Сочинение грачи прилетели по картине саврасова грачи прилетели 2 класс

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. нажмите 2 раза на любое слово в

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Тема: картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», приход весны, возвращение первых птиц.

картина Саврасова «Грачи прилетели» (сочинение по ней)

1. Короткое сочинение

Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.

Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.

Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.

2. Второе сочинение по картине «Грачи прилетели»

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. Это полотно – один из шедевров художественного искусства не только в России, но и во всем мире.

Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.

Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее.

На втором плане изображена деревня, влажные от растаявшего снега дома которой будто тоже оживают после длительного зимнего сна. Также на втором плане мы видим старую часовню. Судить о ее возрасте можно по кое-где отпавшей штукатурке и по кирпичной кладке. За деревней виднеется поле, идущее далеко вдаль и сливающееся с линией горизонта. Это поле является кормильцем для всех жителей деревни. Скоро крестьяне начнут его обрабатывать.

https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli — uchim.org

Небо, изображенное на картине – особенное. Оно уже не имеет тех серых кучевых, характерных для зимы облаков, которые роняли белые пушистые снежинки на замерзшую землю. Все чаще оно становится более глубоким, облака из серых превращаются в белые, и на их фоне отчетливо видны прилетевшие грачи.

Эта картина известного художника Алексея Саврасова, несмотря на ее серые и мрачные краски, понравилась мне своим весенним, теплым, ласковым настроением.

3. Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас. Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно. Такое случается, если люди, уставшие от долгого ношения зимней одежды, выходя на улицу, вдруг замечают, что теплые одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится приветливее и теплее.

Пейзаж, изображенный на картине довольно прост, обыден и неказист. Природа еще не совсем отошла от зимнего сна и не успела преобразиться, она только-только пробуждается. Вначале можно подумать, что на картине изображены теплые дни зимы. Но, внимательно присмотревшись в умело преподнесенные детали, понимаешь, что это весна.

Передний план картины открывает нашему взору талый, рыхлый, почти серый снег, не мерцающий на свету из-за своей тусклости. Также мы видим оголенные, искривленные и поломанные березы. Вдалеке раскинулось черное поле. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. На самом же деле эта обыденность мнимая. Прежде всего, потому, что за березами виднеется привычная для деревень средней полосы России церковь с колокольней. Эта церковь расположена в Костромской области, и до сих пор находится на том же месте, где видел ее автор картины. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

Также, приглядевшись, мы увидим первые признаки приближающейся весны – проталину, наполненную водой и лучи солнца, как бы бросающие свет на полотно откуда-то извне. Более того – мы видим воздух, который невозможно нарисовать, и довольно сложно, но можно изобразить. Художник Алексей Саврасов известен своим мастерством и умением передавать воздух, приносящий в его картины дыхание, чувство, полноту. Картина наполнена и дышит свежим, теплым воздухом весны.

И основная деталь, подтверждающая наши выводы о приближении весны – грачи. Эти птицы облепили ветки деревьев, вернувшись в свои гнезда, которые оставили осенью. Как известно, грачи – птицы перелетные, и раз они вернулись, то это, безо всяких сомнений, означает, что началась весна.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Слайд 1

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Грицюк Ю. С. ГБОУ школа 456

Слайд 2

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Откройте в учебнике «Русский язык» «Картинную галерею». Рассмотрите репродукцию картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Напоминаю, что картина находится в Москве в Третьяковской галерее. В нашем учебнике репродукция картины. Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, какой весенний месяц изобразил художник? Полюбуйтесь картинами Алексея Кондратьевича Саврасова под музыку Петра Ильича Чайковского. Звучит «Март» из цикла «Времена года».

Слайд 4

Алексей Кондратьевич Саврасов ( 1830-1897) Р усский художник-пейзажист, автор пейзажа « Грачи прилетели». А.К. Саврасов. 1870-е гг. Автор неизвестен

Слайд 5

« Грачи прилетели» (1871) — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Она является самым известным произведением Саврасова. В конце 1871 года картина впервые предстала перед публикой. «Грачи прилетели» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. Прочитайте.

Слайд 6

А .К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871 Про эту картину говорили: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»

Слайд 7

Картина А. К. Саврасова – это пейзаж. Пейзаж — рисунок, картина , изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. ______________ 2 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

Слайд 8

Когда мы описываем картину, то говорим о переднем и заднем планах картины. Передний план картины – это то , что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами. Задний план картины – это то , что находится в отдалении от рассматривающего картину.

Слайд 9

Что вы видите на переднем плане картины? Передний план: весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, снег, домики. Что вы видите на заднем плане картины? Задний план: деревня, бескрайние дали, просторы , широта русской земли, небо, церквушка, пруд. Используй слова «На переднем плане картины я вижу…» в своём сочинении

Слайд 10

Согласен ли ты с таким описанием пейзажа? Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством. У тебя эта картина вызывает такие же чувства? Если нет, то какие?

Слайд 11

Какие цвета ты бы выбрал для описания неба, облаков, снега, озерков талой воды, березы? Цвет : желто-голубой, серовато-коричневый, желтовато-бурый, голубой, голубовато-серый. Используй при описании и такие цвета.

Слайд 12

Посмотри внимательно на картину, представь, пожалуйста, что ты находишься недалеко от этой берёзы. Какие звуки ты услышишь? Звуки : птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев , журчание воды, стекающей в пруд. В сочинении используй эти слова.

Слайд 13

Ты всё еще у этой березы… Закрой глаза. Представь, что ты можешь почувствовать? Ощущения : легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха. Не забудь рассказать об этом в своём сочинении.

Слайд 14

Здесь собрано много слов, которые тебе помогут написать красивое сочинение. Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые. Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей. Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое. Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез. Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Церквушка – старая, обветшалая. Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

Слайд 15

План сочинения Алексей Кондратьевич Саврасов. К артина «Грачи прилетели». 2. Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»: — На картине показано пробуждение весны. (снег талый, посеревший, весеннее солнышко, …) — Г лавные герои картины – грачи. (вестники весны, неугомонные, веселые…) 3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина. Сочинение нужно писать по плану. Прочитай. Перейди к следующему слайду.

Слайд 16

Не забудь! Каждый пункт плана – это новая часть сочинения. Пиши её с красной строки! Номера пунктов плана не ставь! Ты пишешь рассказ (текст). При письме сочинения обязательно смотри на картину! Пользуйся презентацией! Не забывай использовать с лова-помощники. Перейди к следующему слайду!

Слайд 17

Как начать сочинение? Передо мной картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». или Я хочу рассказать о картине «Грачи прилетели», которую написал великий русский художник А. К. Саврасов. Запиши в тетради число. А на следующей строчке Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Возвращайся к плану сочинения и начинай писать! Удачи! У тебя получится отличное сочинение! Когда напишешь сочинение, прочитай его, проверь!

У каждого художника есть собственное видение явлений окружающего мира в то или иное время года. Некоторые стремятся любой сезон изобразить в ярких тонах. Другие предпочитают мрачные оттенки.

Картина А. К. Саврасова под названием «Грачи прилетели» — это реалистичное изображение наступления весны. Каждое явление вокруг напоминает об этом. Передний план занимает несколько старых деревьев, потемневшие со временем стволы которых выделяются на фоне снега. Сугробы во многих местах обмякли под влиянием солнечных весенних лучей. На них беспорядочно падают тени берез. Несмотря на то, что деревья покосились с годами, а обломленные ветви обсыпали поверхность земли, березы стали удобным местом для гнездования птиц. Грачи с удовольствием облепили их ветки, с гулом устраиваясь каждый на своем месте. По следам, оставленным на снегу, становится понятно, что прежде чем забраться наверх, они суетливо бегали внизу. Лишь одна из птиц задержалась на земле, задумчиво схватив ветку в ключ.

Между несколькими березами справа художником изображена непроходимая лужа. Это говорит о том, что зима была снежной, а на этом участке было слишком много снега. За лужей стоит раскидистый куст, расправив мелкие сухие ветки в разные стороны.

Далее место занимает жилая часть. За невысоким коричневым забором представлены постройки, в том числе часовня и церковь. Задний план занимают безграничные просторы, которые также не остались без внимания весны. Повсюду видны проталины от быстро тающего снега. От этого поле кажется темным и мокрым. Практически половину картины А. К. Саврасова занимает изображение неба. Несмотря на то, что художник выбрал для описания пасмурный день, все же солнце светит по-весеннему. Издали тянутся огромные облака, время от времени прибавляя ход и разбавляя голубые высокие небеса.

На изображенном эпизоде нет затишья или отсутствия движений. Представители пернатых резво создают шум, вносят жизнь вместе с приходом первых дней весны. Кроме того возможно и звучание ручья, хруст ветвей. Контраст голубого и серого цветов лишь еще больше указывает на то, что весна вступает в свои владения.

Поэтому, любуясь картиной, создается ощущение, что от нее веет свежестью, будто чувствуешь дыхание весны. А природа просыпается с треском, шелестом, легкими порывами ветерка, который тянется с далеких полей. Таким образом, на картине нет яркого солнца и людей, но после зимы живо просыпается все вокруг, внося в душу радость и умиротворение.

2 описание

Перед нами, пожалуй, самый известный русский пейзаж – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Художник создал его, находясь в Костромской губернии, в селе Молвитино. Известно, что Саврасов очень любил весну и ждал ее прихода. Он сделал много зарисовок, этюдов, фиксируя самые ранние приметы наступления весны. И только потом пришло вдохновение, и появился шедевр, любимый многими.

Начало марта. Еще повсюду лежит снег. Но что-то неуловимо меняется в природе: иным становится небо, воздух. Вот и на ветках высоких берез появились грачи – вестники скорого тепла.

На переднем плане картины несколько искривленных, еще голых берез. Тонкие ветви их устремлены ввысь, к солнцу. На сучьях берез множество птиц. Это черные суетливые грачи вьют свои гнезда, перелетают с ветки на ветку, хлопочут. Следы птиц видны на рыхлом, осевшем снегу.

У подножия берез темные, оттаявшие круги на снегу, сухие ветки. Чтобы передать цвет снега, художник использует различные оттенки белого, голубоватого, серого. А вдали, на солнце, ледяной наст кажется даже светло-золотистым. Весеннее солнце уже скоро растопит его, на нем виднеются проталины, а справа от берез отражающая голубое небо гладь воды.

На снегу лежат тонкие сиреневые тени от стволов деревьев. И это еще одна примета того, что, несмотря на обилие серых и голубоватых оттенков, Саврасов изобразил солнечный день. Солнцем ярко освещены стволы берез, дощатый забор, крыши деревенских изб, шатровая колокольня Воскресенской церкви. Стены храма и шестигранная колокольня белые, кое-где видна облупившаяся штукатурка. Архитектура церкви говорит о том, что перед нами древняя постройка, простоявшая в селе не одну сотню лет. Черные луковичные купола храма хорошо видны на заднем плане картины между стволами берез.

За церковью открываются бескрайние поля с еще не растаявшим снегом.

Почти половину полотна занимает небо. По нему бродят кучевые облака, цвета неба меняются от беловато-серого до нежно-голубого, очень весеннего цвета. Мне кажется, именно такое изображения неба, воздушной среды придает картине необычайную легкость, свежесть прохладного ветра.

Пейзаж «Грачи прилетели» надолго притягивает взгляд зрителя. Нам хочется рассматривать новые и новые приметы весны на картине А.К.Саврасова, хочется вдохнуть этот весенний воздух и полюбоваться непритязательным, но таким родным деревенским видом средней полосы России.

Описание картины Грачи прилетели 3

Написанная в 1871 году картина считается шедевром художественного искусства во всем мире. Картина очень известна большому кругу ценителей живописного искусства. При осмотре картины, взгляд падает на обычный весенний день, в котором выражается приход весны. Внимание привлекают тающий снег, грязь на земле и голые деревья на переднем плане. На ветвях этих постаревших деревьев вьют гнезда грачи — первые птицы весны. Грачи в поисках сломанных сухих веток для будущего домика прохаживаются по снегу. Изломанные бурей березы пока стоят без листвы. Картина художника довольно серая. Даже небо не имеет привычного для себя синего цвета. Оно тусклое, а облака серые. Но в то же время, зритель понимает и радуется приближению весны. Картина смотрится свежо. Это полотно можно было назвать по-другому – «весна пришла». Если вглядеться в картину, можно представить себе громкие и хлопотливые крики птиц, которые пытаются перекричать друг друга.

В начале, увидев много снега на земле, можно легко ошибиться подумав, что на полотне изображена зима. Но опытный зритель сразу поймет, увидев прилет грачей, что это уже март месяц. Ожидается, что теперь, природа начнет оживать, солнце начнет светить ярче и дольче, наступят теплые дни, проснутся насекомые, оживут цветы. Именно прилет этих грачей является символом наступающей весны. Картина имеет тусклый, мрачный вид и деревья выглядят одинокими. Но это все временно. В ближайшее время ожидается, что деревья снова обретут свой зеленый, яркий окрас, покроются сочной листвой. Уже сейчас можно заметить оттаявший снег возле стволов деревьев и небольшую лужу, что является признаком того, что на улице становится теплее.

На заднем плане изображена деревня, ветхая часовня и старая церковь. Эти сооружения повидали на своем веку много весен и зим. Церковь – символ добра и света, часовня придает картине некую умиротворенность. За деревней заметно поле, которое в скором времени начнут обрабатывать жители деревни, так как снег уже потихоньку сходит с этих полей. Хотя картина не изображает весну прямолинейно и пейзаж на этой картине очень простой, она все равно, всеми признаками намекает о весне, о скором пробуждении.

Известно, что грачи являются перелетными птицами. Они оставляют свои гнезда осенью, но снова возвращаются в эти теплые края — весной. Они проделывают долгий и непростой путь домой, чтобы вновь начать работу, оживить всё вокруг. Именно это, изображено на картине. Прилетели грачи. Началась весна.

2, 4, 8 класс

`

Грачи прилетели

Популярные сочинения

  • Сочинение Благородным поведением можно завоевать даже врага

    Зачастую, благородное поведение – та самая вещь, которая может раз и навсегда изменить наше мнение о человеке, создать его. Ведь мы, чего уж греха таить, смотрим именно на то, как ведёт себя тот или иной человек

  • Сочинение-описание по картине Дубовая роща Шишкина (3, 4 класс0

    Среди известных работ И. И. Шишкина картина «Дубовая роща» пользуется большой популярностью. Дубовый лес, изображенный на полотне, оставляет незабываемые впечатления благодаря мощным деревьям

  • Сочинение-описание по картине Гадающая Светлана Брюллова (для 6 класса)

    В старину на Руси было принято, чтобы девушки гадали на женихов, на будущую жизнь, и на многое другое. Были свои правила, которых надо было неукоснительно придерживаться при гадании. Иногда девушки собирались компаниями, а иногда гадали одни.

Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 4 класса

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (2, 4, 6 класс)

Вариант 1
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (по плану) (4 класс)

План: 

  1. Основные сведения про художника
  2. Краткое описание картины
  3. Вывод

        Алексей Кондратьевич Саврасов – российский художник девятнадцатого века. Основной жанр картин — пейзажи. Являлся членом – учредителем Товарищества передвижников. Именно он автор удивительного полотна «Грачи прилетели».

        Эта картина изображает пейзаж в российском глубинном селе Молвитино Костромской губернии. Объектом для изображения стала находящаяся там Воскресенская церковь, которая до сих пор находится в этом селе.

        На переднем плане мы видим несколько голых берез, на которых разместилась стая черных грачей. На картине изображена ранняя весна, так как на земле все еще лежит снег, а лед на реке уже начал таять. Кажется, мы слышим, как галдят веселые грачи: они рады, что вернулись на родину.

        В целом картине мне понравилась, благодаря мастерству автора в данной картине удалось передать всю неповторимость и первозданность российской природы.

Вариант 2
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (по плану) (4 класс)

План: 

  1. Основные сведения про художника
  2. Краткое описание картины
  3. Вывод

        Алексей Саврасов – российский художник-пейзажист, проживавший в девятнадцатом веке в городе Москва. Его пейзажи стали известны не только на территории Российской Империи, но и за её пределами. Является автором культовой картины «Грачи прилетели».

        Работа «Грачи прилетели» изображает пейзаж в селе Молвитино. В центре картины представлена старинная Воскресенская церковь, которая уже не один век стоит в этом и селе и сохранилась до наших дней.

        На переднем плане изображены небольшие молоденькие березки, которые только начинают просыпаться от зимнего сна. Ветки их голые и тонкие. На них разместилась стая черных грачей, которые вернулись после долгой зимы на родину. Один из грачей важно прохаживается, словно позируя художнику.

        В целом картина оставляет приятное впечатление. Автор очень постарался передать всю красоту весенней природы, так как тут много мелких очень хорошо проработанных деталей, что требует невероятной усидчивости и большого количества времени.

Вариант 3
Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (написано для 2 класса, коротко)

         На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» изображено начало весны. Солнце припекает все сильнее, снег быстро тает. Обычно в это время из теплых краев прилетают грачи. Это указывает на приход весны. Грачи показаны на переднем плане картины.

         Несмотря на серые тона, которые использовал художник, стоит обратить внимание на небо. Сквозь тучи видно по-настоящему голубое небо, лучи солнца. На заднем плане мы видим деревню, которая также пробуждается от зимнего сна.

Вариант 4
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (2 класс)

       Алексей Саврасов – российский художник-пейзажист девятнадцатого века. Его работы известны и почитаемы и в наши дни. Каждая из картин художника является уникальной, но наиболее известной и культовой стала его работа «Грачи прилетели».

       Данная картина является отображением русского духа. Так как здесь мы видим церковь, что и является отображением духовности всего русского народа. Вера была очень почитаема во времена Алексея Саврасова. А еще мы видим веселых вернувшихся на родину грачей. Полотно наполнено радостью и весной, именно поэтому картина получила такую широкую известность.

Вариант 5
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (2 класс, Школа России)

         На картине Саврасова “Грачи прилетели” изображена ранняя весна. На переднем плане мы видим уже осевший, серым снег и белоствольные березы, куда в свои гнезда с началом весны вернулись шумные грачи. Справа от таяния снега образовалось небольшое озерцо, подступающее к стволам берез. За березами видны сельские дома, старая церковь и высокая белая колокольня, за которой идут освободившиеся от снега поля, граничащие с высоким весенним небом, покрытом легкими облаками. Картина дарит нам весеннее настроение и этим мне нравится. 

Вариант 6
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (2 класс)

       Автором прославленного пейзажа «Грачи прилетели» является российский художник-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов. Этот человек за всю свою жизнь, проделал колоссальную роботу в области пейзажного творчества.

       Его знаменитая картина является образцом пейзажного искусства девятнадцатого века. Художнику при помощи обыкновенного пейзажа удалось передать духовность и набожность российского народа, радость пробуждающейся природы. Благодаря таланту Алексея Саврасова мы смогли сберечь свой дух и народность, любовь к природе

Вариант 7
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (2 класс)

       Саврасов Алексей – один из наиболее известных российских художников-пейзажистов девятнадцатого века. В коллекцию работ Алексея Кондратьевича входят лучшие образцы пейзажных картин времен Российской Империи. Известное всем полотно «Грачи прилетели» также является работой этого художника.

       Наполненная весенней радостью картина изображает мартовский пейзаж где-то в российской глубинке. В центре работы мы видим старую небогатую церковь. Рядом с ней деревья с гнездами и птицы – грачи. Благодаря таланту и умениям автора, картина стала известна на просторах всей тогдашней России.

Вариант 8
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (6 класс)

         Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» является одной из наиболее известных работ художника. Именно благодаря этому холсту Алексей Кондратьевич стал широко известен.

        Почему же именно этот пейзаж принес художнику вечную славу? Алексей Саврасов в своих работах всегда стремился передать дух русских людей. Ведь для них природа и вера в Бога являются частью их души. А на картине «Грачи прилетели» связь между природой и человеком чувствуется наиболее остро.

        На переднем плане мы видим голые березы, на которых сидят грачи. Эти птицы только вернулись с юга домой. Но наряду с этим наше внимание так же привлекает и старая церковь, которая стоит неподалеку. Природа вокруг изображена с любовью, как и эта церковь: она бедная, но такая родная. И именно это показывает связь русского народа с природой и его желание сохранить все в первозданном виде: как природу, так и душу.

Это полотно навевает теплые и нежные чувства. Помогает прикоснуться к чему-то большему, чем просто искусство, увидеть сердцем, а не глазами. Художник через этот пейзаж передал духовность и чистоту верования русского человека, что мало кому удается.

        Без преувеличения можно назвать Алексея Кондратьевича Саврасова великим русским художником, уникальным человеком, неповторимым и единственным в своем роде. Благодаря его искусству мы можем почувствовать душу наших предков.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 4 класса

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Саврасов А.К.
  4. Грачи прилетели

На картине А.К. Саврасова изображена ранняя весна. Это подтверждает тот факт, что грачи уже вьют свои гнезда на березах. Снег еще не везде растаял, но, кажется, что уже совсем скоро природа оправится от долгой зимней спячки.

У подножия берез лежит снег, на который деревья отбрасывают тени, но он уже прогрелся под лучами солнца и скоро растает. Возле одной березы грач нашел материалы для строительства своего гнезда.

Для того, чтобы сделать снег более реалистичным, художник использует великое множество оттенков. Здесь и белый, и серый, и желтый, и коричневый, и даже сиреневый.

За деревянным забором стоит деревушка. Здесь всего несколько домов и церковь. Дома построены из дерева. А.К. Саврасов так детально изобразил на картине поверхности стен, они кажутся настоящими.

Вдали виднеется прекрасный пейзаж. Почти вся земля уже видна. Лишь на небольшом участке все еще лежит снег. На линии горизонта, как будто в тумане, расположен лес.

Темные силуэты берез и грачей, предвестников весны, так контрастно смотрятся на фоне неба. Оно такое светлое и красивое, кажется, будто что это именно оно делает эту картину такой живой, придает ей динамики, притягивает взгляды зрителей.

Для создания картины художник в основном использует темные, мрачные, сдержанные цвета, лишь еще не растаявший снег искрится в лучах слабого солнца. Но стоит взглянуть на это голубое, свежее, весеннее, бескрайнее небо, затянутое облаками. Здесь Саврасов использовал все оттенки голубого цвета: самые темные и невыразительные внизу, а самые насыщенные и яркие – сверху.

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» очень красива и правдоподобна. Смотришь на нее и, кажется, будто ты стоишь посреди той самой деревушки, любуешься окрестными пейзажами и дышишь свежим воздухом ранней весны.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

Популярные сочинения

  • Почему для России важно развитие науки? — сочинение для 4 класса
    Для России, как и для других цивилизованных стран чрезвычайно важно развитие науки в родной стране. Ведь именно из-за технологических инноваций
  • Сочинение Любовная лирика Ахматовой
    Про любовь писали многие поэты. Но у Ахматовой любовь не приносит счастья, а только горе, разлуку, страдания. У неё любовь – это роковой поединок. Нет идиллии и безмятежности. Стихотворения «Вечер»
  • Сочинение-описание картины Снегурочка Васнецова (3, 5 класс)
    Очень часто в прошлом люди объясняли любое явление природы как чудесные силы каких-либо существ, покровительствующих данному явление.

История создания

Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Известно, что это произведение написано в мастерской, по мотивам эскизов, написанных им на природе недалеко от Костромы. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию, и игру света и цвета.

Произведение вызвало такой резонанс и было настолько востребованным, что А. К. Саврасов не раз создавал его копии или картины по его мотивам.

Для осмысления полотна стоит иметь в виду, что этот пейзаж написан в один из тяжелейших периодов жизни художника: сразу после смерти маленькой дочери и во время тяжелой болезни жены.

Второе сочинение по картине «Грачи прилетели»

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. Это полотно – один из шедевров художественного искусства не только в России, но и во всем мире.

Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.

Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее.

На втором плане изображена деревня, влажные от растаявшего снега дома которой будто тоже оживают после длительного зимнего сна. Также на втором плане мы видим старую часовню. Судить о ее возрасте можно по кое-где отпавшей штукатурке и по кирпичной кладке. За деревней виднеется поле, идущее далеко вдаль и сливающееся с линией горизонта. Это поле является кормильцем для всех жителей деревни. Скоро крестьяне начнут его обрабатывать.

https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli — uchim.org

Небо, изображенное на картине – особенное. Оно уже не имеет тех серых кучевых, характерных для зимы облаков, которые роняли белые пушистые снежинки на замерзшую землю. Все чаще оно становится более глубоким, облака из серых превращаются в белые, и на их фоне отчетливо видны прилетевшие грачи.

Эта картина известного художника Алексея Саврасова, несмотря на ее серые и мрачные краски, понравилась мне своим весенним, теплым, ласковым настроением.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане – изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними – типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане – за церковью – бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Короткое сочинение

Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.

Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.

Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» — один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.


Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Динамика цветового восприятия

Сочинение по картине «Грачи прилетели», конечно же, невозможно без рассказа о цветовом восприятии полотна. Описывать цвета и оттенки следует именно на фоне общей динамики произведения.

Отражая типичные и привычные краски ранней весны, художник добивается того, чтобы каждый цвет контрастировал с другими. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое. Голубые, белые и коричнево-зеленые фрагменты так сочетаются и так контрастируют с черными пятнами грачей и теней, что создается ощущение игры цвета. Это также создает особенную динамику восприятия, не позволяя зрителю остановиться в созерцании произведения. Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Премьер

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Тайны великих картин: «Грачи прилетели»

«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу» (Исаак Левитан об Алексее Саврасове)

Почему эта картина так действует на зрителей почти 150 лет?

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». 1871, Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжет.

Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов. «Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан да затянуть песнь. Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставке передвижников (одним из основатель товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа. Рассмотрим внимательно самую популярную картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

1). Поволжье.

С начала 1870-х годов Саврасов, прежде работавший в основном в окрестностях Москвы, стал часто ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга — Саврасов побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и в последующие пять лет волжские пейзажи будут главным предметом его живописи. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.

2). Молвитино.

В декабре 1870 года у художника возник конфликт с Училищем живописи — его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов взял отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль, приняв (судя по всему, от Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну, которой пришлось довольствоваться только копией полотна. Доминантой художнику послужила Церковь Вознесения Христова в Молвитино.

Церковь Вознесения Христова в Сусанине

3). Весна.

Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино — изучать природу, проникаться ею и писать этюды. «Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать — как хорошо в воздухе чувствуется весна».

4). Колокольня.

Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез, — это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино (ныне — Сусанино), которая была построена в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку. Художник любил старинную русскую архитектуру, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. В том же 1871 году он написал Воскресенский собор Печерского монастыря — обитель, основанную еще в XIV веке, в которой хранились редчайшие рукописи и древняя икона Богоматери. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» вдохновила ученика Саврасова, Исаака Левитана, на полотно «Вечер. Золотой Плес» (1889).

5) Грачи

— символ приходящей весны, обновления природы. Они заставляют картину звучать. Но их темные силуэты полны и какого-то мистического, почти религиозного значения. «Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов своим ученикам. Его картины часто сравнивали с музыкальными произведениями. Лидер передвижников Иван Крамской больше всего ценил художника за наличие в его живописи «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе… струны, которая могла бы обращаться в песню».

6) Деревья.

В живописи Саврасова прослеживается мотив устремленности ввысь, часто повторяются образы мачт и деревьев, которые тянутся к небосклону и раздвигают границы полотна. Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресенье.

В стволах деревьев также есть особое внутреннее движение «вверх-вниз», которое и придает картине особую музыкальность.

7) Живой воздух пейзажа.

На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно. «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове Исаак Левитан.

Горизонт.

Изображая линию горизонта, Саврасов намеренно использовал более светлые оттенки красок, размывая их, чтобы создать ощущение широты и глубины открывающегося глазу зрителя пространства.

9) Небо.

Небо на «Грачах» затянуто облаками и написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально пользуется непокрытым красками холстом.

Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов — «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.

10) Снег.

Внимание Саврасова к деталям и его умение чувствовать природу проявляются в тончайшем рисунке подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Алексей Кондратьевич Саврасов (24 мая 1830 – 8 октября 1897)

Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Самый печальный из русских пейзажистов родился в купеческой семье, однако наперекор желаниям отца не стал заниматься коммерцией. В 1844 году юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния, где стал учиться с заметным успехом. В 1854 году за два пейзажа, показанных на выставке Академии художеств, он получил звание академика. В последующие годы Саврасов занимался преподаванием и путешествиями по России и Европе. Любимым учеником Саврасова стал Исаак Левитан, также у него учились Константин Коровин, Михаил Нестеров, Сергей Светославский и другие. С 1871 года живописец живет в Москве. Личная жизнь его беспорядочна, с женой он расстается. В этот период он начинает страдать алкоголизмом, теряет преподавательскую кафедру в училище и со временем впадает в крайнюю нужду. Умер 67-летний Саврасов в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Его сын Алексей Моргунов также стал художником — одной из видных фигур русского авангарда, соратником Малевича и Клюна. Любимый ученик А. К. Саврасова Исаак Левитан так откликнулся на смерть учителя: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества.»

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» — название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них – на земле – спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

“Грачи прилетели”. Где была написана картина?

Картина: Грачи прилетели

Автор: Алексей Кондратьевич Саврасов

Дата создания: 1971 год

Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)

Описание картины

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.


Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание

Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.


Саврасов А.К.

Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.

Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.


Церковь в селе Сусанино в Костромской области

Изображенное место

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.


Памятная табличка в селе Сусанино

Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

История написания картины

В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение “рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге”, Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, “тихую и сосредоточенную” жизнь в старинном живописном приволжском городе.


А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания “врачующего простора”, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели”. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Итоговый вариант картины. “Грачи прилетели”. А.К.Саврасов. Третьяковская галерея

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в “глубинке” и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.


Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.


А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея

Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж – только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, отражения в воде, движение облаков – все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» — богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и – так как в него включена церковь – ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Композиция картины

Итак, начнем работу над сочинением. Описание картины «Грачи прилетели» начнем с композиции. Рассмотрим ее внимательно. Для изображения взят задний двор церкви. Сразу бросается в глаза большое кривое дерево, на ветвях которого расположились гнезда грачей и сами птицы. Еще несколько птиц вокруг берез. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Но это вроде бы гротескное преувеличение нисколько не портит картину, а наоборот, пейзаж, благодаря им, будто дышит весной. Центр композиции — несколько берез на переднем плане. По краям картины справа и слева ветви деревьев, которые не вошли в пейзаж, но, благодаря им, уравновешивается центральная часть. Солнечный свет падает с левой стороны, и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше — бесконечные поля с уже разлившейся рекой, и простираются они до самого горизонта. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль, поэтому она обязательно должна быть описана в сочинении по картине «Грачи прилетели». А. К.Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах.

  • Сочинение господин из сан франциско в форме декабрьского сочинения путешествие
  • Сочинение гражданственность и милосердие
  • Сочинение город калинов и его жители гроза
  • Сочинение горе от ума чацкий победитель или проигравший
  • Сочинение горе туман 9 класс