Краткое содержание Баргамот и Гараська Андреева
На окраине города Орла жил Иван Акиндиныч Бергамотов, часто его звали просто Баргамотом. Он был городовым и следил за порядком на Пушкарной улице. Местные жители, которые звались «пушкарями» по наименованию улицы, были шумным народом. Каждый день они устраивали драки и бранились, и городовой многих забирал в участок. Пушкари уважали Баргамота, так как он был сильным, непоколебимым и серьезным мужчиной. Многие считали его бесчувственным.
Жил Иван Акиндиныч в скромной хибарке с женой и двумя детишками. Его жена, с виду слабая женщина, умело руководила мужем.
Накануне праздника Христова воскресения Баргамот дежурил на обычном месте. Он наблюдал, как днем такие буйные пушкари, вечером смиренные и наряженные идут в церковь на службу. Городовой думал, что завтра они напьются и подерутся, и снова нужно будет вести кого-нибудь в участок. Добрые мысли пришли к нему, когда Баргамот представил, как придет домой, станет разговляться после поста и подарит сыну мраморное яйцо.
Колокол прозвонил, сообщая о воскресении Христа, и Баргамот заметил на углу улицы Гараську. Это был мужчина без определенного места жительства, вечно пьяный и острый на язык. Неоднократно Баргамот забирал его в участок за брань и драки, хотя чаще колотили самого Гараську. Пьяный в стельку мужчина разозлил уставшего и голодного городового и тот, не дожидаясь привычных оскорблений, повел Гараську в участок. По пути пьяница вспомнил про святой праздник и собрался подарить городовому яйцо, но упав на землю, разбил его. Гараська стал плакать, а Баргамот почувствовал себя плохо, ведь человек подошел к нему с добрым помыслом в праздник, а он его сразу повел под арест.
Баргамот пожалел Гараську и привел его к себе домой. Жена накрыла стол, усадила гостя и вежливо поинтересовалась, как его звать. Крогда женщина назвала его Герасимом Андреичем, мужчина расплакался пуще прежнего – к нему с самого рождения не обращались по отчеству, так уважительно.
Рассказ Леонида Андреева учит нас, что любой человек заслуживает доброго отношения и понимания. Нужно совершать добрые поступки и помогать людям. Так мир вокруг станет гораздо лучше.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Андреев. Все произведения
Баргамот и Гараська. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В книге рассказывается о детстве самого автора. Мать запаздывала и Марсель остался в доме у дедушки, и заснул. Дом дедушки находился в Комбре. Марсель долго спал и пробудившись вспомнил о Комбре, Бальбек, Венецию, Донсьер и Париж
Атлантический океан. Шесть часов утра. Все вокруг спокойно и красиво. Не видно ни одного паруса, а только время от времени покажется спинка рыбы, которая плывет в нужном ей направлении.
Действие сказки разворачивается на собрании различных насекомых, среди которых разгорается спор о смысле жизни. Каждое животное — это собирательный образ какого-то слоя людей
Герой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.
У дающего деньги под проценты ростовщика к мелкому коммерсанту, владеющему небольшой парикмахерской в центре Киева, Свириду Голохвостому накопилось много претензий, из-за накопленных
Краткое содержание рассказа Л.Андреева «Баргамот и Гараська»
Читать краткое содержание рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» рекомендуется для знакомства с сюжетом и героями произведения. Для вдумчивого читателя интересно будет прочитать текст произведения полностью. Рассказ учит тому, что к любой живой душе можно найти тропинку, даже если кажется, что перед тобой пропащий, безнадёжный человек. Доброе слово и человечное отношение творят чудеса.
Главные герои
Иван Акиндиныч Баргамотов – городовой, мужчина крупного телосложения, прозванный Баргамотом, по характеру добрый, порядочный, хороший семьянин.
Гараська – местный пьяница и сквернослов, ведёт бродяжнический образ жизни.
Марья – супруга Ивана Акиндиныча, добрая и отзывчивая женщина.
Краткое содержание
Городового Ивана Акиндиныча Баргамотова жители участка прозвали Баргамотом, несмотря на то что его массивная фигура далеко была не похожа на изящный одноимённый фрукт. Напротив, это был высокий, крепко сложенный мужчина, больше похожий на мастодонта, выделявшийся среди других полицейских громогласностью и силой.
Иван Акиндиныч более двадцати лет отвечал за порядок на улице Пушкарной, которая находилась на окраине Орла. Народ здесь жил шумный, беспокойный. Чуть ли не каждый воскресный день случалась драка, и приводы в участок были обычным делом. «Пушкари» городового слушались, уважали его. Но были и те, которые считали его бесчувственным сухарём.
Жил Баргамот скромно, с членами семьи обходился строго. Его тихая с виду жена умело руководила своим степенным мужем. Иван Баргамотов не стремился, как другие полицейские, к карьерному росту. Он знал наизусть инструкцию для городовых, слепо её выполнял, и душа его была спокойна.
Однажды герой находился на очередном дежурстве. Был канун Рождества, «пушкари» семьями направлялись к церкви. Настроение городового омрачила мысль о том, что эти наряженные, смиренные люди к вечеру снова превратятся в нарушителей, и ему придётся их привлекать к ответу. Но тут же он с радостью представил, как будет разговляться в кругу семьи и как обрадуется сынишка мраморному яйцу.
Когда колокол возвестил всем в округе о начале праздничного богослужения, Баргамот заметил на углу человека. Это был Гараська, известный как сквернослов и пьяница. Его частенько забирали в участок за различные провинности, и так же часто он сам оказывался в драках пострадавшим. Больше всего окружающим досаждал его неисправимый язык, который поносил всех и вся отборной руганью, причём больше всех доставалось городовому.
На зиму бродяга куда-то исчезал, но с наступлением тепла вновь обитал на Пушкарной улице. Гараська нигде не работал, и все считали, что он промышляет воровством. С поличным его ни разу не поймали, но всё равно частенько колотили по подозрению в краже.
В этот вечер он как всегда был пьян. Одежонка была грязной, а лицо бездомного было разукрашено синяками и царапинами. Баргамот сразу поволок его в участок, не дожидаясь привычных в свой адрес оскорблений.
Гараська стал бормотать что-то о празднике и попытался достать из кармана какой-то предмет. Барагамоту стало интересно, что хотел ему показать этот пьяница. Он отпустил Гараську, а тот , не удержавшись, упал и тут же завыл по-бабьи. Оказалось, что бедняга имел самые благородные намерения: он хотел похристосоваться с полицейским и преподнести ему яйцо, но сам же и раздавил его при падении. Гараська стал осыпать своего спутника ругательствами, но городовой не обиделся. В глубине души Баргамот почувствовал свою вину перед этим мужичком, которого чуть не арестовал. Он повёл Гараську с собой, но не в участок, а домой, на праздничную трапезу. Бедняга так удивился, что не знал, принимать ли приглашение или бежать. Он сбежал бы, да ноги не держали.
Марья поняла мужа без слов. Она радушно встретила гостя и поставила перед ним тарелку жирных, наваристых щей. И тут Гараська будто впервые увидел свои грязные руки и жалкие лохмотья, заменявшие ему одежду. Ему стало невыносимо стыдно за себя. Когда же добрая хозяйка назвала его уважительно Герасимом Андреевичем, гость неожиданно стал плакать, да так отчаянно, что перешёл на уже знакомый Баргамоту вой. Марья попыталась успокоить Гараську. В ответ тот признался, что его уже много лет никто не называл по имени и отчеству.
Отзыв
Рассказ оставляет после прочтения светлое и лёгкое чувство радости, дарит надежду на чудо. Автор говорит, что в любой человеческой душе есть доброта и искренность, надо только найти и раскрыть их. Чувство юмора, с помощью которого описаны все недостатки персонажей, скрашивает их, делает героев настоящими, живыми.
Баргамот и Гараська Андреев краткое содержание
Баргамот и Гараська Андреев краткое содержание рассказа
Рассказ «Баргамот и Гараська» был создан известным русским писателем Леонидом Николаевичем Андреевым в 1898 году. Основной идеей произведения становится примирение самых разных людей и их готовность прийти друг другу на помощь в период светлого праздника Пасхи.
Андреев «Баргамот и Гараська»
Ивана Акиндиныча Бергамотова уже около двух десятков лет назад назначили городовым для наблюдения за порядком на Пушкарной улице, находящейся в Орле. Местные обитатели, называющие себя пушкарями, чаще всего именуют надзирателя Баргамотом. Другие люди полагают, что рослый и крупный мужчина, отличающийся незаурядными физическими возможностями, давно мог бы занимать и значительно более высокий пост, однако сам Иван Акиндиныч обычно проявляет полнейшее безразличие к происходящему вокруг, он четко помнит только специальную инструкцию, предназначенную для городовых. Тем не менее, жители Пушкарной улицы испытывают к нему несомненное уважение именно из-за его умения поставить на место любого хулигана путем самого незначительного усилия.
Бергамотов проживает в небольшой избе вместе с женой и двумя наследниками, он строго следит за чистотой в доме. Супруга городового по имени Марья почитает мужа за его степенность и нелюбовь к спиртным напиткам, в то же время женщина при необходимости с легкостью добивается от Ивана Акиндиныча исполнения ее желаний.
Накануне наступления Пасхи городовой пребывает не в самом лучшем настроении, поскольку ему предстоит нести дежурство на своем посту до трех часов ночи, и мужчина понимает, что он никак не сможет присутствовать на праздничной церковной службе. Неожиданно Бергамотов слышит неуверенные шаги, и перед ним появляется находящийся под воздействием немалого количества алкоголя Гараська, являющийся главным нарушителем порядка в округе, этот человек не слишком часто бывает трезвым и всегда ведет себя достаточно агрессивно. Его нередко задерживают и отправляют в участок, где подвергают весьма суровым побоям, однако никто не в силах отучить Гараську от постоянного употребления чрезвычайно грубых слов в общении с окружающими.
Никто не знает, каким образом этот человек себя обеспечивает. В период зимних холодов бродяга обычно исчезает из города, но с приходом весны Гараська снова оказывается на Пушкарной улице, проводя ночи на берегу реки или под деревьями. Здешние жители предполагают, что мужчина занимается мелкими кражами, однако он еще ни разу не был пойман на месте преступления.
При встрече со скандалистом надзирателю сразу становится ясно, что Гараська совсем недавно оказался замешанным в потасовке, поскольку на его лице бросаются в глаза царапины и синяки, а к одежде прилипла свежая грязь. Городовой без церемоний ведет возмутителя общественного спокойствия в полицейский участок, но неожиданно нетвердо держащийся на ногах Гараська падает и разбивает пасхальное яйцо, с помощью которого он желал в соответствии с традицией поздравить Бергамотова с праздником. Бродягу охватывает искреннее отчаяние, и он начинает пронзительно и жалобно выть.
Иван Акиндиныч ощущает глубокое сочувствие к этому человеку, его нисколько не беспокоят неприличные выражения, произносимые Гараськой. Более того, он от души предлагает опустившемуся мужчине отправиться к нему домой, чтобы разговеться.
Жена надзирателя при виде довольно необычного гостя даже не пытается возражать Бергамотову, она без колебаний усаживает Гараську за накрытый стол и ставит перед ним тарелку, наполненную вкусными и ароматными щами. Сам скандалист в этот момент впервые за длительный период времени испытывает ощущение стыда из-за своих немытых рук, а также грязного и рваного одеяния. Услышав уважительное обращение к себе по имени-отчеству, бродяга не в состоянии удержаться от слез, поскольку ранее его никто и никогда так не называл.
Из рассказа «Баргамот и Гараська» становится понятно, что любой человек способен допустить в жизни немало ошибок и выбрать неподходящий путь, как и произошло с Гараськой. Однако окружающим вовсе не следует презирать подобных людей и изгонять их из своей среды. Городовой и его супруга проявляют человечность и участие по отношению к тому, кто ведет самое жалкое и недостойное существование, и в душе героя произведения пробуждается раскаяние и желание измениться.
Анализ рассказа Л.Андреева
«Баргамот и Гараська»
11 класс
История создания рассказа
Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера и стал первым шагом начинающего писателя к литературной славе.
Герои рассказа имели реальных прототипов.
Фамилия городового Баргамотов явно происходит от прозвища и характеризует, прежде всего, внешний его облик. (Баргамот (бергамот) — один из распространенных в России Х1Х века сортов груш).
История создания рассказа
«Нельзя передать моего удивления, — рассказывает писатель в дневнике, — когда я являюсь в понедельник … в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська»… Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там — то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».
Л.Андреев
Анализ рассказа
? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем?
? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни?
? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?
Лексическая работа
Городовой бляха № 20
Пушкари
Баргамот – бергамот
Мастодонты
Мозгляки
Околоточные надзиратели
Полицейский
от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»
прозвище; сорт груш
хоботные млекопитающие, предшественники слонов
людишки слабосильные, тщедушные
жандармы, полицейские
Образ-персонаж
? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов?
? Главное его достоинство?
? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой?
? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для создания образа Баргамота?
(Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление).
? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник?
? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе?
Образ-персонаж
? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры.
? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа?
? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду?
? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?
Образ-персонаж
? В каких комических положениях оказываются герои?
? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське?
? Где, по-вашему, кульминация рассказа?
? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота?
? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и их внутреннего состояния
Образ-персонаж
? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно?
? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем?
? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем?
Как, по — вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи?
Жизнь Гараськи изменится…
ДА
? Что дает вам право так думать?
? Можно ли изменить положение Гараськи?
? Что необходимо предпринять?
НЕТ
Вывод
Комическое в рассказе реализуется через приёмы контраста, гиперболы, уподобления, комического положения, которые прослеживаются не только на уровне сюжетной композиции, но также на образном и языковом уровне.
Комичен сюжет: дубинноголовый «мастодонт» Баргамот способен пожалеть и понять пьяницу, а вор Гараська раскаивается и стыдится самого себя.
Своим пасхальным рассказом Л. Андреев показывает, как раскрываются лучшие человеческие качества в процессе постижения чужой души
Сформулируйте проблемы этого рассказа
Рефлексия
? Какое впечатление на вас произвел рассказ «Баргамот и Гараська» и его персонажи?
? Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни?
Домашнее задание
Эссе на тему:
«Нужно ли быть отзывчивым в наше время»
Задания по произведениям Л.Н. Андреева
Когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как Максим Горький и Леонид Андреев,
заласканных, задушенных славою, то мне вспоминается ребенок в обезьяньих лапах.Д.С. Мережковский
Повести и роман | Драматические произведения | Рассказы (некоторые) |
1903 — «Жизнь Василия Фивейского» ————————————————- | 1906 — «К звёздам» 1907 — «Жизнь человека» 1907 — «Савва» 1908 — «Царь Голод» 1909 — «Анатэма» 1909 — «Дни нашей жизни» 1910 — «Анфиса» 1910 — «Gaudeamus» 1912 — «Екатерина Ивановна» 1913 — «Прекрасные сабинянки» 1914 — «Мысль» 1915 — «Тот, кто получает пощёчины» | 1898 — «Баргамот и Гараська» 1899 — «Ангелочек», «Большой шлем», «Петька на даче» 1900 — «Рассказ о Сергее Петровиче» 1901 — «Жили-были», «Бездна», «Кусака», «Смех» 1902 — «Мысль» 1904 — «Красный смех» 1906 — «Елеазар» 1907 — «Тьма» 1908 — «Рассказ о семи повешенных» 1909 — «Сын человеческий» 1910 — «День гнева», «Неосторожность» 1911 — «Правила добра» |
Творческий путь Леонида Андреева был сложен и противоречив. Его называли писателем, создавшим моду на самого себя. Получивший мгновенную и оглушительную известность в конце XIX века, Леонид Андреев и сейчас остаётся одним из самых читаемых авторов. Проза Андреева не утратила своей актуальности, и прежде всего актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой. Своеобразие произведений писателя проявляется в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов.
Андреев — один из самых парадоксальных писателей в русской литературе, крупнейший прозаик и драматург Серебряного века, чьё творчество развивалось одновременно в русле мифологического реализма и модернизма. Автор 12 пьес, 6 повестей, 1 романа и нескольких десятков рассказов. Считается основателем русского экспрессионизма (течение в модернизме, передающее действительность через её крайне эмоциональное восприятие, поэтому объектом изображения могут являться абсурдные видения, галлюцинации, сны).
Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье разорившихся помещиков. Крайне неохотно учась в гимназии, Андреев с детства проявлял интерес к литературе и философии, увлекался учением Ницше, Шопенгауэра и Гартмана. По окончании гимназии учился на юридическом факультете Петербургского, а затем Московского университета.
Необычайная одарённость сочеталась в юном Андрееве с сильной впечатлительностью и эмоциональностью, вследствие чего он несколько раз пытался покончить с собой, что свидетельствовало о склонности к демонстративным поступкам, а с восемнадцати лет стал злоупотреблять алкоголем; это пагубное пристрастие и привело писателя к преждевременной смерти.
Первый брак. В 1902 году Андреев женился на Александре Михайловне Велигорской, с которой проживёт 4 года вплоть до её смерти от «послеродовой горячки». В этом браке родились сыновья писателя: поэт и общественный деятель Вадим Андреев (1902-1976) и философ, прозаик Даниил Андреев (1906-1959), автор знаменитой книги «Роза Мира«.
Второй брак. В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич-Карницкой, в браке с которой родятся сыновья Савва и Валентин и дочь Вера. Примечательно, что все дети Леонида Андреева связали свои судьбы с творческими профессиями.
По окончании университета работает в суде и в адвокатуре, но одновременно серьёзно занимается литературой, пишет фельетоны для газет «Московский вестник» и «Курьер», подписывая их псевдонимом «Джеймс Линч».
Первый рассказ и первый успех. Свой первый рассказ «Баргамот и Гараська» он опубликовал в «Курьере» в 1898 году. Обыкновенный, казалось бы, пасхальный рассказ о примирении могучего городового и вечно пьяного бродяги получил широкую известность и сыграл решающую роль в писательской судьбе Андреева. На этот рассказ обратил внимание Максим Горький («От этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта», — говорил он) и, встретившись с Андреевым на одном из московских вокзалов, проникся к нему симпатией, пригласив в издательство «Знание», объединявшее молодых писателей-реалистов. С этого момента Андреев — писатель с широчайшей читательской аудиторией. При поддержке Максима Горького был выпущен первый том произведений Андреева.
Философские искания писателя ясно обозначаются уже в рассказах начала 1900-х гг. Развёрнутая метафора непонятости, непризнанности личности дана в рассказе “Смех” (1901): маска, надетая героем рассказа, вызывает у окружающих неудержимый смех, в то время как под маской скрывается одинокая, любящая и страдающая душа.
Настоящей литературной сенсацией стал рассказ “Бездна” (1901): писатель вместе с героями приходит к мысли о том, что мораль и любовь не могут быть надёжной опорой человека: животная страсть, инстинкт оказываются сильнее. Студент Немовецкий, на глазах которого изнасиловали его возлюбленную, сам становится насильником. Интерес к природе человеческой агрессии, мысль о её первичности в человеке закрепили за Андреевым славу эпатажного писателя.
В этом же, 1901 году написан рассказ «Кусака». Как будто следуя традициям Тургенева («Муму») и Чехова («Каштанка»), Андреев создаёт жалостливый и в то же время жестокий рассказ о собаке. Переживая серию предательств, Кусака всякий раз ожесточается, но в ней неизменно возрождается собачья верность.
Доктор Керженцев в рассказе “Мысль” (1902) не может решить: он действительно сумасшедший, или он симулировал сумасшествие, убивая писателя Савелова. Керженцев приходит к страшному и парадоксальному выводу: доказать можно и то, и другое, ибо у мысли нет критериев для проверки собственных выводов. Вся жизнь, а следовательно, и её ценности есть только то, что мы о них думаем.
В раннем творчестве Андреев обращается также к теме судьбы «маленького человека», трагическая судьба которого призвана свидетельствовать о трагичности жизни как таковой и о беспомощности человека что-либо изменить. Об этом, например, рассказы «Ангелочек» и «Большой шлем», а также повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903). Мистицизм и фатализм переплетаются у Андреева с мыслью о том, что во всех бедах человек виноват сам. В начале повести «Жизнь Василия Фивейского» заявлено, что над жизнью главного героя «тяготел суровый и загадочный рок», однако по ходу сюжета становится ясно: все беды, свалившиеся на о. Василия, являются результатом его безволия, бездействия и безумной веры в свою «богоизбранность». Отталкиваясь от сюжета ветхозаветной Книги Иова, Андреев парадоксальным образом переосмысливает проблему веры и безверия, вопрос зависимости судьбы человека от воли Бога. Как и в большинстве предыдущих андреевских произведений, в повести «Жизнь Василия Фивейского» определяющим был мотив безумия, несмотря на подчёркнутую реалистичность изображаемых событий.
Показать психологию войны — такова была задача Андреева в рассказе «Красный смех» (1904), написанном под впечатлением от русско-японской войны. Офицер-артиллерист пишет о войне, и от бесчеловечности всего происходящего сходит с ума. Офицер умирает, и оказывается, что никаких рукописей о войне не было — только пустые листы с нечитаемыми каракулями. Название рассказа стало метафорой жестокой эпохи, которую человечество и представить себе не могло, а также выражением предчувствия Первой мировой войны.
Главное произведение Андреева — повесть «Иуда Искариот» (1907) — была задумана весной 1906 года и закончена в феврале 1907 года. Именно в это время писатель находится в Финляндии и становится свидетелем разгрома Свеаборгского восстания в результате предательства финских социал-демократов. Скрываясь от преследований, уже в Берлине он напишет К.П. Пятницкому: «…в истории всяческих предательств Свеаборг займёт не последнее место. Это не была случайная измена, – это было массовое неудержимое и сознательное движение по стопам Иуды».
Постепенно замысел Андреева меняется: его начинает интересовать не массовое, а индивидуальное предательство, причём предательство не кого-нибудь, а самого Бога: «Убить Бога, унизить его позорной смертью, – это, брат, не пустячок» (из письма М.Горькому). Именно тогда и появляется идея сделать главным героем будущего произведения Иуду, в образе которого должны воплотиться все предатели: «Можно подумать, что не от Адама, а от Иуды произошли люди, — с таким изяществом и такой грацией совершают они дело массового христопродавчества». Но при этом Андреев стремится, чтобы предатель не потерял своей индивидуальности. Чтобы побольше узнать о предательстве Иуды, Андреев не только внимательно перечитывает Евангелие, но и обращается к книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» и к тетралогии Юлиуса Векселля «Иуда и Христос». Однако это вовсе не означает, что писатель стремится к подражанию, наоборот, он готовится к полемике. В отличие от данных писателей, Андреева интересует не сам факт предательства, а «психология, этика и практика предательства».
Первоначально повесть называлась «Иуда Искариот и другие», но затем писатель меняет название. После выхода в свет повесть вызвала многочисленные споры. Одни видели в ней «литературный шедевр» (А. Луначарский и А. Блок), другие – лишь «оправдание низкого предательства» (М.Горький). Сам писатель предчувствовал, что его повесть «будут ругать и слева, и сверху, и снизу». Однако Андреев предпочитает писать не о предательстве вообще, не о предательстве в негативном ключе, а о многоликости предателя, о бесконечном множестве причин, порождающих предательство и даже оправдывающих его. Для этого используется переосмысленный и дополненный художественным вымыслом евангельский сюжет. Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве: Иуда у Андреева — исключительно умный, хитрый и в то же время верный ученик Иисуса Христа, решающийся на предательство во имя величия своего Учителя, прекрасно осознающий, что навечно останется в памяти потомков как подлый предатель.
“Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть поэт Максимилиан Волошин. Фактически повесть родилась из ряда “еретических вопросов”, которые Андреев задал самому себе. Новизна андреевской версии евангельских событий обнаруживается на уровне сюжетных подробностей. Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется, т.к. писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра, включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней. Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них. Своеобразен и стиль повести, в которой ясно обрисованы пространственные образы при предельной обобщённости образов временных. Стиль повести, по мнению Иннокентия Анненского, в полной мере соответствовал философскому замыслу Андреева – превратить прозу в “трагический театр человеческой мысли”.
Следует отметить, что повесть Андреева стала первой в русской литературе попыткой переосмыслить евангельский сюжет. Впоследствии в этом ключе будут написаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Факультет ненужных вещей» Ю.О. Домбровского, «Плаха» Ч.Т. Айтаматова.
Создавая “Иуду Искариота”, Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества, особенно усилившуюся в середине 1900-х гг. Свидетельство тому – рассказы “Христиане” (1905) и “Елеазар” (1906), где уже намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами, в частности, с притчей о воскрешении Лазаря.
См. статью М.В. Осмоловского «Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева»
В 1905 году Андреев приветствует первую русскую революцию, вступает в РСДРП, проводит на своей квартире тайное заседание Центрального комитета партии. За это его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, внесённый предпринимателем и меценатом Саввой Морозовым. В 1906 году Андреев уезжает в Германию а затем на Капри, где живёт у М. Горького.
В 1907 году Андреев пишет рассказ «Тьма», в котором выразилось его разочарование в революции. Этот рассказ был написан в духе идей Достоевского. В основе сюжета — отношения революционера-террориста и проститутки, что повторяло идеи романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Рассказ резко обостряет его отношения с Горьким, и в 1908 году вместе со второй женой он возвращается в Россию и поселяется в посёлке Ваммельсуу (тогда Финляндия, входившая в состав России, а ныне посёлок Серово Ленинградской области).
В этот период Андреев пишет преимущественно пьесы в духе экспрессионистской драматургии. Самой сильной его пьесой стала «Жизнь Человека» (1907). Здесь показана жизнь не через конкретный, а через максимально обобщённый образ — Человека вообще. Ни один персонаж не назван по имени, а сама пьеса делится на этапы обыкновенной человеческой жизни — от рождения до смерти. Открывает и закрывает пьесу Некто В Сером — олицетворение судьбы. Он выходит на сцену в начале спектакля со свечой в руке и напоминает зрителю, что все мы смертны, а наша жизнь — лишь светильник, вспыхнувший в ночи небытия. Во время действия пьесы Некто В Сером стоит в углу с горящей свечой и бесстрастно наблюдает за происходящим. Догорает свеча — умирает Человек. Тьма в конце спектакля — наглядное напоминание о смерти и о безнадёжности борьбы с тьмой.
В 1908 году написан «Рассказ о семи повешенных», посвящённый Л.Н. Толстому, хотя проникнут мотивами прозы Ф.М. Достоевского. Пять революционеров — Сергей Головин, Василий Каширин, Таня Ковальчук, а также скрывающиеся под прозвищами Муся и Вернер — и непричастные к революции двое уголовников — эстонец-убийца Янсон и разбойник Миша Цыганок — ожидают казни. Писателя интересует, как проявит себя каждый из них в последние дни и часы. Поэтому переживаниям каждого из них посвящены отдельные главы.
В 1914 году приветствует вступление России в Первую мировую войну, надеясь на разгром Германии и волну «справедливых» революций по всему миру. Активно сотрудничает с организаторами Февральской революции 1917 года, становится сотрудником газеты «Русская воля». Однако Октябрьской революции не принимает, пишет антибольшевистский роман «Дневник Сатаны». Уезжает в посёлок Нейвола (Мустамяки) и оказывается в невольной эмиграции после отделения Финляндии от России в 1918 году (ныне это посёлок Горьковское Ленинградской области), где и умер 12 сентября 1919 года.