1а луш ду-кх х1ора стагана и дуьнен чу волучу дийнахь. Йоьллу-кх цу дог1ана массо не1, адамийн деган не1 а.

— Вайга весет санна дека бевзаш болчу нохчийн поэтийн дешнаш.

-Варийлаш, меттан сий делаш, варийлаш, шайн мотт биц ма белаш, варийлаш, шайн кхерчийн дай хилалаш боху цара вайга х1оранга а.

Источник

Лучшие сочинение на чеченском языке

image001

Муниципальни бюджетни дешаран хьукмат

«Наурски К1оштан Чернокозовски юккъерчу школан В.М.Шамсуддуновин ц1арах»

«Ненан мотт-сан безам»

image002

Язйинарг 10-чу классера дешархо:

Алдаман Асланбекан Марьям

image003

Мотт адамийн дахаран хазна ю. Иза адамаш массо а аг1ор вовшех кхетош болу Дала вайна белла тамашийна г1ирс бу.

Дуккха а ду дуьненахь меттанаш, ткъа царна юкъахь шен меттиг д1алоцуш, къаьсташ вайн нохчийн мотт бу.

Вайн мотт г1иллакхе а, оьзда а бу, мерза а бу. Иза къоман са, адамаллин куьзга а ду. Мотт вай лар ца бахь, цуьнан сий ца дахь, вайн къоман сий а дужур ду. Цундела вайна беза, вай 1амабо вешан нохчийн мотт.

Мотт д1абаьлча халкъан тезет, ловзар-синкъерам, дика-вон д1адолу. Уьш д1адевллачу халкъах халкъ ала йиш яц. Вайн халкъах, вайна кхане а йолуш, халкъ хила лаахь, уггар хьалха нохчийн мотт, олуш махиллара, баьрчче баккха беза вай. Шен мотт ца безачунна шен къам а, мохк а безар бац.

Цуруев Ш. «Нохчийн мотт эцна бац базарахь» ц1е йолу стихотворенехь боху:.

Акха яр санна и ца баьлла бацалахь,

Боьжна бац стиглара, эцна бац базарахь.

Цхьаьнггера юхалург баьккхина бацара,

Кхоьллина хилла и вайн дайшна азаллехь.

Ас лору дуьненахь мел долу меттанаш,

Нохчийн мотт даима сан оьзда дозалла

1ожаллин цамгаро д1алаьцна меттахь 1аш

Цу маттахь дийр ду ас весет а доьзале…

Муха хир ву дуьненахь уггаре а сийлахьчу Ненан мотт цабезарг и бийца цалуург, и къен хетарг.

Мел халахеташ делахь а, ишттанаш а нисло вайна юкъахь. Цхьаццаволчо дозаллица къамел до, шена ненан маттахь еша а, яздан а ца хаьа, бохуш.

Ткъа дуьненахь а воккхачу оьрсийн яздархочо Л.Н.Толстойс аьлла хилла:

«Нохчийн мотт уггаре а хазачу а, хьалдолчу а меттанех цхьаъ бу, нагахь кхоччуш дика иза хууш хьо велахь».

Ненан мотт…Доккха маь1на лоцу оцу шина дашо шайна чу.

Вай дайшкара схьадеъна вай хаза г1иллакхаш, оьздангалла, ийман.

Ткъа и шадерриг д1акхехьа оьшург бу ненан мотт. Ненан мотт ларбеш ца хилча, цуьнан сий деш ца хилча, къам д1адолу.

image004

Тахана вай ойла ца йо вай дечу къамелан, олучу дешан. Ларамза вайн багара дуьйла маьттаза дешнаш, дашца чов йо вай ваьшна уллорчунна.

Поэзехь а тидам боцуш ца дисна и санна долу дош.

1. Ахь тхуна оьг1азлой, харцдерггий деъча,

Мел сийсаз бу-кх хьо, адаман мотт!

Ахь тхуна деган и к1езгалла еъча,

Адамашна, лаьттана ца безаш бу хьо,

Наь1алте хуьлда хьо, сийсаза мотт!

2. Ахь тхуна дикалла, нийсо а еъча,

Мел хьоле бу-кха хьо, адаман мотт!

Вайн дегнийн ц1оналла ахь тхуна елча,

Казбекан баххьаш а ахь лалор дара,

Дуьненан хазахетар, адаман мотт!( Яндиев Дж. «Адаман мотт»)

image005

Вай олу Даймохк-Нана.

Нана санна, Даймохк беза вайна, цунах девлча тоха са а доцуш. Иштта шен нене, Даймахке санна, хила беза ненан матте болу безам а.

image006

Оьрсийн яздархочо Паустовскийс 1аламат хьекъале а, нийса а аьлла ненан маттах лаьцна ша яздина башха дешнаш:

image007

«…Шен махке болу бакъ безам, шен матте бацахь, маь1на долуш бац!» Сайн сочинении ерзош суна дало луур дара вайн сийлахьчу яздархочо, поэта Мамакаев Мохьмада ненан маттахь аьлла дешнаш:

«Шен ненан мотт халкъо,

Сий ойбуш 1алашбахь,

Цу халкъан парг1ато

Цхьаммо а хьошур яц!»

— Везачу Дала ницкъ, хьекъал лойла вайна нийсачу новкъа, шуьйра г1улчаш йохуш, Нохчийн меттан сий-ларам ойбуш, д1адаха.

Источник

Г1уллакх, ларам, яхь, оьздангалла, сий

333 e1512651283548

Г1уллакх
Человек, имеющий гIуллакх – это человек, который сам делает все, что необходимо сделать.
В случае, если в общем деле участвуют молодой и старший, то тот, кто моложе, должен сказать старшему: «Дай это сделать мне, не отбирай у меня г1иллакх.»

Ларам (уважение)

Человек, имеющий ларам – имеет г1иллакх – г1уллакх, яхь, эхь – оьздангалла, сий – къонахалла, комаьршо – къинхетам, тешам, нийсо – бакъо, барт – безам!

Человек, имеющий ларам:
– никогда не перебивает того, кто говорит что-то, пока он не закончит говорить;
– никогда не скажет ни одного слова, не попросив на это разрешения у старшего по возрасту;
– всегда говорит только вежливо и приятно;
– никогда не ругается, не упрекает, не оскорбляет, не повышает голоса и не кричит;
– даже если старший по возрасту не прав, не перечит ему;
– не говорит много, т.е. немногословен;
– никогда не говорит то, что кого-то могло бы обидеть;
– никогда ни над кем не насмехается, никого не поднимает на смех;
– никого не считает ни ниже себя, ни глупее себя.

Яхь
Одна из составных частей яхь – дух соревнования – стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь:
— быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою;
— оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;
— последним, где идет раздача наград;
— проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;
— скромность и умеренность к себе;
— стремиться к общественному признанию.
Вот далеко не полный перечень составных элементов яхь.
Имей яхь, знай самого себя и свою родословную, будь достойным и приличным.
Ты смертен, но физической смерти не бойся, бойся жизни без яхь, веры, жизни без приличия и достоинства.
Кто теряет яхь, тот теряет веру, дух и свободу.

Обычаи и традиции вайнахов требуют, чтобы родители воспитывали в детях здоровое соперничество – залог важного для любого человека качества яхь.

Иметь яхь не означает стремление человека быть выше или сильнее других!
Иметь яхь означает стремление человека быть не хуже других.

Человек, имеющий яхь, – означает стараться быть не хуже других.
И в том, чтобы иметь его в своем сердце и соблюдать гIиллакх-г1уллакх, яхь-юьхь, эхь-оьздангалла, сий-къонахалла, комаьршалла-къинхетам, тешам-ларам, нийсо-бакъо, барт-безам.

Яхь в имении большего богатства не есть яхь, а есть хьагI – зависть!
В имении яхь больше силы или стройности – есть куралла – постыдная гордость! (Здесь идет речь не о здоровой гордости).
Яхь же в имении большей храбрости и выносливости – есть сонталла – постыдная заносчивость!
Яхь в имении большего ума и умения – есть осалалла – мелочность!

Яхь может быть только в том, что под силу любому человеку: физически слабому и сильному, и бедному, и богатому, и грамотному, и безграмотному, и Старому, и молодому, и мужчине, и женщине.

Яхь может быть только гIиллакхца – гIуллакхца, эхьаца – оьздангаллица, сийца – къонахаллица, комаьршонца – къинхетамца, тешамца – ларамца, нийсонца – бакъонца, бартаца – безамца!

А Яхь в том, что могут сильные, но не могут слабые, могут богатые, но не могут бедные, могут грамотные, но не могут безграмотные, не есть яхь, это есть хьагI – зависть!

Оьздангалла

Быть оьзда человеком – значит быть высоконравственным человеком!

Оьзда человек имеет гIиллакх-гIуллакх, яхь, эхь, сий-къонахалла, комаьршо-къинхетам, тешам-ларам, нийсо-бакъо, барт-безам!

Оьзда человек, сделав с кем-нибудь какое-нибудь общее дело, старается, чтобы большая доля досталась товарищу.
А не оьзда человек, любым способом, даже обманув товарища, или вызвав жалость к себе, старается, чтобы больше досталось себе.

Оьзда человек старается сберечь товарища от любой трудности и опасности и тянет их на себя.
А не оьзда человек старается под любую трудность и опасность подставить кого угодно, лишь бы они миновали его самого!

Оьзда человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!
А не оьзда человек старается съесть побольше и не наедается.

Оьзда человек смотрит на женщин, как на мать и сестру, кроме той, на которой он женат или собирается жениться.

Оьзда человек, даже наедине с собой избегает непристойных, низких или подлых мыслей.
А если такие мысли его и посетят, то его тело бросает в огонь от стыда, подумав: «Какой позор, дойти до того, что в голову пришли такие мысли!»

Есть у чеченцев еще и такое выражение: «Я бы постыдился своего тела так подумать, или так сказать, или так сделать!»

Сий (честь)

А что означает то, что человек имеет честь?
Что человек имеет честь, означает, что этот человек имеет в себе и в своем сердце гIиллакх – гIуллакх, яхь, эхь – оьздангалла, сий – къонахалла, комаршо – къинхетам, тешам – ларам, нийсо – бакъо, барт – безам, и что он выполняет их, и что он любит их и дорожит ими больше, чем своей жизнью!
Такой человек имеет честь, и такой человек – человек чести!

Кодекс чести настоящего мужчины – къонахан амалш или къонахалла!

Вот некоторые из главных правил поведения къонаха.
Кстати корень чеченского слова къонах, къона, что в переводе на русский язык означает Молодой, а слово къонах можно перевести и как молодец, хотя молодец и не отражает полный смысл слова къонах!

Важно знать и помнить, что всем этим благородным обычаям и традициям вайнахов, обучали и обучают женщины – матери истинных вайнахов, в которых Они закладываются в семье с младенчества!

И еще хочу отметить, что оьзда человек, человек имеющий гIиллакх и т.д.. На самом деле следует понимать, что все эти качества присущи каждому истинному человеку, и каждому кто о них узнает, и захочет иметь эти качества, и начнет придерживаться их. Потому что все высокие качества изначально заложены в каждом человеке. Низкие же качества ни в одном человеке изначально не заложены, но они приобретаются Людьми путем собственного выбора.

И тут уже важно, какие из качеств человек сознательно или бессознательно начнет взращивать в себе: самые высокие или низкие. Буквально взращивать так же, как дерево или растение.

Это означает, что та мысль или что-то, на что он обращает внимание – можно сравнить с тем, что он посадил семя.
А каждое дальнейшее уделение внимания этой мысли или чему-то можно сравнить с тем, как человек, посадивший какое-то семя растения или дерева, затем ухаживает за ним.

Эти благородные обычаи и традиции Бога которые заложены и присутствуют в каждом человеке, делают жизнь истинного человека наполненной смыслом и счастьем, когда многие вокруг, забыв о них, живут в несчастьях, страданиях и бедах.

А теперь, дорогой друг, представьте себе, что каждый человек на земле живет по этим благородным обычаям и традициям.
Вы можете себе представить, какой бы прекрасной стала наша жизнь. Она такой и должна быть. Она такой и будет! Если мы все захотим этого. И она такой становится индивидуально для любого, кто хочет такой жизни!

А когда мы все захотим этого, это непременно настанет.

Весь секрет нашей счастливой жизни в том, во что мы верим, чего мы хотим, что выбираем.

Чеченцы.

Представители этого рода,
Все Чеченцы, а правильней – Нохчи.
Есть прямые наследники Ноя,
Уцелевшее от порчи племя.

У Чеченцев свои разговоры,
Отношение к миру иное.
Им важнее устои, законы,
А потом уже нечто другое.

Им важнее традиции рода,
И священное слово Корана.
У Чеченцев нет в душах забора,
И пустого друг к другу обмана.

У них робости нет и геройства,
Показного, что принято в мире.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Образ сути у них много шире.

Им важнее пространство свободы,
Той, что нет у «свободного» мира.
Им важнее раздолье, просторы,
А не наша обмана пустыня.

Им важнее долг Совести, Чести,
Той, что нету у нашего мира.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
У них идола нет и кумира.

Им важнее Достоинство, Гордость,
Утвержденная в жизни делами.
У Чеченцев свои разговоры,
Непонятные нам между нами.

Есть у них — Уважение к Старшим,
У детей – Уважение к Взрослым.
У них долг Уважения к павшим,
Тех, кто пал за Свободу Народа.

И за землю Отцов своих Предков.
Им важнее на деле Свобода.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Это Честь всех людей всего Рода.

И словами не выразить это,
Ведь слова обращенные в воздух,
Неспособны понять и ответить,
Что Чеченцем быть, вовсе, не просто.

Там понятные вещи – понятны,
Белый цвет – называется белым.
У них нет ничего кроме Правды,
То, что можно назвать беспределом.

Там живут по законам Адата,
Совершенство которых понятно.
Месть у брата за кровного брата,
Для меня, не звучит непонятно.

Им важней отношение к Слову,
Неприемлемо слово пустое.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто.
Отношение к жизни другое.

Слово Мать — там Священное Слово,
И наполнено смыслом глубоким.
А Отец — он Хранитель Устоев,
Он обязан быть Твердым и Стойким.

Вы в Гостях за столом у Чеченца,
Это праздник и Духа и тела.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Благородству их, нету предела.

Если Друг – это Друг настоящий.
Если враг – он Достойный противник.
Сам врагов никогда не искавший,
Но выигрывающий поединок.

И Семья – для Чеченца Священна,
Все, и Братья, и Сестры, и Дети,
Их Родня, — есть Священное Племя.
Быть Чеченцем, не просто, поверьте.

Если встретит Чеченец Чеченца,
Обязательно спросит о Роде?
Если Рода Чеченец не помнит,
Он, уже не Чеченец, поверьте.

Но Слова обличенные в Правду,
Жгут нутро неимущим Достоинств.
Я, пишу то, что видел и знаю,
Быть Чеченцем, поверьте, не просто.

Возразят, мне: возможно ли это?
Слышу ропот толпы, возмущенье!
Если нет Этих Качеств в Чеченце,
Он, уже не Чеченец, поверьте.
Гена Самсонов

Итак, дорогой друг, у тебя есть выбор:

Быть истинным чеченцем (истинным человеком), и жить справедливой, благородной, свободной и счастливой жизнью!

Или быть рабом (лай), отказавшись от признания и соблюдения общечеловеческих ценностей в основе которых благородные обычаи и традиции.

Итак, добро пожаловать всем тем, кто хочет быть истинным чеченцем или истинным человеком в созданный богом реально существующий, справедливый, благородный, счастливый, светлый и прекрасный мир!

Из книги Я.Я.Умаева «Крепость Чеченца»

Источник

Напишите сочинение на чеченском Тешам.

otvet

otvet2

Ответы

otvet

Б1аьсте кхечи, хаза б1аьсте,

Шеца г1иттош зезагаш,

Лаьмнаш, аьрцнаш бецех кхалий,

Олхазарша, зевне г1овттий,

Аьзнех 1алам декадо,

Ховхаллица дегнаш хьостий,

Адамийн яххьаш екхало.

Яракх-су дог1у, сирла тулг1еш

Шен тог1ийчохь керчаеш.

Ломахь аьгна горга т1улгаш

Юьртахь бошмийн заза 1ена,

Урам буьзна бераш ду,

Самукъане аьзнаш дека,

Б1аьсте шеран туьйра ду

otvet

Б1аьсте кхечи, хаза б1аьсте,

Шеца г1иттош зезагаш,

Лаьмнаш, аьрцнаш бецех кхалий,

Олхазарша, зевне г1овттий,

Аьзнех 1алам декадо,

Ховхаллица дегнаш хьостий,

Адамийн яххьаш екхало.

Яракх-су дог1у, сирла тулг1еш

Шен тог1ийчохь керчаеш.

Ломахь аьгна горга т1улгаш

Юьртахь бошмийн заза 1ена,

Урам буьзна бераш ду,

Самукъане аьзнаш дека,

Б1аьсте шеран туьйра ду

otvet

ВОТ ЭТО СОЧИНЕНИЕ,ВО ГЛАВЕ СТИХА

20ea1

otvet

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хиларша шен дег1аца оьзда хилар.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хиларша шен дег1аца оьзда хилар.Собаре, къинхетаме, хьанал кхуьу оьзда стаг.

Муха хила веза бокъ волу нохчи

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.Г1онна мохь баьлча сихало накъост хила бакъволу нохчийн к1ант. Диканехь-г1онехь а цхьатерра дакъа лоцу нохчийн к1анта.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.Г1онна мохь баьлча сихало накъост хила бакъволу нохчийн к1ант. Диканехь-г1онехь а цхьатерра дакъа лоцу нохчийн к1анта.Массо а цу х1уманна ши да ву – иман а, кхетам

Дош лардо шеен нохчийн к1анта. Юачуьнца оьзда хуьла и.ШЕн къоман а, шеен махка а 1у ву и. Хьаналчу балхахь къа хьегарца садоккху цуо мехка дахар.

otvet

Собар — один из важных «пунктов» чеченского характера — Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Муса Ахмадов, известный писатель, знаток народных традиций и фольклора, автор книги «Чеченская этика«, делится сегодня с читателями своим пониманием этого очень важного составляющего истинно национального характера. Собар — это понятие многогранное, и его можно перевести на русский язык несколькими словами: выдержка, терпение, терпимость.

Люди застыли от удивления и негодования. Ими овладело желание быстрее расправиться с убийцей. Один Гази-Хаджи, казалось, был сдержан. После

недолгого раздумья он поднял руку и, сдерживая готовый выплеснуться наружу праведный гнев, сказал: «Люди! Что такое лишиться единственного сына, знает тот, кто это испытал. Но оттого, что мы убьем этого заблудшего, мой сын не воскреснет. Я знаю, что Богом мне дано право отомстить за своего сына. Но я помню и слова Бога: «Я с теми, кто терпелив, кто обладает собар«. Коран говорит: «Того, кто во имя Всевышнего отказывается от праведной мести, ждет в вечной жизни благодать от Него«. Удовлетворению праведной мести я предпочитаю надежду на вознаграждение Бога в вечной жизни«.

Толпа вздрогнула. У многих на глазах появились слезы. Послышались вскрики, некоторые впали в исступление. «Авлияъ!» — послышалось вокруг. — «Пусть Аллах вознаградит тебя, авлияъ, своей благосклонностью за твой благородный собар«. Гази-Хаджи сделал паузу, вслушиваясь в говор толпы, потом, когда установиласьтишина, произнес: «А эту несчастную девушку, которая в первую же ночь замужества стала вдовой, я выдаю за этого человека, и родителей девушки я согласиться с этим. Я хочу, чтобы они поселились на той возвышенности, что напротив моего дома, чтобы я мог их видеть каждый день«.

Не было предела чувству глубокой благодарности праведнику. Люди плакали навзрыд. Умиротворившись они разошлись по домам. Убийца возвратился в отчий дом с любимой женой. Вскоре он поселился на том месте, где пожелал праведник. С тех пор Гази-Хаджи называли в народе не иначе как «Гази-Хаджи из Зандака, сломавший хребет шайтану«. Много лет спустя он совершил паломничество в Мекку, где и умер.

Собар нужен человеку не только, когда его втягивают в конфликт, или настигает горе, но и в быту: во взаимоотношениях с близкими, соседями, местным населением, в очереди за гуманитарной и т.д.

Источник

  • Сочинение к чаадаеву пушкин
  • Сочинение к сказке о мертвой царевне и семи богатырях для 5 класса
  • Сочинение история создания романа война и мир
  • Сочинение история создания слово о полку игореве
  • Сочинение история сказочного героя 5 класс