Пример сочинения
«Чем доброта отличается от милосердия?»
Доброта и милосердие… Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга? Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение — эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и на милосердие. Когда наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп. Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считать и Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди. В противоположность жалости доброта — это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к каждому. Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведении А. Платонова «Юшка» у главного героя сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие — похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта — состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.
412 слов
К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1 «зачет»
Пример сочинения
«Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»
Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.
А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.
Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая решается на отважный поступок. Она одна едет к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.
Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.
Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.
Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.
Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.
237 слов
Объем менее 250 слов — незачет
Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию №1).
Подготовка
обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое
сочинение – важнейшее испытание для выпускников. Готовиться к нему, конечно,
надо заранее. Учиться писать сочинения-рассуждения, читать и размышлять над
прочитанным. Я предлагаю некоторые приемы, которые помогут в подготовке к
итоговому сочинению в 2021-2022 году.
I.
Начало
работы с направлениями – создание ассоциативного ряда.
Преступление
и наказание – вечная тема.
Преступление
·
Против
человека
·
Против
общества, государства
·
Против
животных
·
Против
себя
·
Во
время войны
Наказание
·
Справедливое
и несправедливое
·
Заслуженное,
незаслуженное
·
Юридическое
·
По
совести
·
Раскаяние
·
Осуждение
·
Милосердие
2.. Цивилизация и технологии – спасение,
вызов или трагедия?
Спасение
·
Развитие
науки, техники, медицины
·
Освоение
космоса
·
Помощь
человеку в труднодоступных и опасных местах
·
Информационная
доступность
Вызов
·
Ответственность
учёных
·
Опасность
использования новых открытий и технологий против человека
Трагедия
·
Разобщенность,
одиночество
·
Дефицит
живого общения
·
Подмена
реального мира виртуальным
·
Духовное
и нравственное опустошение
·
Безответственное
отношение к результатам открытий
3. «Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
·
Дорога-
путешествие, впечатления, оценки
·
Жизненный
путь
·
Духовные
искания, развитие личности
·
Тупик
на жизненном пути, свет в конце тоннеля:
·
Движение
к цели
4. «Кому на
Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
·
Гражданственность
·
Патриотизм
·
Ответственность
за судьбу страны
·
Социальные
проблемы общества
·
Общественные
пороки
5. Книга
(музыка, спектакль, фильм) — про меня»
·
Любимый
литературный герой,
·
Книга
(музыка, спектакль, фильм), оставившая неизгладимое впечатление
·
…изменившая
мои взгляды
·
…заставившая
посмотреть на себя со стороны
·
…пробудившая
добрые чувства
II.
Подбираем
произведения к каждому направлению.
Конечно, в
интернете моментально появляются списки произведений, формулировки тем. И это
большая помощь учителю. Но важно, чтобы сами ребята постарались вспомнить, что
они читали по данной теме и осознали, что многие произведения можно
использовать в разных направлениях. Важно научить выпускников найти те
фрагменты, которые можно использовать в сочинении. Рассказать о тех героях,
поступки которых помогут аргументировать тезис. Часто ребята не помнят имена
героев произведений, поэтому составляем таблицы в помощь выпускникам.
Приходится что-то перечитывать, кое-что читать впервые. Конечно, романы Толстого
или Шолохова объемные, поэтому рекомендую читать летом. С рассказами можно
успеть познакомиться в 11 классе. Итак, составляем таблицы и заносим в них
имена героев произведений.
«Преступление
и наказание – вечная тема»
Направление | Произведение | Герои |
Против | Ф.М. Н.С. Б. Н.В. «Шинель» Н.М. | Свидригайлов, Катерина Егор Тарас Лиза, |
Против | Н.В. | Павел |
Против | Ф.М. | Соня |
Против животных | С.В. Ю. Б. | Павел Саша Егор |
Справедливость | А. С М.Ю. М.Ю. Максим Горький Л.Н. | Владимир Степан Арбенин, Ларра Дмиртий |
Совесть | М.Е. | Мужик, |
«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление | Произведение | Герои |
Дорога- | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга И.С. Тургенев «Ася», Н.С. Лесков «Левша» | Семь Герой-рассказчик Господин Левша |
Жизненный | Н.В. Т. И. М. | Чичиков, Василий Обломов, Григорий |
Развитие | Л.Н. Л.Н. А.С. | Герой-рассказчик Андрей Пьер Петр |
Тупик на | В.М. «Мастер» Н.В. Гоголь Д. | Сергей Сёмка Чартков, Золотоискатель |
Движение | Р. А.П. | Бенджамен |
«Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?»
Направление | Произведение | Герои |
Трагедия: | Р. Брэдбери М. Е.И. | Толпа Андрей Инженер I-303, О-90 |
Безответственное | Брэдбери М. | Охотник Шариков Борменталь Владимир |
Разобщенность, подмена | Р. Д. | Лидия и |
Спасение | А. Ж. Верн А. В.М. | Нарышкина Наум |
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина»
Направление | Произведение | Герои |
Гражданственность, патриотизм | А. Н.С. И.С. | Александр Левша, Евгений |
Социальные | В.М. В.М. Н. «Ревизор» М. Н.А. | Сергей Сёмка Помещики, Городничий, Градоначальники иужики |
III.
Учимся
формулировать тезис
Тема может
быть сформулирована как вопрос: согласны ли вы? Тезис –
аргументированный ответ на вопрос. «Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление
человек должен понести наказание?»
Преступление
– это действие, нарушающее закон, оно направлено против человека, причиняет
боль, страдание, может привести к смерти. Преступник должен понести заслуженное
наказание.
Тема может
требовать прямого и чёткого ответа на вопрос: «Какие «чувства добрые»
пробуждает в человеке искусство?» В этом случае ученик в нескольких
предложениях отвечает на вопрос, формулируя тезис. Хорошая книга, вдохновенная
музыка пробуждают светлые чувства любви, милосердия. Делают человека лучше,
побуждают совершать добрые поступки, учат видеть и чувствовать красоту
окружающего мира.
Тема может
предполагать интерпретацию высказывания: «Как вы понимаете высказывание
В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а
делом»?». Истинный патриот должен делать все для благосостояния своей родины.
Не заниматься пустыми разговорами и сидеть сложа руки, а действовать в
соответствии со своими возможностями, талантом, взглядами.
IV.
Учимся
рассуждать, расшифровывать тему, подбирать аргументы
Что лучше: тернистый путь или проторённая
дорога?
Тернистый – трудный,
тяжкий, полный испытаний путь
Проторённый
–хорошо известная, лёгкая дорога
Проблема выбора. От чего зависит выбор?
(от личности, её целей, её нравственных качеств)
Кто выбирает тернистый путь, а кто
проторённую дорогу?
Подбираем произведения и героев, на
которых можно раскрыть данную тему: Гриша Добросклонов, Евгений Базаров,
Александр Чацкий.
Почему герои выбирают этот путь? (любовь к
простым людям, желание улучить их жизнь, изменить общество, борьба с
невежеством) Цель благородна, герои достойны уважения
Кто выберет проторённую дорогу? (Обломов,
Раневская, Гаев, Ионыч, Беликов)
Почему герои выбирают этот путь?
(стремление к спокойной жизни, нежелание действовать, идти «против течения»,
эгоизм, себялюбие, страх перед действительностью и прогрессом) Цель эгоистична,
безнравственна
Вывод: Каждый выбирает в соответствии со
своими взглядами Но достоин уважения тот, кто стремиться сделать этот мир
лучше.
Согласны ли вы с высказыванием А.Н.
Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
·
Какого человека мы назовём истинным?
(Доброго, порядочного, честного, благородного, любящего родину, думающего о ее благополучии.)
·
Какого человека назовём сыном Отечества?
(Это патриот, ратующий за процветание своей родины, борющийся за ее свободу,
обличающий социальные и общественные пороки)
·
Сын Отечества должен обладать качествами
истинного человека.
·
Кого из литературных героев можно назвать
сыном Отечества? (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петра Гринёва, Григория
Добросклонова, Александра Чацкого)
Истинный сын Отечества должен быть
нравственным, значит можно согласиться с высказыванием Радищева.
Какого литературного героя вы могли бы
назвать родственной душой?
·
Что значит родственная душа?
·
Этот герой обладает нравственными
качествами, близкими мне
·
Совершает поступки, вызывающие у меня
уважение, восхищение
·
Человек, с которого можно брать пример
·
Я разделяю его взгляды
·
Он помог мне посмотреть на себя со
стороны, измениться к лучшему
Часто вместо
аргументов ребята пишут пересказ фрагмента произведения. Учимся отбирать
только тот материал, который связан с тезисом. Для этого выясняем авторскую
позицию. Как писатель относится к поступкам героя, как его характеризует, к
какому выводу нас подводит.
Работа по
подготовке к итоговому сочинению очень кропотливая и трудная. Только совместная
работа учителя и ученика будет иметь успех
Проблема сохранения милосердия.
И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 32.
(«К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер»).
Почему милосердие должно стать неотъемлемой частью нашей жизни? Почему важно сохранить милосердие? Как это нужно сделать? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему сохранения милосердия, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие доводы. Например, он приводит исторический пример, связанные с революционной и советской эпохой, когда милосердие считалось устаревшим. Но Гранин подчёркивает, что милосердие как древнее чувство свойственно всему живому, оно не должно быть «запущенным». Из этого следует, что человек рождается с чувством милосердия, в жизни есть много примеров трогательной отзывчивости, человечности. Кроме того, писатель обращается к детским воспоминаниям, когда на его глазах постоянно совершался акт милосердия. Его отец никогда не проходил мимо слепых, калек, которые просили подаяние в подъездах, на вокзалах и рынках. Он всегда подавал медную монетку. Этот факт говорит о том, что взрослые должны подавать детям пример сострадания, проявлять духовность, только тогда милосердие будут проявлять и их дети.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о том, что каждый должен стремится проявлять милосердие, нельзя, чтобы оно исчезло из нашей жизни.
Авторская позиция заключается в следующем: милосердие необходимо сохранять в сердцах людей, так как это естественное для каждого из нас чувство, с которым мы рождаемся и которое является основой духовности.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, милосердие не должно исчезнуть из нашей жизни. Чтобы это не произошло, необходимо проявлять его на практике ежедневно, нельзя быть равнодушным к чужому горю.
В рассказе А. П. Платонова «Юшка» главный герой, помощник кузнеца, проявляет милосердие по отношению к девочке-сироте. Он не тратит на себя средства, а каждое лето всю зарплату относит в город и отдаёт в семью, куда поместил девочку для воспитания.
Мы пришли к выводу, что долг каждого из нас – стремиться сохранить милосердие. Для этого нужно делать добрые дела, помогать тому, кто нуждается в нашей поддержке.
Текст
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.
Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?
Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
Милосердие изничтожалось неслучайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось.
Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает…
Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость к падшим» оказывали таясь и рискуя…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. И исчезает.
Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?
Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.
И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
По Д. А. Гранину
Многомудрый Литрекон предлагает Вам два варианта итогового сочинения на тему: «Можно ли простить человека, совершившего преступление?». Аргументы есть и «за», и «против», так что пользуйтесь. Приятного просвещения!
Вариант 1: можно
(501 слово) Одной из самых популярных цитат из «Евангелие» является фрагмент из разговора Христа с толпой, окружившей грешницу: «Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Распространенность этой фразы объяснима, ведь она относится к каждому из нас и заставляет задуматься о том, имеем ли мы право судить тех, кто провинился. Ведь каждый из нас оступался и был близок к нравственному падению. Значит, лучше не забрасывать грешницу камнями, а протянуть ей руку. Поддержка поможет человеку вернуться на праведный путь. Это подтверждают многочисленные примеры.
Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион под влиянием теории, оправдывающей насилие в качестве способа решения социальных проблем, убил двух женщин. Но вместо эйфории и уверенности в своем предназначении Раскольников ощутил муки совести, которые сводили его с ума. Именно им посвящена большая часть книги. Можно было бы отвернуться от Родиона, заклеймить его позором, но читатель все же проникается сочувствием к нему, ведь узнает о нем больше и невольно оправдывает его отчаяние. Бедный студент не имел возможности продолжить обучение, жил в нищете и получил такие известия из родного дома, что оставалось лишь глубже зарыться в тоску и культивировать злость на весь мир. Возможно, именно поэтому Соня почувствовала, что Родион оступился и нуждается в понимании, а не в осуждении. Самому суровому наказанию он уже подверг сам себя. Поэтому Соне оставалось лишь проявить милосердие и помочь юноше выйти на дорогу раскаяния. Участие и отзывчивость направили героя к признанию вины и нравственному очищению. Если бы он получил удар, а не руку помощи, то мог бы не выдержать напряжения и наложить на себя руки. Данный пример учит нас тому, что преступника важно не только наказать, но и вернуть к праведной жизни, а это можно сделать только после прощения и покаяния.
А порой преступление является не осознанным выбором человека, а стечением обстоятельств, которое не оставило ему этого выбора. Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Лесник был очень принципиальным человеком и сурово наказывал всех, кто нарушал закон и рубил деревья. За героем закрепилась дурная слава: все крестьяне считали его настоящим душегубом и черствым злодеем, который не понимает, каково людям жить в нищете и холоде. Рассказчик тоже так думал, когда увидел, как Бирюк поймал очередного вора. Барин хотел было предложить заплатить за погубленное дерево — так жалко ему было простого мужичка, который рассказывал о своей нужде и семье, которая едва выживает. Но Фома Кузьмич сам отпустил незадачливого дровосека и ограничился строгим предупреждением, что в другой раз не пойдет ему навстречу. Почему справедливый и принципиальный лесник отпустил преступника? Потому что этот человек был загнан нищетой в угол. Он не наживался на краже, а лишь пытался обеспечить семье хотя бы кусок хлеба. За такие поступки наказывать надо тех, кто считает такой уровень жизни нормальным для своей страны.
Таким образом, мы должны прощать тех, для кого преступление — вынужденная и крайняя мера, болезнь и стыд, а не норма. Только милосердие вернет человека на стезю добродетели. В то же время нужно следить за тем, чтобы отзывчивость сочеталась со справедливостью и не мешало исполнению закона в отношении того, кто наживается на противоправном действии и не считает себя виновным.
Вариант 2: нельзя
(456 слов) В произведениях отечественной литературы мы часто читаем о том, как люди прощают преступления и чуть ли не возвышают тех, кто их совершает, ведь они же были вынуждены, сломлены и так далее. Но часто сердобольные герои забывают о том, что безнаказанность — это самое лучшее поощрение злодеяния. Чем больше мы проявляем милосердия и терпимости, тем наглее становятся наши враги — те, кто попирает наши права. Рассмотрим подобные примеры, чтобы убедиться в этом.
В произведении Б.Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин заведовал заповедником и охранял его от браконьеров. Работал он честно и усердно, ему удалось прекратить расхищение природных богатств и установить порядок. Более того, он даже закупил нескольких лебедей, чтобы озеро «Лебяжье» оправдывало свое название и радовало местных жителей красотой гордых птиц. Но ночью герой услышал хлопки взрывов: это глушили рыбу в заповедных местах. Он быстро собрался и вскоре был на месте, но преступников оказалось слишком много. Они безжалостно избили Егора. Только на следующий день его нашли, а за ним тянулся кровавый след. Но своих обидчиков Полушкин не выдал, хотя следователи его допросили. Это был такой шанс посадить браконьеров в тюрьму раз и навсегда, но нет, герой слишком добр для этого. Он умер от побоев, но не назвал убийц. Как благородно! Нет, скорее глупо и даже вредно, ведь после гибели героя Череп и Филя продолжили свое черное дело, как и другие соучастники. Вот так прощение преступников повлекло за собой череду новых противоправных действий с их стороны. Ведь Егор давно знал о них, мог бы донести еще до трагедии, но простил и упустил злодеев. Нельзя давать шансы безнравственным людям, они все равно не оценят и не исправятся.
Всем нам знакомы и бытовые примеры из обыденной жизни, когда, например, жены годами терпят насилие, но не жалуются. В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» происходит именно это. Ильинична годами страдала от побоев, пьянок и измен Пантелея Прокофьевича. Женщина получала такие травмы, что неделями лежала и не могла подняться с постели. Но она не уходила от домашнего тирана и продолжала «нести свой крест», покуда жива. Ильинична не просила защиты, не требовала наказания для Пантелея, не пыталась изменить свою судьбу. Почему? Потому что у казаков такое отношение к женщинам считалось нормой. И никого не удивляет тот факт, что в семье Аксиньи ситуация вышла из-под контроля, и отец изнасиловал родную дочь. Ведь все мужчины знали, что им ничего не будет, никто не заступится за слабый пол. Вечное смирение, безусловное прощение, терпение вместо любви привели к тому, что ужасное преступление стало нормой жизни. Безнаказанность стала ангелом-хранителем домашнего насилия.
Таким образом, прощение поощряет преступников, дает им стимул грешить дальше, ведь люди все стерпят, все забудут, а выгода у злодея останется. Милосердие противоречит справедливости и порождает новую волну агрессии. Нужно понимать, что потворство порокам, которое маскируется под добродетель, тоже является частью преступления.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
ÐонÑÑÑий говоÑил, ÑÑо : «Ðз вÑеÑ
пÑеÑÑÑплений Ñамое ÑÑжкое â ÑÑо беÑÑеÑдеÑие». Ðе Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ðµ ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñм ÑÑвеÑждением. Ðакое пÑеÑÑÑпление никак нелÑÐ·Ñ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ? Ðдин геÑой из Ñомана Ð.Ð. ÐÑлгакова говоÑил, ÑÑо ÑÑÑÑоÑÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм поÑоком. Ðменно, пÑеÑÑÑпление ,ÑвÑзанное Ñ Ð½Ð¸Ð¼, никак нелÑÐ·Ñ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ. ÐеÑÑеÑдеÑие или же ÑÑÑÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдие к ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑжким пÑеÑÑÑплением. Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð±ÐµÑÑеÑдеÑиÑ, ÑÑÑÑоÑÑи и милоÑеÑÐ´Ð¸Ñ ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð.Ð. ÐÑлгаков в Ñвоем пÑоизведении «ÐаÑÑÐµÑ Ð¸ ÐаÑгаÑиÑа».
ÐеÑÑа, геÑой Ñомана «ÐаÑÑÐµÑ Ð¸ ÐаÑгаÑиÑа» пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑедаÑелÑÑÑво, пÑÑки, неÑпÑаведливÑй пÑÐ¸Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ , и вÑе ÑÑо он пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð·-за ÑÑÑÑоÑÑи лÑдей. Ðго пÑокÑÑаÑоÑ, ÐонÑий ÐÐ¸Ð»Ð°Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð½Ð¾ÑÑÑ ÐеÑÑе, но не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±ÑÑвиÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом, поÑколÑÐºÑ Ð±Ð¾Ð¸ÑÑÑ Ð»Ð¸ÑиÑÑÑÑ Ñвоего ÑÑаÑÑÑа. Ð ÑкоÑом вÑемени ÐеÑÑа казнили, пÑиÑем мÑÑиÑелÑнÑм ÑпоÑобом, а пÑокÑÑаÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ винил ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑмеÑÑи ÐеÑÑа. Таким обÑазом авÑÐ¾Ñ Ñ
оÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð½ÐµÑÑи до Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо пÑоÑвление беÑÑеÑдеÑноÑÑи, ÑÑÑÑоÑÑи ÐонÑÐ¸Ñ ÐилаÑа ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑжким пÑеÑÑÑплением.
Ð.Ð.ÐÑлгаков Ñак же заÑÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдиÑ. ÐÑа пÑоблема ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ð¿Ñи помоÑи ÐаÑгаÑиÑÑ. Ðна пÑоÑла множеÑÑво иÑпÑÑаний, ÑÑала ведÑмой, Ñ
озÑйкой бала виÑелÑников и ÑбийÑ, и бÑла нагÑаждена одним желанием. Ðо, не ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° желание веÑнÑÑÑ ÐаÑÑеÑа, ÐаÑгаÑиÑа ÑÑаÑÐ¸Ñ Ñвое желание на Ñо, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¤Ñиде болÑÑе не подавали плаÑок, коÑоÑÑм она задÑÑила Ñвоего Ñебенка. ÐÑлгаков ÑÑиÑал, ÑÑо в лÑди еÑе могÑÑ Ð¸ÑпÑавиÑÑÑ, пока в иÑ
дÑÑаÑ
ÑоÑ
ÑанÑеÑÑÑ ÑоÑÑÑадание к ближнемÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо беÑÑеÑдеÑие и впÑÐ°Ð²Ð´Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑамÑм ÑÑжким пÑеÑÑÑплением из вÑеÑ
. Ðе Ñмение или ÑÑÑÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдие, Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñеловека ÑÑзвимÑм во многиÑ
обÑÑоÑÑелÑÑÑваÑ
, лиÑÐ°ÐµÑ Ð½ÑавÑÑвеннÑÑ
пÑинÑипов и ÑаÑÑÑдка. ÐиÑÑ Ñогда, когда Ñеловек пÑоÑвлÑÐµÑ Ñвое милоÑеÑдие к ближнемÑ, его дÑÑа возвÑÑаеÑÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑениÑ.
Ðам ÑдалоÑÑ Ð²ÑÑÑÑоиÑÑ ÑаÑÑÑждение по заÑвленной Ñеме, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð² каÑеÑÑве аÑгÑменÑов пÑимеÑÑ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений. Ðо еÑÑÑ ÑеÑÑезнÑе замеÑаниÑ.
Ð-1: ÑÐµÐ·Ð¸Ñ ÑÑоÑмÑлиÑован Ñ Ð½Ð°ÑÑÑением логики: Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¼ÐµÐ½ÑеÑе понÑÑие «Ð±ÐµÑÑеÑдеÑие» » ÑÑÑÑоÑÑÑÑ» или недоÑÑаÑоÑно понÑÑно обÑÑÑнÑеÑе в Ñвоем ÑаÑÑÑждении, как они ÑвÑзанÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÐµÑÑеÑдеÑие — ÑÑо ÑÑÑÑоÑÑÑ? ÐокажиÑе, ÑÑо именно ÑÑÑÑоÑÑÑ ÑаÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº беÑÑеÑдеÑиÑ, а ÑÑо пÑеÑÑÑпление по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑеловекÑ. ÐолÑÑе ÑаÑÑÑждений на оÑнове анализа ÑÑагменÑов из пÑоизведениÑ.
Ð-2 (ÐÑгÑменÑаÑиÑ) :ÐеÑвÑй аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð°ÑÑен. но нÑжно болÑÑе ÑаÑÑÑждений на оÑнове анализа ÑÑагменÑов из пÑоизведениÑ.
ÐÑоÑой аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ заÑÑен, Ñак как, во-пеÑвÑÑ , не ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñомана «ÐаÑÑÐµÑ Ð¸ ÐаÑгаÑиÑа». ÐаÑгаÑиÑа не пÑоÑвлÑÐµÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑÐ´Ð¸Ñ Ðº ФÑиде. ÐеÑеÑиÑайÑе внимаÑелÑно ÑÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоизведениÑ, гл. 24: «Ð¯ о милоÑеÑдии говоÑÑ, â обÑÑÑнил Ñвои Ñлова Ðоланд, не ÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ñ ÐаÑгаÑиÑÑ Ð¾Ð³Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ глаза…..Ðоланд , обÑаÑивÑиÑÑ Ðº ÐаÑгаÑиÑе, ÑпÑоÑил: â ÐÑ, ÑÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ вÑемÑ, Ñеловек иÑклÑÑиÑелÑной добÑоÑÑ? ÐÑÑокомоÑалÑнÑй Ñеловек?
â ÐеÑ, â Ñ Ñилой оÑвеÑила ÐаÑгаÑиÑа, â Ñ Ð·Ð½Ð°Ñ, ÑÑо Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ можно ÑазговаÑиваÑÑ ÑолÑко оÑкÑовенно, и оÑкÑовенно вам ÑкажÑ: Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾Ð¼ÑÑленнÑй Ñеловек.» Ðде здеÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдие ÐаÑгаÑиÑÑ? Ðна оÑÑиÑаеÑ, ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо лиÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾Ð¼ÑÑленна. ÐегкомÑÑленно пообеÑала , ÑÑо ФÑиде не бÑдÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ñок. РеÑе одно важное замеÑание: ФÑида не ÑаÑкаÑлаÑÑ Ð² ÑодеÑнном пÑеÑÑÑплении. ÐÑо звÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑадокÑалÑно, но ÑÑо Ñак.
во-вÑоÑÑÑ , аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме ÑоÑинениÑ( беÑÑеÑдеÑие-милоÑеÑдие). Ðожно иÑполÑзоваÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдиÑ, вÑÑÑÑаиваÑÑ ÐºÐ°Ðº конÑÑаÑгÑменÑ, но Ñ ÐÐ°Ñ ÑÑого неÑ. ÐозÑмиÑе пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿ÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑÐ´Ð¸Ñ Ñам, где оно еÑÑÑ. ÐапÑимеÑ, в Ñинале Ñомана ÐеÑÑа Ðа-ÐоÑÑи ÑеÑез ÐÐµÐ²Ð¸Ñ ÐаÑÐ²ÐµÑ Ð¿ÑоÑÐ¸Ñ ÐаÑÑеÑа, авÑоÑа Ñомана, пÑоÑÑиÑÑ ÐонÑÐ¸Ñ ÐилаÑа, коÑоÑÑй «Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ двÑÑ ÑÑÑÑÑ Ð»ÐµÑ» ÑÑÑÐ°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾Ñ Ñвоего «Ð±ÐµÑÑмеÑÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñлавѻ (гл. 32. «ÐÑоÑение и веÑнÑй пÑиÑÑ»).ÐÐ¾Ñ ÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¾ÑеÑдиÑ.
Ð-3 1 балл, но ÑÑÑиÑе ÑказаннÑе замеÑаниÑ, Ñак как еÑÑÑ Ð³ÑÑбÑе логиÑеÑкие оÑибки. Ð Ñеме ТÐÐÐС Ñже ÑÑоÑмÑлиÑован, Ðам надо ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ Ð½ÐµÑ Ñ ÑÑим вÑÑказÑваем и ÑаÑкÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑмÑÑл, доказав аÑгÑменÑами. ÐÑ Ð¶Ðµ вÑдвигаеÑе новÑй пÑоблемнÑй вопÑоÑ, не ÑвÑзаннÑй Ñ ÐºÐ»ÑÑевÑм Ñловом ÑезиÑа, и далее подменÑеÑе беÑÑеÑдеÑие ÑÑÑÑоÑÑÑÑ, а ÑÑо не одно и Ñо же.
Ðз вÑÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑплений Ñамое ÑÑжкое â ÑÑо беÑÑеÑдеÑие». Ðе Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ðµ ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñм ÑÑвеÑждением. Ðакое пÑеÑÑÑпление никак нелÑÐ·Ñ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ?
Ð-4 РеÑевÑе оÑибки:
пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑедаÑелÑÑÑво, пÑÑки, неÑпÑаведливÑй пÑÐ¸Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ , и вÑе ÑÑо он пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð·-за ÑÑÑÑоÑÑи лÑдей.
лекÑиÑеÑкий повÑÐ¾Ñ («Ð¿ÐµÑеживаеѻ )и лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов («Ð¿ÐµÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑедаÑелÑÑÑво, пÑÑки, пÑиговоѻ).
Ðго пÑокÑÑаÑоÑ,
ÐилаÑ- не лиÑнÑй пÑокÑÑаÑÐ¾Ñ ÐеÑÑа Ðа-ÐоÑÑи.
лиÑиÑÑÑÑ Ñвоего ÑÑаÑÑÑа.
лиÑиÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ÑÑи ( да и не ÑолÑко должноÑÑи, ÐÐ¸Ð»Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð¸ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе оказаÑÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпником и подвеÑгнÑÑÑÑÑ ÑÑдÑ, еÑли не вÑнеÑÐµÑ Ð¿ÑÐ¸Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ ÐеÑÑа Ðа-ÐоÑÑи.)
ÐекÑиÑеÑкий повÑÐ¾Ñ (ÑÑи Ñаза ), и Ð¸Ð¼Ñ ÐеÑÑа не изменÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ падежам. (ÐеÑÑе)
лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов.
«Ð²Ð¿Ñавдѻ- пÑоÑÑоÑеÑное Ñлово, неÑмеÑÑное ÑпоÑÑебление.
Ð-5 ÐÑÑогÑаÑиÑ:
ТÐÐÐÐ (ÑÑо ÑоÑз)
ÐеÑмение — ÑлиÑно.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ:
ÐепÑавилÑное оÑоÑмление пÑÑмой ÑеÑи( запÑÑÐ°Ñ Ð¸ ÑоÑз ЧТРне нÑжнÑ):
ÐÐ²Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑиÑ, нÑжна запÑÑаÑ:
Таким обÑазом авÑÐ¾Ñ Ñ Ð¾Ñел донеÑÑи ….
Ðменно, пÑеÑÑÑпление ,ÑвÑзанное Ñ Ð½Ð¸Ð¼, никак нелÑÐ·Ñ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ.
Ðе нÑжна запÑÑаÑ, не вводное Ñлово.
ÐÑениÑ, вÑÑÑÑаивайÑе логиÑеÑкÑÑ ÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ, внимаÑелÑно ÑиÑайÑе пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ( не в пеÑеÑказе и не пеÑеÑказÑÐ²Ð°Ñ Ñже гоÑовÑе аÑгÑменÑÑ Ðº ÑоÑинениÑм, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑно, ÑÑо в инÑеÑнеÑе много «Ð¼ÑÑоÑа», иÑкаженнÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð² пÑоизведений). ÐаÑа неÑдаÑа в ÑÑом ÑоÑинении- наÑÑÑение логики. ÐÑ ÑбилиÑÑ Ð² Ñамо наÑале пÑÑи- во вÑÑÑплении, ÑеÑко вÑÑажайÑе мÑÑли. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑимиÑе во внимание замеÑаниÑ, и Ð¶ÐµÐ»Ð°Ñ ÑвоÑÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð², ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе пиÑаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑие ÑабоÑÑ.