Сочинение грибоедов горе от ума 9 класс краткое содержание

Основная тематика произведения заключается в изображении автором пороков русского общества на примере борьбы двух поколений посредством иронии и юмора. одним

Основная тематика произведения заключается в изображении автором пороков русского общества на примере борьбы двух поколений посредством иронии и юмора.

Одним из ключевых героев произведения является Чацкий, представленный в образе безустанного борца с несправедливостью, ложью, эгоизмом. Также главным персонажем в комедии является Фамусов, представленный в образе московского барина, зависящего от общественного мнения и традиций, любящего учить молодых людей. Фамусов является чиновником высокого ранга и не скрывает, что цель его службы заключается в получении чинов и благ, а не в понимании сути подписываемых бумаг.  К людям Фамусов относится в соответствии с их уровнем дохода и пытается свой образ жизни передать собственной дочери, Софье. Такой же позиции придерживаются и еще одни главные герои, представленные в образах Молчалина и Скалозуба, стремящихся к красивой жизни посредством подхалимства и низкопоклонства, выслуживания перед руководством и высшими чинами, достигая тем самым карьерного роста и общественного положения.

Молчалин представляется в образе циника, не имеющего нравственных ценностей, а Скалозуб является закостенелым, самовлюбленным невежей, гоняющимся за чинами.

Данным персонажам противопоставляется Чацкий, который не терпит чинопочитание, крепостное право, карьеризм и жестокость. Герой жаждет справедливого отношения к людям с взаимным уважением, выступая в качестве неординарного человека, не вписывающегося в фамусовское общество, поскольку отличается честностью, порядочностью, совестью. Поэтому Чацкий представляется в глазах остальных персонажей как сумасшедший мужчина.

Своеобразие комедии заключается в применении автором тонкого юмора, способствующего раскрытию несправедливости, лжи, произвола и невежества, присущих фамусовскому обществу. Чацкий является героем, представляющим тот самый ум, который обуславливает возникновение горя. В этом заключается гениальность произведения.

Таким образом, автору удается изобразить существующее общество в виде страшного, примитивного, полного лжи и обмана мира, которому противопоставляется справедливая и честная позиция главного героя. Соответственно, автору удается изобразить конфликт того исторического периода времени, характеризующегося столкновением консервативных и новых слоев общества.

2 вариант

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом.  Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

`

По произведению Горе от ума

Популярные сочинения

  • Страница моего дневника, один школьный день сочинение (4, 7 класс)

    Дорогой дневник, сегодня понедельник. Снова началась очередная учебная неделя. Я болела целую неделю и сегодня мой первый день в школе после больничного.

  • Сочинение в жанре путевых заметок

    Часть путешествий всегда занимает дорога. А в дороге часто встречается что-то интересное: события, люди, места. Вроде бы мелочь, но описание всего этого и складывается в путевые заметки.

  • Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

    Роман Преступление и наказание написал в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Молчалины блаженствуют на свете

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», как во всех классических произведениях, большинство фамилий «говорящие». Молчалин – одна из них. Его молчаливость и уступчивость Софья принимает за благодетель, считая, что это признаки скромности, хорошего воспитания и покладистого характера.

Чацкий же говорит о нем: «на всех глупцов похож». Такая характеристика может унизить человека дважды. Его назвали глупцом, при этом лишив индивидуальности. Но такие как Молчалин не обижаются. Это не в их интересах. Услужливы, почтительны они лишь для того, чтобы угодить высшим чинам. Об этом можно судить, наблюдая за поведением героя по ходу пьесы. Он робок с Фамусовым и генералами, исполняет роль скромного и пылкого влюбленного с Софьей. Она дочь начальника, он надеется подняться по служебной лестницы за ее счет. Ему ничего не стоит быть таким, каким она хочет его видеть – героем французских романов. Но стоит оказаться вне поле зрения господ, он становится грубым и пошлым нахалом с Лизой, служанкой Фамусовых.

Герой восхищается дядей Фамусова, который несколько раз падал, чтобы рассмешить начальство. Тем самым родственник отца Софьи заслужил себе почет и уважение. Кумиром также является некий Фома Фомич, который был начальник отделения при трех министрах. Он берет пример с тех, кто умел приспосабливаться и тем самым занимал чины повыше. Сам же Молчалин готов на все, чтобы добиться «степеней известных», войти в высший свет.

Он хитер и изворотлив. Знает как обращаться с богатыми дамами, чем услужить. Слова Чацкого о нем: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет»! Речь идет о карточной игре.

Для Молчалина ценны только те люди, кто что-то значит в свете, имеет связи и дает балы. Те, кому «чиновные и должностные все друзья и все родные». Другие для него и не люди вовсе.

Таким людям не нужно многого для счастья. А это сомнительное достоинство.

Молчалин обязательно добьется желаемого. Он слишком живуч и настойчив. Не за счет Софьи, так за счет кого-то другого. В фамусовском обществе, да и не только в нем, такие люди нужнее и понятнее, чем Чацкие. Понимая это, главный герой восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете»! Со времен написания «бессмертной комедии» мало что изменилось. Тип Молчалина по-прежнему среди нас и до сих пор «блаженствует».

Вариант 2

Образ Алексея Степановича Молчалина, раскрытый автором в произведении, характеризует определенный род людей, жизненной целью которых является лишь достижение власти и богатства. 

Молчалин является мелким дворянином, стремящимся к карьерному росту и избрав для этого путь прислуживания и угождения нужным для этого людям. В мечтах он видит себя богатым, известным и уважаемым членом светского общества и уверен в том, что все окружающие также стремятся к беззаботной жизни.

Своей цели Молчалин пытается достигнуть, используя лесть, подхалимство, притворство, изворотливость, хитрость. Для получения достойного с его точки зрения места он готов на любые поступки и не останавливается ни перед чем. Наличие высокопоставленных и влиятельных знакомых и родственников считается у Молчалина самым почетным признаком общественной элиты.

Молчалин убеждает дочь своего начальника Софью Фамусову в своей беззаветной любви к ней и добивается от нее взаимности, желая таким образом очутиться в высшем обществе. И ничуть этого не стесняется, признавшись служанке в том, что он любит Софью лишь в силу должности, но очень опасается гнева папеньки Софьи. С прислугой Молчалин ведет себя развязно и свободно, не выбирая выражений и не скрывая наглости, со скуки играя с ней в любовные игры.

Описывая в разных ситуациях поведение Молчалина, автор акцентирует внимание читателя на том, что духовно его герой очень беден, лишен всех человеческих чувств и желаний, кроме заветной цели о финансовом благополучии. Даже чувство любви незнакомо и неподвластно этому человеку. Им чужды стремления людей, подобных главному герою комедии Чацкому, познать чувственную глубину любви, мыслящих и мечтающих не о праздности жизни, а об ее усовершенствовании. Эти люди тоже любят праздники и веселья, но одновременно увлечены и полезным времяпрепровождением, и трудом праведным, от которого они тоже получают удовольствие.

Молчалин не в состоянии понять Чацкого, но, невероятно, он все же по-своему счастлив, поскольку его желания минимальны и ограничены только материальной составной жизненного пути. Ощущение счастья Молчалиными мелочно, но они так чувствуют, живут и не могут быть несчастными, потому им недоступно иное сознание этого состояния эйфории. Впрочем, они и не стремятся к другим способом обретения счастья и довольствуются своим мелким, грязным болотом. В противоположность Молчалиным автор изображает мыслящих и думающих людей, которые не могут блаженствовать в теплом, но мерзком мире.

Сочинение Молчалины блаженствуют на свете

В сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии является Алексей Степанович Молчалин. Герой считается полной противоположностью Чацкому. Он был мелким дворянином и хотел построить карьеру. Его воспитал отец и учил угождать всем ради своих интересов. Алексей мечтал стать знатным и богатым, беззаботным и уважаемым человеком. По фамилии герой был молчаливым. Он встречался с Соней, дочерью своего покровителя ради собственной выгоды. В это же время он волочился за молодой служанкой.

Перед своим покровителем Фамусовым он вел себя воспитанно, скромно и учтиво. А Софья не видела двуличие Молчалина и была влюблена. Так Молчалин пытался добиться успеха легким путем. В себе Алексей видел только положительные качества как аккуратность, умеренность и поддержание хороших отношений со знатными людьми. С такой стороны Молчалин был умен. Наверное, этому виной являлось его трудное детство. Герой был сиротой и старался получить традиционное образование, при этом не отставать от других.

При знакомстве с влиятельными чиновниками Молчалин старался хорошо себя преподнести и хотел, чтобы его заметили. Если человек сердился на героя, то он придумывал вранье или похвалу, что задобрить знакомого.  Свой настоящий характер Молчалин показал в конце сатиры. Герой потратил 3 года ради положения в обществе.

Изворотливый и хитрый Алексей в творении был описан только с отрицательной стороны.  Молчалин никогда не принимал за себя решения и всегда полагался на других. Из – за таких качеств он стал врагом Чацкого. С каждым днем у Молчалина росли потребности, и он не мог остановиться на достигнутом. Он хотел богатства и власти. Герой медленно двигался к своей цели и при необходимости подставлял, и делал гадости другим. Так Молчалин ломал судьбы, и портил жизни.  

Молчалин постоянно притворялся, угождал и скрытничал, не рассказывал о своих мыслях. Притворство героя довело его до того, что он почти забыл свою настоящую сущность. Комедией Грибоедов описал людей, как настоящих подхалимов, готовых угождать людям ради карьеры и богатства.

Также читают:

Картинка к сочинению Молчалины блаженствуют на свете

Молчалины блаженствуют на свете

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочка

    Написав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».

  • Сочинение Что называют «ошибкой воспитания»? Итоговое декабрьское

    Несомненно, личность человека формируется врожденно, еще в утробе матери, но и воспитание влияет не маленькую роль в жизни. Так как ребенок представляет собой пластилин, что из него слепишь

  • Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от 1 лица (от первого лица) Попович 5 класс

    А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку

  • Кто главный герой романа Евгений Онегин? (9 класс) сочинение

    Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин

  • Анализ рассказа Митина любовь Бунина сочинение

    Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
Индивидуальные задания:
Как играли Софью в театре.
Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
См. Приложения
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
5. Отбор материала для сочинения.
Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
См. Приложение
В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
“Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
Выдающийся психолог, философ
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» бесспорно является одним из величайших творений в русской литературе. Однако, многие задаются следующим вопросом: какой у этого произведения жанр (преимущественно) — комедия или драма? Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к сюжету самого произведения.

Главным персонажем является Чацкий. Он возвращается в свой родной город (Москву) после путешествия. В первую очередь он хочет увидеть свою возлюбленную — Софью.

Однако, Софья теперь влюблена в господина Молчалина, который на самом деле заводит отношения с ней лишь ради собственной выгоды (но никак не ради любви). Сама Софья же этого не замечает. Она видит в Молчалине только хорошие качества, ничего не подозревая. Этот факт глубоко ранит Чацкого. Ведь он искренне любит её, совершенно не осознает, есть ли в Молчалине какие-то хорошие качества вообще, в то время как Софья говорит о нем так:

« …Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких!»

Но она не понимает, что на самом деле все это — лишь маска, под которой прячется черствый, лживый человек, лишь играющий «роль» благородного.

Любовь Чацкого и Софьи не успела стать достаточно крепка, поскольку они ещё слишком молоды. Расставание героев (когда Чацкий покинул город, отправившись в путешествие) погасило тёплые чувства в Софье, чего нельзя сказать о центральном персонаже произведения. Это и есть очаг любовной драмы.

Более того, главный герой оказывается одиноким в московском обществе. Он в нем не находит себе места потому, что его не устраивают взгляды богатых людей. Он обвиняет их в необразованности, корысти и черствости. Чацкий считает людей, относящихся к фамусовскому обществу низкими и подлыми, потому он не может находиться с ними.

Сложившаяся ситуация не нравится Чацкому, он с трудом выносит текущую обстановку. Его не признает возлюбленная, доверяя подлецу, его после попыток борьбы с представителями фамусовского общества объявляют сумасшедшим. Этим Чацкий дал повод считать себя проигравшим в этой борьбе. На деле же он стал победителем, поскольку не поддался общественному влиянию и не стал одним из этих подлых, необразованных и лживых людей. Его фраза «Вы правы : из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день побыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И с кем рассудок уцелеет…» показывает, что он, будучи изгнанным из московского общества и оклеветанным, продолжает придерживаться своей точки зрения.

А. С. Грибоедов, показывая читателю все «прелести» фамусовского общества через переживания главного персонажа, через его жизненную драму, высмеивает его (московского общества) нравы. Именно это и является стержнем произведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «Горе от ума» — комедия.

Другие темы: ← Идея, суть и смысл комедии Горе от ума↑ ГрибоедовЖенские образы в комедии Горе от ума →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу
    Зима замечательное время года. Вся земля покрывается белым одеялом, деревья укутываются в белую шубку. Обожаю волшебную зиму. Солнце светит иногда очень ярко и небо выглядит чистым и красивым
  • Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)
    Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной.
  • Сочинение Светлый праздник Рождество Христово
    Рождество Христово — великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира.

Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс

Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым сравнительно давно – в начале позапрошлого века, однако, как ни странно, это произведение актуально и в наши дни. Читая «Горе от ума», можно встретить в нём сегодняшних героев. Автор в своей комедии рассказывает нам о пороках российского общества.

Один из главных персонажей комедии – московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек старых устоев, сильно зависящий от общественного мнения, он любит поучать молодёжь, брать пример со старших. Был у Фамусова и яркий пример для подражания – его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, который всегда был готов преклоняться для получения выгоды.

Фамусов занимал высокий пост и совершенно не скрывал того, что служит только для получения чинов и всяких благ, он не считал нужным даже вникать в суть подписываемых бумаг. Людей этот персонаж меряет по уровню доходов и самое печальное то, что он передаёт такой гнусный опыт и знания своей дочери Софье.

Похожим образом мыслят Молчалин и Скалозуб. Они стремятся к достижению красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Эти люди выслуживаются перед начальством, лишь бы двигаться по карьерной лестнице и получить положение в обществе. Молчалин – циник, у которого нет каких-либо нравственных ценностей, он готов при необходимости идти «по головам». А Скалозуб – самовлюбленный невежа, он, подобно остальным персонажам, гоняется за чинами.

Однако есть в этом произведении и положительный герой – это Чацкий. Он противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой слишком умён для фамусовского общества, он стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Этот человек несёт в себе всё светлое и чистое, он никогда не будет прислуживать.

К сожалению, в наше время можно встретить немало таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Однако такие люди редко бывают по-настоящему счастливы, ведь деньги и положение в обществе, заработанные нечестными путями, не приводят к моральному удовлетворению и не делают людей счастливыми. Да и общество от них страдает. Я думаю, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не получится.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс» читают:

Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)

Популярные страницы

Сочинение на тему «Цели и средства»

Существует поговорка, в которой говорится о том, что для достижения цели любые средства хороши. Но мне она кажется довольно спорной Читать далее…

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов написал вскоре после отмены крепостного права. Реформа не изменила жизнь и не оправдала Читать далее…

Сочинение на тему «Моя семья», 2 класс

Вариант №1 Моя семья – это мама, папа, братик и я. А ещё у нас живёт кот Фёдор. Мы его Читать далее…

Сочинение на тему «Разум и чувства»

Могут ли в человеке существовать одновременно разум и чувства, или же эти понятия взаимно исключают друг друга? Верно ли утверждение, Читать далее…

Сочинение на тему «Характеристика человека»

Характеристика человека — это общее представление об индивидууме. Очень сложно при первом знакомстве понять, какая личность перед нами. Чтобы составить Читать далее…

Сочинение на тему «Ответственность»

Часто нам приходится слышать от родителей и учителей – ты должен быть ответственным! А почему мне нужно таким быть? И Читать далее…

Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Творчество Грибоедова не изучается в школе в достаточной мере глубоко и серьезно. Однако, такое произведение как «Горе от ума» очень известно и популярно среди читателей. Со дня написания этой комедии утекло немало воды, поколения сменили поколения, но тем не менее представленные в пьесе человеческие ценности не изменились, не утратили своих единомышленников и по сей день.

В комедии вполне заслуженно, на мой взгляд, положительными героями можно считать Чацкого, Софью и Лизу. Но конкретно о каждом судить довольно сложно. Чацкий хоть и предстает перед нами положительным героем, но другой читающий имеет полное право его осуждать за «гоненье на Москву», за упреки и высмеивание фамусовского мира, так как читатели, их мысли, воспитание настолько разные, что удивляться не приходится. Софью многие относят к разностороннему персонажу. Но лично я считаю её положительным героем. Да, она крепостница, она дочь Фамусова, она «дышит тем же воздухом», живет с отцом, выросла на манерах, убеждениях, упреках отца. НО тогда как расценивать тот факт, что она не гонится за славой и деньгами, в отличие от фамусовского мира. Пусть выбирает в избранники Молчалина, это её собственное решение, зато Молчалина она любит за красоту, сдержанность, а никак не за деньги. Про служанку Лизу трудно судить, потому что для Софьи она послушная, верная, а личных качеств, поступков мы не наблюдаем в пьесе. В этом и состоит великое мастерство Грибоедова, показать героя читателям не четко облицованным, а загадочным, тем самым дав нам право спорить над его характером. В то же время в комедии высмеиваются людские пороки , ложь, притворство, служба лицам, а не делу. Эти отрицательные компоненты находятся сегодня в людях, «зараженных» пороками. Пьеса написана игриво, легко, понятно и доступно для читателя. Весьма точно подчеркиваются через слова, жесты, поступки достоинства положительных героев, и одновременно иронично показаны слабость, глупость и порочн6ость действующих лиц. Уже достаточно много сказано критиками в пользу Грибоедова о том, что меткость, «крылатость», точность выражений прошли через годы, и вот теперь без этих афоризмов просто никуда: «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета», «кому назначено-с, не миновать судьбы»…

Вообще, я не раз повторяла, что моим самым любимым жанром является драма. Поэтому «Горе от ума» мне было читать вдвойне интереснее, дабы читается легко, а комедия отличается живостью, современностью, молодостью написанных строк, дошедших до нас в наилучшем виде, колоритностью, динамичностью, все без лишних слов, все к месту. Не странно, что период жизни Грибоедова, Пушкина, Лермонтова отличает писателей непревзойденным талантом письма, талантом ума, а также талантом души.

Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали :

  • сочинение горе от ума
  • Сочинение на тему горе от ума
  • горе от ума сочинение
  • сочинение по произведению горе от ума
  • сочинение на тему горе от ума грибоедов

Сохрани к себе на стену!

Краткое сочинение Горе от ума

Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова – классика литературы на все времена. До сих пор произведение цитируют, а история и герои все еще актуальны. Мир Фамусова сталкивается с противоречивым ему характером Чацкого.

История начинается с приезда молодого человека по имени Александр в имение возлюбленной девушки. Ради встречи с ней он преодолел огромное расстояние. Но вместо радостной улыбки и радости в глазах Чацкий сталкивается с холодным безразличием и равнодушием. Софья уже разлюбила Александра и влюбилась в другого юношу. Молодой человек же откровенно выражает свою симпатию, не понимая, что происходит. Девушка смущается, начинает резко отвечать, чем расстраивает молодого человека. С этого и начинается противостояние Чацкого с остальными, в основном в силу испорченного настроения.

Далее следуют диалоги с различными людьми, которые постепенно раскрывают как главного героя, так и всех остальных. Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи, главный представитель старого общества. Он не приемлет нововведений, не сторонник получения знаний и книжного образования. Он уверен, как и остальные его сторонники, что главное, к чему нужно стремиться – постоянство и достижение высоких чинов. Это обеспечит высококачественную жизнь. Изменения в характере Чацкого его сильно удивляют и расстраивают.

Далее главный герой активно общается с другими представителями общества Фамусова: Молчалиным, Скалозубом, Репетиловым и другими. Всем им чужд ход мыслей Александра. Они искренне недоумевают, поддерживая с ним диалог. Человек, который не стремится всем угодить, прислуживать чинам и пробираться вверх по военной карьерной лестнице, для них чудак. Так и существует в этом доме Чацкий, не находя себе сторонников.

Стоит упомянуть, что вместо Александра Чацкого, Софья влюбилась в секретаря своего отца Молчалина. Будучи противоположностью Александра, тот выходец из бедной семьи. Отец с детства его учил всем прислуживать и быть покорным, молчаливым. Своим характером Молчалин напомнил Софье принца из старинных сказок, которые она любила читать. Молчалин же к Софье чувств не испытывал, был влюблен в служанку.

Таким образом, все произведение основано на противостоянии Чацкого с инновационными мыслями и общества, чья рутина и нежелание меняться возмущает главного героя. Он произносит большое количество умных и мудрых мыслей. Ему грустно и тошно, что его родное государство и люди не хотят менять свою жизнь. В их головах закрепилась мысль о поклонении Западу, в то время как Чацкий – настоящий патриот.

В современности и во все времена будет мало Чацких, противостоящих Фамусовых и их приспешникам. Но именно такие, как первые меняют мир и двигают его вперед, в то время как вторые тормозят его развитие. Именно энтузиазм и движет Чацких.

Александр Чацкий покинул дом, не понятый всеми остальными. Боль разочарования была с ним до самого конца. Он пытался дать понять обществу, что они неправы, но те лишь посчитали его чудаком.

Сочинение горе от ума на тему мои размышления

июня 27 2011

Пример сочинения: Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума»

Прочитав комедию «Горе от ума», я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь — вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями. Главный герой произведения — Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем — это неразделенная любовь к Софии. София абсолютно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен: Ну поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вот прием! В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия — «обеды, ужины и танцы». Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы. Комедия «Горе от ума» еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек «Века нынешнего», который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго. Сам Грибоедов приписал горе Чацкому от его ума. Чацкий — главный герой произведения комедии. У него есть сердце, он честный, искренний. Им восхищается горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Он «славно пишет, переводит», говорит о нем Фамусов. Чацкий серьезно любит, видя в Софии будущую жену. Фамусов сразу почувствовал, что с приездом Чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. Фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. Чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. София тоже не смогла противостоять окружению своего отца. В свои семнадцать лет девушка «расцвела прелестно», как говорит о ней пораженный Чацкий. Может, это и привлекало в Софии Чацкого. Мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. София не смогла оценить честь и ум Чацкого. Чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима. Именно Молчалин противопоставлен Чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. В конце, когда Чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в Софии, и уезжает из Москвы: Зачем меня надеждой завлекали? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в прах?! Комедия оканчивается видимым поражением Чацкого, бегством его из Москвы. Смысл комедии, я полагаю, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала. Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автор произведенияа стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к сожалению, суждена была долгая жизнь на Руси. Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе «Горе от ума». Заслуга автор произведенияа — создание литературного типа Молчалина, который стал крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор произведения возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и «на-гражденья брать и весело пожить». Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора, и находится в дружбе со многими влиятельными людьми. Позднее Д. Писарев писал: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», — и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…» Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С.Грибоедов поднимает проблему «века нынешнего» и «века минувшего». Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь «бессловесных», которые достигнут «степеней известных» (путь Молчалина). Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Он, если надо, может принять и вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием, Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правило того круга, к которому он приближен. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит. Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, «жалчайшее создание». Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания. При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. «Герой произведения ее литературное произведениеа» «и вкрадчив и умен», он «за других себя забыть готов», «уступчив, скромен, тих». Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? «Пригретый» Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три на-гражденья», зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Молчалин не брезгует ничем: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… А между тем уже наступало время молчалиных, эпоха молчалинства. Это время правления Николая I, время чинов и чиновников. И именно тогда приходит ненависть к молчаливым. Она пришла, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старички российской истории. Ведь Чацкий сошел со сцены — Молчалин остался. Онегин прошел — Молчалин остался. Печорин погиб — Молчалин остался. Ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Молчалин же остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть — они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением, так как их достоинство было в чужом автор произведенияитете. И уже в 1833 году К. А. Полевой писал: «… осмотритесь: вы окружены молчалиными». Страницы: 1 2 Предыдущие Сочинения: Пример сочинения: – Молчалин и Молчалинство. Смешон или страшен Молчалин? Следующие Сочинения: Пример сочинения: Мое отношение к Чацкому и Молчалину Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Пример сочинения: Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума» . Литературные сочинения! Лучшие Темы сочинений: ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ) Чацкий и Молчалин Чацкий и Молчалин. (2) Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». (2) Чацкий и Молчалин Чацкий и фамусовское общество. (3) Новые сочинения: “Слово о погибели русской земли” Салон шоколада Скандинавский эпос Дружба все победит Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне» Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия День семьи

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

План

1. Введение

2.Основные действующие лица

3.Проблема комедии заявлена в самом названии

4.Заключение

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс

Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым сравнительно давно – в начале позапрошлого века, однако, как ни странно, это произведение актуально и в наши дни. Читая «Горе от ума», можно встретить в нём сегодняшних героев. Автор в своей комедии рассказывает нам о пороках российского общества.

Один из главных персонажей комедии – московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек старых устоев, сильно зависящий от общественного мнения, он любит поучать молодёжь, брать пример со старших. Был у Фамусова и яркий пример для подражания – его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, который всегда был готов преклоняться для получения выгоды.

Фамусов занимал высокий пост и совершенно не скрывал того, что служит только для получения чинов и всяких благ, он не считал нужным даже вникать в суть подписываемых бумаг. Людей этот персонаж меряет по уровню доходов и самое печальное то, что он передаёт такой гнусный опыт и знания своей дочери Софье.

Похожим образом мыслят Молчалин и Скалозуб. Они стремятся к достижению красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Эти люди выслуживаются перед начальством, лишь бы двигаться по карьерной лестнице и получить положение в обществе. Молчалин – циник, у которого нет каких-либо нравственных ценностей, он готов при необходимости идти «по головам». А Скалозуб – самовлюбленный невежа, он, подобно остальным персонажам, гоняется за чинами.

Однако есть в этом произведении и положительный герой – это Чацкий. Он противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой слишком умён для фамусовского общества, он стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Этот человек несёт в себе всё светлое и чистое, он никогда не будет прислуживать.

К сожалению, в наше время можно встретить немало таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Однако такие люди редко бывают по-настоящему счастливы, ведь деньги и положение в обществе, заработанные нечестными путями, не приводят к моральному удовлетворению и не делают людей счастливыми. Да и общество от них страдает. Я думаю, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не получится.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс» читают:

Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)

Популярные страницы

Сочинение на тему «Война и мир»

Роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстым, это не просто сборник сочинений, грамотно переработанный. В нем отражается целая эпоха во всей своей Читать далее…

Сочинение на тему «Интернет – добро или зло?»

В нашем мире все держится на компьютерных технологиях. Медицинские карты, банковские счета, даже общение. Хорошо это или плохо? Мы настолько Читать далее…

Сочинение на тему «Дни недели рассказывают о себе»

Практически у каждого дня недели есть своё говорящее название. Многие из этих названий прямо указывают на очерёдность нахождения дня в Читать далее…

Сочинение «Что значит быть самим собой?»

Мы живём в обществе, где существуют, ведут взаимодействие между собой неограниченное количество людей. Нередко люди пытаются соответствовать эталону поведения, который Читать далее…

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс

Урок 26 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

28.03.2013 40354 3763

Урок 26 обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. грибоедова «горе от ума»

Цель:

учить определять объем и содержание темы.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Слово учителя об объеме и содержании темы.

любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.

Записать в тетрадь:

Объем темы

– это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.

Содержание темы

– это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

II. Практическая часть.

Задание 1. Определить объем следующих тем:

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Объем темы 1: Молчалин.

Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.

Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.

Задание 2. Определить содержание темы № 1.

Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):

а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:

а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.

б) Характер Молчалина грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:

а) «Молчалины блаженствуют на свете».

б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.

Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

К тезису 1:

1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.

3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

К тезису 2:

1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?

2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:

а) карьеризм;

б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;

в) умственная ограниченность, узость интересов;

г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.

К тезису 3:

1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;

2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;

3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.

Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.

Домашнее задание:

написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

поурочные планы, 9 класс, литература

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Степанова
    Описание картин Алексея Степанова
  • Сочинение на тему Попугай (мое любимое домашнее животное)
    Я мечтала, чтобы у меня появился домашний питомец. В основном все заводят кошек, собак, а я хотела попугая. Эта птица очень красивая и способна копировать человеческую речь и звуки.
  • Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект
    Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинение грибной дождик 3 класс по литературе
  • Сочинение гранатовый браслет тема любви итоговое сочинение
  • Сочинение грачи прилетели по картине саврасова грачи прилетели 2 класс
  • Сочинение господин из сан франциско в форме декабрьского сочинения путешествие
  • Сочинение гражданственность и милосердие