Сочинение горький детство 7 класс

Автор: ахмадуллина р.г.издательство: просвещение 2016 тип книги: рабочая тетрадь часть: 1, 2 программа по литературе в 7 классе переходит на

Литература 7 класс Ахмадуллина рабочая тетрадь

Литература 7 класс Ахмадуллина рабочая тетрадь

Автор:

Издательство:

Просвещение 2016

Тип книги: Рабочая тетрадь

Часть: 1, 2

Программа по литературе в 7 классе переходит на новый уровень сложности. Семиклассник должен научиться анализировать литературное произведение, конкретизировать свое собственное отношение к нему, используя цитаты из текста, вести диалог. Выполнение любого задания требует много времени и сил. Чтобы получить максимум знаний и при этом затратить минимальное количество времени, можно воспользоваться ГДЗ по литературе 7 класс рабочая тетрадь автор: Ахмадулина Р. Г. Пособие полностью соответствует всем требованиям ФГОС и рабочей программы общеобразовательных учреждений.
Рабочая тетрадь разбита на две части. Первая часть содержит задания, которые помогут семикласснику проверить свои знания, когда он будет выполнять определенные работы, например: вставлять пропущенные буквы и выражения, разгадывать кроссворды, отвечать на вопросы. Вторая же часть поможет уже оценить свои знания с помощью заданий, которые позволяют осуществлять контроль уровня усвоения каждой темы. Решебник поможет качественно выполнить предлагаемые задания. С его помощью любой семиклассник сможет:

  • быстро и правильно выполнить домашнее задание;
  • приобрести навыки работы с изучаемым материалом;
  • научиться четко и лаконично формулировать свою мысль.

Почему стоит включить сборник готовых домашних заданий к рабочей тетради по литературе за 7 класс от Ахмадуллиной Р. Г.

Онлайн – режим обеспечивает быстрый поиск нужных номеров задания. Пользоваться решебником можно в любое время и в любом месте, где имеется доступ к интернету, как с компьютера, так и с любого мобильного устройства.
Преподаватель литературы может рассматривать решебник как некую модель для своей уникальной программы. Взяв за основу уже имеющиеся выполненные задания, он сможет более качественно подготовить наиболее интересный и увлекательный материал для своих подопечных.
С помощью решебника к рабочей тетради по литературе за 7 класс Ахмадуллина Р. Г. (Просвещение) родители смогут без особых усилий контролировать уровень усвоения изучаемых тем у своих детей.

Часть 1 (страницы)

Часть 2 (страницы)

Сборник ГДЗ разработан высококлассными специалистами и соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Авторский коллектив при его создании основывался на доп. издании Ахмадуллиной Р. Г., выпущенном в двух частях издательством «Просвещение» в 2016 году. Решебник включает все задания из основной книги и верные ответы на номера упражнений.

Что ожидает ребят в ГДЗ к рабочей тетради по литературе для 7 класса от Ахмадуллиной

В этом учебном году семиклассникам нужно будет ознакомиться со многими произведениями отечественных и зарубежных авторов, а также устного народного творчества:

  • былинами, преданиями, пословицами и поговорками;
  • стихами Ломоносова и Державина;
  • поэзией Жуковского, Пушкина и Лермонтова;
  • творчеством Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и А. К. Толстого;
  • произведениями Чехова, Бунина, Горького;
  • прозой зарубежных авторов восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Анализ всех произведений этих и других писателей и поэтов, входящих в рабочую программу по лит-ре для седьмого года, можно будет найти в справочнике. Систематические занятия с учебным пособием способствуют улучшению успеваемости по дисциплине и являются гарантом фундаментальных знаний по предмету.

В чем польза от использования онлайн-решебника рабочей тетради по литературе за 7 класс Ахмадуллина

Сборник ответов размещён онлайн и доступен с любого устройства с выходом в интернет, причем бесплатно и двадцать четыре часа в сутки. А это значит, что им можно воспользоваться в любое время и где угодно: на школьной перемене, в автомобильной пробке, по дороге с тренировки. Удобная система навигации позволит быстро найти нужную страницу пособия. Правильные ответы изложены понятным и простым языком.

С таким надежным помощником школьник сможет:

  • сэкономить время на подготовке к уроку и потратить его на другие предметы, любимое хобби или спортивные занятия;
  • наверстать пропущенные по болезни или другим причинам темы;
  • глубже разобраться в характерах героев и произведении в целом;
  • планомерно готовиться к итоговой аттестации;
  • самостоятельно тренироваться к сочинению и эссе.

А родители с помощью онлайн-ресурса легко проверят домашние задания своих детей.
Задачник станет хорошим подспорьем семикласснику в изучении литературного искусства и его настоящим карманным репетитором. Максимальный результат от использования онлайн-ГДЗ можно получить, если не просто списать верный ответ, а сначала попытаться сделать задания самостоятельно. Книгу стоит применять в качестве средства для проведения самопроверки. Заглядывать в материалы решебника до получения собственного решения разрешается лишь в том случае, если ребенок совсем не понимает тему или задачу.

: У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди».

Действие происходит в 1913 году, в Нижнем Новгороде. В оригинале повествование ведётся от первого лица. Названия глав — условные.

Глава 1. Смерть отца, переезд в Нижний Новгород, знакомство с дедом

Первое воспоминание Алёши — смерть отца.

Сочинение горький детство 7 классАлёша Пешков — рассказчик (в персо­наже угады­ва­ется сам Горький), мальчик лет девяти, послушный, впечат­ли­тельный, любит маму и бабушку.

Он не понимал, что отца больше нет, но ему запомнился плач Варвары.

Сочинение горький детство 7 классВарвара — мама Алёши, вдова, ещё молода и красива, с сильным харак­тером, непо­корная.

Помочь с похоронами и сильно заболевшим Алёшей приехала бабушка Акулина.

Сочинение горький детство 7 классАкулина Ивановна Каширина — бабушка Алёши, крупная, полная, боль­ше­го­ловая, с огром­ными глазами, рыхлым носом и длин­ными чёрными густыми воло­сами, очень добрая, мудрая и сильная, знает много сказок.

В день смерти мужа у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала Алёшу, Варвару и новорож­дённого в Нижний Новгород. В дороге, на пароходе, малыш умер.

В Нижнем их встречал дед Алёши, Василий Каширин, два его сына — родные дядья Алёши — и их дети.

Сочинение горький детство 7 классВасилий Васильевич Каширин — дед Алёши, маленький, сухонький, с рыжей бородкой, птичьим носом и зелё­ными глаз­ками, хозяин красильной мастер­ской, небедный, но очень скупой, злой и властный, никого не любит.

Дед мальчику не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2. Недружная семья деда Каширина

Дед жил в большом доме, в нижнем этаже которого была красильная мастерская. Семья жила недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Периодически дядья дрались.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми.

Приезд Алёши с матерью только усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Алёшу он тоже наказал. Мальчик сопротивлялся, и дед засёк его до полусмерти. Когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но простить его не мог.

Иван-Цыганок, державший Алёшу во время порки, поразил мальчика тем, что подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

Сочинение горький детство 7 классИван-Цыганок — подкидыш, воспи­танный в доме Каши­риных, 17 лет, весёлый, добрый и наивный, отзыв­чивый, рабо­тящий, всегда готов помочь.

Глава 3. Иван-Цыганок

Алёша очень подружился с Иваном. Парень был подкидышем: бабушка нашла его зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

По пятницам Ивана отправляли на рынок за продуктами, и он тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась — она боялась, что парня схватит полиция.

Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Один из сыновей Кашириных дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же туда и свёл. Цыганок нёс комель креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

Глава 4. Бабушка Акулина

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Алёшу спасали только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская, от неё — конюшня. Рискуя жизнью, бабушка вывела оттуда жеребца и сильно обожгла руки.

Глава 5. Переезд в новый дом

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом с кабаком на первом этаже и начал сдавать комнаты. Вокруг дома рос густой запущенный сад. Бабушка с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Все соседи обращались к Акулине за советом — она знала множество рецептов лекарств из трав. Родом бабушка была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой. С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, искусная кружевница, выучила дочь своему ремеслу, а когда об Акулине слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве и о матери — злой калашнице.

Вскоре дед начал учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным и быстро научился читать. На улицу Алёшу отпускали редко — местные мальчишки постоянно избивали его.

Глава 6. Новые скандалы

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. Каждый вечер к ним начал приходить один из дядьёв и учинять скандалы, на радость всей улицы. Он требовал у деда Варварино приданое, но старик не сдавался.

Глава 7. Вера бабушки и деда

Бабушка Акулина молилась богу жарко и радостно. Её вера была светлой, а бог — добрым и не страшным.

Дед тоже был верующим, но его бог был жесток, мстителен и вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

Он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждёт покаяния и любит наказывать

Глава 8. Ещё один переезд, безработный Хорошее Дело

В конце зимы дед неожиданно продал дом и купил другой. Слева от нового дома жил полковник Овсянников, а справа — семейство Бетленга.

Дом был набит интересными людьми. Особенно заинтересовал Алёшу Хорошее Дело.

Сочинение горький детство 7 классХорошее Дело — безра­ботный нахлебник, добрый и безобидный, друг Алёши.

Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал.

Мальчик подружился с Хорошим Делом. Тот научил его правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась — они считали нахлебника колдуном. Хорошему Делу пришлось съехать.

Глава 9. Дети из дома Овсянниковых

Во дворе дома Овсянникова Алёша часто видел трёх мальчиков, играющих дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял мальчика из дому, тот успел обозвать его «старым чёртом», за что был бит. С тех пор Алёша общался с Овсянниковыми-младшими только через дыру в заборе.

Глава 10. Возвращение матери

О матери, которая жила отдельно, Алёша вспоминал редко. Однажды зимой она вернулась, поселилась в комнате нахлебника и начала учить сына грамматике и арифметике. Дед ссорился с матерью, принуждал её к новому замужеству, но та отказывалась.

Русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха — кривого и лысого часовщика. Варвара ему отказала.

Глава 11. Алёшина болезнь

Осмелившись пойти против воли деда, Варвара «сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». К ней в гости стали приходить братья Максимовы, знакомые Бетленгов.

После Святок Алёша заболел оспой. За ним ухаживала бабушка, рассказывала об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла, и он долго скитался.

Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался умелым красноде­ревщиком. Варвара вышла за него против воли деда — тот хотел выдать красавицу-дочь за дворянина.

Глава 12. Отчим

Вскоре Варвара вышла замуж за младшего Максимова, Евгения.

Сочинение горький детство 7 классЕвгений Максимов — отчим Алёши, высокий, тонко­ногий, блед­но­лицый, с узкими плечами и чёрной остренькой бородкой, высо­ко­мерный и жестокий.

Отчима Алёша сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить.

Осенью дед продал дом, заявил бабушке, что больше кормить её не будет, и «снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». После переезда появились мать с отчимом и сказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег.

Мать с Максимовым сняли бедное жильё и взяли Алёшу к себе. Варвара была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. Мальчик хулиганил и досаждал матери. Жизнь становилась всё тяжелее. Мама родила сына, который быстро умер. У отчима появилась любовница.

Вскоре Варвара снова забеременела. Однажды Алёша увидел, как отчим бьёт беременную жену ногой в грудь. Он бросился на Максимова с ножом. Варвара успела его оттолкнуть — нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

Глава 13. Смерть матери, дед отправляет Алёшу «в люди»

Алёша вернулся к деду. Скупой старик разделил хозяйство на две части, и даже чай они с бабушкой заваривали по очереди.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка вышивала, плела кружева, а Алёша с компанией ребят собирал утиль, обирал пьяных, воровал дрова. Одноклассники знали, чем он занимается, и издевались ещё больше.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала тяжело заболевшая Варвара с новорождённым. Отчим снова куда-то исчез. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с новорожденным возился дед, часто недокармливая его из жадности. Алёша тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить Алёшу не собирается, и отправил его «в люди».

Главные герои Горького “Детства” – семья Кашириных, их образы в повести настолько разнообразны, что сложно представить, как они уживаются в одном доме. Жизнь Алёши в доме родного деда – самый сложный период в его жизни. Автобиографичность произведения помогает понять и прочувствовать сложную судьбу писателя. В описании персонажей есть много незабываемых моментов, они формировали личность маленького Алёши и оставили глубокий след в детской памяти. В рассказе Максима Горького “Детство” герои показаны очень реалистично, правдиво и разнопланово.

Главные герои

Мальчик (рассказчик)

Алексей тяжело переживает переезд в дом деда. Он жесток, избивает внука за испорченную скатерть до потери сознания. Эту травму ребёнок переживает тяжело. Постоянное отсутствие матери ещё больше омрачает ситуацию. Только бабушка жалеет Алёшу, она заступается за него, бережёт от неприятностей. Алёша не может найти достойных друзей ни на улице, ни в школе. Дворовые дети издеваются и обсуждают ругань и скандалы в семье Кашириных. В школе смеются над его бедностью, ругают, так как он не принимает школьные порядки. Когда умирает мать Алёши, дед отправляет его “в люди”.

Мать мальчика, Варвара

Выходит замуж против воли отца. Её первый брак был счастливым, но муж умер и пришлось возвращаться домой. В родительском доме тяжёлая атмосфера, ссоры, ругать, драки. Дед жестокий, жадный человек. Он хочет выдать мать замуж по расчёту. Мать страдает, пытается устроить свою судьбу сама. Снова неудачно, уже беременную, её избивает второй муж. Женщина несчастна и в родительском доме и в попытках наладить личную жизнь. Сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке.

Дед Каширин

Владелец мастерской, богатый, но очень скупой человек. Его не любят и побаиваются в доме. Собственные дети не уважают его, ругаются, требуют разделить наследство. Он вместе с бабушкой молится о непутёвых сыновьях. “Дедушкин” бог злой и строгий, он бесконечно наказывает и ищет грехи. Он пытается учить Алёшу грамоте, читает Библию, заставляет учить молитвы. Сыновья не раз за жизнь пытались убить отца, чтобы получить наследство, от этого он стал чёрствым и грубым.

Бабушка (Акулина Иванова)

Добрая, любящая, заботливая женщина. Она единственный добрый человек в семье. Умная, ловкая, энергичная, бабушка стала для Алёши единственным другом и второй мамой. Она знает много сказок и интересных историй, соседи уважают её за знания о лечебных травах, ходят за советом. Её доля – жизнь с тяжёлым грубым человеком. Когда дед решает разделить хозяйство и перестаёт “кормить” бабушку, она начинает плести кружева и продавать их. Неунывающая, отзывчивая, чудесная женщина.

Дядья Михаил и Яков

Злые завистливые сыновья деда Каширина. Все несчастья в доме происходят по их вине. Им нужны от отца деньги, наследство, сам старик для них чужой. Яков избил свою жену насмерть. Михаил тоже избивает беременную Наталью. Она умирает во время третьих родов.

Цыганок (Иван)

Молодой парень, которого вырастили в семье Кашириных. Он подкидыш. Как ни странно, но дед доволен Цыганком, его работой и помощью. Прозвище своё герой получил за внешность. Он по-цыгански красив и имеет привычку подворовывать, когда отправляется за покупками. Это очень нравится жадному деду. Большое влияние на становление характера Алёши оказывает его дружба с Цыганком. Его речь очень живописная, яркая, сочная. Он добрый, работящий, очень любит бабушку и Алёшу. Однажды зимой он помогает дядьям нести огромный крест на кладбище, поскальзывается, и его придавливает насмерть.

Детство краткое содержание

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина, читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм». На нашем сайте вы можете онлайн прочитать краткое содержание «Детства» по главам. Горький в своей повести раскрыл многие «вечные» темы: отношения отцов и детей, развития личности ребенка, становления человека в социуме и поиск своего места в мире. Пересказ «Детства» будет полезен учащимся 7 класса при подготовке к уроку либо контрольной работе по произведению. Главные герои Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство». Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом» с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». Другие герои Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота». Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый». Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый». Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках». Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный как ребенок. Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен». Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары. Краткое содержание

Глава 1 Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел. После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много. В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных. Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2 Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда). По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал это участи и Алеша – один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно отсек его. После этого Алексей долго болел и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен». Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3 Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью. Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея). Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу). Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову. Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Иван, от чего он вскоре умер.

Глава 4 Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге. В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5 «К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго. Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна. Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала – плетению кружева, знахарскому делу. О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза». Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных. Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6 Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщая, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло. В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху. Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7 Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно». Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!». Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы. Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8 В конце зимы дед продал старый дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы. Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день. В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву». Его слова впечатлили Алексея. Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба – они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.

Глава 9 Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков. Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война. Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви – извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.

Глава 10 Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась. Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!». Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы. Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.

Глава 11 «После этой истории [об отказе часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых. После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12 Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей. Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег. Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение. Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13 Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова. Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой, Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем. После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею, что «ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди». И мальчик пошел в люди.

Заключение Произведение Максима Горького «Детство» рассказывает о нелегком детстве маленького Алексея Каширина, который, не смотря ни на что, благодарно принимал свою судьбу: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Центральной идеей повести, которая прослеживается даже при прочтении краткого пересказа «Детства» Горького является идея, что всегда и во всем нужно искать что-то хорошее: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Характеристика главных героев «Детство» Горького: анализ, жанр и краткое содержание произведения

В этой повести рассказывается о детских годах Максима Горького, о том, что влияло на формирование его личности как писателя. После кончины отца в жизни автора произошли серьезные изменения, а сознание как будто проснулось. Анализ и характеристику главных героев «Детства» Горького можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку русской литературы.

История написания

Писатель был выходцем из простого народа, он без посторонней поддержки смог получить образование, раскрыть литературный гений и стать популярным во всем мире. Произведение «Детство», где Максим Горький описывает первые годы своей взрослой жизни, является ярким примером автобиографии в литературе.

Решение написать биографию, где Горький смог бы отразить воспоминания юности, показать настоящую картину жизни простых людей, появилось у писателя еще в 90-х гг. XIX столетия, на пике его литературного творчества. Но к написанию автор приступил только в 1912 г.

Произведение было создано в рамках трилогии, куда входили также повести «Мои университеты» и «В людях». Работа над ними происходила вплоть до 1913 г. В основе «Детства» находятся воспоминания писателя о юных годах, когда молодой автор жил в доме дедушки после кончины отца.

Алексей Максимович создал повесть «Детство», повторяя Толстого, у него также существует произведение с одноименным названием. Но Лев Николаевич отобразил свое формирование как дворянина, а Горький — путь обычного юноши из небогатой семьи. Так писатель хотел показать, насколько разные могут быть эти судьбы в пределах одной страны.

Жанр и композиция

Произведение можно отнести к реалистическому направлению в литературе. Писатель пытался достоверно показать окружающую реальность, описанные им герои максимально близки к настоящим людям. Читая это повествование можно поверить в то, что все события могли случиться в настоящей жизни.

Жанр «Детства» Горького определяется как автобиографическая повесть. Произведение захватывает не очень большой временной промежуток и включает немного главных персонажей.

Алексей Максимович повествует о масштабных событиях из повседневной жизни людей, описывает множество деталей, помогающих читателю максимально погрузиться в атмосферу повествования.

Сюжетная линия представляет собой точный пересказ детской жизни писателя.

Композиция произведения линейная и очень простая. В рамках одного сюжета автор описывает читателю несколько эпизодов из жизни основного персонажа и находящихся рядом с ним людей. Рассказ ведется от первого лица, это дает возможность подчеркнуть то, что изображенные события не просто плод воображения, а настоящие воспоминания автора.

Конфликт всей повести состоит в противостоянии главного персонажа с окружающим миром. Алексей Максимович описывает, как настоящий мир со своей суровой реальностью сломал ребенка, лишив его детства, заставляя быстро повзрослеть.

Краткое содержание

Произведение начинается с того, как овдовевшая мать Максима Горького, юного писателя тогда звали Алеша Пешков, везет сына к деду в Новгород.

С первого мгновения в доме Василия Каширина, где также проживают два дяди Алексея, а также помощник деда Ваня Цыганок, можно почувствовать атмосферу враждебности.

Дедушка недоволен своей дочкой, поскольку она вышла замуж без его согласия, но все же позволяет женщине вернуться.

Затем описываются многочисленные моменты из сложной судьбы мальчика. В семье все время ругаются, дяди требуют отдать деду их долю наследства, Алеша в первый раз в жизни был подвержен порке, он воспитывается на улице, вынужден терпеть нужду и ругательства.

Но вместе с плохими эпизодами в жизни мальчика отмечаются и положительные события. Отрадой для Алексея стала бабушка — Акулина Ивановна, она души не чаяла во внуке. Строгий дедушка учит юношу грамоте и рассказывает о трудных временах, когда Василий Каширин был бурлаком.

Мать мальчика еще раз выходит замуж и забирает сына, однако этот брак был несчастливым, когда новый отец начинает бить мать Алексея, последний набрасывается на него с ножом и ранит.

Юношу отправляют назад в дом дедушки, но Василий Каширин к тому времени стал таким жадным, что пожалел денег даже для Акулины Ивановны, также он начинает делить имущество. Мальчик проживает у бабушки, пытается заработать на жизнь.

Так Алексей доучивается до 3 класса, и в это время скончалась его мать. Через пару дней после похорон дед выгоняет юношу из дома, сказав ему, чтобы тот шел «в люди».

Описание персонажей

Основные персонажи «Детства» — семейство Кашириных. Их образы в произведении так сильно отличаются, что трудно представить, как они могут вместе ужиться в доме. Характеристика героев:

  1. Мать Горького, Варвара. Вышла замуж без согласия отца. Брак был счастливый, но муж скончался, и она вернулась домой. Дед жесткий человек, он пытается выдать дочку замуж по расчету. Женщина хочет устроить свою жизнь самостоятельно. Но у нее это получается неудачно, уже беременную девушку избил новый муж. Женщина сыном почти не занимается, она передает его бабушке.
  2. Василий Каширин. Дед Алексея. Очень жестокий человек, тиранит всю семью. Одержим жадностью, она к завершению произведения достигла таких размеров, что дед продает все имущество супруги, ходит по соседям и попрошайничает. Жесток к своим детям, постоянно порет их за любую провинность.
  3. Алексей Пешков. Это автобиографический образ Максима Горького, его глазами читатель может видеть все события, которые описываются в повести. Вначале он изображается простым добрым мальчиком, но пережив лишения и разочарование в матери, быстро взрослеет, дерется с другими подростками и ранит отчима ножом. Жестокость оставила большую рану в его сердце, но это закалило его характер, помогло преодолеть жизненные сложности, кончину матери и выйти «в люди».
  4. Акулина Ивановна. Бабушка Алексея. Добродушная и ласковая женщина, любит табак и водку. Невзирая на все испытания, смогла сохранить жизнерадостность. Никогда не жалуется. Стала отрадой для внука, лучиком света в его темном царстве.
  5. Дяди Алексея — злые, скупые и эгоистичные мужики, привыкшие к строгости отца и ставшие такими же. Алкоголизм, ругань, лицемерие — это их краткое описание.
  6. Иван Цыганок. Сиротка, работающий у Кашириных, чтобы прожить. Веселый, искренний и добродушный юноша, его часто наказывают, но он не отчаивается. Он по-дружески относится к Алексею. Но Иван умирает во время переноса тяжестей, он был ими придавлен и скончался в мучениях.

Основная тематика

Делая анализ «Детство» Максима Горького, можно проследить основные темы, которые поднимает писатель. тематика повести следующая:

  1. Детство — автор показал читателю, как среди бедности, грубости и злости детям необходимо цепляться за жизнь, каждый день выдерживая различные испытания. Писатель пытался сказать, что у него, как и у многих остальных малышей, не было счастливого детства.
  2. Воспитание — писатель полноценно показывает почти все средневековые способы обращения с детьми и их особенности воспитания, царившие в России даже в XIX столетии.

Семейство Кашириных, за исключением Акулины Ивановны, является для читателей образчиком неблагополучной семьи, где нет какого-то взаимопонимания, все родственники все время ругаются и дерутся между собой, а их отношения обусловлены только жаждой денег и корыстью.

Раскрытие проблем

Проблематика в повести «Детство» настолько же актуальна. Максим Горький пытался поднять следующие вопросы:

  1. Социальное неравенство — писатель в подробностях описывает ужасные картины бедности и неприглядную жизнь низших слоев общества. Неравенство находится даже в конкретном семействе Кашириных, в котором дед распоряжается всеми деньгами, а другим необходимо самим себя обеспечивать.
  2. Мерзости жизни — автор пытается максимально подробно описать все пороки, которые царили среди обычного народа. Алкоголизм, кражи, измены, драки в произведении описываются, как что-то привычное и обычное. Даже Акулина Ивановна, которая олицетворяет собой все самое доброе в жизни Алексея, курит и пьет водку.
  3. Народ — он в изображении писателя предстает читателям озлобленной и серой массой, которая страдает от бедности и нужды, но Горький обвиняет в этом не народ, а несправедливость, глубоко укоренившуюся в российском обществе того времени. Он описывает то, что даже в этом жестоком мире можно отыскать и хороших людей, наподобие бабушки Алексея, в которых еще осталась душа.
  4. Детство в людях — свою жизнь автобиографический персонаж начинает в неблагоприятной среде, он окружен алкоголиками, ворами и грубиянами, все это сказывается на детской неокрепшей психике. Ближе к окончанию произведения главный герой начинает все больше походить на свое окружение, он сам начинает воровать и даже занимается поножовщиной.

мысль

Произведение Максима Горького представляет собой описание жизни провинции в XIX столетии. Автор полностью показывает читателю совершенно дикие нравы общества той эпохи. Суть повести состоит в демонстрации того, что нищие лишены детства. Они практически сразу становятся взрослыми и ожесточаются.

Писатель также пробует переосмыслить свой жизненный путь. Перенося в повесть все яркие воспоминания из детства, он хочет определить, как эти события повлияли на его жизнь, и стал бы он тем человеком, как он сейчас есть, если бы не пережил таких испытаний.

Основной смысл произведения состоит в своеобразном формировании личности под социальным гнетом. Народ так и будет необразованным и нищим, жестким и скупым, если дети будут расти в этих условиях.

Повесть в первую очередь заставляет подумать о том, как не стоит жить дальше. Горький порицает алкоголизм, воровство, алчность и грубость.

Показывает читателю, как низко падают люди, поддающиеся пагубным привычкам, думающие только о низких вещах.

Мораль произведения заключается в том, что человек не должен быть зациклен на деньгах, даже если живет в бедности, это превращает всех членов семьи во врагов.

Вам также может понравиться

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/analiz-i-harakteristika-glavnyh-geroev-detstvo-gorkogo.html

Второстепенные персонажи

Хорошее дело

Квартирант, нахлебник. Добрый и одинокий человек. Над ним насмехаются и зло подшучивают дядья. Он занимается химическими опытами. Абсолютно непохожий на других человек, его называют “колдуном” и “чернокнижником”.

Список характеристик героев будет подспорьем в написании сочинений, творческих работ, материала для читательского дневника.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Конь с розовой гривой» характеристика образов персонажей рассказа Астафьева

Следующая

СочиненияГлавные герои «Сказка о потерянном времени» характеристика персонажей произведения Шварца

Несколько интересных сочинений

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой.

Нельзя собирать их – это точно! Почему? Потому, что я не баба Яга! Только она собирает мухоморы.

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».

С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле.

Многие рассказы А.П. Чехова посвящены теме любви. Автор, подобно исследователю, изучает тонкости взаимоотношений между людьми, чувственную сторону их жизни

Источник

История написания

Писатель был выходцем из простого народа, он без посторонней поддержки смог получить образование, раскрыть литературный гений и стать популярным во всем мире. Произведение «Детство», где Максим Горький описывает первые годы своей взрослой жизни, является ярким примером автобиографии в литературе.

Решение написать биографию, где Горький смог бы отразить воспоминания юности, показать настоящую картину жизни простых людей, появилось у писателя еще в 90-х гг. XIX столетия, на пике его литературного творчества. Но к написанию автор приступил только в 1912 г.

Произведение было создано в рамках трилогии, куда входили также повести «Мои университеты» и «В людях». Работа над ними происходила вплоть до 1913 г. В основе «Детства» находятся воспоминания писателя о юных годах, когда молодой автор жил в доме дедушки после кончины отца.

Алексей Максимович создал повесть «Детство», повторяя Толстого, у него также существует произведение с одноименным названием. Но Лев Николаевич отобразил свое формирование как дворянина, а Горький — путь обычного юноши из небогатой семьи. Так писатель хотел показать, насколько разные могут быть эти судьбы в пределах одной страны.

Вариант 2

Произведение писателя является автобиографическим и в нем автор повествует о собственных воспоминаниях своего далекого детского прошлого.

Алеша Пешков изображен в образе главного героя повести, оставшийся в раннем детстве сиротой и вынужденный воспитываться в доме своих родственников, где преобладает угрюмая и тяжелая атмосфера.

Главой семейства является дед, отличающийся самодурством и бессердечностью, остальные члены семьи беспрекословно слушаются пожилого мужчину, поскольку для них характерны трусость и жадность.

Домочадцы подвергаются избиению и телесным наказаниям за любую шалость или провинность независимо от наличия вины, поскольку дед приходит в ярость по любому поводу.

Раскрытие проблем

Проблематика в повести «Детство» настолько же актуальна. Максим Горький пытался поднять следующие вопросы:

  1. Социальное неравенство — писатель в подробностях описывает ужасные картины бедности и неприглядную жизнь низших слоев общества. Неравенство находится даже в конкретном семействе Кашириных, в котором дед распоряжается всеми деньгами, а другим необходимо самим себя обеспечивать.
  2. Мерзости жизни — автор пытается максимально подробно описать все пороки, которые царили среди обычного народа. Алкоголизм, кражи, измены, драки в произведении описываются, как что-то привычное и обычное. Даже Акулина Ивановна, которая олицетворяет собой все самое доброе в жизни Алексея, курит и пьет водку.
  3. Народ — он в изображении писателя предстает читателям озлобленной и серой массой, которая страдает от бедности и нужды, но Горький обвиняет в этом не народ, а несправедливость, глубоко укоренившуюся в российском обществе того времени. Он описывает то, что даже в этом жестоком мире можно отыскать и хороших людей, наподобие бабушки Алексея, в которых еще осталась душа.
  4. Детство в людях — свою жизнь автобиографический персонаж начинает в неблагоприятной среде, он окружен алкоголиками, ворами и грубиянами, все это сказывается на детской неокрепшей психике. Ближе к окончанию произведения главный герой начинает все больше походить на свое окружение, он сам начинает воровать и даже занимается поножовщиной.

Популярные сегодня темы

Франц Кафка писал свой «Приговор» повинуясь импульсу, наитию. Как будто, одурманенный, не мог не писать и «Приговор» родился за одну только ночь.

«Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей.

Творчество Михаила Михайловича Зощенко являлось неким продолжением идей Чехова, Лескова Гоголя. Писал он сжато, короткими фразами, понятными для рядового обывателя, которые и были абсолютным большинством героев его произведений.

Основная тематика

Делая анализ «Детство» Максима Горького, можно проследить основные темы, которые поднимает писатель. Главная тематика повести следующая:

  1. Детство — автор показал читателю, как среди бедности, грубости и злости детям необходимо цепляться за жизнь, каждый день выдерживая различные испытания. Писатель пытался сказать, что у него, как и у многих остальных малышей, не было счастливого детства.
  2. Воспитание — писатель полноценно показывает почти все средневековые способы обращения с детьми и их особенности воспитания, царившие в России даже в XIX столетии.

Семейство Кашириных, за исключением Акулины Ивановны, является для читателей образчиком неблагополучной семьи, где нет какого-то взаимопонимания, все родственники все время ругаются и дерутся между собой, а их отношения обусловлены только жаждой денег и корыстью.

Повесть М. Горького под названием «Детство» считается автобиографией автора. В произведении центральной фигурой выступает бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина. Он описал ее как доброго ангела. Женщина полна любви. Акулина Ивановна заботилась о внуке с его ранних лет, потому что парень был на половину сиротой.

Женщина хоть и носила фамилию Каширина, но она не стала жестокой в мещанской среде обитания. Акулина Ивановна всегда была доброй, терпеливой, скромной и заботливой. С годами она не растратила свои хорошие черты, а только приумножила их. Иногда судьба поступала жестоко с женщиной и была к ней не благосклонна. Много горя повидала Акулина Ивановна за всю свою жизнь. У нее было трудное детство, ее брак нельзя назвать счастливым, она похоронила пятнадцать своих родных детей. В старости она жила бедно, плохо питалась, а иногда вовсе была голодной. Ее муж часто поднимал на Акулину Ивановну руку, избивая ее просто так. Но, ничего из вышеперечисленного не смогло сломить ее внутренний мир. Женщина считала, что все, что с ней происходит это желание Бога. Она  беспрекословно повиновалась его воле. Она верит в Бога и живет по его законам. Акулина Ивановна мужественно переносит все невзгоды. Женщина, несмотря на свою тяжелую судьбу, всегда старается помочь окружающим и поддержать их.

Читатель видит Акулину Ивановну глазами маленького внука. Мальчик Алеша это главный герой произведения «Детство». Когда он в первый раз увидел Акулину Ивановну, то запомнил ее как круглую женщину с большими глазами и огромным носом. Несмотря на высокий рост и привычку сутулится, женщина двигалась плавно. У нее были густые волосы черного цвета. В общем, образ ее был светлым, а глаза излучали любовь и доброту.

Мальчик Алеша безумно любил свою бабушку. Он любит смотреть на ее танцы. В эти мгновения она словно преображается и молодеет. Мальчик любит подслушивать, как бабушка читает молитвы. Так же Акулина Ивановна любит рассказывать различные истории и знает их очень много. Алеша всегда делился с бабушкой своими переживаниями и страхами.

Акулина Ивановна – это сильная, волевая и храбрая женщина. Она часто жертвовала собой ради окружающих. Она заложила в характер Алеши хорошие человеческие качества. Именно благодаря ее урокам мальчик вырос сильным, честным и благородным человеком. Акулину Ивановну можно считать великой женщиной. Она достойна уважения.

Вариант 2

Одним из ключевых персонажей повести М. Горького «Детство» есть Акулина Ивановна Каширина. Образом для этого персонажа послужила сама бабушка Горького. Она со всей присущей бабушкам добротой и заботой подходит к своему внуку и пытается уберечь его от жестокого мира, от мира бедности и несправедливости, ведь ребенок не виноват, что он там очутился.

Характер старушки – удивителен. Являясь Кашириной и живя в мещанской среде, она не впитала в себя весь тот негатив, всю ту злобу, которая была так присуща тем, кто ее окружал. Она осталась доброй, жизнелюбивой женщиной, несмотря на тяжелую судьбу. На своем веку ей пришлось перенести нелегкое детство, не увенчавшееся успехом замужество, увидеть, как смерть забрала 15 родных детей, терпеть избиения от мужа и волочить голодную жизнь на старости лет. И казалось бы, что любой человек в такой ситуации просто опустит рука, но это не про Акулину Ивановну. Она принимала все удары судьбы, была терпеливой и молчаливо, без унываний души переносила все те трудности, что были предоставлены ей судьбой, при этом Акулина Ивановна старалась помогать окружающим и вносить краски в их жизни. Бабушка была набожным человеком, все время общалась через молитвы с Богом, считала все что происходит в жизни Его волей, поэтому и спокойно относилась ко всем невзгодам.

Портрет Акулины Ивановны виден для читателя через то, как воспринимает ее внук Алеша. Он крайне сильно любил бабушку. Любил смотреть на нее, когда она танцует, любил слушать молитвы и особенно ему нравилось, когда бабушка рассказывала истории и былины. Выходя из уст бабушки, они будь то бы оживали, становились явью, чем-то большим, нежели просто истории.

Именно Акулина Ивановна помогла Леше пройти через все трудности уже его жизненного пути, ведь она к сожалению, знала, насколько это не просто. Бабушка послужила отличным учителем и наставником для Алеши. Она заложила в нем те черты характера, которые позволили ему стать настоящим человеком, научиться преодолевать препятствия, которые так часто и так не вовремя подкидывает нам жизнь, быть сильным, но в тоже время добрым. За все это Леша очень благодарен бабушке: «…Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Подведя итог, можно смело заявить, что Акулина Ивановна была по истине чудесно и неповторимой женщиной, бабушкой, которая смогла смело противостоять всем трудностям жизни и при этом остаться человечной. Смогла передать все то хорошее, что у нее было своему внуку и окружающим, никогда не оставляя в их памяти плохого о себе.

Характеристика Бабушки Акулины Ивановны

Наверное, нет такого писателя, который бы не стал за все время популярным и знаменитым. И Горький не стал исключением, а все, потому что он создал огромное количество произведений.

Произведение «Детство» автор написал по своей биографии. И из обычного и маленького мальчика вырос в умного и образованного. И он стал для нее не только опорой, но еще и поддержкой.

С самого детства его воспитывала бабушка, которая и стала в этом произведении главной героиней.

Именно она является не только уникальной, но еще и неповторимой женщиной. В ней сочетаются сразу же в чувственность, а также и силу воли, но еще и доброту души, и стержень характера. Больше всего на свете она ценит в людях справедливость. Кроме этого больше всего на свете она любит своего внука, которого всегда и во всем готова защищать и помогает решить ему проблемы, которые возникают в его жизни.

Она описывается как красивая женщина с красивыми и пышными волосами. И больше всего на свете она любила садиться напротив зеркала и, смотрясь в него, расчесывать свои длинные волосы. Перед сном она любила рассказывать своему внуку различные и очень интересные и захватывающие истории, которые очень даже нравились парню.

Кроме этого она постоянно ткала различные полотна, и вся деревня заказывала у нее эти прекрасные вещи.

А вот если говорить про ее любимого внука, то счастливым его нельзя назвать, а все, потому что он постоянно и везде находился один. А ведь однажды у него были родители, вот только до дел и забот о мальчике им дела не было. Вскоре они умерли и его забрала к себе бабушка. Больше всего на свете матери мальчика хотелось быть всегда свободной, а ребенок постоянно ей мешал.

Бабушка всегда учила мальчика думать мудро и всегда решать все при помощи ума, а не при помощи силы. Все что знала женщина, то она и старалась передать своему единственному внуку, а также она учила его правильно молиться и быть всегда справедливым.

После прочтения данного произведения становится намного понятнее автора, чем вначале. Он в свои маленькие годы пережил огромное количество горя. И мало кому вообще удается это все пережить, да к тому же не сломаться. И остаться в первую очередь человеком.

Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького

Повесть Максима Горького «Детство» является автобиографической. В ней он описал жизнь полусироты Алеши Пешкова со сложным детством, на долю которого выпало не мало испытаний. Это было время расцвета жестоких нравов мещанства. Особая роль в жизни мальчика досталась его бабушке Акулине Ивановне. Именно она с самого детства занималась его воспитанием и научила мальчика переносить все удары судьбы с высокоподнятой головой.

В своей повести он описывает ее как обладательницу огромных глаз, большой головы и смешного рыхлого носа. Алеша очень любил ее. Бабушке он мог доверить любую тайной, поведать о любом своем страхе. Для мальчика она стала воплощением заботы, доброты и света.  Особенно этот внутренний свет выдавали ее глаза и улыбка. Она обладала очень приятным нежным голосом, и мальчик мог бесконечно слушать рассказываемые ею сказки и жизненные истории, которые оказали огромное влияние на формирование будущей личности Алеши.

А еще бабушка Акулина танцевала, но танцевала она так словно пыталась о чем – то поведать. Танец был для нее не просто движениями, он нес в себе некий внутренний смысл. Она была не на кого не похожа. И это далеко не все ее таланты. Акулина Ивановна также была искусной кружевницей. Научилась этому ремеслу она еще в юности, когда ее семья жила впроголодь, и она таким образом зарабатывала на хлеб. Судьба ее была не легкой. Главы семьи они лишились рано и мать Акулины еле сводила концы с концами. Именно поэтому Акулине пришлось рано повзрослеть и познать заботы взрослой жизни.

Не повезло ей и в замужестве. Муж бил ее, а ей приходилось с этим мириться. Алеша не понимал этого, но бабушка объясняла поведение мужа как выпавшее на ее долю испытание, через которое она непременно должна была пройти.

Акулина Ивановна была человеком набожным, часто молилась и абсолютно обо всем рассказывала Богу. Вера в Бога давала ей силы справляться с жизненными тяготами и лишениями. Несмотря на свою не простую жизнь она не стала озлобленной и черствой, в ее сердце всегда было место для сочувствия и жалости, поддержки ближнего и неравнодушия к чужому горю. В ней сочетались сила воли и доброта души. Она никогда не жаловалась на судьбу.

Благодаря ее воспитанию простой мальчуган Алеша Пешков вырастает настоящим мужчиной, ведь от бабушки Акулины он унаследовал стойкость характера, мудрость и храбрость. Она была его главным наставником и самым близким другом.

Характеристика Бабушки и ее образ в повести Детство

В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Алексей Максимович Горький описал в ней своё детство. В ней автор описал всех своих реальных родственников, Акулина Ивановна была бабушкой главного героя рассказа Алеши. Как в жизни, так и в произведении у неё была своя роль. Она появляется на протяжении всего произведения.

Автор дал её описание, как женщине с пышными формами, большой головой и красивыми и умными глазами. Её волосами он восторгался, они были длинными, густыми и имели необыкновенно красивый цвет. Бабушка их любила, долго расчесывала перед зеркалом. Она была душевной, доброй и бескорыстной, любила всех своих домочадцев, невзирая на их поведение и характер. В рассказе ей было чуть большее шестидесяти лет.

У неё был певучий голос, а манера разговора мягкая и тихая. Для своего любимого внука, который остался сиротой, она с легкостью придумывала разные интересные истории. На жизнь она зарабатывала тем, что плела кружевные вещи, которые были восхитительны. Она любила дома проводить семейные посиделки.

Помимо своей доброты и мягкости, она была невероятно смелая и отважная женщина, когда у них дома произошел пожар, она рисковала своей жизнью, спасая своих близких и свою животину.

Её судьба была не из легких. В детстве у неё рано умер отец, и ей пришлось взять ответственность на себя, потому что мать была больна. Она с ранних лет обеспечивала себя и своих братьев и сестер, помогая матери. В 13 лет она вышла замуж и родила мужу 18 детей, но только трое их них выжили. В их семье рос приемный мальчик, но они относились к нему, как к своему собственному ребенку. Муж был жестоким человеком, бил её и детей, а под старость вообще лишил её средств к существованию, ей пришлось опять самой добывать деньги на жизнь.

Акулина Ивановна была набожным человеком. Вера в бога и надежда помогает ей пережить все трудности, которые ей преподносит жизнь. Она никогда не унижается и идет по жизни с гордо поднятой головой. Только иконы знают, как ей тяжело, она им жалуется на быт и усталость.

В жизни бабушки её внук Алеша занимает особое место. Она его баловала и любила больше жизни. Она выступала проводником по жизни, между маленьким мальчиком и большим жестоким миром. Внук тоже очень любил свою бабушку, она была единственным человеком, который озарял для него весь мир, он мог только с ней посидеть и поделиться своими проблемами, она не только его выслушивала, но и помогала советом. Бабушка повлияла на то, каким человеком он вырос, она сформировала его личность. Он взял её лучшие черты.

`

Бабушка Акулина Ивановна

Популярные сочинения

  • Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина

    Два портрета Александра Сергеевича Пушкина, которые нарисованы не одним художником. Первый портрет нарисовал Орест Адамович Кипренский, второй — Василий Андреевич Тропинин. Чем же они различаются?

  • Характеристика города Калинова от лица Кулигина — сочинение

    Алексей Николаевич Островский – великий русский писатель – был мастером слова. Среди его известных произведений «Гроза» занимает особое место. История создания этого произведения

  • Сочинение Что делает человека известным?

    На самом деле, всеизвестные люди, ну или большинство людей были когда-то никому не известные. Простыми людьми, которых никто, нигде, не узнавал, и не знал о них вовсе.

Одним из второстепенных персонажей автобиографического произведения является дедушка главного героя Алеши Василия Васильевич Каширин.

Писатель представляет его в образе небольшого, сухонького старичка, одетого в темную длинную одежду, имеющего рыжеволосую бороду, отливающую золотом, нос в виде птичьего клюва и зеленые глазки.

Несмотря на поношенную, выцветшую, измятую одежду, Василий Васильевич выглядит лучше и опрятнее своих сыновей, которые носят модные пиджаки, шелковые косынки, повязанные под манишками на шее.

Отличительными характерными чертами деда являются своенравие, упрямство, суровость и завистливость. В разговорах он надменно и насмешливо относится к собеседникам, стараясь раздразнить и рассердить окружающих. Говоря вдумчиво, осторожно негромким голосом. Живущие в доме деда домочадцы ощущают мрачную и тяжелую атмосферу, поскольку нрав Василия Васильевича жесток, яростен и немилосерден.

Дед обожает нахваливать собственную персону, при этом высказываясь горячо с использованием хвалебных фраз.

Старик безразлично относится к своим близким, жене, детям, внукам, выделяя лишь одного сына Якова. Не гнушается дед и применением физического насилия над домашним, начиная от кулаков и заканчивая поркой розгами, считая это хорошим воспитанием. Для внуков, которым дед устраивал порку в субботние дни, Каширин представлялся самодуром и узурпатором. В доме часто происходили ссоры и даже драки.

Иногда у старика бывают моменты просветления и доброты, он общается с внуком, рассказывая ему свои детские воспоминания, давая уроки грамоты и письма по церковной литературе. Заболев, дед, обладая сильным и властным характером, становится капризным ребенком, неспособным переносить и терпеть боль.

С годами, приблизившись к восьмидесяти годам, дед становится ужасно скупым, подозревая всех вокруг в воровстве и нежелании экономить, из-за этого постоянно злясь, раздражаясь и беснуясь. А в один момент дед делит расходы на домашнее хозяйство с бабушкой, не желая большее ее содержать. Акулина Ивановна вынуждена начать зарабатывать на питание, вышивая и плетя узоры.

В финале повести, совсем постарев, дед становится нищим и жалким стариком, заставленным судьбой клянчить милостыню и морящим голодом всех своих домочадцев.

Описывая образ деда, писатель акцентирует внимание на сложность человеческого существования во времена детства главного героя.

Сочинение про Дедушку Каширина

Алексей Максимович Горький написал автобиографическое произведение-трилогию, первая часть которого рассказывает о детстве писателя в семье деда, Василия Васильевича Каширина.

Каширин – отец матери писателя. Василий Васильевич был маленького роста худощавым старичком, нос его от старости стал похож на птичий клюв, но маленькие живые глаза сохранили свой яркий зеленый цвет. Одежда его красовалась многочисленными цветными заплатами, но была аккуратной, и он выглядел чище и достойнее своих сыновей, одетых в красивую богатую одежду. Старик Каширин был отцом троих детей, у него было два сына, и дочь Варвара, мать писателя.

Василий Васильевич по-разному относился к своим детям: дочь он немного побаивался, а сыновей и вовсе недолюбливал. Михаил и Яков думали лишь о том, как завладеть отцовским наследством, лишив такого права свою сестру. Стяжательские наклонности сыновей, мечтающих о богатстве, и их жажда наживы были не по душе Каширину, который с раннего детства трудился не покладая рук, и всего добился своим горбом. Свое предпочтение Василий Васильевич отдавал больше своему приемному сыну, Цыганку. Цыганок умел и любил трудиться, и старик в нем видел достойного продолжателя своего дела. Несчастный случай и желание сыновей избавиться от сильного конкурента, рано унесли жизнь молодого Цыганка, о чем Каширин глубоко сожалел.

У деда была своя мастерская. В доме постоянно толкалось много народа: собственные дети, внуки, работники. Старик держал всех своих домочадцев в строгости, вынося наказание за любую провинность. Но Василий Васильевич был честным и справедливым человеком, ему претила человеческая подлость и подхалимаж, и он сурово боролся с этими пороками обитателей своего дома. Алеша был ему ближе других внуков, он учил его читать, много рассказывал о своей нелегкой жизни, о жизни других людей, учил справедливости. Алексей, как и другие жильцы, не избегал порки деда, но это воспитало в нем стойкость и силу духа. Пример деда, властного и жестокого, его отношение к окружающим, оставили неизгладимый след в душе будущего писателя.

В старости Каширин часто задавал вопрос Акулине Ивановне, почему у них выросли такие подлые сыновья. Все это привело к тому, что Каширин разорился и пошел по миру, оставшись в нищете.

И все равно, образ Каширина – это образ сильного и мужественного человека, оставившего свой след на земле.

Главные герои

Мальчик (рассказчик)

Алексей тяжело переживает переезд в дом деда. Он жесток, избивает внука за испорченную скатерть до потери сознания. Эту травму ребёнок переживает тяжело. Постоянное отсутствие матери ещё больше омрачает ситуацию. Только бабушка жалеет Алёшу, она заступается за него, бережёт от неприятностей. Алёша не может найти достойных друзей ни на улице, ни в школе. Дворовые дети издеваются и обсуждают ругань и скандалы в семье Кашириных. В школе смеются над его бедностью, ругают, так как он не принимает школьные порядки. Когда умирает мать Алёши, дед отправляет его “в люди”.

Мать мальчика, Варвара

Выходит замуж против воли отца. Её первый брак был счастливым, но муж умер и пришлось возвращаться домой. В родительском доме тяжёлая атмосфера, ссоры, ругать, драки. Дед жестокий, жадный человек. Он хочет выдать мать замуж по расчёту. Мать страдает, пытается устроить свою судьбу сама. Снова неудачно, уже беременную, её избивает второй муж. Женщина несчастна и в родительском доме и в попытках наладить личную жизнь. Сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке.

Дед Каширин

Владелец мастерской, богатый, но очень скупой человек. Его не любят и побаиваются в доме. Собственные дети не уважают его, ругаются, требуют разделить наследство. Он вместе с бабушкой молится о непутёвых сыновьях. “Дедушкин” бог злой и строгий, он бесконечно наказывает и ищет грехи. Он пытается учить Алёшу грамоте, читает Библию, заставляет учить молитвы. Сыновья не раз за жизнь пытались убить отца, чтобы получить наследство, от этого он стал чёрствым и грубым.

Бабушка (Акулина Иванова)

Добрая, любящая, заботливая женщина. Она единственный добрый человек в семье. Умная, ловкая, энергичная, бабушка стала для Алёши единственным другом и второй мамой. Она знает много сказок и интересных историй, соседи уважают её за знания о лечебных травах, ходят за советом. Её доля – жизнь с тяжёлым грубым человеком. Когда дед решает разделить хозяйство и перестаёт “кормить” бабушку, она начинает плести кружева и продавать их. Неунывающая, отзывчивая, чудесная женщина.

Дядья Михаил и Яков

Злые завистливые сыновья деда Каширина. Все несчастья в доме происходят по их вине. Им нужны от отца деньги, наследство, сам старик для них чужой. Яков избил свою жену насмерть. Михаил тоже избивает беременную Наталью. Она умирает во время третьих родов.

Цыганок (Иван)

Молодой парень, которого вырастили в семье Кашириных. Он подкидыш. Как ни странно, но дед доволен Цыганком, его работой и помощью. Прозвище своё герой получил за внешность. Он по-цыгански красив и имеет привычку подворовывать, когда отправляется за покупками. Это очень нравится жадному деду. Большое влияние на становление характера Алёши оказывает его дружба с Цыганком. Его речь очень живописная, яркая, сочная. Он добрый, работящий, очень любит бабушку и Алёшу. Однажды зимой он помогает дядьям нести огромный крест на кладбище, поскальзывается, и его придавливает насмерть.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Остап и Андрий братья и враги 7 класс
    Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.
  • Сочинение по картине Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф
    Шишкин был очень впечатлительным. Все свои эмоцию он вкладывал в картины. Одна из таких работ великолепного мастера, это «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». Данное полотно было написано в 1891 году,
  • Сочинение Пропасть между мечтой и реальностью
    Мечта, сладкий плод нашего воображения, в котором мы создаем образ того, что хотели бы иметь, или то, что по нашему мнению должно случиться. Во всех случаях мечта, это своего рода мысли, подчеркнутые положительными эмоциями
  • Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение
    Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда
  • Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)
    Раскаяние — это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен

Образ дедушки является одним из центральных в цикле автобиографических произведений Горького, в том числе и в повести «Детство».

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо — Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Художественные особенности повести «Детство»

Произведение является частью трилогии, рассказывающей о нелегкой судьбе автора:

  • «Детство».
  • «В людях».
  • «Мои университеты».

Первая часть посвящена жизни главного героя в семье его деда. Горький разворачивает перед читателем картину быта поволжского купечества. При этом эмоциональный тон повествования достаточно тяжёлый, поскольку автор говорит о повсеместной жестокости, грубости и злости, в которой жили его родственники.

Интересно, что в повести практически нет положительных героев. В относительно светлые тона окрашены воспоминания Горького лишь о матери, бабушке да Цыганке, одном из работников в доме деда.

Вариант 2

В произведении Горького о нелегкой судьбе основным персонажем является дед. Автор откровенно рассказывает о тяжких обидах, коих повстречал немало в его доме.

Читатель знакомится с картиной будней поволжских купцов. Эмоциональный окрас изложенного крайне напряженный, так как писатель демонстрирует злобу, грубость и бессердечие, поглотившие всех членов семьи. Любопытно, что данная повесть бедна положительными героями. Теплые тона автор допускает лишь изредка, когда вспоминает мать, бабушку и доброго рабочего Цыганка.

Знакомство с дедом рождает двойственные чувства. Несомненно, он умен, хитер и умело управляет делом. При этом нет предела его озлобленности и сумасбродству. В сущности, дед – обыкновенный купец, стремящийся к наживе и падкий на деньги.

В различных ситуациях в характере старика обнаруживаются новые черты. В процессе обучения внука азбуке он представляется требовательным, но задорным и веселым учителем. Однако произведение изобилует эпизодами превращения человека в монстра, мучающего близких людей. Его необузданный нрав пугает даже взрослых детей.

Характер деда всесторонне открывается в описании трагедии, случившейся с Цыганком. Становится понятно, что у сурового и эгоистичного деспота тоже имеются душевные переживания. Странно, что гибель рабочего из мастерской породила у деда более сильные эмоции, чем все горести, выпавшие на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку.

В истории жизни деда отражена судьба целого поколения. Однажды, выпоров Алексея, старик раскаивается и делится сокровенным. Оказывается, его самого жестоко обижали в детстве. Вовсе не природа отняла у него милосердие и наделила злобой. Суровые внешние обстоятельства закалили его характер, внушив, что жестокостью можно завоевать авторитет и добиться послушания. Дед рассказывает внуку о выпавшей ему несчастливой доле. До открытия мастерской ему довелось тяжело работать бурлаком, перетаскивая нечеловеческие тяжести и терпя унижения. Страх перед нуждой приучил его постоянно экономить копейки. В борьбе за выживание он ожесточился и оскотинился.

На примере собственного деда писатель показывает, какой страшный урон недюжинному характеру приносит отсутствие внутреннего стержня, помогающего сопротивляться невзгодам.

Несомненно, дед Каширин среди множества героев повести является самым неоднозначным персонажем.

Основные события

Своим чутким маленьким сердцем Алёша скоро понимает, что всех членов большого семейства объединяет одно общее чувство. Нет, не любовь, как это должно быть между родственниками, а ненависть, помноженная на злобу и зависть. А причина всему — деньги. История жизни деда Каширина — как зеркало, отражающее судьбы его потомства. Когда старый Каширин первый раз порет Алексея за провинность, то потом, в порыве жалости и раскаяния признаётся: «Думаешь, меня не били?..» Оказывается, самого деда в детстве секли так, что «и в страшном сне» не увидеть. И так обижали, что, наверное, сам «Господь Бог глядел и плакал» от жалости! Значит, не сам по себе, от природы, зол и жесток дед! Окружающая обстановка, в которой он рос, испортила и ожесточила его характер, внушила, что именно на таких условиях держится порядок в доме и авторитет старших. Тогда же и узнал внук, какой несчастной была судьба деда Каширина. Прежде чем завести красильню, он много лет бурлачил на Волге, таскал с товарищами на себе неподъёмные баржи, надрывался, терпя издевательства от хозяев. Жуткий призрак нищеты заставлял его всю жизнь, подобно Чичикову, собирать и беречь копейку, трястись над каждым рублём.

  • Сочинение грибной дождик 3 класс по литературе
  • Сочинение гранатовый браслет тема любви итоговое сочинение
  • Сочинение грачи прилетели по картине саврасова грачи прилетели 2 класс
  • Сочинение господин из сан франциско в форме декабрьского сочинения путешествие
  • Сочинение гражданственность и милосердие