Сочинение гвэ 9 класс клише

В конце мая начнется всероссийская лотерея для школьников или егэ. просто выбираете один из нескольких вариантов и выигрываете призы: в

В конце мая начнется всероссийская лотерея для школьников или ЕГЭ. Просто выбираете один из нескольких вариантов и выигрываете призы: в конкурсном фонде, как и всегда, присутствуют бюджетные места и возможность получить авторитетную «корку». Правда, за неправильные ответы Якубович барабан другому не передаст, все гораздо сложнее: можно покинуть школу со справкой и получить год самоуничижения в подарок. Так что этот выбор влияет на будущее выпускника: в 2022 году ЕГЭ по русскому языку останется необходимым экзаменом. Только теперь он рассчитан только на учащихся 11 класса, поступающих в вузы. Но обо всем по порядку, ведь достаточно всего лишь знать правила, чтобы успешно участвовать в этом розыгрыше и сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Начнем!

Даты и правила написания

Основной день проведения ЕГЭ по русскому языку — это последние дни мая (точная дата пока не уточняется). Это единая дата для всех выпускников, которые планируют обучаться в Российских вузах. Есть еще две резервные даты. Они предусмотрены по нескольким причинам:

  1. Отсутствие по уважительной причине;
  2. Работа не закончена вовремя по уважительной причине (стало плохо на экзамене).

Экзамен в 2022 году претерпел серьезные изменения. Работа рассчитана на 210 минут. Допуском к непростому испытанию является «зачет» за итоговое сочинение.

Выпускникам 2021 года важно ознакомиться с особенностями ЕГЭ: 

  • Проверка знаний, полученных в школе, неизбежна для всех учеников 11 класса. Но в этом году те, кто не собирается поступать в вузы, будут сдавать упрощенную версию ЕГЭ по русскому языку — ГВЭ по русскому языку. Правда, учтите, что с таким сертификатом Вы никуда уже не денетесь: только в армию, роддом или фриланс.
  • Экзамен является всероссийским. Формат проведения идентичная для всех. 
  • В этом году ЕГЭ не сдают досрочно, так как пандемия все еще не дремлет; 
  • КИМ складывается из 2 частей, они погрузят Вас в 27 заданий. 
  • Экзамен длится 3,5 незабываемых часа или 210 минут. 
  • Оценивается работа по-прежнему в баллах, Минимальный порог остался без изменений и составляет 36 баллов. Его успешное преодоление позволяет выпускникам обрести документ об образовании и покой за семейным столом. Если удача отвернется от Вас, и набранные баллы будут меньше 36, то документ об образовании пока останется только в мечтах, как и поступление в вуз. Пересдача возможна только осенью.
  • Если Вы неудачно сдали экзамен, не расстраивайтесь. Лотерейные билеты еще найдутся! Есть резервные даты для этих случаев. Дополнительно есть дни пересдачи, они пока уточняются.

Проведение ЕГЭ в 2022 году: что изменится?

Вы, наверное, задаетесь вопросом, что, можно сказать, новое о ЕГЭ по русскому языку в 2022 году? Многомудрый Литрекон выяснил основные поправки, которыми дополнили существующие требования к ЕГЭ. Вот список всех изменений 2022 года.

Рассмотрим основные типичные правила проведения ЕГЭ по русскому языку:

  1. Выпускник должен приехать в день экзамена за 40 минут до его начала. Безусловно, тех, кто по какой-то причине опоздал, пропустят в аудиторию. При этом школьник не услышит инструкцию от организаторов и уменьшит себе время на выполнение заданий. 
  2. С собой в аудиторию проведения экзамена можно взять только паспорт, воду, чёрную ручку (лучше несколько), а также по необходимости питание. 
  3. Телефон с собой брать категорически запрещено!
  4. Организаторы проводят каждого выпускника до его места, которое уже заранее определено. 
  5. Школьников рассаживают друг за другом в шахматном порядке. 
  6. Вначале организаторы дают инструкцию выпускникам, а также рассказывают всю полезную информацию об экзамене.
  7. Затем участники ЕГЭ приступают к заполнению бланков.
  8. Далее организаторы раздают контрольно-измерительные материалы участникам ЕГЭ.
  9. Организаторы ЕГЭ отсчитывают время и записывают его на доске с точностью до минут.
  10. Начинается экзамен. Во время него можно просить у организаторов черновик и дополнительный бланки, однако разговаривать участникам друг с другом строго запрещается. 
  11. Организаторы напоминают о быстротечности времени участникам ЕГЭ за полчаса до окончания.
  12. Кроме того, выпускники услышат предупреждение и за пять минут до конца экзамена.
  13. Затем выпускники сдают работу и покидают аудиторию.

Также в 2021 году чиновники разрешили тем, кто не идет в вузы после школы, не сдавать ЕГЭ. Но ГВЭ (упрощенную версию ЕГЭ) сдать все равно придется. Изменения ЕГЭ по русскому в 2022 году не критичны, но они заставляют нас еще тщательнее готовиться и вгрызаться в гранит науки.

Структура ЕГЭ по русскому

ЕГЭ по русскому языку традиционно состоит из двух частей. 

  1. Первые 26 заданий с кратким ответом, которые рассматривают все области школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности. Заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 3. 
  2. Вторая часть — это сочинение-рассуждение, оно показывает умение ученика делать выводы на основе исходного текста.

Более детально специфика заданий ЕГЭ по русскому языку обозначена в таблице баллов:

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Б 1
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Б 1
Задание 3. Лексическое значение слова Б 1
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) Б 1
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Б 1
Задание 6. Лексические нормы Б 1
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) Б 1
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Б 5
Задание 9. Правописание корней Б 1
Задание 10. Правописание приставок Б 1
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Б 1
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Б 1
Задание 13. Правописание НЕ и НИ Б 1
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов Б 1
Задание 15. Правописание -Н- и -ННв различных частях речи Б 1
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Б 2
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Б 1
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Б 1
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Б 1
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Б 1
Задание 21. Пунктуационный анализ Б 1
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Б 1
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи Б 1
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Б 1
Задание 25. Средства связи предложений в тексте П 1
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности П 4
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации П 25

Подробный разбор каждого задания с примером выполнения Вы найдете здесь.

Подготовка

Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.

Теория

Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:

  1. Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
  2. Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки. 
  3. Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
  4. Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их. 
  5. Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия. 
  6. Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях. 
  7. Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста. 
  8. Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.

План сочинения

План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

  • Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова). 
  • Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте. 
  • Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий. 
  • Краткое описание позиции автора текста.
  • Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
  • Подвести итог сочинения, а не исходного текста.

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут. 

Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!

Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.

Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.

Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  • Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
  • Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика. 
  • Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
  • Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!

Как сдать?

Здесь Многомудрый Литрекон приводит несколько советов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 

  1. Для выполнения тестовой части ЕГЭ выпускникам 2022 года стоит вспомнить теоретическую часть материала. Для этого не отказывайтесь от электронных версией учебников. Вам помогут и специализированные сборники для подготовки к (лучше всего новые, так как несколько заданий изменилось). 
  2. Можно попрактиковаться, выполняя тестовые задания по русскому языку, их можно найти на официальном сайте ФИПИ. А также тренироваться можно на прошлогодних заданиях ЕГЭ. Они там же.
  3. Больше читайте. Уровень грамотности у читающего человека повышается автоматически. Вы запомните правописание слов и расстановку знаков препинания, не прилагая особых усилий.
  4. Добавляйтесь в профильные группы в социальных сетях. Там есть много полезной инфографики, которая облегчит подготовку. Да и рабочая атмосфера в ленте — хорошая мотивация для занятий.
  5. Не покупайте ответы и шпаргалки! Реальных сливов нет уже несколько лет, зато есть сотни мошенников, которые продают воздушные замки. Лучше рассчитывайте на себя и берегите деньги для более важных целей.

Теперь Вы поняли, что подготовка должна быть всесторонней и длительной. Так что же нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому 2022 100 баллов?

Многомудрый Литрекон подвел для Вас итоги и кратко описал самые эффективные лайфхаки:

  1. Выучить правила. Для этого можно сделать домашние стен-газеты и развесить их в самых обитаемых местах. Так Вы автоматически запомните все, что нужно, и без усилий.
  2. Научиться их применять. Попробуйте общаться в соц.сетях грамотно и просите друзей и родственников поправлять ошибки. Создайте челлендж: пишите большие посты на странице и просите людей, чтобы они подмечали ошибки и недочеты. Это будет отличной мотивацией для саморазвития. В наше время принципиально безграмотно пишут только те, кто в иные времена мог бы рассчитывать лишь на статус крепостного крестьянина. Так что грамотность необходима для приобретения авторитетности в обществе.
  3. Тренироваться на практических заданиях. Этого добра очень много в интернете и бесплатно, поэтому тратиться на особые сборники не нужно.
  4. Регулярно писать сочинения. Пишите по штуке в день, они совсем не большие. Используйте нашу краткую инструкцию и шаблоны-клише. 
  5. Заглядывать в гости к Литрекону, если что-то непонятно.

Критерии оценивания

Вы спросите, как же оценивают ЕГЭ по русскому языку? За сочинение можно получить максимум 25 баллов. Есть 12 критериев, по которым будут оценивать написанный текст. Они разделены на три основных блока.

  • Содержание:
    1. Проблема из предложенного текста определена верно — 1 б.
    2. Комментарий к проблеме- 6 б.
    3. Позиция рассказчика по проблеме в тексте определена без ошибок- 1 б.
    4. Обоснованная позиция экзаменуемого по отношению к мнению автора — 1 б.
  • Речевое оформление:
    5. Смысловая ценность, связанность и последовательность изложения – 2 б.
    6. Точность и выразительность мысли и разнообразный грамматический строй речи – 2 б.
  • Грамотность
    7. Орфография -3 б.
    8. Пунктуация – 3б.
    9. Языковые нормы-2 б.
    10. Речевые нормы – 2б.
    11. Этические нормы- 1 б.
    12. Фактологическая точность -1 б.

Сочинение проверяют 2 эксперта.

Таблица баллов

Оценивание ЕГЭ по русскому языку происходит с помощью баллов. Выполнив все 27 заданий из КИМа ЕГЭ 2021, выпускник получает максимальное количество баллов – 58. В прошлом году было 59. Скоро мы добавим новую таблицу перевода баллов, когда она появится в официальных источниках.

Если их перевести в соответствии с таблицей, разработанной ФИПИ, то они превратятся в 100 тестовых баллов. За выполнение отдельных заданий первой части в 2022 году предусмотрены также максимально возможные баллы:

  • Задания с 1 по 7, с 9 по 15, и с 17 по 25 принесут выпускнику максимально по 1 б.
  • Задание номер 16 максимально оценивается в 2 б.
  •  Задание номер 26 максимально оценивается в 4 б.
  •  Задание номер 6 принесет максимально 5 б.

Итого выпускник за первую часть заданий может получить 34 балла.

Оценивается ЕГЭ по Русскому языку определённым количеством первичных баллов. Считается итоговая сумма. Далее идет перевод баллов ЕГЭ по русскому языку с помощью специальной таблицы. Тестовым баллам соответствует отметка по пятибалльной шкале:

  1. 1.5 баллов — более 72 тестовых;
  2. 2.4 балла — от 58 до 71 тестовых;
  3. 3.3 балла — от 36 до 57 тестовых;
  4. 4.2 балла — менее 35 тестовых.

Перед Вами таблица перевода баллов на ЕГЭ по русскому языку 2021 года.

Первичный балл 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
Тестовый балл 55 56 57 59 60 61 62 64 65 66 67 69 70 71 72 73 76 78 80 82 84 86 88 90 93 95 97 99 100
Первичный балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Тестовый балл 0 3 5 8 10 12 15 17 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 39 40 41 43 44 45 46 48 49 50 51 53 54

Кстати, в этом году у всех есть возможность добавить себе баллов к ЕГЭ с помощью вот этих способов.

Апелляция

Большинство учеников после ЕГЭ по русскому языку смогут спокойно заняться поступлением в вузы. Прошло тяжелое время подготовки. Забыты все дополнительные уроки, беспокойство о предстоящем всероссийском экзамене. Осталось дождаться итогов ЕГЭ и подать документы в подходящий вуз. Но есть и те выпускники, которые не в восторге от балов за ЕГЭ. Ребята считают, что результат должен быть выше, а оценка членов комиссии не передает реальное качество их знаний.

Подать апелляцию выпускник может в течение двух рабочих дней после официального получения результата экзамена. Лучше самостоятельно проверить результаты на официальном портале ЕГЭ, а не ждать, пока их сообщит школа. Рассмотреть Вашу жалобу должны в течение 4 дней.
Апелляцию нельзя подать, в следующих случаях:

  1. Если написан краткий ответ на задание.
  2. Если Вы нарушили правила проведения ЕГЭ.
  3. Если у Вас неверное оформление работы.

Черновики рассмотрению не подлежат. 

Претензию нужно подавать в школу, в которой Вы проходили обучение. Или другое образовательное учреждение. При подаче апелляции заявление нужно написать в двух экземплярах. Один для Вас, другой предназначен для конфликтной комиссии. Далее комиссия устанавливает дату и время проведения апелляции. Прийти можно с родителями или опекунами.
На рассмотрение Вашего вопроса будет предоставлено 20 минут. Поэтому подготовиться нужно заранее, продумать аргументы в свою защиту.

Комиссией может быть вынесено два решения:

  • Отказать в изменении выставленных балов. Другими словами, проверяющие отклоняют поданную апелляцию.
  • Внести изменение в поставленные ранее баллы. Однако в этом случае может быть и обратная сторона справедливости: баллы могут не только поднять, но и отнять, и таких случаев немало.

Поэтому готовиться к апелляции нужно серьезно — основательно изучить все критерии оценки работы.

Маленький совет напоследок от Многомудрого Литрекона: Даже если Вы думаете, что на русском языке собаку съели, все равно готовьтесь к экзамену. Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку зависит не столько от приложенных усилий в течение всего учебного года, сколько от знания клише и шаблонов, необходимых для правильного оформления знаний. Смотреть работу будут по диагонали, и форма в ней едва ли не важнее, чем содержание. 

Автор: Рита Борзенкова

Варианты заданий для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вариант № 2

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Виды рябины встречаются (предложение 1)

2) Которая растёт (предложение 2)

3) Плоды сравнимы (предложение 3)

4) Они обретают окраску (предложение 4)

5) Приближаются (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Идею сплавиться по реке к монастырям подал рассказчик.

2) Сплав по реке продолжался около шести-семи часов.

3) Корин на берегу подвернул ногу, поэтому не мог двигаться дальше.

4) Когда рассказчик с отцом добрались до избы, они остались там на ночлег.

5) «Путешественники» решили сплавляться по Истье на надувных чёрных камерах.

(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:

– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес

в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке? (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.

(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой. (10)Деревень вдоль реки не было.

– (11)Ты сплавлялся туда? – спросил отец.

– (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки нет. (13)А ведь очень любопытно было бы! (14)У монастырей, – продолжал Корин, – как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи. (15)Они, во-первых, обрадуются нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко доставят нас обратно на машине.

– (16)На чём поплывём? – спросил отец.

– (17)Автомобильные камеры, числом две! – ответил Корин.

– (18)Сплаваем, сынок? – посоветовался отец.

(19)Мы спустили чёрные камеры в прозрачную воду. (20)Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я чуть повизгивал от счастья, которое переполняло меня.

(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. (23)Монастыри всё не показывались. (24)На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары. (26)Я стал замерзать. (27)Корин отстал. (28)Прошло, наверное, часа три или больше. (29)Налетел ветер, лес нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий. (30)Отец решил идти вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже добрые шесть часов ходу.

(31)Холод клокотал уже в груди. (32)Отец наклонялся ко мне и грел своими руками, грудью, дыханием.

(33)Ещё несколько часов мы двигались почти беззвучно, я старался не смотреть на возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было холодно и страшно.

– (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И похоже это на окошко, – сказал отец.

(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. (38)Может, только через полчаса огонек стал явственно различим. (39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу. (40)Впервые за шесть или семь часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый, идти по нему я не мог. (42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх.

(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. (44)Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине.

– (45)Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, – и не успели засветло, – пояснил отец.

– (46)Вы из Истцов? – догадался хозяин. – (47)Здесь река петляет так, что по воде до монастырей будет пять пеших дорог. (48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком!

(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в одеяло. (51)В кровати было почти хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый. (53)Рядом с папой никакие беды были не страшны.

– (54)Сынок, надо мне Корина искать, – сказал отец негромко. – (55)Мало ли что с ним. (56)А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему.

(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу. (58)Отец разжёг ему костёр – он взял у приютившего меня деда спичек и сала. (59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина.

(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и будто слышу голос своего отца…

(По З. Прилепину*)

Прилепин Захар (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин, род. в 1975 г.) – современный писатель.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ИЗБА (предложение 43). Напишите этот синоним.

(4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес

в старые монастыри?

9. 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Писатель мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключаются особенности языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Рядом с папой никакие беды были не страшны».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Школа – это главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. У таких детей выявляются отклонения в развитии, связанные с изменением нервной системы ребёнка. В связи с дефектами речи, особенностями психической мыслительной деятельности у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.

В 9-м классе обучающимся предстоит сдача ГИА по русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ. Независимо от формы проведения экзамена, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Особенности экзаменационной работы ГВЭ–9 по русскому языку.

Для участников ГВЭ-9 разрабатываются различные виды экзаменационных материалов. Вид экзаменационного материала выбирается индивидуально с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Экзаменационные материалы содержат помету «А» – обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздно ослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания грамотности. Экзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.

Важным условием успеха ученика на ГВЭ должна стать психологически комфортная и безопасная образовательная среда. Основной принцип обучения — индивидуальный подход (знание и учет интересов, склонностей обучающегося, особенностей характера и темперамента, уровень развития). Изучая особенности детей, обучающихся в классах КРО, мы обращаемся не только к личным наблюдениям, но и к методическим рекомендациям, которые прописываются в заключении ПМПК, показывающие, что ребенок должен сдавать, сдают ГВЭ по материалам с пометой «К».Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Мы предлагаем учащимся попробовать свои силы в написании обеих форм.

Особенности изложения (сжатого или подробного) с творческим заданием с пометой «К».

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. При этом тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. После написания изложения обучающимся предлагается выполнить творческое задание (сочинение) – от 70 слов.

При написании изложения обучающиеся испытывали трудности, связанные, прежде всего, с кратковременной памятью, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, таким детям очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Обучающиеся не справлялись с написанием изложения, а ко второй части – сочинению — не приступали вообще.

Содержание экзаменационной работы (сочинение) ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма) c пометой «К».

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определённой структурой. Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).

Тематика сочинений в 9 классе:

  1. Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы; влияние человека на природу и природы на человека; бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей).
  2. Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этико-нравственного существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность человека к определённому поступку).
  3. Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние технического прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека).
  4. Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере).

На сайте ФИПИ в методических рекомендациях представлены примерные темы сочинений:

  1. Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека.
  2. Почему люди дорожат дружбой?
  3. Чем опасен эгоизм?
  4. Почему важно задумываться о смысле жизни?
  5. Как следует относиться к живой природе?
  6. Почему важно формировать в себе силу воли?
  7. Какую роль в судьбе человека играет мечта?
  8. Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам?
  9. Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека.
  10. Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа.
  11. Что значит поступать по совести?
  12. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать,
  13. никогда не будет одинок?
  14. Какого человека можно назвать преданным своему делу?
  15. Чем и кем богата российская земля?
  16. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир)
  17. Чтение ‒ прекрасный способ проведения досуга.
  18. «Все профессии нужны, все профессии важны…»

Анализируя пробные работы по материалам ГВЭ по русскому языку у обучающихся выявили следующие проблемы:

  1. Недостаточная сформированность слухового восприятия;
  2. 2.Слабая концентрация внимания;
  3. 4.Низкий уровень развития логических операций;
  4. 5.Несформированность приемов самоконтроля;
  5. Недостаточное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления
  6. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  7. Низкий уровень объема и распределения зрительного внимания;
  8. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

Опираясь на диагностику выявленных проблем, мы совместно с обучающимися уже 4-ый год выбираем форму сдачи ГВЭ по русскому языку – сочинение.

Из опыта работы подготовки учащихся с ОВЗ к написанию сочинения.

На первом этапе подготовки к написанию сочинения-рассуждения очень важно, чтобы обучающиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания. Для этого в самом начале подготовительной работы мы изучаем и анализируем критерии оценивания, а в дальнейшем учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.

Критерии оценивания сочинения на свободную тему.

1 критерий. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.

2 критерий. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения

3 критерий. Композиционная цельность и логичность сочинения

К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:

  1. Вступление – тезис.
  2. Основная часть — доказательства (аргументы).
  3. Заключение – вывод.

На втором этапе начинаем работать над вступлением к сочинению, учимся выдвигать тезис. У обучающихся с ОВЗ не вызывает трудности найти в предложенной теме сочинения ключевое слово. Но в силу того, что у таких детей, как правило, наблюдается бедность словарного запаса, неточность в употреблении слов, трудность актуализации словаря, несформированность структуры значения слова, им сложно дать определение ключевого слова и выдвинуть тезис. Чаще всего, из основных способов толкования лексического значения, учащиеся с ОВЗ выбирают описательный способ. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами (добро – это все положительное, хорошее, полезное). На практике оказывается, что многие понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Но есть среди детей с ОВЗ и те, которые имеют языковой барьер и, порой, даже не понимают на уровне описания, что означает то или иное слово.

Чтобы написать сочинение на свободную тему, обнаружить полную осведомленность в конкретном вопросе, ученик должен обладать богатым жизненным опытом. Это тоже актуальная проблема. На сегодняшний день, ребята, обучающиеся в классах КРО, мало читают, круг общения узкий. Потому в преподавании русского языка детям с ОВЗ основной метод обучения — коммуникативный. Это использование методических приемов, опирающихся на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции.

Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями – это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые предложения, а далее и сложные, сочинять диалоги, монологи. Начинаю урок по подготовке к сочинению всегда с притчи, поучительного небольшого рассказа, заметки в газете, тексты которых находятся у учащихся на столе, поскольку у детей с ОВЗ наиболее развито наглядно-образное мышление. Темы текстов разные, и всегда можно найти ту, которая подойдет к определенной теме сочинения: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье и так далее. После обсуждения, выделяем понятие и начинаем словарную работу. Работа над понятием проводится в группах. Обучающиеся составляют кластер к предложенному слову самостоятельно или же, используя словарные статьи, подбирают синонимы, антонимы, составляют словосочетания. Также предлагаю подобрать изречения, высказывания, афоризмы, цитаты, слова стихотворений с анализируемым словом, над которым работают учащиеся (распечатаны и находятся на столах у учащихся).

После проделанной работы учащимся легче сформулировать свое определение понятия, тезис и записать его.

При работе над основной частью обучающимся с ОВЗ сложно привести пример из жизненного опыта. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированностью интересов, снижению потребности в контакте. Чаще всего мы обращаемся к художественной литературе, историческим примерам, СМИ, обсуждаем личные примеры.

В течение года обучающиеся ведут дневник аргументов, куда в табличной форме записывают этико-нравственное понятие и аргументы, характеризующие его. Работая над сочинением, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся – одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. При выполнении заданий учащиеся пользуются раздаточным материалом: схемами, карточками, инструкциями, шаблонами. Практика показывает, что как бы ни критиковали методисты «примитивный» способ подготовки учеников к письменному экзамену по русскому языку, написание сочинений по готовому шаблону по-прежнему остается самой массовой и результативной формой подготовки выпускников к написанию экзаменационных сочинений. В особенности для слабых обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Преимущество шаблона заключается в том, что он подготовлен учителем с учетом предъявляемых требований к сочинению-рассуждению. Готовлю шаблоны написания сочинений, при работе с которыми использую разные приемы: написать по шаблону, вставить слова, исправить ошибки, выделить абзацы.

Результаты обучающихся за последние пять лет представлены в таблице.

Год сдачи ГВЭ по русскому языку Количество участников ГВЭ «5» «4» «3» «2» % успеваемости %качества
2013-2014 13 0 0 13 0 100 0
2014-2015 1 0 0 1 0 100 0
2015-2016 8 0 2 6 0 100 25
2016-2017 6 1 3 2 0 100 67
2017-2018 20 2 6 12 0 100 40

1

Приложение.

Итоговая аттестация по всем учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, в 9 классе проводится в двух формах: основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Второй вариант предназначен для тех, кто учится:

  • в специальных школах закрытого типа;
  • в школах, организованных в местах лишения свободы;
  • в обычных образовательных организациях, но имеет медицинское заключение об ограниченных возможностях здоровья (к этой категории по закону относятся и инвалиды).

Дети, обучавшиеся по медицинским показаниям на дому, но не имеющие ограничений, сдают ОГЭ.

Формы проведения

В 9 классе ГВЭ по русскому языку проводится письменно или устно: форма зависит от образовательных потребностей и возможностей выпускников.

Выпускники без ОВЗ сдают экзамен только письменно в формате сочинения или изложения. Дети с ОВЗ – как устно, так и письменно, кроме диктанта. Учащимся с расстройствами аутистического характера предоставлен самый широкий выбор: им доступен любой вариант, в том числе и диктант.

Устная форма ГВЭ по русскому языку

Обычно этот формат выбирают дети-инвалиды и участники с ОВЗ, которые не могут писать из-за слепоты или нарушений двигательных функций.

В комплект материалов для устного экзамена входит 15 билетов. Каждый из них включает в себя текст с тремя вопросами к нему:

  • ответ на первый – показывает, как выпускник понимает смысл текста: может ли он определить тему и сформулировать его основную мысль прочитанного;
  • второй вопрос проверяет лингвистические навыки: например, умение делать морфологический разбор (определять признаки частей речи) или указывать способы словообразования;
  • отвечая на третий вопрос, надо вспомнить орфографическое правило и выполнить соответствующее ему задание.

На подготовку устного ответа на ГВЭ-9 по русскому языку отводится не менее 40 минут.

Ответы оцениваются в первичных баллах, которые суммируются и затем переводятся в пятибалльную систему. Максимально можно набрать 17 – это 5 по привычной шкале. Для четверки хватит 11–14 баллов, для тройки – 5–10.

Таблица пересчета баллов

Критерии оценивания всех видов заданий, образец стандартного билета и перечень тем, вынесенных на экзамен, представлены в спецификации материалов устного ГВЭ по русскому в 9 классе.

Письменная форма ГВЭ 9

Письменный экзамен проводится как сочинение, изложение или диктант. Формат выбирает сам выпускник и родители с обязательным учетом медицинских ограничений. Например, учащиеся без ОВЗ и с ОВЗ могут писать как сочинение, так и изложение, но уровень сложности для каждой категории существенно отличается. Диктант предусмотрен только для выпускников с аутизмом.

Письменный экзамен продолжается 3 часа 55 минут, результаты оцениваются так же, как и на устном ГВЭ. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ при необходимости время написания продлевается на полтора часа.

Подробнее о критериях оценивания читайте в спецификации материалов письменного ГВЭ-9.

Сочинение

Формат сочинения на свободную тему доступен для учащихся без ОВЗ и с ОВЗ любого типа, в том числе с аутизмом. Слепые и слабовидящие дети должны владеть шрифтом Брайля.

Для каждой категории выпускников разработаны специальные комплекты экзаменационных материалов, а условия проведения ГВЭ отличаются в зависимости от диагноза участника ГИА.

Темы для сочинений на ГВЭ в 9 классе относятся к одной из четырех смысловых групп:

  1. Взаимодействие человека с окружающим миром (экология, бережное использование природных ресурсов и т. д).
  2. Философские и нравственно-этические проблемы отношений между людьми (любовь, дружба, сострадание, милосердие и т. д.).
  3. Освоение знаний, постижение искусства.
  4. Профессиональная реализация.

Характер аргументов для подтверждения собственной позиции не регламентируется: допускаются примеры как из книг, так и из личного опыта.

Оптимальный объемом текста – 300 слов. Если написано менее 250, то за работу ставится 0 баллов. Исключение сделано для глухих учащихся и выпускников с ЗПР (задержкой психического развития): темы сформулированы проще, а объем снижен до 150 слов.

Пример сочинения для ГВЭ в 9 классе (с пояснениями к написанию каждой части).

Изложение

Его в качестве альтернативы сочинению могут выбрать четыре категории участников ГВЭ 9.

Возможные формы изложения в ГВЭ

Исходные тексты и задания к ним дифференцированы по степени сложности и с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий выпускников. В частности, глухие участники ГВЭ, учащиеся с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи могут писать по своему желанию как сжатое, так и подробное изложение, а для остальных предусмотрен только вариант краткого пересказа.

В текстах для слепых учащихся содержание визуальных образов минимально: то есть почти нет слов и описаний ситуаций, для понимания которых необходима зрительная память. Работу такие дети могут выполнять на компьютере.

Объем исходного текста и письменной работы также дифференцируются по категориям ОВЗ. А вот критерии проверки и оценивания, как и шкала перевода первичных баллов в отметку едины для всех форм ГВЭ.

Если выбран этот формат письменного экзамена, то ограничиваться только пересказом нельзя: учащиеся обязательно должны выполнить творческое задание. Таким образом, экзаменационная работа состоит из двух частей – собственно изложения и мини-сочинения-рассуждения, в котором требуется высказать свое мнение о проблеме, поднятой в предложенном тексте, и привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Пример сочинения-рассуждения (творческого задания к изложению) на ГВЭ 9 по русскому языку.

Ориентировочный перечень тем сочинений, образцы текстов, которые могут использоваться для изложения, и примеры экзаменационных билетов содержатся в официальном тренировочном сборнике ФИПИ.

Диктант

Эта форма письменного ГВЭ по русскому предназначается лишь выпускникам с аутизмом. Объем диктанта – 200-220 слов, а писать его можно на компьютере без подключения к интернету и без возможности проверить написание слов и расстановку знаков препинания.

Диктант проверяется по специальным критериям, максимальное количество первичных баллов также 17 (перевод в обычную систему – по единым правилам для ГВЭ).

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

  • подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
  • описание экзаменационных материалов;
  • инструкции для учащихся.

Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ. В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке.

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9
по русскому языку*
Экзаменационная модель ГВЭ-9 сохраняет преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Обучающийся может выбрать форму экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, гак и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и озвучивается творческое задание).
Участники экзамена, выбравшие форму сочинения, и те, кто будет писать изложение с творческим заданием, работают в разных помещениях.
Обе формы экзаменационной работы постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны обучающимся, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).
При проведении итоговой аттестации для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья присутствуют ассистенты, которые оказывают выпускникам необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных возможностей (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении).
* По материалам сайта ФИ ПИ: www.fipi.ru.

4
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения может быть дан для чтения на 15 минут, после чего организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое изложение и выполняет творческое задание.
Обучающимся коррекционных школ V и VII вида текст изложения читается 3 раза; они могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Объём письменной работы обучающихся коррекционных школ V и VII вида может быть сокращён:
♦ сочинение — не менее 150 слов (если в сочинении менее 100 слов, то сочинение оценивается 0 баллов; в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные);
♦ сжатое изложение — не менее 40 слов (если в изложении менее 30 слов, то изложение оценивается 0 баллов).
Объём подробного изложения не лимитируется. Обучающиеся коррекционных школ V и VII вида, пишущие как сжатое, так и под-робное изложение, должны также выполнить творческое задание в объёме не менее 150 слов (если в сочинении менее 100 слов, оно оценивается 0 баллов.)

* Методику работы по подготовке к написанию сжатого изложения смотрите в книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год» под редакцией Н.А. Сениной. (Ростов-на-Дону: Легион, 2014).

Сочинение-рассуждение.
(Подготовка к ГВЭ)

Виды формулировки тем:
1.Тема-понятие — это такая формулировка, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения; автор определяет её сам; например, «Образ Онегина»
2.Тема-вопрос— такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; например, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?»»
3.Тема-суждение— в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, например, «Онегин — лишний человек».
Тема-суждение — самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала.
Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно , у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её.
Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить
1.Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2.Строение текста-рассуждения.
В таком тексте обычно выделяются 3 части:
1)тезис; 2)доказательство, то есть аргументы; 3)вывод.
3.Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
4.Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
5.Аргументы должны быть убедительными.

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения. Вот пример одного из образцов комплекта тем сочинений:
1 . «Книги делают человека лучше…» (И.А. Гончаров)
2. «Жалок тот , кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев) 3.Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.
4.Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?
Первые три темы свободные, четвёртая — на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.)
В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Образец построения сочинения-суждения

Обратимся к конкретному примеру. Одна из тем сочинения-суждения сформулирована так:
«Книги делают человека лучше…»(И.А.Гончаров).
Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме.(Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Например: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?» ; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?»
Вступление.
В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. Книги — это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного , несомненно, влияют на наш внутренний мир.
(Образец аргументов в пользу чтения).
Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее.
Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина ,Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит — разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.
Вывод.
Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А.Гончарова, мы можем сделать вывод , что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять , что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра.

Примечание: объём сочинения на выбранную тему — от 150 слов(7вид). Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов к сочинениям на ГВЭ в 9 классе.
Тезисы (Тезис — это положение, которое нужно доказать) Произведения, которые можно привести в качестве доказательств
1.Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдания.
АС.Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке»); Н.А.Некрасов: стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На железной дороге»; В.Г.Короленко «В дурном обществе».

2.Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.
Фрагмент из сочинения: «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева«Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. По прихоти капризной барыни Герасим вынужден был утопить несчастное животное, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.»
« О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание живортного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег»

3.Вмешательство в жизнь природы может обернуться трагедией.
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревниМатёры угадывается судьба родной деревни Распутина — Аталанки. В.П.Астафьев «Царь-рыба»(обличение браконьерства в самом широком смысле этого слова. Браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер это и тот , кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот ,кто даёт разрешение на вырубку лесов в городской зоне)…Нарушение равновесия природы и человека несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

4.Нравственные уроки войны не должны быть забыты.
Б.Л.Васильев «В списках не значился»(лейтенант Николай Плужников , приехавший служить в Брест накануне начала войны и даже не успевший стать на воинский учёт, принял неравный бой с врагом и стал одним из последних защитников крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей);повесть «А зори здесь тихие» (Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.).
В.В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам).
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Лётчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству, выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги. Впоследствии герой на протезах вернулся в свою эскадрилью и продолжил летать , доказав всем, что русский человек властен над своей судьбой.)
М.А.Шолохов : рассказ «Судьба человека» (В рассказе выражено преклонение автора перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Герой рассказа Андрей Соколов преодолевает смертельные опасности , глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких. В жизненных испытаниях он всегда сохраняет присутствие духа, достоинство и гордость, открытое доброе сердце. )

5.Умение видеть и ценить красоту природы — важнейшее качество духовно развитой личности.
А.С. Пушкин: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.; Ф.И. Тютчев: стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Люблю грозу в начале мая…», «Не то, что мните Вы, природа…»;
М.М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца» (Одно из значений названия «Кладовая солнца — сердце человека.. его способность любить, и в этой способности великая правда, которую знал старый Антипыч. Истинное богатство, которое дарит человеку природа — это доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг.); « Лесная капель»…
6.Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.
М.Ю . Лермонтов «Бородино»(Стихотворение «Бородино» пронизано авторскими чувствами любви к Родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим , восхищения стойкостью, мужеством русских в битве за Москву. Истинными победителями в Отечественной войне 1812 года были обыкновенные солдаты, которые решили постоять «головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков);
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»(Ермак изображён Рылеевым как герой , думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена,/ И мы — не праздно в мире жили!») Н.С. Лесков сказ «Левша»(рассказчик, как и Левша, любит свою Родину, годится её замечательным прошлым и настоящим, думает о её будущем, уважает русскую веру, обычаи. Тульский мастер Левша отказывается остаться в Англии, где оценили его мастерство. Несладко ему живётся, но для него главное — любимая работа и Родина.)
А.Т. Твардовский: поэма»Василий Тёркин( герой поэмы -патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести непомерные тяготы воинских будней:
В бой, вперёд, в огонь кромешный,
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек…)

7.Труд — основа человеческой жизни.
Использовать пословицы в качестве аргументов: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд человека кормит , а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

8.Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.
Пословицы: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься», «И с умом воровать — беды не миновать», «Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить».

9.Художественная литература — это важнейший источник духовного развития личности.
Сказки, стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина (учат ребёнка добру, пониманию того, что есть красота, указывают путь к духовным высотам).
Одно из писем известного учёного Д.С.Лихачёва посвящено очень серьёзной проблеме современного общества: снижению интереса к чтению, особенно среди молодежи.
В очерке «Любите читать!» учёный Д.С. Лихачёв пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни. О назначении человека, о любви и о многом другом, что волнует каждого из нас.

Для подготовки к написанию сочинения на экзамене рекомендую ознакомиться с комплектом тем , представленным в книге «Русский язык. ГВЭ. 9-й класс.Cенина Н.А.»
Примерные темы сочинений (от автора)
Вариант 1
1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский).
2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский).
3. Каков он, «герой нашего времени»?
4. Что позволило автору назвать Татьяну «милым идеалом»? (По роману
А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Вариант 2
1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
3. В чём, на мой взгляд, заключается истинная красота?
4.Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Вариант 3
1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф. М. Достоевский).
2. «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра» (Л. Н. Толстой).
3. Есть ли идеалы у современной молодёжи?
4. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

Вариант 4
1. «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги» (Н. К. Рерих).
2. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский)
3. Что означает для меня слово «честь»?
4. Какой предстаёт провинциальная Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Вариант 5
1. «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие «ельные и порядочные люди» (А. И. Герцен).
2. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин).
3. Благодарная природа и неблагодарный человек.
4. Почему в лирике М. Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

Вариант 6
1. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).
2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М. Ю. Лермонтов)
3. Интеллигентность и образованность — это одно и то же?
4. Жизнь в гармонии с миром природы (по лирическим произведениям русских писателей XIX века).
Вариант 7
1. «Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский)
2. «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи» (Ф. М. Достоевский).
3. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью»
(Ф. М. Достоевский).
4. «Двойники» Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Вариант 8
1. «Если ты поймёшь, что воспитывать других мы можем толь¬ко через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Н. Толстой)
2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество…» (Ф. М. Достоевский)
3. «Интеллигентом нельзя притвориться» (Д. С. Лихачёв).
4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Вариант 9
1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (Цицерон).
2. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы — большой и маленькой» (Д. С. Лихачёв).
3. Как часто в жизни нам приходится делать выбор?
4. Какую роль играет пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Вариант 10
1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
2. Какой смысл я вкладываю в понятие «вера»?
3. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведе¬но самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования» (Г. Спенсер).
4. Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?

Примечания
* Задание к экзаменационной работе см. на сайте www.fipi.ru
* Методику работы по подготовке к написанию сочинения- рассуждения смотрите в книге Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
9-й и 11-й классы. Задания и рекомендации : учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. — Ростов н/Д: Легион, 2015. —
96 с. — (Мастер-класс.)

* Методику работы по подготовке к написанию сжатого изложения смотрите в книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год» под редакцией Н.А. Сениной. (Ростов-на-Дону: Легион, 2014).

  • Сочинение выпал первый снег
  • Сочинение гараська и баргамот и гараська
  • Сочинение выходной день который запомнился больше всего 10 предложений
  • Сочинение высшее чего может достичь человек это мудрость сочинение
  • Сочинение выстрел пушкин для 6 класса